Как научится плавать? Разные стили плавания. Способы плавания


Как научится плавать? Разные стили плавания

Ребёнок учится плавать

Ребёнок учится плавать

Уметь плавать сегодня прерогатива не только людей, профессионально занимающихся спортом. Мало того, что плавание помогает тренировать те виды мышц, которые никакой другой тренировкой попросту не тренируются, так оно еще может не раз помочь нам в жизни. Поэтому если вы не умеете плавать, то учиться этому никогда не рано и не поздно, будь вам хоть 10, хоть 60 лет. К тому же по благотворному влиянию на весь организм плавание можно сравнить с лечебной физкультурой. Происходит не просто укрепление всех мышц тела, но также тренируется сердечная мышца, вырабатывается хорошее дыхание. Недаром же из всех спортсменов именно пловцы живут дольше всех.

Учиться плавать, как это ни глупо звучит, надо начинать на суше. Потому что первое, что необходимо сделать перед заходом в воду – размяться, чтобы потом не случилось судороги (а это у начинающих пловцов происходит довольно часто). Сделайте несколько приседаний, наклоны. Особенно много внимания уделяйте ногам, потому что если хотя бы одну из них схватит судорога на глубине, то выбраться без посторонней помощи будет уже очень сложно.

Уроки плавания

После этого можно заходить в воду и для начала сделать несколько общих упражнений

  1. Несколько минут просто походите в воде, чтобы она достигала вам уровня груди. Можете попрыгать. При движении помогайте себе руками. Делайте ими такие же движения, будто бы плывете.
  2. После этого полностью погрузитесь в воду с головой. Потренируйтесь задерживать дыхание хотя бы на 30 секунд. Повторите это упражнение 3-4 раза с перерывами в минуту.
  3. Теперь повторяйте это же упражнение с тем отличием, что воздух не задерживаете в себе, а сразу выдыхаете в воду и сразу поднимаетесь из воды. Это упражнение надо повторить 5-6 раз.
  4. А теперь задержите дыхание и попробуйте присесть под водой. Вы всплывете поплавком. Можете попробовать выпрямиться. Это упражнение помогает придать уверенности в себе, потому что вода будет держать вас. После этого выдохните воздух и встаньте на ноги.

Теперь что касается открытых глаз. Многие говорят, что лучше всего на первых порах не стараться открыть глаза под водой – это создаст дополнительные сложности при обучении. Но большинство в корне не согласны с этим. Чем раньше вы научитесь открывать под водой глаза, тем меньше проблем будет потом. Для начала можете одевать специальные очки (если вы учитесь плавать в реке), но лучше всего изначально приучать свои глаза.

Теперь расскажем об упражнениях, которые помогут вам лежать на воде.

  1. Для начала опять побегайте по дну, выполняя гребковые движения руками. Делайте это около минуты.
  2. Снова присядьте, и когда всплывете поплавком, выпрямитесь, начинайте делать движения ногами вверх-вниз и круговые движения руками
  3. Теперь попробуйте скользить на воде. Станьте лицом к берегу (или к бортику, если тренируетесь в бассейне). Вытяните ровные руки вверх, чтобы одна ладошка накладывалась на другую, задержите дыхание. А потом резко оттолкнитесь от дна, и, сохраняя прямое положение тела, проскользите к берегу. При этом двигать руками и ногами не нужно. Повторите упражнение несколько раз.
  4. То же самое упражнение, но на этот раз не задерживайте дыхание, а делайте выдох в воду.
  5. Теперь сделаем упражнение «звездочка». Повернитесь к берегу (бортику) спиной, задержите дыхание, разведите руки в стороны и просто аккуратно лягте на воду. Тут самое главное сохранить ровное положение тела.
  6. Похожее упражнение. Только на этот раз руки плотно прижмите к телу, оттолкнитесь от дна и проскользив какое-то расстояние, начинайте работать ногами. Проплывите так долго, как сможете.
Первые навыки в плавании

Первые навыки в плавании

Если какие-то упражнения у вас не получаются даже с двух-трех попыток, повторяйте до тех пор, пока не получится. Особенно много внимания следует уделять положению рук при скольжении. Для спины – они плотно прижаты к телу. Для живота – вытянуты вперед.

Теперь научимся хорошо работать ногами

Делаем все те же действия, что и при скольжении, но только при этом ноги не просто вытянуты, а двигаются вверх-вниз. Вы почувствуете, что плывете. Постарайтесь проплыть до тех пор, пока в легких не закончится воздух. Для того, чтобы хорошо освоить это упражнение для начала можете опробовать другой его вариант. Возьмите в руки воздушную подушку и вытяните вперед. Вначале попробуйте плыть с головой под водой, поднимая ее лишь за тем, чтобы вдохнуть новую позу воздуха. Затем задание посложнее. Также вытяните вперед руки с подушкой, но теперь голову держите над головой. Плывите, пока не устанут ноги.

Ну и финальные упражнения уже, собственно, и являются полноценным плаванием.

Отталкиваемся ногами от дна и работаем ногами (вверх-вниз) и руками (круговые движения). Плывем к берегу. Самое сложное сейчас – не останавливаться для дыхания. Многие говорят, что именно необходимость дышать усложняет их обучение плаванию. Дышать можно двумя способами. Первый заключается в том, что вы полностью поднимаете голову из воды, не прекращая при этом движения руками и ногами. То есть задерживаете дыхание, отталкиваетесь от дна, когда чувствуете, что заканчивается кислород, выдыхаете воздух в воду, поднимаете голову над водой и делаете новый вдох. Обычно на этом моменте человек теряет ритм и начинает тонуть. Поэтому гораздо лучше второй способ.

Начинаете так же – задерживаете дыхание, отталкиваетесь от берега, выдыхаете в воду. Как помните, руки совершают у вас круговые движения. Так вот, когда левая рука только погрузилась в воду, вы поворачиваете голову (но ни в коем случае не приподнимаете)  и делаете вдох, затем обратно поворачиваете голову вниз. Очень важно четко поддерживать установившийся ритм и не сбиваться.

Теперь несколько простых правил, которые позволят вам научиться плавать гораздо быстрее.

  • Никогда не ешьте перед тем, как опускаться в воду.
  • Никогда не залазьте в воду без предварительных упражнений.
  • Если при упражнениях у вас потемнело в глазах – остановитесь и немного отдохните. Это нормальная реакция организма при непривычных нагрузках.
  • Всегда следите за своей осанкой. Причем не только в воде. Чем ровнее вы держите спину на суше, тем проще будет сохранять ровное положение тела в воде.

Теперь подробнее поговорим о каждом виде плавания отдельно.

Баттерфляй

Баттерфляй

Баттерфляй

Butterfly - 1

Butterfly — 1

Butterfly - 2

Butterfly — 2

Также, из-за особенностей этого вида плавания, его часто называют дельфином. Осваивается довольно сложно и обычно в конце обучения. Связано это с большой энергозатратностью. Пловец должен быть подготовлен к таким нагрузкам.

Состоит в том, что вы одновременно отталкиваетесь от воды двумя руками и как бы подныриваете под воду. Ноги при этом также двигаются одновременно вверх и вниз. Именно из-за ног этот стиль и получил название «дельфин».

Дыхание при плавании баттерфляем производится вертикальным способом. То есть в момент опускания рук под воду, голова поднимается и производится вдох. В принципе возможен вдох и при повороте головы в бок, но его выполнение гораздо более сложное.

Брасс

Брасс

Брасс

Breaststroke - 1

Breaststroke — 1

Breaststroke - 2

Breaststroke — 2

Вид плавания, при котором все движения проводятся под водой. В отличии от большинства других видов плавания, движения производятся не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости. Из-за их характерности некоторые прозвали этот стиль лягушкой.

Самое сложное при освоении этого стиля плавания заключается в том, что пловец должен абсолютно симметрично производить отталкивающиеся движения рук и ног. Иначе движение резко замедляется.

Для начала движения руки, почти прикасающиеся друг к другу тыльной стороной ладони, резко выпрямляются и ладонями происходит отталкивание от воды. В это же время ноги под водой сгибаются в коленях и резко выпрямляются. После окончания движения руки должны быть прижаты к телу а ноги оставаться прямыми.

Кроль

Кроль

Кроль

Freestyle swimming - 1

Freestyle swimming — 1

Freestyle swimming - 2

Freestyle swimming — 2

Freestyle swimming - 3

Freestyle swimming — 3

Самая популярная техника плавания, благодаря своей скорости и достаточной простоте освоения. Чем-то напоминает баттерфляй, но менее энергозатратная.

При выполнении этого вида плавания круговые движения руками (также как и ногами) идут не параллельно. То есть когда левая рука опускается в воду, правая из нее поднимается. То же самое касается и ног. Когда одна находится под водой, вторая должна быть над ней. Именно благодаря тому, что в любой момент времени происходит отталкивание от воды, достигается максимальная скорость.

Дыхание в основном боковое. То есть когда левая (или правая) рука опускается под воду, голова поворачивается в эту сторону и проводится вдох. Выдох осуществляется уже под водой.

Обычно инструкторы обучают в первую очередь именно этому виду плавания.

Плавание под водой

Плавание под водой

Плавание под водой

Под водой можно плавать либо уже упоминавшимся стилем лягушки, либо по-тюленьи.

Плавание по-тюленьи довольно простое и обучиться ему можно мгновенно. Просто сложите вместе ноги, руки плотно прижмите к телу, оттолкнитесь от дна и все. Движения руками совершать не нужно – они обязаны быть прижаты.

Теперь вы должны совершать последовательные движения передней и задней частью туловища. То есть опускаете голову и ноги вниз, а затем поднимаете их. Таким способом сложно нырять, но когда вы уже находитесь под водой им можно плыть по прямой.

Кроль на спине

Кроль на спине

Кроль на спине

Backstroke - 1

Backstroke — 1

Backstroke - 2

Backstroke — 2

Backstroke - 3

Backstroke — 3

Движения и техника та же самая, что и при обычном кроле, отличие в том, что он проводится на спине, и руки движутся не вперед, а в обратном направлении. Тут самое главное прямо держать спину.

Посмотрите соревнования по плаванию у профессионалов. Обратите внимание, насколько прямое у них тело, двигается строго параллельно воде. Теперь придите в бассейн и сможете наблюдать кучу обратных примеров. Кто-то запрокидывает голову назад, кто-то излишне задирает ноги, кто-то старается поднять над водой поясницу. И не сильно обольщайтесь, скорее всего вы совершаете те же самые ошибки.

Правильное положение тела не только значительно облегчит вам процесс обучения, но также и поможет избежать травмирования.

Все части вашего тела – ноги, поясница, спина, шея и голова должны находить в горизонтальной плоскости. Не забывайте про закон действия и противодействия. Если сильно задерете голову вверх, вниз пойдут ноги. Задерете поясницу – опустится и голова и ноги. Поэтому первое упражнение, котором нужно научиться – просто ровно лежать на воде.

Еще одна ошибка связана с положением головы во время вздоха. При повороте ее вбок она не должна подниматься вверх. Это лишь поворот головы, а в вертикальном отношении голова должна сохранять спокойствие.

Теперь что касается вопроса о том, где учится плавать лучше – в бассейне или в речке. В бассейне более безопасно, но ведь летом вы все равно будете плавать не в бассейне с возможностью за что-то схватиться.

Самый лучший вариант – первые 5-6 занятий необходимо провести в бассейне. А уже потом, когда научитесь более-менее держаться на воде без дополнительной помощи, можете начинать заниматься в обыкновенной реке. Еще один недостаток уличных водоемов заключается в том, что вода там довольно грязная, и в некоторых случаях даже опасно плавать без дополнительной защиты для глаз.

К тому же, если вы еще не очень опытный пловец, проследите за тем, чтобы река была чистой, нигде не было водорослей, в которых можно запутаться ногами. И вообще, пока не сможете с уверенностью плавать на глубине в бассейне, даже не думайте делать то же самое в реке.

Еще один пункт, который необходимо запомнить человеку, который учится плавать, это то, что занятия нельзя прерывать. То есть если вы решили научиться плавать, то нельзя заканчивать занятия до тех пор, пока полностью не достигнете того уровня к которому стремились. Не стоит думать, что бросите это занятие, а потом, возобновив его через полгода сможете начать с того же уровня. На самом деле вам придется все начинать сначала. В этом особенность плавания. На самом деле даже для тех ,кто хорошо умеет плавать необходимо практиковаться хотя бы раз в месяц, чтобы поддерживать необходимый уровень подготовки.

www.13min.ru

Прикладные способы плавания

В реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья используются как спортивные, так и прикладные способы плавания.

Прикладное плавание необходимо для формирования знаний, умений и навыков, необходимых для профессий, связанных со спасанием на водах, и специалистов в области реабилитации и адаптивной культуры.

Прикладные способы плавания: на боку, брассом, на спине с выносом и без выноса рук.

Техника плавания на боку

В основе плавания на боку лежит выполнение асимметричных и поочередных движений руками со встречными движениями ногами («ножницы») при нахождении на левом или правом боку (рис. 10).

Рис. 10. Техника плавания способом на боку

Техника плавания брассом на спине

Плавание брассом на спине характеризуется одновременными гребками руками до бедер после их проноса по воздуху с чередованием одновременных толчковых движений ногами. Во время выполнения подготовительных движений над водой возникает сила тяжести тела, что требует дополнительных усилий для совершения гребка руками и согласования с толчком ног. Возможен перекат воды через лицевую часть головы (рис. 11).

Рис. 11. Техника плавания брассом на спине

Техника плавания брассом на спине без выноса рук

Этот способ является самым экономичным из прикладных способов плавания – с его помощью можно отдыхать и передвигаться с минимальным расходованием сил и энергии, – но имеет минимальную скорость (рис. 12).

В положении лежа на спине, выполняются легкие гребки кистями и предплечьями. После каждого совершаемого гребка руками следует толчковое движение ногами.

Рис. 12. Техника плавания брассом на спине без выноса рук

Требования строительных норм для плавательных бассейнов с учетом требований лиц с отклонениями в состоянии здоровья

По периметру ванн бассейнов следует предусмотреть обходную дорожку, для открытых бассейнов – шириной не менее 2,5 м, для закрытых – не менее 2 м. Ширина дорожки со стороны стартовой тумбочки и выхода из бассейна должна быть не менее 3,5 м.

Вдоль стены бассейна, на входах в помещения для переодевания и душевые следует установить горизонтальные поручни на высоте

0,9–1,2 м от пола, а в бассейне для детей – на уровне 0,5 м от пола.

По внешнему периметру бассейна вокруг бассейнов следует предусмотреть ограждения высотой не менее 1 м с поручнями.

В мелкой части ванны бассейна для спуска в воду следует установить лестницу шириной не менее 0,9 м, с шириной проступней не менее 0,3 м и высотой подступней не более 0,14 м. Лестница должна иметь стационарные поручни.

Для спуска в воду и подъема из воды лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата следует использовать желоб или специальные подъемники.

ВОДНОЕ ПОЛО

Соревнования по водному полу проходят в бассейне. Водное поло (waterpolo, от английского «water» – вода и тибетского «пулу» – шар) – спортивная командная игра с мячом на воде. Играющие, плавая, стремятся забросить мяч в ворота соперника и не пропустить в свои. В бассейне для водного поло одновременно в одной команде играет семь спортсменов – голкипер и шесть полевых игроков. Различительным элементом «свой – чужой» является цвет плавательных шапочек. На плавательные шапочки наносят также номера игроков.

Первые соревнования по водному поло были проведены в Англии, в Лондоне, в 1869 году. Комитет водного поло создан в 1926 году при Международной любительской федерации плавания ФИНА, основанной в 1908 году. В программу Олимпийских игр водное поло включено в 1900 году. На 1998 год Комитет водного поло объединяет

155 федераций. Чемпионаты мира по водному поло проводятся с 1973 года. Чемпионаты Европы по водному поло проводятся с 1926 года.

В программу Олимпийских игр включены с 1900 года мужские команды, а с 2000 года – женские. В олимпийском турнире страна может быть представлена одной командой. В мужском турнире участвуют 12 команд, в женском – 6 команд. Отбор на Олимпийские игры осуществляется по результатам Кубка мира и отборочного Олимпийского турнира.

Родоначальниками водного поло считаются англичане. Первые правила этой спортивной игры сформулировал в 1876 году шотландец В. Уилсон. C 1880 года в Англии и Шотландии проводятся соревнования по водному поло. В 1890 году состоялась первая международная встреча ватерпольных команд – между сборными Англии и Шотландии (счет 0:4).

В конце XIX века водное поло появляется также в Ирландии и Уэльсе, а из Великобритании распространяется в другие европейские страны: соревнования по этому виду спорта стали проводиться в Бельгии, Нидерландах, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Швеции.

В это же время водное поло появилось и в США. Вначале оно развивалось иначе, чем европейское водное поло, и было очень грубым видом спорта, в котором во время матчей часто возникали драки.

В 1897 году Харольд Ридер из Нью-Йорка сформулировал первые в США правила водного поло, уменьшившие чрезвычайную грубость этой спортивной игры. В последующие годы, когда в мире происходил процесс унификации правил водного поло, превалировали правила его европейской разновидности – менее грубой по сравнению с американской.

Первенство Советского Союза по водному поло впервые было проведено в Москве в 1925 году, а розыгрыш Кубка СССР – в 1946 году.

В 1947 году советские ватерполисты вступили в Международную федерацию плавания, водного поло и прыжков в воду (ФИНА), и сборная команда СССР по водному поло впервые приняла участие в XV Олимпийских играх в Хельсинки (1952 г.).

Наши ватерполисты справедливо считаются одними из сильнейших в мире. Они являются чемпионами XX и XXII Олимпийских игр (1972,

1980 гг.), мира (1975, 1982 гг.), Европы (1966, 1970 гг.). Сильнейшие команды страны (Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и Центрального спортивного клуба Военноморского флота) в различные годы выигрывали в соревнованиях на Кубок европейских чемпионов и Кубок обладателей кубков среди клубных команд европейских стран.

Водное поло – сложная атлетическая игра. Она требует разносторонней физической и плавательной подготовки, сочетающейся с высокой техникой владения мячом.

Каждая команда состоит из 7 игроков, один из которых вратарь, и 7 запасных, используемых для замены. Игра длится 28 минут чистого времени, разделенного на 4 периода, по 7 минут каждый. Между периодами делается 2-минутный перерыв. Играют водонепроницаемым с самозакрывающимся клапаном мячом, окружность которого

68–71 см, вес 400–450 г.

Начало игры. Каждая команда выстраивается на линии своих ворот для начала игры. Мяч размещен в центре поля на специальном буйке. По свистку арбитра буек уходит вниз, а мяч остается на плаву. Самый быстрый игрок из каждой команды устремляется к мячу для того, чтобы завладеть им. Каждая команда с помощью ведения и передачи мяча приближается к воротам противника, готовясь к броску по воротам. Только вратарь имеет право брать мяч двумя руками. Вратарь может брать, держать и бросать мяч только в пределах

4-метровой зоны. Он должен находиться на своей половине поля в течение всей игры.

Счет. У нападения есть 35 с для броска. Гол засчитывается в случае, если весь мяч пересекает линию ворот. Если в течение 35 с броска не произошло, то уже противник вводит мяч в игру и начинает атаку.

Нарушения. Запрещается касаться мяча двумя руками, удерживать его под водой независимо от того, намеренно это сделано или нет; атаковать игрока, не владеющего мячом; удар и толчок противника являются нарушением, как и касание и удар ногами; игрок с кровотечением немедленно удаляется с площадки. Пенальти назначается, если нарушение произошло в 4-метровой зоне защиты. Более строгим наказанием является удаление игрока на 20 с. Удаление длится до первого гола или смены обладателя мяча; после гола игроки располагаются в любом месте на своей половине площадки; замены могут производиться в любое время.

Если мяч выходит за линию ворот от руки нападающих, то защищающейся команде предоставляется бросок от ворот, если от руки защитников – то предоставляется угловой бросок нападающей команде. Бросок от ворот производится вратарем из 2-метровой зоны. Угловой бросок производится из 2-метровой зоны от края площадки.

Ничья. Если по окончании основного времени счет в игре равный, командам дается 5-минутный перерыв перед двумя 3-минутными периодами дополнительного времени. Если и он не выявит победителя, то играется еще один неограниченный по времени период до первого гола. Команда, забившая его, выигрывает.

Площадка для игры. Игра может проходить в обычном

50-метровом бассейне, но глубина должна быть не менее 2 м по всей площадке для того, чтобы игроки постоянно находились на плаву. Размер площадки, которая ограничена плавающими канатами,

30×20 м – для мужчин, 25×17 м – для женщин. Разноцветные буйки обозначают воображаемые линии на площадке: красные – двухметровую зону у ворот, белые – половину поля, желтые – 4-метровую и зеленые – 7-метровую. Красные специальные зоны расположены позади каждой площадки. Размер ворот: длина – 3 м, высота – 0,9 м. Они также находятся на плаву.

Под техникой принято понимать наиболее рациональные способы выполнения действий и приемов, применяемых в конкретной игровой обстановке. Техника игры в водное поло складывается из техники плавания и передвижения в воде, специальных приемов плавания, техники владения мячом и техники игры вратаря.

Техника плавания и передвижения в воде

Каждый ватерполист должен владеть техникой плавания кролем на груди, кролем на спине, брассом, комбинированными способами (треджен на груди и на спине), техникой перехода от одного способа плавания к другому и ныряния.

Кроль на груди является основным способом плавания ватерполистов, обеспечивающим высокую скорость перемещений и маневрирования. В игре применяются два варианта кроля: классический

(обычный) и ватерпольный (с поднятой головой).

При ватерпольном варианте кроля голова находится над водой, плечевой пояс приподнят, туловище значительно прогнуто в пояснице, таз опущен. Руки выполняют сильные, но короткие гребковые движения. Вдох производится с поворотом головы направо или налево, а в определенные моменты дыхание задерживается или меняется его ритм. Такой вариант кроля позволяет игроку непрерывно ориентироваться в ходе спортивной борьбы.

В технике кроля на спине, в отличие от спортивного варианта, плечи приподняты, голова высоко поднята над водой, туловище несколько согнуто в пояснице, таз опущен, ноги погружены в воду ниже обычного. Сохранение такого положения и продвижение игрока обеспечивается интенсивной работой ног и укороченными частыми гребковыми движениями рук.

Брасс на груди является одним из способов передвижения, а отдельные элементы его техники – вспомогательным средством при выполнении специальных приемов (старта, приподнимания, выпрыгивания, «ходьбы» в воде и др.). Так, при старте в воде в начале движения ватерполиста важную роль играет одновременный энергичный гребок ногами, а при выпрыгивании – отталкивание руками от воды и т. д. В целом же принципиальных изменений в технике плавания брассом при использовании его в игровых условиях нет.

Комбинированные способы плавания сочетают элементы техники различных способов. Наиболее широко в водном поло используются треджен на груди – руки выполняют движения кролем, а ноги – брассом или на боку; треджен на спине – руки кролем на спине, ноги брассом. Кроме того, возможны и другие сочетания движений руками и ногами. Например, после гребка ногами брассом могут следовать движения ногами кролем и т. д.

Переходы от одного способа плавания к другому применяются при изменении игровой обстановки и должны выполняться спортсменом технично и быстро. Наиболее часто используются следующие переходы: с кроля на груди на кроль на спине и обратно, с брасса на кроль и обратно, с кроля на спине на брасс.

Ныряние в водном поло используется для скрытого от противника перемещения по полю, при подныривании под противника, владеющего мячом, при единоборстве с игроками команды противника. Ныряние в длину выполняется в основном брассом с движением рук через стороны до бедер.

Техника специальных приемов плавания

Техника водного поло включает ряд специальных, характерных только для этого вида спорта приемов плавания. Эти приемы могут применяться во время игры в сочетании с действиями с мячом и отдельно. К ним относятся: плавание на месте, «ходьба» в воде, приподнимание и выпрыгивание, старт в воде, остановка, перемещения туловища (отвалы), повороты, перевороты и обманные движения (финты).

Плавание на месте применяется в тех случаях, когда игровая обстановка не требует быстрого перемещения, и спортсмен, заняв определенную позицию, выжидает, как в дальнейшем будет развиваться игра. Это положение наиболее характерно для вратаря. При плавании на месте ватерполист держит туловище в полувертикальном или горизонтальном положении; голова приподнята над водой, руки выполняют короткие опорные веерообразные движения; ноги, согнутые в коленях и нешироко разведенные в стороны, одновременно или разновременно производят короткие отталкивающие движения по направлению к центру вниз, слегка разгибаясь в коленных суставах.

«Ходьба» в воде выполняется в вертикальном положении и применяется при незначительных перемещениях вперед, назад, в стороны. При «ходьбе» руки могут выполнять вспомогательные гребки в сторону продвижения, а ноги – неполные движения способом брасс или попеременно в направлении сверху вниз (рис. 13).

Рис. 13. Ходьба в воде

Приподнимание и выпрыгивание применяются для остановки и ловли, перехвата и броска мяча, изменения его направления в полете, а также для того, чтобы оценить общую обстановку игры. Приподнимание выполняется из вертикального или горизонтального положения тела, достигается оно за счет непрерывных (поочередных или одновременных) движений ног способом брасс. Согнутые в локтях руки, находящиеся в положении вперед – в стороны, производят непрерывные веерообразные опорные движения. Выпрыгивание осуществляется за счет координированных движений руками и ногами с резким разгибанием туловища, а также может выполняться с выносом вверх одной руки или обеих. Особенно важен этот прием при отражении ударов по воротам (рис. 14).

Старт в воде имеет несколько разновидностей. Объединяет их ряд общих признаков: перед стартом туловище находится почти в горизонтальном положении; стартовый разгон (начальное ускорение) создается за счет мощного гребка ногами способом брасс или на боку и энергичного гребка одной рукой способом кроль; затем в движение включается и другая рука, а ноги начинают движения способом кроль (рис. 15).

Рис. 14. Приподнимание и выпрыгивание

Рис. 15. Старт

Остановка – это специальный прием, выполнение которого связано в основном с неожиданным изменением игровой обстановки. Достигается торможением, во время которого игрок опускает таз вниз, одновременно сгибая ноги в тазобедренных суставах и выполняя движения туловищем и головой вверх – назад. Рука, закончившая гребок, поворачивается ладонью вперед – вниз и выполняет встречный гребок.

Перемещения туловища («отвалы») применяются для ухода от игрока противника, выполняются на месте и в движении. Они могут осуществляться на спину и в стороны. Направление «отвала» определяется прежде всего положением противника.

Повороты – приемы изменения направления движения на месте и в движении из самых разнообразных исходных положений. Поворот в движении представляет собой комплекс таких технических приемов, как остановка, «отвал», приподнимание и старт. Различают повороты из горизонтального и вертикального положений туловища, повороты в левую и правую стороны на 90°, 180° и т. д.

Перевороты – это вращательные движения вокруг продольной оси, благодаря которым тело переходит из положения на груди в положение на спине или наоборот. Во время и после переворотов направление движения ватерполиста остается без изменения. Они применяются при передаче мяча, при подготовке и выполнении бросков лежа на спине, а также служат целям ориентировки в игре.

Обманные движения (финты) применяются при атаке ворот противника и для его обводки. При выполнении финта игрок делает ложный замах мячом или обозначает начало какого-либо другого технического действия, а затем, резко меняя направление, уходит от противника или производит бросок по воротам. Финты выполняются с мячом и без мяча. В водном поло очень много обманных движений, так как практически любое действие, умышленно не доведенное до конца, может служить финтом.

(Материал взят из книги Оздоровительное плавание в вузе: теория и практика — И. В. Переверзева, О. В. Арбузова)

studik.net

Методика обучения плаванию

методика обучения плаваниюПонятно опишем что такое методика обучения плаванию. Многие подумали что сейчас увидят в этом разделе подробное описание о том, как научиться плавать? Нет, этот раздел совсем о другом. Здесь, как говориться вода и сырость, здесь просто текст. Но прочитав его, Вы просто поймете суть обучения плаванию, ведь это не сухое повторение упражнений за тренером. 

 

Итак, методика обучения плаванию - это схема последовательного изучения и освоения отдельных элементов способа плавания и их согласования. 

 

Вот общая схема методики обучения плаванию:

1. Обучение дыханию;

2. Обучение работе ног;

3. Обучение согласованию работы ног и дыхания;

4. Обучение работе рук;

5. Общее согласование работы рук, ног и дыхания.

 

Это касается каждого способа плавания. Всему надо учиться последовательно и начинают изучение плавания с дыхания и работы ног. И на последующих занятиях отрабатывают сначала дыхание и работу ног, а потом уже приступают к изучению нового материала, например работе рук. 

 

Теперь важные моменты по методике обучения! У каждого тренера может быть своя методика отличающаяся от методики другого тренера. Эти различия основываются на опыте тренера. 

 

Второе, методика обучения плаванию зависит и от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, так что приведенная схема не строго регламентирована и могут быть отступления. Но всё же данная схема - это основа методики обучения спортивным способам плавания проверенная многолетним опытом разных поколений тренеров по плаванию.

 

На мой взгляд, а взгляд у меня опытного тренера)) каких то уникальных методик обучения плаванию нет. Это я к чему, а к тому чтобы вы не велись на красивые слова  "оригинальная методика обучения плаванию", "уникальная методика". Всё зависит от тренера, его опыта обучения, его знаний, и умений как бывшего пловца, а то сейчас плавать учат все кому не лень, даже те кто плавать сами толком не умеют. И такое встречается. 

 

Что можно ещё отнести к методике обучения плаванию помимо упражнений? Ответ: ну надо же ещё уметь доступно объяснить, как говориться разложить по полочкам, заинтересовать, увлечь, в конце концов влюбить ученика в плавание)). Итак встречайте к методике относят словесные методы, это беседа, разъяснение, и тд. 

 

Также к методике можно отнести применение на своих уроках соревновательного и игрового метода, если обучение проходит в группе. 

 

С какого способа лучше начать обучение плаванию? Или последовательность обучения в плавании.

Опять же всё не строго регламентировано. Один тренер начинает с кроля на груди, другой с кроля на спине, а третий вообще с брасса. Дельфин, тяжёлый физически способ плавания и без сомнений его учат последним, но в уроки можно и нужно добавлять работу ног дельфином. Считается, что проще обучить плавать сначала с кроля на спине, так как нет фазы выдоха в воду, а это многим сначала даётся не просто. Но, есть взрослые и дети, которые сильно бояться лечь на воду на спину. И тогда им такой вариант не подойдёт. Таких учеников учат плавать сначала с кроля на груди или брасса. 

 

Допустим мы начали учить плавать с кроля на груди. Сначала дыхание, потом работу ног. И тут очень хорошо показать ученику движения руками брассом с дыханием. Поверьте, это новички осваивают очень хорошо. Итак, в обучение кролю встроилось упражнение из брасса: руки брасс с дыханием, а ноги работают кролем. Таким образом отрабатываем дыхание и работу ногами кролем. А далее уже руки кролем и дыхание.

А вообще тренеру виднее на месте с какого способа учить плавать своего ученика.

Ученик не умеет плавать вообще! 

Всё это подходит, если ученик умеет хоть как то держаться на воде. А если ученик вообще нулевой. Пришёл в бассейн и увидел воды больше, чем у него в ванной. Тогда начинаем с таких упражнений, как "подуть на воду", "выдохи в воду у бортика", "поплавок", "медуза", скольжение, работа ног сидя на бортике. То есть самые простые ознакомительные упражнения с водой. 

 

Вот и получилась интересная и доступная для понимания статья. 

 

plavanieinfo.ru

Как научиться плавать быстро и самому? – подробная пошаговая инструкция.

Как научиться плавать быстро и самому? – подробная пошаговая инструкция. Выживание в чужеродной для нас среде – это архиважный момент в жизни для любого человека. Мало ли куда занесет Вас судьба, и Вы, сами того не ожидая, окажитесь в воде, совсем не умея плавать? Вас ждет неминуемая гибель, если никто вовремя не придет Вам на помощь… Впрочем, есть и другой сценарий развития этой ситуации: заранее подготовить себя и свое тело к такому повороту судьбы – научиться плавать и не бояться воды. О том, как этого достичь и расскажет наша статья. Причем расскажет, как это сделать быстро, максимально эффективно, и самому…

Но сперва отвечу на самый часто задаваемый вопрос, который любопытен каждому не умеющему плавать и боящемуся воды человеку. А вопрос этот: Как научиться плавать быстро? – есть один эффективный ускоренный метод, но он немного страшный и опасный…

Учимся плаванию предельно быстро.

Расскажу из своего личного опыта... Я научился плавать в 4 года. С тех пор полюбил этот процесс, и не могу разлюбить его до сих пор. Вся моя жизнь тесно связана с бассейном. Я – инструктор по плаванию и спасатель… Но давайте все по порядку…

В возрасте тех самых 4 лет плавать меня научил мой дед. «А как он это сделал?» - спросите Вы. – да очень просто! Просто вкинул меня в воду в озеро, куда мы ходили отдыхать летом, вот и всё! Жить захочешь – поплывёшь. Кстати, скажу Вам, как инструктор, что это – очень действенный метод! Именно с помощью него я и освоил плавание «по-собачьи».

Понятное дело, нельзя весь этот процесс пускать на самотёк, и смотреть на это сквозь пальцы. Вода не любит баловства и несерьезного отношения. Никогда не балуйтесь на воде!

Вот основные правила этой, казалось бы, незамысловатой методики:Как научиться плавать быстро и самому? – подробная пошаговая инструкция.

  • Обучение по этому варианту нужно проводить на небольшой глубине. Чтобы Ваш учитель уверенно стоял на дне и четко контролировал всю ситуацию, а Вы, соответственно встать на дно никак не могли.
  • Учитель вкидывет Вас и дает Вам плыть самому, но понятное дело, в любой момент готов прийти к Вам на помощь: поддержать, вытянуть, в случае, если Вы явно потеряли самообладание, контроль над ситуацией, и уходите ко дну топором…
  • Учитель должен иметь навыки спасателя, знать основные реанимационные действия и все нюансы их оказания, и в случае острой необходимости быть способным оказать первую медицинскую помощь и фактически спасти Вас, если Вы захлебнулись или даже утонули.
  • Учитель все время находится на расстоянии вытянутой руки, готовый ухватить Вас. Вы плывете к нему, но он постоянно отходит от Вас, не давая Вам вцепиться в него, как за спасательную соломинку. Ведь его задача научить Вас плавать, а не научить держаться за него.

Способ это конечно очень эффективный, тем не менее, есть и более плавные, медленные варианты обучения плаванию…

Учимся плаванию медленно, но уверенно.

Как мы уже говорили ранее, умение плыть необходимо каждому человеку. Летом его учат на естественных водоемах, а осенью и зимой — в закрытых плавательных бассейнах.

Занятия следует проводить не реже чем через день, в противном случае утрачиваются приобретенные навыки.

Вначале надо приучить организм к воде. Начинать следует с освоения дыхательных упражнений. Правильно дышать в воде можно научиться, причем даже самому, как в бассейне, так и на суше, используя ванну или обычный таз. Любой человек, погружая лицо в воду, испытывает неприятные и даже болезненные ощущения. Вода попадает в нос, на слизистую оболочку глаз (а их нужно держать открытыми), в уши, полость рта. Это вызывает защитную реакцию и затрудняет обучение.

Как научиться плавать быстро и самому? – подробная пошаговая инструкция. Приняв горизонтальное положение, наклонитесь, сделайте короткий глубокий вдох и, повернув лицо, опустите голову по уши в воду, сделайте полный выдох. Вновь поверните голову из воды в сторону, сделайте вдох. Повторяйте это упражнение по 20—30 раз в день.

При обучении новичков техника плавания предельно упрощается. Она основывается на правильных попеременных движениях рук и ног. Используйте подводящие упражнения, включив их в комплексы утренней гигиенической гимнастики.

Новичок привыкает к ощущению и сопротивлению воды, движущемуся телу, совершая передвижение по дну вперед грудью, спиной, правым и левым боком, прыжками. Руки следует держать на поясе, за головой, вверху, впереди и т. д.

В дальнейшем переходят к обучению так называемого, скольжению по водной глади на груди и на спине. Отталкиваясь от дна или бортика, меняйте положения: прижав руку к туловищу, вытянув обе вверх, переворачиваясь на бок и спину.

Не спешите самому осваивать спортивные способы плавания. Научитесь правильному дыханию в положении лежа. Первый выдох выполняется над поверхностью, второй — с погружением до уровня лба, третий — при полном погружении головы в воду.

Далее, успешно освоив все эти приемы, начинайте понемногу плавать под присмотром опытного инструктора или хорошо подкованного пловца, практически как в быстром варианте обучения моего деда… Сперва осваивайте небольшие дистанции, но старайтесь четко выполнять намеченный план. Постепенно увеличивайте запланированную длину пути. Обычно новички используют способ плавания: «по-собачьи», как самый простой вариант для освоения и интуитивно понятный всем. Можно сказать, что он в нас заложен самой природой на уровне инстинктов. Вот его и используйте…

Когда почувствуете, что хорошо держитесь на воде, не боитесь, и способны одолеть уже внушительные дистанции, - переходите к освоению более сложных способов плавания. Обычно второй по простоте после собачьего метода идет «брасс», или как его еще называют: «по-морскому». Так раньше в обязательном порядке плавали все матросы и моряки на флоте. Этот вариант намного сложнее собачьего, но совсем незамысловат в обучении и достаточно лёгок в техническом плане исполнения.

Как научиться плавать быстро и самому? – подробная пошаговая инструкция. Освоив «брасс» можно переходить к плаванию «кролем». Этот способ плавания – уже значительно тяжёл с технической точки зрения. Зато это – наиболее быстрый из всех доступных способов плавания. Если Вы хотите научиться плавать быстро (с серьезной скоростью), Ваша задача освоить именно «Кроль». Если он Вам действительно поддастся, - считайте, что Вы уже научились плавать практически в полном объеме…

Освоив плавание «Кролем», Вы выходите на новые горизонты в Вашей плавательной подготовке. На этом этапе рекомендуем Вам приобрести плавательные очки, возможно ушные затычки и зажим для носа (это кому, как нравится), и приступить уже к профессиональному освоению «Брасса» и «Кроля», с четко выверенной методикой дыхания, погружением всей головы под воду, вдохами и выдыхами на счет в разные стороны и прочими премудростями… Но, это, как говориться, уже совсем другая история, о которой мы Вам обязательно расскажем в одной из наших следующих статей. А целью этой статьи было: дать Вам пошаговую инструкцию по обучению плавания новичка с нуля. Надеюсь, мы с этой задачей справились в полном объеме! Увидимся в бассейне!

  • < Назад
  • Вперёд >

www.fitness-bodybuilding.ru

Методы обучения плаванию — SportWiki энциклопедия

Методы обучения[править]

Под методом обучения спортивному плаванию понимают те способы и приемы, с помощью которых преподаватель добивается относительно быстрого и успешного овладения занимающимися техники плавания.

К основным методам обучения технике спортивного плавания относятся:

  • словесные методы;
  • наглядные методы;
  • метод раздельного и целостного изучения техники плавания;
  • практические методы.

Словесные методы[править]

Словесные методы — рассказ, лекция, беседа, описание, объяснение, разбор, указания, оценка действий, команды и распоряжения, подсчет содержат разнообразные способы и приемы изложения, которые помогают занимающимся понять и осознать отдельные движения или их согласование и тем самым лучше их воспроизвести.

При обучении плаванию словесный метод используется при формировании теоретических и практических знаний (материал носит преимущественно теоретико-информационный характер). Педагог помогает занимающимся создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая и образная речь педагога повышает эффективность применения этих методов. Ученики должны быть готовы к усвоению информации соответствующими словесными методами. Этому методу принадлежит ведущая роль в педагогическом процессе. Характер объяснения должен соответствовать возрастным особенностям мышления и воспитания занимающихся. Так, во время обучения технике плавания метод словесного изложения применяется в форме объяснения учебных заданий, указаний, команды для руководства уроком, методических указаний для предупреждения и исправления возможных ошибок в движениях, подведения итогов урока, оценки достигнутых результатов.

При работе с детьми младшего возраста словесное изложение должно быть кратким, ярким, доступным, образным. Дети быстро перевоплощаются в предложенный образ, подражают движениям знакомых для них животных и птиц. При объяснении сущности движения, его основной направленности необходимо разъяснить ощущения, возникающие в результате его правильного выполнения. Методические указания для предупреждения и исправления ошибок, возникающих при изучении новых упражнений, делаются перед выполнением каждого конкретного задания, во время и после него. Особое внимание обращается на правильное выполнение исходного положения для предупреждения ошибок в последующих движениях. Одним из эффективных методов словесного воздействия является систематическая оценка и поощрение со стороны преподавателя, которые даются по ходу и в конце каждого урока.

Наглядные методы[править]

Наглядные методы (показ отдельного упражнения и техники плавания, кино- и видеоматериалов, жестикуляция, применение дополнительных ориентиров) используются для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам. Использование их помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении технике плавания.

Метод наглядного обучения предполагает использование не только зрительных восприятий, но также тех восприятий и ассоциаций, которые называются образным объяснением преподавателя. Наглядность в процессе обучения плаванию обеспечивается, в первую очередь, демонстрацией отдельных упражнений или техники плавания в совершенном исполнении. Для этого можно использовать кинограммы, рисунки, макеты, плакаты, учебные и спортивные видеофильмы о плавании, а также научно-популярные кинофильмы. Показ фильма необходимо сопровождать объяснением, чтобы облегчить осознанием получаемой информации. Методы наглядного и словесного обучения очень часто применяют совместно.

В структуре урока по плаванию демонстрацию новых упражнений лучше проводить на суше (в зале), так как здесь лучше слышна речь преподавателя и занимающиеся не замерзают без движений.

Занятия в бассейне проходят в условиях повышенного шума, возникающего при выполнении движений в воде, затрудняется восприятие команд и указаний во время выполнения упражнений, в связи с чем применяется большое количество условных сигналов и жестов. Они могут не только заменить команды преподавателя, но и внести уточнения в технику выполнения отдельных движений, дополнить объяснение, предупреждать и исправлять ошибки. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа и ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения.

Дополнительные ориентиры широко используются на всех этапах обучения плаванию. На первых этапах — это простейшие ориентиры, определяющие направление движения (разметка на дне бассейна и стенках, дорожка, лестница и др.). В дальнейшем при изучении и совершенствовании спортивных способов плавания — это ориентирование движений руками и ногами по отношению к телу пловца.

Рациональность использования наглядных методов обусловлена содержанием учебного материала и возможностью его представления в наглядном виде, а также доступностью для восприятия занимающимися.

Практические методы[править]

Применение практических методов в процессе обучения предполагает активную двигательную деятельность занимающихся. Основным практическим методом является метод упражнения.

Метод упражнения характеризуется многократным повторением упражнений, способствующих освоению, закреплению и дальнейшему совершенствованию техники изучаемого способа спортивного плавания, а также развитию и совершенствованию двигательных качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости и ловкости).

В плавании применяют метод раздельного и целостного изучения техники плавания, который предусматривает вслед за получением занимающимися общего представления об изучаемом способе плавания усвоение отдельных элементов этого способа (движений ног, рук, дыхания), их согласования между собой и лишь затем техники способа плавания в целом.

Такая последовательность значительно облегчает освоение сложной техники спортивного плавания, позволяет занимающимся сконцентрировать внимание на выполнении отдельных элементов в начальной стадии обучения и при согласовании движений и дыхания в заключительной стадии обучения.

Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося. Основу метода составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом. Разнообразие упражнений развивает моторную обучаемость, стимулирует активность и интерес к занятиям.

В метод разучивания в целом входит плавание в полной координации, а также плавание с помощью ног и рук и различные варианты их сочетания. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники плавания после изучения ее элементов по частям. В начале целостное разучивание осуществляется на небольших расстояниях (поперек бассейна), с различными вариантами дыхания и др.

Хорошие результаты при обучении плаванию дает выполнение упражнений на суше и в воде с непосредственной помощью преподавателя. Обычно такая необходимость возникает, если после объяснения и показа задания занимающийся не может его выполнить (водобоязнь и др.). Чаще всего это происходит при освоении движений ногами при плавании брассом.

При использовании метода упражнения широко применяются методические приемы. Это — составные элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия педагога или занимающегося в процессе овладения знаниями, умениями, навыками, повышения уровня физической подготовленности. Каждый метод включает в себя совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения. Встречаются следующие методические приемы:

  • облегчение или усложнение условий выполнения;
  • использование ориентиров;
  • сопряженное воздействие и др.

Многообразие методических приемов в занятии плаванием — это результат творческой работы преподавателя.

В процессе формирования нового двигательного навыка многократные повторения отдельного движения или целостного действия не всегда приводят к устранению неточностей и недостатков в технике. Чаще бывает наоборот. Ошибки закрепляются, и от них впоследствии очень трудно избавиться. Поэтому нужно следить за тем, чтобы при повторении, прежде всего, устранялись ошибки и неточности, совершенствовались правильно выполняемые компоненты движения или целостного действия. При этом важно, чтобы занимающиеся выполняли соответствующие упражнения осознанно и осмысленно. Только в таких условиях многократная повторность упражнений обеспечит правильное овладение техникой спортивного плавания.

Все перечисленные методы обучения спортивному плаванию тесно взаимосвязаны. Комплексное использование методов в процессе изучения и совершенствования техники спортивного плавания позволяет наиболее быстро и совершенно овладеть сложными плавательными движениями.

sportwiki.to


.