Развитие мелкой моторики у детей до трех лет. Сухой бассейн для развития мелкой моторики


Дидактическая игра «Сухой пальчиковый бассейн» (3-7 лет)

Дидактическая игра «Сухой пальчиковый бассейн»

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми. И там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр

Перед началом игры с ребенком постарайтесь обсудить правила действий с отрабатыванием необходимых жестов, движений. Это позволит подготовить малыша к правильным движениям и создаст необходимое эмоциональное настроение.

  1. Выполнять упражнение нужно с ребенком, при этом показывая свое увлечение игрой. Как правило, дети начинают проговаривать текст частично, но при постепенном разучивании текста дети произносят его полностью с правильно выполненными движениями.

  2. При выборе двух и более упражнений постарайтесь заменять их новыми. Наиболее полюбившиеся детям игры можно оставить в своих занятиях и выполнять их по желанию малышей.

  3. Не ставьте перед детьми сложные задания, так как внимание у детей ограничено, и большой объем упражнений может снизить интерес к играм.

  4. Никогда не заставляйте выполнять действия, если ребенок не настроен на их выполнение. Постарайтесь разобраться в причине отказа и по возможности измените ход упражнений или саму игру.

И последнее: стимулируйте детей к подпеванию на занятиях и не делайте замечаний, если что-то делается неправильно, а в любом случае поощряйте успехи.

В своей работе воспитатели нашей группы используют различные пальчиковые игры для развития мелкой моторики. Одной из наиболее полюбившихся игр является «Сухой пальчиковый бассейн», сделанный самими воспитателями. Это игра сочетает в себе пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев.

Родители могут и дома сделать детям «сухой бассейн». Для этого небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12-15 см) нужно заполнить на 8 см промытым и просушенным горохом или фасолью.Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

ГорохОпустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили, Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

ФасольНа дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, Мы их достанем без затей.

ТестоОпустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место. Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

ЛодочкаСоединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

ПоварВыполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

Стираем платочкиВыполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают платочки.

Вот так, вот так!Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.

КолобокСжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмем его разок. Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

ЗарядкаСжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке ...

Будут буковки писать.

Дорогие родители! Занимайтесь с Вашими детками. От их развития сейчас, зависят их успехи в будущем.

infourok.ru

"Сухой" бассейн из фасоли для развития речи детей. Новости средней группы №5 - 30 Января 2016

Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. Сами собой  эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка.Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.  Было доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне.  В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.  

Именно для этого и появился в группе №5 "Мотыльки" пальчиковый "Сухой" бассейн из фасоли. Ребята с удовольствием играют с ним. Подобные игры легко повторить и дома.

Упражнения для развития мелкой моторики.

На дне «бассейна» прячем игрушки из киндер-сюрпризов. Опускаем кисти рук в «бассейн», «помешаем» фасоль, затем надо найти и достать игрушки.

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне — игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

Игровое упражнение "Тесто". Опускаем кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто. Перебирая пальцами фасоль.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Упражнение "Лодочка". Соединяем ладони обеих рук «ковшиком», делаем скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Игра "Повар" Выполняем круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.

Варим, варим, варим щи.

Щи у Поли  хороши!

Игровая импровизация "Стираем платочки". Выполняем движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка стирают платочки.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали

Игры в пальчиковом бассейне проводим ежедневно по 3-5 минут.

Нагружаем равномерно пальцы левой и правой рук.

Воспитатель средней группы №5 «Мотыльки»

Гаврилова В.В. 

 

sad12sov39.ucoz.ru

Развивающие игры в сухом бассейне

И.И.Дерюгина,

МБДОУ №37,г.Североуральск

Развивающие игры в «сухом бассейне»

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. [1, C. 3]

Мною была проведена диагностика состояния развития мелкой моторики у детей 5-летнего возраста, посещающих ДОУ № 37[2]. Несформированность кинестетического праксиса были выявлены у 78 % детей, пространственного праксиса – у 70% детей, динамического праксиса (реципрокная координация) – у 100 % детей. Была выявлена следующая закономерность: чем тяжелее нарушение речи, тем сильнее выражены нарушения мелкой моторики. Однако, с другой стороны, есть дети, не имеющие речевых нарушений, но имеющие значительные нарушения мелкой моторики. Значит, работа по ее развитию важна для всех детей, посещающих ДОУ.

Из материалов диагностики следует, что все дети, имеющие речевую патологию, в большей или меньшей степени имеют нарушения мелкой моторики различного характера. Нарушается кинестетический, пространственный и динамический праксис. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то особое внимание в коррекционной работе необходимо уделить тренировке кисти и пальцев рук ребенка с речевыми нарушениями.

Используя в своей работе методы нейропсихологической диагностики и коррекции речевых нарушений, я придумала игровое пособие «Весёлые бобы», которое позволяет в результате применения добиваться коррекции нарушений кинестетического праксиса, зрительно- пространственной организации движений, пространственного праксиса, динамического праксиса, стереогноза, зрительного гнозиса, целенаправленной произвольной деятельности, внимания.

Пособие представляет собой сухой бассейн, наполненный бобами и комплект объёмных игрушек, букв, цифр (см. фото 1). Пособие может быть использовано в работе с детьми учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем, педагогом-психологом.

D:\фото\08.02\ST830793.JPG

Фото 1.

«Удержи боб»

Цель: развитие мелкой моторики ( кинестетический праксис ).

Удержать зерно боба двумя, тремя, пятью пальцами сначала правой , затем левой рук.

«Выложи из бобов»

Цель: развитие зрительно- пространственной организации движений.

Выложить из бобов фигурки по образцу, по контуру, по памяти, по представлению.

«Весёлый боб»

Цель: развитие мелкой моторики (переключения с одной позы на другую).

В сказке боб весёлый жил, (выкладываем бобовое зерно на ладонь, накрываем второй сверху и делаем круговые движения ладонями)

С пальчиками он дружил:

С этим пальчиком гуляли, ( нажимаем на боб большим пальцем)

С этим пальцем рисовали, (нажимаем указательным)

С этим пальцем песни пели, (нажимаем средним)

С этим пальцем кашу ели, (нажимаем безымянным)

С этим пальцем танцевали. ( нажимаем мизинцем)

Вместе все они играли, (ладони складываются одна на другую)

Никого не обижали! (ладони крепко сжимаются)

«Бобовые прятки»

Цель: развитие зрительно-пространственной, реципрокной организации движений.

Очень любим мы играть! Любим прятать и искать!

Я в ладони спрячу бобовое зерно, (ребенок прячет за спиной в одной из рук бобовое зерно)

Отгадать попробуй, где лежит оно? (вытягивает кулаки вперед, предлагая другому ребенку узнать, в какой руке зерно)

Раз, два, три- попробуй, повтори! (открывает указанную ладонь, вторая рука сжата в кулак, под счет одновременно меняет положение ладоней).

«Угадай, кто спрятался»

Цель: развитие навыков стереогноза.

Ребенку предлагается найти в сухом бассейне спрятанные игрушки, объемные буквы. Усложнение – поиск предметов с закрытыми глазами.

В ходе этой игры можно проводить автоматизацию и дифференциацию звуков, подбирать обобщающие понятия, исключать «лишний» предмет и т.д.

Разновидность сухого бассейна – емкость с тремя отделениями (см. фото 2).

D:\фото\08.02\ST830788.JPG

Фото 2.

«Золушка»

Цель: развитие произвольного внимания, целенаправленной деятельности, коммуникативных умений, зрительного гнозиса.

На дно среднего отделения сухого бассейна выкладывается картинка, которую засыпают бобами и горохом. Дети разбирают крупы каждый в своё отделение, стараясь быстрее угадать, какая картинка находится на дне.

Использование традиционных упражнений и представленных здесь игр позволило к концу обучения получить следующие результаты: несформированность кинестетического праксиса была преодолена у 92 % детей, пространственного праксиса – у 84% детей, динамического праксиса (реципрокная координация) – у 78 % детей. Таким образом, можно сделать вывод , что представленные игры помогают преодолеть нарушения мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Сиротюк А.П. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.- 48 с.

  2. Скворцов И.А., Адашинская Г.А., Нефедова И.В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей : учебно-методическое пособие.- М.: НТЦ ПНИ ,2000.- 52 с.

infourok.ru

Упражнения для развития мелкой моторики

Подготовила: Копылова Надежда Юрьевна

педагог дополнительного образования

Белый Яр 2012год

«…Истоки творческих способностей детей и

их дарований – на кончике пальцев»

В.А.Сухомлинский

Учёными доказано, что около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, причём она расположена так близко к речевой зоне, что это даёт все основания рассматривать кисть руки как ещё один «орган речи», такой же, как и артикуляционный аппарат.

В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей:

  1. Массаж пальчиков и кистей рук.

Задача этого самомассажа состоит в формировании умения самостоятельно делать массаж кистей и пальцев рук.

Я провожу данные упражнения с использованием мяча «Ёжик» и гранёных карандашей.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Это один из самых распространённых способов развития мелкой моторики детей.

Пальчиковые тренировки провожу как во время занятий и после, а также в свободное время.

  1. Игры с крупой и «сухой бассейн» (игра с песком).

Такие игры развивают мелкую моторику кисти и позволяют не только занять ребёнка на довольно продолжительное время, но и будут полезны для него.

Для тренировок с крупой подойдут мелкий рис, гречка, манная крупа, пшено, горох. Необходимо взять поднос с приподнятыми краями или большую плоскую тарелку и показать детям, как можно пальцем рисовать на поверхности узоры.

Игры с крупой подходят для самых маленьких , начиная с простых узоров (солнышко, домик и т.д.) и заканчивая написанием букв и цифр.

«Сухой бассейн» - это игра с песком (пересыпание, насыпание, просеивание и др.), которые я в своей работе использую ежедневно.

  1. Игра со счётным материалом.

Счётный материал для развития мелкой мускулатуры использую различный: это и счётные палочки (здание: выложить узор или расположить палочки в определённой последовательности), и пуговицы (игровое упражнение «Весёлые пуговицы») и бусины различного размера, и природный материал (камешки, ракушки, жёлуди, каштаны, шишки и т.д.), мозаика.

  1. Аппликация, лепка, мозаика.

На своих занятиях я стараюсь использовать нетрадиционные приёмы аппликации, которые непосредственно влияют на развитие мелкой моторики дошкольников.

Очень нравятся детям аппликации из ватных шариков, «рисование» фасолью, горохом.

Мозаика – интересная развивающая игра всех поколений, но если постоянно давать ребёнку мозаику для самостоятельного творчества, то, конечно, она ему надоест.

Я разработала игры с мозаикой в которых ребёнок с удовольствием распределяет и располагает детали мозаики в определённой последовательности, в зависимости от задания.

Выкладывание узора из ниток (контурная аппликация).

Нитки разной толщины требуют отдельных подходов при создании из них аппликаций.

Например, толстые витые нитки хороши сами по себе – их можно использовать для приклеивания по контуру будущей аппликации, для обозначения каёмки вокруг каких-то изображений.

Я вместо толстых нитей использовала для занятий скрученные между собой разноцветные нити мулине, причём выполняли эту работу сами дети.

Более тонкие нитки применяю для сплетения из них цепочек или косичек.

  1. Игра с прищепками.

  1. Игровое упражнение «Прищепочки».

С использованием заготовок картона и прищепок изобразить различные предметы (цветок, солнце, животных).

  1. Нанизывание.

Это прекрасное занятие для развития мелкой моторики руки, которое готовит руку ребёнка к успешному овладению письмом.

Величину нанизываемых предметов я варьирую в зависимости от возраста ребёнка. Чем он старше, тем успешнее он будет справляться с более мелкими деталями.

Материал для нанизывания использую самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, бусинки, бисер, разделанные на части трубочки для коктейля

  1. Шнурки.

Для этих упражнений подойдут и покупные заготовки и сделанные своими руками. Я выполняла шаблоны для изготовления шнурков из плотного картона.

  1. Работа с конструктором.

Общеизвестно, что работа с конструктором развивает моторику. Заданий и тренировок можно придумать бесконечное количество.

  1. Игра с пазлами.

Пазлы – это картинка, -головоломка, которую надо составить из отдельных кусков. Пазлы бывают деревянные, картонные и пластмассовые.

  1. Упражнения со скрепками.

Скрепки – это тоже отличный материал для развития мускулатуры рук.

Интересное занятие можно провести, если предложить детям подбирать парные фигурки из картона (по размеру, по цвету) и скреплять их скрепками. Если приготовить цветные скрепки, то усложняется задание – скрепить одинаковые фигуры скрепками тем же цветом.

  1. Оригами.

Значение оригами для развития ребёнка трудно переоценить. Любой вид творчества полезен, так как он развивает у ребёнка определённые навыки, качества, способности.

Оригами развивает кисть руки. Это особенно важно для маленького ребёнка, так как точки на ладони напрямую связаны с развитием умственных способностей.

Чем больше ребёнок складывает изделий из бумаги, тем лучше формируется его мышление.

Игрушки оригами объёмные. Но я предлагаю делать из них композицию или панно, сочетая с плоскими изображениями.

Такие композиции хорошо выполнять на темы сказок по буквам. Сказок много и на каждую букву можно составить с этой буквы и с игрушками оригами. Например, буква «А» - сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Фон панно – жёлтая цветная бумага (поле), на которую надо наклеить полоски. Также нужно сложить из бумаги две игрушки – куколки оригами в виде мальчика и девочки. После этого куколок можно приклеить к панно.

Числовые композиции.

Требуется десять композиций – панно на каждое число о 1 до 10. Каждому числу будет соответствовать такое же количество игрушек – оригами, которые можно наклеить на панно вместе с графическим изображением числа.

Все игрушки – оригами должны выполняться самими детьми с помощью педагога.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.

Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребёнок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира.

Значит чем точнее и чётче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребёнка с миром.

www.metod-kopilka.ru

занятия для развития мелкой моторики рук у детей до 3 лет

vin

Развитие мелкой моторики Что означает это выражение?

 Это комплекс мероприятий, направленных на достижение скоординированности движений кистей и пальцев рук.

 В головном мозге участки, отвечающие за координацию движений и развитие речи, находятся рядом, поэтому считается, что тренировка мелкомоторных функций важна для общего развития и связана с речевыми способностями.

 Ученые считают, что заниматься с детьми в данном направлении можно с восьмимесячного возраста, а начинать массировать пальчики младенца нужно значительно раньше.

 К году большинство детей могут производить некоторые движения руками:

  • захватывают предмет (игрушку, соску и т.п.), отодвигают его или отбрасывают;

  • манипулируют легко снимающимися крышками банок или коробочек.

Снимающиеся крышки банок или коробочек

 К двум годам детские движения совершенствуются, и они:

-  выполняют действия со шнуровками;

-  застегивают и расстегивают пуговицы;

-  переливают воду из сосуда в сосуд.

 Хорошо, если у ребенка есть возможность взаимодействовать с разными по форме и выполненными из различных материалов предметами: стеклянными флаконами, камешками, силиконовыми шариками, мехом, кусками тканей, полиэтилена и т.д.

 Занятия для развития мелкой моторики рук у детей до 3 лет.

 Можно соорудить для малыша сухой бассейн, наполнив крупой емкость и спрятав на дне его любимые игрушки. Такое занятие не только тренирует мелкомоторные мышцы, но и развивает тактильные ощущения.

Занятия для развития мелкой моторики

 В этом возрасте детям очень интересно выполнять упражнения со стихотворным сопровождением, способствующие развитию, как мелкой моторики, так и слухового восприятия.

 Небольшие разноцветные игрушки, изображающие знакомых ребенку персонажей, помимо тренировки мелкой мускулатуры помогут закрепить названия животных, игрушек, выучить цвета и т.п.

 К трем годам в занятия с детьми можно включать игры без словесных инструкций.

 Это заставит их самостоятельно искать алгоритм выполнения. Возникающие проблемные ситуации способствуют лучшей работе участков головного мозга, отвечающих за развитие моторики пальцев и речи.

 Развитие подвижности кистей рук в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к рисованию, лепке, письму.

Развитие подвижности кистей рук

 Каждому родителю необходимо знать важное правило.

 Выполнять все упражнения по развитию мелкомоторных мышц малыш должен только под контролем взрослого.

 Связано это с тем, что во многих случаях, для этого применяют мелкие предметы, игрушки, сыпучие материалы, которые могут попасть в дыхательные пути ребенка и привести к трагическим последствиям.

www.yutnatali.ru