Элементы автомобильных дорог и их характеристика. Кювет дороги


Для чего вдоль дорог сооружают кювет

Кювет вдоль дорогиПри прокладке дорожного полотна вдоль покрытия с обеих сторон часто наблюдается глубокая выемка, разделяющая путь с сопутствующим ландшафтом. Это характерно для междугородних трасс, дорог в лесу, тротуаров в парковых зонах. Параллельные траншеи вдоль дорожного пути называются кюветом, и это не просто последствия рытья траншеи и прокладки асфальта вне городских условий. Это кювет, который выполняет функцию сбора стоковых вод с дороги.

Особенности дорожного устройства

Выемка вдоль дороги чаще всего имеет трапециевидную форму. В ней собирается влага, стекающая с дороги, таким образом, дорожное полотно меньше подвержено деформации. Также кювет может выполнять дренажную функцию. Он может представлять собой канаву или забетонированную поверхность.

Кювет можно встретить вдоль:

  • загородного шоссе;
  • железнодорожных путей;
  • автомобильных дорог на пересеченной местности;
  • велосипедной дорожки;
  • лесопарковых дорог.

Выемка может оставаться необработанной после строительства полотна – тогда это неукрепленная грунтовая поверхность. Если она уплотняется гравием, камнем или даже заливается бетоном, то это укрепленный тип. Укрепление выемки позволяет улучшить сток воды и продлить срок службы дорожного полотна. Укрепление требуется в местах, где дорогой пользуются пешеходы, например, на железнодорожных станциях. Это позволяет избежать травматизма и соблюсти требования по безопасности транспорта и людей.

Другие функциональные особенности

Если автомобиль теряет управление и съезжает с дороги, то кювет может задержать его и препятствовать столкновению с деревьями в зеленой зоне, которые протягиваются вдоль загородных шоссе. Чтобы автомобиль не вылетел в кюветную зону, рекомендуется следить за боковой гравийной насыпью и не допускать выезда на нее. Если правые колеса попадают на этот участок, автомобиль мгновенно теряет прямую траекторию и появляется высокий риск не справиться с управлением и съехать с дороги. По этой причине вдоль особенно опасных участков устанавливается специальное ограждение, препятствующее аварийному съезду машин с дорожного полотна.

Для чего нужен кювет

04 марта 2016

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:

www.dortec.ru

это небольшая канава. Но не только

Сегодня мы вам расскажем, что такое кювет. Этот термин можно истолковать по-разному, так как слово имеет несколько вариантов значения и применяется в различных сферах жизни. Его описание можно найти во многих русских словарях.

Определение

кювет это

Рассмотрим буквальное значение слова "кювет". Словарь русского языка определяет его как таз или лохань. В общем толковании кювет — это выемка или небольшая канава, имеющая форму трапеции, обычно располагающаяся вдоль автомобильной трассы или железнодорожного полотна. Еще может находиться у велосипедных путей.

Его основное предназначение — собирать воду, которая образуется на дороге. Также может служить в качестве дренажа. Кювет бывает как грунтовым, так и укреплённым, то есть полностью покрытым бетоном, или вымощенный камнем. Иногда он отделяется от дорожного полотна.

Кроме того, кювет — это канава, которую специально обустраивают между железнодорожным полотном и откосом пути. Делается это для того, чтобы отвести поверхностные воды с полотна. Также его специально роют вдоль дорожного покрытия, например в парке или лесопарковой зоне. Это делается с целью собрать воду после дождя или талый снег. Такой подход позволяет дороге и обочине оставаться сухими. Кювет представляет собой вырытую траншею вдоль обочины, закрепленную галькой, дерном и другими вспомогательными средствами.

Политика

Слово "кювет" применяется в политической практике и переводится как департамент. В Республике Конго такой кювет граничит с Плато, Санга, Ликуала, Гарбоном. Население в нем составляет более 104 тысяч человек. Имеет площадь 46 060 квадратных километров.

Существует также Западный Кювет. Это департамент, который находится на северо-западе Республики Конго и граничит с Санга и Габоном. Плотность населения в нём составляет 2,46 чел. на квадратный километр, площадь - 28 790 км2, а численность населения - 70 748 чел.

что такое кювет

Другие области применения

Слово встречается и в других отраслях. В медицине есть три толкования этого термина. Прежде всего, кювет — это сосуд, имеющий параллельные плоские стенки. В другом значении — пробирка, которая применяется при радиометрическом или фотометрическом исследовании некоторых жидкостей. В третьем значении это форма, в которую отливают зубной протез. В судоходстве кювет — это ров, который сделан искусственным путем на мелководье для того, чтобы обеспечить прохождение больших кораблей. Он может направить водный поток в нужное русло, а также сократить маршруты. Другое его название — "водный канал". Цель создания кювета — обеспечить пути для судов. Такой ров соединяет бассейны двух водоемов, сокращает дорогу между ними, создает выгодные экономические маршруты для транспортировки.

значение слова кювет

Резюме

Еще раз коротко приведем основные значения:

1 Департамент в Республике Конго.2. Небольшая канава или выемка вдоль обочины железной или автомобильной дороги.

Следует также отметить, что существует кюветоочистительная машина. Она применяется на железнодорожных полотнах и обеспечивает очистку и нарезку кюветов во время текущего содержания путей.

fb.ru

Дорожный кювет

 

Изобретение относится к строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог, в частности к конструкции водоотводного дорожного кювета. Цель изобретения - снижение материалоемкости и повышение надежности. Дорожный кювет 4 включает русло с откосами 7 и дном, снабжен траверсами 2, размещенными поперек его продольной оси с примыканием к земляному полотну дороги 1. Русло кювета 4 размещено в плане с огибанием каждой траверсы 2, причем дно русла проложено с уклоном, постоянным по всей его длине. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

союз соВетских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

>s Е 01 F 5/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

lc (21) 4310128/27-11 (22) 27,07.87 (46) 23.09.90. Бюл. N 35 (75) А.А.Захаров и А.Г.Захаров (53) 625,123 (088.8) (56) Справочник инженера-дорожника./Под ред. Андреева О.В, — M.: 1977, с. 464. (54) ДОРОЖНЫЙ КЮВЕТ (57) Изобретение относится к строительству, реконструкции и ремонту автомобильн.ых дорог, в частности к конструкции

Изобретение относится к строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог, в частности к конструкцииводоотводного дорожного кювета.

Цель изобретения — снижение материалоемкости и повышение надежности, На фиг.1 показан участок дороги, план; на фиг.2 — разрез А-А на фиг,1; на фиг.3— разрез Б-Б на фиг,1; на фиг.4 — разрез В-В на фиг,1.

Дорожный кювет включает земляное полотно дороги 1 с траверсами 2, примыкающими к земляному полотну. Вокруг каждой траверсы 2 сооружены канавы 3.

Траверсы 2 размещены поперек оси кювета

4. Дно 5 канавы 3 и дно 6 кювета 4 имеют постоянный по всей длине уклон. Канавы 3 и кювет 4 содержат внутренний 7 и внешний

8 откосы. Дно 5 канавы и дно 6 кювета размещены ниже поверхности земли 9 и отметки бровки земляного полотна 10, Дорожный кювет работает следующим образом.

Канава 3 вокруг траверса 2 и кювет основной дороги 4 между траверсами (фиг.1) имеет постоянный продольный уклон дна и

„„. Ж„„1594241 Al водоотводного дорожного кювета, Цель изобретения — снижение материалоемкости . и повышение надежности. Дорожный кювет

4 включает русло с откосами 7 и дном, снабжен траверсами 2, размещенными поперек

его продольной оси с примыканием к земляному полотну дороги 1. Русло кювета 4 размещено в плане с огибанием каждой траверсы 2, причем дно русла проложено с уклоном, постоянным по всей его длине. 1

3.и. ф-л ы, 4 ил. переменную глубину. Размеры траверса 2 каждый раз назначаются в зависимости от продольного уклона дороги 1 (местности) и дна 5 канавы (кювета), Дорожный кювет 4 с траверсами 2 создает условия для варьирования уклонами и типами конструкций укрепления дна 5 и откосов 7 канавы траверса

2 и кювета дороги с использованием местных грунтов и строительных материалов и расширения индустриальных методов работ, Траверсы 2 позволяют уменьшить продольные уклоны кювета 4 на участке дороги с большими уклонами (свыше 50%) без устройства гасителей потока, отказаться от устройства капитальных типов конструкций укрепления дна 5 и откосов 7 кювета. Вода. попадая в кювет, стекает с малой скоростью, огибая траверсы 2, и удаляется за пределы сооружения. Размещение траверс

2, примыкающих к земляному полотну дороги 1, позволяет разместить прямолинейные участки кювета, примыкающие к земляному полотну дороги, и перехватить практически весь обьем воды, стекающий с дороги. При большом притоке воды траверсы 2 могут играть роль преград, переливаясь через которые, вода снижает скорость, тем самым

1594241 0 1

Составитель Т.Кашликова

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н.Король

Редактор И;Дербак

Заказ 2815 Тираж 454 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 предотвращая кювет от размыва, повышая надежность его работы.

Формула изобретения

1, Дорожный кювет, включающий в себя русло с откосами и дном, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью снижения материалоемкости и повышения надежности, оН cíàáжен траверсами, размещенными поперек его продольной оси, примыкающими к дороге, а руслом в плане охвачены три стороны каждой траверсы, 5 2. Кювет по и 1, отличающийся тем, что русло выполнено с постоянным по всей его длине уклоном.

Дорожный кювет Дорожный кювет 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному строительству, а именно к конструкции малых водопропускных сооружений на автомобильных и железных дорогах, и предназначено преимущественно для использования на косогорных участках дорог, проходящих в горных и полугорных районах

Изобретение относится к строительству водопропускных сооружений под насыпями автомобильных и железных дорог

Изобретение относится к транспортному строительству, в частности к строительству водопропускных сооружений под камнями дорог

Изобретение относится к транспортному строительству и может быть использовано при возведении водопропускных засыпных сооружений через водотоки

Изобретение относится к области дорожного строительства

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, а именно к трубчатым регуляторам

Изобретение относится к строительству водопропускных сооружений под насыпями железных и автомобильных дорог, дамбами и другими насыпными сооружениями

Изобретение относится к строительству водопропускных сооружений под насыпями железных и автомобильных дорог

Изобретение относится к водосборным сооружениям, примыкающим к мостам и трубам под автодорогами

Изобретение относится к транспортному строительству

Изобретение относится к устройствам для сбора и отвода воды с наземных дорожных покрытий

Изобретение относится к области обустройства дорог, в частности к водопропускным сооружениям

Изобретение относится к области ремонта автомобильных дорог и, в частности, к способам замены водопропускных труб

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции насыпей линейных сооружений на слабых грунтах при пересечении со слабосточными водотоками или в депрессионных формах рельефа

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве водоотводных сооружений на автомобильных дорогах

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для защиты верхней части земляного полотна от переувлажнения

Изобретение относится к области дорожного строительства и может применяться при строительстве дорог для обеспечения пропуска воды через тело земляного полотна

Изобретение относится к строительству и эксплуатации железных дорог в районах вечной мерзлоты и может быть применено при устройстве водоотводов в пределах слабосточных марей

Изобретение относится к области обустройства дорог, в частности к эксплуатации водопропускных искусственных сооружений, и может быть использовано при строительстве дорожных насыпей

Изобретение относится к строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог, в частности к конструкции водоотводного дорожного кювета

www.findpatent.ru

Кювет от канавы чем отличается? Какие различия между ними?

Вообще эти значения похожи, но конечно же и различия между ними тоже есть.

Так кювет — предназначенный для стока вод, обычно он находится вдоль трассы, именно в него часто попадают нерадивые автомобилисты, которые не смотрят на дорогу. Кювет находиться намного ниже трассы и сделан искусственно, естественно руками людей и техникой.

Канава — тоже похожа на кювет, правда вырывают ее для других целей. Также канава может и сама по себе появиться, а вот кювет нет, его только можно вырыть.

Кювет может быть расположен только вдоль дорог (трассы), канава же совершенно спокойно может быть на любом месте.

Пожалуй каждый из нас слышал эти два слова. Да и сами в своей рече использовали не раз. В общих чертах конечно мы понимаем, что эти слова означают, но вот в чем отличие не сразу скажем.

Так вот кювет это все же что то созданное самим человеком. То есть делают канаву вдоль дороги специально, для того, чтобы было куда воде деваться с дороги.

Канавы же появляются сами, по прихоти природы. Хотя и они тоже выполняют свои функции. Но появится они могут в любом месте.

Чем кювет отличается от канавы?

Точно так же, как всякий квадрат- это ромб, но не всякий ромб — это квадрат, так и всякий кювет — это канава, но не всякая канава -это кювет.

Кювет еще называют боковой канавой — она проходит вдоль дорожного автомобильного полотна или железнодорожной насыпи и служит для отвода воды, которая стекает с поверхности полотна и окружающей полотно местности.

Вообще кювет и канава это, по-большому счету, одно и то же. И больших различий между ними, можно сказать, и нет особых, если не учитывать тот факт, что канавы могут быть естественного происхождения, а вот кювет — искусственного. Главное в чем они разнятся — это их местоположение. Канава может быть где угодно, а кювет — только вдоль дорог. Таким образом два главных отличия — происхождение и местоположение.

Если сказать совсем коротко, то отличие кювета от канавы состоит в том, что канава является результатом действий природных явлений, а кювет является делом рук человека.

Кювет делается специально для стока воды вдоль автомобильных или железных дорог.

По сути кювет является той же самой канавой, но облагороженной камнем или бетоном или просто утрамбованной.

 

Канава и кювет, казалось бы что в них разного? Однако отличаются они тем, что кювет это ров вдоль дороги, вырытый с двух сторон (для сбора вод). Он является как бы разновидностью канавы.

Канава это тот же ров, но она бывает как искусственно созданная, так и природно.

Вообще кювет один из видов (типов) канавы, поэтому по сути ни чем он не отличается от канавы.

Может конечно отличаться, есть канавы природного происхождения, кюветы только рукотворного.

Глубиной, углом уклонов откосов могут отличаться.

Не очень разбираюсь в данном вопросе, но по моему кювет-разновидность канавы:

Кювет ,является разновидностью канавы, предназначен для стока воды с дорог. Обычно его можно увидеть вдоль обочины автомобильной дороги.

Из этого отличием будет только то, что кювет располагается вдоль обочины дороги, а канава нет.

Близки по своему значению слова кювет и канава. Однако отличия существенные все-таки есть. Дело в том что кювет это тоже канава, но боковая и проходит вдоль по земле и предназначена для сбора и отвода поверхностных вод, которые стекают в нее с проезжей части и окружающей местности.

Канава же находится у насыпи земного полотна. То есть главное отличие канавы и кювета в х определенном расположении.

Значения слов кювет и канава очень близки, единственное, что их отличает — это место, где они применяются.

Например:

Кювет — это искусственно созданная канава для отвода воды, идущая вдоль обеих сторон дорожного полотна и расположенная ниже уровня дорожного полотна.

Канава — это небольшой (неглубокий, неширокий) ров, который вырыли для отвода воды, а так же обозначения границ участка земли.

faston24.ru

Элементы автомобильных дорог

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Устройство автомобильных дорог

Элементы автомобильных дорог

Основные элементы автомобильной дороги (рис. 1) представляют собой совокупность прямых, кривых участков и уклонов, характеризующих дорогу в продольном и поперечном профиле.

Рис. 1. Элементы конструкции автомобильной дороги:а — схема участка дороги, б — кювет треугольного сечения, в — поперечное сечение откоса, г — сооружение из боковых резервов, д — поперечное сечение дороги в выемке, е — отсыпка грунта в кавальер, ж — поперечное сечение дороги на косогоре; 1 — откос насыпи, 2, 12, 17 — насыпи, 3 —дорожное покрытие, 4 — поверхность материкового грунта, 5 — обочина, 6 — дно кювета, 7 — внешний откос кювета, 8 — бровка кювета, 9 — бровка насыпи, 10 — резерв, // — берма, 13 — поверхность косогора до разработки, 14 — напорная канава, 15 — кавальер, 16,18 — подпорные стенки; Н : L — заложение откоса

Трассой дороги называют ее ось на земной поверхности. Трасса имеет повороты, подъемы и спуски, включает в себя прямые и кривые участки. Выбирают трассу, учитывая требования удобного и безопасного движения автомобилей с заданными скоростями. Естественные преграды (овраги, горы, реки) заставляют увеличивать длину дороги, прокладывая ее в доступном для строительства месте. Трасса дороги рассматривается в двух проекциях. Проекция на вертикальную плоскость представляет продольный профиль, а проекция на горизонтальную плоскость — план трассы.

Продольный профиль характеризует крутизну дороги на каждом участке. Естественные уклоны местности могут превышать допускаемые для дорог. В этом случае часть грунта срезается.

Выбор продольного профиля дороги оказывает большое влияние на безопасность движения, скорость и производительность автомобиля. Поэтому при строительстве дорог необходимо соблюдать технические нормы, которые устанавливают величины наибольших уклонов и определяют условия сопряжения профиля на переломах. Кроме того, учитывают .все условия для создания плавного и безопасного движения при минимальной стоимости строительства. Трассу дороги для лучшей ориентации делят на километры и стометровые участки, называемые пикетами.

План дороги представляет собой проекцию дороги со всеми сооружениями, расположенными на дорожной полосе, на горизонтальную плоскость.

План дороги определяет ширину ее конструктивных элементов, длину прямых и скругленных участков, радиусы кривых, углы между прямыми участками.Поперечный профиль дороги (рис. 2) —разрез дороги в направлении, перпендикулярном ее оси, представляет собой линии, ограничивающие земляное полотно и дорожную одежду. Элементы конструкции автомобильной дороги показывают на ее поперечном профиле.

В выемках земляное полотно располагается ниже поверхности земли. Грунт из выемки укладывают в соседнюю насыпь или перемещают в боковые отвалы, называемые кавальерами. При малых поперечных уклонах местности кавальеры расположены с обеих сторон полотна дороги.

Проезжая часть дороги предназначена для движения транспортных средств. Ширина проезжей части зависит от количества полос движения и ширины каждой полосы, а количество полос в свою очередь определяется расчетной интенсивностью и составом транспорта. Потребность в нескольких полосах движения в одну сторону может возникнуть также независимо от интенсивности движения, например, когда в общем потоке перемещаются машины, значительно отличающиеся по скорости от основного транспорта.

На первой стадии строительства или при малой интенсивности движения ограничиваются одной полосой движения для двух направлений. В этом случае разъезд и обгон транспорта осуществляются путем выезда на обочину. Скорости движения в этом случае уменьшаются. При узком полотне в горных условиях разъезд и обгон происходят на специально устраиваемых разъездах. Разъезды представляют собой уширения дорожного полотна и проезжей части.

Рис. 2. Типовые поперечные профили автомобильных дорог: а — I категории на раздельном земляном полотне, 6 — 1 категории на одном земляном полотне, в —II категории, г—III категории, д — IV категории, е — V категории; А — ширина земляного полотна, Б — ширина дорожной одежды проезжей части, В — ширина полосы отвода; 1 — обочина, 2 — кювет, 3 — дорога для гужевого и гусеничного транспорта, 4 — велосипедная дорожка, 5 — тротуар, 6 — снегозащитные лесонасаждения, 7 — линия связи и место для прокладки кабелей и линий электропередач

При интенсивном движении и потоке, в котором транспортные средства движутся с различными скоростями, строят дороги с двумя и тремя полосами движения в каждом направлении. Для безопасности соседние полосы со встречным движением отделяются для устранения выезда машин на другую полосу.

Проезжую часть уширяют при радиусах кривых в плане 1000 м и менее за счет внутренней обочины. Однако ширина обочины не должна быть менее 1,5 м для дорог I, II и III категорий и 1 м — для дорог остальных категорий. При меньшей ширине обочин уширяют земляное полотно.

На кривых участках видимость в плане дороги ограничена. Препятствиями в данном случае могут быть лес, кустарник, сады, непосредственно прилегающие к полотну дороги с внутренней стороны кривой; здания и сооружения; откосы выемки; крутой косогор с внутренней стороны кривой.

Видимость улучшают сносом строений, рубкой деревьев или разработкой откосов, близко подступающих к дорожному полотну.

Обочины примыкают к проезжей части. Их используют для временной стоянки транспорта. В случае отсутствия покрытия на дороге проезжая часть и обочины составляют одно целое.

Дорожное полото — это проезжая часть плюс обочины. Оно ограничено с обеих сторон откосами земляного полотна. Бровкой дорожного полотна называют линии пересечения поверхности обочины с поверхностью откоса. При наличии обочин из грунта бровка дорожного полотна является бровкой земляного полотна. Расстояние между бровками называют шириной земляного полотна.

Водоотводные канавы расположены за пределами дорожного полотна. В боковых канавах, а также в выемках различают внешний и внутренний откосы. Внутренний откос прилегает к обочине.

На дорогах с интенсивным движением устраивают несколько проезжих частей с разделительной полосой между ними.

Пешеходные дорожки (тротуары) расположены за пределами земляного полотна или на обочине.

Вблизи городов и промышленных центров развито велосипедное движение. Для повышения его безопасности выделяются велосипедные дорожки. При интенсивном велосипедном движении велодорожки располагают независимо от автомобильной дороги.

За пределами земляного полотна расположены дороги для гусеничного и гужевого транспорта, велосипедная дорожка, тротуар, древонасаждения и др.Перелом образуется пересечением двух соседних прямых участков продольного профиля, имеющих разные уклоны. Переломы делятся на выпуклые и вогнутые. Они препятствуют движению автомобиля и поэтому их смягчают. Резкое изменение траектории движения автомобиля на переломе нарушает плавность движения.

Продольный уклон дороги может совпадать с кривой в плане, имеющей малый радиус. В этом случае условия движения автомобиля усложняются. Уклон проезжей части на кривых зависит от продольного и поперечного уклонов. Уклон на виражах способствует скольжению остановившегося, медленно движущегося или тормозимого транспорта на скользком покрытии. Исходя из этого, норму наибольшего допускаемого продольного уклона на кривых, указанную в табл. 1, уменьшают согласно табл. 3.

Вертикальные кривые на переломах продольного профиля устраивают в том случае, если разность продольного уклона сопрягаемых прямых 0,5% и более на дорогах I и II категорий, 1% и более — III категории, 2% и более — IV и V категорий.

Искусственные сооружения устраивают в местах пересечения автомобильной дорогой рек, оврагов, балок, других дорог, чтобы предотвратить переувлажнение земляного полотна и обеспечить прокладку трассы дороги в труднодоступном для строительства месте. При увеличении влажности свойства грунта резко изменяются, уменьшается его способность сопротивляться нагрузкам.

Поверхностную воду отводят, устраивая канавы. В них собирается вода с покрытия дороги и прилегающей местности и отводится в пониженные места.Земляное полотно увлажняется также подземными грунтовыми водами. Для понижения и отвода грунтовых вод применяют дренаж, который представляет собой сеть уложенных под землей труб или каменных набросок с крупными пустотами.

При значительных уклонах земной поверхности быстро текущий поток легко размывает поверхностные слои грунтов. В этих условиях делают короткие канавы с перепадами между ними. На каждом уступе предусматривают водобойный колодец, который при интенсивном поверхностном стоке быстро заполняется водой.

Система закрытых водоотводов для пропуска поверхностных вод на городских улицах называется ливнесточной канализацией. В канализацию вода поступает через решетчатую крышку на покрытии дороги.

Большую часть водопропускных сооружений на дорогах (до 96%) составляют трубы, которые укладывают поперек дороги в нижней части насыпи. При укладке труб насыпь делают непрерывной.

При пересечении дорогой рек и других дорог устраивают пропускные сооружения — мосты значительной длины и высоты.

Читать далее: Одежда проезжей части дороги

Категория: - Устройство автомобильных дорог

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Конструкция автомобильных дорог 2

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Устройство автомобильных дорог

Конструкция автомобильных дорог 2

Автомобильными дорогами называют дороги, построенные в соответствии с установленными техническими правилами и требованиями, исходя из обеспечения непрерывности, удобства и безопасности движения транспортных средств.

Автомобильные дороги строятся в пределах полосы отвода, которая включает такжетерриторию вдоль дороги и сооружения для эксплуатации ее.

Рис. 61. Элементы автомобильной дороги: 1 — поверхность земли, 2 — выемка, 3 — насыпь, 4 — откос насыпи, 5 — ось дороги, 6 — проезжая часть, 7 — обочина, 8 — бровка насыпи, 9 — дно кювета, 10 — внешний откос кювета, 11 — бровка кювета, 12 — обрез

Одним из основных элементов автомобильной дороги (рис. 61) является земляное полотно. На нем располагаются проезжая часть, а также обочины и боковые канавы, или кюветы, предназначенные для отвода воды, стекающей с полотна дороги. Часть полосы отвода с левой и правой стороны земляного полотна называется обрезом 12. Обрезы часто используют для объездов при ремонте проезжей части дороги, устройства на них тракторных путей и др.

Проезжая часть дороги представляет собой прочную и плотную поверхность, предназначенную для движения транспорта. Проезжая часть, как правило, располагается симметрично относительно оси земляного полотна. Для устройства проезжей части в земляном полотне отрывают корыто и туда укладывают дорожностроительные материалы. Проезжая часть обычно имеет два слоя: основание и дорожную одежду. В зависимости от назначения дороги одежда состоит из одного, двух и более слоев. Верхний слой одежды называется покрытием дороги.

Дорожные одежды делятся на группы, основными в которых являются: усовершенствованные капитального типа — асфальтобетонные и цементобетонные; усовершенствованные облегченного типа — черные, щебеночные и гравийные; переходные типы — грунтовые, укрепленные вяжущими материалами; низшие типы — грунтовые.

Обочины дороги служат для создания упора проезжей части при строительстве дороги, предохранения краев покрытия от обламывания, разъезда и остановок автомобилей при недостаточной ширине проезжей части. При ремонтах дорог обочины служат для временного складирования материалов. Кроме того, обочины являются резервом для расширения проезжей части.

Боковые кюветы предназначаются для отвода воды из водоносных слоев. В кюветы также стекает вода с поверхности проезжей части. С помощью боковых кюветов стекающие воды отводятся вдоль дороги к искусственным сооружениям или в пониженные места.

Кюветы выполняют в виде выемок, у которых боковые стенки имеют треугольную или трапецеидальную форму.

Рис. 62. Поперечные профили земляного полотна:а — насыпь в нулевых отметках, б — насыпь из боковых резервов, в — выемка, г — полувьгемка-полунасыпь; 1 — насыпь, 2 — резерв, 3 — банкет, 4 — кавальер, 5 — нагорная канава

Линии пересечения земляного полотна с откосами называют бровками (8, 11). Бровки 8, 11 кювета определяют полную ширину земляного полотна. Крутизну откосов измеряют отношением высоты откоса к его заложе нию, т. е. к расстоянию по го ризонтали между бровкой и подошвой откоса, при этом высота откоса принимается за единицу. Крутизну откосов при насыпях высотой до 1 м принимают 1 : 3, свыше 1 м— 1 : 1,5.

Земляное полотно (рис. 62) образуется в поперечном сечении из насыпей и выемок. Необходимость этих элементов определяется рельефом местности, на которой сооружается дорога. Когда дорога должна проходить выше уровня земли, грунт подсыпают, т.е. сооружают насыпь (рис. 62, а, б). В случае повышения уровня земли над дорогой слой земли снимают — делают выемку (рис. 62, в). К выемкам относятся также каналы, траншеи, водоотводные канавы. В местностях, имеющих значительный уклон в поперечном сечении (на косогорах), одна часть дороги может оказаться в выемке, а другая — в насыпи. Такое земляное сооружение называют полувыемкой — полунасыпью (рис. 62, г).

Если для устройства насыпи не хватает грунта, взятого из боковых канав, используют резервы 2 (см. рис. 62, б).

При разработке выемок грунт вывозят в насыпи, однако при избытке этого грунта насыпают кавальеры — насыпи геометрически правильной формы. Располагают кавальеры 4 чаще на обрезах с низовой стороны выемки.

Для ограждения земляного полотна от притока воды из выше-расположенных мест прорезают водоотводные нагорные канавы 5. 1 Продольный профиль дороги показывает характер ее по длине с учетом подъемов и спусков, величину которых характеризуют уклоном, выраженным в процентах. Разность по высоте между двумя точками продольного профиля называют превышением, а расстояние между этими точками по горизонтали — заложением. Разделив превышение на заложение, выраженные в метрах, получают величину продольного уклона дороги.

В зависимости от значения дороги допускается разная величина продольных уклонов. Так, грунтовая дорога может иметь уклон до 9%, для бетонных дорог уклон не должен превышать 4%.

Автомобильные дороги подразделяются на следующие группы: – дороги общегосударственного значения, предназначенные для дальних автомобильных сообщений между столицами республик, промышленными и культурными центрами; – дороги республиканского значения, соединяющие главные административные, экономические и культурные центры краев, автономных республик и областей со столицами союзных республик; – дороги краевого и областного значения; – дороги местного значения, соединяющие районные центры, населенные пункты, колхозы и т. п. между собой.

В зависимости от значения, интенсивности и допустимой скорости движения автомобильные дороги делятся на пять категорий. Для дорог каждой категории устанавливаются нормы и важнейшие параметры.

Читать далее: Грунт и дорожно-строительные материалы

Категория: - Устройство автомобильных дорог

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Элементы автомобильных дорог и их характеристика.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 10Следующая ⇒

Любая дорога имеет план, характеризуется продольным профилем, продольным уклоном и поперечным профилем.

План автомобильной дороги – проекция трассы на горизонтальную плоскость.

Трасса– положение геометрической оси дороги в пространстве.

Угол поворота – изменение направления трассы, который измеряют между продолжением направления трассы и новым ее направлением.

Переходные кривые – кривые переменного радиуса, его устраивают на обоих концах круговой кривой.

В целях обеспечения безопасности движения автомобилей на кривых малого радиуса устраивают односкатный поперечный профиль – вираж, с уклоном проезжей части и обочин к центру кривой.

Продольный профиль дороги – графическое изображение разреза автомобильной дороги вертикальной плоскостью вдоль ее оси.

В местах переломов линий продольного профиля, образующихся при изменении уклона, устраивают вертикальные кривые, которые смягчают профиль.

Дорога состоит из комплекса основных сооружений, элементов благоустройства, линейных зданий, сооружений и различных устройств.

Основными сооружениями дороги являются:земляное полотно, дорожная одежда, водоотводные сооружения, путепроводы, тоннели, подпорные стены.

К элементам обустройства дороги относится комплекс сооружений: автобусные остановки, переходно-скоростные полосы, площадки для остановки, стоянки и отдыха, устройства для освещения дорог, дорожная связь, дорожки для пешеходов, велосипедов и т.д.

К дорожным устройствам относятся: ограждения, дорожные знаки, древонасаждения, скамейки, беседки, плакаты и т.д.

Земляное полотно – сооружение, на котором расположена проезжая часть дороги.

Проезжая часть – основной элемент дороги.

Дорожная одежда – многослойная (однослойная) конструкция, воспринимающая нагрузку от автомобилей и передающая ее на грунтовое основание или на подстилающий грунт.

Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения.

Обочины – полосы, которые примыкают с двух сторон к проезжей части.

Кромка проезжей части – линия, разделяющая проезжую часть обочины.

Кюветы– их устраивают для отвода воды с полотна дороги по обеим ее сторонам.

Обрезы– располагают за кюветом, для различного дорожного обустройства, а также для эксплуатационных целей и для устройства запасного грунтового пути.

Разделительные полосы устраивают на дорогах с большой интенсивностью для безопасности движения автомобилей между полосами проезжей части.

Влияние дорожных условий на безопасность движения.

Обочина нужна для того, чтобы случайно сошедший с проезжей части автомобиль остался в пределах земляного полотна,а не съехал в кювет.

Съезжая на обочину при возникновении опасной ситуации на проезжей части, нужно снизить скорость, если она была близка к мах допустимой. Обочина, покрытая жидкой грязью или толстым слоем песка, представляет большую опасность – авто может занести в кювет или выбросить на проезжую часть.

Краевые полосы – на автомагистралях их выкладывают из белых бетонных плит, на других дорогах – из различных каменных материалов и окрашивают в контрастный цвет. В случае их отсутствия , водитель должен внимательно следить за краем проезжей части дороги, не допуская съезда колес на обочину.

Кюветы, у которых наружный откос более пологий, чем внутренний, считаются наиболее безопасными – кюветы с трапециевидного сечения и кюветы лотки. Наиболее опасные – с круглым поперечным профилем, т.к. они имеют наибольшую ширину и крутые стеки.

Опасные участки автомобильных дорог.

На любой дороге некоторые ее элементы и прилегающие к ним участки считаются опасными и требуют от водителя повышенного внимания. К ним относятся:

1)пересечение дорог в одном уровне с прилегающими к ним участками на протяжении 50м в 1 и другую сторону;

2)кривые с радиусом закругления менее 100м и кривые с недостаточной видимостью подходов к ним на расстоянии 100м в каждую сторону;

3)подъемы и спуски, а также участки, простирающиеся на 100м за вершиной подъема и на 150м перед ней;

4) железнодорожные переезды и участки, расположенные на расстоянии 100м до и после них;

5)мосты, путепроводы, дамбы, высокие насыпи и прилегающие к ним по 75м в обе стороны.

Для безопасного проезда опасных мест характерна необходимость существенного снижения скорости потока автомобилей из-за неожиданного ухудшения дорожных условий или необходимости перестроений транспортного потока, связанных с изменением ранее сложившегося режима движения.

6)резкие изменения направления дороги и места, где у водителей создается неправильное представление о дальнейшем направлении дороги,— поворот дороги непосредственно за вершиной выпуклой вертикальной кривой, скрытый поворот основной дороги в сторону с примыканием по прямому направлению второстепенной дороги; примыкание второстепенных дорог к магистральным дорогам на кривых;

7)зигзагообразные повороты для пересечения малых водотоков или железных дорог под прямым углом;

8)места, где часть транспортного потока изменяет скорость или совершает перестроение,— участки дороги без переходно-скоростных полос перед съездами с дороги, затяжные крутые подъемы, которые автомобили с малым запасом тяги преодолевают на пониженных передачах с значительно сниженной скоростью, особенно опасные при пересеченном рельефе и недостаточной видимости в продольном профиле, что приводит к столкновениям при обгонах; 9)перекрестки и примыкания в одном уровне и особенно неорганизованные («дикие») съезды, стихийно возникающие при уборочных работах в сельскохозяйственных районах; кривые малых радиусов перед мостами и пересечения с местными дорогами в конце затяжных спусков;

10)места, где дорожные условия и придорожная обстановка способствуют значительному превышению безопасной скорости движения,— затяжные спуски на пересечениях глубоких речных долин, а также длинные прямые участки в открытой степной местности, где однообразный придорожный ландшафт, отсутствие подъемов и спусков приводят к потере водителями контроля за скоростью;

11)места значительного ухудшения в неблагоприятную погоду условий движения на коротких участках дорог — пересечения дорогой пониженных участков местности, где образуются ночные туманы; подверженные образованию гололедицы около расположенных у дороги градирен промышленных предприятий и на проезжей части мостов, скользкие после дождей свежеуложенные асфальтобетонные покрытия;

12)места разделения, слияния и пересечения транспортных потоков— пересечения в одном уровне, переходно-скоростные полосы;

13)места, где на дороге могут неожиданно появляться пешеходы, велосипедисты и дикие животные, примыкающие к населенным пунктам участки дорог, автобусные остановки без уширения проезжей части для заезда автобусов, пересечения заповедников.

Опасными участками на дорогах являются не только сами места ухудшения дорожных условий, но и примыкающие к ним участки дорог, на которых транспортные потоки снижают скорость,

протяженностью до 1—2 км. Они не одинаковы для разных мест. При выявлении опасных участков большую- пользу может принести учет мнений водителей и анализ линейных графиков распределения происшествий по протяжению дороги.

БИЛЕТ 12

12. Значение разметки в общей системе организации движения. Назначение, цвет и применение каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки. Назначение, цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

Пользование дорогами в различных погодно-климатических условиях. Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрестку. Движение по регулируемому и не регулированному перекрестках.

Пользование дорогами в различных погодно-климатических условиях.

Читайте также:

  1. B. Ключевые элементы в учении амилленаризма
  2. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  3. III. Зрелые форменные элементы класса VI
  4. А прилежный человек, увидев льва на улице, не станет кричать об этом, а пойдет к своей цели другим путем, той дорогой, где льва нет.
  5. Автоматизированные системы управления вагонным парком на сети железных дорог.
  6. Активные элементы электрических цепей
  7. Архитектурно – конструктивные элементы стен. Балконы, лоджии, эркеры. Деформационные швы
  8. Базовые элементы коммуникационного процесса
  9. Базовые элементы коммуникационного процесса.
  10. Басня, новелла, трагедия. Теория басни Лессинга и Потебни. Прозаическая и поэтическая басня. Элементы построения басни: аллегория, употребление зверей, мораль, рассказ, поэтический стиль и приемы.
  11. В каких местах запрещено пешеходу переходить через дорогу?
  12. В каких случаях водители велосипедов и мопедов должны уступать дорогу транспортным средствам в местах пересечения велосипедной дорожки с дорогой?

lektsia.com


.