Влияние плавания на организм занимающихся. Занятия плаванием преимущественно влияют на систему


Польза плавания для взрослых и детей

Влияние плавания на организм

Плавание - прекрасный и очень полезный для здоровья вид физической активности. Какое влияние оказывает плавание на организм и в чем же заключается польза плавания для организма человека?

Дыхательная система

Плавание способствует повышению силы дыхательных мышц и увеличению их тонуса, усиливает вентиляцию легких, способствует увеличению жизненного объема легких.

Дыхание пловца согласовано с движениями его конечностей. Один цикл движений руками как правило выполняется за один вдох и выдох. Так как при плавании тратится много энергии, потребность в кислороде растет. Именно поэтому пловец стремится максимально полно использовать каждый вдох. Более полному выдоху способствует давление воды на грудную клетку, оно же способствует развитию мышц, расширяющих грудную клетку.

В итоге занятий плаванием увеличивается жизненная емкость легких и повышаются функциональные возможности дыхательной системы, увеличивается количество и эластичность альвеол.

В результате систематических занятий плаванием также увеличивается показатель максимального потребления кислорода Пловцы установили своеобразный рекорд потребления кислорода в минуту – 5 литров.

Дыхательная система обеспечивает движение воздуха из атмосферы к легочным альвеолам и обратно и газообмен между поступающим в легкие воздухом и кровью. К органам дыхания относятся легкие и дыхательные пути (верхние дыхательные пути - нос, придаточные пазухи носа, глотки; нижние - гортань, трахея, бронхи). Легкие выполняют газообменную функцию, полость носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи - воздухопроводящую. Органы дыхания также принимают участие в обонянии, голосообразовании, водно-солевом и липидном обмене, выработке некоторых гормонов. К дыхательной системе относятся также грудная клетка и дыхательные мышцы, дыхательный центр, периферические нервы и рецепторы, участвующие в регуляции дыхания.

Регулярные занятия плаванием оказывают положительное влияние на дыхательную систему. Увеличиваются ее функциональные возможности, развиваются и укрепляются входящие в нее органы.

Польза плавания для дыхательной системы

Почему и как плавание влияет на состояние дыхательной системы:

Пловец совершает вдох и выдох, преодолевая сопротивление воды, при этом тренируется дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки. Давление воды препятствует выполнению вдоха, что приводит к развитию мышц, расширяющих грудную клетку. Давление воды на грудную клетку способствует и более полному выдоху, улучшая газообмен. В то же время, при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, а это также приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру и ее развитию.

При плавании тратится много энергии, а значит, возрастает потребность в кислороде. Поэтому организм стремится максимально полно использовать каждый вдох. В результате систематических плавательных тренировок растут показатели дыхательной системы (совершенствуется дыхательный ритм, повышается эластичность легких, растет количество альвеол легких, объем и вентиляция легких, максимальное потребление кислорода).

При регулярных занятиях плаванием вырабатывается совершенный типа дыхания. Дыхание пловца более глубокое и редкое. Взрослый человек, не занимающийся плаванием, в покое выполняет 14-16 дыхательных циклов в минуту, в то время как пловец – 7-8 циклов в минуту. Преимущество такого редкого дыхания в том, что легкие и другие органы дыхания успевают хорошо отдохнуть, получить полноценное питание, а их износ замедляется (схожая ситуация с замедлением пульса).

В результате тренировки органов дыхания, повышения эластичности легких, увеличения числа альвеол возрастает объем легких.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) является одним из основных показателей состояния дыхательной системы. ЖЕЛ - это максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. Вместе с остаточным объемом, то есть объемом воздуха, остающимся в легких после самого глубокого выдоха, ЖЕЛ образует общую емкость легких (ОЕЛ). В норме ЖЕЛ составляет около трех четвертей общей емкости легких и характеризует максимальный объем, в пределах которого человек может изменять глубину своего дыхания.

У людей, занимающихся, плаванием, резервные возможности системы дыхания вдвое - втрое выше, чем у людей, не занимающихся спортом. Лица, не получающие регулярной физической нагрузки с трудом могут набрать в легкие 2-3 литра воздуха, в то время как пловцы – 5-7 литров.

Альвеолы пловца работают эффективно, поэтому организм хорошо обеспечивается кислородом при вдохе, и легко освобождается от углекислого газа при выдохе.

Максимальное потребление кислорода (МПК) - один из наиболее надежных показателей физической работоспособности человека. МПК является показателем аэробной производительности организма, то есть способности выполнять длительную работу невысокой интенсивности (плавание и бег на длинные дистанции, занятие на велотренажере и т.п.). МПК - это то наибольшее количество миллилитров кислорода, которое человек способен потреблять в течение 1 минуты. У человека, не занимающегося спортом, МПК 3200-3500 мл/мин, у пловцов МПК достигает 6000 мл/мин. МПК зависит от массы тела (особенно массы работающей мускулатуры), возраста, пола, генетических факторов, состояния системы транспорта кислорода, уровня физической подготовленности человека. У нетренированных людей МПК на 1 кг массы тела равно в среднем 40 мл, а у пловцов доходит до 70-80 мл.

При плавании в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких, в результате исключаются застойные явления в них. Включение в процесс дыхания обычно малозадействованных частей легочной ткани позволяет избежать их преждевременной старческой атрофии и многих заболеваний дыхательной системы.

Систематическое ныряние и плавание с задержкой дыхания повышают устойчивость организма к гипоксии.

В этой статье не лишним будет упомянуть о работе диафрагмы во время плавания. Плывущий человек глубоко дышит, его диафрагма опускается в крайнее нижнее положение. Каждый раз, опускаясь в такое положение, диафрагма надавливает на печень, а через нее на другие органы, массируя их и способствуя полноценной деятельности. Благодаря этому улучшается кровоток и лимфоток от органов к сердцу, в таких условиях ему проще работать, исключаются застойные явления. Передаваясь через печень на кишки, давление диафрагмы улучшает их работу. Давление на желчный пузырь облегчая выход желчи в протоки, что служит профилактикой образования камней. Также благодаря глубокому дыханию во время плавания осуществляется хороший массаж сердца (при дыхании легкие то мягко надавливают на сердце, то отпускают его).

Итак, подытожим, чем плавание полезно для дыхательной системы:

  • тренируется дыхательная мускулатура: повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус;
  • совершенствуется дыхательный ритм, вырабатывается более глубокое и редкое дыхание;
  • усиливается вентиляция легких, увеличивается ЖЕЛ, возрастает МПК;
  • увеличивается количество альвеол и их эластичность;
  • в работу включаются малозадействованные ткани легких;
  • увеличивается устойчивость организма к гипоксии.

Таким образом, плавание является замечательным средством для укрепления дыхательной системы и повышения ее функциональных возможностей. Кроме того, плавание - отличное средство для профилактики заболеваний органов дыхательной системы, застойных явлений и изменений в результате старения.

Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина). Это наблюдается даже после однократного пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия плаванием состав крови фактически достигает нормального уровня.

Плавание и сердечно-сосудистая система

Сердечно-сосудистая система обеспечивает циркуляцию крови и лимфы в организме человека. Трофическая функция сердечно сосудистой системы выражается в доставке питательных веществ к органам и тканям, дыхательная – в переносе кислорода и углекислого газа, экскреторная функция – в доставке конечных продуктов обмена веществ к органам выделения. Кроме того сердечно-сосудистая система выполняет регуляторную функцию (путем доставки гормонов, медиаторов и др. веществ, а также путем изменения кровоснабжения), интегративную функцию (объединяя ораны и системы), участвует в иммунных процессах.

В состав сердечно-сосудистой системы входят: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры), лимфатическая система.

Если сердечно-сосудистая система начинает "барахлить", то это неизменно влечет за собой нарушение работы всех систем организма, так как нездоровые сердце и сосуды не могут обеспечить доставку достаточного количества кислорода и питательными веществами для всего организма.

Нетрудно сделать вывод о том, как важно поддерживать здоровье и укреплять свою сердечно-сосудистую систему. Для этой цели нужны систематические физические нагрузки, и лучшая такая нагрузка – плавание.

Польза плавания для сердца

Почему плавание оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему:

Тело пловца находится в положении близком к горизонтальному, при таком положении сердцу гораздо легче выталкивать кровь через артерии к периферии.

Плотность воды превышает плотность воздуха примерно в 800 раз. Поэтому нагрузка в воде при плавании происходит практически в антигравитационных условиях, что благоприятно для сердечно-сосудистой системы. Давление воды, оказываемое на поверхность тела пловца, существенно облегчает отток крови от периферии к сердцу.

Выталкивать кровь от периферии к сердцу по системе вен помогает присущее плаванию ритмичное сокращение мышц и глубокое дыхание (благодаря движению диафрагмы глубоко вниз значительные количества венозной крови и лимфы как бы выжимаются из печени и органов брюшной полости по направлению к сердцу, тем самым облегчается работа сердца и исключаются застои крови и лимфы, т.е. улучшается выведение продуктов жизнедеятельности).

Благодаря глубокому дыханию во время плавания осуществляется хороший массаж сердца: легкие при дыхательном движении то мягко надавливают на сердце, то как бы отпускают его.

Отсутствие статического напряжения положительно влияет на сердце и систему сосудов.

Таким образом, при плавании, как и при любой физической нагрузке, усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, но это усиление происходит в крайне благоприятных условиях. Поэтому плавание практически не имеет противопоказаний и рекомендуется для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, улучшения состояния сердца и сосудов людям всех возрастов. Давайте рассмотрим подробнее, как плавание воздействует на сердце, сосуды и состав крови.

Плавание и сердце

Сердце – это мощный мышечный насос, обеспечивающий движение крови по системе кровеносных сосудов. За минуту человеческое сердце перекачивает около 6 литров крови, за сутки – около 8 000 литров, а за 70 лет – около 175 000 000 литров крови.

Регулярные занятия плаванием повышают функциональные возможности сердца и делают его работу более экономичной:

  • Увеличение силы сердечной мышцы и объема выталкиваемой за цикл крови

    Работая с предельной интенсивностью, сердце пловца способно развить темп до 200 сокращений в минуту, а объем крови, нагнетаемый в аорту, увеличивается с 4-6 литров (характерных для нетренированного человека) до 35-40 литров в минуту. А это – лучшее питание и снабжение кислородом мышц и органов, лучшее преодоление нагрузки.

  • Снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС)

    Частота сердечных сокращений (пульс) крайне индивидуальна и зависит от возраста, типа телосложения, массы тела, питания, состояния здоровья, физической формы, степени усталости, типа питания и других факторов. Пульс в покое нетренированного взрослого человека составляет от 55 до 100 ударов в минуту (среднее значение 60-80 ударов). У тренированных спортсменов ЧСС составляет 40-60 ударов в минуту. Чем реже сокращается сердце в покое, тем мощней сердечная мышца: сердце работает в более экономном режиме - за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются, сердце успевает обильно омыться кровью через сеть кровеносных сосудов. Следовательно, тратится меньше усилий и сердце меньше изнашивается. Регулярные занятия плаванием в аэробном режиме ведут к постепенному снижению ЧСС.

    Произведем нехитрое исчисление, чтобы представить масштаб экономии. Возьмем человека, сердце которого сокращается в состоянии покоя 65 раз в минуту, значит, в сутки число ударов составляет 93600. В результате систематических занятий плаванием ЧСС в покое понизилась до 60 ударов, получается в сутки 86400 ударов. Значит, экономия за сутки составит 7200 ударов, а за год – более 2,5 миллионов ударов!

Повышается выносливость к физическим нагрузкам

При выполнении одинаковой нагрузки у человека, регулярно занимающегося плаванием, по сравнению с нетренированными человеком, в меньшей степени повышаются пульс, минутный объем крови и систолическое давление. Значит, преодолеть тяжелую нагрузку и даже перегрузку тренированному человеку будет проще, так как его сердце проталкивает в сосуды необходимое для этого количество крови.

Плавание и сосуды

Регулярные занятия плаванием оказывают положительное воздействие на состояние кровеносных сосудов:

  • увеличивается эластичность и сократительная способность сосудов; улучшается состояние сосудистой стенки и обмен в ее тканях. Благодаря улучшению обмена в тканях сосудистой стенки, уменьшается отложение холестерина. Плавание останавливает развитие варикозного расширения вен и улучшает состояние венозной стенки.
  • у людей, регулярно занимающихся плаванием, со временем увеличивается диаметр артерий, нормализуется артериальное давление, оставаясь долгие годы таким же, как в молодости.
  • благодаря регулярному плаванию активируется периферическое кровообращение. Вместе с основными сосудами в работу включаются дополнительные (боковые или обходные ветви кровеносных сосудов, которые обеспечивают приток или отток крови помимо основного сосуда), за счет чего увеличивается капиллярное русло в работающих органах и улучшается их питание. Действующие коллатерали сердечной мышцы, не допуская нарушений в ее деятельности, сами поддерживаются в рабочем состоянии, что служит отличной профилактикой заболеваний сердца.

Плавание и cостав крови

Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина). Это явление наблюдается даже после однократного пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия плаванием состав крови фактически достигает нормального уровня. Регулярные занятия плаванием способствуют повышению уровня форменных элементов крови на длительное время.

Выводы

В результате систематических занятий плаванием улучшается состояние сердечно-сосудистой системы: сердце работает более эффективно (увеличивается его мощность, ударный объем) и экономично (снижается частота сокращений), улучшается периферическое кровообращение, улучшается состояние кровеносных сосудов и питание всех органов и тканей, нормализуется артериальное давление. Плавание вносит огромный вклад в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний и сосудистых патологий (в том числе гипертонии, инфаркта миокарда, ишемической болезни сердца, варикозного расширения вен).

Нелишне еще раз отметить тот факт, что во время плавания, тренировка сердечно-сосудистой системы происходит в благоприятных условиях. Такая нагрузка полезна для здоровья и практически не имеет противопоказаний и возрастных ограничений. Кроме того, плавание полезно и для других систем организма.

Плавайте на здоровье, и пусть Ваше сердце всегда остается молодым и сильным!

Костно-мышечная система

В воде происходит полная проработка всех мышц, независимо от выбранного стиля плавания. Равномерная работа мышц всего тела способствует формированию гармоничной фигуры, плавных обтекаемых форм без резких выпячиваний и углов.

Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, это увеличивает их работоспособность и силу. Плавание требует координации всех двигающихся мышц. При этом вода создает большее сопротивление, чем воздух, значит, чтобы плыть, человеку приходится напрягаться сильнее. Поэтому в результате плавания формируются более сильные и эластичные мышцы. В тоже время во время плавания тело поддерживается водой так, что не возникает чрезмерной нагрузки ни на одну группу мышц или суставов.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, он правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

Плавание помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах. Показатель суммарной подвижности в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций.

Плавание и опорно-двигательный аппарат

Плавание является эффективным средством, оказывающим положительное воздействие на весь организм. Плавание, пожалуй, лучший вид физической нагрузки для развития и тренировки опорно-двигательного аппарата.

Опорно-двигательная аппарат - единый комплекс структур, образующих каркас, придающий форму организму, дающий ему опору, обеспечивающий защиту внутренних органов и возможность передвижения в пространстве, а также движения отдельных частей тела. Кроме того, опорно-двигательная система участвует в обеспечении жизненно важных процессов (минеральный обмен, кроветворение, кровообращение и другие).

Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, суставов, связок, мышц и их нервных образований.

Гармоничное развитие мышц, красивая осанка, стройная фигура, хорошая гибкость, улучшение координации движений – всего этого помогают достичь регулярные занятия

Почему плавание оказывает положительное воздействие на опорно-двигательный аппарат

Плавание – особый вид физической нагрузки. Дело в том, что двигательная активность пловца осуществляется в водной среде, а ее свойства (плотность, вязкость, температура, давление, теплоемкость) отличны от свойств воздушной среды.

Плотность воды примерно в 800 раз превышает плотность воздуха. Следовательно, двигаться в водной среде труднее, скорость передвижения ниже, а энергозатраты при плавании больше. В то же время в антигравитационных условиях водной среды уменьшается статическое напряжение тела. Особенностью плавания также является попеременное включение разных групп мышц, которое происходит в определенном ритме и строгой последовательности. Это обеспечивает срочный отдых одних мышц во время работы других. Благодаря этому, плавание не перенапрягает мышечный аппарат и позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки.

Тело плывущего человека находится в горизонтальном положении. Чтобы удержаться на поверхности воды и проплыть определенное расстояние, преодолевая лобовое сопротивление воды, пловцу приходится выполнять специфические движения, характерные только для плавания и не имеющие аналогов в других видах спорта. В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно сложно. Во время плавания пловец выполняет поочередные симметричные движения, то есть нагрузка на обе половины тела одинакова. Чередование напряжения и расслабления разных мышц во время плавания увеличивает их силу и работоспособность, а равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры.

Теплопроводностью воды в 30 раз больше теплопроводности воздуха. В воде тело быстрее теряет тепло, чем на воздухе такой же температуры. Это требует от организма повышенных затрат энергии при выполнении даже легких физических нагрузок, так как нужна дополнительная энергия для согревания тела. Температура в большинстве оздоровительных бассейнов 27-28 градусов. Находиться при такой температуре на улице или в помещении, при этом не осуществляя никакой физической деятельности, можно бесконечно. Попробуйте просто постоять в бассейне с водой такой температуры. Среднестатистический человек через несколько минут начнет замерзать и с радостью покинет воду.

Воздействие плавания на опорно-двигательный аппарат?

Плавание – одно из действенных средств в борьбе с физическими проявлениями старения. Люди в зрелом и пожилом возрасте, регулярно занимающиеся плаванием надолго сохраняют мышечный тонус и высокую подвижность в суставах, стройность и хорошую осанку. Сутулость, боль в пояснице и других отделах позвоночника, ограничение подвижности – это те проблемы, проявление которых в пожилом возрасте плавание делает менее ощутимым. Разумеется, чем раньше начать плавать, тем лучше для здоровья, тем эффективнее можно снизить возрастные проявления. Регулярно плавающие пожилые люди лучше себя чувствуют, не страдают бессонницей, более работоспособны по сравнению со сверстниками. Лишающими себя физической активности.

  • В детском и юношеском возрасте организм активно растет и развивается, он наиболее податлив для благотворного воздействия плавания. Именно в этом возрасте благодаря плаванию проще всего заложить базис и сформировать красивую гармоничную фигуру, гибкие суставы, сильный мышечный корсет и правильную осанку. Подростки, занимающиеся плаванием, значительно опережают в росте и уровне физического развития своих, не занимающихся спортом сверстников.
  • Во взрослом возрасте наиболее доступны изменениям поперечные размеры тела. Можно улучшить форму плеч, сделав их более широкими, уменьшить объем талии и бедер, укрепить все мышцы, похудеть. Результаты будут заметны уже через 3-6 месяцев регулярных занятий. Плавание используется в комплексе мер по борьбе с целлюлитом. Регулярное плавание улучшает общую физическую форму и работоспособность взрослого человека, делает фигуру более спортивной и подтянутой, улучшает осанку, повышает работоспособность и стрессоустойчивость.

Плавание и осанка

Осанка – это привычное вертикальное положение тела в покое и при движении, регулируемое бессознательно на уровне рефлексов. Каждый человек имеет привычную и присущую только ему осанку. Именно поэтому осанка ассоциируется с выправкой, манерой держать себя и даже с характером человека. Правильная осанка – это не только красиво, но и полезно для функционирования организма. При правильном строении тела создаются более благоприятные условия для развития организма и работы внутренних органов. Красивая осанка добавляет человеку уверенности в своих собственных глазах и глазах окружающих. Нормальной осанкой считается подтянутая осанка, когда все изгибы позвоночника умеренно выражены и направлены в естественном направлении. Голова держится прямо, плечи развернуты и слегка оттянуты назад, живот подобран, грудь выпуклая.

Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в передне-задней (сагиттальной) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости (то есть эти нарушения видны, если смотреть сбоку) происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника. К сагиттальным нарушениям относятся круглая спина (сутулость), кругло-вогнутая спина (усилен грудной кифоз и поясничный лордоз), плоская спина (изгибы позвоночника сглажены), плоско-вогнутая спина (усилен поясничный лордоз).

Осанка является врожденным свойством человека, она определяется генотипом и конституцией человека. Однако осанку можно усовершенствовать и в этом очень хорошо помогает плавание, ведь во время плавания:

  • уменьшается статическое напряжение тела, происходит естественная разгрузка позвоночника от давления на него веса тела;
  • укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета;
  • улучшается координация движений;
  • исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц;
  • восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков;
  • формируется чувство правильной осанки.

Все эти условия способствуют правильному формированию позвоночника в детском возрасте и создают условия для корректировки и улучшения осанки у взрослых.

С помощью плавания и специальных упражнений корректируют сколиоз, искривление позвоночника во фронтальной плоскости, приобретаемое чаще всего в дошкольном и школьном возрасте из-за привычки сидеть в неправильной позе во время занятий. Плавание также является лучшим средством профилактики сколиоза.

Плавание и плоскостопие

Плоскостопие – это изменение формы стопы, характеризующееся опущением ее продольного (вдоль стопы по внутреннему ее краю) и поперечного (расположенный под основаниями пальцев) сводов. Результатом плоскостопия является быстрое утомление при ходьбе, боли в с ступнях, коленях, бедрах и пояснице.

Активное движение ног в воде при плавании укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль, а для усиления воздействия на мышцы стопы – плавание кролем в ластах.

Плавание и мышцы

Вода создает большое сопротивление, поэтому для того, чтобы плыть, человек затрачивает значительные усилия. Регулярное плавание развивает силу, эластичность и выносливость мышц. У пловца гармонично развиваются все группы мышц, так как нагрузка падает не только на крупные мышцы ног, рук, туловища и шеи, но и на большое количество мелких мышц. В тоже время плавание не приводит к гипертрофии мышц, потому что нагрузка при оздоровительном плавании носит аэробный характер.

Плавание формирует крепкий мышечный корсет, закрепляющий позвоночный столб в естественном прямом положении и формирует правильную осанку.

Работа мышц пловца в воде и на суше хорошо скоординирована, так как во время плавания просто необходима хорошая координация движений.

В отличие от многих других видов спорта плавание, благодаря нахождению в водной среде, не перегружает мышцы и суставы.

Плавание и фигура

Регулярное плавание является замечательным способом формирования гармоничной красивой фигуры с оптимальными пропорциями. Вода придает фигуре обтекаемые очертания, без выпячиваний и углов. Проработка всех мышц делает тело сильным и стройным. Но плавание можно использовать и для коррекции фигуры. Популярно плавание с целью контроля веса и для похудения. С помощью упражнений в воде можно направленно воздействовать на проблемные зоны.

Плавание и суставы

При любых способах плавания из-за отсутствия сдавливающей нагрузки все суставы (в том числе суставы позвоночника) действуют с высокой амплитудой в самых различных плоскостях. Это позволяет не только использовать свои природные возможности, но и расширить их, увеличить амплитуду движений.

Плавание помогает всем суставам долгие годы оставаться гибкими, особенно в шее, плечах, стопах и бедрах. Показатель суммарной гибкости в суставах пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. В случае, если подвижность суставов с годами уменьшилась, плавание поможет восстановить легкость и амплитуду движения гораздо проще и эффективнее, чем при выполнении упражнений на суше.

Плавание и кости

Доказано, что занятия плаванием укрепляют кости. Кроме того, плавая в открытом бассейне, человек подвергается воздействию солнца, что стимулирует образование витамина D, под влиянием которого усиливаются процессы кальциевого и фосфорного обмена, а это в свою очередь способствует правильному росту костей.

Плавание и травмы

При оздоровительном плавании травмы встречаются очень редко, гораздо реже, чем в "сухопутных" видах спорта. Ведь плавание не перегружает мышц и суставов. Снизить вероятность травм еще больше помогает правильная техника плавания, следование советам тренера и соблюдение правил движения на дорожках бассейна. У пловцов-профессионалов 55,6% всей патологий приходится на коленный, плечевой суставы и области поясницы. Острые травмы составляют около 60% всех патологий, хронические заболевания опорно-двигательного аппарата – около 40%.

Нервная система

Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.

Плавание тонизирует нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения, улучшает кровоснабжение мозга.

Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона. Плавание помогает побороть водобоязнь, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении и депрессии, поднимает настроение. улучшает сон, внимание и память.

Регулярные занятия плаванием дисциплинируют и повышают волевые качества.

Иммунная система

Всем известно, что плавание - эффективное средство закаливания, оно повышает устойчивость к воздействию низких температур, и следовательно делает организм менее восприимчивым к простудным заболеваниям. В результате изменения состава крови при занятиях плаванием повышаются защитные свойства иммунной системы, что увеличивает сопротивляемость инфекциям.

Влияние плавания на психику

Регулярные занятия плаванием полезны не только для физического здоровья, но и для здоровья психологического.

Аквафобия или водобоязнь – это форма страха, характеризующаяся повышением чувствительности к водной среде, которая проявляется в обостренной реакции на ощущения от попадания воды на лицо, в глаза, в страхе потерять твердую опору. Страх воды, как правило, связан с необычными физическими ощущениями в водной среде (давление и температура воды вызывают особенности в дыхании и движении). Водобоязнь может быть вызвана психологической травмой, связанной с водой. Обучение плаванию с помощью опытного тренера помогает устранить боязнь воды как у детей, так и у многих взрослых.

Некоторые люди боятся не собственно воды как таковой, а ее толщи, глубины. Это явление называется батофобией. Рассматривание дна, подводных обитателей, водорослей, кораллов и рыб помогают справиться с таким страхом. Существуют и другие связанные с водой фобии, справиться с которыми помогает обучение и умение плавать.

Черты характера

Плавание оказывает влияние и на формирование личности. Регулярные занятия плаванием помогаю развить такие черты характера как самообладание, настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность. Плавание закаляет волю!

Уменьшение стресса

За счет регуляции дыхания в воде и массажа всего тела при плавании происходит ослабление стресса. Вода обволакивает, дает чувство легкости и невесомости, тем самым, порождая приятные эмоции. Плавание помогает при депрессии, поднимает настроение, делает мысли более ясными, улучшает внимание и память. Плавание приближает нас к природе, позволяет ощутить связь с ней.

Социальная активность

В любом возрасте, при любом уровне подготовки плавание – идеальный вид спортивной активности. Плавание – это не только тренировка, полезная для физического здоровья, но и приятное времяпрепровождение. Посещая бассейн можно обрести новых друзей, узнать много интересного и полезного.

Укрепляя нервную систему, повышая общий тонус, улучшая сон и аппетит, плавание ведет к общему повышению качества жизни.

В здоровом теле – здоровый дух!

swimsever.ru

Влияние плавания на организм занимающихся — МегаЛекции

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК)»

 

 

ИНСТИТУТ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Кафедра теории и методики спортивного и синхронного плавания,

аквааэробики, прыжков в воду и водного поло

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Особенности методики обучения плаванию способом брасс детей младшего школьного возраста

В фитнес клубах»

Направление подготовки 49.03.01 – «Физическая культура»

 

Исполнитель:

студентка 4 курса профиля

«Спортивная подготовка»

очной формы обучения

Николаева Дорида Алексеевна

 

Научный руководитель:

доцент кафедры ТиМ плавания

к.п.н. Табакова Е.А.

 

Москва – 2016

Содержание

 

 

Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Влияние плавания на организм занимающихся
1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
1.3 Основы методики и организация обучения плаванию детей младшего школьного возраста
1.4 Методика обучения плаваниюспособом брасс
Глава 2. Цель, задачи, метды и организация исследования
Глава 3 Результаты исследования
Выводы и практические рекомендации
Список литературы

 

Введение

В современных социально-экономических условиях общества состояние здоровья и уровень двигательной подготовки детей остается актуальной проблемой.

Физкультура и спорт эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, поэтому важно приучать ребенка к правильному распорядку дня, рациональному питанию, выполнению правил личной гигиены с детства и своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

У детей, находящихся в возрасте младшей школы, традиционно в этот период формируются предпочтения, мотивирующие принципы, уровень потребностей в регулярной физической активности, а также закладываются основы физической культуры и умственной деятельности человека. В данном возрастном периоде дети легко усваивают новый материал, важно давать школьникам наборы упражнений, всесторонне и гармонично развивающие их физические качества. В освоении упражнений, в первую очередь, внимание уделяется технике выполнения различных физических упражнений.

Актуальность темы объясняется тем, что наряду с такими жизненно необходимыми двигательными навыками как ходьба, бег, прыжки, есть необходимость обучения плаванию.

В настоящее время для проведения занятий плаванием с детьми школьного возраста существуют разнообразные условия. Кроме бассейнов, где осуществляется работа по массовому обучению плаванию, возникла развитая сеть негосударственных центров спортивно-оздоровительной направленности. В то же время, недостаточно разработок по обучению плаванию для различных групп занимающихся. Необходимо строить работу, ориентируясь на базовые Программы по массовому обучению, но перерабатывать их применительно к конкретным условиям и задачам групп занимающихся. Кроме этого, важно выяснить, какие способы плавания оптимальны для освоения для разных групп занимающихся.

В младшем школьном возрасте у детей уровень двигательной активности достаточно высокий. Но в период школьных занятий движений выполняется мало, и с каждым годом взросления ребенка, двигательная активность только снижается.

Плавание представляет собой динамическую циклическую активность, осуществляемую повторяющимися усилиями в воде при горизонтальном положении человеческого тела. В сравнительном разрезе такая деятельность характеризуется определенным уникальным влиянием на организм занимающегося относительно других спортивных видов. Обучение технике плавания способом брасс в настоящее время очень распространено. Велико прикладное значение этого способа. При плавании брассом легко ориентироваться в воде.

Проблемой обучения технике плавания детей младшего школьного возраста в не государственных учреждениях занимались такие авторы, как М.М. Булатова, Н.Ж. Булгакова, Л.В. Волков, Е.Н. Гогунов, Т.Г. Меньшуткина, И.П. Нечунаев и др.

Цель выпускной работы - рассмотреть особенности обучения технике плавания способом брасс детей младшего школьного возраста в негосударственных учреждениях. Обучение плаванию может проводиться в различных учреждениях, но оно должно подчиняться требованиям методики обучения для каждой возрастной группы.

Объектом исследования является процесс формирования техники плавания у детей младшего школьного возраста.

Предметом - техника плавания способом брасс детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы для занятий по обучению технике плавания способом брасс детей младшего школьного возраста в негосударственных учреждениях.

Глава 1. Литературный обзор

Влияние плавания на организм занимающихся

Плавание – крайне широко распространенный вид спорта, включающий в себя множество способов и разновидностей. [7]

Плавание представляет собой динамическую циклическую активность, осуществляемую повторяющимися усилиями в воде при горизонтальном положении человеческого тела. В сравнительном разрезе такая деятельность характеризуется определенным уникальным влиянием на организм занимающегося относительно других спортивных видов. [5]

Способы плавания отличаются друг от друга совершаемыми пловцом движениями, скоростью и энергозатратностью, а также правилами старта и техникой поворота во время соревнований, технической сложностью и легкостью в овладении для большинства людей.[6]

Выделяют следующие основные способы плавания:

- кроль на груди;

- кроль на спине;

- брасс;

- баттерфляй.

Кроль на груди – способ плавания в исходном положении на груди, в процессе которого руками совершаются попеременные гребки, в то время, как ноги находятся в непрерывном движении в технике «ножницы». Это самый быстрый способ плавания.

Кроль на спине –способ имеющий, схожие до определенной степени с кролем на груди в части повторяющихся движений рук и ног в формате повторяющихся гребков и частых движений, но разница в том, что пловец плывет на спине, а не на груди. Кроль на спине считается третьим по скорости способом.

Баттерфляй - стиль плавания на груди, при котором левая и правая части тела совершают симметричные и одновременные движения: руки совершают одновременный гребок, при этом ноги совершают одновременное волнообразное движения. Баттерфляй – это самый тяжелый по энергозатратности способ. Баттерфляй считается вторым по скорости способом плавания после кроля на груди

Брасс – способ плавания на груди, в котором руки одновременно совершают гребок и выносятся вперед от груди, а ноги, сгибаясь в коленях, совершают толчок. Хотя брасс является самым медленным способом плавания, он, в тоже время, является самым сложным с технической точки зрения и, разумеется, поэтому, самым сложным для освоения. Именно поэтому, большинство тренеров начинают его изучать со своими учениками в самую последнюю очередь, когда кроль на груди и кроль на спине, а также первичные навыки баттерфляя.

В данной работе будет подробно рассмотрен процесс обучения технике плавания брассом детей младшего школьного возраста.[9]

 

megalektsii.ru

1.2 Влияние занятий плаванием на сердечнососудистую, дыхательную систему и опорно-двигательный аппарат

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22–24% массы тела (у взрослого-40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы. [10]

У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении – удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3–5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Движения, при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детскцй организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.

При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании Человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. У пловцов она достигает 5000–7300 см3 и более[11].

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800–2100 см3. [11]

Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в воду с высоты более чем 40–50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конечностей – тазового пояса.

Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить заболевание плоскостопием. [5]

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича (полиомиелита).

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

studfiles.net

Занятия плаванием: рекомендуем?

Прекрасно, когда есть возможность выбрать тот режим физических нагрузок, который оптимально подходит образу жизни вашего ребенка, соответствует его предпочтениям и состоянию здоровья — как бы то ни было, а упражнения должны быть в радость! Кто-то любит заниматься в спортзале, кому-то нравятся пешие прогулки, а кто-то предпочитает серьезные занятия, скажем, баскетболом, футболом и др. Плавание — это наиболее щадящий вид спорта, поскольку риск травм минимален. В воде масса тела человека уменьшается в 10 раз. В бассейне может тренироваться даже тот, кто никогда не занимался спортом и тот, кому другие виды спорта по тем или иным причинам могут быть противопоказаны. Итак, плавание — лучший выход, если силовые виды спорта противопоказаны, если есть проблемы с суставами, спиной, избыточным весом и др., или родители просто опасаются травм, не хотят перегружать ребенка физически, а стремятся просто оздоровить и закалить своего малыша.

Но, решив записать своего ребенка в бассейн, возникает ряд вопросов… Действительно ли плаванье — средство от всех возможных болезней, или же в общем бассейне гораздо легче приобрести новые? Почему все говорят, что плавать — полезно? К чему стремиться: «просто держаться на воде» или «готовиться в сборную»? И многие, многие другие.

Мы не станем поднимать сейчас вопрос детского плавания для малышей грудничкового возраста — это отдельная тема, требующая особого внимания. Поговорим о детях более старшего возраста.

Детям 2-3 лет также полезны всевозможные водные упражнения, ведь вода является очень благоприятной средой для развития ребенка любого возраста. В таком возрасте лучше не пытаться учить малышей плавать. Для физического и психологического комфорта ребенка будет гораздо полезнее, если вы просто какое-то время будете проводить с ребёнком в воде, играть с ним, плескаться, «возить» его по поверхности воды. Надо просто делать все то, что ему нравиться, прививая, таким образом, любовь к водной стихии.

Детей 4-5 лет можно, используя специальные надувные средства (нарукавники, воротники), пробовать оставлять один на один с водой (естественно, при тщательном присмотре за ними). Старайтесь, чтобы ребенок был преимущественно в горизонтальном положении, можете показать ему основные плавательные движения, но, опять же, все это лучше делать в игровой форме, ненавязчиво. В возрасте до пяти лет детское плавание должно быть обычным купанием, «бултыханием», приятной водной процедурой.

Записываться в бассейн можно в возрасте 6-7 лет. Этот возраст является оптимальным для обучения плаванию, ведь ребенок уже может отдавать себе отчет, что и как он делает в воде, что будет, если сделать вот так, а что, если так. Плавание детей, как вид физкультуры, очень полезен. Для хорошей работы всех систем организма необходимы 20–30 минут непрерывного плавания.

Но нередко родители мечтают, чтобы их дети профессионально обучались плаванию. Конечно, плавание — один из самых «здоровых» видов физической активности, а мужчины-пловцы имеют отличную спортивную фигуру: у них прекрасно развит скелет, плечевой пояс, грудная клетка, у них отличная осанка, они почти всегда выше среднего роста. К тому же плавание очень способствует укреплению иммунной системы, развивает гибкость, координацию, выносливость. Однако, решив профессионально обучать сына или дочь плаванию, родителям неплохо определиться: каких именно результатов обучения они желают достичь. Каждый из видов спорта имеет свои особенности, свои достоинства и недостатки. И прежде чем, «бросать» ребенка в воду, подумайте о всех плюсах и минусах профессиональных занятий плаванием.

Если вы все же намерены сделать из своего сына или дочери будущую звезду бассейнов, то следует понимать, что польза плавания для здоровья будет достигнута только в том случае, когда ребёнку будет нравиться его занятие. Поэтому обязательно следите за состоянием ребенка, как физическим, так и психологическим.

Отдавая ребенка в секцию детского плавания, а особенно спортивного плавания, вы должны знать, что оно ему может дать, а что нещадно заберет. Рассмотрим для начала объективные плюсы занятия плаванием.

  1. Любой вид плавания (будь то спортивное плавание или, как вид физкультуры) — отличная физическая подготовка. Оно даёт универсальную и максимально полную нагрузку для развития всех групп мышц, эффективно развиваются: плечевой пояс, руки, ноги, мышца тела, пресс живота и спины, другие. Плавание оптимизирует мышечный баланс (многие спортсмены-профессионалы часть тренировок обязательно проводят в бассейне). При плавании задействованы почти все мышцы, а распределить нагрузку по объёму и интенсивности не сложно.
  2. Вытягивающий эффект благотворно влияет на рост ребёнка.Вес тела в воде на много меньше, полностью снимается компрессионная нагрузка на позвоночник и суставы, и позвоночник и все конечности хорошо вытягиваются во время занятий плаванием, что ускоряет рост и одновременно умеренно закачивает, укрепляет мышцы. Это идеальное сочетание для растущего организма.
  3. Вода успокаивает, снимает стресс, позволяет получить разрядку. Именно поэтому бассейн часто рекомендуют гиперактивным и нервным детям. У «водоплавающих» ребят крепче сон и лучше аппетит.
  4. Активизируется кровообращение. В особенном режиме работает и сердечно-сосудистая система (тело как бы находится в невесомости и почти в горизонтальном положении, что значительно снижает нагрузку на сердце). При овладении техникой плавания, достаточно интенсивной и продолжительной нагрузке плавание может эффективно использоваться для повышения функционального состояния системы кровообращения и снижения факторов риска ишемической болезни сердца. Многие люди, для которых занятия на суше трудны, болезненны или даже опасны, спокойно и относительно комфортно занимаются в воде.
  5. Польза плавания для развития дыхательной системы — неоценима. У пловцов широкая грудная клетка, потому что, плавая, им приходится дышать, преодолевая сопротивление воды. Поэтому каждый вдох-выдох — это специальная дыхательная гимнастика. В результате затрудненного вдоха (давление воды на грудную клетку) и выдоха в воду плавание способствует развитию аппарата внешнего дыхания и увеличению жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Специфика условий для занятий плаванием (повышенная влажность, микроклимат бассейна) особенно благоприятны для людей с бронхиальной астмой. При плавании приступов астмы обычно не возникает, тогда как во время бега при форсированном дыхании их, вероятность выше.
  6. Плавание необходимо для профилактики, лечения и реабилитации заболеваний позвоночника. Лучший спорт для позвоночника — плавание. В отличие от других видов спорта, занятия в воде обеспечивают минимальную нагрузку на костно-хрящевой аппарат человека. Поэтому плавание наиболее приемлемо для тех, у кого, в силу выраженности дистрофических процессов в позвоночнике, наземные виды физических тренировок приводят к скорому появлению болей. Однако плавание стилем «брасс», с судорожно высунутой из воды головой, приводит к перенапряжению шейного отдела позвоночника. Кроме того, интенсивные занятия брассом, особенно у новичков, могут усиливать обратный прогиб позвоночного столба. Естественное положение позвоночника обеспечивается лишь при плавании кролем и на спине. Плавание позволяет развить гибкость, скорректировать профиль грудного и поясничного отделов позвоночника у детей с нарушениями осанки, сколиозом позвоночника, избавиться от плоскостопия, повысить вестибулярную устойчивость. Водная среда и плавание незаменимы в реабилитации детей с церебральным параличом. Врачи часто рекомендуют водные упражнения людям пожилым, полным, физически неразвитым и инвалидам, поскольку вода уменьшает вес тела, защищая слабые суставы от воздействия физических нагрузок, неизбежных в обычных условиях.
  7. Плавание — спорт, занятия которым преображают фигуру. Плавайте — и долой лишние килограммы! Энергетическое обеспечение мышечной деятельности при плавании отличается рядом особенностей. Уже само пребывание в воде (без выполнения каких-либо движений) вызывает увеличение расхода энергии на 50% (по сравнению с уровнем покоя), поддержание тела в воде требует увеличения расхода энергии уже в 2–3 раза, так как теплопроводность воды в 25 раз больше, чем воздуха. В связи с этим плавание может стать прекрасным средством нормализации массы тела — при условии регулярности нагрузки (не менее ЗО мин 3 раза в неделю).
  8. Естественная закалка, оздоровление и укрепление иммунитета ребёнка. Вода обладает уникальными целебными свойствами, об этом знали наши предки и 1000 лет назад. Вода исцеляет и закаляет. Круглогодичные занятия плаванием будут способствовать закаливанию вашего ребёнка, укреплению иммунной системы, что защищает его от различного рода вирусных и других заболеваний.
  9. Массирующий эффект и температурные воздействия воды на кожу при плавании рефлекторно улучшают кровоток в коже, сердце и мозге, нормализуют баланс нервных процессов, улучшают сон, тонизируют нервную систему.
  10. Занятия спортивным плаванием — это дисциплина, жесткий режим. Ребята, которые занимаются в спортивных секциях, оказываются гораздо более дисциплинированными, чем их сверстники, что хорошо сказывается и на учебе в школе и на поведении ребенка дома, на улице.
  11. Ну и, наконец, объективная польза в обучении плаванию — это само умение плавать, которое особенно важно для детей, для безопасности их жизни.

Увы, но есть и определённые минусы в вопросах обучения профессиональному плаванию, которые (как и плюсы), появились из наблюдений родителей, врачей и самих детей. А именно.

  1. Детское плавание почти никогда не происходит в естественных условиях, в хорошей чистой воде, а плавание в бассейне (особенно закрытом) — это дыхание слишком влажным воздухом с запахом хлорки. Для регулярного дыхания пользы тут не больше, чем бегать в часы пик по центру города. В странах цивилизованного мира вода в бассейнах по санитарно-техническим нормам должна соответствовать кодексу бактериологической безопасности, а хлор благодаря своим мощным дезинфицирующим свойствам как раз является тем ключевым элементом, который это требование позволяет удовлетворить. Все бы хорошо, если бы это химическое вещество не вступало в контакт с органическим материалом, который принадлежит самим купающимся. Имеются в виду пот, слюна, волосы, чешуйки кожи, слизь из носа и даже испражнения, которые, несмотря на все запреты и правила приличия, регулярно загрязняют бассейн. Когда хлор взаимодействует с подобными отходами, он распадается на вторичные вещества, которые затем попадают в воздух и в воду. Некоторые из новообразовавшихся молекул отвечают за специфический и всем знакомый «бассейный» запах. Но они почти безвредны. Те же хлорамины, которые впитываются через кожу, и особенно те, которые мы вдыхаем, оказываются наиболее токсичными для неокрепшего организма. Вопреки существующему мнению, хлор не остается в воде, а испаряется в атмосферу и вступает в реакцию с углеродом и азотом, образуя оксиданты. Попадая в легкие, оксиданты повреждают клетки их внутренней поверхности, делая эту поверхность более проницаемой, что позволяет вдыхаемым частицам проникать глубже в легкие и усиливает аллергическую реакцию. Такую уязвимость можно объяснить, прежде всего, тонкой и легкопроницаемой детской кожей и незрелостью дыхательного тракта малышей. И эти риски усиливаются, если бассейн неглубокий или вода в нем теплая, а как раз оба эти параметра типичны для «лягушатников». К тому же во время игр малыши нередко заглатывают воду, отчего контакт с вредными химикатами становится еще теснее. Все эти факторы заставили заграничных исследователей крепко задуматься о безопасности детей в крытых бассейнах.
  2. Учеными доказано, что частые контакты с хлором неблагоприятно влияют на волосы. Волосы тускнеют, истончаются, нередко — выпадают. Людям, регулярно купающимся только в реках и естественных водоемах, подобные изменения не грозят.
  3. Зачастую лечебный эффект плавания не достигается вовсе, а начинается постоянный насморк, простуды, аллергии. И тут не последнюю роль оказывают вредные хлорсодержащие производные. Тут главное — нельзя переохлаждаться.
  4. Занимаясь спортивным плаванием, ребёнок практически не имеет свободного времени, а значит, ему не хватает общения со сверстниками в детстве. Безусловно, тут многое зависти от характера, но случается такое часто.
  5. Даже если в школе у ребёнка с обучением все было хорошо, то уже в ВУЗе могут появиться проблемы, ведь тренировки проходят несколько раз в день, практически ежедневно и уделять серьезное внимание получению высшего образования, нет ни сил, ни желания.
  6. Как и у любого спортсмена, у пловцов есть профессиональные «болячки»: аритмия сердца, хронический ринит, кожные болезни и другие.

И главный вопрос, который часто мучает родителей будущего пловца (будь то оздоровительные занятия или профессиональный спорт), — насколько велик риск «подхватить» в бассейне инфекции? Ответ — риск есть, ведь ни для кого не секрет, что зачастую справки некоторым детям родители покупают даже без обследования. Поэтому Вы никогда не будете точно знать, все ли дети в бассейне здоровы или есть дети с какими-то инфекциями. Риск инфицирования можно существенно снизить. Заразиться в воде практически невозможно, поскольку вода дезинфицируется и, как сказано выше, хлорируется. Заражение обычно происходит при соприкосновении с бортиками, стенами, лавочками и тому подобным. Ограничьте контакт с этими элементами, и все будет хорошо. Но даже добросовестно очищенная вода может навредить юному Ихтиандру. Тем более это касается детей с сухой и склонной к аллергии кожей. Любой элемент обеззараживания, будь то озон или хлор, разрыхляет эпидермис малыша (о чем говорилось выше), что упрощает «доступ к телу» бактериям, которых в большинстве бассейнов достаточно.

Как видите, истина где-то посередине — решать вам. Главное — всегда учитывать возможности и интересы ребёнка, тогда любое занятие, в том числе и плавание, обязательно пойдёт на пользу.

Существенным является вопрос: в каких случаях занятия плаванием противопоказаны? Итак, купаться запрещено! К противопоказаниям относят — тяжелые врожденные пороки сердца, различные острые заболевания — пневмония, ОРВИ с лихорадкой и т. д. Неврологическая патология, которой сопутствует судорожный синдром. Серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей (например, вывихи и подвывихи тазобедренных суставов), остеомиелит конечностей. Противопоказаниями к занятиям по плаванию являются: заболевания в острой форме и заразные кожные заболевания (стрепто-, стафилококкодермия и т. д.), а также негативное отношение ребёнка к воде. Если ребенок негативно относится к воде, то лучше его насильно не учить… Это страх и стресс для малыша, поэтому не настаивайте на его обучении, лучше подождать, постепенно и мягко приучить к воде...

Ну и напоследок, несколько советов родителям начинающих пловцов.

  1. Переохлаждение, которое может наступить из-за слишком длительного пребывания в.признаков — гусиная кожа, озноб, посинение губ, немедленно выведите ребенка на берег, согрейте, насухо растерев махровым полотенцем так, чтобы кожа горела, напоите горячим чаем.
  2. Если ваш обычно веселый, покладистый, шустрый ребенок вдруг после занятия стал вялым, капризным, у него участились дыхание и сердцебиение — это признаки того, что он переутомился. Нагрузка явно оказалась ему не по силам. Занятия плаванием не бросайте, а сократите их продолжительность, не заставляйте малыша делать упражнения или играть в игры, требующие слишком большого напряжения — эмоционального и физического. Нагрузку увеличивайте постепенно и осторожно.
  3. Часто бывает так: едва ребенок научился держаться на воде и разучил основные движения, взрослые тут же предоставляют его самому себе. Это очень-очень опасно! Не отрываясь, следите за детьми с берега во время занятий плаванием, еще лучше, зайдите в воду вместе с ними, страхуя и контролируя их действия.
  4. Не разрешайте детям садиться друг на друга, толкать под воду, нырять навстречу друг другу. Прежде чем позволить ребенку нырнуть, например, за красивой ракушкой, проверьте, достаточна ли глубина, нет ли на дне острых камней, о которые можно пораниться, густых водорослей и сетей. Увлекаться нырянием нельзя! При частой задержке дыхания мозг плохо снабжается кислородом, и ничего не стоит потерять сознание.
  5. На занятия лучше приходить рано утром, пока вода, обновленная за ночь, еще не успела загрязниться от наплыва купальщиков. От вечерних походов по аналогичным причинам лучше отказаться категорически.
  6. После «тренировки» малыша нужно обмыть под душем и намазать увлажняющим кремом, ведь хлорная известь сильно сушит кожу.

Счастливого плавания!

eduface.ru


.