Петриковская роспись: основные элементы, шаблоны и способы изображения. Рисунки росписи


Как нарисовать хохломскую роспись карандашами, красками поэтапно?

Как нарисовать хохломскую роспись карандашами, красками поэтапно?

загрузка...

  • Хохломская роспись довольна популярна. Такая роспись не потребует слишком большого умения в рисовании, главное приложить немного усилий, усидчивости и внимания.

    Как пример элемента росписи можно нарисовать вот что:

    В хохломе приветсвуются извилистые линии, ягоды, цветы и птицы.

    Сначала рисуете оснву - извилистую линию. А далее приступаете к прорисовке ягод, а затем и листочков.

    Вот ещ:

    Везде нужно начинать с основных извилистых линий, а потом уже разрисовывать.

  • Предлагаю раскрасить разделочную доску в стиле quot;Хохломаquot;.

    Для работы вам понадобится

    • деревянная разделочная доска,
    • кисточки и акриловые краски,
    • стакан воды,
    • бесцветный лак.

    Прежде всего давайте смешаем краски для получения золотистого цвета. Для этого берем желтую и цвета металлик.

    Начинаем рисовать стебель.

    вверху нарисуем ягодку

    потом еще две ягодки

    чуть ниже еще рисуем веточку с ягодами

    слева рисуем веточку, на ней листики

    теперь веточку с тремя листиками, а в середине завиток

    начинаем рисовать фон

    продолжаем рисовать фон

    закрашиваем фон полностью

    далее рисуем точки на ягодках

    боковую сторону доски также покрываем золотистой краской

    теперь покрываем доску прозрачным лаком. Все готово!

  • Рисование хохломской росписи под силу даже ребнку. Основа такой росписи-это растительные элементы и иногда птички с рыбками. В основном это веточки, ягодки и листочки, вся работа выполняется в четырх цветах: чрной, красный, золотой и зелный.

    С завиточками, кружочками и черточками справится даже ребнок:

    Для начала рисуем рисунок карандашом, можно срисовать с интернета, а потом начинаем раскрашивать, начиная с самых крупных элементов:

    После того как все Крупное мы нарисовали нужным нам цветом, закрашиваем черным фон. После высыхания фона, добавляем к нашим веточка дополнительные штрихи, рисую по черноту фону.

    Если рисование происходит на деревянной поверхности, после высыхания можно покрыть несколькими слоями алкидного лака с промежуточной просушкой.

    Вот несколько элементов и пошаговых мастер-классов по рисованию хохломской росписи:

    Видео мастер-класс по созданию хохломской росписи своими руками:

  • Если учиться вместе с ребенком, то нужно начать с гуаши (4 цвета - желтой, черной, красной и зеленой) и рисунков на бумаге, изучения обязательных узоров, а потом уже, изучив главные приемы рисования цветов, ягодок и травинок можно взяться и за деревянные дощечки, деревянные шкатулки и бумажные коробочки из папье-маше для декорирования акриловой и масляной краской. Обязательно сверху покрыть не менее 2-х слоев лака (но не quot;нитроquot; - он портит масляную краску).

    Рисунок располагается на черном или желто-золотом фоне, делается сначала разметка крупных элементов, затем средних и только потом мелких. В конце добавляются мелкие завитки, штрихи и ягодки-точки. Каждым цветом сначала все расписывается по очереди, дается хорошо высохнуть и только потом берется следующий цвет.

    Начать изучение лучше с главных элементов:

  • Холмская роспись была очень популярной в время Руси, но сейчас она вышла из моды, а тенденция на Холмскую роспись так и осталась.

    Холмская роспись идеально подойдет для раскраски разнообразной посуды, предметов кухонной принадлежности и просто для раскраски стен.

    Научится рисовать данным стилем может даже ребенок, здесь ничего сложного нет, ведь в данной методике используют в основном растительность, иногда животных.

    Вот, несколько примеров, которые вы можете самостоятельно нарисовать:

    И узоры:

    Также, будет очень полезно посмотреть специальный видео-ролик:

  • Хохломой расписывать очень даже увлекательно. Раньше в обычных советских детских садиках этому учили, потому что я помню некоторые уроки. Сейчас уже это не модно и учат абсолютно другому деток. Если делать все по старинному обычаю, то это сложная техника. Но для деток сделали упрощенную и понятную.

    Итак, нам понадобится для работы:

    • Краски гуашь - желтая, зеленая, черная и красная
    • Беличьи кисточки 2 и 3
    • Банка с водой
    • Мягкая тряпочка для того чтобы ей снимать лишнюю краску
    • Маленькая белая тарелочка без узоров, для палитры

    Для начала начинаем от простых элементов, которые в хохломской росписи называется quot;травкаquot;. Она выполняется отдельными ритмичными мазками. Кисточку надо держать перпендикулярно тремя пальцами.

    Вот главные и основные элементы quot;травкиquot;.

    Теперь практический урок. Смотря на чашу, которая разукрашена мастером, детям дается возможность самим придумать орнамент и расписать узором quot;травкаquot; деревянную ложку.

    А это уже травяной орнамент с использованием quot;криуляquot;.

    Криуль служит для того, чтобы округлую форму изделия можно было подчеркнуть.

    Еще важные узоры quot;листочкиquot;.

    Сочетая в себе все эти узоры можно расписывать глиняную посуду очень оригинально вместе с вашим ребенком.

  • Узоры хохломской росписи рисовать в виде завитушек с ягодами, листиками, цветами. Нарисовать волнистую линию, от которой рисуются завитушки с двух сторон. На каждой завитушке дорисовать по два листика и на конце завитушки ягодку. Можно нарисовать узор хохломской росписи в виде нескольких завитушек, одна черная завитушка и от нее такой же формы от двух до четырех цветных завитушек, например, две зеленых, две желтых. Ниже представлено несколько узоров хохломской росписи. За образец для тренировки можно взять узор quot;травкаquot;, потренироваться на отдельном листке бумаги, а потом рисовать по чистому листу. Можно узор нарисовать на изображении кувшина или тарелки.

  • Это прозвучит смешно, но рисование в стиле хохлома производится точно по такой же методике, как и роспись посуды, которую делали в древности в Нижнем Новгороде и окрестных деревнях. Каждый элемент рисунка выполняется одной краской, после чего картинка должна высохнуть. Как только есть уверенность, что цвета не смешаются, можно брать другую краску и наводить ею необходимые элементы:

    Карандашом еще проще - не нужно ждать, когда краска высохнет:

    Можно исполнить рисунок в графическом стиле, просто повторяя стиль хохломы. Если есть желание соблюсти все правила, то карандаши следует брать цветные.

  • Хохломская роспись - это красивая роспись на посуде, которую применяли еще в XVII веке. Название дано по местности, откуда родом роспись, из Хохломы, из нижегородской области. Хохломская роспись появлилась, благодаря ремеслу мастеров из той местности.

    Перед тем, как расписать изделие, сначала надо выточить ложки, кружки, дощечки и другую посуду на деревянном станке, сделать ровной поверхность, потом покрыть равномерно олифой в несколько слоев, сделать слой алюминиевого порошка. После этого можно наносить роспись.

    Хохломская роспись - это орнамент с видом растений, веточек, ягод, цветов, символов, завитков. Часто в такой росписи применяют красный, желтый, черный цвета, а также зеленый и другие.

    Готовый предмет покрывают сверху для прочности.

    Используются масляные краски.

    Есть разные техники хохломской росписи. Узор quot;пряникquot; - это крупный узор в центре, от которого ответвляются более мелкие узоры.

    Есть еще узор quot;под фонquot; - quot;кудринаquot;, который выполняется желтой и красной краской на черном фоне.

    Чтобы выполнить рисунок, необходимо использовать творческий потенциал, выдумку для создания орнаментов. Чтобы выполнить узор самостоятельно, существуют базовые лини, символы, с которых можно начинать учиться рисовать. Простые элементы доступны даже для ребенка, детям тоже полезно учиться росписи, это развивает навыки.

    Предлагаю в домашних условиях сделать роспись доски. Возьмем доску, а также краски гуашь, клей ПВА, кисти.

    Рисунок для росписи можно сделать самостоятельно или взять в интернете шаблоны. Затем надо скопировать с бумаги на доску.

    Досточку, прежде всего, обработаем яичным белком в качестве грунтовки. Обработав, пусть подсохнет.

    Следом за яичным белком покрываем все изделие золотой краской.

    Далее переносим рисунок на изделие.

    Окрашиваем яркой краской ягоды.

    Прорисовываем жилковатую часть листочков.

    Далее все детали очерчиваем контуром.

    Закрашиваем вокруг контуров весь фон черным цветом. Затем надо дать краске полностью высохнуть.

    Когда темный фон готов и краска высохла, поверх рисуем элементы травы зеленой краской.

    Необходимо дать рисунку полностью высохнуть.

    Затем окончательно покрываем прозрачным лаком.

    Вот примеры орнамента и базовые линии и символы.

  • Хохломская роспись предполагает использование достаточно ограниченного количества цветов, а именно зелного, чрного, красного и жлтого (золотого).

    Для того, чтобы научиться подобной росписи необходимо начать с азов и потренироваться в изображении стандартных для данного вида искусства форм (стебелечков, цветочков, ягод и т.д.).

    Ниже предлагаю некоторые основы, по которым можно ориентироваться.

    Также предлагаю разукраски, где вы также сможете освоить составление рисунка и сочетание цветов.

  • info-4all.ru

    рисунки и трафареты с видео

    В данной статье предоставлены некоторые моменты рисования петриковской росписью для начинающих. Рисунки с данной росписью пользуются популярностью в наше время для украшения интерьера и предметов.

    Петриковская роспись получила свое название от места, в котором зародилась — в селе Петриковка, что ныне находится на территории современной Днепропетровщины. Это художественное ремесло берет свое начало в конце 18 века, с росписи белых хат-мазанок тех времен. Первое заселение было образовано в 1772 году полтавским казаком Петром Калнышевским. А традиции расписывать белые стены хат была ежегодной и обязательной. Связано это конечно с тем, что краски изготавливали из растительных красителей в смеси с яичным желтком, что делали рисунки не долговечными.

    Петриковская традиция рисования стала наследием украинского творчества и включена в список Юнеско, а в 2016 году была выпущена юбилейная монета номиналом 5 гривен, стилизованную под фрагмент петриковской росписи.

    Основы нанесения узора

    Петриковская роспись стала национальным достоянием украинцев и включена в программу изучения искусства в художественных школах для детей.

    Основными элементами разрисовки изначально являлись растительные фрагменты, изображающие полевые цветы, зерна и колосья, как символы народного украинского хозяйства. Цвета используются самые разнообразные и картинки получаются очень яркими и пестрыми, листья и лепестки цветов могут иметь переход от одного цвета к другому. Так один цветок может сочетать оранжевый, красный, желтый и даже коричневые цвета.

    Роспись довольно свободна в добавлениях рисунков, но можно выделить некоторые устоявшиеся шаблоны отдельных деталей. Как рисовать их, представлены примеры на фото ниже:

    Каждый мастер рисует свои картины, придерживаясь лишь стиля и техники, поэтому некоторые работы становятся авторскими, а имена авторов известными. Картины являются примером и достоянием и детально изучаются на уроках.

    С чего начать

    Проведем небольшой мастер-класс по рисованию элементов петриковской росписи, по трафаретам можно сделать любой узор.

    Краски использовать можно гуашевые с добавлением пва, акриловые и другие. Кисти используют из мягкой шерсти, например, самодельные кисти из кошачьей шерсти, как это делали предки.

    Первую работу попробуйте на бумаге. Наведите карандашом схематический контур и отметьте в нем центр. Кистью №3 делаем мазки от контура к центру.

    Некоторые детали рисуют пальцами или специальными тампонами, например, гроздья винограда, калины, рябины.

    Попробуйте прием перехода краски, на кисточку нанести основной цвет и на самый кончик другой цвет, например оранжевый и красный, желтый и зеленый.

    Дополните рисунки тонкими линиями и точками желтой краски. Нарисуйте композицию трав и цветов, используя большие и маленькие изображения цветов, травы, колосьев по схемам.

    Кроме флоры, в роспись включают красочных птиц, выполненных в той же манере пестрой раскраски. Примечательно, как смело сочетаются между собой многие цвета и оттенки. Не только основные красные, желтые, зеленые, синие, но и полученные путем смешения красок фиолетовые, розовые, оранжевые, коричневые цвета.

    Применение творчества

    Петриковская роспись — это в первую очередь художественное ремесло, не имеющие четких правил, не ограничено в выборе композиции и расположении рисунка. На данном этапе истории она используется в росписи предметов обихода, посуды и предметов интерьера, для узоров краски подходят любые, также можно играть фоном, так как разрисовка имеет вольный стиль, поэтому наносить узоры можно на разнообразные предметы обихода.

    Украинская декоративная роспись характерна своим творческим подходом к работе и отмечает, насколько богато воображение и мастерство художников. Это исходит от обычаев жителей старинных украинских сел по-особенному украшать свою «оселю». Хаты-мазанки приходилось белить ежегодно, так как погодные условия смывали и побелку, и разрисовки.

    Видео по теме статьи

    Похожие статьи:

    knittochka.ru

    мастер-класс для начинающих, шаблоны, петух, по дереву, элементы, цветы, пальцем, осенняя пора, на ногтях, фото, видео

    Столетия назад Петриковская роспись использовалась исключительно для украшения предметов быта и домов. Сейчас же эти необычайно красивые рисунки можно встретить где угодно. Яркие, солнечные изображения обрели огромную популярность. С их помощью украшают не только одежду или помещения, но и ногти, мебель и даже автомобили.

    петриковская роспись

    Столетия назад Петриковская роспись использовалась исключительно для украшения предметов быта и домов

    Содержание материала

    Петриковская роспись: рисуем петуха — простой мастер-класс для начинающих

    Петух – классическое изображение петриковской росписи. Встретить его на расписанных предметах можно так же часто, как калину и подсолнухи. При соблюдении основных правил, нарисовать такую красоту сможет и новичок.

    Петриковская роспись: основные элементы, шаблоны и способы изображения

    Петух – классическое изображение петриковской росписи

    Ход работы пошагово:

    1. Выполнить все элементы рисунка карандашом.
    2. Силуэт петуха закрасить подходящим цветом.
    3. Нарисовать перо туловища, а также хвоста и крыльев.
    4. Смоделировать голову.
    5. Нарисовать клюв, глаза и выделить черной краской основные детали.
    6. Окружить птицу цветами и ягодками.

    Галерея: Петриковская роспись (25 фото)

    Петриковская роспись: простой рисунок кистью (видео)

    Петриковская роспись по дереву: шаблоны

    Нанесение орнамента на дерево – это настоящее искусство. Выполнить эту работу без шаблона сможет только опытный мастер. Для тех же, кто только начинает осваивать это увлекательное мастерство, крайне важно выбрать простой шаблон, который нужно будет перенести на подготовленную деревянную поверхность.

    Изображение цветов – это один из самых легких рисунков, позволяющих достичь невероятных высот. Используя простые схемы, эту работу выполнит и начинающий художник.

    Петриковская роспись: основные элементы, шаблоны и способы изображения

    Петриковская роспись: основные элементы, шаблоны и способы изображения

    Изображение цветов – это один из самых легких рисунков

    Более сложные схемы, предполагающие использования сразу нескольких элементов росписи, подойдут более опытным художникам. При этом и новичок, освоивший азы мастерства, также осилит эту увлекательную работу.

    Также рекомендуем прочитать:

    Петриковская роспись: основные элементы, шаблоны и способы изображения

    Петриковская роспись: основные элементы, шаблоны и способы изображения

    Более сложные схемы, предполагающие использования сразу нескольких элементов росписи, подойдут более опытным художникам

    На дереве невероятно красиво смотрятся именно орнаменты, выполненные в этом стиле. Любая кухонная утварь и даже мебель приобретет при этом совершенно новый вид, станет более изысканной и оригинальной.

    Петриковская роспись: основные элементы, шаблоны и способы изображения

    На дереве невероятно красиво смотрятся именно орнаменты, выполненные в этом стиле

    Нередко изображение выполняют не на прямоугольной или квадратной поверхности, а круглой. Естественно, что для выполнения такой работы понадобятся совершенно другие схемы.

    Петриковская роспись: основные элементы, шаблоны и способы изображения

    Особое внимание при росписи деревянных изделий уделяется изображению людей. Именно такие схемы позволяют сделать любое изделие совершенным и необычным.

    Петриковская роспись: основные элементы, шаблоны и способы изображения

    Элементы Петриковской росписи

    Основных элементов росписи существует всего несколько.

    Именно с их помощью и создаются настоящие шедевры:

    • луковички. С помощью таких элементов удается четко прорисовать листики и отдельные их детали. Мазок начинается с тоненькой линии, которая плавно с нажимом поворачивается, после чего нажим ослабляется и делается переход к тоненькой линии;
    • переходный мазок. Для того, чтобы выполнить этот элемент, используется краска двух цветов. На кисть изначально набирается первая краска, а кончик промазывается второй. Выполняется элемент по такому же принципу, как и луковички;
    • ягоды. Для того, чтобы прорисовать этот элемент, используются не кисти, а подушечки пальцев. Вписаться в орнамент и выглядеть живой может лишь та ягодка, на которой виден отпечаток пальца.
    Петриковская роспись: основные элементы, шаблоны и способы изображения

    Основных элементов росписи существует всего несколько

    Освоив технику выполнения этих элементов, уже можно смело приступать к работе. Более сложные же детали рисунка делаются на основе этих трех, которые просто наносятся в соответствии с выбранной схемой.

    Петриковская роспись: как нарисовать цветы

    Подсолнухи – одни из главных элементов росписи. Именно они придают картине необходимый колорит, делают ее завершенной и оригинальной. Выполнение же такого рисунка очень простое, даже новичок справиться с изображением подсолнуха.

    Ход работы:

    1. Коричневой краской нарисовать круг.
    2. Вокруг него начертить карандашом окружность немного большего диаметра.
    3. Выполнить первый ряд лепесточков. Для этого кисточку пропитать желтой краской, а кончик промазать более темной. Каждый лепесток проводить от края к центру и делать небольшое закругление.
    4. Выполнить второй круговой ряд, но использовать более светлую краску в качестве основного цвета, а кончик кисти промазать белым цветом.
    5. Поверх коричневой окружности выполнить внутренний ряд лепестков.
    6. Украсить окружность капельками.

    Петриковская роспись пальцем: осенняя пора

    Калина – символ женской красоты, силы и здоровья. Именно ее принято изображать при выполнении осенних композиций в Петровской росписи. Особенность же работы заключается в том, что каждая ягодка прорисовывается пальцем. Именно такая техника позволяет сделать орнамент особенным, живым и невероятно красивым.

    Что необходимо:

    • акварель;
    • бумага;
    • кисти;
    • емкость с водой;
    • ластик;
    • карандаш.
    Петриковская роспись: основные элементы, шаблоны и способы изображения

    Маленькие элементы хорошо добавлять деревянной ручкой от кисточки

    Ход работы:

    1. Карандашом наметить будущие веточки и листики, делая еле заметные контуры рисунка.
    2. Кисточку промазать коричневой краской и по намеченным линиям прорисовать ветки и небольшие веточки.
    3. Прорисовать листики, делая волнообразные мазки по направлению от края к центру.
    4. Подушечку пальца окунуть в краску и после этого сделать на рисунке кружочки, расположенные в хаотичном порядке.
    5. На листочках прорисовать прожилки коричневого цвета.
    6. Ягодки калины дополнить зелеными завитками и зернышками.
    7. Края листиков прорисовать оранжевой краской, делая тонкие, небольшие штрихи.
    8. Каждую ягодку дополнить вкраплениями желтого цвета, создавая блики.

    Контуры веточек подчеркнуть с помощью краски черного цвета.

    Петриковская роспись на ногтях

    В последнее время все чаще мастера маникюра прибегают к использованию орнаментов Петриковской росписи на ногтях. Маникюр при этом получается ярким, необычным, выделяющимся среди основной массы.

    Ход работы:

    1. Ногтевые пластины обязательно подготовить и только после этого нанести на них акриловую краску черного цвета.
    2. На кисть набрать розовую краску, а кончик ее промазать желтой и нарисовать цветы с помощью элементов луковички.
    3. Теперь уже промазать кисточку светло-желтой краской и кончик обмокнуть в более насыщенный желтый цвет, сформировать в центре ромашку.
    4. Для того, чтобы нарисовать калину, необходимо на доте набрать красную краску и разместить оттиски в виде грозди, располагая ягоды одна на одной и уменьшая при этом постепенно их размер.
    5. Ягоды соединить между собой очень тонкими веточками.
    6. На кисть краску зеленого цвета, а кончик обмокнуть в желтую. С помощью переходных мазков прорисовать листок.
    7. Красной краской оформить центральную часть каждого цветка.
    8. Добавить блики с помощью блесков.

    Покрыть ногтевые пластины закрепителем.

    Петриковская роспись: переходный мазок (видео)

    В последнее время Петриковская роспись нашла широкое применение. Орнаменты, выполненные в этом стиле, можно встретить где угодно. Изысканно и красочно смотрятся самые простые предметы быта, на которых нарисованы такие узоры. Освоить же эту технику сможет каждый. Здесь не требуются какие-либо особые знания и навыки. Достаточно лишь научиться выполнять основные элементы, чтобы начать создавать свои первые шедевры в этом стиле.

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    1igolka.com

    шаблоны и схемы с мастер-классом

    Роспись  представляет собой наносимый узор конкретной техникой и стилем на различных изделиях декоративно-прикладного искусства. Одним из простых видов росписи является точечная роспись. Для начинающих художников, перед тем, как расписывать предметы, можно потренироваться на бумаге. Точечная роспись — это россыпь капель по контуру рисунка, собирающая изображение по типу мозаики из бусин или страз.

    Точечный рисунок можно сделать при помощи лаков, краски, нанесенные на тонкую палочку, карандаш. Но конечно проще всего наносить рисунок прочными акриловыми красками, тем более что в наши дни краски можно приобрести в специальной тубе с конусным наконечником, продаваемый под названием контур. Он предназначен изначально для росписи по стеклу, ограничивать растекание витражных красок. С помощью него получаются точечные “стразы” преимущественно на стекле, пластике и других гладких и твердых поверхностях.

    Контуры на посуде

    Роспись предметов точками имеет свою последовательность в работе. Чтобы научиться делать красивые вещи с помощью этой техники, проведем небольшой мастер-класс, в конце предоставим несколько схем узоров.

    Итак, первым делом выбираем поверхность, которую будем расписывать.

    Обычно расписывают предметы посуды, бутылки, чашки, тарелки, шкатулки, фигуры, пластиковые поверхности компьютерных аксессуаров, клавиатур и мышей, крышки ноутбука, кожаные поверхности обложек для паспорта и так далее.

    Перед началом работы поверхность нужно обезжирить ваткой со спиртом или обычными влажными салфетками. Работать со стеклом удобнее всего, ведь на обратной стороне можно прикрепить эскиз рисунка на бумаге и рисовать по линиям.

    Например, мк «Роспись бокалов на свадьбу».

    Нам понадобятся обычные бокалы, калька, ручка, ватные диски и тампоны, краска контур по стеклу и керамике.

    На кальке рисуется узор и закрепляется с внутренней стороны стенок водой или скотчем. Наносим капли по контурам узора.

    На непрозрачных поверхностях можно рисовать произвольно, а чтобы добиться правильных геометрических формы, нужно аккуратно выводить линии вручную или с помощью трафаретов, вырезав из бумаги нужные узоры, будь это прямая линия или изгиб, и крепим скотчем. Теперь можно рисовать по краям.

    Если на вашем изделии будут узоры с повторяющимися фрагментами, то использование трафаретов и шаблонов обязательно, приготовьте нужные формы заранее.

    Точечная роспись контурами может сочетаться с линиями и другими готовыми рисунками. Усыпать все пространство или только некоторую часть предмета. Обрамить рамкой, сделать фон для центрального предмета или придать ему объем.

    Ошибки рисунка исправляются ватными дисками, тампонами, смоченные спиртом или влажными салфетками.

    Стили рисования

    Использование росписей разных стилей придают обычному предмету определенную тематику.  Это очень удобно, если вы создаете особый дизайн интерьера дома. Что любопытно, самые известные стили и орнаменты исторически создавались народными умельцами и хозяйками различными территорий, и теперь любой уголок мира имеет свою визитную карточку, в виде цветовых гамм и узоров. Проведем небольшое путешествие по миру орнаментов.

    Используйте в своих работах элементы славянских народных орнаментов. Существует множество видов  росписей с определенной техникой и цветовой гаммой. Вы можете создать набор посуды в определенном стиле дизайна, применяя фрагменты орнаментов, устоявшиеся в истории. Используйте в работе их схемы для вышивки.

    С помощью этой техники рисования и применения этнических узоров можно создать посуду и другие предметы обихода в восточном или африканском стиле интерьера.

    Точечную роспись выполняют и обычными акриловыми красками кисточками, но такие рисунки по силам опытным мастерам.

    Очень часто используют разрисовку камней мандалой или рисунками животных. Такие камни используют в качестве талисмана и оберега в доме и служит предметом украшения.

    С помощью точек

    Так как роспись похожа на мозаику, как схему можно использовать схемы вышивки крестом или бисером, ажурные схемы вязания салфеток крючком, также точки можно добавлять в готовый рисунок декупажа салфетками. Еще проще такой техникой можно дополнять готовые картины, чтобы придать красок и объема. Картины закрепляют декупажным лаком.

    Таким методом можно украсить скучный браслет из пластика или дерева, а также елочные игрушки, фигурки для брошей, пластмассовые обручи, настенные часы, фоторамки, аквариумы и другое.

    Видео по теме статьи

    Похожие статьи:

    knittochka.ru

    элементы, поэтапное рисование, для детей, декоративное по мотивам, цветы, узоры для старшей группы, фото, видео

    Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов. Эта цветочная раскраска позволяет создавать невероятно красивые узоры и орнаменты. Благодаря декоративному рисованию можно создать цветы, павлина, лошадку, птицу, розана, петушка и многое другое.

    городецкая роспись

    Городецкая роспись является одним из старинных русских художественных промыслов

    Содержание материала

    История и особенности ремесла

    Начало городецкая роспись берёт отрезных прялок. Из дерева вырезались различные фигурки и вставлялись в углубления по соответствующей форме. Позже мастера стали красить деревянные фигурки, постепенно добавляя больше новых цветов.

    В 19 веке у мастеров получались красивые деревянные фигуры зелёных, красных, синих и других окрасов. Ими украшали дома, дворы. Фигурки радовали глаз, их любили делать, ими восхищались дети. Петух росписью получался очень красивый.

    Что могли украшать городецкие прялки?

    • Сани.
    • Сундуки.
    • Шкатулки.
    • Мебель.
    • Предметы обихода и т. д.

    Обычно, роспись была символичной. Ценились жанровые рисунки. Например, на доске изображался купец и его конь или петушок. Элементы такой росписи сохранились и в наши дни.

    Цветочным мотивам в данном ремесле отдавалось особое предпочтение. Также рисовались животные, например, львы или быки.

    Любимые фонами в городецкой росписи для мастеров 19 века были синий, зелёный, словом, яркие и многоцветные. Реже использовался чёрный фон.

    Как ведётся роспись? И тогда и сейчас работу поэтапно расписывают кистью. Поэтапное ремесло не предусматривает рисование по готовому макету. Удар кисти по доске должен быть плотным и сильным. Вся работа мастера довольно кропотлива, но, в то же время, и быстра. По характеру приёма работа несложная.

    Для детей и дошкольников есть масса способов начать с несложных схем городецкой росписи, например, изобразить её на асфальте.

    Также рекомендуем прочитать:

    Галерея: городецкая роспись (25 фото)

    Городецкая роспись: урок (видео)

    Городецкая роспись: основные элементы

    Для такой росписи необходимы специальные краски. Их называют «темперу». Делаются темперу-краски из сухих порошков либо из их аналогов. Альтернативой таким краскам может стать обычная гуашь, в которую добавили клей ПВА. Если выбор мастера пал на гуашь, то он должен знать, что при городецкой росписи перед промазыванием второго слоя рисунка, нужно дождаться полного высыхания первого слоя, иначе работа будет иметь белёсый оттенок.

    Все кисти должны быть сухими, иначе после работы они испортятся.

    Спецификой городецкой росписи является рисование без макета, то есть,  художник плавно ведёт кисть по поверхности. Какие могут быть художественные приёмы при росписи? Их много, например:

    • Широкие мазки кистью.
    • Тонкие линии конкой кисточкой.
    • Виртуозны штрихи средней кистью.
    Городецкая роспись: как научиться

    Для такой росписи необходимы специальные краски

    На какой поверхности выполняется городецкая роспись? Обычно за основу берётся дерево. При желании можно создать на нём цветной фон, раскрасив поверхность в красный, жёлтый или другой цвет.

    Схема работы следующая:

    1. Для начала мастер помечает на поверхности приблизительные размеры композиции. Для этого можно использовать карандаш. При этом он не делает прорисовку макета! Это нужно для того, чтобы наметить будущий размер всех узоров росписи.
    2. Многие мастера советуют намечать контур узора не карандашом, а сразу красками. По их мнению, именно такая технология считается правильной.
    3. Узлы рисунка делаются тонкой кисточкой и светлой краской. Так работа смотрится аккуратнее.
    4. Поверх светлых пятен ставятся более тёмные. В этом состоит особенность данного ремесла.
    5. Перед началом работы следует собрать несколько разных кистей, так как различные детали удобно прорисовывать по-своему. Например, тонкие линии получатся красивыми только в том случае, если прорисовать их тоненькой кисточкой.
    6. Главными элементами городецкой росписи являются так называемые «оживки». К ним относят точки, круги, спирали, штрихи и дуги.

    Поэтапное декоративное рисование по мотивам городецкой росписи для детей

    1. Начало рисунка – это набросок схемы на дереве в натуральную величину. Следует наметить размер будущей работы и её основных элементов.
    2. Для упрощения задачи можно прорисовать размер композиции на бумаге, а только потом перенести изображение на деревянную поверхность.
    3. Когда размер орнамента будет нанесён на деревянную поверхность, нужно выделить главный центр композиции. После этого можно продумать цветовую гамму.
    4. Когда будет решён вопрос о составе и цветовой гамме композиции, можно приступать к детальной прорисовке орнамента.
    5. Для детей рекомендуется выбирать несложные рисунки. Например, можно изобразить солнце. В центре рисуется красный круг, а рядом – лучи. Лучевые стежки должны быть одинакового размера.
    6. В конце работы деревянная поверхность покрывается лаком.
    Городецкая роспись: как научиться

    Ребенку будет проще рисовать простые элементы

    Узоры городецкой росписи для старшей группы

    В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи, ведь если ребёнок не сможет справиться с ней, то ему будет скучно. Можно остановить свой выбор на простом орнаменте и нарисовать красивый цветок.

    Способ рисования:

    1. В работе будут использованы белые, красные, коричневые и зелёные краски. Рисовать дети должны либо на досках из дерева, либо на деревянных не глубоких тарелках.
    2. Карандашом следует наметить центр композиции и её размер.
    3. Затем можно приступать к прорисовке цветка. В центре рисуется маленький красный круг. Затем красная краска смешивается с белой для того, чтобы получился розовый цвет. Розовым рисуется ещё один круг, больше первого. После этого снова красный круг и снова розовый. Таким образом, у цветка получается разноцветная середина.
    4. Лепестки делаются зелёной и коричневой красками. Лучше их чередовать, так работа будет красивее.
    5. Можно соединить зелёную краску с белой для получения более светлого зеленоватого цвета. Им можно прорисовать лепестки изнутри. Данная прорисовка выполняется тонкой кисточкой.
    Городецкая роспись: как научиться

    В средней и старшей группе в детском садике не нужно выбирать слишком сложные элементы росписи

    Завершает работу лаковое покрытие поверхности.

    Городецкая роспись: как нарисовать цветы?

    Мастер-класс:

    1. Для начала выбирается поверхность и материал, которым будет выполнена работа. Чем красочнее она будет – тем лучше.
    2. Центры цветов отмечаются на поверхности карандашом. Рисуется яркий круг. Затем в каждом круге прорисовываются лепестки. Для этого используется цвет темнее сердцевины цветка.
    3. У каждого цветочка должен быть лепесток. Салатовые лепестки можно прорисовать тонкой кистью изнутри. Также можно прорисовать контуры лепестков и цветов более темной краской, но не чёрной.
    4. Дополнят композицию синие ягоды, нарисованные рядом с цветами.
    Городецкая роспись: как научиться

    цветок может быть как сложным, так и легким – выбирать мастеру

    Городецкая роспись: как нарисовать коня?

    1. Для этого необходимо использовать чёрную либо коричневую краску. Но чтобы конь выделялся, фон работы должен быть светлым.
    2. Туловище коня рисуется средней кистью. Сначала можно прорисовать ей контур, а затем покрасить его. Конечности, хвост и шея рисуются более тонкой кистью. Отдельно прорисовываются копыта животного.
    3. Гриву коня можно нарисовать красным цветом.
    4. Украсит и дополнит композицию красивый орнамент. Можно сделать им рамку рисунка. Также, можно нарисовать лошадь, бегущую к солнцу.

    Городецкая роспись: как рисовать цветок Купавку (видео)

    Городецкая роспись сможет подарить массу положительных эмоций своему творцу. Главное – рисовать с душой, ведь тогда даже начинающий умелец сможет создать настоящий шедевр.

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    1igolka.com

    Стили русской росписи

    Хохлома —

    роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

    Городецкая роспись —

    роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

    Гжель —

    роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

    Федоскинская роспись —

    роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

    Роспись Северной Двины —

    роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

    Прикамская роспись —

    роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

    Жостовская роспись —

    роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

    Мезенская (Палащельская) роспись —

    роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным — «сажей» и красным — «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи — солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

    Палех —

    роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

    *Братина — род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

    fishki.net

    Русские народные росписи: Мезенская, городецкая, жостовская, хохломская.

    Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень.

    Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён.

    Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — солярные диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

    Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. 

    Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детскинаивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. 

    Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса наносили узор.

    Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

    Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. 

    Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

    Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. 

    Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

    В нижегородских росписях можно различить два типа — павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

    Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкие мастера росписи любят цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастера охотно пользуются мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

    Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. 

     

    Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

    История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

    Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.".

    В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.

    В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

    В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне.

     

    1920 - 1930 - е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 - е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне.

    Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

    Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. 

    Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

    По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

    Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности.

    Роспись выглядит ярко, хотя фон чёрный. Используются краски: красная, жёлтая, золотая, оранжевая, зелёная, голубая и чёрный фон. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта,куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

    На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи. 

    По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.

    Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

    Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

    В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

    В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел").

    Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

    После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

     

    Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. 

    Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контурорнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

    • «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами;
    • «травка» — узор из крупных и мелких травинок;
    • «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.

    Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

    Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

    art.mirtesen.ru