Регулировка и настройка заднего переключателя скоростей велосипеда. Установка переключателя


Настройка переключения. Снятие, установка и настройка заднего переключателя передач

Прежде чем приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут.

Определить погнут ли кронштейн-держатель заднего переключателя (далее "петух") можно посмотрев сзади на переключатель скоростей. Два направляющих ролика должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов. Некоторые велосипедисты, столкнувшись с проблемой погнутого петуха, пытаются выпрямить его при помощи сгибания переключателя в противоположную сторону. Но из-за того, что рамка переключателя является самой слабой его частью, результатом является по-прежнему кривой петух и вдобавок погнутый переключатель скоростей.

Выпрямлять кронштейн лучше всего, сняв его с велосипедной рамы. Примечание. Стоит отметить, что у многих переключателей компании Campagnolo рамка расположена под наклоном - нижний ролик натяжителя находится немного дальше от колеса по сравнению с направляющим роликом.

Ограничительные винты.

Их три. Один сдвигает задний переключатель назад – регулирует натяжение цепи. Два других «L» («low») и «H» («high») ограничивают движение переключателя. Эти винты расположены чаще всего в задней части параллелограмма.

Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку.

Ограничитель высокой передачи («H»)

Винт «Н», не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и переключателем. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.

Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутыми петухом или переключателем, либо с затруднённым ходом троса.

Настраиваем ограничитель высокой передачи:

  1. Переключаемся: самая большая звезда спереди и самая маленькая сзади.
  2. Ослабляем тросик переключения, раскрутив болт удерживающий трос в районе перекидки.
  3. Максимально вкручиваем регулировочные барабаны на перекидке и на манетке.
  4. Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездочкой. Смотрите рисунок.
  5. По окончанию настройки необходимо сильно натянуть трос и зажать его на перекидке.

Если закручивать регулировочный винт «H» по часовой стрелке, то рамка смещается в сторону больших звёзд; если крутить против часовой - во внешнюю сторону.

После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.

Ограничитель низкой передачи («L»)

Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть - будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.

Настраиваем ограничитель низкой передачи:

  1. Переключаемся: самая маленькая звезда спереди и самая большая звезда сзади.
  2. Максимально выкручиваем винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.
  3. Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой большой звездочкой. Смотрите рисунок.

Если закручивать винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; если крутить против часовой - в сторону спиц.

Переключение передач велосипеда.

Как происходит переключение передач велосипеда? Вы давите на руле на рычаг манетки, она проходит некоторое расстояние, вытягивая при этом трос и защелкивается запорным механизмом (собачкой). Трос проходит по рубашкам и открытым пространствам и тянет за собой рамку переключателя. Рамка сдвигается и цепь вынуждена подниматься на верхнюю звездочку. Ну и наоборот - отщелкивается рычажок на манетке, ослабляется трос, под действием пружины рамка сдвигается к правому перу рамы велосипеда и цепь соскакивает на меньшую звездочку. Переключение происходит дискретно – один щелчек (+ или –) и один сдвиг рамки переключателя. Эту дискретность иногда нужно подстраивать, чтобы цепь (посредством роликов) позиционировалась как раз напротив нужной задней звезды.

Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.

Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса. У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения. На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения (манетки), у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки.

Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.

Точная подстройка основана на следующих принципах:

  • переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса.Если переключения на большие звезды замедленные, то трос недостаточно натянут - нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки.
  • переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса.Если скидывания цепи замедленные, то трос недостаточно ослаблен - нужно повернуть регулировочный барабан по часовой стрелке.

Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) - это первый признак того, что погнут петух.

Не дайте мне соврать, первое, на что каждый новичок и не только обращает внимание при выборе велосипеда - это то, какой задний переключатель Shimano на нем стоит.

Shimano (Шимано) - японская компания, созданная в далеком 1921 году, и носящая имя своего создателя Синдзабуро Симано. Вот уже на протяжении многих лет Shimano является лидером в производстве комплектующих для велосипедов. Даже мало осведомленные в велосипедной тематике люди зачастую что-то, да слышали об этой компании. В их линейку входят практически все детали, из которых состоит велосипед: манетки, тормоза, втулки, звезды, шатуны и, конечно же, переключатели скоростей. Кроме этого, Shimano еще занимается выпуском рыболовного оборудование (23% от их общей выручки).

В последнее время хорошую конкуренцию Shimano составила американская компания SRAM. Эта тема достойна отдельной статьи, где рассматривается, что же все-таки лучше - ?Но нас интересует другое. Как разобраться с выбором заднего переключателя, чем они отличаются между собой и стоит ли платить больше - именно на эти вопросы мы получим ответ.

Обзор задних переключателей Shimano

Руководство Шимано поступило достаточно благосклонно по отношению к своим покупателям, и всю товарную линейку, причем не только задних переключателей, для удобства разделили на классы, что позволяет очень быстро сориентироваться в многообразии выбора. Данную иерархию можно учитывать и при выборе других компонентов. Лишь только у шоссейных велосипедов название компонентов другое. Начнем с низов (хотя у Shimano есть и более дешевые безымянные компоненты).

Shimano Tourney (Шимано Торней)

Задние переключатели группы Tourney подходят под характеристику «дешево и НЕнадежно». Это оборудование начального класса, устанавливается на самых простых и недорогих велосипедах, в частности на многих так званых «ашан-байках». Подойдет для детей и тех, кто ездит совсем мало и без экстрима, кто спокойно и уверенно идет к своей цели - магазинчику с хлебом. Как только вы начнете активно кататься, в том числе по бездорожью, задний переключатель Tourney придется постоянно регулировать. Грязи они не любят.

На шоссейных велосипедах Tourney соответствует группа Shimano 2300.

Shimano Altus (Шимано Альтус)

Группа классом немного выше. Четкость переключения, особенно под нагрузками, оставляет желать лучшего. В грязи и песке тоже проблем не наберетесь. С другой стороны задние переключатели Altus уже достаточно долговечны, так что для неискушенного пользования будет достойным выбором за малые деньги. Но в длительный ездить с такими переключателями я бы н

veloed.ru

Как подключить переключатель?

Как подключить переключатель?

Каждый день мы по нескольку раз пользуемся переключателем, однако в большинстве случаев, если вас спросят, как выглядит переключатель света у вас в спальне или на кухне, вы не сможете точно ответить на этот вопрос. Дело в том, что мы, как правило, включаем и выключаем свет машинально, не задумываясь. И только в том случае, когда выключатель вдруг ломается, у нас возникает вопрос, как он ра

elhow.ru

Как настроить и отрегулировать задний переключатель скоростей велосипеда

Если у вас возникли проблемы с задним переключателем передач велосипеда, например, наблюдается нечеткое переключение с маленьких звезд на большие, слетает цепь с кассеты в крайних положениях, или же не получается настроить задний переключатель, то эта статья поможет вам устранить данные неисправности. Здесь мы рассмотрим конструкцию и принцип действия задней перекидки, мероприятия, которые следует выполнить перед настройкой и подробно, на примерах картинок и видео, разберемся с вопросом как установить, настроить и отрегулировать задний переключатель скоростей велосипеда.

Содержание статьи

Конструкция и принцип действия задней перекидки

Конструкция заднего переключателя скоростей велосипеда от Shimano, SRAM или других производителей (например, SunRace) не отличается особой сложностью или высокой технологичностью. Перекидка представляет собой набор следующих узлов:

  1. Крепление переключателя к петуху. Место с отверстием под болтовое соединение. При помощи данного узла переключатель устанавливается на велосипед (прикручивается болтом к петуху).
  2. Упор рубашки троса переключения. В данный упор может вкручиваться регулировка натяжения, которая позволяет подтягивать или ослаблять трос. После упора, трос уходит уже без рубашки на направляющую.
  3. Направляющая троса. Своеобразный рычаг с желобком, по которому проходит тросик до болта-фиксатора. На некоторых моделях переключателей направляющая может отсутствовать, а трос переключения сразу от упора идет на фиксирующий болт.
  4. Болт-фиксатор троса. Необходим, как понятно из названия, для фиксации троса.
  5. Винт регулировки натяжения цепи. Служит для настройки правильного положения направляющего ролика, а именно, расстояния от ролика до самой большой звезды кассеты задних звезд, в крайнем положении.
  6. Параллелограмм. Основная подвижная конструкция переключателя, которая смещаясь, движет лапку с роликами в нужную сторону и производит переключение скоростей.
  7. Винты регулировки крайних положений L и H. Необходимы для того, чтобы не слетала цепь при переключении скоростей с кассеты в крайних положениях перекидки.
  8. Лапка. Каркас, в который устанавливаются ролики, по которым идет цепь.
  9. Направляющий ролик. Верхний ролик переключателя скоростей, по которому проходит цепь на звезды задней кассеты (от ролика натяжителя). Служит, как направляющая для цепи при переключении.
  10. Ролик натяжителя. Нижний ролик перекидки. На него идет цепь от передней звезды. Он под воздействием специальной пружины убирает лишнее провисание цепи.

Принцип действия заднего переключателя скоростей достаточно прост. При изменении скоростного режима на манетке (которая расположена на руле), происходит натяжение или послабление тросика переключения передач. Так как он жестко закреплен фиксирующим болтом к подпружиненному параллелограмму, это вызывает смещение последнего в сторону большей звезды, при натяжении троса (при уменьшении скорости), и на меньшую звезду, при его послаблении (при увеличении скорости). При послаблении тросика, смещение параллелограмма обеспечивает пружина. Изменяя свое положение, он сдвигает в нужную нам сторону лапку с направляющим роликом и роликом натяжителя. Последний, отклоняясь назад под воздействием пружины, убирает провисание цепи, чем улучшает точность переключения. Направляющий ролик смещает цепь к нужной звезде, которая, цепляясь за маленькие выступы на звездочке, перескакивает на нее (это если идет переключение с меньшей звезды на большую, если наоборот, то цепь просто спрыгивает с большей звезды на меньшую).

Хотелось бы заметить, что движение параллелограмма происходит не в одной плоскости, а в нескольких, т.к. ему требуется компенсировать разный диаметр звезд задней системы (для этой же компенсации служит и натяжитель цепи).

Также следует сказать, что так работает большинство задних переключателей скоростей (кроме планетарных) независимо от производителя (Shimano, SRAM) или количества скоростей (6, 7, 8, 9, 10 и т.д. — скоростные системы)

Принцип работы заднего переключателя скоростей вы можете отчетливо пронаблюдать на видео.

Как установить задний переключатель скоростей

Установка задней перекидки велосипеда не сложная задача и если вы купили ее для замены вашего старого переключателя, то следует выполнить следующие действия:

  • Снять цепь с велосипеда.
  • Откинуть тросик заднего переключателя.
  • Демонтировать старую перекидку, открутив ее от петуха, и установить новый задний переключатель скоростей.
  • Установить цепь, правильно пропустив ее между роликами переключателя.
  • Настроить задний переключатель как описано ниже.

Что необходимо сделать перед настройкой заднего переключателя

Перед регулировкой и настройкой задней перекидки желательно произвести осмотр вашего переключателя на предмет неисправностей и произвести очистку и смазку некоторых компонентов трансмиссии велосипеда. Бывает, что простой очистки достаточно, чтобы переключатель снова стал работать без сбоев.

Проверить исправность переключателя и других компонентов

  • Проверяем, не погнут ли петух или рамка переключателя скоростей. Это одна из часто встречающихся неисправностей заднего переключателя, когда при боковом ударе (или других, например, при падении или задевании бордюра и т.д.) происходит деформация рамки перекидки или же петуха. Проверить это достаточно просто. Выставляем спереди самую большую звезду, а сзади – маленькую (например, 3х8 на 24 скоростных байках), становимся сзади велосипеда и смотрим на положение направляющего ролика и ролика натяжителя перекидки. Они должны быть на одной линии и перпендикулярны относительно земли. Исключением являются некоторые модели переключателей скоростей от фирмы Campagnolo, где рамка находится под углом относительно земли. Выровнять рамку в домашних условиях не так-то и просто (обычно это получается не с первого раза, а иногда не получается вовсе), а вот погнутый петух можно привести в норму за несколько минут. Для этого демонтируем переключатель, и при помощи специального инструмента для выравнивания петуха выгибаем его в нужную нам сторону. Нельзя ровнять петух, надавливая на сам переключатель. Этим действием вы можете согнуть рамку перекидки, что приведет к лишним проблемам. Диагностировать неровный петух или рамку переключателя можно во время езды. Например, если на некоторых передних звездах переключение задних происходит без замечаний, а на других передних — наблюдается не четкая работа, то скорее всего проблема в погнутой перекидке. О том, как выровнять петух на велосипеде без применения специальных инструментов мы поговорим в одной из следующих статей.
  • Отсутствие люфтов параллелограмма. Если у вас достаточно старый переключатель, прошедший огонь и воду, а вдобавок ко всему еще и самый бюджетный начального уровня, например, Shimano Tourney или Altus, то перед настройкой следует проверить отсутствие люфтов там, где их быть не должно. Берем переключатель и проверяем отсутствие поперечных люфтов в подвижных местах параллелограмма. К сожалению, если вы их обнаружили, то устранить вряд ли получится, потребуется купить и установить новый задний переключатель скоростей.
  • Целостность роликов. Если ваш переключатель с большим пробегом, и вы не ухаживали за своей трансмиссией (не производили вовремя чистку и смазку цепи), то есть вероятность износа направляющего ролика и ролика натяжителя. Чтобы добиться четкого переключения желательно бы ролики заменить. Для этого снимаем цепь (она будет мешать), откручиваем два болта, которые соединяют две половинки рамки, и достаем ролики заднего переключателя. При покупке и установке новых обратите внимание на то, что верхний и нижний ролики отличаются друг от друга, поэтому не перепутайте их при установке.
  • Проверить цепь на износ. Для этого проверяем, насколько сильно она растянулась (это можно сделать при помощи специального инструмента или линейки). Цепь подлежит замене в случае, если длина 24-х звеньев превышает 307,5 – 308 мм. Плюс к этому цепь может выработаться по бокам. Это происходит, если вы допускаете сильный перекос цепи при езде.

Очистить от грязи и отработки все компоненты трансмиссии

  • Очистить задний переключатель. Для этого очищаем от грязи пружину параллелограмма и ролики лапки.
  • Очистить, смазать и проверить на целостность тросик. Чистка и смазка тросика задней перекидки очень важный этап. Это связано с тем, что чрезмерное их загрязнение или же повреждение (ржавчина или разрыв волокон) очень существенно ухудшает переключение скоростей. Это происходит из-за того, что грязный тросик создает дополнительное трение внутри рубашки, тем самым ухудшает переключение. Выполнив очистку и смазку троса, возможно дальнейшая настройка перекидки вам не понадобится.
  • Очистить и смазать цепь велосипеда. Если у вас грязная и не смазанная цепь, добиться четкой работы переключателей скоростей будет сложнее.
  • Очистить от грязи кассету задних и передних звезд. Так как мы очистили все узлы трансмиссии велосипеда, то и про системы звезд забывать не стоит. Если мы их не почистим, то грязь со звездочек снова налипнет на цепь и ролики переключателя.

Регулировка и настройка заднего переключателя скоростей велосипеда

После того как мы закончили подготовительные работы можно переходить к настройке заднего переключателя велосипеда. Для этого нам понадобится минимум инструментов и усилий.

  1. Переключаемся на самую большую звезду спереди и на маленькую сзади. Например, для 27-скоростной системы — это 3х9.
  2. Откручиваем болт-фиксатор троса на заднем переключателе и откидываем трос.
  3. Закручиваем регулировки натяжения троса на перекидке и на манетке. Для этого вращаем их по часовой стрелке. Регулировку, которая находится на упоре рубашки троса переключателя, закручиваем полностью, а на манетке, полностью минус 1-1,5 оборота. Многие рекомендуют закручивать регулировки и там и там до упора, но как показала практика, для более точной подстройки лучше сделать небольшой запас.
  4. Регулируем крайнее положение заднего переключателя H. Это необходимо для предотвращения соскакивания цепи с самой маленькой звезды кассеты в сторону рамы. При данной настройке цепь должна находиться на передней самой большой и на задней самой маленькой звездах. Вращая винт регулировки крайнего положения H в нужную сторону, следует добиться соосности ролика натяжителя, направляющего ролика и самой маленькой звезды задней кассеты. Необходимо максимально точно произвести позиционирование. Если вы слишком сместите ось в сторону рамы, то есть вероятность соскока цепи, а если – в сторону колеса, то, скорее всего не сможете переключить скорость на самую маленькую звезду.
  5. Натягиваем трос руками, вставляем его в паз под болт-фиксатор троса и, держа тросик под натяжением, закручиваем болт. Трос натягиваем исключительно руками. Не нужно тянуть тросик плоскогубцами или другими инструментами.
  6. Настраиваем переключение передач. Для этого переключаем на манетке скорость сзади на одну меньше (например, было 3х9, стало 3х8). Вращая педали, плавно производим натяжение троса. Для этого крутим регулировку на манетке против часовой стрелки до тех пор, пока цепь не перескочит на большую звезду. После этого проверяем обратное переключение. Выставляем скорость обратно (для нашего примера – это 3х9) и проверяем работу задней перекидки. И при повышении, и при уменьшении скорости переключение должно происходит быстро, четко и без лишних шумов. Если это не так, подстройте натяжение тросика. Настроив таким способом переключение скоростей, все остальные передачи должны так же четко переключаться.
  7. Регулируем крайнее положение заднего переключателя L. Это нужно для того, чтобы избежать соскакивания цепи с самой большой задней звезды в сторону спиц. Для этого выставляем скорости 1х1 (цепь должна быть на этих звездах) и, вращая регулировочный болт L, добиваемся, чтобы ролики переключателя и самая большая звезда кассеты были на одной линии. Это так же следует выполнить с максимальной точностью. Если линия будет смещена в одну из сторон, то возможны соскок цепи с кассеты или проблемы при переключении на самую большую заднюю звезду.
  8. Настройка натяжителя цепи. Если на скорости 1х1 при вращении педалей направляющий ролик задевает самую большую заднюю звезду, то следует вкрутить регулировочный болт натяжителя цепи, тем самым увеличив зазор между направляющим роликом и звездой кассеты. Расстояние между ними должно быть 5 мм.
  9. После того, как вы настроили переключатель дома, следует испытать его работу при езде. Выезжаем на улицу, и проверяем переключение. В случае каких либо проблем, подстраиваем перекидку при помощи регулировки на руле. Если у вас возникают сложности при переключении с меньшей звезды на большую, следует натянуть трос (вращаем регулировку против часовой стрелки), с большей на меньшую — ослабить (вращаем регулировку по часовой стрелке).

Что делать, если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда

Если вы выполнили все предыдущие пункты верно, но у вас все равно не получилось отрегулировать правильное переключение задних скоростей, то есть еще один способ настройки перекидки. Он, в основном, используется для настройки сильно изношенных задних переключателей или, если последние самого бюджетного уровня. В принципе, большинство действий повторяют вышеописанный метод, но отличия все же есть.

  1. Снимаем цепь. Переключаемся сзади на самую маленькую звезду и откидываем тросик переключателя скоростей.
  2. Закручиваем регулировки натяжения троса как описано выше в пункте 3.
  3. Настраиваем крайнее положение H аналогично предыдущему методу за исключением того, что плоскость роликов смещаем в сторону от колеса (вправо, если смотреть сзади) на минимальное расстояние, буквально 1/10 мм.
  4. Затем, не подкидывая трос, руками смещаем параллелограмм в сторону самой большой звезды кассеты и настраиваем крайнее положение L. Плоскость роликов, относительно самой большой звезды кассеты, смещаем на 1/10 мм в сторону спиц (влево).
  5. После того как вы настроили крайние положения переключателя (low и high) устанавливаем цепь на место и выставляем на переключателях самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади.
  6. Затем выполняем пункты 5, 6, 8 и 9 из методики настройки заднего переключателя скоростей, которая описана выше.

Второй метод помогает вам более точно выставить крайние положения переключателя скоростей велосипеда, так как вам не мешает цепь. А небольшие смещения при настройке L и H могут решить проблемы с переключением у старых перекидок, на которых наблюдаются незначительные люфты. Главное не переборщить со смещением плоскости, т.к. это может привести к соскоку цепи. Если у вас не получается настроить заднюю перекидку ни по первому ни по второму способу, то скорее всего у вас погнут петух или лапка переключателя (или перекидка вышла из строя). Что с этим делать описано на стадии подготовки. Есть вероятность, что проблема не в переключателе, а в поломке манетки, которая не позволяет четко переключать скорость.

Если вы что-то не поняли из инструкции как настроить задний переключатель, то можете посмотреть данное видео, которое наглядно покажет, что, и в какой последовательности делать.

Заключение

Прочитав данный материал, вы в полной мере узнали, как установить, настроить и отрегулировать задний переключатель скоростей велосипеда. Не важно, установлен у вас SRAM X5 или Shimano Alivio, 8 или 9 скоростная система, процесс настройки одинаков. Мы рассмотрели два способа регулировки: обычный, и для перекидок с небольшими люфтами. Поверхностно затронули тему ремонта заднего переключателя, а именно как нужно ровнять погнутый петух. Ну и в каких случаях требуется замена задней перекидки. Успехов вам настройке и удачи в поездках.

pro-veliki.ru