Плавание способом "кроль на спине" (стр. 1 из 6). Техника плавания кролем на спине


7. Техника движений ногами при плавании кролем на спине.

Положение тела. При плавании на спине плечи находятся несколько выше таза. Уровень воды проходит у линии ушей, под подбородком, и касается верхней части груди. Положение головы во время плавания на спине остается от­носительно стабильным. Шея прямая. Ее мышцы расслаблены. Пловец смотрит вверх и немного назад.

Движения ногами. Движения ногами попеременные, в на­правлениях сверху вниз и снизу вверх. Сверху вниз — подгото­вительное, снизу вверх — рабочее движения.

Исходное положение. Нога, закончив рабочее движение, пол­ностью выпрямлена, стопа находится у поверхности, носок от­тянут. Таз лежит несколько ниже поверхности: между линией ноги и горизонтальной линией — острый угол.

Подготовительное движение. Первую половину подготови­тельного движения вниз нога движется практически прямой. В результате этого таз и бедра (и в целом положение тела) ста­новятся выше. В дальнейшем голень и стопа продолжают нача­тое движение вниз, бедро же несколько отстает, происходит сги­бание ноги в коленном суставе. К моменту, когда угол между бедром и горизонталью составит около 8—10°, бедро останав­ливается и изменяет направление своего движения, стопа же и голень продолжают движение вниз. Подготовительную часть можно считать законченной, когда угол между передней поверх­ностью голени и стопы и горизонтальной составляющей достиг­нет примерно 45°.

Рабочее движение. Фактически рабочее движение уже было начато бедром, оно передается на последующие звенья и выпол­няется за счет энергичного разгибания ноги в коленном суставе. Рабочее движение выполняется в направлении снизу вверх. Ре­ализуется рабочее движение на стопе. Стопа — основной движи­тель. При пла­вании на спине амплитуда движений бедра несколько меньше, чем в кроле на груди, а степень сгибания ноги в коленном суста­ве значительно больше. У высококвалифицированных пловцов бедра практически не опускаются ниже горизонтали. Это, с од­ной стороны, обеспечивает обтекаемое положение тела в воде, а с другой — эффективную работу механизма по созданию силы тяги. В целом амплитуда движений в кроле на спине на уровне стоп больше, чем в кроле на груди. Силы тяги, создаваемые дви­жениями ног, в этом способе значительно большие, чем в кроле на груди. Кроме того, движения ногами уравновешивают коле­бания тела, удерживают его в высоком обтекаемом положении.

8.Техника движений руками при плавании кролем на спине.

Движения руками — попеременные

Фаза «вход руки в воду». Рука входит в воду близко к про­дольной оси тела или напротив одноименного плечевого сустава, ладонь развернута кнаружи, кончики пальцев направ­лены вниз.

Фаза «захвата». Кисть ребром ладони движется вперед-вниз и немного кнаружи. Пловец, испытывая на ладони давление встречного потока воды, начинает сгибать кисть, выполняя за­хват. Плечевой пояс поворачивается вслед за рукой, это способ­ствует более эффективному захвату. К концу фазы захвата кисть оказывается ниже горизонтальной плоскости спины.

Фаза «подтягивания». В этой фазе происходит изменение направления движения кисти, связанного со сгибанием и вра­щением предплечья в локтевом суставе. Кисть движется назад и вверх. За счет мощного приведения плеча пловец подтягивается.

В первой половине гребка движение ладонью — ведущее по отношению к локтю. Локоть удержива­ется и остается развернутым вниз и в сторону.

Рука энергично сгибается в локтевом суставе, благодаря чему выполняется быстрое скользящее движение кистью, что и обеспечивает эффективность создания опоры.

Фаза «отталкивания». Отталкивание начинается в момент прохождения кистью руки линии плеч. В этой фазе происходит разгибание руки в локтевом суставе за счет мощного сокращения мышц туловища, плечевого пояса. Фаза завершается захлестывающим движением кисти назад-вниз.

Фаза «выход руки из воды». Движе­ние руки в этой фазе — быстрое и скользящее. Рука выпрямлена, повернута ладонью к бедру. Расслаб­ленная кисть выходит из воды большим пальцем или тыльной стороной.

Подготовительное движение рукой («пронос»). При движении над водой рука прямая и расслабленная. К моменту начала следующего цикла ее дви­жение несколько ускоряется.

Руки движутся «в противофазе»: когда одна рука заканчи­вает гребок и выходит из воды, другая входит в воду и начинает захват.

Дыхание. Дыхание чаще всего согласуется с движением одной руки: к примеру, в конце подготовительного движения выполняется вдох, в конце гребка этой же рукой и во время вы­хода ее из воды — выдох. В этом случае дыхание осуществляет­ся на два гребка руками, применяются и другие

studfiles.net

Техника плавания кролем на спине – упражнения

Упражнения для изучения техники плавания кроль на спине. Как правило, кроль на спине изучают параллельно кролю на груди. Однако если изучение кролю на спине правильнее всего начинать с движений рук, то изучать кроль на спине нужно с движений ног. В плавании кролем на спине новички легко осваивают технику дыхания. Поэтому в отличие от изучения кроля на груди в данном способе плавания нет необходимости выделять специальные упражнения на освоение дыхания.

Техника плавания кролем на спине – упражнения для изучения движений ног.

 Упражнения для изучения техники плавания кроль на спинеУпражнения, выполняемые на суше. 1. Сидя на берегу или на гимнастической скамейке делаем имитационные движения ног кролем.

Упражнения в воде. 2. Опираясь о дно или держась руками за край сливного корытца, прижимаем подбородок к груди, таз располагаем на поверхности и выполняем движения ног кролем. 3. Плавание при помощи движений ног, одна рука у бедра, другая за головой; руки у бедер; руки за головой.

Техника плавания кролем на спине – упражнения для изучения движений рук и дыхания.

Упражнения, выполняемые на суше. 1. Стоя, подняв руки вверх, выполняем имитацию движений двумя руками; одной рукой; дыхания. 2. «Мельница» – вращение рук назад.

Упражнения в воде. 3. Стоя на дне бассейна на глубине по грудь выполняем движения руками поочередно, как во второй части гребка при плавании на спине. 4.Плавание при помощи ног, держа одну руку за головой, а другую у бедра. Через каждые пять метров меняем положение рук: одна рука делает пронос,  а другая – гребок. 6. Плавание кролем на спине с помощью рук. 7. Плавание кролем на спине с помощью рук, с резиновым кругом между ногами. 8. То же упражнение, но вдох делаем под одну руку, а выдох под другую.

Техника плавания кролем на спине – упражнения для изучения согласования движений ног и рук.

Упражнения, выполняемые на суше. 1. Имитация движений рук в кроле на спине в движении и во время ходьбы на месте  (на каждый цикл движений рук выполняем шесть шагов).

Упражнения в воде. 2. Плавание кролем на груди, задерживая дыхание с дальнейшим переворотом на спину. 3. Плавание кролем нас спине с подсчетом (на один гребок каждой рукой выполняем три движения ногами).

Техника плавания кролем на спине – упражнения для изучения и освоения способа в целом.

Упражнения в воде. 1. Проплывание небольших отрезков кролем на спине, выполняя вдох, перенося правую (левую) руку. 2. То же упражнение, но задерживая дыхание на несколько циклов. 3. Преодоление постепенно увеличивающихся отрезков дистанции.

Техника плавания кролем на спине – упражнения для изучения основных вариантов движений в технике плавания кролем на спине.

Упражнения, выполняемые на суше. 1. Стоя, подняв руки вверх, делаем имитацию движений согнутой и прямой рукой, выполняя обычный пронос. 2. Выполняем имитацию движений обеими руками при плавании кролем на спине.

Упражнения в воде. Проплывание небольших отрезков кролем на спине с движениями согнутой и прямой рукой, с проносом «стороной» и обычным проносом, с одновременным движением рук, с акцентом усилий на движения рук, на движения ног.

Помимо всего это рекомендую ознакомится с техникой старта из воды при плавании на спине.

Terro, специально для «Сайта о спорте» sportbox.by

Фото: flickr.com; by Tom@HK

Вы можете оставить комментарий.

sportbox.by

Самостоятельное освоение плавания | Учитесь плавать кролем на спине

Техника всех спортивных способов плавания имеет определенные особенности. Прежде всего пловец очень удобно лежит почти горизонтально у поверхности воды. Такое положение не вызывает большого сопротивления воды при движении спортсмена вперед и не требует затраты дополнительных усилий для достижения равновесия в воде. Сами движения пловца хорошо приспособлены к непривычной для человека среде — к воде. И наконец, у спортсмена очень хорошо организовано дыхание, которое происходит в очень непривычных условиях для начинающих. Поэтому, чтобы освоить технику плавания, необходимо начать с подготовительных упражнений для овладения основами правильного дыхания, равновесия в воде в разных положениях и более плавных, чем на суше, движений в воде.

Начнем свои занятия с простейшего подготовительного упражнения «поплавок». По своему удельному весу человек и не легче и не тяжелее воды. При вдохе удельный вес у абсолютного большинства людей меньше единицы и человек делается легче воды, а при полном выдохе— тяжелее. Иначе говоря, пловец, сделав вдох, будет свободно, без всякой поддержки, плавать у поверхности воды.Проверим это свойство, выполняя подготовительные упражнения «поплавок». Для этого встаньте по пояс в воду лицом к берегу, сделайте глубокий вдох и обхватите ноги руками, как это показано на рис. 4. Задержите дыхание на вдохе, опуститесь под воду, начните считать про себя и подождите, пока ваше тело медленно всплывет к поверхности воды. Просчитав про себя 10—15 сек., встаньте на ноги и сделайте выдох. Убедившись в том, что сделав вдох, вы становитесь легче воды и свободно плаваете у ее поверхности без движений, повторите это упражнение 5—8 раз, добиваясь правильного и спокойного его выполнения.

Одним из основных и наиболее важных подготовительных упражнений для освоения техники плавания является упражнение «выдох в воду». Это упражнение научит вас правильному дыханию в воде. При плавании брассом, кролем и дельфином на старте и поворотах пловцы-спортсмены делают выдох в воду. При плавании на спине умение делать выдох в воду также необходимо.Упражнение «выдох в воду» выполняется так. Встаньте по пояс в воду лицом к берегу и наклонитесь вперед так, чтобы подбородок касался воды. Ладони рук опустите на колени. Сделайте глубокий вдох ртом, расслабьте мышцы шеи, спокойно опустите лицо в воду и через рот и нос сделайте медленный выдох в воду (рис. 5). При этом мимо вашего лица будут подниматься пузыри воздуха. Глаза под водой следует открывать.

Повторите несколько раз это упражнение. Вначале сделайте 5—10 вдохов и выдохов подряд, а затем, постепенно увеличивая их количество, добейтесь спокойного выполнения упражнения 20, 50 и даже 100 раз подряд. При этом добивайтесь того, чтобы дыхание с выдохом в воду стало для вас естественным и привычным.

При первых попытках освоить дыхание с выдохом в воду старайтесь не обращать внимания на воду, попадающую вам в рот, нос и уши и не вытирайте лицо руками. Пройдет некоторое время, вы привыкнете к такому выдоху, и он покажется вам не только не затруднительным, но и наиболее удобным и простым. После этого следует перейти к выполнению упражнения в положении плавая и на месте и опуская лицо при выдохе в воду.

Упражнение «выдох в воду» следует выполнять не только на первых трех-пяти занятиях, но и в дальнейшем во время отдыха между разучиваемыми упражнениями или проплывами.

Следующее упражнение называется «лежать на спине» (рис. 6). Цель упражнения — научиться принимать правильное положение для плавания на спине и почувствовать равновесие тела в воде. Встаньте по пояс в воду спиной к берегу и медленно приседайте так, чтобы подбородок оказывался у самой поверхности воды. Руки при этом выпрямите в стороны. Затем откиньте голову назад, немного погрузив затылок в воду. Из этого положения очень медленно и осторожно начинайте выходить в положение лежа на спине, постепенно меньше и меньше опираясь ногами о дно. Осторожно поднимите вначале одну, а затем и другую ногу (рис. 6, а, б). Спокойно отводя голову еще больше назад, затылком в воду, и помогая себе достигнуть равновесия незначительными движениями кистей рук, вы сможете лежать у поверхности воды на спине почти не делая никаких движений (рис. 6, в).

Проделайте это упражнение 10—15 раз, чтобы хорошо почувствовать равновесие в воде при постепенном переходе из положения полуприседа в положение лежа на спине.

Для освоения этих простейших упражнений человеку, умеющему хоть как-нибудь плавать на спине, вполне достаточно одного-двух занятий. После того как вы научитесь свободно выполнять их, следует приступить к освоению техники плавания на спине кролем.

Вначале проделаем движения ногами на берегу, чтобы получить общее представление о движении ног в воде. Следует иметь в виду, что движения, выполняемые на берегу, значительно отличаются от движений в воде. Поэтому уделять много времени точному воспроизведению на берегу разучиваемых движений нецелесообразно. После того как вы хотя бы приблизительно освоили движения ног в плавании кролем на спине, нужно сразу же приступить к освоению их в воде.На берегу начните с движений ног. Сядьте на скамейку или просто на землю, упритесь руками сзади, вытяните ноги вперед и примите удобную позу для выполнения движений ног. Начните двигать ногами поочередно вверх и вниз так, чтобы ступни были друг от друга на расстоянии 30—40 см (рис. 7). Ноги немного сгибайте в коленях. При этом ненапряженные носки ног должны быть слегка повернуты внутрь.

Проделайте две-три серии по 50—100 этих движений. Дышите при этом так: быстрый вдох во время одного движения ногами вверх-вниз, медленный выдох в течение следующих пяти движений. Движения выполняйте вначале медленно, потом быстро, подсчитывая себе. Раз, два, три, раз, два, три» и т. д.Затем выполните это движение на мелком месте в воде, у берега, в положении на спине, упираясь в дно руками (рис. 8). При непрерывной работе ног ваше тело будет стремиться двигаться к берегу. У носков ног при правильной работе образуется небольшой фонтанчик.

Посвящать этому упражнению много времени не надо. Сделайте 5—6 серий таких движений в воде примерно по 1—2 мин. В перерывах между сериями, во время отдыха, делайте стоя на дне или плавая на месте выдохи в воду. Когда вам удастся добиться того, что в результате равномерной работы ног тело будет стремиться двигаться к берегу, следует перейти к очередному новому упражнению.Теперь поплавайте на спине с каким-либо плавучим предметом в руках с помощью движений ног. Таким предметом может быть футбольный мяч, резиновый надувной круг или доска, которую пловцы употребляют для совершенствования движений ног. Для этого встаньте по пояс в воду, возьмите в руки плавучий предмет и приседая ложитесь на спину в воду, удерживая его в прямых руках (рис. 9).

Такие проплывы совершайте вдоль берега. Во время плавания добивайтесь удобного вытянутого положения тела, равномерных движений ногами, хорошего продвижения вперед и глубокого ритмичного дыхания. Дышать при этом надо так, чтобы после быстрого и глубокого вдоха сразу без напряжения следовал медленный выдох. Плавание с плавучим предметом в руках следует освоить настолько, чтобы свободно научиться проплывать таким образом 100—200 м. На это вы затратите еще одно или два занятия.

Теперь приступите к плаванию на спине без плавучего предмета с помощью движений ног. Начните это упражнением «лежать на спине» и дополните его движением ног в кроле на спине. Встаньте по пояс в воду так, чтобы плыть на спине вдоль берега, опуститесь в воду и, принимая положение лежа на спине, оттолкнитесь ногами ото дна — вы будете продвигаться головой вперед у поверхности воды. Проделайте это три-пять раз и дополните упражнение движениями ног способом кроль на спине. После нескольких попыток вы быстро освоите его. Потренируйтесь в этом упражнении и научитесь проплывать на спине таким образом 50—100 м.Затем дополните упражнение движениями рук «восьмеркой», как это изображено на рис. 10. Причем петлеобразные движения кистей рук делаются поочередно то вверх, то вниз. Во время движения вниз ладонь несколько сильней, но плавно надавливает на воду, а при движении вверх выполняет это движение более медленно. Плавая таким образом, добейтесь того, чтобы научиться без труда проплывать 100 м.

Теперь освойте плавание на 100 м в положении на спине с помощью движений ногами с одной рукой, вытянутой за голову, а другой—выпрямленной у бедра. При этом надо следить, чтобы рука была выпрямлена за голову и располагалась по возможности точно по направлению движения.

Поплавайте также, вытянув обе руки за голову. Во время этих упражнений следует добиваться устойчивого, вытянутого у поверхности воды положения, спокойных непрерывных движений ног и глубокого, непрерывного, ритмичного дыхания. И так вы научитесь свободно проплывать не менее 100 м.

Научившись плавать, работая одними ногами с различными положениями рук, вы хорошо и устойчиво начнете плавать на спине и сможете приступить к освоению движений рук.

Разучивание движений рук в кроле на спине начнем на берегу.Вначале проделаем упражнение, известное под названием «мельница» (рис. 11). В положении стоя поднимите правую руку вверх, а левую опустите вниз вдоль тела. Из этого положения одновременно поднимите вперед левую руку и опустите вниз-назад правую руку. Продолжайте начатое круговое движение теперь уже поднимая вверх-вперед правую руку и опуская вниз-назад левую.

Выполняя упражнение, старайтесь, чтобы руки двигались без остановок и все время находились в диаметрально противоположных положениях. Если вам не сразу удалось «завертеть мельницу» двумя руками, то предварительно проделайте такое круговое движение правой, а затем левой рукой. Чтобы руки свободней проходили из самого верхнего положения в направлении вниз-назад, надо перед этой частью движения повернуть ладонь относительно лучезапястного сустава наружу (мизинцем назад) . Тогда рука будет проходить более свободно. Следите также, чтобы руки не задерживались у бедер, а все время равномерно двигались по кругу. Для освоения этого упражнения проделайте 5—10 серий упражнений по 40—50 кругов в каждой.

Овладев этими несложными движениями рук на берегу, вы можете приступить к плаванию кролем на спине. Проплывите на спине, делая движения ногами, с вытянутыми за голову руками, и начните выполнять движения руками так, как вы делали в упражнении «мельница». Вы проплывете на спине способом, близким к способу кроль на спине. На первых порах гребки делайте прямыми руками, стараясь поочередно двигать ими так, чтобы во время гребка одной рукой другая свободно выходила бы из воды и двигалась по воздуху за голову в исходное положение для следующего гребка. Особое внимание надо обратить на то, чтобы рука, закончив гребок, не останавливалась у бедра, а сразу начинала свое движение по воздуху. Это самая распространенная ошибка у начинающих пловцов. По мере освоения плавания кролем на спине начинайте сгибать руку в локте во время гребка.

Для правильного согласования движений надо ногами работать чаще, а руками реже. При этом, естественно, получится обычная шестиударная координация движений, при которой вы будете выполнять шесть движений ногами, два гребка руками. Вдох делайте во время конца гребка правой рукой, а выдох в остальное время движения. Если вы левша, то вдох лучше делать в конце гребка левой рукой. Такое шестиударное согласование движений, несколько сложное для описания и для чтения, на практике довольно просто, так как основано на законе естественного равновесия тела в воде.

Теперь от занятия к занятию постепенно увеличивайте дистанции, проплывая по нескольку раз 15, 25, 50, 100 м. Так, на очередном занятии вы можете в зависимости от успехов проплыть 10—15 раз по 15 м или 6—10 раз по 25 м, а на следующем занятии проплыть 10 раз по 25 или 6 раз по 50 м. Проплывы совершайте в спокойном темпе. В интервалах между ними отдыхайте, делая выдохи в воду, лежите на спине без движений или спокойно плавайте, делая движение ногами. Совершая повторные проплывы, уделите внимание совершенствованию техники движений: —       проверьте, чтобы ваше тело лежало в горизонтальном вытянутом, хорошо обтекаемом положении и не сгибалось сильно в тазобедренных суставах. При плавании на спине кролем пловец должен лежать в воде горизонтально; —       проверьте правильность и ритмичность согласования своих движений. При плавании в спокойном темпе вы должны чувствовать приятную легкость при равномерных ритмичных движениях рук и ног. Легкость ваших движений заметна и со стороны тренеру или товарищу. —       проверьте по ощущениям или посмотрев в сторону на какой-либо неподвижный предмет, мимо которого вы проплываете, появление заметного ускорения при выполнении второй половины гребков правой и левой рукой. Такое ускорение движения — непременное условие хорошей техники плавания. Чтобы гребок был более эффективным, целесообразно несколько раз проплыть 6 раз по 50 или 6 раз по 100 м, делая движения ногами и одной рукой. Начните это упражнение с плавания на спине в положении с вытянутой за голову одной рукой, работая ногами. Затем, не останавливая движений ног, начните работать другой рукой, поочередно пронося ее по воздуху и делая гребок под водой. Гребок рукой должен быть настолько сильным, чтобы вы ощущали ускорение движения вперед во время второй половины гребка. При этом следите, чтобы вытянутая за голову рука была выпрямлена и прижата плечом к щеке. Такое положение руки и головы заметно улучшает обтекаемость тела пловца, уменьшает сопротивление воды; —       проверьте, бесперебойное ли и глубокое у вас дыхание. Быстрый и глубокий вдох через рот должен сразу, без задержки, чередоваться с медленным выдохом, одновременно через рот и нос; — проверьте устойчивость и правильность положения тела в воде. Если вы почувствуете неустойчивость тела, колебания плеч вверх-вниз или вправо и влево, то для устранения этих ошибок поплавайте 6 раз по 50 м или 3 раза по 100 м, делая движения ногами и руками так осторожно, чтобы тело лежало в воде спокойно.

Для более углубленной работы над совершенствованием движений мы рекомендуем таблицу наиболее характерных ошибок в плавании кролем на спине и упражнений для их устранения. Внимательное знакомство с этой таблицей, рассчитанной на тренеров и квалифицированных спортсменов, позволит вам более серьезно подойти к определению своих недостатков в технике плавания на спине и пути их устранения.

Таблица 2. Ошибки в движениях при плавании кролем на спине и упражнения для их устранения
№ п/п Ошибки Упражнения
1

I. Недостаточные тяговые усилия от гребков

Недостаточное продвижение вперед во время гребков
Упражнения на суше на развитие мышц плечевого пояса и туловища;плавание с гребками одной рукой, держа другую вытянутой за головой;плавание с гребками обеими руками, ноги неподвижны;плавание с отягощением;плавание с хорошим продвижением во время гребков руками; плавание на 50, 100 м на наименьшее количество гребков.
2 Недостаточное продвижение вперед во время гребка одной рукой Плавание с гребками рукой, другая рука вытянута; плавание, подчеркивая продвижение вперед от гребка рукой.
3 «Скованная», стесненная работа рук вследствие вкладывания руки на уровне плеч или еще уже Плавание с вкладыванием рук в воду несколько шире линии плеч.
1

II. Возникновение излишних сопротивлений

Недостаточно обтекаемое положение тела пловца
Освоение на суше правильного положения тела;плавание с гребками руками, держа ноги неподвижными, удерживая хорошо обтекаемое положение тела;плавание с «осторожной» работой рук и ног, удерживая хорошо обтекаемое положение тела.
2 Движение пловца от гребков направлено не точно вперед, а вправо и влево («рыскание»). Плавание, добиваясь точного продвижения вперед.
1

III. Недостатки согласования движений

Излишне резкое начало гребка рукой, нарушающее согласование движений
Плавание, выполняя начало гребка рукой с расслабленными мышцами.
2 Падение скорости пловца при вдохе Плавание с подчеркиванием продвижения вперед во время вдоха.
3 Задержка руки у бедра вследствие глубокого положения кисти в конце гребка Плавание, заканчивая гребок в положении — ладонь у поверхности воды; плавание с поворотом таза в направлении движения ладони в конце гребка.
 

IV. Недостаточный темп движений

Пловец не может увеличить темп на максимальной скорости
Плавание с гребками одной рукой и работая ногами в очень быстром темпе;плавание на время на 50 и 100 м с гребками руками, держа ноги неподвижными; плавание с вытянутыми за головой руками, работая одними ногами, добиваясь максимально быстрых движений; плавание, заканчивая гребок в положении — ладонь у самой поверхности воды и быстро продвигая руку по воздуху.
 

V. Недостатки в постановке дыхания

При плавании в быстром темпе спортсмен не делает вдоха при каждом цикле движения; иногда пропускает вдох
Плавание на спине с максимальной скоростью, делая вдох и выдох во время каждого цикла движений.

Прошло 5—6 занятий, и вы уже стали немного плавать кролем на спине. Если занятия проходят в бассейне или на водной станции с приспособлением для старта на спине, то пора научиться делать старт и повороты.

Согласно правилам соревнований при плавании на спине старт берется из воды. По свистку стартера участник соревнований прыгает в воду и подплывает к стенке бассейна или поворотному щиту у стартовой тумбочки. По второму свистку или команде «На старт!» пловец захватывает руками специальные поручни, сгибает ноги и упирается ими в стенку бассейна. Причем пальцы ног не должны показываться из воды.

По выстрелу или команде «Марш!» спортсмен руками слегка подтягивает себя к стенке, а голову откидывает назад. Почти вместе с этим движением руки пловца отрываются от щита и взмахом идут вверх-назад. Одновременно спортсмен делает сильный толчок ногами о поворотный щит (рис. 12, а). В полете голова продолжает откидываться назад, вызывая прогиб тела, необходимый для лучшего входа в воду (рис. 12, б). При погружении в воду на 20—30 см пловец держит голову прямо и выпрямляет тело для лучшего скольжения под водой (рис. 12, б, в). Для более быстрого выхода на поверхность воды спортсмен вначале начинает работать ногами, а затем и руками (рис. 12, г). Первый гребок обычно делается более сильной правой рукой.

Дыхание во время выполнения старта на спине происходит таким образом. Быстрый вдох через рот пловец делает в полете (рис. 12, а, б). Затем, после небольшой задержки дыхания, во время скольжения под водой он начинает делать продолжительный выдох через нос. Выдох происходит через нос так, чтобы при скольжении в положении на спине в нос не попала вода. Для этого продолжительность такого выдоха рассчитывается так, чтобы его окончание совпало с выходом головы на поверхность и спортсмен смог сразу начать нормально дышать.

Старт осваивайте следующим образом. Примерно на седьмом занятии сделайте 10—15 стартов подряд. В дальнейшем каждый раз всегда начинайте проплыв от стартовой тумбочки стартом из воды. Такое повторение позволит хорошо освоить старт уже через 3—4 занятия.При плавании на дистанции, превышающей длину бассейна, пловцу приходится совершать повороты. По правилам соревнований спортсмен, плывущий на спине, на повороте при подходе к стенке, вращении и отталкивании не может переворачиваться на грудь.

Для начала мы рекомендуем вам освоить наиболее простой и легкий для выполнения поворот с вращением на спине в горизонтальной плоскости. Подплывая к стенке бассейна, пловец после выноса руки по воздуху дотрагивается до стенки ладонью у поверхности воды — примерно против противоположного плеча (рис. 13, а). Колени в это время быстро сгибаются и прижимаются к груди. Продолжая как бы наплывать на руку, которая несколько сгибается, пловец, упираясь ладонью в стенку, поворачивает тело на 180°. Приблизив ступни к стенке бассейна, убирает руку и направляет ее за голову (рис. 13, б). Опираясь ступнями о стенку и соединив обе руки за головой, пловец сильно отталкивается от стенки ногами и сообщает погруженному в воду телу ускорение в направлении дальнейшего движения (рис. 13, в). Скольжение под водой в вытянутом положении происходит на глубине примерно 30 сантиметров. После непродолжительного скольжения пловец начинает работать вначале ногами, а затем, как и при старте, подключает руки. Вдох делается в конце гребка рукой перед прикосновением другой руки к стенке, а выдох — через нос во время и при окончании скольжения под водой.

Примерно на восьмом занятии сделайте 10—15 таких поворотов у стенки бассейна. В дальнейшем его необходимо освоить как следует при повторном плавании. При выполнении поворотов добивайтесь точного приближения руки к стенке бассейна, быстрого вращения тела в положении плотной группировки, сильного толчка ногами от стенки, неглубокого скольжения и своевременного, без задержки, выхода на поверхность воды.

www.offsport.ru

Плавание способом "кроль на спине"

План контрольной работы

1. Пояснительная записка

2. Точное терминологическое и словесное описание плавания способом "кроль на спине"

3. Биокинематическая схема плавания способом "кроль на спине"

4. Фазовый состав плавания способом "кроль на спине"

5. Силы, вызывающие плавание способом "кроль на спине", их происхождение и взаимодействие

6. Задачи для формирования и совершенствования умений и навыков при обучении плаванию способом "кроль на спине"

7. Методы и приёмы обучения плаванию способом "кроль на спине"

8. Задачи для развития двигательных качеств при обучении плаванию способом "кроль на спине"

Список использованных источников

Плавание включено в учебную программу "Физическая культура и здоровье" для общеобразовательных учреждений. Материал программы предусматривает привитие школьникам прочных навыков плавания, овладение спортивными способами плавания "кроль на груди" и "кроль на спине", а также освоение прыжков в воду.

С I по IV классы плавание является одним из обязательных разделов программы по физической культуре для общеобразовательной школы. На его изучение отводится до 16 часов в I и II классах и до 24 часов в III и IV. За это время необходимо приучить детей к воде при помощи систематического купания и использования упражнений в воде, игр и забав, проводимых на мелкой части бассейнов или водоемов. Далее детей знакомят с элементарными движениями рук и ног и техникой дыхания. Затем следует освоение облегченных координации и спортивных способов плавания кроль на груди и кроль на спине.

С V по IX класс плавание включено в вариативный компонент программы по физической культуре. Однако уроки по плаванию могут быть продолжены в тех школах, которые имеют возможность заниматься в бассейнах. Для каждого класса на изучение программного материала отводится до 24 ч. Применяются упражнения на суше и воде для освоения техники способов плавания "кроль на груди" и "кроль на спине", осуществляется изучение стартов, поворотов, а также прыжков в воду. Рекомендуется проплывание до 100 м любым способом.

В X и XI классе рекомендуется совершенствование техники способов плавания "кроль на груди" и "кроль на спине", прыжков в воду, преодоление дистанции 25-50 м любым способом без учета времени.

В каждом классе учащиеся должны полностью освоить материал программы для развития физических качеств и выполнить учебные нормативы. На протяжении всего периода обучения плаванию школьников им прививают навыки личной гигиены.

Таким образом, каждый школьник, изучивший программу по плаванию для средних школ, овладевает прочным навыком плавания.

Так же как и другие виды физических упражнений, плавание имеет свои характерные особенности.

Первая особенность состоит в том, что пловец выполняет движения в условиях водной среды, в которой тело находится во взвешенном состоянии, т.е. не имеет твердой опоры. Такое положение тела увеличивает двигательные возможности человека и способствует их развитию. Это происходит за счет увеличения подвижности многих частей тела в условиях водной среды, что, в свою очередь, содействует развитию отдельных органов и систем организма.

Второй особенностью является относительная невесомость тела в условиях водной среды. Вес тела человека уравновешивается подъемной силой воды. Невесомость тела в воде разгружает опорную систему и способствует правильному физическому развитию человека.

Третьей характерной особенностью плавания является горизонтальное положение тела при выполнении физических упражнений. Работа ряда внутренних органов (сердце, печень, почки и др.) при таком положении тела во время циклических движений значительно облегчается.

Указанные особенности имеют большое значение для физического воспитания детей и подростков.

Плавание имеет также большое воспитательное значение. Овладение навыком плавания сопровождается развитием таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Занятия плаванием создают благоприятные условия для эстетического воспитания учащихся. Овладевая гармоническими движениями в процессе изучения спортивных способов плавания, дети учатся различать целесообразные, рациональные, экономичные движения, постигают их красоту. Развитию эстетических чувств способствует также фигурное плавание, которое проводится с музыкальным сопровождением. [1, 5]

Плавание является хорошим средством моральной и волевой подготовки. В процессе регулярных, правильно организованных занятий по совершенствованию техники плавания и повышению тренированности пловцов, а также в ходе соревнований у пловцов воспитывается сознательная дисциплина, организованность, инициативность, трудолюбие, честность, упорство в достижении поставленной цели, смелость, чувство коллективизма и товарищества.

He менее велико оздоровительное значение плавания. Очищая кожу человека, вода способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Кроме того, вода по сравнению с воздухом имеет более высокую теплопроводность, теплоемкость, плотность, в результате чего теплоотдача организма и давление на поверхность тела человека при погружении резко возрастают. Это вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ.

Так как во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, позвоночник временно освобождается от обычных гравитационных нагрузок, что способствует росту детей.

Современная система занятий по плаванию обеспечивает юным пловцам гармоническое развитие мышечной системы и увеличение силы мышц. Это происходит благодаря чередованию занятий в воде с физическими упражнениями, выполняемыми на суше. [2, 5]

Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. При систематических и правильно организованных занятиях у юных пловцов увеличиваются силовые показатели мышц сердца и повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы.

При плавании любым способом спортсмен приспосабливает ритм дыхания к ритму движения: на каждый цикл движения он делает один энергичный вдох и один выдох в воду. Во время вдоха происходит усиленная работа дыхательных мышц которым приходится преодолевать давление воды (15-20 кг) на грудную клетку. Такая регулярная гимнастика дыхательной мускулатуры приводит к ее укреплению и развитию, а это, в свою очередь, вызывает увеличение подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких которая у ряда пловцов достигает 7 л и более.

Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка.

Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает защитную реакцию организма. В результате этого повышается сопротивляемость организма простудным заболеваниям. [5]

Способ кроль на спине, как самый быстрый, вытеснил все остальные способы и занял главенствующее положение - в соревнованиях по плаванию на спине в настоящее время плавают исключительно кролем.

При плавании кролем на спине положение тела горизонтальное. Голова затылком лежит в воде так, чтобы ось головы была продолжением оси туловища. Ноги работают примерно так же, как и при плавании способом кроль на груди, т.е. производят частые упругие нажимы на воду сверху вниз и снизу вверх. Ступни повернуты внутрь и совершенно свободны. Движение ноги снизу вверх выполняется более энергично, чем сверху вниз.

Руки по очереди свободно проносятся по воздуху через стороны, опускаются в воду несколько шире плеч и гребут. В начале гребка рука сгибается в лучезапястном суставе и ладонью захватывает воду. Пальцы при этом свободно сомкнуты и несколько округлены.

Гребок несколько согнутой рукой выполняется с нарастающим ускорением по направлению к бедру. Ладонь проходит на глубине 15-30 см от поверхности воды. В первой фазе гребка (подтягивание) рука согнута в лучезапястном суставе для лучшей опоры о воду. По мере продвижения руки, когда фаза подтягивания переходит во вторую фазу гребка - отталкивание, ладонь отгибается, чтобы обеспечить лучшую опору о воду.

По воздуху рука проходит несколько быстрее, нежели вторая - гребущая, и поэтому погружается в воду раньше, чем гребущая рука выйдет из воды. И здесь происходит зацепление, хотя и в меньшей степени, чем в кроле на груди.

Дыхание координировано с движениями рук: когда проносится над водой одна рука - делается вдох (через рот) когда проносится вторая рука - выдох (через нос или через рот и нос одновременно). Следует осуществлять полный выдох, который является необходимым условием для последующего полного вдоха. [1]

На рисунке 1 изображен пловец, выполняющий гребок согнутой рукой с шестью ударами ног на каждый цикл движений рук. Для определения глубины гребка рукой смотри вид сбоку.

Рис.1 Техника плавания кролем на спине

1.Левая рука входит в воду прямо за плечом. Первым погружается мизинец. Правая рука заканчивает гребок и начинает движение вверх.

2.Количество движения, приобретенное во второй половине движения руки чад водой, вызывает погружение прямой руки в воду. Правая кисть начинает движение вверх одновременно с левой стопой. Такое согласование движений наблюдается у большинства квалифицированных пловцов.

mirznanii.com


.