В чём польза плавания для спортсмена? Спортсмены плавание


В чём польза плавания для спортсмена? Спортивный журнал Daily Vision

Кто-то любит потеть в спортзале, кому-то нравятся долгие прогулки или бег трусцой на свежем воздухе, а если вам по душе плавание – вас ждут приятные открытия! Начать заниматься плаванием может практически каждый здоровый человек в любом возрасте без ограничений. Риск травм в воде стремится к нулю, а пользу для здоровья от такой тренировки трудно переоценить. Это позволяет многим специалистам относить плавание к числу наиболее эффективных разновидностей физической подготовки. В чем же польза плавания?

Взгляд с Востока

Позитивное воздействие водных процедур на человеческий организм удивило еще древнеиндийских философов, которые даже составили список из 10 преимуществ плавания. Таковыми являются:

  • Ясность ума,
  • Свежесть,
  • Бодрость,
  • Здоровье,
  • Сила,
  • Красота,
  • Молодость,
  • Чистота,
  • Приятный цвет кожи,
  • Внимание красивых женщин.

Согласитесь, все это — очень заманчивые качества!

Убедительные цифры

Главное отличие данного вида спорта от других состоит в том, что человек, пребывающий в воде, находится в расслабленном, горизонтальном, свободном от земного притяжения состоянии, благодаря тому, что вода обладает плотностью, примерно в 800 раз превышающей плотность воздуха. Вдобавок и теплопроводность воды превышает теплопроводность воздуха – почти в 30 раз. Это приводит к повышенным затратам энергии при выполнении человеком нагрузок даже невысокой интенсивности.

Когда вы находитесь в воде при температуре 24-25ºС в течение 3-4 минут, обмен веществ в вашем организме повышается на 50-70%. В воде на выполнение физических упражнений тратится вдвое большее количество энергии, чем при выполнении тех же действий в воздушной среде.

К примеру, во время заплыва вольным стилем, не требующим специальной техники (его еще иногда называют «передний кроль»), ваши энергозатраты будут примерно такими:

  • 3,6 ккал/мин, если вы плывете со скоростью 10 м/мин;
  • 5,1 ккал/мин – на скорости 20 м/мин;
  • 12,2 ккал/мин – на скорости 50 м/мин.

Все вышеперечисленное делает плавание эффективнейшим средством оздоровления, реабилитации и борьбы с лишними килограммами.

Польза для здоровья

Плавание — занятие общеукрепляющее, в нем используются все основные группы мышц (в зависимости от стиля плавания), что позволяет обрести силу и красивое телосложение. Благотворное влияние этого вида физической активности и выгода для здоровья проявляются в следующем:

  • дыхательные мышцы пловца укрепляются, увеличивается жизненная емкость и вентиляционная способность легких, повышается подвижность сочленений грудной клетки, усиливается циркуляция крови в легких (что приводит к сжиганию лишних калорий), оптимизируется сердечный ритм и снижается частота дыхания, а также значительно улучшается функция дыхательной системы;
  • снижаются гравитационные нагрузки на позвоночник, укрепляется мышечный корсет, за счет чего улучшается осанка;
  • водная среда положительно влияет на нервную систему, стимулируя деятельность головного мозга, повышая подвижность нервных процессов и способствуя быстрейшей ликвидации утомления при напряженной умственной работе;
  • гидромассаж кожи приводит к совершенствованию вегетативных функций организма, улучшению периферического кровообращения, снижению артериального давления, рефлекторной стимуляции сердечно-сосудистой системы;
  • организм пловца постепенно становится все более устойчив к воздействиям низких температур.

Дружба с водой

Итак, плавание относится к аэробным упражнениям: во время трехминутного заплыва мышцы потребляют максимальное количество кислорода,  и весь организм начинает работать в оптимальном режиме. Польза плавания очевидна! Благодаря комплексному и щадящему воздействию на все системы организма, плавание остается наиболее эффективным средством восстановления, преображения фигуры, оздоровления тела и улучшения самочувствия. Кроме того, занятия плаванием сами по себе приносят радость. А это, бесспорно, весомый аргумент в их пользу. Летняя пора дает многим людям прекрасные возможности для тренировки. Давайте пользоваться возможностями Природы! Плавайте на здоровье!

© Сергей Колоусов

www.dvjournal.ru

Спортивное плавание: состояние и пути развития - Научные статьи

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Н.Ж. БулгаковаДоктор педагогических наук, профессор О.И. Попов

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Несоответствие между "скромными" результатами российских пловцов на прошедших Олимпийских играх в Афинах и ближайшими победами наших спортсменов на последних юношеских чемпионатах Европы заставляют задуматься о состоянии отечественного плавания и возможностях его дальнейшего роста.

Предпосылки. Опыт стран, имеющих многолетние традиции в развитии этого вида спорта и практику подготовки многочисленных чемпионов и рекордсменов мира и Олимпийских игр (США, Австралия, Германия, Голландия, Швеция, Венгрия, Россия и др.), показывает, что в основе этих успехов лежит организованное массовое обучение плаванию детей и подростков - резерва для отбора в спортивное плавание. Подготовка сильнейших пловцов мира проводится в системе возрастных групп. Ежегодно в каждой стране, культивирующей спортивное плавание, проходят соревнования в возрастных группах: младшей (11-12 лет), средней (13-14 лет) и старшей (15-16 лет). Результаты соревнований публикуются в спортивной печати: мы узнаем чемпионов и призеров возрастных групп и по их результатам оцениваем уровень и перспективы развития спортивного плавания в конкретной стране. Все чемпионы и рекордсмены мира и Олимпийских игр выросли в "инкубаторе" возрастных групп (по данным спортивной статистики, подготовка пловца международного класса требует 7-8 лет систематической тренировочной работы), вот почему плавание называют спортом юных. Огромная популярность плавания как вида спорта для детей и подростков объясняется отсутствием риска травматизма на занятиях, симметричным развитием всех мышечных групп (в отличие от тенниса, фехтования и др.), гигиенически -оздоровительным воздействием воды и направленным влиянием плавания на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

Подчеркнем, что плавание - аэробный вид физических упражнений , наиболее адекватный возрастным особенностям детей и подростков, поскольку вызывает увеличение в крови гормона роста - соматотропина в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и легких.

Сказанное объясняет, почему Международная (ФИНА), европейская (ЛЕНА) федерации плавания и Федерация плавания СССР и России уделяли и уделяют первостепенное внимание развитию массового и спортивного плавания среди детей и подростков.

Так, в конце 50-х - начале 60-х гг. отечественная федерация приняла перспективный план развития детско-юношеского плавания, который казался утопическим в стране, не имеющей закрытых плавательных бассейнов - в это время в Москве было два бассейна, в Ленинграде, Киеве и Минске по одному.

Совместно с Министерством образования и другими государственными структурами была развернута широкая организационно-методическая работа по массовому обучению плаванию в пионерских лагерях, общеобразовательных школах, ДЮСШ и СДЮШОР -обязательный массовый охват школьников на этапе начальной спортивной подготовки, позволяющий задействовать спортивные базы, инвентарь, кадры квалифицированных тренеров. Активную роль в привлечении к занятиям плаванием сыграл и клуб "Нептун", созданный при ЦК ВЛКСМ, а также издание массовым тиражом популярной литературы. Повышению интереса детей к спортивному плаванию способствовали разработка и введение массовых спортивных разрядов на основе комплексного плавания, а также ежегодные соревнования учащихся ДЮСШ и СДЮШОР на призы "Веселого дельфина".

Эффект от проведенных по всей стране широкомасштабных мероприятий не заставил себя долго ждать. На арене мирового плавания появились отечественные олимпийские чемпионы Галина Прозуменщикова, Марина Кошевая, Владимир Сальников, Александр Попов и другие сильнейшие пловцы - победители чемпионатов мира и Европы. Победы наших юниоров на чемпионатах - свидетельство успешной работы в области детско-юношеского плавания. В связи с этим возникают вопросы: почему сегодня нас нет во "взрослом" плавании и каковы его возрастные границы? Как выглядит наш рейтинг, наше присутствие в детско-юношеском и взрослом плавании по сравнению с ведущими державами мира?

Возраст сильнейших пловцов мира. В последние десятилетия в спортивном плавании произошли кардинальные перемены, которые привели к изменению представлений о возрастном диапазоне этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей. В результате профессионализации и коммерциализации спорта средний возраст 10 сильнейших пловцов мира значительно увеличился. Кроме того, темп роста рекордов заметно снизился по сравнению с 60-80-ми годами прошлого века, и для победы на следующей Олимпиаде все чаще бывает достаточно повторить предыдущее рекордное достижение.

До середины 80-х гг. этот возраст составлял 17-18 лет для женщин и 19-20 лет для мужчин. Затем он постепенно увеличивался и в 2004 г. составил 23,1±3,3 года у мужчин и 22,1±3,9 года у женщин. У женщин, кроме того, более выражено ускорение прироста среднего возраста в год проведения Олимпиады. Минимальный возраст вхождения в десятку сильнейших пловцов за последние 40 лет практически не изменился и составляет 15-16 лет у мужчин и 13-14 лет у женщин. Рост средних значений увеличивался за счет максимального возраста, который в середине 90-х гг. превысил 30 лет и в настоящее время приблизился к 35 годам. Как и в 70-е гг., самыми старшими были кролисты-спринтеры, выступающие на дистанциях 50 и 100 м вольным стилем, а также на дистанции 200 м комплексным плаванием, самыми молодыми - пловцы-стайеры, специализирующиеся на дистанциях 800 и 1500 м вольным стилем. Подчеркнем, что возрастные различия между сильнейшими мужчинами и женщинами постепенно уменьшались и в 2004 г. составили 0,9 года.

Организационные формы подготовки сильнейших пловцов. На протяжении всей истории развития спортивного плавания в ХХ в. имеется явный лидер - команда США. С 60-х гг. в США действует стабильная система многоступенчатых соревнований в возрастных группах, постепенно приводящая большое количество спортсменов к результатам международного уровня. Такая система опирается на сложившиеся традиции, огромное количество бассейнов и спортивных клубов, развитый студенческий спорт и не в последнюю очередь - на климатические условия и экстраординарные финансовые возможности. Иными словами, американский путь - это подготовка большого количества высококвалифицированных спортсменов и формирование национальной сборной из сильнейших пловцов на отборочных соревнованиях.

Огромная армия высокопрофессиональных тренеров и высочайшая конкуренция между американскими университетами привели к тому, что появилась возможность добиваться олимпийских успехов и другим путем. В настоящее время спортсменам - студентам вузов нашей страны вербовщики активно предлагают перевестись на учебу в США, где тренируются многие сильнейшие пловцы из развивающихся стран. В этом случае национальным федерациям можно не вкладывать больших средств в подготовку элитных спортсменов. Так, олимпийская чемпионка из Зимбабве К. Ковентри, давно тренирующаяся в США, является единственным представителем этой страны в списках 150 сильнейших за последние 5 лет.

Американская система — это далеко не единственный путь развития национального спорта высших достижений. Некоторые страны с неизмеримо меньшими ресурсами в отдельные годы опережали американцев на Олимпийских играх и чемпионатах мира. В послевоенной истории это пловцы Австралии и ГДР.

Австралийцы нанесли неожиданное поражение команде США на Играх 1956 г., завоевав 8 золотых медалей из 13 разыгрываемых. Перед Олимпиадой в Мельбурне в рамках государственной программы, ставящей целью успешное выступление команды хозяев на Олимпиаде, австралийцы привлекли к сотрудничеству медиков и физиологов, которые в тесном сотрудничестве с тренерами разработали ряд методологических новшеств.

История австралийского плавания показывает, что достигнутые успехи нужно закреплять и развивать. В последующие годы интерес государства к олимпийским достижениям несколько ослаб, и в 1976 г. в Монреале команда Австралии завоевала лишь одну бронзовую медаль.

Затем в Австралии был взят курс на проведение Олимпиады в Сиднее в 2000 г. Руководство страны обратилось к опыту восточноевропейских стран (конечно, имелись в виду ГДР и СССР). Был создан знаменитый Австралийский институт спорта, на 60% финансируемый из федерального бюджета, который одновременно выполняет функции тренировочного и учебного центра, научно-методического обеспечения сборных команд и проведения глубоких фундаментальных исследований в области спорта. Кроме того, гарантируются получение спортсменами образования и дальнейшая служебная карьера. Аналогичные центры подготовки элитных спортсменов успешно работают во Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Китае и других странах.

Различие между двумя (американской и австралийской) формами подготовки наглядно демонстрирует соотношение мест, занимаемых пловцами этих стран в списках 150 сильнейших ("резерв национальных сборных" — те спортсмены, которые в ближайшие год-два могут бороться за место в финалах Олимпиад и чемпионатов мира) и 10 сильнейших - те пловцы, которые, как правило, разыгрывают медали на крупнейших соревнованиях.

В мировых списках как 150, так и 10 сильнейших доминируют спортсмены США, занимая от 21 до 34% мест. Концентрация усилий на подготовке сильнейших спортсменов страны приводит к иным соотношениям мест в списках 150, 10 сильнейших и завоеванных медалей. Так, у команды Австралии число мест в списках 150 варьируется от 5 до 8%, тогда как в 10 сильнейших - от 10 до 15%. У команды Японии за последнее десятилетие выявилась любопытная динамика: с 1993 по 1998 г. в списках 150 сильнейших находилось по 8-10% пловцов, в 10 их число заметно меньше - 3-6%. С 1998 г. условный "резерв национальной сборной" стал постепенно уменьшаться и в 2003-2004 гг. составил 5,1%, тогда как в 10 сильнейших японцев стало значительно больше в 2004 г. - 7,9%.

Анализ количества российских пловцов, попавших в число 150 сильнейших спортсменов мира в индивидуальных дисциплинах (бассейн 50 м), показывает, что в течение последнего десятилетия в нашей стране регулярно воспитывалось большое число высококвалифицированных спортсменов (от 2,8 до 4,6%). Что же касается мировых 10 сильнйших, то до 1996 г. мы стабильно находились выше 5%-ного уровня, однако затем наше представительство в мировой элите стало неуклонно снижаться и в 1999 г. составило всего 2,1%. Несмотря на то что на Олимпиаде 2000 г. в Сиднее наша команда выступила неудачно, с этого года наметился некоторый рост и в 2003 г. мы вновь вышли на достаточно высокий уровень, вселявший определенные надежды перед Олимпиадой в Афинах, - 6,2%. Однако в 2004 г. наше представительство в списке 10 сильнйших вновь снизилось до недопустимо низкого для нашей страны уровня - 2,9%.

Высокое представительство страны в списках 10 сильнейших во многом обеспечивает хорошие перспективы для завоевания медалей на чемпионатах мира и Олимпийских играх в рассматриваемом году. Однако, как справедливо указывают В.Н. Платонов и С. Масри, это вовсе не является гарантией олимпийских успехов, поскольку здесь вступают в действие иные факторы, и прежде всего, к каким именно соревнованиям подводят своих подопечных тренеры сборной команды, ведь на ряде коммерческих турниров имеется весьма значительный призовой фонд. К сожалению, усилия национальных и государственных структур, отвечающих за подготовку сборной, зачастую оказываются недостаточными для того, чтобы подготовка элитных спортсменов была сконцентрирована на подготовке к Олимпиаде либо чемпионату мира. Участие спортсменов сборной команды в коммерческих соревнованиях должно иметь второстепенный, подчиненный характер. Довольно часто серия побед в соревнованиях на Кубок мира оборачивается неудачей в летних стартах. Это нашло четкое подтверждение в различных видах спорта. В случае невозможности совместить планомерную подготовку к основному старту с выступлением на коммерческих соревнованиях целесообразно полностью отказываться от второстепенных турниров. С этой точки зрения должно рассматриваться и участие основного состава сборной страны в чемпионате Европы в год Олимпиады.

Спортивная статистика четко выявляет степень реализации потенциала национальной сборной на Олимпиадах. Наиболее полно его реализуют спортсмены команд США, которая регулярно завоевывает 35-44% золотых и 25-35% от общего количества медалей, и Австралии (15-32,5% золотых и 15-20% всех медалей).

С 1992 по 2002 г. пловцы Японии не завоевывали золотых медалей, а общее число медалей не превышало 5%. К Чемпионату мира в Фукуоке в 2003 г. японцы сконцентрировали усилия на подготовке национальной команды. И, несмотря на снижение представительства в списке 150 сильнейших, на Олимпиаде в Афинах японская команда завоевала 9,4% золотых медалей и вышла на 3-е место в общекомандном зачете.

Что же касается российских пловцов, то за последние 6 лет лишь в 2003 г. процент золотых медалей (7,5%) и их общее количеств о (5,8%) соответствовали уровню представительства в списке 10 сильнейших (6,2%). В остальные годы многие наши лидеры показывали лучшие результаты отнюдь не на Олимпиадах и чемпионатах мира.

Успехи юношеских команд России, неоднократно побеждавших в европейских чемпионатах, - потенциал российского плавания. Так, в 2002 г. они завоевали свыше 42% золотых медалей. Однако этот потенциал не может быть реализован в условиях слабого студенческого и армейского спорта. Необходима разработка специальной федеральной программы, ориентированной на современные реалии спорта высших достижений и предполагающей создание новых организационных форм подготовки элитных пловцов в постюниорском возрасте - 17-25 лет.

Перспективные направления работы в олимпийском цикле 2004-2008 гг. Оценка состояния российского плавания и сравнение его с таковым у ведущих держав мира показали стабильно высокий потенциал детско-юношеских результатов и отсутствие продуманной "доводки" юниоров до лидеров мирового плавания. Сложившееся положение вещей диктует два направления действий:

1) не отказываться от апробированных организационно -методических решений, проверенных практикой, чтобы не упускать побед, уже достигнутых в детско-юношеском спорте;

2) разработать и внедрить новые формы подготовки элитных пловцов 17-25 лет с перспективой на Олимпийские игры в Пекине.

1. Детско-юношеское плавание и подготовка спортивного резерва:

• Уделять первостепенное внимание привлечению детей и подростков к занятиям плаванием (этому способствует ввод в эксплуатацию новых крытых бассейнов по всей стране) и проведению агитационно-пропагандистской работы и организационно-методического обеспечения массового обучения. "Чем больше молока, тем больше сливок".

• Не снижать качества подготовки спортивных резервов, количества работающих ДЮСШ, СДЮШОР и УОР. Развивать их материальную и научно-методическую базу, создавая необходимые условия для тренировки на современном уровне (проживание, учеба, специализированное питание, восстановительные комплексы, КНГ).

• Усовершенствовать календарь соревнований таким образом, чтобы обеспечить квалифицированным юным пловцам четкое двухцикловое планирование и круглогодичную подготовку. Система соревнований должна быть массовой, стабильной и охватывать все возрастные группы. Без этого невозможен мониторинг юных талантов.

• Совершенствовать ЕВСК. Восстановить в ней массовые юношеские разряды, ликвидированные в последнем олимпийском цикле 2000 -2004 гг., что, по данным спортивной статистики, увеличило отсев из ДЮСШ за эти годы в 2 раза.

• Восстановить ликвидированный в новых программах для ДЮСШ и СДЮШОР раздел "Методика определения спортивной перспективности" (тесты, нормативные таблицы и др.).

• Наладить систему поиска талантов в процессе многолетней тренировки, где каждому этапу соответствует свой комплекс критериев, поскольку олимпийских высот может достичь только высокоодаренный спортсмен, выявленный через нее.

• Необходимо разработать комплекс мер, направленных на закрепление молодых специалистов-тренеров в ДЮСШ, и систему регулярного повышения их квалификации (повышение заработной платы, обязательное поощрение первого тренера спортсмена, достигшего международного уровня, региональные и всероссийские конференции, семинары, курсы повышения квалификации, выпуск литературы, видеоматериалов и т.д.).

2. Подготовка элитных пловцов:

• Достойное выступление наших спортсменов на Олимпиаде 2008 г. в Пекине возможно только при условии организации и функционирования центров подготовки пловцов 17-25 лет, оснащенных современным материально -техническим оборудованием для тренировки на суше и в воде, при участии сотрудников КНГ, ведущих мониторинг подготовки в олимпийском цикле. Может быть, стоит использовать опыт работы советских плавательных центров в 1970 -1980 гг., имевших передовое для того времени оснащение (гидроканал, подводную видеосъемку, КНГ и др.) и распавшихся в годы перестройки. Или посылать талантливых юниоров на учебу в американские университеты?!

• Квалификация тренера, работающего в национальной сборной команде, напрямую связана с информационным обеспечением системы спортивной тренировки, доступом к практическому опыту ведущих спортсменов мира. Не случайно по видам спорта, по которым спортсмены успешно выступили в Афинах (теннису, легкой атлетике), существует периодика.

• И еще раз о социальных гарантиях тренеров и спортсменов, работающих на уровне высшего спортивного мастерства. Несмотря на то что первые шаги в этом направлении после Афин были сделаны, необходимо совершенствовать пенсионную, страховую и контрактные системы, защищающие интересы участников подготовки к Олимпийским играм. В противном случае неизбежен отъезд перспективных тренеров и спортсменов в экономически развитые страны и переход тренеров в коммерческие оздоровительные клубы.

bmsi.ru

Плавание

Современные тенденции в развитии плавания позволяют рассматривать этот вид спорта как спорт юных. В плавании возможны не только исключительно ранняя специализация, но и достижение высоких спортивных результатов в подростковом и юношеском возрасте. Морфологические особенности организма в этом возрасте обусловливают в специфических условиях водной среды развитие высокой работоспособности.

В каждом олимпийском цикле обновляются составы национальных команд за счет молодых пловцов. Ряды сильнейших пловцов все чаще пополняются юными спортсменами, которые занимают (особенно девушки) призовые места в соревнованиях.

Анализ спортивных достижений участников олимпийских игр и других крупных международных соревнований показывает, что, как правило, серьезных успехов в спорте добиваются лишь те спортсмены, которые имеют очень высокую работоспособность, в совершенстве владеют современной техникой и обладают должной психологической устойчивостью. Совершенно естественно, что этого можно достичь лишь при ранней спортивной специализации, в условиях многолетней рациональной тренировки, в процессе которой решаются важнейшие задачи подготовки юных пловцов — олимпийских резервов.

Ранняя специализация в плавании не означает односторонность спортивной подготовки. Правильная система тренировки юного пловца предусматривает использование такого большого разнообразия средств физического развития и совершенствования качеств двигательной деятельности, которое позволяет избежать «натаскивания» на результат. Вместе с тем все применяемые методы и методические приемы должны быть нацелены на подготовку к высоким достижениям в избранном виде спорта.

Ранняя специализация в плавании требует не только исключительно квалифицированного решения педагогических задач, но и тщательного врачебного контроля. Для рационального управления сложным процессом подготовки пловцов международного класса, безусловно, огромное значение имеет синтез передового педагогического опыта и результатов научных исследований. На современном этапе развития спорта возрастает роль медико-биологических исследований, данные которых составляют естественнонаучную основу многих теоретических и практических проблем тренировки.

На протяжении ряда лет авторами этой книги проводились комплексные педагогические и врачебные исследования, послужившие научной основой для разработки важных проблем, связанных с системой подготовки юных пловцов (вопросы спортивного отбора и ориентации, режима и методики тренировки, методы врачебного контроля за юными пловцами и др.).

Как известно, в подготовке юных пловцов существенно увеличился объем плавательных нагрузок, что уже оказало положительное влияние на рост спортивных результатов. Интенсификация тренировочного процесса, характерная для последних лет, касается общего объема, интенсивности и плотности тренировочных нагрузок. Это обеспечивает развитие приспособляемости организма к значительным мышечным напряжениям на всех этапах становления спортивного мастерства. Но совершенствование системы подготовки в плавании не может ограничиться только увеличением объемов применяемых нагрузок. Огромное значение имеет рациональный подбор средств, методов и методических приемов при использовании больших объемов плавательных упражнений. В связи с этим в разделе «Пути дальнейшего совершенствования методики тренировки юных пловцов» преимущественное освещение получили вопросы, относящиеся к структуре тренировочных нагрузок на разных этапах годового цикла тренировки и в многолетней подготовке юных пловцов.

Согласно проведенным исследованиям, структура тренировочных нагрузок, т. е. соотношение основных параметров (объема, интенсивности), и их изменение в процессе отдельных циклов тренировки являются одним из решающих факторов рационального планирования тренировочного процесса юных пловцов.

Полученные данные показывают, что основное значение для достижения высоких спортивных результатов имеет уровень развития специальной выносливости, что обусловливает необходимость комплексного развития ряда определяющих ее качеств, в первую очередь общей выносливости, силовой выносливости и быстроты.

Большой интерес для практики представляют результаты многолетних врачебных наблюдений за юными пловцами, прошедшими первоначальные этапы спортивной специализации и достигшими высоких спортивных разрядов.

В разделе «Влияние занятий плаванием на организм юных пловцов» характеризуются морфологические и функциональные особенности детского организма и его адаптационные изменения, связанные с длительными занятиями плаванием; выявляется роль генетических факторов, благоприятствующих успешной деятельности в Избранном виде спорта; рассматривается ряд предпатологических и патологических состояний, которые препятствуют регулярной тренировке, а иногда ведут к отсеву способных юных пловцов.

Немаловажное значение для общей оценки эффективности применяемых методов тренировки имеют наряду с показателями состояния здоровья данные об уровне развития общей работоспособности и специальной тренированности юных пловцов. В соответствующих разделах книги дается оценка уровня развития общей работоспособности и специальной тренированности юных пловцов по результатам тестирования в лабораторных и естественных условиях спортивной деятельности. Полученные результаты основаны на использовании моделей нагрузок, в наибольшей мере отвечающих задачам обследования юных пловцов. Авторами предложена комплексная оценка специальной тренированности пловца, основанная на учете результативности выполнения теста и показателя адаптации организма к предлагаемым нагрузкам.

Впервые в практике наблюдений за юными пловцами специально изучались гормональные механизмы регуляции мышечной деятельности при плавании. Специальный раздел книги знакомит с некоторыми результатами этих исследований. Значение гормональной регуляции в приспособлении организма к требованиям, предъявляемым современной, тренировкой в плавании, наглядно подтверждается существенными изменениями функционального состояния симпато-адреналовой системы в ходе тренировки.

Авторами рассматривается такой важный показатель, помогающий рационально планировать нагрузки в различных циклах тренировки, как напряженность процесса адаптации организма к различным тренировочным нагрузкам в плавании.

В различных разделах книги уделено внимание вопросам, связанным со спортивным отбором и ориентацией в плавании. В них приводятся данные об уровне требований, предъявляемых к организму современной системой подготовки юных пловцов высоких разрядов.

Не подлежит сомнению, что большую роль в успехе спортивного совершенствования играет индивидуальная одаренность. Научно обоснованный спортивный отбор может выделить из большой массы юных пловцов спортсменов, хотя и не имеющих на начальном этапе подготовки высоких результатов, но обладающих качествами, которые позволят им в дальнейшем (после предварительных этапов подготовки) вырасти в течение олимпийского цикла до уровня пловцов международного класса.

Несомненно, выявление талантливых юных пловцов должно осуществляться тренерами в тесном контакте со специалистами в области медицины, физиологии, психологии и других наук.

Естественно, при всей важности рационального спортивного отбора и ориентации главную роль в воспитании высококвалифицированных пловцов играет правильная система их подготовки.

В заключительном разделе излагаются (как результат обобщения проведенных педагогических и врачебных исследований) основные факторы, способствующие успешному спортивному совершенствованию юных пловцов.

В данном сборнике публикуются материалы, освещающие вопросы организации и методики, направленные на повышение профессиональной квалификации тренеров по плаванию, нацеливающие их на более качественную подготовку советских пловцов к международным соревнованиям, и особенно к Московским олимпийским играм 1980 г.

Как и в предыдущих сборниках, настоящий выпуск продолжает знакомить читателей с передовым опытом учебно-тренировочной работы в плавательных бассейнах страны, с опытом работы лучших советских тренеров, с результатами научных исследований в области плавания. Освещаются также основные спортивные события и мероприятия по плаванию.

www.offsport.ru


.