Физкультура для всех: для детей и взрослых. Фигуры в синхронном плавании


Фигуры международной классификации синхронного плавания

Опубликовано Наташкаhttp://www.fizkult-ura.ru

Синхронное плавание

141. То же, что и 140, но с винтом 180°. К = 1,8. Винт 180° выполняется с соединенными вместе ногами и разноименным с вертикальной ногой плечом вперед.

142. То же, что и 140, но с винтом 360°. К = 1,9. Винт выполняется, когда тело принимает позицию «Обратная вертикаль».

143. То же, что и 140, но с вращением на 180°. К = 1,8.

144. То же, что и 140, но с вращением на 360°. К = 1,9.

150. «Субмарина». Угол вверх одной ногой, погружение, всплывание. К = 1,5. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх одной ногой, после чего тело погружается под воду до лодыжки. Сохраняя это положение, всплывают, пока лицо не окажется на поверхности, бедра как можно ближе к уровню воды. Нога возвращается в исходное положение через позицию с согнутым коленом.

155. «Субмарина». Угол вверх двумя ногами, погружение, всплывание. К = 1,9. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх двумя ногами, тело погружается в воду до лодыжек. В этой позиции тело всплывает, лицо над водой. Бедра следует держать как можно ближе к поверхности воды. Ноги возвращаются в исходное положение через позицию с согнутым коленом. Во время выполнения фигуры желательна максимальная высота положения тела в воде.

160. «Каталарк». К = 2,0. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх одной ногой. В этом положении туловище поворачивается вокруг продольной оси на 180° вперед плечом, одноименным с поднятой ногой, и одновременно опускается вниз головой, принимая позицию «кран». Во время поворота нога, остающаяся на поверхности, не должна погружаться под воду. После завершения поворота левая нога движется махом назад.

Когда левая нога пройдет вертикальную линию, правая нога, сделав незначительное движение в противоположную сторону, догоняет ее, и они вместе опускаются на поверхность воды. Движение ногами вперед продолжается до тех пор, пока тело не примет исходного положения. Необходимо поддерживать максимальную высоту положения тела во время вращения и при перемахе левой ногой. В соревнованиях допускается начало выполнения фигуры из позиции «угол вверх».

Синхронное плавание

КЛАСС II

Синхронное плавание

201. «Дельфин». Круг назад прогнувшись. К = 1,5.Круг прогнувшись и все модификации этой фигуры, кроме обусловленных соответствующими правилами, начинаются и заканчиваются в положении на спине, руки вверх. Движение начинается головой вперед, тело описывает круг диаметром 2,5 — 3 м (в зависимости от роста спортсмена). При выполнении фигуры голова, ягодицы и стопы движутся по воображаемой линии окружности. Тело слегка прогнуто в пояснице, пальцы ног вытянуты. Движения руками — произвольные.

202. «Дельфин». Круг назад прогнувшись, винт 180°. К = 1,6. Исходное положение — как в фигуре 201. После прохождения примерно четверти круга тело выпрямляется в вертикальном положении и поднимается вверх над поверхностью воды на высоту стоп до лодыжек. Из этого положения выполняется винт 180° и далее продолжается фигура 201. Ее завершают в положении, лежа на спине, руки вверх.203. «Дельфин». Круг назад прогнувшись, винт 360°. К = 1,7. Выполняется, как и фигура 202, но с винтом 360°.

205. «Дельфин». Круг назад прогнувшись с согнутым коленом. К = 1,5. Исходное положение — на спине. Движение начинается головой вперед (как и в фигуре 201), одна нога лежит на воде, стопа другой скользит по внутренней поверхности до середины голени прямой ноги и принимает позицию на спине, согнув колено. В этом положении тело продолжает описывать круг диаметром 2,5 —3 м (в зависимости от роста спортсмена). При выполнении фигуры голова, ягодицы и стопы вытянутых ног совершают движение по воображаемой линии окружности. Согнутое колено разгибается в момент касания поверхности воды.

Синхронное плавание

Синхронное плавание

206. «Дельфин». Круг назад прогнувшись, с согнутым коленом, винт 180°. К = 1,6. Исходное положение — как в фигуре 205. После того как спортсмен выполнит позицию с согнутым коленом, тело принимает вертикальное положение; затем всплывают на высоту стопы вытянутой ноги и выполняют винт 180°. Эта позиция является исходным положением для продолжения фигуры 202 «Круг прогнувшись, винт 180°». Согнутое колено разгибается в момент касания поверхности воды, и фигура завершается в положении на спине.

207. «Дельфин». Круг назад прогнувшись, с согнутым коленом, винт 360°. К = 1,7. Выполняется, как и фигура 206, но с винтом 360°.

Синхронное плавание

220. «Рыцарь». К = 1,9. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх правой ногой, которая остается в относительно неподвижном вертикальном положении, в то время как спортсмен, прогнувшись в пояснице, опускается головой вперед вертикально вниз. Левая нога поднимается махом вверх перпендикулярно к поверхности воды, а правая одновременно принимает позицию с согнутым коленом. В этом положении выполняется винт 180°, разгибается нога в коленном суставе, и тело, прогнувшись, выходит на поверхность ногами вперед. Фигура завершается в положении на спине. Желательно максимально высокое положение тела при выполнении всех позиций фигуры. Движения руками — произвольные.

223. «Замок». 1/4 круга назад прогнувшись, перемах в горизонтальный угол левой ногой, винт 180°, поворот в сторону — вверх, угол вверх левой ногой. К = 2,1. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх правой ногой, которая остается в вертикальном положении относительно неподвижной, в то время как спортсмен, прогнув тело в пояснице, опускается головой вперед — вниз до вертикального положения. Левая нога махом вперед опускается на поверхность воды, тело принимает позицию «кран». В этом положении выполняется винт 180° вперед плечом, разноименным с вертикальной ногой. С вращением на 180° вокруг вертикальной ноги (не увеличивая глубины погружения) туловище принимает горизонтальное положение и всплывает в позиции угол вверх правой ногой. Правая нога возвращается в исходное положение через позицию с согнутым коленом, фигура завершается в положении на спине.

Синхронное плавание

225. «Обратный кран». К = 1,8. Из исходного положения на спине начинается движение по кругу головой вперед — вниз. Все части тела (голова, спина, ноги) движутся по окружности диаметром 2,5 — 3 м. После погружения стоп тело принимает вертикальную позицию и поднимается вверх на максимально возможную высоту над поверхностью воды. В этом положении выполняется винт 180° (не погружаясь), одна нога опускается в горизонтальное положение на поверхность воды и тело принимает позицию «кран», после чего всплывает как можно ближе к поверхности воды. В этом положении выполняется винт 180° в том же направлении, что и винт 180° в вертикали. В принятой позиции тело поворачивается лицом вперед — вверх вокруг поперечной оси до позиции «угол вверх одной ногой в погружении» и производится всплывание, пока лицо не окажется на поверхности; бедра как можно выше к уровню воды. Вертикально расположенная нога возвращается в исходное положение через позицию с согнутым коленом. Заканчивается фигура в положении на спине.

Синхронное плавание

235. «Альбатрос». К = 1,9. Исходное положение — на спине. Движение по кругу начинается головой вперед вниз. В момент, когда голова пловца пройдет примерно 1/4 окружности, а бедра еще находятся на поверхности воды, тело переворачивается лицом вниз и, опуская туловище дальше до положения перпендикулярно поверхности воды, принимается позиция горизонтального угла — ноги расположены на поверхности, а туловище выпрямлено вниз и составляет с ногами прямой угол. Затем ноги выпрямляются: одна — вертикально вверх, другая — в позицию с согнутым коленом. В этом положении выполняется винт 180°, после чего согнутая нога выпрямляется в коленном суставе и тело погружается в воду головой вниз. При выполнении фигуры необходимо выдерживать наиболее высокое положение тела над водой в позиции «вертикаль с согнутым коленом».

251. «Дельфин». Круг вперед прогнувшись. К = 1,7. Исходное положение — на спине. Стопами вперед тело описывает круг диаметром 2,5 — 3 м (в зависимости от роста спортсмена). При выполнении фигуры голова, ягодицы и стопы вытянутых вперед ног должны двигаться по воображаемой линии окружности.

Синхронное плавание

252. «Дельфин». Круг вперед прогнувшись, с винтом 180°, К = 1,8. Исходное положение — на спине. Стопами вперед тело движется по кругу диаметром 2,5—3 м (в зависимости от роста спортсмена). Когда стопы пройдут примерно 3/4 пути, тело принимает вертикальное положение. Затем продолжается всплывание ногами вверх до появления лодыжек над поверхностью воды. В этом положении выполняется винт 180° и вертикальное погружение под воду. После остановки тело, прогнувшись, движется ногами вперед к поверхности воды. Заканчивается фигура в положении на спине.

253 "Дельфин" Круг вперед прогнувшись, винт 360°. К = 1,9. Выполняется, как фигура 252, но с винтом 360°.

255. «Дельфин». Круг вперед прогнувшись, с согнутым коленом. К = 1,7. Исходное положение — на спине. Тело начинает движение по кругу стопами вперед. Затем одна нога принимает позицию «с согнутым коленом», в которой и продолжается выполнение фигуры. Как только согнутое колено появляется из воды, нога выпрямляется и фигура завершается в исходном положении на спине.

Синхронное плавание

256. «Дельфин». Круг вперед прогнувшись, с согнутым коленом, винт 180°. К = 1,8. Исходное положение — на спине. Стопами вперед тело начинает движение по кругу (как и в фигуре 251). Прежде чем бедра уйдут под воду, одна нога принимает положение с согнутым коленом. Когда стопа выпрямленной ноги пройдет примерно 3/4 пути, тело принимает вертикальное положение и дальше продолжает всплывать до появления лодыжки над поверхностью воды. В этом положении выполняется винт 180°, и тело погружается вертикально под воду. После остановки тело, прогнувшись, движется стопой вытянутой ноги вперед к поверхности воды. Нога выпрямляется в коленном суставе, и движение ногами вперед прекращается, как только тело окажется в положении на спине.

Синхронное плавание

257. «Дельфин». Круг вперед прогнувшись, с согнутым коленом, винт 360°. К = 1,9. Выполняется, как фигура 256, но с винтом 360°.

260. «Дельфин». Угол вверх одной ногой, круг вперед прогнувшись. К = 1,8. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх одной ногой. Начинается движение по кругу вытянутой вперед ногой. Как только голова скроется под водой, обе ноги соединяются до прохождения телом половины окружности. Далее движение продолжается ногами вперед — вверх спиной внутрь круга диаметром 2,5 — 3 м. Фигура завершается выходом прогнувшись на поверхность воды в положение на спине. Движения руками произвольные.

Синхронное плавание

265. «Дельфин». Круг вперед прогнувшись, с углом вверх одной ногой. К = 1,9. Исходное положение — на спине. Выполняется угол вверх одной ногой. Сохраняя это положение, тело начинает движение стопой вытянутой вперед ноги по кругу диаметром 2,5—3 м. Голова, спина и задняя поверхность ноги, обращенные внутрь круга, движутся по воображаемой окружности к поверхности воды, после чего нога в положении угол вверх, не сгибаясь, присоединяется к другой ноге. Движение ногами вперед завершается, когда тело примет положение на спине. Положение рук произвольное.

275. «Дельфалина». К = 2,1. Исходное положение - на спине. Тело движется стопами вперед по кругу диаметром 2,5—3 м (в зависимости от роста спортсмена). Когда стопы пройдут примерно 3/4 пути, тело принимает вертикальное положение. Затем продолжается всплывание ногами вверх. Когда стопы покажутся на поверхности воды, одна нога опускается в горизонтальное положение и тело всплывает как можно ближе к поверхности воды. Выполняется винт 180° вперед плечом, разноименным с вертикальной ногой. С вращением на 180° вокруг вертикальной ноги, и не увеличивая глубины погружения, туловище принимает горизонтальное положение и в позиции «угол вверх одной ногой» всплывает. Вертикальная нога возвращается в исходное положение через позицию с согнутым коленом. Фигура завершается в положении на спине.

Синхронное плавание

Класс III

Синхронное плавание

301. «Барракуда». К = 1,8. Исходное положение — на спине. Быстрым движением ноги поднимают вверх перпендикулярно к поверхности воды — в позицию «угол вверх двумя ногами». В этом положении тело погружается в воду до лодыжек. Угол между туловищем и ногами составляет 90°. Далее производится всплывание тела: уровень воды — у колен, лицо — под водой. Движением ног вверх производится разгибание тела в вертикальное положение на максимально возможную высоту над поверхностью воды. Заканчивается фигура погружением стоп под воду.

302. «Барракуда». Вращение на 180°. К = 1,9. Выполняется, как и фигура 301, но после разгиба в вертикаль производится вращение на 180°.

303. «Барракуда». Вращение на 360°. К = 2,0. Выполняется, как и фигура 301, но после разгиба в вертикаль производится вращение на 360°.

Синхронное плавание

305. «Барракуда». Оборот назад согнувшись, разгиб в вертикаль. К = 1,9. Исходное положение — на спине, выполняется позиция «на спине, согнувшись» —туловище параллельно поверхности воды, прямые ноги согнуты в тазобедренных суставах и подтянуты к груди. Производится вращение назад вокруг поперечной оси тела. В момент касания воды пальцами ног туловище образует вертикально поднятыми ногами угол 90°. Уровень воды у лодыжек. В этом положении тело всплывает до колен, лицо остается ниже уровня воды. Движением ног вверх производится разгиб в вертикальное положение на максимально возможную высоту над поверхностью воды, после чего фигура заканчивается погружением под воду.

306. «Барракуда». Оборот назад согнувшись, разгиб в вертикаль с вращением на 180°. К = 2,0. Выполняется так же, как и фигура 305, но после разгиба в вертикаль производится вращение на 180°.

Синхронное плавание

307. «Барракуда». Оборот назад согнувшись, подъем в вертикаль с вращением на 360°. К = 2,1. Выполняется так же, как и фигура 305, но после разгиба в вертикаль производится вращение на 360°.

315. «Гавиата». К = 2,0. Исходное положение — на груди. Туловище опускается вниз перпендикулярно поверхности воды и составляет с ногами угол 90° (позиция «горизонтальный угол»). Производится оборот вперед на 90° и тело принимает позицию «угол вверх двумя ногами в погружении» — ноги направлены вертикально вверх, туловище параллельно поверхности воды, уровень воды — у лодыжек. В этом положении тело всплывает на максимальную высоту, голова — ниже уровня воды, после чего туловище опускается головой назад — вниз с одновременным вращением на 180° вокруг продольной оси. В момент завершения вращения спортсмен, прогнувшись, выполняет полный шпагат, после чего нога, находящаяся впереди, махом назад над поверхностью воды присоединяется к другой ноге. Движение ногами вперед прогнувшись продолжается до тех пор, пока тело не окажется в положении на спине. Все фазы фигуры над поверхностью воды выполняются с максимальной высотой. Движения руками произвольные.

316. «Гавиата», открытое вращение на 180°. К = 2,1. Исходное положение — на груди. Туловище опускается вниз перпендикулярно поверхности воды и составляет с ногами угол 90° (позиция «горизонтальный угол»). Производится оборот вперед на 90° и тело принимает позицию «угол вверх двумя ногами в погружении» — ноги направлены вертикально вверх, туловище параллельно поверхности воды, уровень воды — у лодыжек. В этом положении тело всплывает на максимальную высоту, голова— ниже уровня воды. Туловище опускается головой назад — вниз с одновременным вращением на 180° вокруг продольной оси тела. В момент завершения вращения прямые ноги разводятся в шпагате до образования между ними угла в 90°. Продолжая разведение ног, выполняют винт 180°. В момент завершения вращения спортсмен, прогнувшись, выполняет полный шпагат. Нога, находящаяся впереди, махом назад над поверхностью воды присоединяется к другой ноге. Движение ногами вперед прогнувшись продолжается до тех пор, пока тело не окажется в положении на спине. Все фазы фигуры над поверхностью воды выполняются с максимальной высотой. Движения руками произвольные.

Синхронное плавание

Список использованной литературы:

  1. Синхронное плавание. Парфенов В.А., Кононенко Ю.Л., Киев, «Здоров'я», 1979, 104 с. Подробнее.

www.fizkult-ura.ru

Основные позиции при выполнении фигур в обязательной программе синхронного плавания (Белоковский В. В.)

Страница 1 из 3

Белоковский В. В. Художественное плаваниеБелоковский В. В. Художественное плавание. ? М.: Физкультура и спорт, 1985.  ? 112 с.

Настоящее методическое пособие посвящено виду спорта, который быстро завоевал популярность и получил олимпийское признание.

В по­собии рассматриваются этапы развития художественного - синхронного - плавания, вопро­сы техники и методики обучения, содержание обязательной и произвольной программ выступлений.

Для спортсменов, тренеров, а также для любителей художественно­го плавания.

 

 

1. На спине (рис. 13). Туловище выпрямлено, ноги сомкнуты, носки оттянуты. Голова находится на одной линии с туловищем (уши в воде). Лицо, подъемы стоп, поверхности бедер расположе­ны над поверхностью воды. Руки в этой позиции располагаются у бедер (рис. 13, а) или же вытянуты за головой (рис. 13, б).

 Позиция На спине

2. На груди (рис. 14). Туло­вище горизонтально. Голова, по­верхность бедер и пятки распо­ложены над поверхностью воды. Лицо может быть приподнято или опущено в воду.

 Позиция На груди

3. На боку (рис. 15). Тулови­ще прогнуто. Голова, бедро и боковая сторона стопы одной но­ги находятся у поверхности во­ды. Положение рук может быть различным в зависимости от конкретного описания фигуры.

Позиция На боку 

4. Согнув колено (рис. 16). Положение туловища на спине, на груди, вертикальное или про­гнувшись (во время движения по дуге или кругу). Одна нога со­гнута, стопа прижата к внутрен­ней стороне колена вытянутой ноги или располагается на колене.

 Позиция Согнув колено

5. Угол вверх (рис. 17). Положение туловища на спине. Одна нога выпрямлена перпендикулярно к поверхности воды. Лицо и подъем стопы горизонтально вытянутой ноги находятся над по­верхностью воды.

 Позиция Угол вверх

6. Угол вверх двумя (рис. 18). Положение туловища на спи­не, лицо над поверхностью воды. Выпрямленные (носки оттяну­ты) ноги удерживаются перпендикулярно поверхности воды. По возможности туловище должно располагаться по отношению к ногам под прямим углом.

 Угол вверх двумя

7. Вертикаль одной, согнув другую но­гу («фламинго») (рис. 19). Положение ту­ловища на спине, под углом к поверхности воды. Одна нога вертикально поднята и выпрямлена перпендикулярно поверхности воды; другая нога согнута в колене и под­тянута к груди, середина голени распо­ложена у вертикально вытянутой ноги. Носки оттянуты. Лицо и поверхность голе­ни согнутой ноги находятся над поверхно­стью.

 Вертикаль одной, согнув другую но­гу («фламинго»)

8. Вертикаль (рис. 20). Положение те­ла вертикальное, вниз головой. Голова, ту­ловище и ноги вытянуты по продольной оси, ориентированной перпендикулярно по­верхности воды.

 Позиция Вертикаль

9. Горизонтальный угол одной ногой («кран» или «журавль») (рис. 21). Положе­ние тела вертикальное, вниз головой. Одна нога вытянута вверх по продольной оси, другая согнута вперед в тазобедренном су­ставе (под прямым углом к туловищу) и располагается параллельно поверхности воды.

 Горизонтальный угол одной ногой («кран» или «журавль»)

10. Горизонтальный угол двумя (рис. 22). Положение туловища вертикальное, вниз головой. Обе ноги расположены под прямым углом к туловищу, сомкнуты и вы­тянуты у поверхности воды. Голова состав­ляет одну линию с туловищем.

 Горизонтальный угол двумя

11. Группировка (рис. 23). Положение тела — плотная группировка. Спина округ­лая, колени вместе, голени прижаты к бед­рам, пятки — к ягодицам, носки оттянуты. Голова приближена к коленям (рис. 23, а). Вариант: неплотная группировка; голени параллельны поверхности воды (рис. 23, б).

 Группировка

12. Согнувшись (рис. 24). Тело вплот­ную согнуть к бедрам. Ноги выпрямлены, колени приближены к груди.

 Позиция Согнувшись

13. Прогнувшись (рис. 25). Положение туловища прогнувшись. Голова, таз и ноги расположены на дуге окружности.

 Позиция Прогнувшись

14. Шпагат (рис. 26). Положение тела прогнувшись, вниз головой. Ноги равномер­но растянуты в переднезаднем направле­нии. Стопы и бедра обеих ног удерживают­ся возможно ближе к поверхности.

 Позиция Шпагат

15. Угол вверх прогнувшись («витязь») (рис. 27). Положение тела прогнувшись, вниз головой. Вертикально выпрямленная нога поднята над поверхностью воды. Вместе с другой ногой, разогнутой в тазобедренном суставе и горизонтально вытянутой на поверхности воды, она об­разует прямой угол. Бедро горизонталь­ной ноги должно быть максимально при­ближено к поверхности воды.

 Угол вверх прогнувшись («витязь»)

16. Острый угол в вертикали («рыбий хвост») (рис. 28). Положение тела вер­тикальное, вниз головой (аналогично позиции «кран»). Однако нога вытянута вперед под острым углом к поверхности воды, так что стопа располагается у по­верхности воды независимо от глубины погружения таза.

 Острый угол в вертикали («рыбий хвост»)

Рассмотренные позиции — основные, наиболее часто встречающиеся. Но существует множество промежуточных по­зиций, без которых также невозможно выполнить фигуры. Мы остановимся лишь на некоторых при описании перехо­дов из одной позиции в другую.

www.ckofr.com

Техника синхронного плавания | ФизкультУРА

Опубликовано Наташкаhttp://www.fizkult-ura.ru

Синхронное плавание

Синхронное плавание в известной мере сродни художественной гимнастике, фигурному катанию на коньках и, еще более, балету на льду (как уже отмечалось, его не случайно называют «балетом на воде»).

В классическом балете и в балете на льду движения танцоров являются специфическими и значительно отличаются от движений при обычной ходьбе, беге или беге на коньках.

Своеобразие фигурного катания и балета на льду обеспечивается условиями места выполнения упражнений: лед ускоряет движения спортсменов, делает танец более динамичным. Вода же замедляет скорость, а выполнение движений в трехмерном пространстве, погружения и всплытия, вращения и перевороты с использованием в качестве опоры только водной среды выдвигают новые требования к технике перемещения, к способам контакта с партнерами и др. Поэтому в синхронном плавании способы передвижения в воде и техника плавания будут несколько иными, чем в спортивном плавании.

При освоении техники синхронного плавания необходимо изучить новые позиции в воде, движения руками и ногами, перемещения вокруг различных осей тела. Кроме того, техническая подготовка водных фигуристок должна включать в себя отличное владение четырьмя спортивными способами плавания, умение синхронизировать свои действия с товарищами по команде, ориентироваться под водой и т.д. Руки в синхронном плавании служат не только для создания силы тяги (продвигающих усилий) вперед, но и для раскрытия темы произведения и художественного образа.

Синхронное плавание относится к технически сложным видам спорта, и поэтому движения руками в нем значительно отличаются от спортивного плавания большим разнообразием и арсеналом положений. В синхронном плавании руки при движении могут быть прямыми, согнутыми в различных положениях и в различных направлениях. Ими можно работать поочередно или одновременно.

Синхронное плавание

Во всех вариантах перемещений в воде и при удержании необходимой позиции важными являются движения руками «восьмеркой». Они выполняются почти у бедёр, быстро и энергично. С помощью этого сохраняют вертикальное или горизонтальное положение на месте. Например, для удержания горизонтального положения ладонями выполняют восьмеркообразные поддерживающие движения у бедер. В вертикальном положении для поддержания необходимой высоты руки могут работать или у поверхности воды, или у бедер, перемещаясь сверху вниз восьмеркообразными движениями, или же по поверхности воды справа налево и слева направо.

Во время продвижения ногами или головой вперед в положении на спине или на груди также возможна работа одними ладонями в непосредственной близости от тазобедренных суставов. Такая же восьмеркообразная работа руками или только ладонями применяется и в различных позициях с вытянутыми вверх руками.

Во время выполнения вращательных движений вокруг продольной оси тела как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях руки выполняют вращательные движения вокруг туловища в противоположном направлении. Если, например, для создания вращения тела слева направо левая рука идет вокруг туловища спереди назад, то другая рука движется сзади в противоположном направлении.

Следует отметить, что такие движения руками дают возможность перемещаться во всех направлениях с желаемой скоростью и являются основными во время выполнения большинства фигур на поверхности воды.

При гребковых движениях для осуществления всевозможных перемещений ладонь, как правило, принимает такую же форму, как в спортивном плавании. Однако при выполнении композиции для развития и выражения темы пальцы могут быть расставлены в стороны, сжаты в кулак и т.д.

Движения ногами в синхронном плавании не только обеспечивают передвижение спортсменки. Во всех упражнениях и фигурах ноги служат для удержания тела в различных статических позах и являются необходимым элементом, играющим большую роль в зрелищном восприятии композиции. При этом первостепенное значение имеют такие качества, как растянутость связок — умение вытянуть пальцы ног, большая гибкость и подвижность в голеностопных и тазобедренных суставах. Поэтому чрезвычайно важным является рациональный подбор упражнений, направленных на развитие гибкости и подвижности различных суставных групп (упражнения в зале, у балетного станка, акробатические упражнения, упражнения в воде).

В основном положении на спине или на груди ноги могут занимать различные позиции. Например, обе ноги — прямые и находятся на поверхности воды; одна нога — прямая, другая — в той или иной степени согнута в коленном суставе. В этом случае стопа согнутой ноги располагается у лодыжки выпрямленной ноги, у середины голени или у коленного сустава на середине бедра; нога перпендикулярна поверхности воды.

Синхронное плавание

В положении на спине нога, согнутая в колене, может быть не только перпендикулярной к поверхности воды, но также располагаться в горизонтальной плоскости.

В основу синхронного плавания положены хорошо известные, хотя и несколько видоизмененные способы спортивного плавания. Только совершенная техника способов передвижения в воде (учитывая их специфичность в синхронном плавании) обеспечивает спортсменке успешное выполнение индивидуальных комбинаций сложных фигур, согласование своих действий с партнерами в групповом плавании или показательных выступлениях. Именно необходимостью хорошо ориентироваться в воде, видеть партнеров и согласовывать с ними свои движения, а также слышать музыку, вызваны изменения в способах плавания по сравнению со спортивными. Это приводит к необходимости плавать с поднятой над поверхностью воды головой.

В кроле, например, подготовительные и гребковые движения руками бывают весьма разнообразными. Над водой руки проносят вперед через стороны или через верх. Они могут быть совершенно прямыми или чрезмерно согнутыми, с очень высоким расположением локтевого сустава над водой. Голова приподнята над водой, тело слегка прогнуто в пояснице, ноги, как правило, бесшумно работают под водой. Исключение составляют те случаи, когда энергичная работа ногами является необходимым компонентом самого упражнения и связана со сценарием или вызвана режиссерской необходимостью.

При плавании на спине гребковые движения руками совершают одновременно или поочередно. Как и при кроле на груди, они могут быть весьма разнообразными: руки проносятся прямыми или согнутыми в локтевых суставах, над водой или под водой, прямо перед собой или через стороны и т.д.

В брассе выполняется короткий гребок руками — до линии плеч или длинный — до бедер. Гребок может быть через стороны или под себя. Гребковые движения ногами возможны с узким вариантом разведения ног во время толчка при непрерывной работе для обеспечения большей плавности продвижения.

Существуют различные варианты - движения руками и при плавании баттерфляем. Они могут сильно сгибаться в локтевых суставах или проноситься по воздуху прямыми, входить в воду на ширине плеч, значительно шире или уже и т.д. Ноги могут или бесшумно работать под водой, или выполнять бурные и эффективные удары по поверхности воды. Возможно плавание с имитацией движений дельфина при продвижении без погружения головы и плечевого пояса под воду.

Список использованной литературы:

  1. Синхронное плавание. Парфенов В.А., Кононенко Ю.Л., Киев, «Здоров'я», 1979, 104 с. Подробнее.

www.fizkult-ura.ru

для детей и взрослых » Виды спорта » Синхронное плавание

Характер этого красивого вида спорта и возмож­ность проводить соревнования, не требующие мак­симальных показателей скорости и выносливости, привлекают к нему пока только женщин.

Этот вид плавания заключается в совершенном по форме осуществлении плавательных движений и безупречном выполнении фигур большей или меньшей сложности. Так же как фигуристка на льду, спортсменка в синхронном плавании стремит­ся к эстетическому выполнению труднейших эле­ментов движения. Ритмичность движений должна быть синхронна с ритмом музыкального сопрово­ждения. Каждое выступление имеет определенную тему, выражаемую музыкой и движением. В боль­шинстве случаев исходным моментом в оформле­нии выступления является музыка, содержание ко­торой определяет необходимые позы, элементы движений и жесты. Кроме того, суть синхронного плавания заключается в неподвижном изображении на воде определенных рисунков группой спортсме­нок. Музыка служит для большей выразительности изображаемого. Переход от одного рисунка к дру­гому выполняется в определенных местах музы­кального произведения. Спортсменки изображают на поверхности воды рисунки, сменяющиеся по принципу калейдоскопа. Переход от одного рисун­ка к другому спортсменки выполняют в положении на спине или под водой.

Историческое развитие. Хороводы с цветами, фона­риками и флажками, радовавшие глаз зрителя во время праздников на воде яркостью и игрой кра­сок, послужили прототипом фигурного, а затем синхронного плавания.

Синхронное плавание было распространено в Америке до второй мировой войны. Его исполь­зовали в качестве доходных «шоу». Как вид спорта синхронное плавание развилось после 1945 г., сна­чала в США, затем во Франции и Голландии. Се­годня оно входит в программу спортивных сорев­нований примерно в 50 странах, в том числе двенадцати европейских. Благодаря многообразию форм и перспектив развития эта спортивная дис­циплина до сегодняшнего дня постоянно изменяет­ся, расширяется и совершенствуется.

Полное признание на международном уровне как официальный соревновательный вид спорта синх­ронное плавание получило лишь в 1956 г. с образо­ванием Международной комиссии синхронного плавания. Решение конгресса Международной феде­рации плавания, принятое в Мехико в 1968 г., об организации с 1971 г. чемпионатов мира по синх­ронному плаванию явилось новым этапом в разви­тии этого вида спорта. В июле 1980 г. МОК принял решение включить синхронное плавание в програм­му Игр XXIII Олимпиады.

Материальное обеспечение. Плавательный бассейн.

Минимальная длина бассейна для соревнований по синхронному плаванию составляет 12 м, шири­на -6 м, минимальная глубина-2 м. Дно бассейна должно хорошо просматриваться. Электроакустическое воспроизводящее устройство. Для проведения соревнований необходимо наличие установки для воспроизведения музыкальных запи­сей. Участницы должны предоставить в распоряже­ние организаторов магнитофонные ленты или пла­стинки для передачи музыкального сопровождения. Форма одежды. В комплект одежды для пловчих входят купальный костюм из темного материала, отвечающий требованиям правил, и белая шапочка для исполнения обязательной программы, а также костюм, соответствующий теме произвольной про­граммы.

Техника. К технике фигурного плавания относятся различные способы плавания, «паддельн», отработ­ка обязательных фигур и образование рисунков. Стили плавания. Спортсменки должны владеть сле­дующими стилями плавания: кролем, на спине, брассом, баттерфляем, на боку, а также варианта­ми этих способов. Владение этими стилями являет­ся необходимой предпосылкой для того, чтобы за­ниматься фигурным плаванием. Однако техниче­ский принцип их воспроизведения в фигурном плавании изменяется. Лицо постоянно находится над водой, чтобы спортсменка могла следовать му­зыкальному ритму, сохранять ориентацию в про­странстве и координировать свои движения с дви­жениями партнерш; энергичная работа ногами происходит глубоко под водой, чтобы на поверхно­сти не появились брызги; движения рук стилизо­ваны, их темп, направление, форма и акцент зави­сят от музыки, темы и уровня подготовленности команды.

«Паддельн» (плавание «по-собачьи»). Несмотря на то что «паддельн», в общем, не признается как стиль плавания, в фигурном плавании он имеет чрезвычайно важное значение. «Паддельн» — это мелкие движения руками и кистями рук, которые повышают плавучесть и позволяют выполнять в воде самые различные движения. «Паддельн» в положении лежа на спине на месте (кисти рук движутся по бокам на уровне несколько ниже бе­дер) часто является исходной и заключительной по­зицией при выполнении фигур в синхронном плава­нии. «Паддельн» служит для продвижения тела вперед при смене рисунка, если только переход не осуществляется под водой.

Синхронное плавание

Фигуры. Согласно международной классификации, фигуры в синхронном плавании подразделяются на пять групп («балетная позиция», «дельфин», «кон- традельфин», «сальти» и «диверсе») и обозначаются цифрами. Для фигур группы «балетная позиция» характерна поднятая вертикально над поверх­ностью воды нога с оттянутым носком. В исходной позиции спортсменка лежит на спине на поверхно­сти воды при абсолютно вытянутом положении те­ла. Отдельные фигуры выполняются путем враще­ния вокруг продольной и поперечной оси, а также различной формы погружений и всплываний.

Для групп «дельфин» и «контрадельфин» харак­терно проплывание круга, которое начинается по­гружением в положении на спине и заканчивается всплыванием в том же положении. В фигурах группы «дельфин» круг проплывается головой впе­ред, группы «контрадельфин»-ногами вперед. Лег­кое сгибание одной ноги в колене, оттягивание но­сков, вращение вокруг продольной оси, непрерыв­ное проплывание двух кругов для выполнения фигуры горизонтально лежащей восьмерки, одно­временное проплывание круга двумя или несколь­кими участницами-все это существенные возмож­ности варьирования фигур этих групп.

В то время как в других видах спорта для выпол­нения сальто необходимо сделать по меньшей мере один полный оборот, в фигурном плавании как сальто расценивается четверть оборота. Так, напри­мер, первая в группе «сальти» фигура «барракуда» состоит из погружения головой вперед в положении лежа на спине с последующим вынесением над по­верхностью воды согнутых в тазобедренных суста­вах ног. В эту группу, кроме того, включены вра­щения, выполняемые с согнутыми в коленях и тазобедренных суставах ногами (в положении «группировки») или только в тазобедренных суста­вах. К вращениям непосредственно примыкает дви­жение, обеспечивающее вынос ног вертикально над поверхностью воды. Однако ноги не должны «зас­тывать» в этом положении над водой.

В группу «диверсе» входят все прочие формы движения, которые состоят из выполнения стойки на руках, переворотов, вращений на поверхности воды и фигур.

Синхронное плавание

Образование рисунков. Техника образования рисун­ков в синхронном плавании не предполагает владе­ния большим числом форм движения. Тело спорт­сменки в положении лежа на спине плоско вытяну­то на поверхности воды. Она должна уметь находиться в таком положении в течение длитель­ного времени, не двигая руками и ногами. Руки мо­гут быть при этом прижаты к корпусу, полуопу­щены по отношению к корпусу, раскинуты в разные стороны, полуприподняты или подняты вертикально над головой. Мышцы таза напряжены. Вытянутые ноги с оттянутыми носками могут быть сомкнуты или раздвинуты.

Основу рисунков составляют треугольники, четы­рехугольники и круги, которые могут быть пре­образованы в кресты, звезды и другие рисунки. Спортсменки держатся друг за друга (способы со­единения: рука к руке, нога к ноге, нога к голове, нога к руке и т.д.). Смыкая и раздвигая руки и но­ги, спортсменки могут как бы заставить рисунки двигаться. Можно добиться повышения эффекта путем образования кругов. Очень эффектным и трудным упражнением синхронного плавания (группового) является «колесо». Это упражнение за­ключается не в создании рисунка на поверхности воды, а представляет собой находящуюся в по­стоянном движении фигуру. Все спортсменки одной группы лежат на спине в один ряд, касаясь ногами головы партнерши. Первая ныряет головой вперед, как при выполнении упражнений группы «дель­фин», и проплывает под всем рядом. Она находит­ся под водой до тех пор, пока, вынырнув, не кос­нется головой ног последней участницы ряда. По­скольку движение всей группы непрерывно и соеди­нение «голова к ноге» не нарушается, пловчихи изо­бражают вращающееся колесо «дельфин».

Синхронное плавание

Правила. В синхронном плавании проводятся личные соревнования («солисты», соревнования между «дуэтами») и командные, в которых уча­ствуют группы из 4-8 и более спортсменок. Оценка производится семью судьями, присуждаю­щими очки от 0 до 10 (может быть присуждено и пол-очка). В синхронном плавании для обязатель­ной программы из 100 возможных фигур изби­раются пять. Это делается путем жеребьевки перед началом соревнований, причем 3 упражнения не должны превышать степень сложности 1,7 (1-я се­рия) и 2 упражнения должны превышать степень сложности 1,7 (2-я серия). Каждые четыре года фи­гуры 1-й и 2-й серий заново утверждаются Между­народной комиссией фигурного плавания при Меж­дународной федерации плавания. Каждое упражне­ние выполняется отдельно, без музыкального со­провождения. За него выставляется оценка, которая выводится следующим образом: минимальная и максимальная оценки из семи выставляемых ис­ключаются, затем из оставшихся пяти выводится среднее арифметическое, которое сопоставляется со степенью трудности выполненного упражнения.

Значительно труднее оценивать произвольную программу, которая выполняется с музыкальным сопровождением. Каждый из семи судей должен в одной оценке учесть степень синхронности, сте­пень сложности фигур и движений, выразитель­ность, композиционное воплощение программы, отработанность движений в воде, согласованность действий между участницами, глубину раскрытия темы, подбор костюмов, вид и оригинальность программы.

Продолжительность произвольной программы не должна превышать 5 мин. Включенные в програм­му вступительные движения на суше не должны вы­полняться дольше 20 сек.

В соревнованиях по синхронному плаванию оцен­ка выставляется за выполнение программы, состоя­щей из 8 рисунков, пролога и эпилога. Рисунки подбираются и составляются с помощью каталога рисунков, причем в соревнованиях групп, состоя­щих из восьми человек, степень сложности всех упражнений не должна превышать 16,5 очка, а в со­ревнованиях групп, состоящих из двенадцати спортсменок,-20 очков.

Подготовка и тренировка. Сильно развитое чувство воды и хорошая пространственная и временная ориентация являются основными предпосылками, позволяющими выполнять сложные движения в за­данном ритме над и под водой и на поверхности воды.

Тренировка в воде. С самого начала большое вни­мание уделяется коллективной тренировке по воз­можности с ритмическим выполнением упражне­ний. К общей подготовке в воде относятся плава­ние кролем и кролем на спине (вначале для сопровождения особенно рекомендуется ритм валь­са), «паддельн», ныряние и плавание в различных группах и с выполнением фигур.

К специальной подготовке относится отработка фигур и рисунков, а также целых программ. Тренировка на суше. Этот вид подготовки крайне необходим в синхронном плавании. Элементы ба­лета и спортивной гимнастики служат выработке правильной осанки и красивых движений. Ритм му­зыкального произведения улавливается путем его многократного проигрывания и одновременного выполнения многочисленных упражнений на суше. Стереотип движений, необходимый диапазон и энергичность лучше вырабатывать вне воды. Составление программы (произвольной) требует большой предварительной работы. Прежде всего производится анализ музыкального сопровождения и подбор движений, причем решающим фактором для этого подбора является тема и своеобразие му­зыкального произведения. Необходимо подгото­вить соответствующие костюмы. При составлении программы необходимо учитывать преимущества и недостатки того бассейна, где данная программа будет выполняться.

Велика роль синхронного плавания в организа­ции досуга, поскольку им могут заниматься также ранее активно выступавшие пловчихи более стар­шего возраста.

Разнообразные возможности творчества придают синхронному плаванию особую ценность и привле­кательность.

Рп5 самый точный прогноз погоды в Дзержинске

.

www.fizkultura-vsem.ru

Характеристика синхронного плавания | ФизкультУРА

Синхронное плавание — один из основных видов водного спорта. Соревнования по синхронному плаванию включены в регламент Олимпийских игр, чемпионатов мира и континентов.

По составу участников синхронное плавание — женский вид спорта (в некоторых странах в соревнованиях участвуют и мужчины).

По условиям проведения соревнований синхронное плавание — вариативное многоборье.

По характерному признаку синхронное плавание — художественный вид спорта, т. е. вид, изначально нацеленный на создание зрелищности и пластической выразительности спортивных состязаний.

Синхронное плавание обладает всеми достоинствами, присущими художественным видам спорта, — красочностью выступлений, органичностью исполняемых движений, сочетанием силы и грации, возможностями совершенствования физической и эстетической культуры человека.

Оценка результатов в синхронном плавании (как и в других художественных видах спорта) проводится на основе субъективного судейства. Применяется десятибалльная шкала оценки с градацией 0,1 балла.

Основная модель состязаний по синхронному плаванию: розыгрыш трех комплектов медалей среди солистов, дуэтов, групп на чемпионатах и первенствах и общекомандная борьба за Кубок.

На детских и юношеских соревнованиях, кроме произвольных программ, все спортсмены выступают и в обязательной программе {«школе»).

Стандарты синхронного плавания указываются в основных документах о соревнованиях — «Правилах» и «Положениях». В числе обязательных — параметры бассейнов для проведения соревнований, форма одежды спортсменок, принятый хронометраж композиций, технические требования к произвольным программам. Есть и вариативные стандарты, такие как зажимы для носа, разрешенные правилами, но не обязательные для выступлений спортсменов.

И зона риска, и главная проблема обеспечения безопасности в синхронном плавании связаны с работой спортсменок на задержке дыхания.

В обязательной программе задержка дыхания вызвана необходимостью исполнять многоэлементные фигуры в положении «обратной вертикали» (вниз головой). В произвольной программе задержка дыхания неизбежна при исполнении каскадов фигур и двигательных мелодий с погружением корпуса и головы спортсменки под воду.

С точки зрения двигательной практики синхронное плавание — многофункциональный вид спорта. Спортсменки высших спортивных разрядов, помимо навыков скоростного плавания, имеют подготовку во многих других областях водных видов спорта: в подводном плавании, водном поло, прыжках в воду; в различных областях двигательной пластики: хореографии, художественной гимнастике, акробатике.

Собственная двигательная специфика, присущая только синхронному плаванию, включает умение спортсменок работать в воде в «прямой» и «обратной» вертикали, демонстрировать строго статичные позы в сочетании с одновременным исполнением разнохарактерных движений: специфических гребков руками, попеременных сгибаний и разгибаний корпуса, проносов ног над водой, винтов, вращений, ходьбы в воде на ногах, выпрыгиваний, выталкиваний из воды и др.

Практика синхронного плавания состоит в том, чтобы овладеть широким арсеналом средств освоения водного пространства — умениями исполнять разнообразные виды горизонтальных передвижений в воде вперед головой или стопами (на груди, на спине, на боку), вертикальные перемещения в прямой и обратной вертикалях, соединять различные виды передвижений и перемещений в двигательную мелодию.

К первому виду вертикальных перемещений относятся выпрыгивания и ходьба в экбите, осуществляемые за счет работы ног (как у ватерполистов), ко второму — уходы под воду вниз головой — погружения (как у подводников), к третьему — вращения, винты (вращения корпуса вокруг собственной оси с удержанием или сменой высоты) и выталкивания (взрывные подъемы вверх ногами за счет работы рук), не имеющие аналогов в других водных видах спорта.

Вариативные сочетания характерных для вида движений, передвижений и перемещений, исполняемые под музыку, именуются композициями и составляют существенную часть содержания синхронного плавания.

Композиции, лимитируемые стандартами синхронного плавания, делятся на произвольные и технические, прочие определяются как показательные.

Список использованной литературы:

  1. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н. Маринич и др.; Под ред. Н.Ж.Булгаковой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с. Подробнее.

www.fizkult-ura.ru

Композиция движений и пластика в произвольной программе синхронного плавания (Белоковский В. В.)

Белоковский В. В. Художественное плавание

Настоящее методическое пособие посвящено синхронному плаванию - виду спорта, который быстро завоевал популярность и получил олимпийское признание.

В по­собии рассматриваются этапы развития художественного плавания, вопро­сы техники и методики обучения, содержание обязательной и произвольной программ выступлений.

Для спортсменов, тренеров, а также для любителей художественно­го плавания.

Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 112 с.

КОМПОЗИЦИЯ ДВИЖЕНИЙ И ПЛАСТИКА

Начало композиции

Произвольная программа начинается с мо­мента включения фонограммы, которое производится по сигна­лу помощника судьи или старшего арбитра. После объявления фамилии участницы и ее выхода на старт судья должен убедить­ся, что она заняла исходное положение и готова начать выпол­нение программы. Произвольная программа может начинаться на бортике бассейна (в любой его точке) или непосредственно в во­де. Выполнять движения на бортике бассейна разрешается не более 20 с. Если при выполнении групповой композиции спорт­сменки входят или прыгают в воду не одновременно, то отсчет времени ведется от первых звуков аккомпанемента до вхождения в воду последней участницы. Хотя в правилах соревнований ни­чего не сказано о судействе движений на бортике бассейна, эти движения играют далеко не последнюю роль в создании предва­рительного впечатления о гармоничности всей композиции. Если вспомнить, как беспомощно и невыразительно выглядели движе­ния на суше участниц первых соревнований по художественному плаванию, и сравнить их с сегодняшними, то становится понят­ным внимание, которое уделяют им судьи. В эти короткие мгно­вения оцениваются и хореографическая подготовка, и костюм участницы, и ее артистизм, и оригинальность вхождения в воду.

Движения на бортике бассейна по характеру и пластике долж­ны соответствовать содержанию основной темы произвольной программы. Это экспозиция, т. е. первый раздел движений, со­держащий изложение основного тематического материала, даже если он дан краткими хореографическими приемами. Здесь мо­гут быть применены позы для пар и групп, поддержки типа пар­терных поддержек в балете, элементы пантомимы, акробатические упражнения и танцы. Завершаются движения на бортике прыжком в воду, спадом, соскальзыванием и т. п.

Некоторые спортсменки отказываются от выполнения движений на бортике, учитывая их необязательность по правилам соревно­ваний. Происходит это по двум причинам. Первая причина — пло­хая подготовка, неуверенность в хорошем прыжке, аккуратном погружении в воду. Вторая причина состоит в том, что экспози­ция по фонограмме не укладывается во времени и спортсменка переносит ее в воду. Всякое вхождение в воду с резким погру­жением (как это бывает после прыжка) требует музыкальной паузы или специально вмонтированного звукового отрезка, не­обходимого для перемещения спортсменки под водой. В парном выступлении этот отрезок времени используется для подготовки первого выталкивания или взаимодействия в центре бассейна. В групповом выступлении вхождение в воду часто бывает каскад­ным: первые номера должны занять исходное положение для по­строения группы и ожидать под водой остальных участниц. Часто эффектное передвижение в воде требует аккуратного погружения, чтобы неизбежно вызванное волнение на поверхности воды ми­нимально мешало наблюдать за спортсменками сверху. И, напро­тив, это требование исключается при маскировке построения груп­пы под водой.

Передвижение в композиции

Перемещение спортсменок в бас­сейне при выполнении произвольной программы планируется за­ранее. Надо исходить из возможности преодолеть возможно боль­шее расстояние в квадрате бассейна, чтобы все судьи-арбитры могли одинаково хорошо видеть спортсменок, когда они проплы­вают вблизи. Часть композиции выполняется в центре бассейна на одинаковом удалении от всех судей. Композиция должна ориентироваться на основные трибуны бассейна таким образом, чтобы самые эффектные, кульминационные моменты просматри­вались в наиболее выигрышном ракурсе. Заканчивается компо­зиция, как правило, в центре бассейна. Целесообразно при раз­работке схемы передвижения пользоваться уменьшенным планом, на котором пунктиром наносится путь спортсменки, пары, участ­ниц группы с обозначением мест остановок для выполнения ком­бинаций, фигур, подводных движений, выпрыгиваний, выталкива­ний и т. д. Наиболее распространенный путь передвижения для солисток и пар после выхода в центр—смещение к одной из три­бун и движение по замкнутому кругу с возвращением в центр. В 25-метровом бассейне хорошо подготовленные фигуристки успе­вают преодолевать расстояние по периметру более чем в полтора круга. Могут применяться и другие траектории движения, напри­мер по форме восьмерки, девятки. Моделирование траекторий пе­ремещения спортсменок в группе производится из всех основных последовательных фаз. Они изображаются на отдельных стра­ничках, чтобы перестроения не наслаивались одно на другое.

Техника передвижения спортсменок должна отвечать следую­щим требованиям:

1) соответствовать темпу музыки;

2) обеспечивать непрерывность движения между выполнени­ем фигур и их соединений, а в ряде случаев — передвижение в. позициях;

3) обеспечивать выполнение движений руками или ногами над, поверхностью воды для решения пластических задач;

4) обеспечивать стабильность выполнения элементов фигур. За счет эффективности техники гребковых движений спорт­сменка может поддерживать высокое положение тела, быстро и плавно перемещаться в интервалах между выполнением фигур и их соединений.

Передвижение спортсменок в парах осложняется требования­ми согласованности движений, зеркальности, симметричности действий и моментами совместных действий. Кроме этого, судьями поощряется близкое расположение спортсменок во время пере­мещения, что создает дополнительные трудности. Возмущенные слои воды от движений ногами или руками входят во взаимо­действие с такими же потоками в зоне гребков партнерши; в ре­зультате трудно рассчитывать силу гребков, чтобы сохранить их синхронность.

В групповых упражнениях перемещения особенно трудны и осложнены требованиями к коллективным действиям. Перестрое­ния под водой требуют быстрого и точного ориентирования, что­бы выстраивание линий на поверхности не отнимало времени на равнение диагоналей, кругов и других геометрических фигур. Возникают трудности с изменением скорости движения, разной для средних и крайних участниц, когда из линии они перестраи­ваются в более сложные фигуры или, наоборот, из какой-либо фи­гуры в прямую линию. При групповых композициях добиться синхронности движений гораздо труднее, особенно при одновре­менном всплывании или выталкивании участниц в парах.

Выполнение фигур, гибридов и других соединений в компози­ции

Правила соревнований не ограничивают участниц в выборе движений и их количестве, но пример лучших выступлений фигу­ристок позволяет сделать вывод о некоторых критериях количест­ва и трудности включаемых фигур и соединений.

В отличие от обязательной, в произвольной программе приме­няется много неклассификационных, оригинальных фигур и дви­жений, соединяющих их в цепочки, последовательных действий. В них угадываются элементы классификационных фигур и пере­ходов из одной позиции в другую, но встречаются и оригинальные движения.

В зарубежной терминологии принято называть соединяющие элементы связками, а вновь образованные фигуры — гибридами (т. е. фигуры, сочетающие в себе признаки двух или трех класси­фикационных фигур). Если спортсменка соединяет исполнение не­скольких гибридов и фигур, то такое соединение правильно на­звать комбинацией. Чаще всего комбинация завершается погру­жением после выполнения «вертикали» с различными видами по­воротов, вращений, винтов. Но комбинации могут заканчиваться и любыми другими движениями рук, туловища и ног. После завершения комбинации необходимо продвижение в очередную точку траектории, где выполняется следующая комбинация фигур. Слиш­ком плотное насыщение комбинациями (особенно такими, где нет поступательного движения) не обеспечит спортсменке или паре такую траекторию пути, которая позволит преодолеть возможно большее пространство бассейна. Такая композиция будет скорее походить на акробатику в воде и, несмотря на сложность комби­наций, будет невысоко оценена судьями. В основе распределения комбинаций фигур в композиции лежат два ограничения: техни­ческая и функциональная подготовка самой спортсменки; форма музыкального материала, взятого для композиции. Понятно, что если бы спортсменка смогла в отведенное время выполнить мак­симально возможное число комбинаций и преодолеть за это вре­мя максимально возможный путь, ей потребовалась бы и соответ­ствующая темповая музыкальная композиция. Однако физиоло­гические возможности организма спортсменки для выполнения интенсивной работы ограничены в указанных временных границах программ. С другой стороны, число выполняемых комбинаций (достаточно сложных, но не оригинальных) может не отразиться в оценке композиции. В правилах не сказано, что берется во вни­мание количество фигур,—учитываются их разнообразие и сте­пень трудности, причем критерии трудности пока не определены с достаточной четкостью. Особенно сложно оценить степень труд­ности, когда демонстрируется новый элемент, фигура-гибрид или новая поддержка в паре.

Разнообразие, вариативность и сложность движений

Общеизвестно, что разнообразие проплывов между комбина­циями фигур, разнообразие выполненных фигур и вариативность их выполнения существенно влияют на оценку за произвольную программу.

Разнообразие предусматривает включение фигур из разных групп, выполнение винтов, поворотов и вращений. Если выполне­ние сложных фигур какой-либо группы невозможно из-за их дли­тельности, то спортсменки используют лишь наиболее характер­ные элементы. Для того чтобы показать владение элементами фигур разнообразных групп, можно соединять их в одной или не­скольких комбинациях. Почти никогда не включаются в произ­вольные композиции круги в вертикальной плоскости: они плохо просматриваются с трибун и очень продолжительны по времени.

Разнообразить композицию можно не только исполнением ком­бинаций фигур и гибридов из разных групп. Следует использо­вать различную технику начала движения, т. е. необычные исходные положения. Радует глаз необычность перестроений в групповых композициях, разнообразие рисунка построений. В пар­ных выступлениях поощряются разнообразие взаимодействий парт­нерш, их соединений в парных фигурах. Эффект разнообразия создают синхронизированные движения, выполняемые на рас­стоянии и при сближении участниц, а также смена партнерш в выталкиваниях при поддержках.

Очень близко к понятию «разнообразие» определение вариа­тивности движений.

Вариативность исполнения демонстрируется прежде всего в разнонаправленных, разносторонних движениях, т. е. в одинаковом владении поворотами и винтами в обе стороны, выполнении двух схожих фигур (например, сначала с подъема правой, а затем с подъема левой ноги). Эффект вариативности создают открытые повороты, выполняемые в обе стороны, быстрые и закрывающие­ся повороты, продолженные винты, винты, выполняемые вверх-вниз.

Что входит в понятие «сложность программы»? Включение сложных элементов фигур, гибридов, комбинаций, однако выпол­няемых легко, непринужденно с сохранением высокого положения тела в воде.

К трудным комбинациям фигур относятся такие, которые тре­буют продолжительной задержки дыхания при непрекращающих­ся движениях; согласования движений, которые точно следуют изменяющемуся ритму музыкального сопровождения. Остановки движения в фигурах и фиксация позы при высоком положении тела, точность перемещения за счет малозаметных движений ру­ками также относятся к категории трудных элементов. В парных и групповых выступлениях трудными считаются: выполнение фи­гур на близком расстоянии друг от друга, равномерное передви­жение участниц на поверхности, соблюдение точных интервалов в сложных построениях. Сохранение рисунка построения считается более трудным, если он не нарушается при передвижении всей группы. Равнение поддерживать труднее при дугообразных по­строениях, чем при прямолинейных. Считается более трудным выполнение перестроений под водой без длительных задержек. Поддержки и выталкивания относятся к трудным взаимодействи­ям, если они выполняются высоко и с хорошим управлением при взаимодействии партнерш. Выполнение рискованных элементов (акробатических входов, одновременных выталкиваний) также относится к трудным моментам. Особенно трудно синхронизиро­вать действия при выталкиваниях в групповых композициях, ко­гда четыре фигуристки находятся внизу и четыре — вверху. В та­ких случаях синхронизация движений у выталкиваемых спорт­сменок целиком зависит от согласованности опорных действий нижних партнерш.

Сложные элементы должны оцениваться в соответствии с уров­нем совершенства их выполнения. Фигуры и гибриды, включаемые в комбинацию, необходимо рассматривать с позиций судейства обязательных фигур. Считается более трудным выполнение фигу­ры близко к поверхности. Если комбинация заканчивается в вер­тикальном положении, то максимальной высоты труднее достичь при выпрямленном положении обеих ног, чем в позиции с одной, горизонтально вытянутой ногой. В гибридах необходимо соблю­дать узнаваемые формы из классифицированных позиций, иначе судьи могут принять за ошибку отклонения от канонов. Техника передвижения между комбинациями фигур должна отличаться мощностью и эстетичностью движений, несмотря на то что ско­рость передвижения и плавность движений антагонистичны. Ори­гинальные фигуры должны оцениваться по: сложности самого движения, фиксированию высоты тела, сбалансированности вра­щательных элементов, задержке дыхания, трудности изменения скорости в зависимости от меняющегося ритма музыкального со­провождения. Комбинация считается более трудной, когда достаточно сложные элементы выполняются в конце программы, не­жели аналогичные им, но выполняемые в начале композиции.

Пластика движений

Пластика в широком понимании — это объемная выразительность движений. В художественном плавании мы сталкиваемся с необходимостью применять пластические средства выразитель­ности в движениях руками, головой, туловищем. Пластика (в от­личие от элементов пантомимы, иногда применяемых в выступле­ниях на бортике), подчинена музыкальному ритму и допускает повтор элементов в соответствии с музыкой. Пластические акцен­ты в движениях должны соответствовать кульминациям в музы­кальном сопровождении.

Выразительные движения — своеобразный способ передачи эмо­ций. Существуют выразительные движения иллюстративного ха­рактера. В отличие от них эмоционально выразительные движе­ния требуют знания «устойчивых выразительных средств хорео­графической классики» 1. Эмоциональное восприятие музыки и способность к переживанию должны воплотиться в пластической форме.

Техника движений и их выразительность тесно взаимосвязаны. Занятия хореографией позволяют овладеть широкой палитрой вы­разительных движений. Здесь для хореографа открывается широ­кое поле деятельности. В постановке пластики движений водной фигуристки не может быть дилетантства. Хореограф обязан зани­мать самостоятельную позицию, и его работа не должна сводить­ся тренером до «сферы услуг». Выбор пластического решения со­образно с жанром, драматургией и национальным колоритом— лишь первое условие для создания выразительности движений. Второе, не менее важное условие — выявление индивидуальных способностей спортсменки, использование ее творческого потен­циала.

Так как в художественном плавании руки играют большую роль в выразительности движений, необходима специальная под­готовка для постановки пластики рук. Подготовка должна вклю­чать широкий диапазон движений—от позиций классического танца до танцев типа модерн. Не менее важно совершенствовать пластику движений руками на материале народных танцев.

Мимика, жесты, пластические интонации служат средством пе­редачи восприятия спортсменкой музыкального материала. Как может оценить судья или зритель тот или иной жест, если он ни­чего не означает?! Или, например, если его значение не интони­ровано музыкальной темой?! Вся совокупность движений пласти­ческого характера семиотична2, поэтому важно найти такие фор­мы пластики движений руками, которые могли бы подчеркнуть эмоциональную и смысловую характеристики фрагмента. Далеко не каждое выбранное музыкальное сопровождение предоставляет возможность для образного решения пластики. Часто выбранная музыка для парных и групповых выступлений имеет только рит­мическую структуру. В этих случаях пластика может иметь толь­ко орнаментальный характер. Для эмоционального решения плас­тики необходимо ее узнавание, т. е. перед хореографом ставит­ся задача найти характерные признаки выразительного движения, которые придали бы ему определенную смысловую окраску. На­пример, как показал анализ специальной литературы, сделанный Э. П. Аверкович, музыка героического характера выражается гор­до поднятой головой, напряженными движениями вытянутых рук; кисти при этом прямые и продолжают линию рук. Прослежива­ются черты, свойственные призывному и повелительному жесту. В музыке романтического, лирического плана движения кистями расслабленные, повороты кисти ладонью к груди подчеркивают интимный характер темы.

Интерпретация одного и того же музыкального произведения может быть примерно одинаковой по подбору пластических средств, по содержанию комбинаций, по стилю решения композиций. В та­ких случаях предпочтение отдается спортсменкам, выполнившим композицию на более высоком эмоциональном уровне, более ар­тистично. Критериями оценки манеры представления, отмеченной в одном из параграфов правил соревнований, являются свобода владения композицией, раскрепощенность спортсменки и ее обая­тельность, которые зритель видит при исполнении программы.

Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985.  - 112 с. С. 88-94.

1 Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. М., ФиС, 1984.

2 Семиотика — наука о знаковых системах, под которыми понимаются все формы языкового общения между людьми.

Фигура 150. Сабмарина

www.ckofr.com


.