Вовремя оплачивайте услуги водоснабжения и водоотведения. Коммунальные услуги: водоснабжение и водоотведение (нормы и как платить). Услуги водоснабжения и водоотведения


Правила водоснабжения и водоотведения жилого дома

Главная/Водоснабжение и водоотведение

Коммуникационные системы многоквартирных и частных домов формируются из сложных проектных работ, которые предусматривают разработку систем водоснабжения и водоотведения. Инженерные расчеты по проектированию коммуникаций проводятся с соблюдением всех правил водоподачи и канализации, которые определяют все необходимые нормативы.

К сведению

Подача водных ресурсов в жилые помещения основана на нормативной базе, представленной правительственной документацией. В ней предусмотрены не только правила на стадии проектирования, но и действия поставщика и пользователя этими ресурсами.

Нормативная база

Все нормативы, касающиеся правил водоснабжения и водоотведения жилых домов, как частных, так и многоквартирных, регламентируются несколькими документами.

Общее законодательство РФ:

  1. Конституция России от 12.12.1993.
  2. Жилищный кодекс РФ (ст.188 ФЗ) от 29.12.2004.
  3. ФЗ №189 от 29.12.2009 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

А также Тарифным регулированием, Стандартами раскрытия информации и Организацией водоснабжения и водоотведения жилых домов:

  1. Постановление Правительства России №6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» (от 17.01.2013).
  2. Приказ ФАСа №792/17 «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также Правил заполнения таких форм» от 19.06.2017.
  3. Приказ Федеральной тарифной службы №2244-э «Об утверждении Регламента раскрытия информации» от 16.12.2014.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Строительные нормы и правила

Системы водоотведения и водоснабжения жилого дома проектируются и строятся согласно нормативным правилам, регламентированным определенными документами. Эти правила разработаны для выведения внешних и внутренних коммуникационных систем.

К основным правилам подачи воды в жилые дома относятся следующее:

  1. Все коммуникационные проекты, цель которых – водоснабжение жилых помещений, необходимо согласовывать с учетом всех нюансов при строительстве центральной канализационной системы.
  2. Все системы для подачи воды должны быть окружены и защищены охранной зоной водопровода.
  3. Подаваемая в жилые помещения вода, назначение которой хозяйственно-бытовая и пищевая деятельность, должна полностью удовлетворять санитарные нормы и соответствовать государственному стандарту качества.
  4. Все системы водоснабжения и водоотведения должны быть выполнены согласно современным технологиям, предусматривать полную автоматизацию процессов и механизацию тяжелой работы человека.

Все строительные работы по проведению водных систем для подачи воды должны предусматривать следующие нюансы:

  1. Особенности помещений тех объектов, куда предполагается подача.
  2. Расположение и особенности источника питьевой и технической воды.
  3. Требуемый расход воды, ее максимальный напор и качество.

Правила и нормы по устройству водоотведения:

  1. Канализационная система должна располагаться и обустраиваться с учетом помещения, для которого она предназначается.
  2. Водоотведение должно быть рассчитано не только на вывод бытовой или промышленной жидкости, но и на талые и дождевые воды.
  3. Запертом служит проведение канализационных труб в потолке, стенах и полу жилых помещений.

Нормы водоснабжения и водоотведения в жилом доме

Нормы водоснабжения

Водопровод по подаче воды в каждое жилое помещение проектируется согласно СНиП 2.04.02-84. В нем прописано, что в каждой точке жилого здания (многоквартирный или частный дом) давление напора воды из крана разный. Так, на верхних этажах показатель зависит от такового на первом.

К сведению

Норма давления воды в кране зависит от этажности жилого дома. Для одноэтажного здания норма давления будет равняться 10 м в. ст. На каждый верхний этаж будет добавляться по 4 м в. ст.

Нормы водоотведения

Норма водоотведения в жилом доме определяется среднесуточным количеством сточных вод от одного пользователя. Этот показатель определяется в соответствии с нормами водоснабжения в зависимости от климатических, санитарно-гигиенических и экологических особенностей местности.

Нормы водоотведения складываются из сточных вод, поступающих в канализацию из каждой квартиры многоквартирного дома и из каждого частного дома. В районах с отсутствием канализации среднесуточная норма принимается из расчета 25 л/сутки на одного жителя.

Особенности водопроводных систем многоквартирного дома

Обеспечение водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома регламентируется ПП РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 6.05.2011.

Для подачи водного ресурса в многоквартирные дома применяют централизованную коммуникационную систему. Она отличается сложностью проектировки, поскольку подразумевает предоставление воды из общего источника в каждое помещение многоквартирного дома.

Схема движения воды при центральном водоснабжении:

  1. Водозабор;
  2. Станция водообработки;
  3. Резервуары для воды;
  4. Насосная станция;
  5. Водопроводная сеть;
  6. Потребитель.

Водоотведение

Канализационная система многоквартирного дома требует регулярной чистки, поскольку проходящие через трубы водоотведения отходы и стоки уменьшают их объем, что приводит к засорению. Правильно спроектированные системы обладают свойством самоочищения, которое возможно благодаря течению сточных вод под определенным давлением и наклоном.

Внимание

Периодическое прочищение, а также ремонтные работы, все же необходимы. Эти действия могут проводиться и самими жильцами, поскольку чистка проводится в соединительных элементах труб между унитазом или раковиной и сточной трубой.

Водоотведение многоквартирных домов оснащено гидрозатвором. Он предназначен для устранения скапливающихся газов в трубах и препятствия проникновения их в квартиры. Гидрозатвор представлен изогнутой формы трубкой, соединяющей раковины/унитазы/ванны со сточными трубами.

Особенности водоснабжения и водоотведения частного дома

Реализация подачи воды в частные дома осуществима двумя способами:

  • частный;
  • централизованный.

Частное водоснабжение намного проще осуществить, поскольку оно подразумевает бурение скважины или колодца на отдельном жилом участке, добываемая вода из которого поставляется только в один дом. Частный водопровод актуально для отдаленных от городов районов.

Дополнительная информация

Централизованная система подачи воды для частных домов проектируется реже, чем автономная, и предполагается для коттеджных поселков или комплексов таун-хаусов.

Водоотведение

Канализационные системы должны проектироваться вместе с системами подачи воды. Причем водоотведение частных домов должно подразумевать вывод не только стоков хозяйственно-бытовых вод, но и последствий ливней и талого снега. В настоящее время на каждом жилом участке располагается автономная система водоотведения. Ее местонахождение должно быть за 10-15 метров от дома, а также ограждено.

Чем шире и глубже будет вырыт канализационный водоотвод, тем больше количества сточных вод может быть выведено.

Правила пользования и предоставления

Водные ресурсы, предназначенные для пищевого и хозяйственно-бытового использования, поставляются в жилые квартиры и дома от поставщика (организации), с которой все собственники заключили договор- через управляющую компанию. Договорные отношения основаны на правилах Гражданского Кодекса РФ.

Эти правила описывают нормы составления договора, алгоритм учета и оплаты за используемый ресурс, порядок установки и снятия показаний со счетчиков. На основании обоюдного договора жильцы имеют право пользоваться водоснабжением. Без официального документа использование воды, предоставляемой организацией-поставщиком, является нарушением уголовного и административного кодексов. Этот порядок действует и на пользование системами водоотведения.

Правила оплаты водоснабжения и водоотведения

Оплату за водоснабжение и водоотведение собственники домов и квартир вносят ежемесячно, согласно представленным расчетам в квитанции. Оплата производится на счет управляющей компании.

Согласно ПП РФ от 6.05.2011 за №354 сумма в квитанции за горячую и холодную воду формируется исходя из количества её потребления (в кубических метрах). Общеустановленные правила определяют, что количество кубов воды водоотведения равно количеству кубов водоснабжения.

Внимание

Оплата за потребляемую воду формируется из показаний счетчиков, которые устанавливает УК. Счетчики должны полностью соответствовать стандартам Правительства России, а также обязательно быть опломбированы. Его показания ежемесячно заносятся в квитанцию, исходя из чего формируется сумма оплаты.

Если в квартире или доме счетчики на холодную и горячую воду не установлены, то сумма платежа определяется нормативами, рассчитанными на каждого зарегистрированного в квартире человека. За фактически проживающих в помещении жильцов плата формируется.

Правила расчета водоснабжения и водоотведения

Расчет водоотведения и водоснабжения проводятся по следующему алгоритму:

  1. С установленного счетчика снимают показания и вписывают в графу в квитанцию. Если счетчики отсутствуют, то оплата производится по средним нормативам потребления, которые устанавливает местная администрация.
  2. Производят умножение количества (в кубометрах) израсходованной холодной/горячей воды (показатели снятые со счетчиков) на тариф водоотведения (указан в квитанции).
  3. Конечные показатели холодной и горячей воды складывают и получают сумму оплаты за водоотведение сточных вод из жилого помещения.

Показания канализационных систем многоквартирного дома и жилого различаются тем, что в первом случае оплата формируется из данных общедомового счетчика, а не с каждого прибора в каждой квартире.

Действия в случае несоблюдения норм водоснабжения и водоотведения

ВАЖНО

Отключение холодной воды – процесс, который должен занимать небольшой временной срок – 24 часа. Если срок устранения неполадок затягивается, то это считается нарушением норм водоснабжения.

Но, отключение холодной воды может быть плановым и аварийным. О плановом отключении УК обязана оповещать жильцов заблаговременно. Аварийное отключение должно быть ликвидировано в течении суток.

При внеплановом перебое с подачей воды жильцы должны позвонить в диспетчерскую аварийных служб. Если информация об отключении воды не известна, то сотрудники аварийной службы создают заявку на рассмотрение и в течение суток обязаны выяснить причины и оповестить звонившего. Если по истечению суток диспетчер не удовлетворил заявку обратившегося, то последний должен написать заявление в УК, в котором указывается причина и требование устранить проблему в короткие сроки. Рассмотрению заявления отводится 30 дней. При отсутствии каких-либо действий по решению проблемы со стороны УК, обратившийся вправе подавать жалобу в контрольно-надзорные службы города.

Незаконными случаями отключения воды считаются следующие:

  • прекращение подачи ресурса для плановых работ без предварительного уведомления жильцов;
  • задолженность жильцов за водоснабжение;
  • уменьшение давления воды без причин;
  • задержка воды даже после проведения плановых или аварийно-ремонтных работ.

uslugi-zhkh.ru

водоснабжение и водоотведение (нормы и как платить)

Каждый из нас каждый день использует и регулярно оплачивает коммунальные услуги. Одна из таких услуг – водоснабжение и водоотведение. Иначе говоря, водопровод и канализация, которыми обязательно оборудованы все современные дома. Без воды прожить практически не возможно, как и без канализации в многоквартирном доме. Однако даже с такими, простыми и понятными услугами порой возникают различные проблемные ситуации, в которых простой житель дома не знает куда ему обратится, а главное – как должно быть правильно. Мы постарались объединить в этом материале основные правила предоставления этих услуг и порядок определения тарифов. Чтобы каждый собственник жилья или просто жилец мог знать, как ему действовать в любой ситуации.

Нормы предоставления услуги по водоснабжению и канализации

Первое, о чем должен знать каждый житель многоквартирного дома – вода в кране должна быть. При этом она должна быть прозрачной, не имеющей посторонних примесей и запахов (в том числе резкого запаха хлорки) и идти из крана с достаточным напором. Это норма предоставления такой услуги, как водоснабжение в многоквартирных домах. Если один из этих параметров не соответствует той воде, которая льется из крана, необходимо принимать меры, то есть жаловаться.

Начать лучше всего со своей управляющей организации, которая отвечает за предоставление коммунальных услуг в доме. Если это не поможет, необходимо обращаться в жилищную инспекцию при местном органе самоуправления. Кроме того, можно известить о проблеме Роспотребнадзор. Поскольку вода ненадлежащего качества может стать причиной различных заболеваний. А оказать воздействие на водоснабжающую компанию лучше всего именно через Роспотребнадзор.

Если холодную воду отключают , то об этом должны предупреждать заранее, если конечно это не авария. Такое отключение не может быть длительным. По всем санитарным нормам на ремонт водопровода отводится не более суток. Если проблема с водой затянулась, то виновные в этом обязаны организовать подвоз чистой питьевой воды к дому.

Однако вода бывает не только холодной, но и горячей. При этом горячая вода является технической , поэтому к ее качеству требования не столь высоки, как к холодной воде. Однако, при этом горячая вода должна быть достаточной температуры, не ниже 70 градусов по Цельсию. Даже на верхних этажах. Если вода идет еле теплая, то это опять повод для жалоб.

Часто возникает вопрос, должна ли быть горячая вода в доме обязательно и как надолго ее могут отключить? В соответствии со всеми нормативами, если дом заявлен, как имеющий горячее водоснабжение, вода в кране должна быть. Однако, при этом управляющая компания не несет ответственности за работу компаний по теплоснабжению и за исправность теплоцентралей за пределами дома. Поэтому, если существует проблема с трубами или с котельной, жаловаться на УК будет бесполезным. В таких ситуациях лучше всего обращаться напрямую в компанию, которая осуществляет теплоснабжение или к городским властям. При этом, горячую воду могут отключать в связи с проведением профилактических работ. Такое отключение не должно длится больше 14 дней один раз в год. Жильцы должны быть извещены о нем заранее. Как правило, такие отключения горячей воды выпадают на теплое время года.

Канализация находится в ведении управляющей компании. Однако все жильцы должны понимать, что при засорах канализации на них может быть возложена ответственность и даже применен административный штраф. Как правило, выявить виновника засора канализации не представляет большого труда.

Каким образом платить за воду и канализацию?

Водопотребление и водоотведение необходимо своевременно оплачивать. Как правило, плату за эти услуги принимает управляющая компания. Однако иногда, по соглашению жильцов, принимается решение об оплате за воду непосредственно поставщикам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 оплата за воду, как холодную так и горячую осуществляется в зависимости от ее потребления в кубических метрах. Такая оплата осуществляется потребителями ежемесячно. Цена на воду и канализацию для населения устанавливается централизовано, постановлением местного органа самоуправления.

По общему правилу, количество израсходованных кубов воды равно кубам, использования канализации. То есть за один куб потребленной холодной или горячей воды собственник квартиры должен будет заплатить за 1 куб водоотведения. Цена на воду и канализацию, которую выставляет управляющая компания не может быть выше цены, установленной органом местного самоуправления. Поскольку такая цена не облагается НДС и никакими дополнительными комиссиями или сборами.

nauet.ru

Потребителям услуг водоснабжения и водоотведения АО «Амурские коммунальные системы»

Потребителям услуг водоснабжения и водоотведения

Нормативы потребления услуг

Степень санитарно-технического оборудования здания Норматив куб.м. в месяц на человек (Постановления Правительства Амурской области от 30.08.2012 г. №466)
многоквартирные жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами, централизованным горячим водоснабжением 6,8
многоквартирные жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, умывальниками, мойками, душами с централизованным горячим водоснабжением 6,8
многоквартирные жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами с газовыми нагревателями или электроплитами, в которых в межотопительный период отсутствует централизованное горячее водоснабжение 6,8
многоквартирные жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, ваннами, газовыми нагревателями 6,8
многоквартирные жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, умывальниками без ванн с центральным горячим водоснабжением 3,9
многоквартирные жилые дома, оборудованные водопроводом, нагревателями на твердом топливе 3,9
многоквартирные жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией без ванн с газовыми плитами 3,3
многоквартирные жилые дома, оборудованные водопроводом, отоплением, без канализации 3,3
жилые дома с водопользованием на водоразборной колонке 1,2
Услуги холодного водоснабжения и водоотведения, при наличии приборов учета 6,8

Условия изменения размера платы за коммунальные услуги

при предоставлении услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность

Требования к качеству услуг Допустимая продолжительность перерывов или предоставление услуг ненадлежащего качества Порядок изменения размера платы за услуги
Бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа За каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности перерыва подачи воды размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам
Постоянное соответствие состава и свойств воды санитарным нормам и правилам Отклонение состава и свойств холодной воды от санитарных норм и правил не допускается При несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)
Давление в системе холодного водоснабжения в точке разбора: в многоквартирных домах и жилых домах от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см) Отклонение давления не допускается За каждый час (суммарно за расчетный период) периода подачи воды: при давлении, отличающемся от установленного до 25 процентов, размер ежемесячной платы снижается на 0,1 процента; при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25 процентов, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества независимо от показаний приборов учета)
Бесперебойное круглосуточное водоотведение в течение года Допустимая продолжительность перерыва водоотведения: не более 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно (в том числе при аварии) За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимую продолжительность перерыва водоотведения, размер платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений пункта 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам

Перечень документов для заключения договора на отпуск воды и прием сточных вод

 

С юридическими лицами
  • Копии учредительных документов (Устав 1,2,3 и последняя страницы, Положение, Положение о филиале с приложением Устава юридического лица – при обращении филиала юридического лица, свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН), свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН))
  • Документы, подтверждающие право пользования и владения помещением (свидетельство о праве собственности на занимаемое помещение или договор аренды, зарегистрированный в учреждении юстиции, осуществляющей государственную регистрацию прав на недвижимость)
  • Информационное письмо со статуправления с указанием кодов (ОКВЭД, ОКПО)
  • Технические условия на присоединения к системам водоснабжения и водоотведению
  • Разрешение на подключение к водопроводным и канализационным сетям
  • Структурную схему водоснабжения и водоотведения (исполнительная)
  • Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности: Филиал ОАО «АКС» «Амурводоканал»: ул. Октябрьская, 137, каб. 20. тел.49-10-62.
  • Акт проверки состояния приборов учета водоснабжения абонента: Служба потерь и режимов энергоснабжения филиала ОАО «АКС» «Амурводоканал» тел. 52-24-72, 49-10-62
  • Справка с РКЦ (при переводе жилого помещения в нежилое)
  • Приказ о назначении на должность руководителя
  • Приказ о назначении ответственного за водоснабжение и водоотведении
  • Банковские реквизиты
  • Перечень руководящих работников (руководитель, гл. бухгалтер, ответственного за В и В) с указанием ФИО (полностью) и контактных телефонов.
  • Технический паспорт на водопроводные и канализационные сети
  • Свидетельство о государственной регистрации права на водопроводные и канализационные сети

 

C индивидуальными предпринимателями
  • Копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРН)
  • Документы, подтверждающие право пользования и владения помещением (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договор аренды, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок)
  • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН)
  • Информационное письмо со статуправления с указанием кодов (ОКВЭД, ОКПО)
  • Технические условия на присоединения к системам водоснабжения и водоотведению
  • Разрешение на подключение к водопроводным и канализационным сетям
  • Структурную схему водоснабжения и водоотведения (исполнительная)
  • Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности: Филиал ОАО «АКС» «Амурводоканал»: ул. Октябрьская, 137, каб. 20 тел. 49-10-62.
  • Акт проверки состояния приборов учета водоснабжения абонента: Служба потерь и режимов энергоснабжения филиала ОАО «АКС» «Амурводоканал» тел. 52-24-72
  • Справка с РКЦ (при переводе жилого помещения в нежилое)
  • Приказ о назначении ответственного за водоснабжение и водоотведение
  • Банковские реквизиты (если оплата через банк)
  • Юридический адрес, почтовый адрес и контактных телефонов
  • Технический паспорт на водопроводные и канализационные сети
  • Свидетельство о государственной регистрации права на водопроводные и канализационные сети

 

С физическими лицами
  • Копия паспорта (с пропиской)
  • Копия Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН)
  • Документы, подтверждающие право пользования и владения помещением (свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договор аренды, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок)
  • Технические условия на присоединения к системам водоснабжения и водоотведению
  • Разрешение на подключение к водопроводным и канализационным сетям
  • Структурную схему водоснабжения и водоотведения (исполнительная)
  • Почтовый адрес и контактные телефоны
  • Акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности:
  • Филиал ОАО «АКС» «Амурводоканал»: ул. Октябрьская, 137, каб. 20 тел. 49-10-62.
  • Акт проверки состояния приборов учета водоснабжения абонента (служба потерь и режимов энергоснабжения филиала ОАО «АКС» «Амурводоканал» тел. 52-24-72)
  • Справка с РКЦ (при переводе жилого помещения в нежилое)
  • Технический паспорт на водопроводные и канализационные сети
  • Свидетельство о государственной регистрации права на водопроводные и канализационные сети

Документы необходимо подавать по адресу:

675000, г. Благовещенск, ул. Октябрьская, 137, каб 8 (договорной отдел)

Тел. 77-21-47; 77-21-48, факс 77-21-37

amurcomsys.ru

АО "ФПЛК": услуги водоснабжения и водоотведения

Карточка организации.

Тариф  2018 Распоряжения 303-Р 313-Р 314-Р

Тарифы на подключение к сетям ВС и ВО

Подключение ТС 2018

Подключение ВО 2018 Подключение ВС 2018

Приказ 81 по поливу  

Разъяснения в части применения Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644

Постановление Правительства МО №1027 47 от 30.12.2016г

О предприятии Презентация ФПЛК

Приказ Минстроя РФ от 17 08 1992 N 197

План мероприятий по улучшению качества питьевой воды.

Инвестиционная программа ОАО «ФПЛК» на 2015 — 2018 годы.

Список аффилированных лиц 01.07.2015

Приказ утв типовых договоров присоединения ТС

Приказ утв типовых договоров присоединения ХВО ВО

ТИП. ДОГОВОР О ПОДКЛЮЧЕНИИ ВО

ТИП. ДОГОВОР О ПОДКЛЮЧЕНИИ ХВС

ТИП. ДОГОВОР ПОДКЛЮЧЕНИЯ ТС

Договор теплоснабжения (бюджет)Договор горячего водоснабжения (бюджет)Договор холодного водоснабжения (бюджет)Договор водоотведения (бюджет)Договор водоснабжение и водоотведение (бюджет)

Договор Вывоз ЖБО

Контракт водоотведенияКонтракт водоснабжение и водоотведениеКонтракт ГВСКонтракт холодное водоснабжениеКонтракт теплоКонтракт вывоз ЖБО

Гос.Контракт водоотведенияГос.Контракт водоснабжение и водоотведениеГос.Контракт ГВСГос.Контракт холодное водоснабжениеГос.Контракт теплоГос.Контракт вывоз ЖБО

Типовые договоры — частный сектор

Бланк заявление на справку о выполнении ТУ

Заявление на подключение ВСВОЗаявление на договор

О потребительских характеристиках оказываемых ФПЛК услуг

Объявление по пеням для абонентовБухгалтерский баланс АО ФПЛК за 2017г.

Результаты аудиторской проверки по факту хозяйственной деятельности в 2016 г.Изменения в Устав ФПЛК 2015.11.10Изменения в Устав ФПЛК 2016.04.12Устав АО ФПЛК 2015

Форма раскрытия информации акционерными обществамиПлан закупок товаров(работ, услуг) 2017г.Утвержденное Положение о закупках АО ФПЛК

С 01.01.16 вводятся пени за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов

Положение о защите персональных данных работников от  01.07.2016г.

Положение об обработке и защите персональных данных от 14.04.2015г.

fplk.ru

Порядок расчётов за услуги водоснабжения и водоотведения

1. Расчёт платы по договорам водоснабжения и водоотведения осуществляется МУП «Водоканал» на  основании показаний приборов учёта воды и действующих тарифов. Расчётный период равен одному календарному месяцу.

2. Абонент снимает показания приборов учета, вносит  показания приборов  учета  в  журнал  учета  расхода  воды  и  принятых сточных вод и передает эти сведения в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с 15 по 25 число каждого месяца.

В случае нарушения Абонентом сроков представления сведений о показаниях приборов учёта расчёт объёмов потреблённой абонентом холодной воды и отведённых сточных вод осуществляется по среднемесячному значению показаний прибора учёта за последний год, но не более чем в течение 6-ти месяцев.

По истечении этого срока расчёт объёмов потреблённой абонентом холодной воды и отведённых сточных вод осуществляется исходя из пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованной системе водоснабжения при их круглосуточном действии полным сечением в точке присоединения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

  • В период временного отсутствия приборов учёта (неисправность, нахождение в ремонте или в поверке) расчёт объёмов потреблённой абонентом холодной воды и отведённых сточных вод осуществляется по среднемесячному объёму по показаниям прибора учёта за последний год, но не более чем в течение 60-ти дней.

По истечении 60-ти дней расчёт объёмов потреблённой абонентом холодной воды и отведённых сточных вод осуществляется исходя из пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованной системе водоснабжения при их круглосуточном действии полным сечением в точке присоединения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду.

  • При обнаружении признаков нарушения контрольных пломб и (или) несанкционированного вмешательства в работу узла учёта, факта самовольного присоединения (возведения устройств и сооружений для присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения расчёт объёмов потреблённой Абонентом холодной воды и отведённых сточных вод осуществляется исходя из пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованной системе водоснабжения при их круглосуточном действии полным сечением в точке присоединения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду за период времени в течение которого происходило нарушение, но не более, чем за 3 года.
  • Воспрепятствование Абонентом доступа (отказ в доступе) представителям МУП «Водоканал»  к узлам учёта холодной воды и сточных вод приравнивается к неисправности прибора учета, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества поданной (полученной) за определенный период холодной воды и принятых сточных вод за весь период нарушения.

3. Абоненты, деятельность которых связана с производством, организацией общественного питания оплачивают негативное воздействие их стоков на работу централизованной системы  водоотведения, а также нарушение нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод.  Размер платы рассчитывается МУП «Водоканал» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

4. Платежные документы (платежное требование, счет-фактура, акт оказанных услуг) предъявляются в банк Абонента до 05 числа месяца, следующего за расчётным. По заявлению абонента платёжные документы могут выдаваться уполномоченному лицу Абонента на руки в МУП «Водоканал».

5. Оплата водоснабжения и водоотведения должна осуществляться абонентом путём перечисления денежных средств на расчётный счёт предприятия до 10 числа месяца, следующего за расчётным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации ВКХ.

6. Абонент, несвоевременно и(или) не полностью оплативший услуги водоснабжения и водоотведения, обязан уплатить МУП «Водоканал» пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления срока оплаты по день фактической оплаты.

7. Сверка расчетов проводится не реже 1 раза в год либо по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта. Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов по настоящему договору, составляет и направляет в адрес другой стороны акт сверки расчетов в 2 экземплярах. Подписание акта сверки расчетов осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня его получения. Акт сверки расчетов в случае неполучения ответа в течение более 10 рабочих дней после направления стороне считается признанным (согласованным) обеими сторонами.

Задать вопрос

 

vodokanalpodolsk.ru

Рынок услуг водоснабжения и водоотведения в Забайкальском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК 657.1: 338.5

DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-4-91-101

РЫНОК УСЛУГ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

MARKET OF WATER SUPPLY AND SANITATION SERVICES I

N THE TRANSBAIKAL REGION

E. Л. Кибирева, Забайкальский государственный университет, г. Чита

e.a_kibireva@mail.ru

E. Kibireva, Transbaikal State University, Chita

Отмечено, что многие исследователи уже на протяжении длительного времени воспринимают отрасль жилищно-коммунальных услуг как динамически изменяющуюся и подверженную реформированию в связи с тем, что данная отрасль не является конкурентоспособной и самодостаточной в России.

Вместе с тем зарубежный опыт свидетельствует об обратном. Энергетический рышок США представлен несколькими поставщиками электроэнергии, поэтому в стране не существует единой фиксированной ставки, а следовательно, существует конкуренция, которая является основой рышочныгх отношений.

Необходимо отметить, что в разных государствах Европы стоимость услуг ЖКХ существенно различается, так как жители пользуются правом выбора поставщиков электроэнергии, воды и тепла. Для России такая ситуация невозможна, так как альтернативы не существует.

Развитие конкурентоспособности отрасли коммунальных услуг в Европе отличается от рынка коммунальных услуг в России.

В Лондоне жители имеют право выбрать сразу двух поставщиков коммунальных услуг. Такая ситуация наблюдается и в других европейских странах, т.к. потребители коммунальных услуг пользуются правом отказаться от услуг поставщика воды, электроэнергии, если появился поставщик, предлагающий более выгодные тарифы.

Выявлено, что в России в настоящее время предпринимаются попытки ухода данной отрасли от монополизации и создания классического рынка услуг путем реформирования отрасли ЖКХ и перехода к рышочным отношениям

Ключевые слова: классический рыток; отрасль ЖКХ; коммунальные услуги; конкурентоспособность; себестоимость; издержки; водоснабжение; водоотведение; .Забайкальский край; коммунальная отрасль

Many researchers have been perceiving the industry of housing and communal services, as a dynamically changing and subjected to reforms for a long time, due to the fact that this industry is not competitive and self-sufficient in Russia.

However, international experience suggests the opposite. Energy market in the US is represented by several electricity providers, so there is no single fixed rate, and hence there is competition, which is the basis of market relations.

It should be noted that in different countries of Europe the cost of housing services differs significantly as residents have the right to select suppliers of electricity, water and heat. For Russia, this situation is impossible as there is no alternative.

The development of the utility sector competitiveness in Europe differs from the market of public services in Russia.

In London, residents have the right to choose just two providers of utilities. This situation is also observed in other European countries, as consumers of utility services have the right to refuse the services of the supplier of water, electricity, if there appears a supplier that offers more favorable tariffs.

91

© E. Л. Кибирева, 2017

In the author's opinion, at present in Russia the attempts are being made to leave this industry from monopolization and create a classical market for services by reforming the housing and communal services industry and moving to market relations

Key words: classical market; branch ofhousing and communal services; utilities; competitiveness; cost price; costs; water supply; water disposal; Transbaikal region; communal services

Рыночные отношения подразумевают конкурирование товаров за покупателя, товаропроизводителей — за долю рынка, отраслей — за рынки, госзаказы и инвестиции, а производители коммунальных услуг должны конкурировать за потребителя и, соответственно, за свои прибыли.

Конкурентоспособность — это свойство практически любых экономических объектов. И отсутствие конкуренции в какой-либо отрасли негативно влияет на её развитие и влечет, как правило, к значительному удорожанию услуг при небольшом росте себестоимости услуг.

По мнению Т. С. Бронниковой, отрасль ЖКХ находится в процессе реформирования, и одним из основных её направлений является:

«....переход на договорные отношения в отрасли, развитие конкурентной среды в сфере предоставления услуг; внедрение новых ресурсосберегающих технологий, позволяющих снизить себестоимость на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) при соблюдении стандартов их качества .„.»[1. С. 181].

«.....Применение предложенного метода позволяет провести анализ эффективности работы компаний производителей услуг ЖКХ и определить приоритетные направления повышения конкурентоспособности оказываемых услуг...» пишет М. В. Комаров. Им отмечена необходимость выбора направления для развития конкурентоспособности отрасли [3 ].

А. А. Рыбалкина считает, что «... в отрасли отсутствуют экономические стимулы для снижения издержек, конкурентная среда до сих пор слабо развита. На сегодняшний день рыночные преобразования в ЖКХ большей частью проходят на бумаге...». В данном случае А. А. Ры-балкина выделяет конкурентоспособность

отрасли как необходимый стимул снижения себестоимости услуг [7. С. 118—119].

А. В. Ким поясняет, что «____жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), являясь одной из самых социально-значимых отраслей..... будучи отраслью с

самой большой долей убыточных предприятий (около 60 %) выступает как реципиент государственных субсидий. Вместе с тем, комплекс ■^ККХ — э~то потенциально весьма доходный рынок с гарантированным спросом....» Мы согласны с мнением А. В. Ким, что отрасль, которая изначально может приносить прибыль, является убыточной, по причине вмешательства государства в развитие рынка ЖКХ [2].

Г. Ф. Ручкина отметила, что «....в секторе ресурсообеспечения, который находится под контролем естественных монополий технологического типа, рынок может быть сегментирован по видам услуг.». В данном случае рынок ЖКХ Г. Ф. Ручкина предлагает разделить на сегменты по видам услуг [5].

Г. Ф. Ручкина, Е. Л. Венгеровский признают необходимость развития рынка услуг ЖКХ «.... развитие конкурентных правоотношений на рынке услуг ЖКХ, несомненно, будет способствовать усилению влияния на качество предоставляемых услуг потребителям, снижению административно-правовых барьеров для новых организаций в ЖКХ, ограничению тарифного роста...» [6].

По мнению авторов, необходимость формирования классического рынка услуг отрасли ЖКХ в России — следующий шаг в процессе реформирования.

В табл. 1 представим основные характеристики, определяющие место ЖКХ на рынке услуг.

Таблица 1/Table 1

Основные характеристики, определяющие место коммунальных услуг на рынке услуг в России / The main characteristics that define the place of communal

services in the service market in Russia

ABTop/Author Место ЖКХ на рынке услуг/ Housing in the service market Основные характеристики, определяющие место ЖКХ на рынке услуг/ Main characteristics, which define housing and communal services place in the service market Проблемы развития рынка ЖКХ услуг, переход к классическому рынку/Problems of housing and communal service market development, transition to the classical market

Т. С. Бронниковой-/T. S. Bronnikova Стадия реформи- рования/Reforming stage Переход на договорные отношения/ Transition to contractual relations Проблемы финансового и экономического характера реформы на «плечах» населения/ Problems of financial and economic nature of the reform on the «shoulders» of population

M. В. Комаров/ M.V. Komarov Стадия развития/ Development stage Управление/Control Отсутствие квалифицированных менеджеров в сфере услуг ЖКХ/Absence of qualified managers in the sphere of housing and communal services

А. А. Рыбалки-на/A.A. Rybalkina Стадия реформи- рования/Reforming stage Переход на договорные отношения/ Transition to contractual relations Рыночные преобразования в ЖКХ формальные/Market transformations in housing and communal services are formal

А. В. Ким/A.V. Kim Стадия развития/ Development stage Управление/Control Регламентация управления, формальное отношение к развитию/ Regulatory management, formal attitude to development

Г. Ф. Ручкина/ G. F. Ruchkina Стадия реформи- рования/Reforming stage Управление/Control Слабое развитие данного рынка/Weak development of the market

Г. Ф. Ручкина, Е. Л. Венгеровский/ G. F. Ruchkina, E. L. Vengerovsky Стадия реформи- рования/Reforming stage Управление/Control Отсутствие конкурентоспособности/ Lack of competitiveness

Таким образом, анализ содержательного аспекта проблемы перехода отрасли ЖКХ на рыночные отношения позволил выделить ряд проблем: формальное отношение к проводимым реформам в части монополизации отечественного рынка коммунальных услуг. Специфичность рынка жилищно-коммунальных услуг в России и его отличие от классического рынка услуг, отсутствие конкурентов по предоставляемым услугам, чрезмерное участие государства в формировании ценовой политики.

Развивая предположение о том, что жилищно-коммунальная отрасль в настоящее время находится в стадии активного развития и должна перейти на полноценные рыночные отношения, можно сделать

следующий вывод: необходимо развивать конкурентоспособность среди поставщиков коммунальных услуг. Развитие конкурентоспособности создаст необходимость в усилении внутреннего контроля, за затратами в отрасли ЖКХ, т.к. это позволит предложить более низкую цену своим потребителям.

Развитие той или иной отрасли прослеживается по ряду показателей: доля в промышленном производстве, среднегодовая численность работников, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата и т.д. в динамике. В эпоху финансовых кризисов актуальным для жилищно-коммунальной отрасли, прежде всего, является формирование рынка коммунальных услуг.

В то же время развитие рынка с действующими экономическими рытагами и механизмами в данной отрасли затруднено из-за уникальности предоставляемых услуг.

Основную долю в коммунальной отрасли занимают организации по виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды». На текущий момент в Забайкальском крае отрасль

представлена 399 организациями по производству и распределению газа и воды.

Данные по организациям добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в Забайкальском крае представлены в табл. 2 (Промышленное производство Забайкальского края: стат. сб. Чита, 2015. С. 10).

Таблица 2/Table 2

Промышленное производство Забайкальского края (на конец года, единиц) / Industrial production of the Transbaikal region (at the end of the year, units)

Организации/ Organizations 2011 r. 2012 r. 2013 r. 2014 r. 2015 r. 2015/2011 rr.

Отклонение (+, -)/Deviation (+,-) Темп изме-нения/Rate of change

Добыча полезных ископаемых/Mining 124 184 139 127 178 54 143,55

Обрабатывающие производства/ Manufacturing processes 768 884 7 CO 725 759 -9 98,83

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды/Production and distribution of electricity, gas and water 600 571 452 411 399 -201 -33,50

Всего число действующих организаций на конец года/Total number of operating organizations at the end of the year 1492 1639 1334 1263 1336 -156 -10,46

В динамике за пять лет произошло значительное снижение организаций, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды на 33,50 %, в то же время по добывающим производствам увеличение составило 43,55 %, количество обрабатывающих производств незначительно сократились. Любая промышленность тесно связана с энергетическим комплексом, водоснабжением и во-доотведением. В данной связи при росте добывающих производств, необязательно увеличение количества организаций, занимающихся электроснабжением, водоснабжением, но рост оказышаемыгх услуг должен быггь.

Более детально рассмотрим структуру коммунальной отрасли Забайкальского края, чтобы выяснить, с чем связано такое резкое сокращение организаций, относящихся к коммунальной отрасли (табл. 3) (Промышленное производство Забайкальского края: стат. сб. Чита, 2015. С. 57).

Коммунальная отрасль представлена двумя группами: первая и более емкая, включающая достаточно широкий спектр услуг — это производство, передача и распределение электроэнергии, пара и горячей воды и вторая — включает сбор, очистку и распределение воды, которая занимает в отрасли коммунальных услуг 69,17 %.

Таблица 3/Table 3

Структура коммунальной отрасли Забайкальского края в динамике 2011-2015 гг., (на конец года, единиц) / The structure of the municipal branch of the Transbaikal Region in the dynamics of 2011 -2015 (at the end of the year, units)

Организации/ Organizations 2011 r. 2012 r. 2013 r. 2014 r. 2015 r. Отклонение (+, -)/ Deviation (+,-) Темп прироста/ Rate of increase

Производство, передача и распределение электроэнергии, пара и горячей воды/Production, transmission and distribution of electricity, steam and hot water 442 432 334 299 276 -166 -37,56

Сбор, очистка и распределение воды/Collection, purification and distribution of water 158 139 118 112 123 -35 -22,15

Всего число действующих организаций на конец года/ Total number of operating organizations at the end of the year 600 571 452 411 399 -201 -59,7085

Если первая группа давно регулируется нормативным законодательством, структура организаций, входящих в эту группу, уже достаточно долго модернизируется под рыночные отношения и имеет более гибкую структуру по отношению к меняющимся внешним факторам. Вторая группа далека от современных рыночных отношений и составляет в структуре 30,83 %. В течение пяти лет произошло незначительное увеличение доли организаций второй группы -+4,49 %.

Увеличение или уменьшение количества организаций, оказывающих услуги, не в полной мере отражают истинную картину развития коммунальной отрасли, в частности водоснабжения и водоотведения. Наиболее точный показатель, характеризующий отрасль — это объем выполненных работ и оказанных услуг, их анализ рассмотрен в табл. 4 (Промышленное производство Забайкальского края: стат. сб. Чита, 2015. С. 58).

По данным табл. 4, наблюдается рост оказания коммунальных услуг в целом на 109,31 %, прирост оказанных услуг по во-

доснабжению и водоотведению составил 10,61 %. Количество организаций, оказывающих данные услуги, сократилось, а выполненный объем работ увеличился. Увеличение объяснимо ростом стоимости оказанных услуг и работ, в данный период 2011—2015 гг. значима инфляция и удорожание всех видов ресурсов, соответственно, роста себестоимости.

Основная составляющая себестоимости услуг по водоснабжению и водоотведе-нию — это материальные затраты и расходы на оплату труда. На величину затрат по оплате труда оказывает влияние численность работников. В условиях экономического кризиса многие коммерческие организации в целях снижения себестоимости и возможности конкурировать с другими однопрофильными организациями стараются экономить на основных расходах. Закупка более дешевых материалов, увеличение нормативов затрат материальных ценностей, уменьшение численности персонала является весьма действенным способом сокращения затрат.

Таблица 4/Table 4

Выполненные работы и оказанные услуги, млн р. / Performed works and rendered

services, mln rubles

Организации/ Organizations 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклоне-ние/Devia-tion Темп прироста/ Rate of increase

Производство, передача и распределение электроэнергии, пара и горячей воды/Production, transmission and distribution of electricity, steam and hot water 13330,2 17348,8 16753,7 25079,1 26486,7 13156,50 98,70

Сбор, очистка и распределение воды/Collection, purification and distribution of water 1028,9 962,2 1065,6 1030,3 1138,1 109,20 10,61

Всего число действующих организаций на конец года/Total number of operating organizations at the end of the year 14359,1 18311 17819,3 26109,4 27624,8 13265,70 109,31

Современный рынок вынуждает принимать решения по сокращению затрат на оплату труда, экономии материалов с целью сохранения финансовой устойчивости и снижения риска банкротства. Далее рассмотрим данные по численности и за-

работной платы работников водоснабжения и водоотведения в Забайкальском крае (табл. 5) (Промышленное производство Забайкальского края: стат. сб. Чита, 2015. С. 59).

Таблица 5/Table 5

Динамика показателей среднегодовой численности работников и номинальной заработной платы/Dynamics of average annual number of employees and nominal wages

Показатель/Index 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение/ Deviation Темп приро-ста/Rate of increase

Среднегодовая численность работников организаций, чел / Average number of employees of organizations, persons 2293,0 2079,0 2037,0 1369,0 1684,0 -609,0 -26,56

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, р / Average monthly nominal accrued wages of employees of organizations, p. 11931,6 13957,0 14178,3 14903,6 16335,8 4404,2 36,91

В результате анализа очевидно, численность работников уменьшилась на 609 человек, а заработная плата увеличилась на 4404,2 р., обоснованно предположим, что данная ситуация негативно влияет на себестоимость, т.к. в периоды

экономических кризисов высвобождение работников происходит с целью снижения себестоимости оказанных услуг. В данной отрасли наблюдаем противоположную ситуацию, это ещё раз подтверждает предположение о том, что коммунальная

отрасль развивается не по рыночным законам.

Очевидно, что снижение численности работников приводит к росту заработной платы, это противоречит принципам необходимости экономии в период финансовой нестабильности. Следующий вид затрат, оказывающий влияние на величину себестоимости, — материальные затраты.

Материальные затраты составляют 43,1 % из общей суммы всех затрат на единицу выполненных работ и оказанных услуг. Для осуществления своей деятельности организациям водоснабжения и водоотве-дения необходимо постоянное пополнение материальных запасов для бесперебойной деятельности.

Однако так как данная отрасль из-за специфики своей деятельности может иметь значительную дебиторскую задолженность, которая неуклонно растет и приводит к росту кредиторской задолженности, к примеру, перед поставщиками материалов и т.д., это негативно влияет на финансовую устойчивость организаций коммунальной отрасли.

Очевидны незначительные колебания в стоимости оказанных услуг. К примеру, 2011 г. и 2014 г. расхождения минимальны, но за этот же период (табл. 2) число организаций сократилось на 45 единиц. Данная ситуация говорит о развитии рынка и поглощении более слабых организаций финансово-устойчивыми организациями, которые адаптировались к условиям рыночных отношений.

Организации, не способные к адаптации, постепенно должны потерять финансовую устойчивость, которая, как правило, является следствием неспособности организации к приобретению оборотных средств за счет собственных источником, основной фактор снижения финансовой устойчивости — увеличение зависимости от заемных средств.

На самом деле организации коммунальной отрасли не испытывают на себе полное воздействие рычагов рыночных отношений, так как в настоящее время получают поддержку государства в виде

целевого финансирования. Безусловно, такая ситуация делает невозможным переход коммунальной отрасли к современному рынку и требованию качества к оказанию услуг.

На качество оказываемых услуг влияет специфичность рынка водоснабжения и во-доотведения. Особенностью является постоянный спрос физических и юридических лиц на эти виды услуг, соответственно, роль организаций, оказывающих эти услуги, достаточно велика в социальном и экономическом развитии Забайкальского края.

В данной связи закономерно возникает вопрос, что же тогда мешает организациям коммунальной отрасли развиваться по траектории рыночных отношений, получать прибыль и становиться локальными точками роста для региона. Очевидно, что спрос на услуги достаточно велик и в динамике особо не снижается, так как группы потребителей: население, бюджетные организации, прочие потребители не уменьшаются, но при этом организации этой отрасли функционируют неэффективно. Как показало исследование, всё достаточно сложно с ценообразованием на услуги водоснабжения и водоотведения и регулируется многими нормативными актами.

Анализируя порядок формирования тарифов на водоснабжение и водоотведе-ние, можно выделить ряд особенностей:

1. Ценообразование тарифов субъектов жилищно-коммунального хозяйства, оказывающих услуги водоснабжения и водоотведения, базируется на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации и Забайкальского края в частности, что не учитывает издержки оказания услуг и не позволяет данным субъектам получать прибыль за счет монопольного положения на рынке.

2. Система расчетов регулирующими органами предельных величин тарифов и неучастие в данном процессе общественности характеризует данную систему как непрозрачную.

3. Сложная трехуровневая система регулирования тарифов дает возможность реализовывать интересы ресурсоснабжа-

ющих субъектов жилищно-коммунального хозяйства, что делает процедуру утверждения тарифов политизированной, так как органы местного самоуправления являются одновременно и собственниками данных организаций.

4. Действующая система оплаты услуг по водоснабжению и водоотведению в соответствии с утвержденными нормами не позволяет реально учитывать понесенные производителем затраты и потери, что приводит к существенному расхождению между объемами подачи и потребления воды.

В целом, эти обстоятельства препятствуют согласованному управлению на всех уровнях системы жилищно-коммунального хозяйства, особенно в части установления норм потребления для конечных потребителей, и требуют изменения существующей методики внутреннего контроля затрат.

Данная система отражается на занижении тарифов, которые в совокупности не окупают затраты организаций, изначаль-

В настоящее время организации не занимаются инвестиционной деятельностью, за счет этого в динамике снижаются прочие расходы и, как следствие, рост чистой прибыли опережает рост общей выручки.

При анализе необходимо учитывать, что выручка отражается у организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению по моменту оказания услуг, а не по моменту оплаты, а себестоимость складывается из расходов наличными деньгами. Такая ситуация отрицательно сказывается на реальной финансовой устойчивости в отрасли.

но запланировано занижение возможной прибыли, при этом нарушается ещё один базовый принцип рынка — увеличение прибыли.

Данная ситуация отражается и на конкурентоспособности организации, точнее все организации данной отрасли не могут пользоваться механизмом «цены» для привлечения потребителей, так как цены едины.

В табл. 6 произведем сравнения двух показателей — чистой прибыли и выручки, в динамике за три года, так как за период 2013—2015 гг. Забайкальский край находится в стадии экономического спада, который охватывает все отрасли, в том числе и коммунальную отрасль. Поэтому нецелесообразно делать сравнение за пять лет, т.к. в 2011—2012 гг. организации работали в другой экономической среде и к тому же в основном являлись муниципальными и получали достаточно большое финансирование из бюджета.

Рассмотрим в табл. 6 фактически полученную выручку «живыми деньгами» и выручку, отраженную в документах, но неполученную фактически.

Общая выручка выросла на 72,5 млн р., значительно увеличился неполученный доход — 38,99 %, то есть темп прироста неоплаченного дохода опережает фактически полученные денежные средства на 36,3 %. Данная ситуация негативно сказывается на фактическом финансовом результате деятельности организации.

В целом, за три года наметилась тенденция увеличения начисленной выручки,

Таблица 6/Table 6

Динамика чистой прибыли и общей выручки / Dynamics of net profits and total revenues

Показатель/Index 2013 r. 2014 r. 2015 r. Отклонение/ Deviation Темп прироста/ Rate of increase

Выручка, тыс. р./ Revenue, thousand rubl. 1065600,00 1030300,00 1138100,00 72500,00 6,80

Чистая прибыль, тыс. р. / Net profit, thousand rubl. 13853,00 1732,00 18711,00 4858,00 35,07

но не оплаченной +3,42 %. При этом не- ответственно, начисленная выручка так и обходимо не забывать, что есть риск непо- останется на бумаге. лучения реальных денежных средств, а со-

Таблица 7/Table 7

Структура общей выручки/Total revenue structure

Показатель/ Index 2013 r. 2014 r. 2015 r. Отклонения/Deviation

млн р./ mln rubl. % млн р./ mln rubl. % млн р./mln rubl. % млн р./ mln rubl. темп прироста, %/rate of increase,% в структуре, %/in the structure,%

Выручка всего, в том числе тыс. р./ Revenues total, including thousand rubl. 1065,6 100 1030,3 100 1138,1 100 72,5 6,80 X

Фактически полученный доход/ Actual received income 944,8 88,66 867,7 84,22 970,2 85,25 25,4 2,69 -3,42

Неполученный доход/Unearned income 120,8 11,34 162,6 15,78 167,9 14,75 47,1 38,99 3,42

В данной отрасли целесообразно составление отчетности по принципам МСФО, т.к. будет отражаться реальная картина финансового положения организации, и, следовательно, прогноз будущего развития организаций коммунальной отрасли будет более реалистичен.

Отсюда значительное искажение данных по прибыльным и убыточным экономическим субъектам данной отрасли. В табл. 6 представлены экономические субъекты, в количественном и процентном отношении, сформированные в две группы — прибыльные и убыточные за три года.

Показатель/Index 2013 r. 2014 r. 2015 r. Отклонение/ deviation Темп прироста/rate of increase Отклонения в структуре/ deviations in structure

ед./ units % ед./ units % ед./ units % ед./ units % %

Всего организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению/Total organizations providing water supply and drainage 118 100 112 100 123 100 5,00 4,24 X

Убыточные организации/ Unprofitable organizations 40,0 33,9 66,0 58,9 41,0 33,3 1,00 2,50 -0,56

Прибыльные организации/ Profitable organizations 78,0 66,1 46,0 41,1 82,0 66,6 4,00 5,13 0,56

Таблица 8/Table 8

Структура организаций по прибыльности и убыточности / The structure of organizations

due to profitability and unprovability

Всего за исследуемый период с 2013—2015 гг. увеличилось число организаций на 5 ед., из них 4 ед. прибыльные и 1 убыточная. В структуре произошли незначительные изменения снижения убыточных экономических субъектов на 0,56 % и увеличения прибыльных — +0,56.

В 2014 г. отмечалось резкое уменьшение прибыльных организаций — 32 ед. Данная ситуация объяснима последствиями повышения цен на все виды ресурсов в связи с обострением финансового кризиса и предъявлением России санкций.

Коммунальная отрасль в Забайкальском крае находится на переходной стадии. Основная организация, оказывающая услуги по водоснабжению и водоотведению — АО «Водоканал-Чита».

Прибыль данной отрасли составила 18711 тыс. р.

Единственным учредителем АО «Водоканал-Чита» является муниципальное образование городской округ «Город Чита» (100 % акций). Данная организация является монополистом по предоставлению услуг, так как конкурировать частным компаниям невозможно и экономически невыгодно. На долю компаний, предоставляющих аналогичные услуги, приходится всего лишь 10,52 %, и эта доля ежегодно уменьшается.

Список литературы_

Таким образом, изложенное иллюстрирует возрастание роли конкурентоспособности коммунальной отрасли в части оказания услуг по водоснабжению и водоотведению.

По проведенному исследованию автор пришел к следующему выводу:

— любая отрасль, неспособная к стабильности и финансовой устойчивости, понижает конкурентоспособность всей экономики страны. Для решения проблем по развитию рынка услуг водоснабжения и водоотведения в Забайкальском крае необходимо, прежде всего, участие государства в эффективном регулировании тарифов. Так как услуги по водоснабжению и водо-отведению уникальны и достаточно долгое время оставались в ведении государства, организации получали субсидии и целевое финансирование, которые покрывали убыточность данной отрасли;

— в условиях рыночных отношений необходимо перестраивать структуру данных организаций, развивать судебную практику по взысканию дебиторской задолженности и не допускать роста кредиторской задолженности;

— отсутствие конкуренции. Оказываемая государственная поддержка и контроль тарифов имеют негативное влияние на переход к рыночным отношениям отрасли коммунальных услуг.

1. Бронникова Т. С. Совершенствование управления ЖКХ в условиях инновационного развития отрасли // Научный журнал Сервис PLUS. 2013. № 3. С. 180—187.

2. Ким А. В. Исследование инструментов управления и реформирования в комплексе ЖКХ // Юсти-циформ. 2015. № 5. С. 18.

3. Комаров Н. М, Мохова Л. А. К оценке конкурентоспособности управляющих компаний и услуг ЖКХ // Сервис в России и за рубежом. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. cyberleninka.ru/article/n/k-otsenke-konkurentosposobnosti-upravlyayuschih-kompaniy-i-uslug-zhkh (дата обращения: 29.01.2017).

4. Официальный сайт независимой статистики и анализа энергетики США [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.eia.gov/electricity/monthly/epm_table_grapher.cfm?t=epmt_5_6_a (дата обращения: 29.01.2017).

5. Ручкина Г. Ф. Некоторые особенности осуществления антимонопольного государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере управления многоквартирными домами / / Финансовое право и управление. 2015. № 2.

6. Ручкина Г. Ф., Венгеровский Е. Л. Рышок жилищно-коммунальных услуг: некоторые правовые проблемы создания конкурентной среды / / Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. № 4. С. 53-59.

7. Рыбалкина А. А. Причины длительного и проблемного пути реформы ЖКХ и необходимые меры для их устранения // Вестник научных конференций. 2015. № 2-2 (2).

References

1. Bronnikova T. S. Nauchny zhurnal Servis PLUS (Scientific Journal Service PLUS), 2013, no. 3, pp. 180-187.

2. Kim A. V. Yustitsiform (Justiciform), 2015, no. 5, p. 18.

3. Komarov N. M., Mokhova L. A. Servis v Rossii i za rubezhom (Service in Russia and abroad), 2013, no. 6 Available at: http://www.cyberleninka.m/article/n/k-otsenke-konkurentosposobnosti-upravlyayuschih-kompaniy-i-uslug-zhkh (Date of access: 29.01.2017).

4. Ofitsialny sait nezavisimoy statistiki i analiza energetiki SShA (Official site of independent statistics and analysis of US energy) Available at: https://www.eia.gov/electricity/monthly/epm_table_grapher. cfm?t=epmt_5_6_a (Date of access: 29.01.2017).

5. Ruchkina G. F. Finansovoe pravo i upravlenie (Financial law and management), 2015, no. 2.

6. Ruchkina G. F, Vengerovsky E. L. Imushhestvennye otnosheniya v Rossiyskoy Federatsii (Property relations in the Russian Federation), 2016, no. 4, pp. 53-59.

7. Rybalkina A. A. Vestnik nauchnyh konferentsiy (Bulletin of scientific conferences), 2015, no. 2-2 (2).

Коротко об авторе _ Briefly about the author

Кибирева Елена Анатольевна, доцент кафедры «Экономика и бухгалтерский учет», Забайкальский государственный

университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: экономика Забайкальского края

e.a_kibireva@mail.ru

Elena Kibireva, assistant professor, Economy and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: economy of the Transbaikal Region

Образец цитирования_

Кибирева E. А. Рынок услуг водоснабжения и водоотведения в Забайкальском крае // Вестн. Забай-кал. гос. ун-та. 2017. Т. 23. № 4. С. 91-101. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-4-91-101.

Kibireva E. Market of water supply and sanitation services in the Transbaikal Region // Transbaikal State University Journal, 2017, vol. 23, no. 4, pp. 91-101. DOI: 10.21209/2227-9245-2017-23-4-91-101.

Дата поступления статьи: 15.03.2017 г. Дата опубликования статьи: 28.04.2017 г.

cyberleninka.ru


.