1. Область и эффективность применения карты. Устройство водоотводных канав


5.2. Проектирование боковых канав (кюветов, резервов)

Большая часть выпадающих непосредственно на поверхность дороги осадков стекает с нее ввиду наличия на проезжей части и обочинах поперечных уклонов. Эта вода стекает по откосам земляного полотна.

Для отвода воды вдоль дороги, переходящей в выемке или насыпи высотой до 1–1,5 м, устраивают боковые канавы (кюветы). Боковые канавы также способствуют осушению грунтов земляного полотна в связи с испарением влаги с внутренних откосов боковых канав.

В связных грунтах кюветам придают трапецеидальное сечение шириной по дну 0,4 м, с крутизной откосов в выемке 1:1,5, в насыпе: внешний откос 1:1,5, внутренний 1:3 или 1:4.

Рис. 5.1. Поперечные сечения боковых канав:

а – трапецеидальное; б – треугольное

В несвязных грунтах устраивают кюветы треугольного сечения с крутизной внутреннего откоса 1:3.

При выборе формы поперечного сечения боковой канавы следует учитывать, что при одинаковой глубине кювета площадь живого сечения трапецеидальной канавы больше, чем треугольной.

Минимальная глубина кювета 0,3 м от поверхности земли, максимальная 0,7–0,8 м (редко до 1,2 м), считая от бровки насыпи.

Вообще глубину кювета назначают по расчету так, чтобы возвышение верха дорожной одежды над дном кювета было не менее рекомендованного СНиП [2] для II типа местности, то есть дл участков с необеспеченным поверхностным стоком воды

hкюв = hрек – ( bпр iпр/2 + bоб iоб) – hраб

Дну кюветов придают продольный уклон, равный уклону бровки земляного полотна, но не менее 5 ‰, а в исключительных случаях 3 ‰. На участках выемок и низких насыпей, где уклон проектной линии менее 5 ‰ проектируют так называемые заглубленные кюветы с уклоном не менее 5 ‰.

Не допускается проектировать красную линию в выемках в виде горизонтальных участков и вогнутых кривых ввиду трудности осуществления водоотвода из выемки.

В тех случаях, когда вследствие равнинного рельефа местности устраивать кюветы с уклоном 5–3 ‰ не удается, земляное полотно проектируют в насыпи, отсыпаемой из дренирующих грунтов. Рабочие отметки насыпи назначают как для III типа местности.

Необходимо использовать все возможности для отвода воды из кюветов в пониженные места в сторону от дороги, устраивая отводные русла желательно, чтобы отвод воды из кювета в сторону или в искусственные сооружения осуществляется не реже, чем через 500 м.

Не допускается пропуск воды из насыпи через выемку. Перед входом в выемку воды из боковой канавы отводят в сторону. Воду из выемки отводят в сторону от дороги с того места, где насыпь становится выше 0,5 м, постепенно доводя глубину канавы до нуля (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Вывод воды из выемки

5.3. Проектирование водоотводных и напорных канав

Водоотводные канавы служат для отвода воды от дороги в стороны, в пониженные места или к водопропускным сооружениям.

Если дорога пересекает на коротком расстоянии несколько логов, воду можно не пропускать через дорогу в каждом понижении, а устраивать водоотводные канавы, перехватывающие воду в малых логах и отводящие в главный лог (рис. 5.3). Обычно канавы глубиной 0,25–0,5 м, собирающие воду с малых логов, начинают в самом русле.

Рис. 5.3. Схема отвода воды из бокового лога к сооружению в главном логе

Канавы устраивают с продольными уклонами не менее 5 – 7 ‰, длину принимают не более 500 м.

Водоотводные канавы также проектируют для выпуска воды из пониженных участков – бессточных впадин, которые пересекает дорога.

Воду из впадины отводят до ближайших логов или более глубоких впадин, устраивая водоотводные канавы с двух сторон дороги (рис. 5.4, а). Возможно и другое решение: устройство водопропускной трубы и водоотводной канавы с низовой стороны (рис. 5.4, б). Вопрос решается с учетом конкретной ситуации: наличия понижений с двух сторон дороги и технико-экономических расчетов (следует подсчитать, что дешевле – труба или канава).

Рис. 5.4. Схема отвода воды из бессточной впадины: а – без устройства трубы; б – с устройством трубы под полотном

Рекомендуется пересекать впадину не в самом глубоком месте, а сбоку. Тогда более глубокая часть впадин будет играть роль испарительного бассейна.

При наличии поперечного уклона местности косогора вода, притекающая к дороге с верховой стороны, должна быть перехвачена и отведена в сторону от дороги с помощью нагорных канав (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Нагорные канавы:

а – у насыпи; б – у выемки; 1 – насыпь; 2 – нагорная канава;

3 – берма; 4 – откос выемки; 5 – банкет

Сечение нагорных канав рассчитывают по расходу воды, притекающей к ней. Канаве придают трапецеидальный поперечный профиль с наименьшей шириной по дну 0,5 м. минимальная глубина канавы 0,5 м, крутизна откосов 1:1,5, продольные уклоны не менее 3–5 ‰.

Если земляное полотно проложено по косогору в насыпи, то нагорную канаву располагают на расстоянии не менее 2,0 м от подошвы насыпи, а между ней и насыпью отсыпают берму с уклоном 20 ‰ к канаве (рис. 5.5, а).

При наличии кювета в насыпи и расположении дороги в выемке, во избежание сплывов и оползания откосов из-за переувлажнения грунтов, нагорные канавы располагают на расстоянии не менее 5 м от внешнего откоса кювета или выемки (рис. 5.5, б). Чтобы избежать затопления выемки при переполнении нагорной канавы, между выемкой и канавой отсыпают земляные призмы – банкеты.

При большом притоке воды на крутых и длинных косогорах устраивают два и более ряда нагорных канав. Кюветы и нагорные канавы укрепляют дерном, укрепленным грунтом, мощением.

studfiles.net

1 устройство водоотводных и нагорных канав в нескальных талых грунтах

1. Устройство водоотводных и нагорных канав в нескальных талых грунтах

Для устройства водоотводных и нагорных канав в нескальных талых грунтах применяют канавокопатели на базе траншейного экскаватора ЭТУ-354, универсальные экскаваторы-планировщики, а также экскаваторы-обратные лопаты Э-304, Э-352, ТЭ-3, оборудованные профилирующим ковшом. Эти машины позволяют исключить ручной труд при устройстве водоотводов. На ряде железнодорожных стоек для устройства канав широко еще используют экскаваторы-драглайны, однако после работы этих экскаваторов до 20-30% объема работ и зачистку дна и откосов канавы необходимо выполнять вручную.

Профилирующий ковш (рис. 24) представляет собой сварную трапециедальной формы конструкцию из листовой стали толщиной 10 мм. Ширина ковша по дну равна 0,6 - 0,8 м, высота 0,7-0,8 м. режущие части ковша часто изготавливают из ножа автогрейдера, им придают очертание типового профиля канавы. Для обеспечения жесткости внутри ковша поставлены две диафрагмы. К рукояти экскаватора ковш крепится также как стандартный ковш обратной лопаты, для чего на верхнем днище ковша приварены проушины.

Устройство канав канавокопателем на базе траншейного экскаватора ЭТУ-354. Канавокопатели на базе траншейного экскаватора ЭТУ-354 применяют для устройства канав глубиной до 0,8 и шириной по дну 0,6 м.

До начала работы канавокопателя на спланированной горизонтальной площадке кольями обозначают линию хода внешней кромки правой гусеницы. Колья устанавливают через 5 м на расстоянии от оси канавы, равном половине ширины гусеничного хода канавокопателя.

Канавы нарезаются за один проход канавокопателя. Машинист и его помощник при движении должны следить за тем, чтобы кромка правой гусеницы шла строго по линии установки кольев.

Грунт, вынутый из канавы, грузят в автосамосвалы и вывозят за пределы канав или укладывают, если это разрешено, с низовой стороны в виде призмы и затем разравнивают бульдозером.

При необходимости разработки канавы глубиной более 0,8 м верхнюю ее часть разрабатывают бульдозером или скрепером на такую глубину. Что ширина по дну была не менее ширины гусеничного хода канавокопателя.

Контроль глубины водоотводной или нагорной канавы следует производить путем нивелирования ее дна и бровок.

Производительность комплекта машин (в м3/смену) в среднем составляет:

группа грунтов1

I II

При разработке грунта в отвал …… 360 310

» » » грунта с погрузкой

в автомобили-самосвалы………….. 285 240

________________

1 Здесь и далее группы грунтов указаны по ЕНиР.

Устройство водоотводных и нагорных канав универсальными экскаваторами-планировщиками. Универсальными экскаваторами-планировщиками можно устраивать водоотводные и нагорные канавы любой глубины и ширины в грунтах I – II групп.

Перед началом работы экскаватора-планировщика на спланированной горизонтальной площадке кольями через 10 м разбивают ось канавы, верхние бровки и подошвы откосов. На осевых кольях указывают проектные глубины канавы.

Экскаватор-планировщик устанавливают и перемещают по оси канавы, он разрабатывает канаву за одну проходку.

Разработку грунта на каждой стоянке осуществляют за три приема (рис. 25). Сначала ковшом, установленным под проектным углом заложения откоса канавы, вырезается грунт по контуру одного откоса, а затем после поворота ковша – по контуру второго откоса. Одновременно зачищаются откосы канавы. Оставшийся грунт по оси канавы выбирается нормально установленным ковшом. При этом производится зачистка дна канавы.

Для устройства канав целесообразно применять профилирующий ковш.

После разработки грунта экскаватор-планировщик перемещают на новую стоянку. Экскаватор Э-4010 передвигает шофер по сигналу машиниста, а экскаваторы других типов перемещают сами машинисты.

Грунт из канавы грузят в автомобили-самосвалы или укладывают с низовой стороны в виде призмы. В последнем случае планировку грунта (при необходимости) выполняют непосредственно экскаватором-планировщиком за вторую проходку, для чего его оборудуют отвалом.

Контроль глубины канавы и продольного уклона осуществляют нивелировкой.

Производительность экскаваторов в среднем составляет: с погрузкой грунта в автомобили-самосвалы – 130 м3/смену, в отвал – 150 м3/смену.

Устройство водоотводных и нагорных канав экскаватором-обратной лопатой с профилирующим ковшом. Одноковшовыми экскаваторами, оборудованными профилирующими ковшами, можно разрабатывать водоотводные канавы в талых грунтах I – III групп. Особенно эффективно применение их для устройства канав в переувлажненных суглинках и глинистых грунтах. Одноковшовые экскаваторы можно применять для разработки канав любой глубины и ширины по дну с укладкой грунта в отвал или погрузкой в автомобили-самосвалы.

Разбивочные работы выполняют так же, как и при разработке канав экскаватором-планировщиком.

Для устройства канавы экскаватор устанавливают по оси канавы. Разработка канавы в зависимости от ее ширины и глубины осуществляется за один или несколько приемов. Канава глубиной не более высоты ковша отрывается экскаватором за одну проходку. При этом зачистка дна и откосов канавы делается во время передвижения экскаватора на новую стоянку, для чего рукоять устанавливают в вертикальное положение так, чтобы ножи ковша плотно прилегали к откосам и дну канавы.

Разработка канавы, глубина которой больше высоты ковша, осуществляется также одной проходкой экскаватора за несколько приемов (рис. 26). Сначала разрабатывают верхнюю часть на глубину ковша, а затем нижнюю часть.

Контроль глубины канавы осуществляют в процессе разработки канавы с помощью трех визирок (рис. 27). Одну из них (подвижную) закрепляют на рукояти экскаватора так, чтобы верх ее мог устанавливаться на высоте 2,2-2,5 м от режущей кромки ковша, две другие визирки – неподвижные, длина их 2,3 м.

После разработки канавы на длину 15-20 м в начале ставят одну неподвижную визирку, а на расстоянии 10-15 м от нее – вторую визирку. Обе визирки устанавливают по нивелиру на проектную отметку. Верх подвижной визирки все время держат на линии визирования неподвижных визирок. По мере удаления экскаватора на 15-20 м первую визирку переносят и устанавливают на таком же расстоянии от второй визирки. При ломаном продольной профиле канавы неподвижные визирки снова устанавливают на проектные отметки по нивелиру – одну в точке перелома профиля, другую на расстоянии от этой точки 10-15 м в сторону экскаватора. Устанавливают визирки на проектную отметку мастер или геодезист и помощник машиниста экскаватора.

Производительность экскаватора при разработке грунтов II группы составляет примерно 200 м3/смену.

2. Устройство водоотводных канав на болотах

Для устройства канав на болотах могут быть использованы экскаваторы-обратные лопаты с профилирующим ковшом, а также драглайны с ковшом емкостью 0,35-0,65 м3.

Ширина и высота профилирующего ковша должны быть равны 0,8 м, т.е. соответствовать типовым размерам водоотводных канав, устраиваемых на болотах.

Технология устройства водоотводных канав на болотах не отличается от технологии устройства канав в обычных условиях. Канаву отрывают за один проход экскаватора, грунт укладывают в вал, а затем разравнивают его дозером слоем толщиной 0,5 м. драглайном водоотводные канавы отрывают сразу на полный профиль. При этом чтобы придать откосам канавы требуемую крутизну (1:1,5), ковш драглайна должен работать под углом к вертикальной оси. Наклон ковша достигается за счет уменьшения подъемной цепи на 2-2 звена.

Устройство канав драглайном рекомендуется производить по возможности одновременно с устройством траншеи при подготовке основания под насыпи (см. раздел IV).

Для устройства канав на болотах целесообразно применять экскаваторы на уширенном гусеничном ходу или подкладывать под гусеницы обычных экскаваторов переносные щиты.

3. Устройство водоотводных и нагорных канав в мерзлых, полускальных и скальных грунтах

Устройство канав в мерзлых и слабых скальных грунтах экскаватором-обратной лопатой с ковшом активного действия.

для разработки мерзлых и полускальных грунтов IV и V групп, а также слабых сильнотрещиноватых скальных грунтов VI группы созданы ковши активного действия к одноковшовым экскаваторам. Для устройства водоотводных канав в таких грунтах можно применять экскаваторы-обратные лопаты с ковшами активного действия.

Сменное оборудование к экскаватору состоит из ковша активного действия, воздухопровода и манометра.

Ковш активного действия отличается от обычного наличием на передней стенке трех ударных блоков с пневмомолотами. Запуск каждого пневмомолота происходит автоматически при нажатии его зуба на грунт.

Питание пневмомолотов сжатым воздухом осуществляется от передвижного компрессора производительностью 9-10 м3/мин.

Работы по устройству канав выполняет бригада в составе машиниста экскаватора, его помощника, машиниста компрессора и двух-трех рабочих III разряда.

Канава разрабатывается за один проход экскаватора, передвигающего по оси канавы.

На каждой стоянке сначала оконтуривают границы (рис. 28). Затем до дна канавы выбирают грунт в средней части канавы, после чего добирают грунт с откосов. Мелкие недоборы грунта устраняют рабочие вручную.

Разработку мерзлого грунта в глубоких канавах целесообразно делать так, чтобы зубья ковша активного действия подходили к мерзлому грунту из массива незамерзшего грунта. Это значительно улучшает условия работы ковша активного действия и повышает производительность экскаватора.

Производительность экскаватора-обратной лопаты с ковшом активного действия колеблется в широких пределах и при благоприятных условиях составляет более 140 м3/смену.

Устройство водоотводных канав в мерзлых и скальных грунтах с применением буро-взрывных средств. В грунтах мерзлых, в том числе в вечномерзлых, а также в полускальных и скальных водоотводные канавы можно устраивать с разрыхлением грунтов буро-взрывным способом – взрыванием шпуровых или скважинных зарядов.

Для бурения шпуров в мерзлых грунтах применяют буровые машины БТС-60, образующие шпуры диаметром 62 мм. Скальные грунты бурят буровыми машинами БТС-75, БТС-150 или СБМК-5, образующими скважины диаметром 80-150 мм.

При устройстве неглубоких (до 1 м) канав в скальных грунтах можно бурить шпуры диаметром 40-45 мм. Для этого применяют перфораторы различных типов.

Шпуры и скважины в зависимости от ширины канавы располагают в несколько рядов и бурят на 20-30 см ниже дна канавы. Расстояние между шпурами и скважинами принимают не более их глубины.

Разрыхленный мерзлый и скальный грунт убирают экскаватором-обратными лопатами или экскаваторами-планировщиками, оборудованными ковшами с зубьями. Грунт укладывают с подгорной стороны канавы в вал и при необходимости разравнивают.

Для устройства водоотводных и нагорных канав в нескальных талых грунтах применяют канавокопателина базе траншейного экскаватора ЭТУ-354, универсальные экскаваторы-планировщик

V. Подготовка оснований под насыпи

1. Срезка растительного грунта и нарезка уступов на косогорах

На горизонтальной местности, а также на косогорах крутизной до 1:10 насыпи высотой более 0,5 м на сухом и прочном основании отсыпают непосредственно на естественную поверхность, а в основании насыпей высотой до 0,5 м удаляют растительный покров (дерн).

При крутизне косогора от 1:10 до 1:5 в основании насыпей высотой до 1,0 м и на нулевых местах также удаляют дерн, а в основании насыпей высотой более 1 м дерн не срезают, но перед отсыпкой насыпи из глинистых грунтов рыхлят поверхность основания.

В пределах косогоров крутизной от 1:5 до 1:3 независимо от высоты насыпи устраивают уступы шириной от 2 до 4 м, но не менее 1 м, и высотой до 2 м с поперечным уклоном в низовую сторону 0,01-0,02.

Удаление растительного покрова и нарезку уступов выполняют бульдозерами или автогрейдерами.

На косогоре растительный грунт целесообразно срезать при рабочем движении бульдозера или автогрейдера сверху вниз. При этом грунт укладывают с низовой стороны насыпи в берму или вывозят.

Нарезку уступов можно производить до возведения насыпей сверху вниз (рис. 29, а), начиная от нагорной границы откоса насыпи или в процессе возведения насыпи снизу вверх (рис. 29, б), начиная от подгорной границы откоса насыпи. В первом случае ширина уступов должна быть не менее 3 м (из расчета установки бульдозера), а во втором случае она может быть уменьшена до 1 м. нижний уступ в обоих случаях необходимо делать шириной не менее 4 м с целью размещения выгружаемого из автомобилей-самосвалов грунта и грунтоуплотняющей машины при возведении насыпи.

Уступы нарезают с помощью бульдозера или автогрейдера. Наиболее эффективным является универсальный бульдозер с отвалом, устанавливаемым под углом к его продольной оси.

При нарезке уступов сверху вниз до возведения насыпи грунт перемещают бульдозером в продольном или поперечном направлении. В последнем случае его укладывают в берму.

Нарезку уступов снизу вверх производят по мере возведения насыпи. Сначала нарезают нижний уступ, на месте которого отсыпают затем слои насыпи. После отсыпки слоя грунта до уровня верха уступа нарезают следующий уступ и т.д. Грунт уступа разравнивают по ширине отсыпанного слоя, если он пригоден для укладки в насыпь, или удаляют за пределы насыпи.

Для придания уступам поперечного уклона целесообразно использовать автогрейдер.

2. Устройство траншей и дренажных прорезей на болотах

Грунты слабых оснований при высоте насыпей до 2 м предварительно осушают или вырезают. На болотах предусматривают частичное или полное удаление торфа из основания насыпей с засыпкой образуемых траншей грунтами, пригодными для возведения насыпей.

Траншеи глубиной до 4 м, как правило, разрабатывают экскаваторами-драглайнами типа Э-652 с ковшом ЦНИИСа емкостью 0,8 м3.

На болотах с недостаточной несущей способностью работы по подготовке основания целесообразно выполнять в зимнее время. В летнее время экскаваторы перемещаются по переносным щитам. Целесообразно использовать экскаваторы и бульдозеры с уширенными гусеницами.

Торф, вынутый из траншеи экскаватором, перемещается затем бульдозером и разравнивается слоем толщиной 0,5 м. при невозможности использования бульдозера из-за недостаточной несущей способности поверхности болота торф перекидывают экскаватором или оставляют неразровненным в зиму, разравнивают его бульдозером в весеннее время по мере оттаивания.

Разработку траншеи экскаватором в зависимости от ее ширины производят торцовым (рис. 30, а) или боковым (рис. 30, б) забоем за одну или несколько проходок.

Производительность экскаватора в торцовом забое выше, чем в боковом.

Схему разработки траншеи с торцовым забоем применяют в случаях, не требующих предварительного устройства водоотводных канав.

По схеме разработки с боковым забоем одновременно с разработкой траншеи можно устраивать водоотводную канаву со стороны хода экскаватора.

В обеих схемах экскаватором-драглайном типа Э-652 со стрелой длиной 13м устраивают траншеи шириной до 12м и глубиной 2,5м.

Разработку траншей шириной до 25м (рис.30, в) осуществляют боковым забоем двумя проходками. Экскаватор, передвигается сбоку от траншеи, разрабатывает ее на половину ширины, а затем на обратном пути разрабатывает вторую половину. При каждом проходе экскаватора возможно устраивать водоотводную канаву.

Траншеи шириной более 25м (рис.30, г) устраивают тремя проходками экскаватора. Одновременно с разработкой частей траншеи можно устраивать водоотводные канавы.

Траншеи глубиной до 1м на сухих болотах с подстилающими плотными грунтами при ширине основания насыпи более 12м эффективно разрабатывать бульдозерами. При этом целесообразно применять бульдозеры на уширенном гусеничном ходу, а также с отвалами совкового типа.

Выторфовывание грунта бульдозерами выполняют поперечными проходками. Торф перемещают за пределы размещения водоотводных канав и разравнивают слоем толщиной до 0,5м. Водоотводные канавы устраивают вслед за выторфовыванием.

На болотах для обеспечения вертикального дренирования основания насыпей, а также для ускорения консолидации (упрочнения) грунтов основания и повышения их устойчивости иногда устраивают продольные дренажные прорезы.

Для устройства дренажных прорезей используют экскаваторы-драглайны, экскаваторы-обратные лопаты, а также траншейные многоковшовые экскаваторы.

Драглайны применяют в летнее время при глубине болота до 4м . Траншейные многоковшовые экскаваторы используют на болотах глубиной не более 3м как в летнее, так и в зимнее время, причем в летнее время – на уширенном гусеничном ходу, а зимой – со специальным сменным рабочим оборудованием, предназначенным для разработки мерзлых грунтов.

Экскаваторы-обратные лопаты типа Э-652 можно применять для устройства дренажных прорезей в зимнее время на болотах глубиной до 4 м и при толщине промерзания не более 0,3 м.

Вынутый из прорези торф перемещают бульдозером и разравнивают слоем толщиной до 0,5 м.

Вслед за отрывкой прорези засыпают дренирующим грунтом (одновременно с возведением насыпи).

3. Подготовка оснований под насыпи на марях, участках с подземными льдами, курумах и каменных россыпях.

Подготовка оснований под насыпи на марях заключается в обеспечении отвода поверхностной воды, исключении возможности ее скопления у подошвы откоса, засыпки пониженных мест, а также озер термокарстового происхождения, находящихся около насыпи.

Засыпку производят местным глинистым грунтом по мере отсыпки нижнего слоя насыпи. Глинистый грунт, доставленный автомобилями0=самосвалами по отсыпанному слою насыпи, выгружают около пониженного мета и надвигают затем бульдозером.

Верх насыпи оформляют в виде бермы высотой над поверхностью мари 0,2-0,3 м с поперечным уклоном 0,02-0,04 в сторону от насыпи.

В пределах марей выторфовывание, как правило, не предусматривают.

В зоне вечной мерзлоты на участках насыпей выстой до 1 м, а также на нулевых местах, в основании которых залегают переувлажненные глинистые грунты, предусматривают вырезку этих грунтов на глубину не мене половины толщины Дея тельного слоя с приданием дну траншеи продольного уклона не менее 0,005.

Вырезку грунтов в талом состоянии производят бульдозерами. Мерзлые грунты предварительно разрыхляют навесными рыхлителями на бульдозерах мощностью 300 л.с. и более или взрывным способом. Разрыхленный грунт сдвигают бульдозерами в валы, из которых погружают его экскаватором в автомобили-самосвалы и увозят за пределы насыпи.

Работы по рыхлению вечномерзлых грунтов при высокой положительной температуре воздуха целесообразно выполнять с некоторым интервалом (по времени) между рыхлениями отдельных слоев грунта. За время между уборкой разрыхленного слоя грунта и рыхлением следующего слоя прочность мерзлого грунта уменьшается и его разрыхление требует меньших усилий.

При наличии просадочных оснований на участках подземных льдов как подготовительный период, так и в процессе возведения насыпей следует принимать меры к максимальному сохранению естественных условий полосы отвода, чтобы не допускать протаивания льда и связанных с ним просадок насыпей. Для этого необходимо:

не нарушать растительно-моховой покров в основании насыпей и в полосе отвода;

валку деревьев производить в минимально необходимом количестве;

не допускать осушение заболоченной местности и устройства продольных и поперечных прорезей в основании и у подошвы откоса насыпи;

возводить насыпи после промерзания деятельного слоя и до наступления положительных температур отсыпать ее на высоту не менее 1,2 м;

систематически удалять снег со всей площади основания, что способствует увеличению глубины промерзания грунта основания;

выделять участки с подземными льдами в запретную зону и в процессе строительства и эксплуатации не допускать в этой зоне движение транспорта вне дорог, возведение различных сооружений, сенокошения и т.д.

На участках залегания подземного льда непосредственно под деятельным слоем в некоторых случаях предусматривают полное или частичное удаление этого льда из основания насыпей на определенную ширину. При полном удалении льда траншею заполняю дренирующим грунтом, а при частичном удалении льда – глинистым грунтом. В последнем случае толщина насыпного грунта вместе с насыпью над оставшимся льдом должна быть не менее 4 м. откосом траншеи придают уклон 1:0,2.

Процесс удаления грунта деятельного слоя указан выше. Лед разрыхляют взрывным способом, а отдельные прослои и линзы льда – навесными рыхлителями на бульдозерах мощностью 300 л.с. и более. Разрыхленный лед сдвигают бульдозером в валы и погружают экскаватором в автомобили-самосвалы. В зимнее время разрыхление грунта деятельного слоя и льда взрыванием следует производить одновременно.

Засыпку траншеи осуществляют с доставкой грунта автомобилями-самосвалами. В летнее время первый слой грунта необходимо отсыпать без заезда автомобилей-самосвалов на поверхность льда или вечномерзлого грунта траншеи. Для этого выгруженный автомобилями-самосвалами грунт надвигают вперед бульдозером. Автомобили-самосвалы разворачиваются под разгрузку на ранее спланированном грунте около места выгрузки. Отсыпаемый грунт послойно уплотняют грунтоуплотняющими машинами до установленной нормы плотности.

Глинистый грунт отсыпают несколько выше поверхности земли. Вверху присыпки насыпи придают поперечный уклон 0,04 в обе стороны от оси насыпи и 0,1 за пределами насыпи. Планировку верха присыпки с приданием необходимого поперечного уклона выполняют автогрейдером.

На трассе БАМ встречаются участки, где трасса проходит по курумам. В основании насыпи действующие курумы подлежат удалению. Земляное полотно возводят на прочном основании; с нагорной стороны предусматривают подпорно-улавливающие стены или улавливающие траншеи.

Крупные глыбы следует дробить до габаритных размеров взрывным способом. Разрыхленный грунт удаляют бульдозером или экскаватором-прямой лопатой с погрузкой в автомобили-самосвалы.

Для удаления курума, состоящего из относительно небольших глыб, можно использовать рыхлитель на бульдозере мощностью 300 л.с. и более.

В случаях, если после сооружения подпорно-улавливающей стены, подвижка курума в основании насыпи и ниже по склону не ожидается, курум целесообразно не удалять. Однако в основании насыпи перед сооружением подпорной стены следует размельчить глыбы взрывным способом («встряхиванием»). Затем верх основания насыпи необходимо засыпать каменной мелочью с обязательным уплотнением. Выступающие глыбы предварительно взбивают накладными зарядами.

На россыпях, представляющих собой неподвижное скопление каменных глыб, располагающихся на горизонтальной или слабонаклонной поверхности, отдельные выступающие глыбы следует скалывать.

Пустоты между глыбами заполняются щебнем, дресвой и другой каменной мелочью с обязательным уплотнением грунтоуплотняющими машинами.

VI. Техника безопасности

При выполнении разбивочных земляных работ должны строго соблюдаться правила техники безопасности.

Ответственными за выполнение правил техники безопасности на разбивочных работах являются инженерно-технические работники, под руководством которых выполняются все работы.

Рабочие, назначаемые для выполнения разбивочных работ, должны получить вводный инструктаж на рабочем месте по безопасным приемам труда от своего непосредственного руководителя. Проведение вводного инструктажа оформляют записью в карточке вводного инструктажа по технике безопасности и в специальном журнале. Лица моложе 16 лет к выполнению разбивочных работ не допускаются.

При разбивочных работах необходимо пользоваться исправным инструментом и оборудованием.

Руководители работ должны систематически следить за состоянием инструмента, находящегося у рабочих.

При переездах люде на автомобилях и перевозке на них инструмента и разбивочных знаков необходимо соблюдать установленные правила перевозки людей и выполнять все указания ответственного за перевозку лица и шофера.

Запрещается ездить на подножках, бортах кузова, а также стоять в кузове бортового автомобиля, выходить из кузова до полной остановки автомобиля.

Вешки-визирки, откосники и другие разбивочные знаки и приспособления при перевозке следует связывать в пакеты.

При переходе по трассе к месту работ и обратно необходимо следить за препятствиями, имеющимися на пути (пни, валежники и др.).

При переносе вешек, реек штативов и других инструментов рабочие должны соблюдать некоторый интервал.

При передвижении по топким болотам необходимо иметь длинные шесты и прочные веревки.

«Окна» и другие опасные места следует обходить.

При производстве работ в опасных горных местах (на обрывах, крутых косогорах и др.) рабочие должны привязываться веревками к прочно стоящим деревьям или другим надежным предметам.

В зимнее время руководитель работ должен предоставлять рабочим время для обогрева и пре6кращать разбивочные работы при низких температурах.

Земляные работы с помощью землеройных машин и вручную следует производить с обязательным выполнением «Правил техники безопасности и производственной санитарии при сооружении железнодорожного земляного полотна» (М., Оргтрансстрой, 1972).

Приложение 1

Журнал выносок

Железнодорожная линия (автомобильная дорога)_____________________

Участок от______км до ______км

Наименование выносных точек

Пикет, плюс

Расстояние от оси в м и направление выносок

Привязочный угол в град.

Отметки выносок в мм

Схема расположения выносок

Влево

вправо

1

2

3

4

5

6

7

Примечания. 1. В графиках 3 и 4 в числителе указывают расстояние до выносной точки, ближайшей к трассе, в знаменателе – до дальней.

2. Отсутствие записи в графе 5 (привязочный угол) указывает, что направление выноски нормально к оси трассы или к линии тангенса (на кривых).

3.Отметки выносок (графа 6) указывают не менее чем для пяти точек на 1 км (в числителе – отметка выноски, в знаменателе – отметка осевой точки).

===========================================================

Приложение 2

Ведомость реперов N_________________________

Железнодорожная линия (автомобильная дорога)_____________________

Участок от______км до ______км

Nп/п

N реперов

Местоположение реперов, марок

Отметка репера, марки в мм

Описание реперов, марок (срубленный пень, вкопанный столб, цоколь здания и т.п.)

Чертеж репера, марки (эскиз)

На трассе

На расстоянии от оси, в м

Км

Пикет, плюс

Вправо

влево

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Примечание. Высотные отметки исчислены от репера/марки №_________, расположенного__________________________.

===========================================================

Приложение 3

Разбивочный журнал

Километры

Пикеты, плюсы

Наименование объекта

Рабочая высота (глубина) Н в м

Радиусы кривых R в м

Расстояние от оси до границы откоса, в м

Превышение границ откосов относительно осевых точек, в см

Расстояние от выносок, в м

Превышение выносных точек относительно осевой, в см

Примечание

Влево

Вправо

Выше

Ниже

До

оси

До границы откоса

Выше

Ниже

Для границ откосов

Для выносных точек, расположенных от оси

Левой

Правой

Левой

Правой

Влево

Вправо

Влево

вправо

Влево

Вправо

Влевр

вправо

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

textarchive.ru

КТП 2.07.2001 «Карта трудового процесса. Устройство водоотводных канав автогрейдером ДЗ-98. (Е-20-2-3-1б-89)»

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА (РОСАВТОДОР)

ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ (ЦЕНТРОРГТРУД)

СБОРНИК КАРТ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Карта трудового процесса

Устройство водоотводных канав автогрейдером ДЗ-98

КТП-2.07.2001

Издание второе, переработанное и дополненное.

(Выпуск 2)

Москва, 2001 г.

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на ремонте и содержании автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.

Ответственный за выпуск А.А. Морозов.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Карта трудового процесса

Устройство водоотводных канав автогрейдером ДЗ-98

Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора

КТП-2.07.2001 (Е-20-2-3-1б-89)

Взамен КТ-3.10.88

1.1. Карта предназначена для рациональной организации труда машиниста автогрейдера, занятого на устройстве водоотводных канав в грунтах 2 группы естественной влажности.

1.2. Показатели производительности труда:

№ п/п

Наименование показателей

Единица измерения

Величина показателей

по ЕНиР

по карте

1.

Выработка на 1 чел.-день

м3

381

400

2.

Затраты труда на 100 м3

чел.-час

2,1

2,0

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.

Использование методов и приемов труда, рекомендованных картой, позволит снизить затраты труда и повысить выработку на 5 %.

2.1. Устройство водоотводных канав производится в светлое время суток при температуре воздуха не ниже 0 °С.

2.2. На местности с поперечным уклоном 2 %0 при высоте насыпей менее 2 м, на участках с меняющимся поперечным уклоном продольные водоотводные канавы устраивают с обеих сторон насыпей. При явно выраженном поперечном уклоне местности, когда поступление воды к земляному полотну возможно только с верховой стороны, канавы устраивают только с нагорной стороны.

2.3. До выполнения работ по устройству водоотводных канав, производится ограждение места работ, шлагбаумами и сигнальными знаками, автогрейдер перемещен с места ночной стоянки к месту производства работ.

2.4. Канавам придают уклон менее 8 %0 по отметкам, определяемый нивелированием, и по промежуточным точкам, определяемым визирками.

2.5. Работа автогрейдера производится на захватке до 400 м, в конце захватки производится разворот.

2.6. Автогрейдер должен быть снабжен проблесковым маяком.

2.7. В процессе устройства водоотводных канав, дорожный мастер осуществляет контроль качества выполняемых работ при помощи шаблона с уровнем.

2.8. Нормами предусмотрены грунты естественной влажности.

2.9. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности с учетом специфики работ по данному трудовому процессу.

3.1. Исполнители.

1. Машинист автогрейдера                         6 разряд (М1)                        1

3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.

№ п/п

Наименование

Кол-во

1

2

3

1.

Автогрейдер

1

2.

Комплект временных дорожных знаков и ограждений

1

3.

Шаблон с уровнем

1

3.3. Спецодежда и спецобувь.

1. Комбинезон хлопчатобумажный                                                          1

2. Рукавицы комбинированные двупалые                                                1 пара

4.1. При устройстве водоотводных канав автогрейдером работы выполняются в следующей технологической последовательности:

- приведение агрегата в рабочее положение;

- устройство канав с планировкой откосов;

- развороты в конце участка.

Картой предусмотрено устройство водоотводных канав глубиной до 0,6 м, с откосами 1:1,5.

4.2. График трудового процесса

4.3. Схема организации рабочего места

1 - автогрейдер ДЗ-98

№ п/п

Наименование операций

Характеристика приемов труда

1

2

3

1.

Приведение агрегата в рабочее положение

М1 - устанавливает отвал в рабочее положение угол резания - 30 - 70°

2.

Устройство канав с планировкой откосов

М1 - разрабатывает отвалы канавы отвалом автогрейдера, установив его в соответствии с проектным уклоном, (зачистка откосов и выравнивание дна канавы выполняется с помощью откосника). При этом отвал выносится за пределы рамы автогрейдера под углом 25 - 70°.

3.

Развороты в конце участка.

Достигнув конца участка М1 - поднимает отвал в транспортное положение и производит разворот.

 

files.stroyinf.ru


.