Какие существуют спортивные способы плавания. Стили плавания. Спортивные способы плавания


Техника спортивных способов плавания

В настоящее время в спортивном плавании применяются следующие способы: кроль на груди, кроль на спине, брассибаттерфляй.Эти способы условно делятся на две группы: спо­собы с попеременными движениями руками и ногами (кроль на груди и кроль на спине) и с одновременными движениями рука­ми и ногами (брасс и баттерфляй—дельфин). Способ на боку, утративший свое спортивное значение, применяется во время начального обучения. Он с успехом используется также в при­кладном плавании, в игре в водное поло и при сдаче норм комплекса ГТО.

Кроль на груди

Кроль на груди характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Это самый быст­рый спортивный способ плавания и самый популярный. Заплывы мастеров-кролистов, особенно на короткие дистанции, всегда смотрятся с большим интересом. Популярность кроля на груди объясняется еще и тем, что он преимущественно используется при игре в водное поло, фигурном плавании и при проплывах по естественным водоемам.

Кроль на груди применяет­ся в соревнованиях по плава­нию на всех дистанциях воль­ного стиля: на 100, 200, 400, 800, 1500 м,в эстафетах 4Х100 и 4Х200мвольным стилем, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400м.

Положение тела.Тело плов­ца расположено у поверхности воды и находится в хорошо об­текаемом, близко к горизонтальному, положении (угол «атаки» 0—8°). Голова опущена в воду (лицом вниз) настолько, что уровень воды находится примерно у верхней части лба.

Движения ногами.Ноги выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой (ширина размаха стоп), равной примерно одной четвертой части роста пловца. Движения ногами обеспечивают устойчивое, горизон­тальное положение тела и поддерживают скорость продвижения. Движение ноги вниз называетсярабочим, или гребковым(оно способствует некоторому продвижению тела вперед), а движе­ние вверх— подготовительным(оно не влияет на продвижение тела вперед).

Подготовительное движение (снизу вверх).В край­нем нижнем положении нога выпрямлена в коленном суставе, а стопа повернута внутрь. По отношению к туловищу нога за­нимает наклонное положение, так как она остается согнутой в тазобедренном суставе. Движение вверх начинается с разгиба­ния прямой ноги в тазобедренном суставе. До горизонтального положения нога движется прямая. Далее нога начинает сгиба­ние в коленном суставе, а голень и стопа продолжают движе­ние вверх. В этот момент нога, сгибаясь в тазобедренном су­ставе, начинает движение вниз. Когда угол между передней по­верхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) со­ставит 165—170°, а между задней поверхностью голени и бедра (в коленном суставе).— 130—140°, движение ноги снизу вверх считается законченным.

Рабочее движение (сверху вниз)начинается с после­довательного разгибания ее в коленном и голеностопном (в са­мом конце гребка) суставах и одновременного сгибания в тазо­бедренном суставе. В этот момент все части ноги движутся вниз. Затем голень и стопа продолжают движение вниз до полного разгибания ноги в коленном суставе, а бедро, опережая голень и стопу, начинает движение кверху. Это опережающее движение бедра способствует увеличению скорости движения стопы вниз за счет хлыстообразного движения ноги в целом. Рабочее движение считается законченным, когда нога полностью выпрямится в ко­ленном суставе.

Движения руками.Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз:вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение( пронос) руки над водой.

Вход руки в воду и наплыв.После проноса по воздуху слегка согнутая в локтевом суставе рука вкладывается в воду под острым углом впереди одноименного плечевого сустава в обтекаемом положении и в такой последовательности: кисть, предплечье, плечо. Затем рука разгибается и в этом положении движется вперед и вниз. Когда наплыв заканчивается, рука незначительно сгибается в локтевом суставе, а кисть начинает поворачиваться в положение, перпендикулярное направлению движения.

В этот момент рука составляет угол с поверхностью примерно равный 15—20°

Опорная часть гребка.Двигаясь вперед исверху вниз рука продолжает сгибаться в локтевом суставе до угла 135-140°, а кисть перемещается под продольной осью тела. К концу этой фазы, когда угол между горизонталью и рукой составляет 40—45°, кисть принимает вертикальное положение.

Основная часть гребка.Продвигаясь под туловищем, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем, равный 90-100 градусам. Далее рука постепенно начинает разгибаться и заканчивает основную часть гребка почти прямой. Основная часть гребка завершается, когда рука достигает линии таза.

Выход руки из воды.Когда кисть руки достиг бедра, активные мышечные усилия, направленные на продвижение тела вперед, прекращаются, и плечевой сустав поднимается из воды. В следующий момент из воды последовательно поднимаются плечо, предплечье, кисть и начинается движение (пронос) руки над водой.

Движение руки над водой. Согнутая или полусогнутая рука без излишнего напряжения кратчайшим путем быстро проносится над водой и вкладывается в воду. Во время проноса локоть приподнят, а кисть удерживается у поверхности воды.

Правильное согласование движений руками в кроле на груди основано на получении наиболее высокой, относительно равно­мерной скорости движения пловца на протяжении каждого цик­ла. Поэтому пауза между окончанием основной части гребка одной рукой и началом основной части гребка другой рукой должна быть такой, чтобы сохранялась достигнутая скорость движения пловца.

Дыхание.На один цикл движений выполняется один вдох и один выдох. Для вдоха голова поворачивается в сторону гре­бущей руки (вправо или влево) настолько, чтобы рот оказался над водой. Вдох выполняется быстро и активно через широко открытый рот в первой половине проноса руки над водой. После этого голова быстро поворачивается в воду (лицом вниз), и сразу же начинается выдох сначала через рот, затем через нос. Выдох продолжительнее вдоха; между вдохом и выдохом, а также между выдохом и вдохом не должно быть пауз.

0бщая координация движений.В кроле на груди высокая скорость достигается за счет непрерывности рабочих движений руками и ногами, четкого согласования всех движений с дыха­нием.

Если пловец выполняет вдох под правую руку, то в этот мо­мент левая рука находится в фазе наплыва, правая рука осу­ществляет первую половину проноса, правая нога совершает удар сверху вниз, а левая нога поднимается снизу вверх. Если же вдох производится под левую руку, то соответственно меня­ются положения правой и левой рук и ног.

studfiles.net

Совершенствование элементов техники спортивных способов плавания с использованием поддерживающих средств

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей

I. Введение

Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При систематических занятиях у детей развиваются все основные группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки. Не вызывает сомнения оздоровительная направленность плавания. Оно широко применяется как средство закаливания и профилактики ряда заболеваний и как средство коррекции функциональных отклонений. В результате систематических занятий плаванием более совершенными становятся сердечно-сосудистая и дыхательная системы, лучше развиваются и отдельные физические качества. Цель обучения плаванию-подготовить ребенка к жизни, деятельности в разных условиях. Правильно организованный процесс обучения плаванию детей имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и полученных знаний; развиваются физические качества и умственные способности детей; воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества; вырабатывается осознанное отношение к своим поступкам, умение строить взаимоотношения со сверстниками.

Цель: рассмотреть теоретические вопросы по методике обучения плаванию.

Задачи:  

  • сравнить поточный и круговой методы организации тренировки
  • определить этапы обучения
  • рассмотреть виды упражнений для совершенствования техники плавания

Актуальность. В процессе обучения  плаванию формируется осознанное отношение к здоровью, снижается частота случаев заболеваемости, совершенствуются функции физиологической системы организма, улучшается общее физическое развитие, повышается устойчивость к утомлению и работоспособность.

II. Основная часть

1. Методика обучения плаванию детей.

Методика обучения плаванию детей базируется на общепедагогических принципах: систематичности и последовательности обучения, наглядности, доступности, сознательности и активности, индивидуализации. В методике обучения плаванию занимающихся различного возраста и подготовленности многими специалистами физического воспитания и спорта предлагается достаточное  количество эффективных средств, различных методов и методических приемов. Их рациональное использование может успешно решить проблему ускоренного и надежного обучения  и формирования навыков плавания при условии их своевременного внедрения в практику физического воспитания.

Для отработки техники плавания на занятиях  я использую поточный  и круговой способ организации тренировки.

Поточный способ организации занятия заключается в последовательном  (друг за другом) выполнении упражнений детьми. Способ дает возможность педагогу увеличивать  дозировку выполнения упражнений.

Особой разновидностью поточного способа представляет собой круговое выполнение упражнений. Он заключается в подборе нескольких упражнений динамического /с продвижением вперед/  характера, они могут быть постоянными в течение определенного периода, выполняться с увеличением темпа, но при условии, что техникой данных движений хорошо владеют все дети. Данный способ проведения занятий существенно повышает моторную плотность занятия.

Методы, используемые на занятии.

Методы

Методические приемы

Примечание

1

Словесный

Команды и распоряжения

 

Указания и инструктаж

Описания и объяснения

Пояснения и сравнения

Эффективны эмоциональные сигналы

Максимально кратко и точно

Объяснения предпочтительнее описания

Целесообразны образные сравнения

2

Наглядный

Показ педагога и занимающегося

Виды показа: целостный, фрагментарный, имитирующий

3

Практический

Целостного и расчлененного упражнения. Упрощенного и усложненного упражнения.

Игровой, Круговой и соревновательный

Эффективен контроль исходных и промежуточных положений. Меняются условия и количественные компоненты движений. По принципу: кто больше, дальше, быстрее, лучше

4

Помощи

Ориентировочной помощи:

  • зрительной
  • слуховой
  • тактильной

Виды: зрительные ориентиры, звуковые сигналы

2. Понятие о технике плавания.

Под техникой спортивного плавания понимают систему движений, позволяющую пловцу преодолевать соревновательную дистанцию с возможно более высокой скоростью, оптимальной затратой сил в соответствии с правилами соревнований.

Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом: вначале у детей формируют (при помощи показа и пояснений) представление о конкретном спортивном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые затем соединяются. Использование этого метода предусматривает определенную последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения.

1. Разучивание движений ног:

  • на суше (имитация)
  • в воде с опорой на месте
  • в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания
  • в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.

2. Разучивание движений рук:

  • на суше
  • стоя в воде
  • в согласовании с движениями ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении
  • то же в согласовании с дыханием
  • плавание, совершая гребковые движения руками без выполнения движений ногами (ноги свободно вытянуты, ноги с калабашкой).

3. Разучивание способа плавания в целом, т.е. отработка согласованных движений рук и ног и дыхания (раздельно, слитно).

4. Совершенствование плавания с полной координацией движений.

Во время обучения движения и овладения ими меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации – от простого к сложному и отражают разные уровни обученности.

Выполнение простых, легких плавательных движений подводит к овладению более сложными. Не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения. Это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания с полной координацией. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях, с разными вариантами.

В период обучения я широко использую специальные поддерживающие средства (пояса с отягощениями, мячи, круги, доски, калабашки, гимнастические палки, резиновые жгуты, пластмассовые биты).

Одной из главных причин, увеличивающих сроки обучения плаванию, является страх перед водой. Неустойчивое положение тела в воде, попадание воды в рот, нос, уши – это усиливает чувство боязни перед незнакомой средой.

3. Рекомендуемые упражнения для совершенствования техники плавания спортивными способами.

№ п/п

 Наименование упражнения

 Методические рекомендации

Инвентарь

 

Кроль на груди

1.

Упражнения выполняются в парах.

«Шагающий экскаватор» скольжение на груди. Фото № 6. (Приложение 1)

И.п. – 1 партнер лежа на груди с доской выполняет упр. вдох-выдох, 2 партнер поддерживает стопы ног.

Упражнение выполняется с продвижением вперед. Стопы держать на уровне воды.

Держать тело горизонтально, сохранять равновесие.

Плавательная доска.
2. То же без плавательной доски.    
3.

И.п.– 1 партнер лежа на груди держит доску или калабашку в вытянутой вперед руке. Другая рука выполняет гребок кролем.

2 партнер поддерживает стопы ног.

Упражнения выполняются самостоятельно.

Упражнение выполняется с продвижением вперед.

Обратить внимание на начало и конец гребка.

Плавательная доска или калабашка.
4. И.п.– лежа на груди держать калабашку в вытянутой руке впереди, другая рука выполняет гребок кролем. В ногах зажата еще одна калабашка. Фото № 1. (Приложение 1) Во время упражнения ноги не работают. Обратить внимание на начало и конец гребка. Во время этого упражнения можно отрабатывать технику дыхания, тогда положение рук можно изменять. 2 калабашки.
5. Плавание кролем на груди в полной координации с мячом в руках. Во время начала гребка осуществляется перехват мяча из одной руки в другую. Смена рук, пауза,  выполнить 4 удара ногами. Фото № 5. (Приложение 1)

Во время упражнения точно следовать рекомендациям для совершенствования техники гребка, увеличения «шага».

Руки в локтях не сгибать, тянуться к мячу.

Резиновый мяч среднего размера.
6. Плавание на груди с работой рук кролем, калабашка зажата между ног. Отработка элементов техники плавания кролем на руках в облегченных условиях равновесия  /ноги не тонут/. Калабашка.
  Комплекс упражнений при обучении технике дыхания кролем на груди.
1.

У бортика.

И.п.– одной рукой держась за бортик, другая рука опущена вниз. Положить голову  на руку и зажать между ними пластмассовую биту, можно небольшую резиновую игрушку.

Выполнять упражнение вдох-выдох.

Голову не отрывать от руки, чтобы зажатый предмет не выпал. Во время вдоха посмотреть на плечо. Пластмассовая бита или резиновая игрушка.
2. То же упражнение выполняется в скольжении на груди с работой ног кролем. Рука впереди, держать на уровне воды. Пластмассовая бита или резиновая игрушка.
  Кроль на спине.
1-6

Повторение упражнений № 1-6 в скольжении на спине. Фото № 8. (Приложение 1)

Следить за горизонтальным положением тела, сохранять равновесие. Плавательная доска, калабашка, пластиковая бутылка.
7.

Упражнение выполняется в парах.

И.п. – 1 партнер, стоя лицом по ходу движения, поддерживает стопы ног 2 партнера. 2 партнер лежит на спине и держит в руках плавательную доску.

Положение доски 

  • под головой
  • вверху
  • на груди
  • на коленях
   

8.

9.

И.п. – то же. Упражнение выполняется без доски.

При неправильном положении головы во время скольжения на спине, а также и на груди можно сделать упражнение, такое как: зажать подбородком во время скольжения небольшую резиновую игрушку или колечко. Фото № 3. (Приложение 1)

Следить за положением головы. Резиновая игрушка, колечко.
  Брасс.
1.

Упражнения выполняются в парах

1 партнер держит в руках доску и выполняет упражнение на дыхание, 2 партнер поддерживает стопы ног.

Ноги держать на уровне воды.

Упражнение выполняется с продвижением вперед.

Плавательная доска.
2.

1 партнер выполняет работу рук способом брасс с дыханием,

2 партнер поддерживает стопы ног.

Упражнения выполняются самостоятельно.

   
3. Работа рук способом брасс без работы ног, с высоко поднятой головой. Калабашка зажата между коленей. Стараться как можно выше приподнять себя за счет гребка руками. Калабашка.
4.

Работа ног способом брасс на спине. Калабашка зажата между коленей. Фото № 7. (Приложение 1)

  • руки вдоль тела
  • руки впереди
Дети, плохо лежащие на спине, дополнительно берут в руки доску. Калабашка, доска.
5. То же на груди.    
6. Работа ног способом брасс на груди руки за спиной с гимнастической палкой. Основной толчок ногами выполняется голенью.

Гимнастическая палка.

7. Работа  ног способом брасс на груди, руки за спиной. На колени надеть резиновые жгуты. Фото № 2. (Приложение 1) Колени во время работы ног не разводить в стороны. Резиновый жгут.
8. Плавание на груди способом брасс в полной координации /раздельно/. Надеть резиновые жгуты на локти. Фото № 4. (Приложение 1) Локти широко не разводить. Резиновый жгут.
  Дельфин.
1-4 Повторение упражнений 1-4 в кроле на груди.    
5. Плавание на руках дельфин без работы ног. Зажать калабашку между коленей. Следить за окончанием гребка. Калабашка.
6. Плавание на руках дельфин без выноса рук из воды с калабашкой между коленей. Делать сильный гребок под водой до бедра, руки возвращаются вдоль тела на начало гребка под водой. Калабашка.
Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Какие существуют спортивные способы плавания. Стили плавания

Содержание статьи: Чтобы положительные эффекты от занятий плаванием были заметны, необходимо посещать бассейн трижды в неделю. Кроме этого вам необходимо соблюдать технику и чередовать используемые вами стили плавания в бассейне. В сети можно найти массу информацию об этом, но мы постараемся рассказать обо всем самом важном, чтобы не перегружать вас не нужными знаниями.

Какие существуют виды плавания?

Люди принимают решение начать посещать бассейн, руководствуясь различными целями. Именно по этой причине и существуют различные виды плавания, о которых мы сейчас вкратце расскажем. Для кого-то плавание является просто способом оздоровления, а другие могут мечтать взойти на олимпийский пьедестал. Вот виды плавания, которые можно выделить:

  • Спортивное - различные виды спорта на воде, в которых необходимо преодолеть определенную дистанцию за максимально короткий отрезок времени.
  • Прикладное - здесь необходимо понимать способность преодолевать различные водные преграды, скажем, спасение утопающего человека.
  • Синхронное - выполнение различных технически сложных элементов в воде.
  • Игровое - различные спортивные, а также развлекательные мероприятии, проводимые в воде, скажем, водное поло.
  • Оздоровительное - комплекс лечебных и профилактических процедур, позволяющих повысить тонус человека.
  • Подводное - погружение вглубь естественных водоемов.
  • Прыжки в воду - это вид спорта, в котором атлеты совершают сложные прыжки в воду.
Все эти виды плавания способны укрепить здоровье и для этого необходимо придерживаться определенной программы занятий, которая зависит от поставленных вами задач.

Противопоказания к занятиям плаванием

Хотя этот вид спорта с полным правом считается наиболее безопасным, некоторые противопоказания все же существуют:
  1. Генетические заболевания сердечного мускула.
  2. Серьезные стадии сифилиса и туберкулеза.
  3. Проблемы с работой внутренних органов, при которых высок риск кровотечения.
  4. Сильные расстройства кишечного тракта.
  5. Повреждения элементов суставно-связочного аппарата.
  6. Наличие вирусных и инфекционных заболеваний.
  7. Определенные болезни кожного покрова.
  8. Серьезные проблемы с работой печени и почек.
  9. Эпилепсия.
  10. Склонность к судорогам.
Вероятно, вы обратили внимание, что в данном списке в основном присутствуют заболевания,

sportvn.ru


.