Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Вода. Свойства воды". Определи имеет ли чистая вода запах


Урок №11 «Вода», 3 класс, ФГОС

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

почему вода — одно из самых глав­ных богатств Земли.

Задачи:

научить

-определять свойства воды практическим путём;

- показать значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле

Предметные результаты

Научатся

практическим путем исследовать свойства воды;

-использовать тексты и иллюстрации учебника для поиска ответов на вопросы;

-рассказывать об использовании в быту воды как растворителя.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные: умение работать в паре, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье.

Личностные результаты

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесбере

гающего поведения.

Основные понятия и определения

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды

.

Проверка готовности к усвоению нового материала

    Вспомни, где в природе встречается вода.

    Какое значение она имеет для растений, живот­ных, человека?

    Секреты воды

     

     

     

     

    Вода влияет на всё в жизни

     

     

     

     

    Изучение нового материала

       

      ВОДА И ЖИЗНЬ

      Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах — арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок — вода с растворёнными в ней различными веществами. В телах животных вода • обычно составляет больше половины массы. Мно­го воды и в теле человека. Ты можешь узнать, сколько её в твоём организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.

      Организм постоянно расходует воду и нуждает­ся в её пополнении. Например, человеку в сут­ки требуется более двух литров воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).

      Для многих организмов вода — природный дом. Одни из них живут в солёной воде, а дру­гие — в пресной.

      Вода - необыкновенное вещество

       

       

       

       

      Вода. Существо или вещество?-1

       

       

       

       

      Вода. Существо или вещество? -2

       

       

       

       

      Живая вода -- живое существо 

       

       

       

       

      Уникальные свойства воды, из фильма "Вода. Новое измерение."

       

       

       

       

      Осмысление и понимание полученных знаний

        СВОЙСТВА ВОДЫ

        Практическая работа. Проделай опыты по инструкции учебника. Оп­редели и назови цель каждого опыта, устно опиши его ход. Выводы из опытов запиши в ра­бочей тетради. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

        Опыт 1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

        Опыт 2. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых в учебнике. Имеет ли вода цвет?

         

         

         

        Опыт 3. Определи, имеет ли чистая вода запах.

        Опыт 4. Насыпь в один стакан с водой немно­го соли, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?

        Опыт 5. Из специальной бумаги по рисунку-инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?

        Опыт 6. Колбу с трубкой, заполненную под­крашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?

        Опыт 7. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь.

         

        Вода. Жидкость. Пар. Лёд.

         

         

         

         

        Вода и её свойства

         

         

         

         

        Самостоятельное применение знаний

        1. Какую роль играет вода в жизни организ­мов? 2. Как мы изучали свойства воды? 

         3. О ка­ких свойствах воды ты теперь знаешь? 4. Как можно очистить загрязнённую воду?

          Вывод. Вода — прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. При нагревании вода расширя­ется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества.

           Задание для домашней работы

          Отмечай в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других напитков ты и члены твоей семьи выпиваете в день. Сделай вывод.

          Источники информации:

          А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

          «Просвещение» 2014

          Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

          Хостинг презентаций окружающий мир

          - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Занятие по познавательному развитию "Вода"

          Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мишутка»

          Согласовано: Утверждаю:

          Заведующая МБДОУ д/с «Мишутка» Старший воспитатель

          ____________ Бовей Л. К. ___________ Сарыглар М. Х.

          «___» _______ 20____ г. «___» _______ 20____ г.

          Познавательно – исследовательская деятельность

          На тему: «Очень – ценный клад вода!»

          (подготовительная к школе группа № 7)

          Воспитатель: Ооржак А. А.

          г. Ак – Довурак

          2015г.

          Презентация - занятие

          На тему: «Очень ценный клад — вода»

          Цель: Закрепление знаний о свойствах воды, значении ее в жизни всего живого.

          Задачи:

          1. Закрепить знания о свойствах воды.

          2. Показать важность воды в природе.

          3. Дать понятие о растворах, фильтрации.

          4. Учить ценить воду как природный дар и оберегать от загрязнения.

          5. Утонить у детей представление о круговороте воды в природе.

          Материалы и оборудование: картины рек, озер, морей. Оборудование для опытов: стаканчики, соль, глина, ложечки.

          Образовательные области: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное.

          Воспитатель:

          Сегодня мы поговорим о великом даре природы – воде.

          Мы привыкли, что вода наша спутница всегда!

          Без нее нам не умыться, не наестся, не напиться.

          Смею вам я доложить, без нее нам не прожить!

          Воспитатель:

          1. Где в природе встречается вода? (На земле, под землей, в воздухе)

          2. Какое значение имеет вода для растений, животных, человека? (Без воды нет жизни)

          «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете» – написал Антуан де Сент-Экзюпери.

          Воспитатель: Мы знаем, что вода – жидкость.

          Мы уже познакомили с ее свойствами, провели опыты

          Опыт 1. Цель. Убедиться, что вода прозрачна.

          Материал: стакан, вода, чайная ложка.

          Ход опыта:

          Опустим в стакан с водой ложку.

          Видна ли ложка?

          О каком свойстве это говорит?

          Вывод: вода прозрачная. hello_html_m76db4e67.jpg

          Опыт 2. Цель. Доказать, что вода бесцветна.

          Материал: вода, стакан, бумага разных цветов.

          Ход опыта:

          Рассмотреть воду в стакане.

          Имеет ли вода цвет?

          Сравним цвет воды с цветными полосками голубого цвета, синего, серого, жёлтого, белого.

          Вывод: вода бесцветная. hello_html_m4ad63195.jpg

          Опыт 3. Цель. Определить, имеет ли вода запах.

          Материал: вода в стакане.

          Ход опыта:

          Дать вдохнуть запах.

          Имеет ли вода запах?

          Вывод: вода не имеет запаха. hello_html_1c4a866d.jpg

          Опыт 4 Цель. Доказать, что есть растворимые в воде вещества.

          Материал: вода в двух стаканах, соль, глина, ложечка.

          Ход опыта:

          В стакан с водой насыпаем немного соли, размешиваем.

          Что заметили? (Соль растворилась)

          В другой стакан насыпаем измельченную глину, размешиваем.

          Что заметили? (Вода стала мутной)

          Вывод: Есть вещества растворимые в воде и нерастворимые.

          hello_html_1425364.jpghello_html_m6cf081d4.jpg

          Опыт 5 Цель. Дать понятие о фильтрации, научить очищать воду простейшим способом.

          Материал: стакан воды с глиной, бумага для фильтра, чистый стакан.

          Ход опыта:

          Сделать фильтр из специальной бумаги, пропустить через неё воду с глиной. Какая стала вода после фильтрации? Вывод: вода стала чистой после фильтрации.hello_html_m668aefb1.jpg

          hello_html_m7cee761a.jpghello_html_m77173377.jpg

          Воспитатель: Лаборанты помогли нам больше узнать о воде. Теперь мы знаем, что вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются, а очистить воду можно с помощью фильтра.

          Динамическая пауза:

          Для чего нужна вода? (В кругу дети выполняют движения при чтении стихотворения)

          Кран откройся!

          Нос умойся!

          Мойтесь сразу,

          Оба глаза!

          Мойтесь уши,

          Мойся шейка!

          Шейка, мойся

          Хорошенько!

          Мойся, мойся,

          Обливайся!

          Грязь, смывайся!

          Грязь, смывайся

          Дети:

          Лейся дождь весёлый

          Мы с тобою дружим

          Хорошо нам бегать

          Босиком по …(лужам)

          С неба падают зимой

          И кружатся надо мной

          Лёгкие пушинки

          Белые…(снежинки)

          Здесь хорошее местечко,

          Протекает мимо…(речка)

          Без нее вам не умыться,

          Не сварить и не напиться (вода).

          Прозрачный, как стекло,

          Да не вставишь в окно (лед).

          Воспитатель:

          Лёд и снег – это вода в твердом состоянии, водяной пар – это вода в газообразном состоянии, обычная вода – жидкое состояние.

          Чтение стихотворений о значении воды (2-ое детей):

          1 ребёнок: Без чего не сможет мама

          Ни готовить, ни стирать?

          Без чего, мы скажем прямо,

          Человеку умирать?

          Чтобы лился дождик с неба,

          Чтоб росли колосья хлеба,

          Чтобы плыли корабли,

          Чтоб варились кисели,

          Чтобы не было беды –

          Жить нельзя нам без …( воды).

          2 ребёнок: Вы слыхали о воде?

          Говорят, она везде!

          В луже, море, океане

          И в водопроводном кране.

          Как сосулька замерзает,

          В лес туманный заползает.

          На плите у вас кипит.

          Паром чайника шипит.

          Без неё вам не умыться,

          Не наесться, не напиться.

          Смею вам я доложить:

          Без воды нам не прожить.

          Воспитатель: Вода, которая попадает к нам из речки - фильтруется, т.е. очищается от примесей. Но даже очищенную от грязи воду из-под крана пить нельзя, потому что в ней сохраняются микробы. Поэтому воду надо кипятить. Только после этого пить.

          Людям требуется очень много воды и не любой, а только пресной и чистой. К сожалению, заводы и фабрики сильно загрязняют воду. В реках, озёрах погибают растения и животные, чахнут растения на берегу. Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды предприятий пропускают через очистные сооружения.

          Каждый человек должен беречь воду!

          Звучит песня «Арыкчыгаш»

          infourok.ru

          Урок № 14 «Про воду»

           

          Кинопособие « Окружающий мир» 2класс 

          Цель:

          — формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

          Задачи:

          Предметные

          Метапредметные

          Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воды.

          Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы

          Регулятивные УУД:

          Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

          -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

          Познавательные УУД:

          осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

          Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

          Коммуникативные УУД:

          Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

          формулировать собственное мнение и позицию.

          Личностные

          - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

          -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

          Основные виды деятельности обучающихся

          - рассказывать о значении воды для растений, животных и человека;

          -работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды;

          -описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека;

          - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

          -находить информацию об охране воды родного края.

          Основные понятия

          Вода — прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха

          Жидкость.Лёд.Пар.

          Вопросы для обсуждения

          1.Какую роль играет вода в жизни организ­мов

          2.Как мы изучали свойства воды?

          3. О ка­ких свойствах воды ты теперь знаешь?

          4. Как можно очистить загрязнённую воду?

          ВОДА И ЖИЗНЬ

          Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах — арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок — вода с растворёнными в ней различными веществами. В телах животных вода • обычно составляет больше половины массы. Мно­го воды и в теле человека. Ты можешь узнать, сколько её в твоём организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.

          Организм постоянно расходует воду и нуждает­ся в её пополнении. Например, человеку в сут­ки требуется более двух литров воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).

          Для многих организмов вода — природный дом. Одни из них живут в солёной воде, а дру­гие — в пресной.

          Практическая работа

          Свойства воды

          Опыт 1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

          Опыт 2. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых в учебнике. Имеет ли вода цвет?

          Опыт 3. Определи, имеет ли чистая вода запах.

          Опыт 4. Насыпь в один стакан с водой немно­го соли, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?

          Опыт 5. Из специальной бумаги по рисунку-ин- струкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?

           

          Опыт 6. Колбу с трубкой, заполненную под­крашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?

          Опыт 7. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь?

           

           

           

           

           

          Вывод: Вода — прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха. При нагревании вода расширя­ется, а при охлаждении сжимается. Вода растворяет многие вещества.

          Задание для самостоятельной работы.

          Рассмотрите рисунки. Какую воду пить безопас­но? (Отметьте синим карандашом.) Какая вода мо­жет быть опасной для здоровья? (Отметьте красным карандашом.) Объясните , почему вы так думаете.

          Презентация

           

          Презентация водаPPTX / 994.84 Кб

          Источники информации:

          А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 2класс Москва

          «Просвещение» 2014

          Вода

           

           

           

           

           Вода Свойства воды

           

           

           

           

          Что такое вода? - энциклопедия для детей

           

           

           

           

          Зачем нужно беречь воду

           

           

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          "Свойства воды" с применением информационных технологий

          Разделы: Начальная школа

          ТЕМА: “Свойства воды”

          ЦЕЛИ:

          1. Формирование понятия свойства воды.
          2. Формирование представления обучающихся о применении свойств воды в жизни человека.
          3. Развитие навыков практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
          4. Создание условий для экологического воспитания.

          ЗАДАЧИ УРОКА:

          Организовать наблюдение и на основе мысленного эксперимента и практической работы коллективно “открыть” физические свойства воды.

          ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

          1. Таблицы и картины о воде, её свойствах.
          2. Презентация в программе PowerPoint. (Приложение 1)
          3. Колба с трубкой, горячая вода, лёд в тарелке.
          4. Стаканы, фильтровальная бумага, воронки, сахар, соль.

          ХОД УРОКА:

          1. Организационный момент

          Ребята, я надеюсь, что вы все чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу. Сегодня у всех всё получится, вы все сможете выполнить и узнаете много нового. Я вас всех очень люблю. Вы у меня самые умные и добрые дети.

          2. Постановка целей и задач

          Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать ребус. А отгадку мы сейчас услышим в этих звуках. (Звучит музыка журчание воды)

          Приложение 2

          Кто поёт эту хрустальную песню? (вода).

          Молодцы. Правильно. Вы догадались, что сегодня мы будем говорить о воде.

          Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты и узнать о свойствах воды. А изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях. (3 группы учащихся)

          В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о её ценности.

          Какие ассоциации у вас возникают, когда произносите слово “вода”?

          Подумайте и запишите их. (Ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родники, и т. д.)

          Посмотрите на слайды. Вы видите, что вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек. Реки придают особую красоту местности, по которой они протекают. Ни в одной другой стране мира нет такого количества рек, как у нас. Это и скромная красавица Волга, и тихий Дон, и величайшие реки мира: могучая Обь, Енисей, Лена, Амур.

          Красоту воды мы видим и в глубине озер и морей. Озёра называют голубыми глазами Земли. Гордостью нашей огромной страны является озеро Байкал. Самое глубокое озеро в мире.

          На земле большую часть занимают водные пространства - океаны.

          Океаны, покрывающие почти всю нашу планету, всю нашу Землю, на которой миллионы лет зародилась жизнь – это вода.

          Тучи, облака, туманы, ледники, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода.

          Многие люди посвятили воде свои высказывания:

          ВОДА! ТЕБЯ НЕВОЗМОЖНО ОПИСАТЬ, ТОБОЙ НАСЛАЖДАЮТСЯ, НЕ ВЕДАЯ, ЧТО ТЫ ТАКОЕ! МАЛО СКАЗАТЬ, ЧТО ТЫ НЕОБХОДИМА ДЛЯ ЖИЗНИ: ТЫ САМА ЖИЗНЬ!

          Антуан де Сент-Экзюпери

          Как вы понимаете эти слова? Хорошо осмыслить и понять их поможет стихотворение, которое прочитает ваш товарищ. (На экране анимации к стихотворению)

          Не умыться не напиться Чтобы лился дождик с неба,
          Без воды, Чтоб росли колосья хлеба,
          Листику не распуститься Чтобы плыли корабли,
          Без воды, Чтоб варились кисели
          Птица, зверь и человек Чтобы не было беды –
          Без воды не могут Жить нельзя нам без воды
          И поэтому всегда  
          Всем везде нужна вода!  

          (На доске прикреплены таблички с пословицами о воде)

          Была бы водица, а зелень народится. Умный человек, как родник. Под лежачий камень вода не течёт.

          3. Изучение нового материала

          Где человек использует воду? (готовит пищу, утоляет жажду, моется)

          А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды для нас она “сама жизнь”.

          ФИЗМИНУТКА (играет музыка, передающая шум воды)

          Очень всем нужна вода Делай раз и делай два Звери у ручья напились Влево вправо наклонились Вместе на носочки встали Тучку лапками достали Дружно хлопнули в ладоши До чего же день хороший Дождик вдруг полил с утра За работу нам пора

          ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

          Работа в группах.

          1 группа выполняет два опыта:

          1. Опустить ложку в стакан с водой.
          2. Опустить ложку в стакан с молоком.
          3. Сделать вывод. О каком свойстве воды этот опыт говорит?
          4. Сравни цвет воды с цветом полосок. Имеет ли вода цвет?

          2 группа выполняет два опыта:

          Определите, имеет ли чистая вода запах и вкус. Как вы это сделаете?

          1. Насыпьте в стакан с водой немного соли.
          2. Насыпьте в стакан с водой столько же сахара.
          3. Размешайте полученные растворы.
          4. Сделай вывод о способности воды растворять вещества.

          Учитель: Где человек применяет это свойство воды? (моем посуду, стираем одежду, готовим пищу, моемся…)

          3 группа выполняет два опыта:

          1. Из специальной бумаги сделай фильтр.
          2. Пропустите через фильтр загрязнённую воду.
          3. Сделайте вывод о наблюдаемом явлении.
          4. Возьмите пипетку, наберите в нее немного воды и капните на стекло.
          5. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
          6. Перелить воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд.
          7. Что происходит с формой воды? Сделайте вывод.

          Учитель: А теперь давайте мы постараемся ответить на такие вопросы:

          • Где человек может использовать свойство очистки воды?
          • Как очищают воду на производстве?

          (Заслушиваются мини-доклады 1-2 учеников)

          Сейчас много рек и речушек, озёр и прудов отравили хозяйственно бытовыми и промышленными сбросами. Поэтому необходимо сточные воды перед их сбросами в водоёмы предварительно очищать.

          ВЫВОДЫ ПО ОХРАНЕ ВОДЫ:

          • строим очистные сооружения.
          • экономим воду.
          • контролируем уровень загрязнение воды.
          • сажаем деревья по берегам рек.

          Учитель: Ребята, перед тем как сделать заключительный вывод о физических свойствах воды, давайте проведем еще один эксперимент.

          1. Возьмем колбу с трубкой, заполненную водой.
          2. Опустим ее в сосуд, заполненный горячей водой.
          3. Что вы наблюдаете?
          4. Повторим эксперимент, но вместо горячей воды будем использовать лед.
          5. Что вы наблюдаете? Как можно объяснить данные явления?

          (Когда вода в трубке поднимается, значит, она расширяется. При опускании воды в трубке она сжимается).

          Выводы о свойствах воды:

          • Прозрачна.
          • Бесцветна.
          • Без запаха.
          • Без вкуса.
          • Растворитель.
          • Текуча.
          • Не имеет формы.
          • Расширяется и сжимается.

          4. Подведение итогов урока

          Почему о воде сказано, что “ты сама жизнь”?

          5. Домашнее задание

          Наполнить бутылку с водой.

          Вынести ее на улицу и понаблюдать, что будет происходить?

          Сделать вывод.

          Поделиться страницей:

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Познавательное занятие "Волшебница Вода"

          Автор: Сумина Наталья Николаевна, воспитатель  МБ ДОУ "Детский сад №195" компенсирующего вида (Кемеровская область)

          Цель:

          • Познакомить детей со свойствами воды.
          • Закрепить у детей знания о разных состояниях воды.
          • Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
          • Развивать грамматически правильную речь.

          Словарная работа: фильтр, водопровод, воронка.Оборудование: стаканы с водой, тарелочки с землей, ложки, воронки, вата, марля, тряпочки, демонстрационный материал.Ход занятия: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (ответы детей).

          - Я прочту вам стихотворение, и вы догадаетесь кто я.Если руки ваши в ваксе,Если на нос сели кляксы,Кто тогда нам первый друг,Снимет грязь с лица и рук?Без чего не может мамаНи готовить, ни стирать.Без чего, мы скажем прямо,Человеку умирать?Чтобы лился дождик с неба,Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,Чтобы не было беды – жить нельзя нам без… (воды).

          - Да, ребята, я волшебница Вода, долго добиралась к вам сюда. Боялась, что не успею, столько работы у меня каждый день. Ребята, а вы можете найти меня в природе? Где я бываю, где путешествую? Я вам помогу, загадываю загадки и после ответов детей выставляю картинки с разгадками.

          Он черной тучей был сначала, он белым пухом лег на лес.Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (снег)

          Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (лед)

          Не снег и не лед. А серебром деревья уберет. (иней)

          Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной.(сосулька)

          Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.А пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем. (роса)

          Кто всю ночь по крышам бьет да постукивает,И бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь)

          Говорю я брату:Ох, с неба сыплется горох!Вот чудак, - смеется брат, - твой горох, ведь это (град)

          Молодцы, ребята, нашли вы меня в природе.Мы ее не замечаем, мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.

          Я предлагаю вам поиграть в игру "Кому нужна вода?" (показываю картину-схему)Физ. минутка - массаж спины "Дождь".  Дети встают друг за другом "паровозиком»"и делают следующие движения:

          Дождь! Дождь! Надо нам расходиться по домам. (хлопки по спине)Гром! Гром! Как из пушек нынче праздник у лягушек. (поколачивание кулачками)Только мой братишка в луже (поглаживание спины ладошками)Ловит рыбу нам на ужин. (дети поворачиваются на 180* и делают массаж еще раз).

          Упражнение "Лужа" (дети ложатся на пол, при слове заморозки напрягают все мышцы тела, при слове солнце – расслабляют).Волшебница Вода знакомит детей со свойствами воды через опыты:Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит? (вода прозрачная, не имеет цвета)Определи, имеет ли чистая вода запах? (вода не имеет запаха)

          Предлагаю детям в один стакан с водой добавить землю. Какая стала вода? (ответы детей).

          В этот момент приходит письмо от Медуницы – человечка цветочного города. Зачитываю его:"Здравствуйте, ребята! В цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но вода в реке грязная, и мы не знаем, что делать?"- Ребята, нужно помочь малышам – коротышам. В чем может заключаться наша помощь? Ответы детей ( можно отремонтировать водопровод, привезти чистой воды, попробовать самим очистить воду).Чтобы очистить воду нам потребуются: воронки, вата, марля, грязная вода.

          Показываю детям как можно сделать фильтр, предлагаю им сделать тоже самое и пропустить через него грязную воду. По окончании работы, дети делают выводы (грязь осталась на фильтре, вода очистилась). Вот теперь мы знаем, как помочь малышам – коротышам из цветочного города. Обязательно напишем им свой способ очистки воды.

          Дети, а как вы думаете, почему вода в реках стала грязной? (ответы детей)Загрязняют реки огромные заводы, которые построены на их берегах, люди бросают в реку разные ненужные вещи – мусор, моют машины…Да, ребята, такая вода не сможет долго прослужить человеку, животным и растительному миру. Берегите воду!

          Волшебница – вода прощается с ребятами. 

          www.resobr.ru

          Урок "Чистой воды" по теме "Вода источник жизни"

          Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

          Презентация к уроку

          Загрузить презентацию (94,6 МБ)

          Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

          Цель: показать необходимость воды для всего живого на Земле.

          Задачи:

          • Формирование экологических знаний о значении воды.
          • Развитие творческих способностей детей, наблюдательности.
          • Воспитание любви к природе, привитие навыков экономногорасходования воды.

          ХОД УРОКА

          Ведущий: 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты.

          Ведущий: Люди давно заметили, что воды на планете Земля намного больше, чем суши. Было бы справедливым называть нашу планету – планета Вода! А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь полстакана.

          Ведущий: Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и тратят её по пустякам.

          Дети:

          Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.

          Как сосулька замерзает, В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Паром чайника  шипит,

          Растворяет сахар в чае Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда!

          Без неё нам не умыться. Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить – Без воды нам не прожить.

          В природе путешествует вода. Она не исчезает никогда: То снег превратится в лёд. Растает и снова в поход.

          По горным вершинам, Широким долинам, Вдруг в небо взовьётся, Дождём обернётся.

          Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь: Нас окружает везде и всегда Эта волшебница – наша вода.

          Жизнь без воды  на Земле невозможна, И будем действовать мы осторожно, Чтоб сохранилась твоя чистота – Незаменимая наша вода.

          Гонит капля дождевая Ручеёк за ручейком, Те бегут не унывая В реки быстрые. Потом…

          А потом и синь морская! А за нею – океан! Воду зря не выпуская, Закрывай покрепче кран!

          Ведущий: А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки

          Он так бесстрашен и могуч, Что не боится горных круч – Привык он с них всю жизнь срываться И головою вниз бросаться, И, поднимая тучи брызг, О камни разбиваться вдрызг! (Водопад)

          Над лесами, городами, Над просторами полей Проплывают караваны Небывалых кораблей. Держат путь вокруг земли Эти чудо корабли. (Облака)

          Меня ждали, Меня звали, Показался – убежали. (Дождь)

          Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

          Лежало одеяло, Мягкое, белое, Землю грело. Ветер подул, Одеяло согнул. Солнце припекло, Одеяло потекло. (Снег)

          Ни рук, ни ног, А гору разрушает. (Капля)

          Стоит корыто Полно воды налито. (Озеро)

          Идет, идет, У берега песню споет И пропадет. (Волна)

          У нас под крышей Белый гвоздь висит. Солнце взойдет – Гвоздь упадет. (Сосулька)

          Зимнее стекло Весною потекло. (Лед)

          Кругом вода, А с питьем беда. (Море)

          Ведущий: Молодцы ребята знаете вы все загадки о воде,  предлагаю вам посмотреть видеофильм  «Вода – это».

          Ведущий: Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами ... Ты самое большое богатство на свете.

          Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

          Опыт 1. «Лед – твердая вода»

          – Посмотрите, что я принесла? – Правильно это лед. Посмотрим, я подержу кубик в руке, что с ним происходит? – Лед и снег – это тоже вода. – Значит, какой еще бывает вода? (Твердой)

          Опыт 2. «Вода не имеет вкуса»

          – Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (Ответы детей) – А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.

          Вывод: вода не имеет вкуса.

          На фланелераф выставляется схема.

          Опыт 3. «Вода не имеет запаха»

          – Ребята,  понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (Ответы детей) – Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Вода изменила запах, пахнет чесноком).

          Вывод: вода не имеет запаха.

          На фланелеграф выставляется схема.

          Опыт 4. «Вода без цвета, прозрачная»

          Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (Добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (Вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды).

          Ведущий:  Вы хорошо поработали  теперь можно отдохнуть.

          Ведущий: Говорит, что она мама Тучка, а дети – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

          Ведущий: Ребята, а давайте мы с вами вместе составляем памятку по охране воды.

          КАК СОХРАНИТЬ ВОДУ ЧИСТОЙ

          • Не загрязняйте воду и берега ручьев и рек, озер и прудов. Не бросайте в воду мусор, камни, ветки деревьев.
          • Берегите родники, не замусориваете землю возле них, берегите деревья на берегах рек и озер.
          • Оберегайте открытые колодцы. Не бросайте в них мусор. Помните пословицу: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
          • Не оставляйте открытыми водопроводные краны, а если кран неисправен, то попросите взрослых его починить.
          • Не расходуйте воду зря. Помните, что запасы воды на Земле ограничены!

          Итог занятия

          – Ребята что мы сегодня занимались, что нового узнали о воде, Для чего нужна вода? Какой бывает вода? Понравилось ли им занятие, и что понравилось больше всего.

          Поделиться страницей:

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Вода. Свойства воды"

          Разделы: Начальная школа

          Цели:

          1. Уточнить и расширить знания о значении воды для живых существ. Организовать исследование детьми основных свойств воды. Познакомить с фильтрованием как одним из способов очистки загрязнённой воды.

          2. Развивать умение работать в группах, анализировать и делать выводы.

          3. Воспитывать бережное отношение к воде – как источнику жизни на Земле.

          Оборудование: иллюстрации водоёмов, глобус, сосуд с водой, колба с газоотводной трубкой, фильтр, воронка, мел, соль, пробирки, горячая вода, снег. лакмусовые полоски, стаканчики с водой, карта Хабаровского края.

          Техническое обеспечение:

          1. ПК – 1 (на 17 чел.).
          2. Мультимедийный проектор
          3. .
          4. Экран
          5. .

          Программное обеспечение:

          1. ЦОР “Природа-человек-общество”.
          2. ЦОР “Природа-человек-общество-3. Человек и природа – 3.1.Природа и деятельность / 3.1.3 Игровые сюжеты/3.1.3/04 Сложи волну”.
          3. ЦОР “Природа-человек-общество-2 Природа/2.1.1.Демонстрации 2.1.1./03 Красота и богатство природы Земли: №3 Водопад, №6 Ниагарский водопад,№11 Океанское побережье”.
          4. ЦОР “Природа-человек-общество-2 Природа 2.1 Что такое природа 2.1.1Демонстрации 2.1.1./04 Красота и богатство отдельных участков России: №21 Озеро Байкал, №55 Восточная Сибирь”.

          5. Презентация.

          Ход урока

          1. Организационный момент:

          – Встали ровно. – Посмотрите всё ли готово к уроку?

          – Улыбнитесь друг другу. – Подарите мне свои улыбки. – Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь. (Сели ровно).

          Итак, у нас урок, окружающий мир. – Сегодня мы будем исследователями и испытателями. – А о чём же сегодня пойдёт речь? (О воде).

          – Как догадались? (Красивые картины, в стаканах у детей вода).

          – Но прежде, чем начинать новое давайте вспомним прошлые темы. – Что вам было задано на дом? (Изучали воздух, свойства воздуха).

          2. Систематизация знаний:

          1). (Тест): с использованием перфокарт. Выбери свойства воздуха: а) плодородие; б) при охлаждении сжимается; в) прозрачен;

          г) твёрдый; д) имеет запах; е) не имеет запаха; ё) растекается; ж) бесцветен; з) плохо проводит тепло, и) при нагревании расширяется.

          Проверка: б, в, е, ж, з, и. (Сигнальные светофоры).

          - Просигнальте у кого так? – Кто ошибся 1 раз, 2 раза?

          2). Проверка ответов на проблемные вопросы по группам и индивидуально:

          Дети читают сами вопрос и отвечают, дополняя друг друга, демонстрируют плакаты, которые рисовали дома. (приложение 2)

          Отчего загрязняется воздух?

          Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

          /ПО №1/

          Вывод:

          Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своей машины?

          Вывод:

          Почему в окнах устанавливают двойные рамы?

          (меховая одежда, снег защищает посевы от вымерзания)

          Вывод:

          1.ЦОР “Природа-человек-общество-3. Человек и природа – 3.1.Природа и деятельность – 3.1.1 Демонстрации-3.1.1/04 Загрязнение окружающей среды человеком-12 Выброшенные на берег киты”.

          3. Объяснение нового материала

          :

          – Мы знаем что человек, животные и растения не могут жить без воздуха. А что входит в состав воздуха? (азот, кислород, углекислый газ).

          -Ещё одной важной составной частью воздуха является вода.

          -Если мы выглянем в окно, где нам встретится вода , даже зимой? (снег, лёд, иней)

          -Так о чём сегодня пойдёт разговор? (о воде)

          -Вам предлагаются проблемные вопросы. На которые мы должны в течение урока дать ответ?

          Проблемный вопрос на доске: 1. Почему вода – одно из самых главных богатств Земли?

          2. В чём сходство, а в чём различие межу свойствами воды и воздуха?

          4. Физминутка:

          Рыбки плавали в водице. Веселились все в ручье. То сожмутся – разожмутся. То зароются в песке.

          Беседа учителя. ( С использованием глобуса, иллюстраций с изображением озёр, рек, морей, океанов, водопадов.)

          /ПО № 2,3,4/

          ОТВЕТ на 1-ый проблемный вопрос.

          Почему вода – одно из самых главных богатств на Земле?

          (Без воды не смогут жить люди, животные, растения).

          2) Практическая работа: по группам: “Лаборанты”, “Экологи”, “Гидрологи”, “Валеологи”, работа с учебником. (приложение 1)

          ОПЫТ №1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в воде? О каком свойстве воды это говорит?

          1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску ПРОЗРАЧНА;

          Экологи: демонстрируют воду из Амура, (Особенности амурской воды, почему река так названа). – РЕКА АМУР В ПЕРЕВОДЕ С КИТАЙСКОГО

          “ ЧЁРНЫЙ ДРАКОН”.

          РЕКЕ ДАЛИ ТАКОЕ НАЗВАНИЕ ИЗ – ЗА ОГРОМНОГО КОЛИЧЕСТВА ПЕСКА, КОТОРОЕ

          НЕСЁТ С СОБОЙ В АМУР РЕКА СУНГАРИ, А ПРОТЕКАЕТ ОНА ПО ПУСТЫНЕ, ГДЕ БЫВАЮТ ПЫЛЬНЫЕ БУРИ.

          ПОЭТОМУ МОЖНО СДЕЛАТЬ ТАКОЙ ВЫВОД:

          “ Если в Амуре много песка, то значит в Амурской воде много примесей”.

          Опыт №2. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых на рисунке учебника. Имеет ли вода цвет?

          1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску БЕСЦВЕТНА;

          Валеологи: “Здесь можно добавить: если вода в Амуре имеет много примесей, то её надо пить только в кипячёном виде”!

          Опыт №3. Определи, имеет ли вода запах.

          1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску, НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА;

          Гидрологи: В АМУР ПОПАДАЮТ РАЗНЫЕ ОТХОДЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА,

          АРОМАТЫ РАЗНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ

          ПРИМЕСЕЙ, ФЕНОЛ.

          ВСЁ ЭТО ПРИДАЁТ РЫБЕ ЗАПАХ ЛЕКАРСТВА.

          Можно сделать такой вывод:

          – ЕСЛИ РЫБА ЗАРАЖЕНА, ТО ЕЁ ЕСТЬ НЕЛЬЗЯ!

          Опыт №4. Насыпь в один стакан с водой немного соли или сахара, а в другой – столько же измельчённого мела. Помешай воду. Что ты заметил? О чём говорит этот опыт?

          1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску РАСТВОРИТЕЛЬ

          Валеологи: В природе вода проходит через разные породы, растворяя при этом соли, минеральные вещества, насыщается элементами, необходимыми нашему организму.

          Дополняет учитель:

          В Хабаровском крае есть минеральные источники, скважины, где вода чистая и полезная. Недалеко от нашего посёлка, есть минеральный “Золотой источник”.

          Демонстрация бутылок с минеральной водой: “Лесная свежесть”, “Ледяная” и т. д.

          О курортах, санаториях “Анненские воды”, “Кульдур”.

          Валеологи: если в воде содержится много элементов, необходимых человеку, то эта вода с лечебными свойствами

          Опыт №5. Мутную загрязнённую воду можно очистить. Для этого её нужно пропустить через фильтр. Сделай фильтр из специальной бумаги. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Объясни почему она очищается.

          1 – читает, 2 – выполняет, делают вывод, прикрепляют на доску, ФИЛЬТРУЕТСЯ

          Экологи: ИСПОЛЬЗУЯ ЭТО СВОЙСТВО, УЧЁНЫЕ ПРИДУМАЛИ ПРИБОРЫ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ ВОДЫ.

          НАПРИМЕР, ФИЛЬТР “ АКВАФОР”

          Можно сделать такой вывод:

          ЕСЛИ В АМУРЕ МНОГО ПРИМЕСЕЙ, ТО ВОДУ ДЛЯ питья надо ФИЛЬТРОВАТЬ.

          Опыт №6 – проводит учитель с ассистентом (учеником).

          – Выясним теперь что происходит с водой при нагревании и охлаждении. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?

          – Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь? Эти опыты показывают, что вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.

          Вывод: вода при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается. (приложение 1)

          Прикрепляются таблички

          Ещё раз назовём все свойства воды. Д/З учить ПРАВИЛО с. 35

          – Вспомним свойства воздуха (открывается доска),

          Ответим на 2-ой проблемный вопрос: В чём сходство, а в чём различие межу свойствами воды и воздуха?

          ВЫВОД....

          Свойства воды и воздуха во многом схожи: и воздух и вода бесцветны, не имеют запаха, прозрачны, при нагревании расширяются, а при охлаждении сужаются. Есть и различия: вода – растворитель, а воздух нет; Вода фильтруется . хотя в трубах заводов устанавливают фильтры, а вода фильтруется в природе естественным путём.

          5. Закрепление знаний:

          Закрепим знания, полученные сегодня на уроке, проверим наглядно, как вы всё запомнили.

          ИГРА: “Тепло, холодно”.

          ВОЗДУХ

          * *

          *

          * *

          ВОДА

          * *

          * *

          *

           

          Группы: 1 – девочки; 2 – мальчики.

          Учитель: – Надо показать движение частиц воздуха и воды в зависимости от изменения температуры.

          КОМАНДА-1:

          – Повышение температуры – нагревание.

          -Что произошло с воздухом, с водой?

          ВЫВОД:

          (При нагревании частицы воды и воздуха расширяются).

          КОМАНДА – 2:

          – Понижение температуры – охлаждение.

          -Что произошло с воздухом, с водой?

          ВЫВОД:

          ( При охлаждении частицы воды и воздуха сужаются).

          6. Итог: – Что нового узнали сегодня на уроке? – Ответьте на проблемный вопрос нашего урока. – Какие можно изобразить плакаты по охране воды?

          7. Д/З. с.32-35 Подбери загадки про лёд, снег, облака, тучи, дождь, иней. (По рядам).

          1 группа – лёд, снег. 2 группа – облака, тучи. 3 группа – дождь, иней.

          Поделиться страницей:

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


          .