УГОЛЬ ДРЕВЕСНЫЙ ПРЕССОВАННЫЙ В БРИКЕТЫ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. Уголь прессованный


плюсы и минусы, какой вид лучше для котла, прессованный, брикетированный, каменный

Отопление дома углем — один из экономически выгодных альтернативных способов обогрева.

Современное оборудование не имеет ничего общего с устаревшими представлениями о котельной — в него не придется ежечасно забрасывать топливо, заботиться об уборке копоти и сажи в помещении.

Угольные котлы — разновидность отопительных агрегатов, конструкция которых оптимизирована для использования разных видов угля. Они дают полную независимость — многие из них совершенно автономны, не требуют подключения к инженерным коммуникациям.

Facebook

Twitter

Google+

Vkontakte

Odnoklassniki

Конструкция угольного котла для отопления частного дома

Во многих моделях таких устройств, кроме рекомендованного производителем, допускается использование других видов топлива (древесина, брикет, торф).

Данное оборудование состоит из следующих функциональных элементов:

  • топка — камера для сжигания топлива;
  • зольник — емкость под топкой для сбора продуктов горения;
  • колосник — решетка, предупреждающая осыпание угля в зольник;
  • теплообменник — система, в которой циркулирует теплоноситель;
  • дымоход — канал для дымоудаления;
  • системы управления и температурного контроля.

Принцип работы

За счет тяги дымохода в топку поступает воздух, топливо сгорает. Образовавшиеся газы нагревают стенки топки, передают тепло воде, циркулирующей в системе теплообменника. Нагревшийся теплоноситель подается в трубы, обогревает дом, поступает обратно в котел. Затем газы поступают в дымоход, где поддерживают необходимую для создания тяги температуру.

Самый распространенный вариант теплоносителя — вода, но иногда используются смеси с антифризом и незамерзающие жидкости. В систему дымоудаления входят термоизолированные трубы, которые иногда дополняют блоком принудительной вентиляции.

Внимание! Обычный дровяной котел запрещено топить углем, поскольку этот вид топлива дает в 2—3 раза больше тепла, чем дерево.

По функциональности оборудование делится на 2 группы:

ogon.guru

УГОЛЬ ДРЕВЕСНЫЙ ПРЕССОВАННЫЙ В БРИКЕТЫ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ТУ

1 ТУ 0320-026-72187240-2011 Настоящие технические условия распространяются на брикеты мартеновские (далее брикеты), произведенные из смеси мелких фракций углеродных материалов с утяжелителями, предназначенные

Подробнее

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОСТ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОСТ 7657-84 Пункт 4.4 Исключить ссылку: ГОСТ 214-83. Пункты 4.6.3 (последний абзац), 4.7 (последний абзац), 4.9.3 (последний абзац). Заменить слово допускаемые на абсолютные допускаемые.

Подробнее

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Настоящие технические условия распространяются на коагулянт Гидрооксохлорид алюминия технический жидкий (полигидрохлорид алюминия ПГХА), далее по тексту - коагулянт ПГХА, для очистки воды хозяйственно-питьевого

Подробнее

Лист ТУ

Лист ТУ 5775-002-50906007-2015 2 Настоящие технические условия распространяются на каолиновое влагозащитное изоляционное покрытие «КВИП», в дальнейшем «КВИП», предназначенный для защиты от воздействия

Подробнее

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

Настоящие технические условия распространяются на пенополистирольные плиты, изготавливаемые беспрессовым способом из суспензионного вспенивающегося полистирола с добавкой или без добавки антипирена. Плиты

Подробнее

Стандарт организации

Общество с ограниченной ответственностью «Селена» (ООО «Селена») Стандарт организации УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ООО «Селена» П.А. Кудряшов 2011 г. ДОБАВКА СТАБИЛИЗИРУЮЩАЯ «НАНОБИТ-СД» ДЛЯ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНЫХ

Подробнее

ТУ

Настоящие технические условия распространяются на продукцию: порошок абразивный для струйной очистки металлических поверхностей, получаемый из гранулированных шлаков никелевого производства( далее - абразивный

Подробнее

ГРАФИТ СКРЫТОКРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР ГРАФИТ СКРЫТОКРИСТАЛЛИЧЕСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОСТ 5420-74 Издание официальное БЗ 5 92 ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва проведение сертификации УД К eel.666.2 : 006.354

Подробнее

Chrysotile asbestos - chrysotile. General specifications

Информация об изменениях: Изменением N 3, введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2007 г. N 147-ст, в настоящий ГОСТ внесены изменения,

Подробнее

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ

Общество с ограниченной ответственностью «Илим Братск Деревообрабатывающий комбинат» СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ОКС 79 060 ОКП 55 1290 УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор С.Н. Медведев 2011 ФАНЕРА ИЗ ШПОНА ХВОЙНЫХ

Подробнее

1 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Настоящие технические условия разработаны на основе ГОСТ 21520-89 и распространяются на стеновые мелкие блоки из ячеистого пенобетона неавтоклавного твердения (далее пеноблоки), предназначенные для кладки

Подробнее

ОКС ОКП Дата введения

ГОСТ Р 52056-2003 Группа Б43 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЯЖУЩИЕ ПОЛИМЕРНО-БИТУМНЫЕ ДОРОЖНЫЕ НА ОСНОВЕ БЛОКСОПОЛИМЕРОВ ТИПА СТИРОЛ-БУТАДИЕН-СТИРОЛ Технические условия Polymer-bitumen

Подробнее

Предисловие. Сведения о стандарте

Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов

Подробнее

ПЕСОК КВАРЦЕВЫЙ ФРАКЦИОНИРОВАННЫЙ.

. д ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «МУРАЕВНЯ» УТВЕРЖДАЮ: ЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РАЕВНЯ» ПЕСОК КВАРЦЕВЫЙ ФРАКЦИОНИРОВАННЫЙ. Технические условия Дата ввода в действие: ol/.;, / 2010

Подробнее

БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ КРОВЕЛЬНЫЕ

ГОСТ 9548-74 М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ КРОВЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Издание официальное 2001 ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва какую скатерть УДК 665.521.8:006.354

Подробнее

Предисловие. Сведения о стандарте

Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов

Подробнее

OPENGOST.RU Портал нормативных документов

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСТ 2138-91 ПЕСКИ ФОРМОВОЧНЫЕ ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Москва СТАНДАРТИНФОРМ 2005 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ПЕСКИ ФОРМОВОЧНЫЕ Общие технические условия Moulding sands. General

Подробнее

ПРОВОЛОКА МЕДНАЯ КРЕШЕРНАЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЮЗА ССР СТАНДАРТ ПРОВОЛОКА МЕДНАЯ КРЕШЕРНАЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОСТ 4752-79 Издание официальное Москва УДК 669.3-426:006.354 Группа В74 Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т

Подробнее

ЦИНК Технические условия

ГОСТ 3640-94 М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т ЦИНК Технические условия РАЗРАБОТАН Восточным научно-исследовательским горно-металлургическим институтом цветных металлов (ВНИИцветмет)

Подробнее

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ СТО

Лист 1 ЗАО «Фирма «СОЛИД» УТВЕРЖДАЮ: Генеральный директор ЗАО «Фирма «СОЛИД» С. А. Клюшин 13 января 2011 г. СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ Ступени из сварного решетчатого настила (SP), прессованного решетчатого

Подробнее

" " 2007 г. ТУ

ОКП 237820 УДК 776.3.665.225 Группа Э10 УТВЕРЖДАЮ Директор ЗАО "Фраст-М" Д.Б. Аскеров " " 2007 г. СНИМАТЕЛЬ ПОЗИТИВНЫХ ФОТОРЕЗИСТОВ СПР-01Ф ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТУ-2378-008-29135749-2007 Дата введения Срок

Подробнее

ГОСТ МАГНИЙ ПЕРВИЧНЫЙ В ЧУШКАХ

ГОСТ 804 93 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МАГНИЙ ПЕРВИЧНЫЙ В ЧУШКАХ Технические условия Предисловие 1 РАЗРАБОТАН Украинским научноисследовательским и проектным институтом титана ВНЕСЕН Госстандартом Украины

Подробнее

ГОСТ Эмаль АК-512. Технические условия

ГОСТ 23171-78 Эмаль АК-512. Технические условия Принявший орган: Госстандарт СССР Срок действия с 01.07.79 до 01.07.96* * Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного Совета

Подробнее

МАТЕРИАЛЫ ВЯЖУЩИЕ ГИПСОВЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР МАТЕРИАЛЫ ВЯЖУЩИЕ ГИПСОВЫЕ ПРАВИЛА ПРИЕМКИ. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ГОСТ 26871-86 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА Москва

Подробнее

1. КЛАССИФИКАЦИЯ И СОРТАМЕНТ

Группа В24 М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т ЛЕНТА СТАЛЬНАЯ УПАКОВОЧНАЯ Технические условия ГОСТ 3560-73 Package steel strip. Specifications ОКП 12 3100 Дата введения 01.01.75 Настоящий

Подробнее

МАСЛА РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

МАСЛА РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ГОСТ 982-80 М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т МАСЛА ТРАНСФОРМАТОРНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Издание официальное Москва Стандартинформ 2011 неразрушающий контроль

Подробнее

ПРОДУКТЫ КИСЛОМОЛОЧНЫЕ СУХИЕ

ГОСТ 10382-85 М Е Ж Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т КОНСЕРВЫ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ КИСЛОМОЛОЧНЫЕ СУХИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Издание официальное Стандартинформ 2008 проектирование конструкций УДК

Подробнее

БРОНЗЫ БЕЗОЛОВЯННЫЕ ЛИТЕЙНЫЕ В ЧУШКАХ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ С ТАНДАРТ СОЮЗА ССР БРОНЗЫ БЕЗОЛОВЯННЫЕ ЛИТЕЙНЫЕ В ЧУШКАХ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОСТ 17328 78 Издание официальное Москва УДК 669.35-412:006.354 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Группа В51 СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Подробнее

docplayer.ru

прессованный уголь - это... Что такое прессованный уголь?

 прессованный уголь

1) Railway term: briquette

2) Cement: pressed fuel

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • прессованный тротил
  • прессованный фарфор

Смотреть что такое "прессованный уголь" в других словарях:

  • Уголь бурый и торф — Бурый У. и торф представляют первые члены того ряда ископаемых, который образуется последовательным изменением клетчатки растений, попавших после смерти в условия, благоприятствующие такому изменению. Эти условия разложение при малом доступе… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Уголь бурый и торф* — Бурый У. и торф представляют первые члены того ряда ископаемых, который образуется последовательным изменением клетчатки растений, попавших после смерти в условия, благоприятствующие такому изменению. Эти условия разложение при малом доступе… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Уголь — I Уголь         в искусстве, материал для рисования. Изготовляется из подвергнутых обжигу тонких веток или обструганных палочек липы, ивы и др. деревьев. В 19 в. получил распространение твёрдый «прессованный У.» (из угольного порошка, с… …   Большая советская энциклопедия

  • Уголь — I Уголь         в искусстве, материал для рисования. Изготовляется из подвергнутых обжигу тонких веток или обструганных палочек липы, ивы и др. деревьев. В 19 в. получил распространение твёрдый «прессованный У.» (из угольного порошка, с… …   Большая советская энциклопедия

  • Взрывчатые вещества* — будучи при обыкновенных условиях более или менее постоянны, под влиянием накаливания, удара, трения и тому под. способны взрывать , то есть быстро разлагаться, превращаясь в накаленные сжатые газы, стремящиеся занять большой объем. Происходящие… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Взрывчатые вещества — будучи при обыкновенных условиях более или менее постоянны, под влиянием накаливания, удара, трения и тому под. способны взрывать , то есть быстро разлагаться, превращаясь в накаленные сжатые газы, стремящиеся занять большой объем. Происходящие… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кокс — [В этой статье излагаются: цели коксования, выбор материала, устройство коксовальных печей, собирание побочных продуктов, физические и химические свойства кокса и статистические замечания.] нелетучий углеродистый остаток, получаемый из каменного… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нитроклетчатка* — Открытие ее принадлежит Пелузу в 1838 г. Этим именем обозначаются собственно несколько различных азотных эфиров клетчатки, получающихся при обработке очищенных природных видов ее (хлопка, льна, пеньки, древесной целлюлозы и т. п.) азотной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нитроклетчатка — Открытие ее принадлежит Пелузу в 1838 г. Этим именем обозначаются собственно несколько различных азотных эфиров клетчатки, получающихся при обработке очищенных природных видов ее (хлопка, льна, пеньки, древесной целлюлозы и т. п.) азотной… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сахар — (Sugar) История возникновения сахара, виды сахара по сырью Сахар тростниковый, сахар свекловичный, сахар кленовый, сахар пальмовый, сахар сорговый, пищевая ценность сахара, мифы о сахаре Содержание Содержание Раздел 1. Производство и технологии …   Энциклопедия инвестора

  • Водород в воздухоплавании — ВОДОРОДЪ ВЪ ВОЗДУХОПЛАВАНІИ. Для наполненія аэростатовъ В. впервые б. употребленъ франц. физикомъ Шарлемъ въ 1783 г., к рый добывалъ его дѣйствіемъ разбавленной сѣрной кислоты на желѣзныя стружки. Шарлемъ же б. выработаны и приборы для добыванія… …   Военная энциклопедия

universal_ru_en.academic.ru

👩🏻‍🎨 Уголь для рисования | Уроки рисования, учимся рисовать, рисуем карандашом, гуашью, маслом

Уголь для рисования

Уголь (родств. agnis — огонь) — материал для рисования в виде тонких палочек, полученных в процессе обжига веточек разных пород деревьев ( ива,  орех, мирта – в Греции, слива,  липа,  береза и розмарин  —  в Италии) очищенных от коры и обожженных специальным способом при высоких температурах в герметически закрытых контейнерах. Это — процесс карбонизации, или коксования древесины, при котором структура каждой ветки или палочки материалов остается неизменной; они становятся пригодными инструментами для рисования.

Ченнино Ченнини так описывал эту методику в XV веке: ивовые прутья связывались в пучки, плотно закрывались в глиняных горшках, затем помещались в печь ближайшей пекарни — там их оставляли на ночь до полного обугливания (приобретения очень черного тона). Он указывал на важность фактора времени: в результате чрезмерного обжига готовый уголь во время использования будет расщепляться на куски. Двумя столетиями позднее Вольпано описывал, как кусочки древесины набивались в железную емкость трубчатой формы, которая затем покрывалась горячим пеплом, раскалялась докрасна и погружалась в воду для охлаждения.

В ранних описаниях подразумевалось, что уголь использовался как средство создания рисованного изображения для фресок или живописи на досках. В наше время, несмотря на то, что уголь по-прежнему рассматривается в качестве материала для рисунка перед процессом живописи, он по праву является самостоятельным, независимым и очень выразительным средством. Художники Ренессанса обнаружили полезные качества угля — например, они могли легко корректировать и модифицировать изображение на стадии рисунка.

 

В XIX в. получил распространение твердый «прессованный» уголь – для формирования стержней которого используют угольный порошок, скрепленный растительным клеем. Этот уголь дает более глубокий бархатистый штрих, но требует фиксации, закрепления, так как слабо соединяется с поверхностью основы, осыпается.

Уголь используется в графике. Рисунки углем обладают бархатистым тоном. Уголь хорошо передает фактуру, обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени, можно получить множество градаций тона, что позволяет получить реалистичное изображение. Им можно нарисовать и натюрморт, и пейзаж, и портрет.  Уголь позволяет сочетать линию и тональные эффекты в едином художественном решении.

 

 

Уголь рисовальный затачивается лишь с одной стороны под углом 45°, что дает возможность проводить тонкие и толстые линии. Лучшей основой для угля  является  шероховатая бумага, голубая или серая. Мягкость угля различается в зависимости от породы дерева, из которого изготавливается уголь для рисования. Используя уголь разных видов, можно получить еще более широкую тоновую палитру от матово-серого оттенка (чистый уголь) до густо-чёрного цвета (прессованный уголь).

 

 

Художники любят использовать уголь при подготовке картин, выполнении набросков и зарисовок, прорисовывании эскизов и картонов, переводе рисунка для живописи, особенно для больших по размеру полотен. Рисунки углем легко исправимы, поэтому он незаменим в учебных целях. Уголь можно стереть мягким ластиком или смахнуть тряпочкой. Для ослабления тона применяют растушки, жесткие кисти. При работе углем пользуются резинкой – «клячкой», прокатывая ее по бумаге. Втирать уголь в бумагу нельзя. Со временем рисунки углем темнеют. Для работы углем следует пользоваться шероховатой бумагой, лучше удерживающей уголь.

 

Различные формы угля

Уголь выпускается в разнообразных формах и изготавливается из древесины нескольких видов. Мелкая фактура ивовой древесины идеально подходит для производства угольных карандашей. Прутья диаметром в пределах от 4 мм до 10 мм обычно используются в изготовлении стержней для работы над рисунком в размер этюдника, в то время как художнику-декоратору предлагается уголь крупнее.

 

Виноградный уголь

Тонкий ивовый уголь

Ивовый уголь среднего диаметра

Ивовый уголь крупного диаметра

Угольный карандаш

 

 

Прессованный уголь – это ненастоящий уголь, так как материал изготавливается из пигмента ламповой сажи, смешанного со связующим, и затем прессуется в палочки прямоугольной или цилиндрической формы. Он выпускается также в виде карандашей. По сравнению с ивовым углем прессованный уголь — очень плотный и тяжелый; он образует мощную, «бархатистую» линию глубокого черного тона. Он не пригоден для выполнения предварительного рисунка в масляной живописи, поскольку плохо удаляется с поверхности и вызывает потемнение красок подмалевка. Но прессованный уголь не имеет себе равных как самостоятельный художественный материал — он образует неповторимую черную линию и превосходные мягкие, темные тона. Как и в случае с ивовым углем, им можно манипулировать на бумаге с помощью пальцев или растушки.

 

Процесс производства и оборудование

В наши дни ива (используемая в производстве высококачественного художественного угля) выращивается на культивируемых плантациях и убирается ежегодно в течение зимних месяцев. Наиболее типичный вид — Salix triandra — является основой стандартных угольных палочек (карандашей) для рисунка. Ивовый прут вырастает за лето в естественных условиях двухметровой длиной и дает плотные стержни малого, среднего и крупного диаметра. Другой вид — ива Osier (S. vimlnalis) — собирается каждые два года и предоставляет сырье для стержней еще более крупного диаметра — такой стержень используется в работах очень больших размеров.

После сортировки срезанных ивовых прутьев они связываются в пучки и подвергаются кипячению в воде в течение девяти часов (для смягчения коры). Затем материал обдирается вращением в специальных машинах и высушивается на открытом воздухе. Высушенные прутья потом перевязывают в пучки, распиливают на заготовки стандартной длины и упаковываются в железные боксы для обжига (тигли).

Тигли наполняются песком на вибростенде, чтобы предотвратить доступ воздуха во время обжига в печи — в процессе обжига стержни значительно сжимаются и песок заполняет образовавшиеся пустоты. Затем тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300 °С в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке. Спустя двадцать четыре часа материал остывает и готов к упаковке.

Уголь рисовальный прессованный изготовляют из смеси тонкомолотого древесного (березового) угля (от 50 до 72%) часов-ярской глины (от 26 до 50%), сажи газовой (от 3 до 8%) и небольшого количества ультрамарина (от 3 до 5%). Обжиг производят при температуре 500-800° в течение 2-4 часов, что дает возможность получать уголь различной твердости. Тон угля изменяется в зависимости от соотношения взятых компонентов. Уголь прессованный дает более черный цвет, нежели натуральный.

Соотношение компонентов, входящих в прессованный уголь, (в %)

Интенсивный черный цветI. Уголь березовый – 60Глина часов-ярская – 30Сажа газовая – 10

II. Уголь березовый – 31Глина часов-ярская – 52Сажа газовая – 12Ультрамарин – 5

Средней интенсивности черный цветI. Уголь ивовый – 70Глина часов-ярская -27Ультрамарин – 3II. Уголь ивовый – 72Глина часов-ярская – 25Сажа газовая – 3

Уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха в банке и бoлee равномерного обжига. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3 – 5 часов. После обжига банка должна сутки остывать. Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый серый след, к тому же слабо обожженный уголь царапает бумагу.

Производство масляного угля. Масляный уголь создает чистую, глубокую линию, не вызывает значительного крошения или расслоения его структуры, а также осадка угольной пыли на рисунке, как это свойственно обычному углю. Для его изготовления пропитайте уголь растительным высыхающим маслом, таким, как льняное. Положите маленькие кусочки угля в герметически закрываемую емкость небольшого размера. Налейте в емкость высыхающее масло. Процесс впитывания масла углем займет некоторое время, при этом масло никогда не абсорбируется полностью. Поэтому просто оставьте уголь в закрытой емкости и используйте его при необходимости. Перед применением удалите с угля излишки масла полотенцем.

 

Фиксативы-закрепители для угля

Уголь служил для эскизов, им  набрасывались  основные   линии фресок  (картоны XV в.) или картин. Впервые фиксировать уголь стали  в венецианских  мастерских  в  XVI в. В качестве фиксативов для закрепления угля использовались спиртовые растворы шеллака, мастикса или канифоли.

Современные виды фиксативов-закрепителей

Современные виды фиксативов выпускаются в банках-аэрозолях и представляют собой поливинилацетатные растворы в быстроиспаряющемся ацетатном растворителе. Они идеально подходят для покрытия рисунков небольших размеров. Если вы выполняете крупную работу (как. например, фрески), следует учитывать высокую стоимость фиксативов в аэрозольных банках, а также отсутствие гарантий достаточной защиты таких работ этими средствами.

Акриловая эмульсия в качестве фиксатива

В качестве альтернативы можно использовать два или три слоя акриловой эмульсии, которую наносят с помощью распылителя, формируя тем самым стойкое, герметичное покрытие. Эмульсия сохраняет уголь в оригинальном состоянии и не образует царапин. Дайте возможность каждому слою акрила полностью высохнуть перед нанесением следующего. Перед покрытием рисунка разбавьте эмульсию приблизительно 10 процентами воды. (В качестве фиксатива можно применять также поливинилацетатную эмульсию, которая, однако, может со временем желтеть.)

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

risuem.net

Уголь и конте (сангина, сепия, белый мел и др)

   Древесный уголь стали использовать в художественных целях с возникновением рисунка как вида изобразительного искусства. Обычно брали обуглившуюся виноградную лозу или иву. Уголь из ивы - более светлы и хрупкий. В продаже имеются угольные стержни разных размеров. Они ломки - такова природа материала. Хотя уголь пачкает руки сильнее, чем карандаш, однако он превосходно подходит для быстрых тональных набросков и нанесения однотонный пятен.    Уголь также выпускается в виде угольных карандашей. Они напоминают обычные графитовые карандаши, но стержень у них изготовлен из прессованного угля, который помещен в деревянный корпус, придающий карандашу прочность. Таким карандашом пользоваться гораздо удобнее, нежели угольной палочкой. Одно из преимуществ заключается в том, что ваши руки остаются относительно чистыми.

   Угольные карандаши могут быть длиной до 15см и обычно различаются по диаметру; по составу они делятся на мягкие, средней мягкости и твердые. В продаже имеется также так называемый уголь для художников-декораторов - в виде больших прямоугольных блоков и толстых стержней.    При использовании угольные карандаши мажутся, но, если испачканные руки не смущают, это очень удобное средство. Уголь идеален в обращении и легко удаляется до фиксации - основную часть следов такого карандаша можно просто смахнуть тряпкой.

Прессованный уголь и угольные карандаши.Прессованный уголь делают из угольного порошка с добавлением связующих компонентов. Он выпускается в виде коротких стержней и тверже обычного угля. Некоторые производители классифицируют прессованный уголь от 3H (3Т) до  HB (ТМ) по твердости и от самого темного 4B (4М) до самого светлого 2B (2М) по насыщенности черного цвета. Прессованные угольные стержни также могут быть серыми - в этом случае угольный порошок смешивают со связующим и мелом. В сечении стержни бывают круглыми и квадратными. Угольные карандаши с деревянной оболочкой имеют тонкие стержни из прессованного угля и представлены мягкими, средней мягкости и твердыми видами.

Ивовый уголь делается из ошкуренных и обожженных веток ивы. Продается он в коробках и бывает разной толщины и разного состава: тонким и толстым, тврдым и мягким. 

Угольные карандаши бывают трех видов: светлые, средние и темные. Используя все виды, вы хорошо овладеете техникой штриховки. 

Уголь мажется - оберните его стержень фальгой, чтобы не испачкать руки.

Для удаления угля из более мягких средств подойдет тряпочка или кисть. Но вы не сможете использовать их после закрепления рисунка.

Масляный уголь.Для получения такого угля просто поместите стержни в льняное масло на несколько часов или, лучше на ночь. Достаньте стержни и удалите невпитавшееся масло. Работайте, как с обычным угольным стержнем, и вы заметите, что следы угля уже не смазываются и не требуют закрепления.

Затачивание стержняТолстые угольные стержни можно заточить при помощи остного ножа, шлифовальногобруска или наждачной бумаги с мелким зерном. Для прессованного угля используйте нож или наждачную бумагу, а для деревянных угольных карандашей -  острый нож. 

ПОДСКАЗКА ДЛЯ ХУДОЖНИКАЧтобы стереть линию, проведенную углем, воспользуйтесь твердым ластиком, клячкой: мягкий только размажет штрихи. При помощи ластика вы можете осветлить некоторые участки и даже сделать растушевку. Учтите, что линии, проведенные угольными веточками, можно полностью стереть. Другие типы угля оставляют следы.Попробуйте рисовать углем на цветной бумаге -  это придаст особую выразительность светлым и темным участкам. 

Текстура и тонУглем можно провести точные линии и наложить тон; и то и другое пригодится при создании текстурных эффектов. Густые черные линии идеальны для изображения стволов и голых веток, кончик угольного стержня можно использовать для нанесения многочисленных штрихов при изображении листвы, а боковую часть стержня - для ненасения теней.

Для рисования углем наилучшим образом подходит шероховатая бумага, тогда как для карандашных набросков - лучше гладкая.

Для создания светлого фона можно воспользоваться мелом или белым пастельным карандашом.

Использование закрепителяЗакрепитель - это смесь клея и спиртового раствора, который наносится на рисунок, сделанный мягкими средствами, вроде угля и мягких карандашей. Он оставляет на бумаге слой клея, который удерживает на месте все свободные пигментные частицы. Закрепитель можно приобрести в виде спрея. Следите, чтобы во время работы он не попадал на лицо или одежду, не вдыхайте его и хорошо проветривайте помещение. Закрепители широко доступны, однако довольно дороги, поэтому некоторые художники используют для фиксации рисунков лак для волос. 

Свет и теньУгольный карандаш и мел - замечательное сочетание, которое хорошо подходит для создания серых оттенков. Сначала сделайте рисунок белым мелом, а затем работайте черным прессованным углем. Наносите угольные штрихи постеменно, чтобы не "перетемнить" изображение. Уголь идеален для изучения и рисования перспективы, поскольку его штрихи легко удалить или переработать. 

КОНТЕ - четырехгранные мелки, слегка вощеные, сделаны из пигмента глины. Ими можно наносить а бумагу насыщенные и четкие линии, схожие с линиями угольных карандашей. Конте выпускаются также в виде карандашей, которыми проще наносить более тонкие линии. Эти карандаши бывают черного, белого, темно-коричневого,терракотового цветов, а также серого цвета Пейна. Ограниченный выбор цветов делает конте идеальным средством для перехода от монохромных работ к цветным.   Конте довольно мягок, поэтому законченный рисунок следует покрывать закрепителем (см. выше "Использование закрепителя"). При хранении рисунка в стопке накрывайте его калькой. Рисуя в альбоме, начинайте работу с его конца, продвигаясь к началу, - в этом случае страницы менее труться друг о друга и рисунок не смазывается.

СОВЕТ ХУДОЖНИКАРаботайте сразу конте, не делая наброска карандшом. Графит и конте отличаются некторой жирностью и поэтому смешиваются. 

Конте производятся в форме стержней и карандашей.Затачивать стержни можно перочинным ножом и точилкой для карандашей.

Карандаши и стержни контеТрадиционные цвета конте - белый (из мела), сангина (из окислов железа), бистр (темно-коричневый; сваренный из березовой сажи), сепия (из чернил каракатицы) и черный (из графита). 

Карандаш Черный мел, «CRETACOLOR» АвстрияКарандаш Черный мел рекомендуется для эскизов и набросков. Отлично комбинируется с сангиной, сепией и с другими мелками, кроме того его можно размывать водой. Карандаш предлагается в среднем варианте мягкости № арт. 460 12.Стержень предлагается в среднем варианте мягкости № арт. 260 12.

Водорастворимый графитовый карандаш, «CRETACOLOR» АвстрияВодорастворимый художественный графитовый карандаш. Отлично используется для акварельной техники графита, кроме того рекомендуется для эскизов акварельных набросков. Предлагается в 3 вариантах мягкости.№ арт. 180 00=НВ, 180 04=4В, 180 08= 8В, циллиндрический, 0 3,8 мм стержень, 7,5 мм корпус, 12 шт. в картонной коробке

Сангина масляная, «CRETACOLOR» АвстрияУ сангины маслян блестящий штрих. Так как она содержит жир, она водоустойчивая и не растушевывается. Карандаш предлагается в среднем варианте мягкости. № арт. 462 02Стержень предлагается в среднем варианте мягкости. № арт. 262 02

Сепия в ассортименте, «CRETACOLOR» АвстрияСепия светлая и темная рекомендуется для комбинирования с мелками, углем и сангиной. Карандаши предлагаются в среднем варианте мягкости. № арт. 463 22=сухая, светлая, 463 32=сухая, темная, 463 42=масляная, светлая, 463 52=масляная, темная Стержни предлагаются в среднем варианте мягкости. № арт. 263 22=сухая светлая, 263 32=сухая темная.

Угольный карандаш, «CRETACOLOR» АвстрияУ угольного карандаша равномерный, тонкий и насыщенно-черный штрих. Карандаш предлагается в трех вариантах мягкости: № арт. 460 01= мягкий, № арт. 460 02= средний, № арт. 460 03= твердый. Стержень предлагается в двух вариантах мягкости: № арт. 260 01= мягкий, № арт. 260 02= средний.

Карандаш Белый мел, «CRETACOLOR» АвстрияКарандаш Белый мел отлично комбинируется с углем, сангиной, сепией. С помощью его растушевывания оттенки цвета высвеляются. Карандаш предлагается в двух вариантах мягкости: № арт. 461 51= нежирный мягкий, № арт. 461 52= нежирный средний, № арт. 461 61= масляный мягкий.Стержень предлагается в среднем варианте мягкости № арт. 261 52 (сухой).

Карандаш «Неро», «CRETACOLOR» АвстрияКарандаш «Неро» выделяется блестящим, черным штрихом. Так как содержит жир, не растушевывается водоустойчивый. Карандаш предлагается в пяти вариантах мягкости: № арт. 461 01= очень мягкий, № арт. 461 02= мягкий, № арт. 461 03= средний, № арт. 461 04= твердый, № арт. 461 05= очень твердый. Стержень предлагается в двух вариантах мягкости: № арт. 261 01= мягкий, № арт. 261 02= средний.

Сангина нежирная (сухая), «CRETACOLOR» АвстрияСангина нежирная или сухая отлично комбинируется с мелками и углем.Карандаш предлагается в среднем варианте мягкости. № арт. 46212Стержень предлагается в среднем варианте мягкости. № арт. 26212

kris9tena.livejournal.com

Уголь

Уголь рисовальный

УГОЛЬ (др.-русск. оугъль; греч. anthrax, др.-инд. angaras; родств. agnis — "огонь") — обожженное дерево. Древесный уголь в виде обожженных палочек липы, ивы или прессованный, сформованный из угольной массы с растительным клеем используют в качестве материала для рисования.

Уголь мягок, пластичен, дает матовый, бархатистый черный тон, но требует закрепления — фиксации.

Простой уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Несложный по технике приготовления, уголь обладает большим тональным диапазоном, удобен в работе, легко стирается, незаменим при исполнении больших рисунков, им удобно пользоваться в эскизных работах и беглых набросках. Простым углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте и других материалах, пригодных для рисунка.

Изготовление угля

 

Уголь для рисования приготавливают из высушенных очищенных от коры прутков ивы или бересклета путем обжига без доступа воздуха. Для обжига применяют тигли, в которые вертикально закладывают прутки. Тигли закрывают крышками и для герметичности обмазывают глиной. Обжиг производят при температуре 300 °С в течение 3-5 часов. Окончание обжига прутков определяют по сизому дымку двуокиси углерода, выходящему через контрольное отверстие в крышке.

Уголь для рисования можно изготовлять и самому, используя для обжига прутков высокую консервную банку, в которую ставят прутки вертикально и засыпают их сухим песком для уменьшения объема воздуха в банке и 6oлee равномерного обжога. Банку закрывают крышкой, обмазывают глиной и по выделяющемуся газу двуокиси углерода определяют окончание обжига. Процесс обжига длится непрерывно 3 - 5 часов. После обжига банка должна сутки остывать. Если уголь будет обожжен не полностью, то он будет оставлять на бумаге слабый серый след, к тому же слабообожженный уголь царапает бумагу. Рисовальный уголь обладает теплым черным цветом, легко ложится на холст, бумагу, картон. Он растушевывается от черного до светло-серого цвета.

Рисование углём

 

Уголь как рисовальный материал исполь­зовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими вы­разительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.

Изучение рисования углем имеет громад­ное значение, и на него обязательно на­до обращать внима­ние, тем более что по своей тех­нике оно более всего имеет сход­ство с живописью.

Рисование углем отличается быстротой исполнения в сравне­нии с другими способами, потому что уголь легко поддается все­возможным изменениям. Вообще это чрезвычайно податливый и благодарный материал, дающий возможность достигать значи­тельных эффектов. Изучение рисования углем не представляет больших трудно­стей; материал же, необходимый художнику, весьма незатейлив и дешев.

Углем можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштри­ховывать большие поверхности боковой сторо­ной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных перехо­дов. Уголь, как и карандаши, имеет разную твердость. Чинят уголь так же, как и карандаш. Законченные рисунки этим способом достигают полного впе­чатления натуры. Несмотря на то, что рисование углем одно­цветно, рисунок можно довести до того, что в нем будут чувст­воваться краски, хотя на самом деле их и нет. Есть много произ­ведений известных художников, исполненных этим способом. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удо­бен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень.

Углем можно рисовать на бумаге, картоне, холсте, стене и других повер­хностях, пригодных для рисунка. Лучше ис­пользовать шероховатую бумагу, можно и плот­ную чертежную, которую следует слегка проте­реть мелкой наждачной бумагой или серую оберточную. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисовальные угольки должны быть различными по величине и форме. Для проведения тонких линий уголь затачивают косо, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготов­ленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте уголь самозатачивается.

Допускается сочетание угля с другими материалами — с сан­гиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «Ретушь».

Углем можно работать двумя способами: обычным графитным карандашом, используя линии и штрихи, и с применением тональной тушевки. Растирать уголь можно тряпочкой, рукой или специальной растушевкой, которая изготавливается из замши, лайковой кожи или плотной бумаги и представляет собой туго скрученный валик с заостренными концами. Не следует использовать для этого резинку, так как после нее уголь ложится неровно.

Можно облегчить тон, смахнув лишний уголь тряпочкой или щетинной кистью. По освещенным местам формы реко­мендуется пройтись мягкой булкой или проработать их мелом. Рисунки углем следует закреплять. Можно использовать для этого специальный фиксатив или лак для волос. Фиксируют, распыляя лак постепенно, в несколько приемов, с расстояния примерно один метр, не допуская образования капель. Имейте в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

При работе углем следует пользоваться шероховатой зернистой бумагой, можно и плотной чертежной, слегка протертой мелким наждаком или жесткой резинкой. Для рисунков углем можно использовать так называемую мундштучную бумагу.

Для выполнения длительных рисунков бумагу надо наклеить на рисовальную доску или толстый картон.

В средние века художники пользовались грунтованной бумагой (покрытой смесью цветного порошка, мела и клея).

Углем можно работать двумя способами:

  • Первый близок к работе карандашом, когда рисуют в основном линией, штрихом. Вы рисуете сначала контур пред­мета, а затем приступаете к ту­шевке, совершенно таким же об­разом и в той же последователь­ности, как делали это при рисова­нии карандашом. Мы не рекомендуем, однако, пользоваться этим приемом, так как при нем исключается самая ценная и характерная особен­ность техники рисования уг­лем — сходство с техникой жи­вописи.
  • Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон, для чего уголь на бумагу кладут плашмя. Преж­де всего быстро и в общих чертах набрасывают контур предмета. При набрасывании рисунка уголь удобнее всего держать так, как показано на рисунке, то есть вы должны держать его не так, как держите карандаш или перо, а тремя пальцами за конец угля, повернув ладонь кверху. Затем кладете уголь плашмя на бумагу, как показывает рису­нок, и затираете все теневые места в общей - массе, нажимая несколько сильнее в более тем­ных местах и ослабляя нажим в более светлых. Проделав эту опе­рацию, вы вооружаетесь клячкой или размятым между пальцами мякишем хлеба, которые служат для рисования светом и вообще для удаления угля в темных мес­тах, а также растушевкой, кото­рой пользуются для получения полутонов. Хлеб для рисования берут белый и не содержащий в себе мас­ла, присутствие которого может испортить рисунок. Взяв часть мякиша, начинают его раскаты­вать между пальцами до тех пор, пока он не превратится в одно­родную тестовидную массу. За­тем придают одному концу ост­рую форму и, взяв мякиш, как показано на рисунке, концом снимают уголь на тех местах, ко­торые надо осветить. Кроме мякиша, применяемого для снятия угля, существует осо­бо мягкая резинка «клячка»; она с большим успехом может заме­нить мякиш хлеба, который быстро сохнет, особенно если работать приходится на воздухе; клячка же всегда будет мягка и гибка. При работе ее так же, как и хлеб, следует разминать в ру­ках.

В процессе работы применяют также различные растушки-кожаные и бумажные, представляющие собой туго скрученные валики с заостреными концами. Растушки делаются из замши, лайковой кожи и плотной бумаги.

Зам­шевые растушевки более мяг­кие. Как держать растушевку и пользоваться ею при работе, вид­но на рисунке. Вместо расту­шевки можно пользоваться для получения полутонов просто пальцем: растирая пальцем уголь, вы получите прелестные полутоны самых разнообразных оттенков; пальцем же можно смягчить слишком резкие или, как говорят художники, «крича­щие» световые пятна.

Итак, пользуясь попеременно клячкой, растушевкой и углем, вы исправляете дефекты контура и теней, от общего переходите к более мелким подробностям и до­водите рисунок до полной закон­ченности.

Можно делать и так: когда рисунок прорисован довольно детально, его растирают ребром ладони, потом снова рисуют, выбирая мягкой булкой освещенные места формы (резинки лучше избегать, после нее уголь ложится неровно). Для проведения тонких линий уголь затачивают косо на край, так как средняя часть (сердцевина) угольков, приготовленных из прутиков, более рыхлая. При работе на холсте в затачивании угля нет необходимости, он самозатачивается. Для удобства уголь может быть вставлен в рейсфедер-держатель.

На рисунках наглядно представлен весь вышеописан­ный ход работы. Иллюстрация а показывает, как следует начи­нать рисунок. Вы видите на нем лишь самый общий контур кув­шина. На рисунке б плашмя углем проложена общая масса теней. Иллюстрация в показы­вает, до какой степени закончен­ности следует доводить работу.

Понятно, что на первых порах, пока вы не овладеете материа­лом, зарисовки углем будут не вполне вас удовлетворять. Будет затруднять и пользование мяки­шем хлеба, и применение расту­шевки или пальца, и различные особенности угля; вы будете об­ращаться с материалами робко и неуверенно; рисункам будет не­доставать мягкости; они будут, как говорят, «засушены».

Неудобства работы углем за­ключаются, главным образом, в том, что приходится обращаться с рисунком весьма осторожно, так как уголь легко сдувается ветром, осыпается от легкого со­трясения или стирается от при­косновения руки. Но эти свойст­ва имеют и свои преимущества; так непонравившийся или испор­ченный этюд на бумаге или хол­сте легко можете сбить тряпоч­кой бесследно и не портя основы, а затем, удалив его, снова начи­нать рисовать на той же бумаге. Цвета бумаги следует по возможности разнообразить. Раз­мер штудий желательно делать покрупнее.

Нарисованы ста­ринные русские предметы до­машнего обихода. Несмотря на встречающиеся мелкие украше­ния, рисуете данную группу так же, как и предыдущие, то есть прежде всего набрасываете кон­тур, потом плашмя углем покры­ваете общий тон рисунка с те­нями, затем отделяете более тем­ные места от светлых, вынимае­те клячкой или мякишем хлеба «света», наконец, тонким уголь­ком прорисовываете все подроб­ности и украшения натуры.

 

Натюрморт

Группа, составлен­ная из предметов домашнего оби­хода: стеклянный кувшин, дере­вянная чашка, ложка и скатерть. Это задание в отличие от преды­дущих исполнено так называе­мым «прессованным» углем и итальянским карандашом. Прес­сованным углем рисуют так же, как простым мягким каранда­шом. Он не так легко стирается, как обыкновенный уголь, а сле­довательно, и при рисовании им надо соблюдать большую осто­рожность, чем с обыкновенным. Прессованный уголь существует в продаже также нескольких но­меров разной твердости. Конту­ры предметов можете рисовать обыкновенным углем, а присту­пая к передаче света и тени, вво­дите прессованный, для оконча­тельной же отделки воспользуй­тесь итальянским карандашом. Не забывайте все время следить за формой и за отношением пя­тен.

 

 

 

 

 

Гипсовая го­лова волка.

Уголь незаменим при зарисов­ках животных и птиц как с нату­ры, так и с гипсовых моделей и с чучел. Быстрота и точность передачи как света и тени, так и характера перьев и шерсти едва ли может быть достигнута каран­дашом в такой же мере, как уг­лем, а особенно если приходится рисовать живую беспокойную на­туру из животного царства. На нашей иллюстрации показано, как начинать работу. Сначала набрасываете общую форму, за­тем затираете теневую часть и, наконец, постепенно переходя от общего к частностям, доводите работу до законченности, как по­казано на втором рисунке.

Так как и законченные рисун­ки углем отличаются непрочностью,  то  для  сохранения  их прибегают к закреплению.

 

Фиксирование угля

Чтобы готовый рисунок не осы­пался, его фиксируют. Закреплять можно жидким клеем, молоком, ли­монадом. Современные художники используют также лак для волос в аэрозольной упаковке. Он очень удо­бен в работе, но технология его до­статочно не исследована. Фиксиро­вать необходимо осторожно, в не­сколько приемов с расстояния од­ного метра. Следите за тем, чтобы на рисунок, который должен нахо­диться в горизонтальном положе­нии, не попадали крупные капли. Надо сказать, что простой рисовальный уголь слабо держится на бумаге, и если рисунок вовремя не зафиксировать, его трудно будет сохранить. Фиксирование угля было изобретено в Италии в ХV веке. Тогда рисовали на бумаге, уже заранее покрытой слоем клея, и когда рисунок был готов, его подвергали действию водяных паров и таким образом закрепляли. Иногда рисунок помещали в ванну с раствором клея. В настоящее время в продаже имеется лак-фиксатив. Рисунки углем можно фиксировать также жидким клеем, снятым молоком, процеженным и разбавленным водой, раствором канифоли в бензине или денатурате (кусок канифоли и грецкий орех на 3/4 стакана).

Фиксируют пульверизатором постепенно, в несколько приёмов, с расстояния не ближе одного метра, не допуская образования капель. Нужно иметь в виду, что даже самое осторожное фиксирование делает рисунок темнее.

Прессованный (жирный) уголь

В ХIХ веке получили распространение жирный уголь (уголь, пропитанный растительным маслом, он имеет более темный тон) и прессованный уголь. Они несколько лучше держатся на бумаге, но также требуют закрепления. Прессованный уголь чернее и жирнее древесного угля, приготовляется из угольного порошка наиболее черных сортов с применением в качестве связующего вещества растительного клея, он поступает в продажу в виде круглых палочек, иногда в дереве в виде карандаша, обычно трех номеров твердости.

Уголь допускает сочетание с другими материалами - сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью, специальным угольным карандашом «ретушь».

 

Как сделать уголь самому

Чтобы приготовить угли для рисования, нужно взять несколько прямых веточек березы толщиной в карандаш и длиной 8 — 10 см. Очистить их от коры, связать небольшими пучками и положить в метал­лическую коробку, доверху наполненную сухим мелким песком. Коробку закрыть крышкой, зама­зать глиной и поставить в печь. Когда огонь про­горит, коробку вынуть, остудить, и угли готовы.

Рисунок углём, мастер-класс

shedevrs.ru


.