Контрольная работа по учебной дисциплине Русский язык и культура речи заочной формы обучения. Спортсмены потерпели победу в соревнованиях наступило глубокое лето


Лекция - Лексическая недостаточность - История

 

Лексическая недостаточность – это стилистическая ошибка, состоящая в пропуске слова в словосочетании: Меня до глубины (души) волнует этот вопрос.

Значение пропущенного слова берет на себя остающееся: слово: он служит (в армии), она хорошо знает языки (иностранные).

Но часто лексическая недостаточность приводит к неясности речи, а порой и создает комический эффект: День рождения начнется в пять часов. Здесь пропущено слово «празднование», без этого слова высказывание приобретает совершенно другой смысл.

[?] Вопросы и задания

1. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов:

а) Спортсмены потерпели победу в соревнованиях;

б) Наступило глубокое лето;

в) Этот писатель заслужил известность;

г) В таких обстоятельствах удача нам не грозит;

д) Этот фильм обречен на успех;

е) Нам слишком долго зажимали язык;

ж) В этом заплыве мы одержали поражение.

 

2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой недостаточностью:

а) Язык Пушкина отличается от Гоголя.

б) Условия в городе не такие, как в деревне.

в) На стене висела картина маслом.

г) В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

д) Каждый классный руководитель должен обеспечить явку своих родителей.

2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью:

а) Перед своей смертью он написал завещание.

б) Продолжительность занятий длится в течение часа.

в) Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.

г) Величина монумента поразила нас своим величием.

д) Он принял решительное решение.

е) Толпа людей шла по улице.

ж) Каковы ваши планы на будущее.

з) Люди должны взаимно уважать друг друга.

и) Я написала свою автобиографию.

к) Внешняя наружность ее была вполне привлекательна.

 

 

www.ronl.ru

Дополнительные задания

  • Выпишите пять примеров неологизмов из стихотворений В. Маяковского. Какова их роль в творчестве поэта?

  • Выпишите по пять примеров историзмов и архаизмов из поэзии А. С. Пушкина. Определите их стилистическую роль в тексте.

  • Напишите сочинение-миниатюру, выбрав в качестве темы одну из пословиц (см. упражнение 3)

  • Напишите заимствованные сравнительно недавно новые слова, которые являются общественно актуальными в настоящее время. Определите их значение, дайте примеры их употребления.

ПЗ №3

План

  1. Понятие о законах лексической сочетаемости.

  2. Паронимия как вид системных связей слов.

  3. Смысловая избыточность текста (тавтология, плеоназм).

  4. Явления лексической и смысловой недостаточности текста.

  5. Фразеология как раздел науки о языке. Отличительные черты фразеологизма от других единиц языка.

  6. Фразеологические нормы и типы их нарушений в речи.

Терминологический аппарат: паронимы, тавтология, плеоназм, фразеология, фразеологизм.

Упражнения

  1. В следующих предложения исправьте лексические ошибки:

А. Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

Б. Наступило глубокое лето.

В. Этот писатель заслужил известность.

Г. В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

Д. Условия в городе не такие, как в деревне.

Е. В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

Ж. Перед своей смертью он написал завещание.

З. Величина монумента поразила нас своим величием.

И. Внешняя наружность ее была весьма привлекательна.

  1. Дайте дефиниции каждому из паронимов в следующих паронимических рядах, составьте словосочетания с каждым паронимом:

Невежа – невежда, практичный – практический, медленный – медлительный, честь – честность, экономный – экономичный, скрытый – скрытный, представить – предоставить, понятный – понятливый, грецкий – греческий, гарантия – гарант, вера – суеверие.

  1. Выпишите из фразеологического словаря шесть фразеологизмов с пометами «книжн.», «разг.». Истолкуйте их значение.

  2. Подберите соответствующие фразеологизмы к следующим определениям:

А. Умышленно мешать кому-либо что-либо делать.

Б. Разоблачить чьи-либо темные дела, злые намерения.

В. Заставить молчать.

Г. Ничтожно малое количество по сравнению с необходимым.

Д. Затеять хлопотное, сложное, неприятное дело.

Е. Напряженно думать, стараясь понять что-то сложное.

Ж. Быть в плохом состоянии, чувствовать себя неуютно.

З. Успешно справиться с чем-то.

  1. Объясните происхождение и значение следующих фразеологизмов:

Прокрустово ложе, кануть в Лету, камень преткновения, дамоклов меч, сизифов труд, эзопов язык, авгиевы конюшни, ахиллесова пята.

  1. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях. Определите тип ошибок.

А. Теперь понятно, где собака порылась.

Б. Наконец-то мы вычистили свою авгиеву конюшню.

В. Он молчал как рыба об лед.

Г. Все это было так давно, что уже быльем проросло.

Д. Жил он одиноко, как говорят, варился в соку.

Е. Отец держал его в ежовых перчатках.

ПЗ № 4

Морфологические нормы современного русского литературного языка

План

  1. Колебания в роде и склонении имен существительных.

  2. Образование кратких форм и степеней сравнения имен прилагательных.

  3. Склонение и употребление имен числительных.

  4. Употребление местоимений.

  5. Глагольное формообразование.

Терминологический аппарат: морфология, морфологические нормы, имя существительное, имя прилагательное, краткие прилагательные, имя числительное (количественные, порядковые, собирательные), местоимение, глагол, грамматическое значение, грамматическая категория, падеж, склонение, спряжение.

studfiles.net

Упражнения

1. В следующих предложения исправьте лексические ошибки:

 

А. Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.

Б. Наступило глубокое лето.

В. Этот писатель заслужил известность.

Г. В таких обстоятельствах удача нам не грозит.

Д. Условия в городе не такие, как в деревне.

Е. В связи с эпидемией гриппа на занятиях присутствовало только 0,5 студента.

Ж. Перед своей смертью он написал завещание.

З. Величина монумента поразила нас своим величием.

И. Внешняя наружность ее была весьма привлекательна.

 

2. Дайте дефиниции каждому из паронимов в следующих паронимических рядах, составьте словосочетания с каждым паронимом:

Невежа – невежда, практичный – практический, медленный – медлительный, честь – честность, экономный – экономичный, скрытый – скрытный, представить – предоставить, понятный – понятливый, грецкий – греческий, гарантия – гарант, вера – суеверие.

 

3. Выпишите из фразеологического словаря шесть фразеологизмов с пометами «книжн.», «разг.». Истолкуйте их значение.

4. Подберите соответствующие фразеологизмы к следующим определениям:

А. Умышленно мешать кому-либо что-либо делать.

Б. Разоблачить чьи-либо темные дела, злые намерения.

В. Заставить молчать.

Г. Ничтожно малое количество по сравнению с необходимым.

Д. Затеять хлопотное, сложное, неприятное дело.

Е. Напряженно думать, стараясь понять что-то сложное.

Ж. Быть в плохом состоянии, чувствовать себя неуютно.

З. Успешно справиться с чем-то.

 

5. Объясните происхождение и значение следующих фразеологизмов:

Прокрустово ложе, кануть в Лету, камень преткновения, дамоклов меч, сизифов труд, эзопов язык, авгиевы конюшни, ахиллесова пята.

 

6. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях. Определите тип ошибок.

А. Теперь понятно, где собака порылась.

Б. Наконец-то мы вычистили свою авгиеву конюшню.

В. Он молчал как рыба об лед.

Г. Все это было так давно, что уже быльем проросло.

Д. Жил он одиноко, как говорят, варился в соку.

Е. Отец держал его в ежовых перчатках.

 

ПЗ № 4

Морфологические нормы современного русского литературного языка

 

План

1. Колебания в роде и склонении имен существительных.

2. Образование кратких форм и степеней сравнения имен прилагательных.

3. Склонение и употребление имен числительных.

4. Употребление местоимений.

5. Глагольное формообразование.

 

 

Терминологический аппарат: морфология, морфологические нормы, имя существительное, имя прилагательное, краткие прилагательные, имя числительное (количественные, порядковые, собирательные), местоимение, глагол, грамматическое значение, грамматическая категория, падеж, склонение, спряжение.

 

Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 422 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.005 сек.)

mybiblioteka.su

Занятие 1. Язык и реч

Занятие 1.Язык и речь. Общение. Культура речи.Артикуляционная разминка.Не диковина полубратуСказать про Поликарпа.(Скороговорка)Работа с пословицей.Слово дано человеку, животным – немота. (Пословица)?Как вы понимаете эту пословицу?СПРАВКА. Пословица – это коротенькая притча. (Притча – это житейский рассказ со скрытым в нем философским смыслом; по сути – суждение, поучение, приговор.) Полная пословица состоит из двух частей:а) картины; общего суждения;б) разъяснения, толкования, поучения (вторая часть нередко опускается). В. Даль писал: «Пословица не сочиняется, а вынуждается. Как крик или возглас. Невольно сорвавшийся с души. Сборник же пословиц – свод народной опытной премудрости и премудрия. Это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие. Горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати. Это житейская правда, своего рода судебник. Никем не судимый».

Слово учителя:

Средство общения – язык, это весь запас слов и законы их изменения и соединения. Язык создан народом для выражения мыслей, чувств, пожеланий и принадлежит всему народу. Известны случаи, когда дети росли среди животных: овец, обезьян, волков. Они блеяли, визжали, кричали, выли, но не говорили ни на одном из языков. Мало того, попав к людям, они так и не заговорили. Как вы думаете, почему так произошло?Язык для личности человека – примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения. И если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности.Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить свое мнение, ни выразить его. Он не найдет понимания, поскольку не умеет договариваться. Тонкий юмор, словесное творчество, сложное общение, самоанализ – навсегда потерянные для него богатства. Поэтому владение языком – главное, чему стоит учиться.(Из статьи Энциклопедии для детей)

Язык – средство общения.? -В каких случаях можно обойтись без слов? Например,предупредить об опасности?(звуковые сигналы: свист, вой серены, гудки автомашины; световые: вспышки маяка, светофора; жесты)-Достаточно ли этих средс

educontest.net

Контрольная работа по учебной дисциплине Русский язык и культура речи заочной формы обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИГосударственное автономное профессиональноеобразовательное учреждение Мурманской области «МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»(ГАПОУ МО «МонПК»)

Русский язык и культура речиМетодические указания по выполнению контрольной работы

Учебная специальность Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Код специальности 38.02.01

Форма обучения заочная

Мончегорск,2016

Составитель (автор) – Надежда Михайловна Юсупова, преподаватель ГАПОУ МО «МонПК»

Краткая аннотация:Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся III курса заочной формы обучения по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

для проверки знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Русский язык и культура».

Рассмотрены на заседании цикловой комиссии общегуманитарных дисциплин

Протокол № от « » 2016 г.

Председатель цикловой комиссии И.И. Яковлева общих гуманитарных дисциплин

СогласованоЗаместитель директора по учебной и методической работе Н.Н. Тугаринова

Введение

В современных условиях, когда дисциплина «Русский язык и культура речи» окончательно закрепилась в Государственных образовательных стандартах высших и среднеспециальных учебных заведениях, возникла необходимость эффективной организации самостоятельной работы студентов. В этой связи расширение дидактического материала является закономерным и необходимым условием образовательного процесса. Однако на первое место выходит проблема проверки ур

weburok.com

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

-514353810Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Семилукский политехнический кколледж» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ специальности ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям) для обучающихся очной и заочной формы обучения Семилуки 2015 Одобрено методическим советом ГБПОУ ВО «СПК» Составители: Бороздинова Н.А. преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ВО «СПК» Методические указания по дисциплине «Русский язык и культура речи» для обучающихся очного и заочного отделения предназначена для помощи в организации самостоятельной работы при освоении учебной дисциплины. Методическая разработка состоит из пояснительной записки, содержания учебной дисциплины, вопросов для самоконтроля, практических и контрольных заданий. © Бороздинова Н.А., 2015 г. © Семилукский государственный технико – экономический колледж СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Фонетика 4 Лексика и фразеология 5 Словообразование 7 Морфология 8 Синтаксис 10 Нормы русского правописания 11 Функциональные стили речи 11 Приложения 14 Список литературы 23

Введение. Методические указания по изучению учебной дисциплины «Ру

weburok.com


.