Что такое ливневая канализация: ее проектирование и строительство. Ливневый сток на дороге


Сточные воды автомобильных дорог, Стоки ливневой канализации автодорог

Часть 1 из 5 4 июля 2012 г

Сточные воды автомобильных дорог

Сегодня автомобильный транспорт считается одним из лидеров по величине экологического ущерба природе, а по некоторым показателям даже превосходит промышленные выбросы от вредных производств. По статистике начала 2000-х годов выхлопные газы от работающего автотранспорта составляли более 80% всех свинцовых выбросов, более 40% всех выбросов оксида азота и более 20% выбросов всех летучих органических соединений.

В развитых странах постоянно ищутся новые пути снижения негативного воздействия автотранспорта, чаще всего эти меры относятся к уменьшению выброса вредных веществ автомобилей в атмосферу.

Еще один фактор воздействия автотранспорта, которому традиционно уделяется пристальное внимание в инженерной экологии — шумовое загрязнение.

До недавнего времени сравнительно мало внимания уделялось еще одному направлению — загрязнению прилегающей к автодороге территории и грунтовых вод ливневыми стоками с поверхности дороги.

Оценка влияния ливневого стока с поверхности автодорог

Сток с поверхности автомобильных дорог и уровень его загрязнения на практике трудно оценить объективно. Существующие оценки на основании уже проведенных исследований дают совершенно разные величины.

Для проведения экологических расчетов необходимыми исходными данными служат концентрации загрязняющих веществ в поверхностных стоках с дорожного полотна. Методические указания для расчетов величин концентраций не всегда соответствуют реалиям сегодняшнего дня, поэтому не всегда могут быть применимы для этих целей.

Чтобы провести объективные исследования состава сточных вод, необходимо прямо на месте подготовить исследовательскую аппаратуру и измерить концентрации веществ в ливневых стоках во время дождя. Как показывает практика, концентрации нефтепродуктов находятся в диапазоне 0,2 - 15,0 мг/л с медианой для ряда наблюдений, составляющей 2 мг/л. Существующие справочные величины дают значительно большие величины концентраций. Так, рекомендации СоюздорНИИ для ливневых стоков с поверхности автомобильных дорог дают следующие значения концентраций:

  • по нефтепродуктам — 24 мг/л,
  • по взвешенным веществам – 1300 мг/л,
  • по свинцу — 0,28 мг/л.

Как можно предположить, интенсивность дождя является фактором, оказывающим влияние на концентрации загрязняющих веществ. Кроме того, имеет значение продолжительность периода без дождя, величина транспортного потока на дороге, периодичность уборки улицы и другие факторы.

Концентрация загрязняющих веществ в стоках будет максимальна в начальный период дождя (10-30 минут от начала), что приблизительно совпадает с пиком интенсивности осадков.

Содержание взвешенных веществ будет наибольшей в начальный период дождя, потом она будет снижаться, а в конце дождя снова может немного увеличиваться. Содержание нефтепродуктов тоже будет максимальным в начальный период, постепенно снижаясь до малых значений, и потом остается практически постоянной до конца дождя.

Противогололедные смеси и загрязнение поверхностных сточных вод их компонентами по-прежнему остается актуальной проблемой. Для снижения гололедных явлений дороги посыпаются солями, содержащими хлорид натрия или хлорид кальция. В процессе таяния снега соляные компоненты попадают в поверхностные талые воды и в грунт придорожной полосы. Засаливание почвенного покрова может приводить к гибели придорожных растений и лесистых насаждений.

Существует норматив на количество противогололедных смесей. Для II дорожно-климатической зоны он составляет не более 2 кг на 1 м2 дорожного покрытия. Если концентрация хлористого натрия в снежном покрове превышает 0,2 кг/м2, использование хлоридов для борьбы с гололедом должно быть прекращено, а для противогололедных целей должны использоваться альтернативные методы.

Наибольшая концентрация противогололедных компонентов (хлоридов) определяется в снеге так называемых «сухих» свалок снега. Содержание хлоридов в снегосвалках достигает 3700 мг/л, в то время как ПДК хлоридов в сточных водах составляет 300 мг/л.

Очистка сточных вод с поверхности автодорог от хлоридов на практике не всегда возможна. Поэтому единственный доступный способ снизить концентрации солей в сточных водах — использовать метод разбавления концентрированных стоков с незагрязненными природными поверхностными водами.

Состав сточных вод с автомобильной дороги

В результате выпадения осадков или таяния снега образуются значительные объемы поверхностных сточных вод. Обычно они безо всякой очистки стекают с водонепроницаемого асфальтового полотна на прилегающую территорию, просачиваются в грунт и попадают в водоемы с поверхностными водами.

Эти стоки сильно загрязнены веществами, концентрации которых во много раз превышают допустимые показатели.

Углеводородные соединения в составе нефтепродуктов (бензол, стирол, ксилол, толуол, бензапирен) обладают самостоятельными токсичными эффектами на живые организмы, в том числе мутагенного и канцерогенного характера. Попадая в водоемы, нефтепродукты образуют поверхностную пленку, препятствующую проникновению кислорода и вызывая гибель водных организмов.

Противогололедные реагенты могут содержать в себе соли (хлорид натрия, соединения калия или кальция), карбамид, гипс, цианиды и другие вещества, трансформация которых в окружающей среде еще окончательно не изучена. Зарубежные исследования показывают, что хлориды в составе реагентов способны воздействовать на химические показатели прилегающих грунтов, изменять кислотный показатель почвы и пагубно влиять на состав растительности.

Отечественные исследования снежного покрова вблизи автодорог с интенсивным движением транспорта обнаружили в снегу повышенное содержание тяжелых металлов — свинца, меди, марганца, алюминия, никеля, ванадия, молибдена и титана.

Моторные масла и смазки от стихийных утечек могут быть еще более ядовиты, чем нефтепродукты. От эксплуатации транспорта зачастую образуются опасные отходы, которые не утилизируются должным образом. Смывы с отходов просачиваются в грунт и загрязняют почву, подземные воды и поверхностные водоемы — масляные фильтры, этиленгликоль из антифриза, металлическая пыль тормозных накладок, резина автопокрышек и т. д.

Взвешенные вещества в составе поверхностного стока автодорог попадают в природные водоемы и вызывают такие неблагоприятные последствия как повышение мутности воды и заиление водоемов. Высокая органическая составляющая в составе взвешенных веществ ведет к росту значения химического потребления кислорода (ХПК) и затрудняет естественные процессы самоочищения природных вод.

Для снижения всех негативных воздействий стока с поверхности автодорог необходима организация водосбора и организованных отвод стоков на специальные очистные сооружения. Тип водоотвода необходимо обосновывать в зависимости от

  • объема дождевого стока,
  • размера водосборного бассейна,
  • интенсивности движения транспорта,
  • типа дорожного покрытия,
  • химического состава стоков,
  • совокупности геологических,
  • гидрологических и биологических характеристик территории.

www.vo-da.ru

Очистка сточных вод с автомобильных дорог

Особенность очистки сточных вод определяется, прежде всего, тем, что автомобильные дороги являются объектами с повышенной концентрацией нефтепродуктов и прочих загрязнений в ливневых водах.

Между тем, определить точный уровень загрязнения на практике довольно сложно, так как уже проведенные исследования дают совершенно разные величины.

От чего зависит концентрация загрязнений в ливневых стоках

Для проведения объективных исследований состава сточных вод, нужно непосредственно во время дождя на месте подготовить исследовательскую аппаратуру для измерения концентрации веществ в поверхностных стоках. Как правило, содержание нефтепродуктов в ливневых стоках на подобных объектах находится в диапазоне 0,2–15,0 мг/л с медианой для ряда наблюдений, составляющей 2 мг/л. Однако получаемые на практике величины оказываются значительно больше по концентрации. Тем не менее, согласно рекомендации Союздор НИИ относительно поверхностных стоков автомобильных дорог имеют следующие показатели концентрации:

  • по нефтепродуктам – 24 мг/л,
  • по взвешенным веществам – 1300 мг/л,
  • по свинцу – 0,28 мг/л.

Кроме того, на концентрацию загрязняющих веществ в стоках влияют следующие факторы:

  • интенсивность дождя,
  • длительность периода без дождя,
  • интенсивность движения транспортного потока на дороге,
  • частота и методы уборки улиц и другие факторы.

Кроме того, следует учесть и тот факт, что концентрация загрязняющих веществ в поверхностных стоках будет наибольшей в начальный период дождя (первые 10–30 минут), что приблизительно совпадает с пиком интенсивности осадков.

Нормы содержания нефтепродуктов в сточных водах.

Что касается взвешенных частиц, их концентрация будет максимальной в начале дождя, далее она будет постепенно снижаться, а в завершении осадков снова может немного повыситься. Содержание нефтепродуктов меняется несколько иначе - концентрация будет максимальной в начальный период, снизится до малых значений и потом останется практически неизменной до завершения осадков.

 

Чем интенсивнее движение, тем сложнее задача очистки стоков

Содержание в талых стоках противогололедных реагентов

Помимо прочих загрязнений, в поверхностных сточных водах содержатся противогололедные препараты, что является актуальной проблемой. В состав подобных смесей входит хлорид натрия или хлорид кальция. Когда снег тает, соляные компоненты попадают в поверхностные талые воды, а также в грунт придорожной полосы. Это чревато гибелью придорожных растений и лесистых насаждений

Для количества противогололедных смесей существуют определенные нормативы. Так, количество реагентов не должно превышать норму в 2 кг/м2 дорожного покрытия. При превышении содержания хлористого натрия в снежном покрове более 0,2 кг/м2, применение хлоридов должно быть прекращено, а для борьбы с гололедом должны использоваться другие методы.

Дело в том, что чистка сточных вод с поверхности автодорог от хлоридов далеко не всегда возможна на практике. Соответственно, единственным рациональным способом снижения концентрации солей в поверхностных стоках является смешивание концентрированных стоков с незагрязненными природными поверхностными водами.

Значительные объемы поверхностных сточных вод могут быть следствием как таяния снега, так и длительных осадков. Нередко они неочищенными стекают с асфальта, обладающего водопроницаемыми свойствами, на прилегающую территорию, далее попадают в грунт и, соответственно, в водоемы с поверхностными водами.

Почему необходима очистка стоков с автодорог?

Состав сточных вод на территории автодорог включает соединения, попадание в грунт и водоемы которых совершенно недопустимо. Это углеводородные соединения в составе нефтепродуктов (бензол, стирол, ксилол, толуол, бензопирен), которые токсичны для живых организмы, и могут быть мутагенного и канцерогенного характера. При попадании в водоемы, нефтепродукты создают поверхностную пленку, которая препятствует проникновению кислорода, вызывая тем самым гибель организмов.

Состав противогололедных реагентов также включает компоненты, недопустимые для сброса в грунт и водоемы. Это соли (хлорид натрия, соединения калия или кальция), карбамид, гипс, цианиды и другие вещества, реакция которых на взаимодействие с окружающей средой еще не изучена досконально. Однако уже проведенные исследования свидетельствуют о том, что химические показатели прилегающих грунтов могут меняться под воздействием хлоридов. Измененный кислотный показатель почвы, в свою очередь, негативно влияет на состав растительности.

 

Противогололедные препараты способны серьезно изменить состав сточных вод

Кроме того, недавние исследования снежного покрова вблизи автомобильных дорог с особо интенсивным движением выявили повышенное содержание и тяжелых металлов – свинца, меди, марганца, алюминия, никеля, ванадия, молибдена и титана.

Утечка моторных масел и смазок может внести в состав стоков опасные отходы, смывы от которых просачиваются в грунт. Таким образом, загрязняют почву, грунтовые воды и водоемы загрязняются отходами с масляных фильтров, этиленгликолем из антифризом, металлической пылью тормозных накладок, частицами резины автопокрышек и т.д.

Все это вызывает такие неблагоприятные последствия, как замутненность воды и заиление водоемов, рост значения химического потребления кислорода (ХПК) и затруднение естественных процессов самоочищения природных вод.

Таким образом, чтобы снизить риск возникновения всех этих негативных последствий, необходимо организовать организацию водосбора с автодорог и прилегающих территорий на специальные очистные сооружения, способные справиться с очисткой стоков от специфических загрязнений. Для наиболее эффективной работы очистной системы необходимо учесть следующие факторы:

  • объем дождевого стока,
  • параметры водосборного бассейна,
  • интенсивность движения на всех участках,
  • тип дорожного покрытия,
  • специфику химического состава стоков,
  • совокупность геологических, гидрологических и биологических характеристик территории.
  • < Назад
  • Вперёд >

el-bio.ru

Локальные очистные сооружения (ЛОС) автодорог

Часть 2 из 5 4 июля 2012 г

Локальные очистные сооружения

Для уменьшения количества загрязняющих веществ и стоков с автодорог непосредственно на проезжей части применяют следующие меры:

  • Сбор ливневых вод с автодорог через водосборные лотки и предбордюрные углубления для дальнейшего отвода на очистные сооружения.
  • Недопущение эрозии земляных откосов и околодорожной территории, своевременная очистка водосборных канав, обочин и откосов.
  • Регулярная очистка поверхности дороги, уборка водоотводных систем.
  • Своевременный ремонт дорожного полотна.
  • Контроль за употреблением противогололедных реагентов.
  • Запрет на сброс убранного зимой снега в водоемы или на ледовую поверхность.
  • Подбор безопасных для окружающей среды материалов для дорожной разметки.

На участках дороги с разрушенным дорожным покрытием накапливаются загрязнители и частицы асфальтового материала, которые во время дождя растекаются в виде суспензии и попадают в поверхностные сточные воды. Для того чтобы загрязненные строительные стоки – например, во время ремонта дорожного полотна,— не попадали в водосборные устройства, нужно организовать отвод загрязненных стоков в специально устроенную инфильтрационную траншею.

Минимизация применения противогололедных реагентов для снижения вредного воздействия на окружающую среду возможна при правильном расчете нормы употребления реагентов. Если дорога проходит вблизи водоема, имеет смысл установить специальные барьеры, отводящие загрязненные стоки от водного объекта. Наиболее перспективны для этого экраны из полимерных материалов.

Поиск новых противогололедных средств, сочетающих в себе эффективность, экономичность и безопасность для окружающей среды — актуальная проблема сегодняшнего дня.

Инженерная очистка сточных вод

Собранный с поверхности автодороги ливневый и талый сток в наиболее благоприятном варианте направляется на очистные сооружения. При выборе типа очистного сооружения необходимо учесть сопряжение его с дренажной системой водоотвовода дороги.

Выбор конструкции очистного сооружения зависит от климатических и гидрологических характеристик территории, а также от характеристик загрязняющих веществ.

Загрязняющие вещества разделяются по физическому состоянию (растворимые, нерастворимые, коллоидные системы) и по химическому составу. Важная характеристика взвешенных частиц, влияющая на выбор очистного оборудования — дисперсность (размер и форма частиц).

Типы очистных сооружений

На очистных сооружениях последовательно реализуются все или несколько из следующих этапов очистки стоков: механическая очистка, химическая очистка, физико-химическая и биологическая очистка.

Механическая очистка стоков от загрязнителей осуществляется с помощью механических решёток, песколовок, отстойников, нефтеловушек, гидроциклонов, фильтров, растительных полос и т. д.

Сооружения механической очистки открывают путь стоков, поступающих на очистные сооружения. Механическая очистка удаляет из стоков крупный мусор, существенно понижает содержание взвешенных веществ и подготавливает стоки к дальнейшим стадиям очистки.

Следующий вид — химическая очистка стоков. Химические методы применяют после механической очистки и перед поступлением стоков на биологическую очистку, либо используют как конечный этап доочистки (хлорирование, озонирование).

В качестве методов химической очистки в промышленных масштабах применяют нейтрализацию (для кислых или щелочных стоков) и окисление.

Физико-химические методы очистки относятся к глубоким стадиям очистки. Это методы флотации, коагуляции (осветления), адсорбции, ионного обмена, экстракции и т. д. Использование этих методов позволяет убрать из воды большинство токсичных химических соединений, находящихся в растворенном виде.

Для очистки больших расходов сточных вод методом адсорбции используют конструкции следующих типов: безнапорные адсорберы, инфильтрационные траншеи, дренажные колодцы.

Биохимические методы очистки основаны на способности некоторых микроорганизмов перерабатывать растворенные химические соединения.

Биологические методы очистки имеют свои особенности, связанные с нормальным функционированием микрорганизомов — необходимо, чтобы концентрации химических веществ были в заданных рамках, и чтобы в стоках отсутствовали тяжелые металлы. Биологическая очистка может быть аэробной (при активном доступе воздуха) и анаэробной (бескислородной).

Аэробная очистка ведется в очистных сооружениях следующих видов: аэротенки, окситенки, биофильтры, биологические пруды.

Анаэробная очистка (метановое брожение или ферментизация) ведется без доступа воздуха в специально оборудованных реакторах (метантенки, септики, аноксикаторы) и позволяет биологически переработать даже самые трудноокисляемые химические соединения.

Наибольший эффект улучшения качества воды дает комбинация аэробного и анаэробного методов очистки.

Если устройство очистных сооружений вблизи автодороги невозможно, следует устанавливать конструкции в виде железобетонных щитовых ограждений.

Для очистки поверхностных стоков с автодорог и мостов наиболее перспективно устройство комплексных очистных сооружений, дающих максимальный эффект очистки загрязненных стоков.

Применяемое оборудование компании Argel: - Векса-М — ливневые очистные сооружения; - Векса-РМ — решетка механическая; - Argel T — тонкослойный отстойник.

www.vo-da.ru

Сосед вывел сливные воды на проезжую часть улицы, чем размывает её создавая неудобства

Сосед вывел сливные воды на проезжую часть улицы, чем размывает её создавая неудобства

Сосед вывел сливные воды на проезжую часть улицы, чем размывает её создавая неудобства

Здравствуйте . Подскажите пожалуйста, имеет ли право сосед выводить ливневые стоки с крыши на грунтовую дорогу перед домом, после чего дорога становится полностью непроходимой для всех. И куда и кому возможно направить жалобу по этому поводу. С ув.

Сергей Александрович. Ответ:Здравствуйте. Если стоки дождевых и талых вод с крыши выведены на проезжую часть улицы, то, собственно, ничего противозаконного в этом нет. То, что воды размывают проезжую часть улицы, в зависимости от населённого пункта (областной центр ил посёлок городского типа), должно быть устранено либо коммунальным предприятием, обслуживающим дороги населённого пункта, либо силами местных властей. Единственный момент, который может повлиять на соседа, если это просёлочная улица и Вы сможете доказать, что слив дождевх и талых вод приводит к эррозии почвы, что в свою очередь является обстоятельством, требующим прекращения дальнейших действий со стороны соседа.

Но такой факт можно доказать только в суде. Так, что, прежде всего, постарайтесь договориться с соседом путём проведения мировых переговоров, а затем уже пробовать обращаться к услугам юристов из региона Вашего проживания. Ответила: Юлия Косяченко

Конфликт личных и общественных интересов происходит с недавних пор на улице Аксайской. Результатом конфликта стала огромная лужа на проезжей части и вода, льющаяся в соседние дома.

О том, что на Аксайской улице в результате самоуправства одного из домовладельцев был разрушен ливнесток и каким бедствием это стало для окрестных жителей, я узнал от депутата городской Думы Александра Иванова. Собственно говоря, вопрос этот не стал открытием, у пресловутой лужи уже бывали журналисты. Сюда приезжал и мэр города Анатолий Кондратенко. Вот только достучаться до хозяина участка, перекопавшего водосток, не удалось и ему.

Как известно, центральную часть Новочеркасска атаман Платов построил на крутом холме, чтобы ее не заливали наводнения.

Много десятков лет вода в дождь сбегала с этого холма своими традиционными маршрутами, по балочкам, потом были построены ливнестоки. Так и бежала вода с горы в речку через городскую «низовку», пока ливнесток не был разрушен. Хозяин дома по улице Аксайской, 27 Юрий Юткевич прикупил и соседний участок по Аксайской, 29, а со временем решил развернуть здесь масштабное строительство. Это вполне понятно, и можно было бы за него порадоваться. Да только мешала ему труба водостока. Что, впрочем, тоже понятно. Через эту трубу стекали вниз не только дождевая вода и вода родничков с улицы Кавказской, но и, частично, канализация оттуда же. Зачем такой геморрой? Только решать проблему так, как ее решил господин Юткевич, безусловно, неправильно. Не получив разрешений, он попросту засыпал все землей - и точка. Да, у него теперь порядок, а вот улица в результате оказалась затопленной, как и дома соседей через дорогу.

На перекопе

Когда мы приехали на улицу Аксайскую, нужный адрес долго искать не пришлось. Найдя самую большую лужу, мы поняли, что уже на месте. Так и оказалось. Стали стучаться в дома и беседовать с жителями. Вот что рассказал житель дома по ул. Аксайской, 32 Алексей Гостев: «Месяц назад сосед засыпал водой уличный водосток. Куда деваться воде? Она поднимается и идет под наши дома. У меня саманная хата, почва вокруг насыщается водой и течет в дом. Было такое, что мы просыпаемся утром в дождь, и тапочки в воде плавают. Приходится окапываться самим. Вот порог вокруг хаты насыпал, да только толку мало». Его соседка Лидия Томина, чей порог опущен ниже уровня земли, показала, как в дождь заливает ее квартиру. Поделилась и ответом из Департамента ЖКХ и благоустройства города Новочеркасска по поводу своей жалобы от 14 ноября сего года: «Рассмотрев ваше обращение по поводу затопления вашего дома ливнестоками, сообщаю, что меры по отводу воды принимаются, разрабатывается новая схема отвода воды. Временные узлы для слива и отстоя воды выполнены, контроль за поступлением воды осуществляется ежедневно. При необходимости будут выполнены работы по откачке котлована».

Результаты всех работ были видны тут же. На пути бывшего стока выкопана прямоугольная яма, которая во время моего посещения улицы уже была полна водой до краев. При этом, дело происходило в сухую погоду. Не нужно обладать большим воображением, чтобы понять, каким станет здешний пейзаж при первом же дожде. Вырытые жителями дома №32 насыпи ситуацию явно не спасут, а откачивать этот мощный «гидротехнический узел для слива и отстоя воды» нужно практически непрерывно. Я сомневаюсь, что коммунальщики действительно станут гонять сюда каждый день машину, чтобы откачать скопившуюся воду. Короче говоря, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»! Как всегда, мне было очень интересно и мнение другой стороны. Но дверь дома №27 по улице Аксайской мне так и не открыли, хотя бдительные соседи утверждали, что хозяин дома и у него даже гости. Возможно, поэтому?

Может, город поможет?

Прокомментировать ситуацию я попросил директора Департамента ЖКХ и благоустройства города Александра Давиденко.

– Как получилось, что был засыпан городской ливнесток на улице Аксайской?

– При отведении земельного участка в собственность Ю. Юткевичу в 1995-м году не было согласования с ДГХ о том, что на участке проходит ливнесток. Очевидно, были потеряны документы. Тем не менее, Юткевич вообще не получал разрешения на производство работ. При получении такого разрешения наличие ливнестока обязательно бы учли. Так что все его действия являются самовольным строительством, и будет возбуждено дело об административном правонарушении. Он об этом уведомлен. Работы велись, повторяю, самовольно, без проекта, при этом перемещен значительный объем грунта. В случае дождя, когда земля пропитается водой, там возможен оползень. Мы надеемся, что Ю. Юткевич даст согласие, чтобы через его участок организованно отвести воду.

– Что планируется сделать, чтобы исправить ситуацию?

– Проблему мы собираемся решить комплексно, найдем все самовольно выведенные в этот сток частные канализации домовладельцев, чтобы ограничить количество воды. Второе. Будем договариваться с Юткевичем провести ливнесток по краю его участка, никому не мешая. Сейчас согласовываем такой проект. В течение двух недель решим вопрос отвода воды по временной схеме, сделаем отсыпку, чтобы не шла вода людям под дома. К сожалению, пообещать полное решение проблемы к определенному сроку не могу. Нужно сделать полноценный проект, провести работы, но все это будет уже в следующем году. В свое время большинство документов на ливнестоки были утеряны, поэтому мы сейчас активно работаем над тем, чтобы восстановить все документы, поставить все сооружения на учет, провести их инвентаризацию, чтобы на их обслуживание и ремонт можно было выделять бюджетные деньги.

Проблемы городской ливневой канализации действительно возникли не сейчас, они копились в нашем городе годами и десятилетиями. И решать их, разумеется, нужно только комплексно. Но спасать-то от затопления конкретных людей нужно сейчас, сегодня. И одна выкопанная на пути ливнестока яма – это, к сожалению, не решение.

Как правильно ухаживать за бассейном в течение лета?

Ухаживать за бассейном очень легко. Нужно примерно раз в неделю делать тест воды и добавлять по необходимости химикаты. Убирать опадшие листья из фильтра-корзинки, может раза 2 за лето пропылесосить. В общем, все эти хлопоты совсем необременительные, скорее наоборот, доставляют некоторое удовольствие. Иногда и полезно, и приятно чем-то позаниматься на своём участке.

Вам понадобится тест для воды. Тесты продаются во всех специализированных магазинах для бассейнов и почти во всех крупных хозяйственных. Считается, что каждый год набор для теста вам нужно покупать новый. В этом году я купил новый набор, сравнил со старым, которому уже несколько лет, разницы в показаниях не заметил. В общем, покупаем новый, чтобы не было сомнений. Он стоит 6-7 долларов. Есть тесты с лакмусовыми бумажками и электронным дисплеем. Стоит такой долларов 70. Нас вполне устраивает обычный за 6 долларов с мензурками и бутыльками.

Смотрим, что за вода по тесту. Если хлора много, то закрываем распределитель хлора, при условии, что он инсталлирован в системе фильтра. Если хлор в вашем бассейне распределяется от свободно плавающего буйка, то вылавливаем буёк и убираем его на несколько дней. Без подпитки избыточный хлор в бассейне быстро улетучится. Через 2-3 дня проверяем бассейн на хлор, всё должно стать нормой или к ней приблизиться.

Что бы вы ни делали в бассейне, какие бы химикаты не добавляли - объём воды в нём огромный, это тяжёлая инерционная масса, поэтому результаты нужно ждать день-два.

Если хлора мало - приоткрываем распределитель на фильтре до половины или даже на полную. Если распределителя нет, хлор можно добавлять прямо в бассейн. При этом будьте крайне осторожны - хлор вещество ядовитое и опасное, а, кроме того, можно испортить стенки плёнки бассейна. Никогда не мешает проконсультироваться дополнительно в близлежащем магазине для бассейнов.

Если кислотность выше или ниже нормы, то добавляем Ph- или Ph+ соответственно. Сколько добавлять - прочитайте на инструкции к упаковке. Важно, какого размера бассейн. Принцип тот же - результаты будут через день-два.

Никогда не нужно паниковать. Ничего страшного, если бассейн день-два-три-четыре булькает водой, не отвечающей требованием. Ничего с ней не будет. Вы потихонечку будете всего добавлять или убавлять, со временем почувствуете свой бассейн, будете точно знать, что ему нужно. Всё приходит с опытом.

Многие магазины бассейнов делают бесплатные тесты воды и рекомендуют вам, что туда добавлять. Будьте осторожны! Знаю таких, кто после этих тестов каждый раз покупал рекомендованных химикатов на десятки долларов, мучился неделями, всё ездил к ним и никак не мог добиться идеального состояния воды.

Пусть всё время работает помпа, вода фильтруется. Следите за хлором и кислотностью. Убирайте листья из белого фильтра-корзинки. Когда вода сбалансирована (кислотность в норме, хлор тоже), бассейн работает неделями и ничего в него неделями добавлять не надо. Даже скучно.

Через какое-то время после начала сезона вы увидите на дне бассейна песок, какую-то грязь и пыль. Если рядом стройка - увидите скоро.

Значит, пришло время бассейн пропылесосить.

На снимке видны грязь и песок, которые можно убрать пылесосом

Когда знаешь как - очень легко.

Вам понадобятся: сачок и палка от него, жёсткий гофрированный шланг для пылесоса, насадка со щёткой, белый пластиковый кружок, который одевается на другой конец шланга, мягкий плоский голубой шланг, когда свёрнут - как пожарный брандспойт (в развёрнутом виде на двух снимках внизу). Этот шланг крепится к свободному выходу на фильтре. По нему побежит грязная вода. Обычно такие шланги выводятся на проезжую часть перед домом. Летом, когда будете ездить по своему району, то иногда увидите, как льётся на дорогу из такого шланга вода. Кто-то чистит бассейн.

Шланг отводит воду на проезжую часть. На шланге дырка, надо бы её залатать

Источники:law-clinic.net, novocherkassk-gorod.ru, www.myhomemontreal.com

Следующие в разделе:

20 августа 2018 года

konsultatsiya.bfmac.com

Ливневая канализация на дорогах - система ливневки, что это такое, проектирование согласно СНиП – на zwsoft.ru

Владельцы загородных домов часто сталкиваются с проблемой отведения лишней влаги с участка. Талые и дождевые воды, которые скапливаются на территории, становятся причиной заболачивания грунта. Это приводит к потере урожайности земли, плодоношения деревьев и вызывают появление плесени на фундаменте построек, вывести которую трудно. Тем, кто не сталкивался со строительством, не всегда известно, что это такое – ливневка (ливневая канализация), фото которой представлены ниже.

строительство ливневой канализации

 

Частные застройщики обычно планируют создание этой системы на этапе разметки будущей постройки. Жильцы, въехавшие в существующий дом без нее, сталкиваются с необходимостью ее организации.

Самостоятельное сооружение конструкции должно выполняться в соответствии с существующими правилами, иначе неправильно проложенное сооружение приведет к провалам грунта, его размытию и подтоплению.

Основные функции:

  • Сбор дождевой и талой воды, их отведение за пределы участка. Она безопасная для почвы и чистая, потому что очищается от песка и грязи через пескоуловители. Кроме такого фильтра иногда устанавливают другие – способные на сбор отходов нефтепродуктов (бензина, масла). 
  • Сточный комплекс выполняет другую важную роль – сохраняет фундамент. Замерзшая земля, намокшая под осенними дождями, леденеет в холодное время года, а талая вода еще больше насыщает грунт, вследствие чего он набухает. Постепенно высыхая, поверхность покрывается трещинами. 
  • Система ливневой канализации значительно продлевает срок использования построек, несмотря на то, что она не сможет заменить полноценный дренаж территории при поднятии высокого уровня грунтовых вод. 
  • Укладка этой конструкции поможет решить перечисленные проблемы и придаст участку эстетичный вид.

 

Полный набор необходимых инструментов для трехмерного проектирования поверхностных и твердотельных объектов

Базовый САПР, совместимость с форматами DWG, DGN. Срок действия лицензии - 1год. Полная функциональность стандартной версии

Набор утилит, созданных для автоматизации выполнения и оформления строительной документации

Автоматизация проектно-изыскательских работ. Модули Топоплан, Генплан, Сети, Трассы, Сечения, Геомодель

Виды и составляющие ливневки

Сточный комплекс включает разные детали и приспособления, объединенные в единую группу. В зависимости от разновидностей используемых элементов и типа проекта, его разделяют на:

  • Точечный. Под каждой вертикально установленной трубой водостока делают углубления, в которые вставляют дождеприемники с пескоулавливателями и прочными решетками. Интегрированные в сеть, они направляют влагу на поле аэрации или в дренажный колодец. 
  • Линейный. Его назначение заключается в сборе вод с крыш, дорожек и всей территории участка. Это целая канальная система с углублениями и дождеприемниками. Она бывает открытой, закрытой и комбинированной. 

Ливневки первого типа – это бетонированные отводы или специальные лотки, незащищенные решетками, которые выводят стоки за пределы придомовой территории. Это самый простой и распространенный способ, потому что менее затратный.

Закрытый вид предполагает трубопровод, проложенный в земле с возможным движением самотеком и при помощи насосов. Обязательно учитывать определенные факторы в процессе проектирования:

  • предполагаемый объем стоков; 
  • геологические особенности участка; 
  • тип почвы; 
  • материалы всей системы. 

Конструкция состоит из следующих элементов:

  1. Трубы. По ним стоки уходят за пределы территории. 
  2. Водостоки. Это обязательная часть в составе комплекса, хоть и расположена она в некотором отдалении. 
  3. Желоба или лотки. Они укладываются под уклоном, чтобы вода двигалась самотоком в коллектор. 
  4. Смотровые колодцы. Их делают для контроля всей системы и очистки засоров. 
  5. Придверные поддоны. Они предназначены для сбора влаги под воротами, входными дверями и калитками. 
  6. Дождеприемники с пескоуловителями. Устанавливаются под водостоками для приема и очистки жидкости перед перенаправлением ее в дренажный резервуар. 

Регулирует строительство ливневой канализации СНиП – строительные нормы и правила, установленные органами исполнительной власти. Эта документация прописывает подробно условия, требования и ограничения на проектирование и монтаж конструкций.

ЛК смешанного типа включает элементы предыдущих двух. Ее используют на большой площади, если нужно минимизировать денежные расходы.

Важно знать: нельзя устанавливать стоковую сеть на одном уровне с дренажной. Чтобы пескоулавливатели не забивались взвесью из дождевой и талой воды, нужно дренаж прокладывать ниже.

городская ливневая канализация

Для проектирования необходимо произвести правильные расчеты, чтобы не допустить ошибки, провоцирующей негативные последствия. Все чаще вычисления проводят с помощью специальных компьютерных программ:

  • AutoCAD; 
  • BricsCAD; 
  • ZWCAD; 
  • ArchiCAD. 

На их основе созданы пакеты, для эффективной работы в определенных направлениях отраслей – строительной, промышленной и других.

Устройство ливневых стоков и канализации в городе

Талая и дождевая вода может создать серьезную проблему в мегаполисе. Большое скопление в низине, например, под железнодорожными мостами, создает препятствие для передвижения транспорта. Сильный поток по улице повреждает асфальтовое покрытие магистралей и пешеходных дорожек.

Монтаж имеет свою специфику, но почти не отличается от укладки наружных канализационных водоотводов. Если на зданиях водостоки отсутствуют, выполнять работы начинают с их установки.

Этапы сооружения кровельного покрытия:

  • делаются отверстия в перекрытиях зданиях и вставляют в них дождеприемники, герметизируя стыки битумной мастикой; 
  • монтируются стояки сточных труб с использованием хомутов; 
  • для линейной системы устанавливают лотки, для точечной – трубы, отводящие слив. 

Особое внимание специалисты уделяют обустройству подземной части. Используя схему строительства ливневой канализации города по СНиП, роют траншею, учитывая рельеф местности и требования региона по глубине заложения трубопроводов. Дополнительное утепление каналов также берут во внимание.

Процесс практически ничем не отличается от проведения системы водоотведения:

  • на утрамбованную, очищенную от больших камней поверхность, засыпают песок толщиной около 20 см; 
  • формируют котлован для монтажа коллектора, который может быть выполнен из пластика или оцинковки; 
  • укладывают трубы и соединяют их фитингами; 
  • через каждые 10 м по правилам должны быть смотровые колодцы, облегчающие уход за сетью; 
  • на стыках коллекторов и труб ставят пескоуловители; все элементы конструкции соединяют и герметизируют; 
  • перед закрытием траншей проводят тестовый запуск воды, чтобы устранить возможные течи, нестыковки или неправильный уклон, препятствующий самотоку; 
  • в случае успешной апробации, засыпают канавы грунтом. 

Городская ливневая канализация не менее важна, чем в загородном доме, она:

  • снижает риск попадания дождевой и грунтовой воды в цокольные и подвальные помещения; 
  • сохраняет целостность тротуаров, пешеходных дорожек, отмостку зданий; 
  • исключает образование наледей вследствие замерзания луж.
проектирование ливневой канализации

 

Расчеты для проектирования

Сначала разрабатывается схема прокладки ливневки. Точками отсчета будут пункты сбора воды. Их место определяют по наибольшему локальному скоплению влаги. Дренажный колодец будет крайней точкой на плане. Его монтируют в низменности, если рельеф предполагает ее наличие, или специально углубляют котлован для этого.

От него к зданиям протягивают прямой канал. Такой макет, используемый в жилых секторах, называется «елочка».

При составлении проекта просчитывают количество нужных материалов:

  • длину, толщину труб; 
  • количество фитингов, хомутов, герметика; 
  • число водосборников и смотровых люков. 

Ливневая канализация на дорогах предполагает линейную конструкцию.

Владельцы частных домовладений пользуются упрощенной схемой. Расчеты сделать легче, зная предполагаемый объем воды, угол наклона и диаметр труб, требуемый для самотока, и глубину, на которой монтируется система.

Проектированием и расчетами в мегаполисе должны заниматься подрядные организации, имеющие лицензию на определенный вид деятельности. Высокий уровень квалификации специалистов в этой сфере имеет большое значение. Неправильный проект приведет к скоплению вод под землей и может нарушить целостность многоэтажных зданий.

Для точных расчетов используют новейшие информационные технологии – компьютерные ПО, созданные на основе программ для проектирования. AutoCAD, ZWCAD, Blender, которые позволяют выполнить работы максимально эффективно. Они снижают трудозатраты, время и снижают риск ошибок.

ливневка что это

 

Программное обеспечение для ПЛК

Регулирует нормативами проектирования ливневой канализации в городе – СНиП. Этот документ создан давно, но успешно проверен временем. В нем прописаны все нюансы, относящиеся к планированию, размещению конструкций, правильному расчету коммуникаций. Инновационные информационные продукты также подстраиваются под норму действующего законодательства и инженерные требования того или иного объекта.

Компания ZWSOFT предлагает специалистам разных сфер инструменты для облегчения их работы. Для составления схем в области строительства и коммуникаций, разработаны приложения:

  • Программа «ИНЖКАД». С ее помощью проектируют инженерные сети, применяя технологию BIM для ZWCAD 2017 PRO, AutoCAD, BricsCAD не только для конструирования ливневки в канализацию. Она применяется для планирования водо-, теплоснабжения и прокладки газопровода. Ее особенность – многозадачность. ПО формирует инженерный план коммуникационных сетей, детализирует колодцы, геоскважины и вносит данные в таблицу. 
  • Разработка для кадастровых инженеров «ПроГео» внесена в ЕР российских программ для ЭВМ и информационной базы России. 
  • ZWCAD 2017, 2018, выпущенные в нескольких версиях – Professional и Стандартная. Набор функций каждой из них отличается, что позволяет выбрать оптимальный для клиента вариант. Главным преимуществом является возможность 2D и 3D редактирования и моделирования изображений, поддержка VBA /.Net; / ZRX, отображение элементов CAD и множество других полезных функций. Простой интерфейс интуитивно понятного редактора делает процесс работы удобным. Стоимость программ значительно ниже аналога – AutoCAD. 
  • Адаптированный софт для ZWCAD 2017 Pro – Geoniun 2017. У него постоянная лицензия, что делает его выгодным приобретением. Особенность этой программы в том, что она выпускает готовые чертежи с заполнением штампов и экспликаций. 
  • Встраиваемое приложение для версий ZWCAD+ с локальной лицензией СПДС GraphiCS 10.х предлагает создание документации в автоматическом режиме. Используется в строительстве, придерживаясь норм СПДС. Пригодится в проектировании системы водоотведения, опираясь на СНиП по ливневой канализации. 

Проектируйте легко с грамотно выбранной программой!

www.zwsoft.ru

Сточные воды автомобильных дорог

Автомобильный транспорт является одним из главных загрязнителей окружающей среды и наносит существенный урон природе. Поэтому,  при строительстве и проектировании автомобильных дорог должны в обязательном порядке быть предусмотрены условия для предупреждения негативного воздействия на окружающую среду.

В первую очередь – это сбор, очистка и отвод поверхностных стоков с автомагистрали. Для этого нужны очистные сооружения.

Перед началом проектирования очистной системы производится расчет пикового сброса сточных вод – это максимальный объем стоков, наблюдаемый за последний период времени. От правильности выбора параметров будущей системы напрямую зависит ее эффективное функционирование. О тонкостях в данном вопросе, знают только специалисты.

Проектирование очистных сооружений для автомобильных дорог от компании «Эльбио».

Схема отведения поверхностных сточных вод с автодорог

Схема 1. Дождевые и талые стоки в таком случае свободно стекают с поверхности на обочину и отводятся через откосы, боковые канавы и кюветы.

Схема 2. Ливневые и талые стоки стекают с поверхности  проезжей части и отводятся через водосборные лотки в укрепленную канаву, откуда попадают на очистные сооружения или сбрасываются на рельеф местности.

Окончательный выбор схемы отвода зависит от типа местности.

Схема 3. Дождевые стоки с поверхности автодорог стекают к бордюрам, которые расположены по обеим сторонам дороги и собираются в открытые откосные лотки. А затем поступают в водоотводные русла, откуда сбрасываются в закрытую канализацию или на прилегающую территорию. 

Схема 4. Больше всего подходит для дорог, расположенных в черте города: поверхностные стоки поступают в дождеприемные колодцы, которые расположены под тротуаром, и сбрасываются в городскую ливневую канализацию.

В то время как для дорог, которые проходят по пересеченной местности необходимо отдельно обустраивать ливневую систему канализации.

 

  • < Назад
  • Вперёд >

el-bio.ru

Водоотвод с мостов, Водоотводные трубки мостовых переходов

Содержание

1. Организация водоотвода с поверхности мостов 2. Оценка воздействия ливневых вод

Часть 1 из 2 3 марта 2014 г

Организация водоотвода с поверхности мостов

Для отвода ливневого стока с поверхности мостов в их конструкции предусматриваются продольные и поперечные уклоны.

Принимаемая величина продольных уклонов составляет от 5%, поперечных уклонов — от 15 до 20%. Если продольный уклон превышает 10%, то для расчета можно применить соотношение, где геометрическая сумма продольного и поперечного уклона составит 20%.

Существуют две схемы организации водоотвода с поверхности путепроводов и мостов:

  • Если на мосту или путепроводе число полос для движения не больше шести, применяется схема водосбора, когда стоки собираются вдоль тротуаров, а затем выводятся в откосные лотки на подмостовых конусах или сбрасываются в дождевую канализацию.
  • При большой ширине проезжей части используется принципиально другая схема. С поверхности моста вода отводится сквозь поперечные выпуски — водоотводные трубки и тротуарные блоки, и сбрасывается под мост. Иногда используются дождеприемные колодцы, вода из которых выводится на очистные сооружения или сбрасывается непосредственно в ливневую канализацию.

С поверхности дороги вода выводится через водоотводные трубки или через лотки (поперечные или продольные).

Водоотводные трубки

По конструкции водоотводная трубак представляет собой элемент водоотводной системы для спуска ливневых сточных вод с проезжей части, с тротуаров, и воды, стекающей по поверхности слоя изоляции. Водоотводная трубка находится в понижениях поперечного сечения мостового перехода.

Если продольный уклон не превышает 10%, диаметры водоотводных трубок не должны быть меньше 150 мм. Если уклон больше 10%, водоотводные труби допускается не устанавливать (если на это есть обоснование).

Водоотводные трубки устанавливаются на дорожном полотне автомобильных и городских мостов на следующих расстояниях. При продольном уклоне до 5% — не более 6 м вдоль пролета моста. При уклонах в 5-10% — не более 12 м.

Если крутость уклона увеличивается, может быть увеличено и расстояние между водоотводными трубками. На одном пролете должно быть установлено не менее трех водоотводных трубок.

Дождеприемные лотки

Сбор ливневых сточных вод с поверхности мостов может осуществляться при помощи специальных дождеприемных лотков. Загрязненный ливневой сток собирается и отводится на городские или локальные очистные сооружения.

Мостовые переходы, составляющие по длине несколько километров, отличаются большой протяженностью поверхностных покрытий. В соответствии со СП 32.13330.2012 дренажные трубы и сборочные лотки для дождевых стоков на таких мостовых переходах оборудуются уклоном не меньше 7% в холодное время года с учетом возможности намораживания — до 30%.

При величине уклона 7–30%, длине моста 2 км и очистных сооружениях, расположенных по обе стороны от моста, перепад уровней сборочного лотка должен составлять от 7 до 30 м. Для аналогичного моста, в котором очистные сооружения расположены на одной стороне моста, перепад уровней должен составлять от 14 до 60 м. Как видно, такие громоздкие дождесборные сооружения спроектировать и построить практически невозможно.

Если расход дождевого стока с поверхности моста или путепровода не превышает 41 л/с, на откосах можно поставить малые телескопические лотки марки Б-6.

Если расход сточных вод превышает 41 л/с, размеры и конструкции откосных лотков выбираются исходя из расчета поверхностного стока.

Если на мостах и путепроводах организованы раздельные проезжие части или если автомобильная дорога расположена вблизи потоков воды, сбор дождевых стоков производится вдоль проезжей части и сбрасывается в откосные водосборные лотки.

В местах пересечения железных дорог или автодорог высокой категории необходимо избегать угрозы попадания загрязненных стоков на проезжую часть дорог нижнего уровня. Для этого организуют сброс ливневых сточных вод с поверхности дорог в ливневую канализацию или на ливневые очистные сооружения (например, установки типа Векса). В некоторых случаях поверхностный сток можно выводить через специальные водоотводные желоба в кюветы, на разделительную полосу или в дождеприемные колодцы закрытой сети водоотвода.

В условиях вечномерзлых грунтов в основании мостового сооружения принимают все меры, исключающие попадание туда дождевой воды.

Если ток поверхностных вод происходит со стороны подходов к сооружению, должны быть установлены устройства для отвода воды за пределы земляного полотна.

www.vo-da.ru


.