Лицензия на право пользования недрами (добыча подземных вод). Лицензия на недропользование вода


Новые правила лицензирования скважин

  • Магазин
  • Специалисты
  • Журнал
  • Форум
  • Все разделы

    Перепланировки
    • Каталог домов
    С чего начать ремонт

    Дизайн и декор
    • Квартира
    • Спальня
    • Кухня
    • Столовая
    • Гостиная
    • Ванная комната, санузел
    • Прихожая
    • Детская
    • Мансарда
    • Маленькие комнаты
    • Рабочее место
    • Гардеробная
    • Библиотека
    • Декорирование
    • Мебель
    • Аксессуары
    • Загородный дом
    • Ландшафт
    • Системы хранения
    • Коридор
    • Уборка

    Строительство и ремонт
    • Фундамент
    • Кровля
    • Стены
    • Окна

www.ivd.ru

Подготовка материалов для получения лицензии на скважину, на добычу, на воду, Воронеж

Перечень документов для лицензии на право пользования участком недр в целях добычи подземных вод

1. Копия устава, учредительных документов2. Для АО – выписка из реестра акционеров3. ЕГРЮЛ и документ, подтверждающий факт внесения в ЕГРЮЛ4. Копия свидетельство о постановке на налоговый учет с ИНН5. ФИО, должность руководителей полностью и представителей при получении лицензии. Для ИП также место жительства, паспортные данные, копия свидетельства о регистрации.6. Документы, подтверждающие платежеспособность заявителя для проведения геологических работ (копия бух. баланса за год, договоры займа, справка об отсутствии задолженности из налоговой, гарантии банка)7. Данные о технико-технологическом обеспечении заявителя и привлекаемых подрядчиков: копии лицензий на проведение работ, связанных с изысканиями недр; копии договоров с подрядчиками; данные о спецоборудовании и квалифицированных работниках8. Если ранее выдавались лицензии – сведения о благонадежности заявителя в плане выполнения условий пользования недрами9. Целевое назначение скважины10. Технический проект водоснабжения объекта кап. строительства для обоснования объемов потребления11. Договор на сброс сточных вод, образовавшихся из скважины (п.8 ст. 23 Закона РФ «О недрах»)12. Паспорт или учетная карточка на скважину, в т.ч. табличные данные по санитарно-техническому состоянию артезианской скважины13. Справка о регистрации скважины в ФГУ ТФИ по ЦФО14. Подтверждение наличия или возможности организовать I пояс зоны санитарной охраны водозабора (ст. 18, 42, 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)15. Санитарно-эпидемиологическое заключение Роспортебнадзора16. Документ, подтверждающий качество подземных вод и режим эксплуатации скважины (ст. 18, 42, 51 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)17. Сведения о наличии наблюдательной сети скважин, ее характеристика, сведения о методах наблюдений за подземными водами.18. Предоставить подтверждение: наличия счетчика, наличия графика отбора проб воды, способа замера уровня воды в скважине.19. Данные мониторинга по современному состоянию подземных вод (уровень, дебит скважины, результаты по химии и бактериологии)

eco-36.ru

Лицензия на скважину в 2016 году. Постановление № 94 и изменения в порядке получения лицензии.: geohydrology

Важным моментом в определении требований для получения лицензии на скважину в 2016 году стал выход Постановления Правительства № 94 от 11 февраля 2016 года «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов». Правила охраны подземных вод при эксплуатации водозаборных скважин отражены в III и IV статьях данного документа.

В первую очередь нужно отметить, что теперь все водозаборные скважины, в обязательном порядке, должны быть оборудованы счетчиками расходы воды, а также устройствами для замера уровней подземных вод. Данные требования существовали и ранее, однако, они были разрознены. Так, например, учет расхода потребляемой воды был обязателен с учетом требований пункта 3.2.1.5 «СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения».При выездных проверках факт оборудования скважин такими приборами был интересен, в основном, работникам Роспотребнадзора а со стороны Природоохранной прокуратуры мало контролировался.Оборудование скважин приборами для замера уровней подземных вод носило рекомендательный характер, в соответствии с «Методические рекомендации по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах» и вообще не могло быть обязательным требованием при проверках.

С 2016 года оборудование абсолютно всех водозаборных скважин приборами учета объемов потребления воды, а также устройствами для замеров уровней подземных вод стало строго обязательным.

Вторым важным изменением является требование об обязательном наличии мониторинговых, а не только эксплуатационных скважин при суточном объеме потребления воды более 100 кубических метров. На сегодняшний день, неясно могут ли резервные скважины быть приравнены к категории мониторинговых или последние должны быть оборудованы отдельно. Запрос относительно данного момента уже отправлен в государственные органы и как только ответ будет получен, я скорректирую данный пост в части этого интересного нововведения.Однозначно можно утверждать одно, при суточном объеме потребления воды более 100 кубических метров, с 2016 года, водозабор должен состоять минимум из двух скважин.

Третье существенное нововведение обусловлено требованиями пунктов 16-18 статьи IV Постановления № 94 от 11 февраля 2016 года.В соответствии с пунктом 16 все неиспользуемые и аварийные скважины должны быть ликвидированы в соответствии с проектной документацией. Больше никаких актов о тампонаже в произвольной форме и решений в стиле « … просто зальем оголовок бетоном, да и все». Все в полном соответствии с проектом на ликвидацию или консервацию скважины, что, кстати, существенно усложнит работу организаций, занимающихся ремонтом и ликвидацией скважин, и увеличит стоимость их услуг.

В пункте 17 указано, что подземные воды должны выводиться на поверхность минимальным количеством каптажных сооружений (скважин, в большинстве случаев). Таким образом, остро встает вопрос об оценке максимальной производительности каждой скважины. Этот параметр может быть достоверно определен только по результатам проведения опытно-фильтрационных работ на водозаборе. Опытно–фильтрационные работы, по сути своей, есть натурный эксперимент, в ходе которого регистрируются понижения уровней подземных вод в скважине при водоотборе имитирующем реальную эксплуатацию. На основании этих опытных данных рассчитываются гидрогеологические параметры водоносного горизонта, вскрытого скважиной, которыми, по большей части, и лимитируется ее максимальная производительность.Существовавшая ранее практика полного игнорирования опытно-фильтрационных работ или проведение весьма кратковременных исследований, по всей видимости, должна прекратиться. Кстати, отсутствие жестких требований в части организации таких работ, а как следствие невозможность (отсутствие необходимости и желания), кроме прочего, привело и к снижению общей квалификации гидрогеологов.

Главный вывод из сложившейся ситуации: для проведения работ по лицензированию скважин ищите профессиональных гидрогеологов. Обращайте внимание, чтобы они проводили качественные опытно-фильтрационные работы, продолжительностью не менее 1 суток (а лучше не менее 3х). Очень хорошо, если специалисты предлагают проводить интерпретацию таких работ на численных гидрогеологических моделях, имитирующих ход проведения опытно-фильтрационных работ.

В завершение статьи, нельзя не обратить внимания на пункты 18 и 19 статьи IV. В них содержатся требования, касающиеся принятия необходимых мер  при бурении новых и ремонте уже существующих скважин, в части предотвращения разгерметизации обсадной колонны, изолирующей водоносные горизонты. А также требования о недопустимости выпуска добываемых подземных вод, не предусмотренного проектом.Все это свидетельствует о том, что при выборе буровой компании пора перестать ориентироваться на дешевизну погонного метра бурения. В дальнейшем несоблюдение технологии сооружения скважины может привести к нарушению требований законодательства и необходимости ее ремонта, что всегда сложнее бурения «с нуля», или ее ликвидации, а кроме этого и повлечь за собой штрафы за нарушения законодательства о защите подземных вод от загрязнения.

geohydrology.livejournal.com

Изменения в Законе о недрах 2015

Изменения в порядке получения лицензий на добычу подземных вод

Изменения в законе «О недрах» от 01 января 2015 г.Функции распорядителя недр для участков с объемом добычи подземных вод менее 500 м³/час переданы с федерального уровня на уровень субъектов РФ.Для участков недр с объемом добычи менее 100 м³/сут отменены требования о проведении оценки запасов подземных вод.Какие требования для скважин с объемом добычи менее 100 м³/сут остались в силе?

С 01.01.2015 г. вступили в силу изменения в законе «О недрах» (N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г.).

В соответствие с новой редакцией ст. 2.3 закона «О недрах», участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, отнесены к участкам недр местного значения.

В соответствие с п. 7 ст. 4 закона «О недрах», предоставление права пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Это означает, что функции распорядителя недр для участков с объемом добычи пресных подземных вод мене 500 м³/сут переданы с федерального уровня на областной и теперь за выдачу лицензий на пользование недрами с целью геологического изучения участка недр для водоснабжения или с целью добычи подземных вод должны быть ответственны органы природопользования областного уровня. Так, например, в субъекте РФ Республика Татарстан, это – Министерство экологии и природных ресурсов РТ.

Указанные изменения могут повлечь за собой неприятные последствия для недропользователей, которые планировали в 2015 г. оформить лицензию на пользование недрами для целей водоснабжения, хотели проводить работы по геологическому изучению участка недр, а также для тех, у кого истекает срок действия ранее выданных лицензий на пользование недрами.

Дело в том, что областные структуры, на которые возложены функции распорядителя недр, не имеют действующих Административных регламентов на проведение таких процедур, как выдача или переоформление лицензий на пользование недрами для целей водоснабжения, проведения экспертизы запасов подземных вод, проведения экспертизы технических проектов разработки месторождений подземных вод. Соответственно, государственные организации областного уровня не готовы выполнять указанные функции, поскольку не имеют для этого нормативно-правовой базы.

Опыт наших работ с областными структурами показывает, что разработка новых Административных регламентов с последующей регистрацией в Минюсте занимает от полугода до года.

Соответственно, с высокой долей вероятности можно дать прогноз, что раньше середины или даже конца 2015 года никакие действия по выдаче лицензий на воду, реализации экспертизы проектов или отчетов с оценкой запасов подземных вод в рамках требований, изложенных в условиях пользования недрами к ранее выданным лицензиям, выполняться не будут. Получить лицензию, переоформить лицензию, выполнить условия пользования недрами к лицензии – будет невозможно.

Аналогичная ситуация, например, наблюдалась в прошлом году с проектами разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых после передачи на областной уровень месторождений строематериалов. В некоторых регионах, в течение 9 месяцев экспертиза таких проектов – не проводилась. На все обращения недропользователи получали отказ.

Для участков недр с объемом добычи менее 100 м³/сут отменены требования о проведении оценки запасов подземных вод.

Федеральным законом N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г. внесены изменения в части первую и вторую статьи 29 закона «О недрах», регулирующую процедуру подсчета запасов полезных ископаемых, в том числе, пресных подземных вод.

Части первая и вторая статьи 29 закона «О недрах» в новой редакции звучат следующим образом:«В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.»

Также, федеральным законом N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г. отменено требование о разработке и утверждении проектов разработки месторождений для участков недр с объемом добычи подземных вод менее 100 м³/сут.

Часть 2 статьи 23 закона «О недрах» в новой редакции звучит следующим образом:«Разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.»

Таким образом, требования об обязательном проведении процедуры оценки запасов подземных вод для одиночных водозаборов признано избыточным. По логике, региональные государственные органы, ответственные за природопользование, теперь должны выдавать лицензии на пользование недрами для целей добычи подземных вод без проведения работ по подсчету запасов подземных вод.

Однако, в виду отсутствия действующих Административных регламентов, на сегодняшний день не ясно, каким образом будет происходить процедура выдачи лицензий на пользование недрами с целью добычи подземных вод и какие требования будут выдвигаться к комплекту исходных документов, прилагаемых к заявке на получение лицензии.

В создавшейся ситуации, накопленный опыт позволяет специалистам Научно-производственной группы «Тектоника» дать обоснованные рекомендации по проведению работ по легализации водозаборных скважин в переходный период.

Какие требования к водозаборным скважинам с объемом добычи до 100 м³/сут остались в силе?

Отмена обязательной оценки запасов подземных вод – это, безусловно, серьезное послабление для водопользователей, эксплуатирующих скважины для водоснабжения небольших предприятий и организаций, баз отдыха, детских лагерей.

Ранее, процедура геологического изучения недр с оценкой запасов подземных вод занимала по продолжительности не менее 1,5 лет и приводила к существенному удорожанию работ по оформлению лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод.

Отмена оценки запасов подземных вод позволит существенно снизить стоимость легализации водозаборных скважин.

Однако, несмотря на то, что значительная часть требований исключена из процедуры легализации скважин водопользования, а другая часть, ввиду временно отсутствия нормативно-правовой базы, остается под вопросом, существует целый ряд позиций, которые совершенно точно не будут отменены и должны быть реализованы при эксплуатации подземного водозабора.

Прежде всего, это требования касательно режима эксплуатации подземного водозабора и проведения объектного мониторинга.

Мониторинг подземных вод в обязательном порядке включает в себя проведение режимных наблюдений за объемом добычи подземных вод, положением уровня подземных вод в водозаборных скважинах и регулярный отбор проб для выполнения бактериологического, химического и радиологического исследования воды.

Для выполнения режимных наблюдений каждая водозаборная скважина должна иметь соответствующее техническое оснащение:— на всех эксплуатационных и резервных скважинах на устье должен быть установлен расходомер;— все имеющиеся скважины должны быть обеспечены пьезометрическими трубками для измерения положения уровня подземных вод в скважине;— на устье каждой скважины должен быть оборудован кран для отбора проб воды.

На водозаборе назначается ответственное лицо, в должностные обязанности которого входит ведение журналов учета количества добытой воды, журнала измерения положения уровней и журнала отбора проб, а также возлагается ответственность за контроль технического состояния скважины.

Все формы журналов режимных наблюдений, которые необходимо вести на скважине, приведены в Методических рекомендациях по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах (МПР РФ, 2000 г.).

Результаты режимных наблюдений сдаются в виде отчетности распорядителю недр, а также в региональное бассейное водное управление.

На основании показания счетчиков производится выплата водного налога.

Регулярный отбор проб воды из водозаборной скважины производится в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

В соответствие с таблицей 6 и главой 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 (приложение), отбор проб на органолептические и микробиологические показатели из скважин (подземных источников) должен выполняться юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, не реже 4 раз в год по сезонам года. Анализ воды на органические и неорганические вещества (так называемый, полный хим. анализ), а также проба воды на радиологические исследования (соответствие воды нормам радиационной безопасности), должны отбираться не реже 1 раза в год.В связи с необходимостью соблюдения норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологической защиты населения, для всех водозаборных скважин, используемых для питьевого водоснабжения, должны быть получены соответствующие заключения органов санэпиднадзора на возможность использования подземных вод в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения и на проект организации зоны санитарной охраны водозабора. Эти требования пока никто не отменял и вряд ли отменит.

Для того, чтобы определить, какие именно требования могут быть выдвинуты к эксплуатации того или иного водозаборного сооружения, на нем должно быть проведено специальное гидрогеологическое обследование, включающие проведение опытно-фильтрационных работ и отбор полного комплекса проб для проведения лабораторных исследований подземных вод.

Приложение.Выдержка из СанПиН4. Контроль качества питьевой воды4.1. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.4.3. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в табл. 6.

licenzia-kazan.ru

Можно ли использовать водозаборную скважину без лицензии?

Кто имеет право эксплуатировать водозаборные скважины без лицензии?

      Федеральным законом N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г. внесены поправки в закон «О недрах», регулирующий эксплуатацию водозаборных скважин и порядок добычи пресных подземных вод на территории РФ. Закон N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г. вступил в действие с 01 января 2015 года.

      Одним из основных нововведений в новой редакции закона «О недрах» является внесение изменений в статью 19, определяющую, в каких случаях собственник земельного участка может проводить добычу подземных вод из водозаборной скважины без оформления лицензии на пользование недрами.

      Ранее, формулировка статьи 19 была весьма неоднозначной, что являлось предметом неутихающих споров – кому можно добывать подземных воды без лицензии на пользование недрами, а кому – нельзя.

      В новой редакции закона «О недрах», статья 19 звучит следующим образом:

      «Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

      Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

      Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.»

      Ознакомившись с новой редакцией статьи 19 Закона «О недрах», можно сделать следующие выводы:

      1. Если подземные воды добываются и используются в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то владелец скважины однозначно обязан оформить лицензию на пользование недрами. Более того, в последней части статьи 19 сделано уточнение, что полезные ископаемые (подземные воды) не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому. То есть, если человек добывает подземную воду на земельном участке для собственных нужд, то он не имеет права продавать или передавать эту воду кому-либо – в противном случае, он обязан оформить лицензию на добычу подземных вод.

      Соответственно, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляют свою деятельность с целью извлечения прибыли, автоматически выходят из-под действия статьи 19 закона «О недрах» и, как следствие, в обязательном порядке должны оформлять лицензию на пользование участком недр в целях водоснабжения.

      2. Объем извлечения подземных вод, не подлежащий лицензированию, не может превышать 100 кубических метров в сутки.

      Необходимо отметить, что в тех случаях, когда вода действительно используется только для нужд личного подсобного хозяйства, очень трудно представить объем водопотребления на уровня даже 10 кубометров в сутки, не говоря уже о 100.

      3. Добыча подземных вод без лицензии разрешается только из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения.

      К таковым можно отнести только локальные «песчаные» водоносные горизонты, обладающие низкими фильтрационными свойствами и непригодными для бурения более производительных водозаборных скважин. Если же такой «песчаный» горизонт обладает хорошей водоотдачей и используется для водоснабжения какого-либо поселка или коллективного сада – то получается, что данный водоносный горизонт уже является источником централизованного водоснабжения и не попадает под действие статьи 19 закона «О недрах».

      Также, следует понимать, что все известняковые водоносные горизонты в 99 % случаев – являются источниками централизованного водоснабжения и, как следствие, эксплуатация частных скважин из них без лицензии – невозможно в принципе.

      В качестве примера можно привести Гатчинский район Ленинградской области, где под небольшим слоем суглинков залегает известняковый ордовикский водоносный горизонт. В соответствие с действующим законодательством, если Вы пробурили скважину в Гатчине – то Вы в любом случае обязаны оформить лицензию на пользование недрами.

      Возможно, в этой части последуют какие-либо дополнения или комментарии со стороны органов государственной власти субъектов РФ, но пока, если рассматривать исключительно на закон «О недрах», получается именно так.

      Таким образом, эксплуатировать скважину без лицензии может только физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, при условии, что подземная вода не направляется на продажу или не передается другим лицам (в том числе и на безвозмездной основе). При этом, скважина или колодец должны вскрывать водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

      Более точно ответить на вопрос, нужна ли лицензия на пользование недрами для конкретного земплепользователя и какие сложности могут возникнуть при оформлении права пользования недрами, можно только по результатам анализа имеющейся документации и специального гидрогеологического обследования участка, включающего проведение опытно-фильтрационных работ и отбор полного комплекса проб для лабораторных исследований подземных вод.

      

Научно-производственная группа "Тектоника". Лицензирование скважин.

litsenzirovanie.livejournal.com

Лицензия на право пользования недрами (добыча подземных вод)

Лицензия на право пользования недрами с целью добычи подземных вод является основным документом, регулирующим работу водозаборов. Добыча подземных вод без лицензии — серьёзное правонарушение. Обычно лицензии на добычу подземных вод выдаются на те участки, где предварительно были проведены работы по оценке запасов подземных вод. Лицензии выдаются на срок оценки запасов (обычно 25 лет). Лицензия на право пользования недрами с целевым назначением: добыча подземных водДля водозаборов со среднегодовым водоотбором более 500 куб.м/сутки (кроме территории г. Москва) лицензии выдаются территориальным органом Федерального агентства по недропользованию (Роснедра).

Малые водозаборы получают лицензию в органах исполнительной власти своего субъекта федерации.

Для того чтобы получить лицензию на добычу подземных вод Недропользователь должен представить в лицензирующий орган пакет документов. Прежде всего, это документы на право пользования земельным участком, на котором расположен водозабор — свидетельство о собственности или договор аренды. Необходимо представить полный пакет документов о юридическом лице: свидетельства о регистрации, устав, выписку из ЕГРЮЛ и т.д. Так как лицензия выдаётся на организацию в лице её руководителя, требуются документы, подтверждающие его назначение на должность.

Необходимо подтвердить наличие достаточных для добычи подземных вод денежных средств, для этого предоставляется бухгалтерский баланс, оборотная ведомость по банковскому счёту и другие документы. Предоставляются документы, подтверждающие наличие у недропользователя необходимой техники и квалифицированных сотрудников, обслуживающих водозабор.

Если водозабор предназначен для хозяйственно-питьевого водоснабжения, предоставляются Санитарно-эпидемиологические заключения, выданные органами Роспотребнадзора.

Лицензия на право пользования недрами с целевым назначением: добыча подземных водДля получения лицензии на право добычи подземных вод требуется предоставить Санитарно-эпидемиологическое заключение на вид деятельности — «использование водного объекта (подземных вод) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».

Для получения такого заключения требуется представить данные анализов подземных вод на соответствие требованиям санитарных нормативов. Если содержание каких-либо веществ превышает предельно-допустимые концентрации, требуется предоставить анализы воды после водоподготовки. Санитарно-эпидемиологическое заключение выдаётся только при наличии согласованной с Роспотребнадзором Программы производственного контроля качества воды. Также предоставляется информация о гидрогеологических условиях участка недр, картографические материалы, результаты химических анализов воды, протокол утверждения запасов подземных вод, баланс водопотребления и водоотведения и другие документы.

Специалисты ГК «АКВА-ХЭЛП» окажут Вам комплексную поддержку при формировании пакета всех необходимых документов для получения Лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, а также сопроводят процесс оформления любого подземного водозабора.

www.aqua-help.ru

Когда лицензия на пользование недрами не нужна

 Вопрос:

В каких случаях не обязательно получать лицензию на право пользования недрами (недра — подземные воды из скважины)?

      Ответ:

Получать лицензию на право пользования недрами нет необходимости, если соблюдаются следующие условия:

— подземные воды, получаемые из скважины, расходуются для питьевых и хозяйственно-бытовых целей;

— скважина не является источником централизованного водоснабжения;

— скважина расположена в пределах первого водоносного горизонта.

Обоснование:

В соответствии с п.3 ст.9 Водного кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 г № 2395-1 «О недрах», лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, необходимо получить лицензию в Порядке рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (далее — Порядок), утвержденном Приказом Минприроды России от 29.11.2004 г № 710.

Также в соответствии с Порядком, оформление лицензии на добычу воды не требуется для участков недр в целях устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый от поверхности водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснабжения.

Порядок не распространяется на предоставление в пользование участков недр в целях устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый от поверхности водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснабжения (п.1 Порядка), что соответствует положениям, установленным ст.19 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1: «Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять …. устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ».

Также обращаем Ваше внимание, что в соответствии с разд.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 г. № 3314-1, получение лицензий не требуется на право ведения:

— региональных геолого-геофизических работ;

— геологической съемки;

— инженерно-геологических изысканий;

— научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр;

— геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;

— контроля за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр.

Разрешение на проведение указанных работ выдают Роснедра или их территориальное органы, а условия проведения работ согласовываются их исполнителями с органами местного самоуправления.

Эколог-эксперт

Группы компаний «Браво Софт»

Севрюгина Валерия Валерьевна

predprinfo.ru


.