"Основы техники плавания. Эволюция спортивных способов плавания". Способы плавания спортивные


"Основы техники плавания. Эволюция спортивных способов плавания". страница 2

На 16 ОИ отличились австралийские пловцы. Характерной особенностью техники являлось подчинение движений ногами движениям рук. Австралийцы создали принципиально новую технику плавания двухударный «кроль на руках». Этот вариант начал применяться на средних и длинных дистанциях.

Кроль на спине. Как самостоятельный вид плавание на спине включается в программу соревнований со 2 ОИ в 1900г. в Париже. Первоначально это был брасс на спине. С развитием способа кроль на груди отдельные спортсмены пытались применить его и при плавании на спине. На 5 ОИ в Стокгольме американский пловец Г. Хебнер победил на дистанции 100 метров используя именно такой вариант техники.

В 1935-1936 гг. рекордсмен мира и чемпион ОИ демонстрировал своеобразную технику плавания на спине. Он проносил прямые рук над водой через стороны, удерживал голову и плечи высоко, а таз низко, движения ногами выполнял с большой амплитудой.

Дальнейшее совершенствование техники плавания шло в основном в направлении улучшения обтекаемости тела, увеличения мощности гребков руками и снижения интенсивности и амплитуды движений ногами.

Брасс. Выделения брасса в самостоятельный способ спортивного плавания произошло на 3 Олимпиаде в 1904г. в Сент-Луисе. Спортсмены плыли брассом 440 ярдов. На 4 ОИ в 1908г. была введена дистанция 200м и лишь в 1968г. – 100м брассом.

В развитии техники брасса как спортивного способа выделяют 3 этапа:

  1. с 1904 до 1935г

  2. с 1935 до 1953г

  3. с 1953 до настоящего времени

На первом этапе считалось, что движения ногами эффективнее движений руками. Гребок выполнялся в горизонтальной плоскости прямыми руками широко в стороны. Координация движений рук и ног была раздельной: после гребка руками следовало смыкание ног. Вдох выполнялся через рот во время гребка руками.

Несовершенство правил соревнований привело к появлению таких элементов техники, как гребок до бедра и движение рук по воздуху.

Совершенствование техники на втором этапе шло по пути овладения новым способом плавания – баттерфляем. Прежний брасс как спортивный способ стал бесперспективным. Лишь после уточнения правил и решения ФИНА в 1953г. разделить брасс и баттерфляй на самостоятельные виды брассисты продолжили поиски лучших вариантов техники.

В начале 60-х появился новый вариант брасса. Основными чертами способа были: высокое положение тела, вдох в конце гребка, узкая амплитуда движений ног, высокий темп движений.

Баттерфляй (дельфин). Возникновение способа плавания тесно связано с творческими поисками тренеров и спортсменов путей улучшения техники плавания брасс. В 1935г. американский спортсмен Э. Хиггинс впервые проплыл 100м баттерфляем за 1.10.8,сразу побив мировой рекорд.

В дальнейшем безусловное преимущество баттерфляя привело к тому, что на 15 ОИ в финальном заплыве на 200 м все участники вместо брасса применили баттерфляй. В связи с этим баттерфляй с 1 января 1953г. был узаконен как самостоятельный способ плавания, причем правила разрешали выполнять движения ногами сверху вниз, в вертикальной плоскости.

Дальнейшее совершенствование техники связано с именем венгерского пловца Д. Тумпека. Он изменил характер движений ногами и в 1954г. довел мировой рекорд в этом способе плавания до 1.02.

infourok.ru

1. Техника облегченных и спортивных способов плавания

Лекция 3. СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ СПОРТИВНОГО И ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

1. Техника облегченных и спортивных способов плавания.

2. Техника стартов и поворотов в плавании.

3. Прикладное плавание.

В настоящее время в спортивном плавании применяются сле­дующие способы: кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттер­фляй. Эти способы условно делятся на две группы: способы с по­переменными движениями рук и ног (кроль на груди и кроль на спине) и с одновременными движениями рук и ног (брасс и баттерфляй—дельфин).

1.1. Техника облегченных способов плавания

Облегченные способы плавания представляют собой такие координации, в которых последовательно сочетаются простейшие одновременные движения рук с попеременными и или одновременными движениями ног.

Облегченные способы плавания создают предпосылки для непрерывного дыхания.

При плавании облегченными способами обучаемые преобретают навыки выполнения движений с различной амплитудой и в различных направлениях.

Облегченные способы плавания объединены в четыре основные группы: 1 - основана на движениях ног, как при плавании кролем, 2 - на движениях ног как при плавании брассом, 3 - на движениях ног, как при плавании дельфином, 4 - онована на движении ног, как при плавании кролем и попеременных движений рук без выноса из воды.

1.1. Основу структуры сочетаний этой группы составляют движения ног кролем на груди и кролем на спине и одновременные движения рук без выноса из воды.

1.2. Сочетание работы ног, как при плавании кролем на груди, прямые руки двигаются одновременно через стороны до бедер.

1.3. Движения ног, как при плавании способом кроль на спине, прямые руки двигаются одновременно через стороны до бедер.

1.2. Технику любого спортивного способа принято рассматривать в виде четырех элементов (положение тела, движения ног, движе­ния рук, дыхание) и общей координации движений.

Вторая группа. Основу структуры сочетаний этой группы составляют движения ног, как при плавании брассом на груди и на спине (допускаются некоторые технические упращения), и одновременные движения рук без выноса их из воды.

2.1. - движения ног как при плавании брасс на груди, прямые руки двигаются вниз до бедер.

2.2. - движения ног как при плавании брасс на груди, прямые руки двигаются одновременно через стороны до бедер.

2.3. - движения ног как при плавании брасс на спине, прямые руки двигаются одновременно через стороны до бедер.

Третья группа. Основу структуры сочетаний этой группы составляют движения ног, как при плавании дельфином на груди и на спине, и одновременные движения рук без выноса их из воды. Ноги выолпняют упращенные движение: небольшое сгибаени в коленных суставах с последующим разгибанием. Во время удара стопы поернуты внутрь, это увеличивает их рабочую поверхность и обеспечивает расслабление ног.

3.1.- движения ног, как при плавании дельфином на груди, прямые руки совершают гребок вниз до бедра.

3.2. - движение ног, как при плаваниидельфином на груди, прямые руки совершают гребок через стороны до бедер.

3.3. - движение ног, как при плавании дельфином на спине, прямые руки совершают гребок через стороны до бедер.

Четвертая группа. Основу структуру сочетаний сотавляют движения ног, как при плавании кролем на груди и кролем на спине и попеременные движения рук без выноса их из воды.

4.1. - движения ног, как при плавании кролем на груди, руки выполняют движения, как в кроле, с удлиненным гребком до бедер.

4.2. - движение ног, как при плавании кролем на груди, руки выполняют движения, как в кроле, но с укороченным гребком (до вертикального положения).

4.3 - движения ног, как при плавании кролем на спине, руки попеременно у туловища выполняют укороченный гребок.

studfiles.net

Способы плавания

Спортивное плавание

Спортивное плавание характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилам. Соревнования по спортивному плаванию проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 метров) на дистанции от 50 до 1500 метров, а также на открытой воде в виде заплывов на разные дистанции (5, 10, 25 км). Побеждает пловец (команда), первым пришедший к финишу. Саму дистанцию преодолевают различными способами, строго регламентированными правилами соревнований.

Способы спортивного плавания

К спортивным способам плавания относятся:
  1. вольный стиль (кроль на груди)До сих пор во всех классификациях и правилах вместо кроля на груди упоминается способ вольный стиль, то есть пловец может плыть любым способом без ограничений и даже менять его по ходу дистанции. Так как способ кроль на груди является самым быстрым, то пловцы используют именно его. Кроль на груди – стиль плавания на груди, при движении которым пловец совершает широкие гребки вдоль тела попеременно правой и левой руками, и одновременно постоянно выполняет удары ногами в вертикальной плоскости (по принципу работы ножниц). Лицо спортсмена при этом почти постоянно находится; периодически, во время одного из гребков он поворачивает голову в сторону, поднимая лицо из воды для того, чтобы сделать вдох. 
  2. баттерфляй (дельфин) Баттерфляй - стиль плавания на груди, при плавании которым спортсмен выполняет одновременные и симметричные движения левой и правой частями тела. Обеими руками пловец совершает мощный широкий гребок, при выполнении которого верхняя часть корпуса приподнимается над водой, одновременно выполняя симметричные удары ногами "от таза". Способ плавания дельфин является скоростной разновидностью стиля баттерфляй. Техники плавания способом дельфин отличается движением ног: они движутся в вертикальной плоскости вверх и вниз (наподобие движений дельфиньего хвоста). В классическом баттерфляе ноги работают брассом. Дельфин считается вторым по скорости после кроля. 
  3. плавание на спине (кроль на спине) Кроль на спине похож на перевернутый кроль на груди - спортсмен также выполняет попеременные гребки руками и одновременно совершает попеременные удары ногами в вертикальной плоскости (вверх-вниз). Лицо спортсмена практически постоянно (за исключением старта и поворотов) находится над водой. Исключая момент выполнения поворота, спортсмен должен плыть все время на спине. Старт при способе плавания на спине осуществляется из воды (в заплывах вольным стилем, баттерфляем и брассом – старт осуществляется с тумбы). Кроль на спине - третий по скорости способ спортивного плавания. 
  4. брассБрасс - стиль плавания на груди, в котором руки подаются одновременно симметрично вперёд, а ноги совершают одновременный толчок в горизонтальной плоскости. Цикл движений при плавании брассом на груди состоит из одного симметричного и одновременного движения руками, движения ногами и одного вдоха и выдоха ртом. Брасс - самый медленный спортивный способ плавания. 

swimdmitrov.ru

Плавание. Способы плавания. Воздействие плавания на системы организма.

1. Оздоровительное значение плавания

Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.

Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.

Как уже говорилось, плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия плаванием особенно полезны для детей и подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.

Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.

Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.

Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая в безопорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У классных пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока и они могут оттянуть носки почти как балерина.

Плавание — аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких и объём грудной клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.

Занятия плаванием, изучение техники спортивных способов как никакой другой вид физических упражнений тренирует правильный вид дыхания. Невозможно плыть кролем и брасом, не делая короткого глубокого вздоха и длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук. Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.

Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создаёт облегчённые условия для работы сердца. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление крови, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объём сердца. Это, в первую очередь, можно заметить по изменению частоты пульса. У людей, регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15 ударов в минуту меньше. Оптимизируется ритм работы сердца. Гипертоников среди пловцов в 2 раза меньше, чем среди представителей других видов спорта.

Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови — увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.

Плавание повышает интенсивность обмена веществ в организме. За 15 минут пребывания в воде при температуре 24° С человек теряет около 100 ккал тепла.

Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, повышают статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия и широко применяются в подготовке космонавтов.

Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.

К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей — девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и так далее. Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, — а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер, которая пришла плавать, чтобы восстановиться после перенесённого полиомиелита, а стала победительницей трёх Олимпиад. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная её плохой осанкой. Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что в принципе хорошим пловцом может стать каждый.

1.1 Прикладное значение плавания

Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умели плавать. Большей частью это дети школьного возраста. К сожалению, как показывает статистика, например, 60% учеников 4-5-х классов московских школ не умеют держаться на поверхности воды. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. Как правило, это дети и подростки, не обученные плаванию. А каждый, не умеющий плавать или хотя бы держаться на поверхности воды, оказавшийся на берегу любого, даже самого, казалось бы, безобидного водоёма и добравшийся до воды, подвергает свою жизнь опасности. Умеющий плавать человек, оказавшись в воде, никогда не рискует жизнью. Он знает, что, либо доплывёт до берега или какого-то плавсредства, либо сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Несчастные случаи на воде происходят также в результате не знания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь придти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

Вода – целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для неумеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная от дошколят. Однако технику спортивных способов плавания быстрее осваивают дети младшего и среднего школьного возраста.

2. Плавание – раздел базовой части программы физического воспитания.

Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного, однако быстрее осваивают технику спортивных способов плавания дети младшего и среднего школьного возраста. Быстрота обучения объясняется высокими темпами прироста всех физических качеств в этом возрасте, высокой двигательной активностью, большой восприимчивостью к новым движениям, интересом к занятиям физическими упражнениями, в частности, плаванием. Учиться плаванию никогда не поздно. Если научить ребёнка плавать в дошкольном или младшем школьном возрасте не удалось, это нужно сделать при первой же возможности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Согласно “Комплексной программе физического воспитания”, начинать освоение плавания рекомендуется с 4-го класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, желательно приступить к обучению плаванию с 1-го класса (или с 0-го класса). В школах, где есть возможность заниматься плаванием круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы.

За время обучения в начальной школе дети должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с открытыми глазами, правильно дышать, проплывать, соблюдая правильную координацию движений рук и ног, дистанцию 50 м, играть в подвижные игры, прыгать в воду.

Учитывая большие индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности в занятиях с хорошо успевающими учениками, учитель может использовать материал более старших классов за счёт освоения других способов плавания, увеличения дистанции, использования игр на воде и других упражнений.

Если занятия проводятся регулярно в течение года, то даже, несмотря на различный исходный уровень и темпы освоения, учащиеся к окончанию начальной школы могут проплывать за занятие дистанцию 300-400 м, освоить технику 4-х спортивных способов плавания, стартов, уметь играть в подвижные игры на воде и участвовать в соревнованиях (уже начиная с 1-2 класса – 25 м кролем на спине).

В средней и старшей школе обязательно есть учащиеся, которые в силу ряда причин (освобождение по состоянию здоровья, приход из других школ и т.п.) не освоили или только приступили к занятиям плаванием, необходимо использовать программный материал начальной школы. С учащимися, успешно осваивающими плавательные навыки, можно использовать более сложный материал.

В средней школе продолжается закрепление и совершенствование техники спортивного плавания, стартов, ныряния в длину и глубину. Изучается техника прикладных способов плавания, поворотов, эстафетное плавание. Учащиеся знакомятся с правилами проведения соревнований и основными приёмами техники водных видов спорта (водное поло, синхронное плавание, прыжки в воду).

В старших классах проходит совершенствование техники изученного материала, углубляется изучение технических и тактических приёмов водного поло, синхронного плавания. Изучение техники прикладного плавания включает такие умения и навыки, как ныряние в глубину и длину, поиск под водой, освобождение от “захватов” тонущего и транспортировка уставшего или “пострадавшего” к борту. Учащиеся участвуют в организации и проведении соревнований по плаванию младших классов.

На всех этапах обучения в школе учащиеся изучают теоретические основы. В начальной школе учащиеся изучают название плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения; влияние плавания на состояние здоровья; правила гигиены и техники безопасности; поведение в экстремальной ситуации. В средней школе – название упражнения и основных признаков техники, влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей, правила соревнований и определение победителя, участвуют в организации и проведении соревнований. В старших классах – биомеханические особенности техники плавания, правила плавания в открытом водоеме, доврачебную помощь пострадавшему. Учатся выполнять обязанности судьи. Постигают основы методики и организации занятий с младшими школьниками, формируется умение осуществлять закаливающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками.

3. Индивидуальный поход к обучению плаванию учащихся разного уровня подготовленности

Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда будет определено, насколько занимающийся владеет навыком плавания. Подготовленность определяется непосредственно в воде.

В группу наименее подготовленных, включаются те дети, которые не умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погружаться с головой под воду, открывать под водой глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору.

Во вторую группу можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться с головой под воду, не боятся открывать в воде глаза и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытку к передвижению.

Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстоянии 10 – 15м.

В четвертую группу включаются учащиеся, которые проплывают неспортивными способами расстояние больше 25м.

В пятую – умеющие плавать спортивными способами.

Комплектование групп по полу необязательно. Замечено, что занятия проходят более успешно, если в одной группе занимаются девочки и мальчики, девушки и юноши. А вот подбор занимающихся в группы по возрасту (если есть такая необходимость) существенно влияет на качество обучения. Примерно одинаково осваивают движения в воде дети 6 –7 лет, 8 – 10 лет, 16 лет и старше. С детьми младше 6 лет лучше проводить индивидуальные занятия.

Чаще всего у учителя нет возможности комплектовать отдельные группы и ему приходится на одном занятии заниматься с детьми разного уровня подготовленности. Это требует от преподавателя хорошей подготовки к организации и проведению урока.

4. Основные правила проведения занятий

Для успешного проведения занятий необходимо соблюдать следующие правила:

Не заставлять детей насильно входить в воду, погружаться под воду с головой, запугивать: “наглотаешься воды, и утонешь”.

Все объяснения методического и организационного характера проводит с занимающимися только на суше, когда вся группа находится в воде. Применяются краткие команды, методические указания, оценки, которые должны быть предельно лаконичны, чтобы не снижать плотность и эмоциональность занятия и чтобы дети не мерзли.

Особое внимание следует уделить проведению первых уроков, подбору упражнений, доступных для освоения, поскольку успехи на первых занятиях имеют большое психологическое воздействие на новичка, укрепляют уверенность в своих силах и доверии к преподавателю

Каждый даже незначительный успех в обучении, должен быть отмечен, вся .группа или отдельные занимающиеся должны получить одобрение и поддержку.

Если новички не могут выполнить задание, учитель обязан проявить максимум выдержки, терпения и предложить другое посильное задание, чаще всего причиной подобных неудач являются непродуманные действия учителя.

При объяснении нового упражнения необходимо остановиться на следующих основных элементах: исходное положение, форма и характер движения, наиболее трудно выполняемые части.

Объясняя и показывая упражнение, подчеркивать, что надо делать для того, чтобы его правильно выполнить, не акцентируя внимание детей на ошибках и недостатках.

Шире использовать показ упражнений самими детьми, поскольку это убеждает в посильности задания, стимулирует соревнование и активность класса.

Чаще и больше показывать занимающимся конечную цель обучения – технику плавания кролем на груди и на спине, брассом, дельфином в исполнении лучших пловцов.

Каждое занятие начинать с выполнения серии хорошо знакомых упражнений, что позволяет освоиться с местом плавания, привыкнуть к температуре воды, ощутить уверенность в своих силах.

Для увеличения динамичности и плотности урока необходимо чередовать упражнения, выполняемые на месте с упражнениями в движении, упражнения по задержке дыхания – с выдохами в воду, плавание коротких отрезков и серий отрезков с плаванием максимально возможных для детей данной подготовленности дистанций.

После освоения скольжений и первых гребковых движений надо как можно больше плавать, постепенно увеличивая преодолеваемые расстояния.

Поощрять попытки самостоятельного плавания любым спортивным или прикладным способом или их сочетанием.

При изучении новых упражнений уделять особое внимание методическим указаниям по предупреждению типичных ошибок.

Исправлять ошибки, не делая одновременно много замечаний – это снижает интерес к занятиям и уверенность в своих силах.

В каждом уроке надо изучать не более одного - двух упражнений

5. Заключение

Человек – единственное живое существо, которое от рождения не умеет плавать. В настоящее время на Земле ежегодно тонет немало людей. Среди гибнущих 20% детей. Одной из главных причин трагедий на воде является неумение людей плавать.

Сотни тысяч людей посещают плавательные бассейны, проводят свой отпуск на бесчиленных водоемах. Большое число детей вовлекается в занятия водными видами спорта. Обучение плаванию введено в школьную программу физического воспитания. Однако успешное изучение спортивных способов плавания зависит от умения преподавателя подобрать необходимые упражнения, дать точное и образное объяснение движениям, вовремя исправить неправильные действия. Но если ребята не станут классными кролистами или брассистами, не нужно расстраиваться. Даже не став большим спортсменом, ребенок научится основам техники спортивного плавания, правильному выполнению упражнений в скольжении, дыхании, движения рук и ног, заинтересуется этим видом спорта, захочет заниматься им дальше и научится плавать кролем, брассом, дельфином или просто научится плавать - это ему не раз пригодится в жизни.

studfiles.net

Техника спортивных способов плавания — реферат

СОДЕРЖАНИЕ.                              

    

Введение..............................3

 

1.        Свойства  воды.........................5

2.        Техника  спортивных способов плавания...............5

3.        Кроль  на груди.........................5

4.        Кроль  на спине.........................8

5.        Дельфин............................10

6.        Брасс...............................12

7.        Техника  стартов........................13

8.        Техника  ныряния в длину и глубину.................16

9.        Обучение  плаванию........................18

10.      Общая  физическая подготовка....................20

11.      Техническая  подготовка.....................22

Заключение............................24

Список литературы........................26

                             

  Введение.                               

Формирование правильного  навыка плавания возможно в том случае, если учитель

в процессе обучения школьников плаванию  наиболее целесообразно  использует

законы взаимодействия человека с водной средой. За последние годы с помощью

объективных методов исследований проведены экспериментальные работы для

определения эффективных  путей улучшения техники и методики обучения плаванию

детей и подростков. Результаты этих исследований использованы в настоящей

работе.

Плавание состоит из четырех  разделов, которые получили название

спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного)

                                  плавания.                                 

Спортивное плавание содержит различного характера соревнования по видам и

дистанциям, определяемым специальными правилами. Соревнования проводятся в

бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500

м, а также на открытых водоемах в виде проплывов на разные расстояния.

В соревнованиях применяются  спортивные (правильные) способы плавания, которые

по сравнению с самобытными  способами имеют большое преимущество в скорости.

Игровое плавание содержит разнообразные  подвижные игры и развлечения  в воде.

Такое плавание используется, главным образом, при обучении и  тренировке юных

пловцов. Игры вызывают большие  эмоции, повышают активность детей,

способствуют появлению  инициативы, воспитанию чувства товарищества и т. д.

Прикладное плавание включает приемы спасания утопающего, ныряние  в длину и в

глубину, а также преодоление  водных преград.

Фигурное (художественное) плавание представляет собой различные комплексы

движений, составленные из элементов  хореографии с использованием

акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных  фигур в

воде. Фигурное плавание может  быть групповым и сольным.

В нашей стране плаванием  занимаются люди разных возрастов. Однако основная

масса людей, изучающих способы  плавания и принимающих участие  в

соревнованиях,— это дети.

Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу

человека, способствует улучшению  кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она

вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается

дыхание, увеличивается частота  сердечных сокращений, изменяется тонус

периферических кровеносных  сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется

тем, что вода по сравнению  с воздухом имеет увеличенную теплопроводность и

теплоемкость, а также  значительную плотность, в результате чего теплоотдача и

давление воды на поверхность  тела человека резко возрастают.

Плавание является таким  физическим упражнением, которое способствует росту

тела подростков, так как во время плавания человек находится в условиях

частичной невесомости и  в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник

временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.

Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в

первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Во время интенсивного

плавания частота сердечных  сокращений юного пловца, находящегося в состоянии

спортивной формы, может  увеличиться в 3—4 раза и достигнуть 150—200

уд/мин..

При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму

движений: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох

в воду.

Плавание оказывает положительное  влияние на состояние центральной нервной

системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется

уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного  действия

водной среды и физических упражнений на организм ребенка.

Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур

внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В  результате этого

повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык  плавания сохраняется у

человека на всю жизнь. Умение плавать необходимо каждому  человеку, избравшему

себе такую профессию, которая соприкасается с действиями на воде

(строительство мостов, плотин, рыбный промысел и др.). Умение хорошо

плавать, преодолевать водные преграды вплавь и с помощью подручных  средств

необходимо и всем военнослужащим.

Таким образом, плавание как  физическое упражнение, гармонично развивающее и

укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных

возможностей и улучшению  качества ряда движений, необходимых  ему в

повседневной жизни. Поэтому  не случайно плавание входит в число  основных

средств советской системы  физического воспитания.

    

Свойства воды

 

Прежде чем перейти  к рассмотрению основ техники  плавания, необходимо

ознакомиться с некоторыми свойствами воды, в условиях которой  человек

выполняет движения.

Как всякое физическое тело, вода обладает весом. Удельный вес воды

приблизительно в 840 раз  больше удельного веса воздуха. Частицы воды имеют

большую подвижность и  значительную массу, поэтому вода обладает большой

инерцией. Следовательно, для того чтобы развить большую силу тяги, которая

продвигает тело пловца вперед, необходимо выполнять гребковые  движения с

ускорением.

Вода оказывает значительное давление на поверхность тела пловца, а

следовательно, и сопротивление  движущемуся в ней телу. Величина давления

зависит от глубины погружедия.

Передвижение человека в  воде основано на свойстве жидкости оказывать

сопротивление движущемуся  телу. Это сопротивление возникает на гребущих

поверхностях рук, ног и всего тела в виде реакции воды на эти поверхности.

Таким образом пловец, находящийся в воде, может опираться, на нее руками,

ногами, всем телом и вызывать действие реактивных сил. На тело, помещенное в

воду, действует также  подъемная сила.

Не менее важным свойством  воды является ее способность к волнообразованию.

Это свойство основано на наличии  силы тяжести, вязкости и подвижности  водной

среды. Размеры волн, возникающих  при движении пловца по поверхности  воды,

зависят от его технической подготовленности.

    

Техника спортивных способов плавания

 

В настоящее время в  спортивном плавании применяются следующие  способы: кроль

на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй. Эти способы условно

делятся на две группы: способы с попеременными движениями руками и ногами

(кроль на груди и  кроль на спине) и с одновременными  движениями руками и

ногами (брасс и баттерфляй—дельфин). Способ на боку, утративший свое спортивное

значение, применяется во время начального обучения. Он с  успехом используется

также в прикладном плавании, в игре в водное поло и при сдаче норм комплекса

                                      ГТО.                                     

    

Кроль на груди

 

Кроль на груди характеризуется  попеременными и симметричными  движениями

руками и ногами. Это  самый быстрый спортивный способ плавания и самый

популярный. Заплывы мастеров-кролистов, особенно на короткие дистанции,

всегда смотрятся с  большим интересом. Популярность кроля  на груди объясняется

еще и тем, что он преимущественно  используется при игре в водное поло,

фигурном плавании и при проплывах по естественным  водоемам.

Кроль на груди применяется в соревнованиях по плаванию на всех дистанциях

вольного стиля: на 100, 200, 400, 800,  1500 м, в эстафетах

4Х100 и 4Х200 м вольным стилем, в комплексном плавании на дистанциях

200 и 400 м.

     Положение тела. Тело пловца расположено у поверхности воды и находится в

хорошо обтекаемом, близко к горизонтальному, положении  (угол «атаки» 0—8°).

Голова опущена в воду (лицом вниз) настолько, что уровень  воды находится

примерно у верхней  части лба.

     Движения ногами. Ноги выполняют непрерывные попеременные движения сверху

вниз и снизу вверх  с амплитудой (ширина размаха стоп), равной примерно одной

четвертой части роста  пловца. Движения ногами обеспечивают устойчивое,

горизонтальное положение тела и поддерживают скорость продвижения. Движение

ноги вниз называется рабочим, или гребковым (оно способствует

некоторому продвижению  тела вперед), а движение вверх — подготовительным

(оно не влияет на  продвижение тела вперед).

     Подготовительное движение (снизу вверх). В крайнем нижнем положении нога

выпрямлена в коленном суставе, а стопа повернута внутрь. По отношению к

туловищу нога занимает наклонное положение, так как она остается согнутой в

тазобедренном суставе. Движение вверх начинается с разгибания прямой ноги в

тазобедренном суставе. До горизонтального положения нога движется прямая. Далее

нога начинает сгибание в коленном суставе, а голень и стопа продолжают

движение вверх. В этот момент нога, сгибаясь в тазобедренном суставе,

начинает движение вниз. Когда  угол между передней поверхностью бедра и

туловищем (в тазобедренном  суставе) составит 165—170°, а между задней

поверхностью голени и  бедра (в коленном суставе).— 130—140°, движение ноги

снизу вверх считается  законченным.

     Рабочее движение (сверху вниз) начинается с последовательного разгибания

ее в коленном и голеностопном (в самом конце гребка) суставах и одновременного

сгибания в тазобедренном суставе. В этот момент все части ноги движутся вниз.

Затем голень и стопа продолжают движение вниз до полного разгибания ноги в

коленном суставе, а бедро, опережая голень и стопу, начинает движение кверху.

Это опережающее движение бедра способствует увеличению скорости движения стопы

вниз за счет хлыстообразного движения ноги в целом. Рабочее движение считается

законченным, когда нога полностью выпрямится в коленном суставе.

     Движения руками. Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз:

вход руки в воду и наплыв, опорная  часть гребка, основная часть гребка, выход

руки из воды, движение( пронос) руки над водой.

     Вход руки в воду и наплыв. После проноса по воздуху слегка согнутая в

локтевом суставе рука вкладывается в воду под острым углом  впереди одноименного

плечевого сустава в обтекаемом положении и в такой последовательности: кисть,

предплечье, плечо. Затем  рука разгибается и в этом положении  движется вперед и

вниз. Когда наплыв заканчивается, рука незначительно сгибается в  локтевом

суставе, а кисть начинает поворачиваться в положение, перпендикулярное

направлению движения.

В этот момент рука составляет угол с поверхностью  примерно равный 15—20°

     Опорная часть гребка. Двигаясь вперед и сверху вниз рука продолжает

сгибаться в локтевом суставе  до угла 135-140°, а кисть перемещается под

продольной осью тела. К  концу этой фазы, когда угол между  горизонталью и рукой

составляет 40—45°, кисть принимает  вертикальное положение.

     Основная часть гребка. Продвигаясь под туловищем, рука продолжает

сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между  плечом и

предплечьем, равный 90-100 градусам. Далее рука постепенно начинает разгибаться

и заканчивает основную часть  гребка почти прямой. Основная часть гребка

завершается, когда рука достигает  линии таза.

     Выход руки из воды. Когда кисть руки достиг бедра, активные мышечные

усилия, направленные на продвижение  тела вперед, прекращаются, и плечевой

сустав поднимается из воды. В следующий момент из воды последовательно

поднимаются плечо, предплечье, кисть и начинается движение (пронос) руки над

водой.

     Движение руки над водой. Согнутая или полусогнутая рука без излишнего

напряжения кратчайшим путем  быстро проносится над водой и  вкладывается в воду.

Во время проноса локоть приподнят, а кисть удерживается у поверхности воды.

Правильное согласование движений руками в кроле на груди  основано на

получении наиболее высокой, относительно равномерной скорости движения

пловца на протяжении каждого  цикла. Поэтому пауза между окончанием основной

части гребка одной рукой  и началом основной части гребка другой рукой должна

быть такой, чтобы сохранялась  достигнутая скорость движения пловца.

     Дыхание. На один цикл движений выполняется один вдох и один выдох. Для

referat911.ru

Техника спортивных способов плавания

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………………………………………………………..3
1.        Свойства воды…………………………………………………………………5

2.        Техника спортивных способов плавания…………………………………….5

3.        Кроль на груди…………………………………………………………………5

4.        Кроль на спине…………………………………………………………………8

5.        Дельфин……………………………………………………………………….10

6.        Брасс…………………………………………………………………………...12

7.        Техника стартов………………………………………………………………13

8.        Техника ныряния в длину и глубину………………………………………..16

9.        Обучение плаванию…………………………………………………………..18

10.      Общая физическая подготовка……………………………………………...20

11.      Техническая подготовка…………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………26Введение.     Формирование правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в процессе обучения школьников плаванию  наиболее целесообразно использует законы взаимодействия че­ловека с водной средой. За последние годы с помощью объек­тивных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техни­ки и методики обучения плаванию детей и подростков. Резуль­таты этих исследований использованы в настоящей работе.

       Плавание состоит из четырех разделов, которые по­лучили название спортивного, игрового, прикладного и фигур­ного (художественного) плавания.

Спортивное плавание содержит различного характе­ра соревнования по видам и дистанциям, определяемым спе­циальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500 м, а также на открытых водоемах в виде проплывов на разные расстояния.

В соревнованиях применяются спортивные (правильные) способы плавания, которые по сравнению с самобытными способами имеют большое преимущество в скорости.

  Игровое плавание содержит разнообразные подвижные игры и развлечения в воде. Такое плавание используется, главным образом, при обучении и тренировке юных пловцов. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей, способствуют появлению инициативы, воспитанию чувства товарищества и т. д.

  Прикладное плавание включает приемы спасания утопающего, ныряние в длину и в глубину, а также преодоление водных преград.

    Фигурное (художественное) плавание представ­ляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Фигурное плавание может быть групповым и сольным.

     В нашей стране плаванием занимаются люди разных воз­растов. Однако основная масса людей, изучающих способы плавания и принимающих участие в соревнованиях,— это дети.

  Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного ды­хания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление дея­тельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется то­нус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воз­духом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возра­стают.

   Плавание является таким физическим упражнением, кото­рое способствует росту тела подростков, так как во время пла­вания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок.

      Плавание способствует улучшению работы всех систем орга­низма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоя­нии спортивной формы, может увеличиться в 3—4 раза и до­стигнуть 150—200 уд/мин..

      При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движений: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в воду.

    Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбуди­мость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.

     Плавание закаливает организм детей и подростков.Частаясмена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротив­ляемость организма к простудным заболеваниям.

     Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Умение плавать необходимо каждому человеку, избравшему себе та­кую профессию, которая соприкасается с действиями на воде (строительство мостов, плотин, рыбный промысел и др.). Уме­ние хорошо плавать, преодолевать водные преграды вплавь и с помощью подручных средств необходимо и всем военно­служащим.

      Таким образом, плавание как физическое упражнение, гар­монично развивающее и укрепляющее организм человека, спо­собствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств советской системы физического воспитания.

www.coolreferat.com


.