Вода с разрешением… и без: основы водопользования для аграриев. Разрешение на водопользование


Статья 11 Водного кодекса. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

Водный кодекс>Глава 3 Водного кодекса. РЕШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ВОДНОГО ОБЪЕКТА В ПОЛЬЗОВАНИЕ>Статья 11. Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями

1. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

3. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) сброса сточных вод;

3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

6) разведки и добычи полезных ископаемых;

7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса;

8) подъема затонувших судов;

9) сплава древесины;

10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

4. Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях:

1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса;

2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи;

3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно обновленному водному законодательству упрощается порядок предоставления водных объектов в пользование. Отныне получение ставшей привычной для водного хозяйства лицензии не требуется. Основанием для приобретения права пользования водным объектом в одних случаях является договор, в других - решение о предоставлении водного объекта в пользование. При этом в части третьей комментируемой статьи называется 17 видов пользования, для которых вообще не требуется ни принятия решений о предоставлении водных объектов пользование, ни заключения договоров о водопользовании. Приведенными положениями новый Водный кодекс РФ принципиально отличается от ВК РФ 1995 г.

В части первой комментируемой статьи предусматривается договорной порядок водопользования. При этом на основе договора водопользования предоставляются водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальных образований. К целям предоставления поверхностных водных объектов на основе договоров водопользования относятся забор водных ресурсов, использование акватории, а также производство электрической энергии.

Договор водопользования по общему правилу должен заключать собственник водного объекта через свои уполномоченные органы. Однако согласно статье 26 ВК РФ осуществление полномочий Российской Федерации в этой области может быть за редким исключением передано органам государственной власти субъектов Федерации.

В период действия ВК РФ 1995 г. на уровне субъектов Федерации утверждались типовые или примерные формы договоров пользования водными объектами. Это было вполне понятно, ибо кроме однолетнего перерыва (в 2005 г.) именно региональные государственные органы заключали договоры водопользования. В настоящее время данный материал важен как подспорье для разработки федеральных форм договоров водопользования, что особенно важно в условиях передачи федеральных полномочий субъектам Федерации. Ведь федеральные органы должны будут каким-либо образом упорядочить договорную практику субъектов. При этом не потеряют свою важность по отношению к водным объектам, находящимся в собственности субъектов Федерации, соответствующие областные, краевые и республиканские типовые и примерные формы.

В части второй комментируемой статьи предусмотрен административный по своей природе порядок доступа к водному объекту. Решения о предоставлении водного объекта в пользование в известной мере занимают нишу отмененных лицензий. Разрешаемое таким образом водопользование чрезвычайно разнообразно по своему характеру: от обеспечения обороны страны и безопасности государства до организации детского отдыха. С другой стороны, при всем своем многообразии водопользование "по решению" практически во всех случаях велико по своей общественной значимости.

В соответствии с мнением некоторых авторов согласно ВК РФ 2006 г. водопользование на основании решений характеризуется применением по отношению к водному объекту какой-либо строения, сооружения, иной рукотворной структуры. Причем водопользователю вода сама по себе не нужна. Это утверждение совершенно справедливо, когда речь идет о размещении и строительстве гидротехнических сооружений и различных объектов транспорта (мостов, подводных и подземных переходов, причалов, судоремонтных и судоподъемных сооружений), подводных линейных объектов (трубопроводов, линий связи). Данное мнение также не лишено оснований, когда речь идет о разведке и добыче полезных ископаемых, проведении дноуглубительных, взрывных, буровых работ, воздействующих на дно и берега водных объектов (например, на русло реки или озерную котловину). Однако отчасти приведенное утверждение нуждается в поправке: судоходство не требует ни договора, ни решения.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование также нужно получить для размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем). При принятии названных решений следует учитывать важный принцип водного законодательства - регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений. Как показывает советский опыт гидротехнического строительства, возведение на любой реке плотин и дамб окажет сильнейшее воздействие на весь ее водный режим, химические процессы, а также на обитающие в ней водные биоресурсы. В этих случаях не только замедляется течение реки, но и нарушаются механизмы самоочищения этого водотока, ухудшаются условия нереста и нагула ценных видов рыб. В настоящее время мировая практика гидротехнического строительства выработала различные методы минимизации экологического вреда: создание рыбоводных хозяйств, призванных зарыблять наполняемые водохранилища, устройство рыбопропускных сооружений. Поэтому требуется экологическая экспертиза, предполагающая заведомую экологическую вредность любого водохозяйственного проекта, как и любой иной планируемой хозяйственной деятельности.

Подъем затонувших судов требует не только административных разрешений, но и всевозможных поощрений. Россия занимает печальное первенство по затонувшему имуществу, включая суда разных видов и размеров. Многие водные объекты и близлежащие земельные участки превращены в кладбища бесхозных кораблей, в свалку металлолома и затонувшей древесины. Подобное засорение носит массовый характер; по причине ржавления металла и гниения древесины оно нередко влечет за собой значительное загрязнение водных объектов. В результате происходит устойчивое ухудшение качества вод - признак их истощения.

В части третьей комментируемой статьи содержится перечень целей водопользования, не требующих ни решения, ни договора: от судоходства (включая маломерные суда) до купания в водоемах и полива дачных земельных участков. Это, однако, не означает, что названные виды пользования оказываются вне сферы правового регулирования. Подобные виды пользования регламентируются смежными отраслями законодательства, также предусматривающими экологические по своему характеру требования по туризму, рекреации и т.д.

Рассмотрим подробнее судоходство. При разработке проекта нового Водного кодекса ввелась острая дискуссия по поводу оформления транспортного водопользования. Представители водного транспорта активно возражали против заключения договоров водопользования для нужд судоходства, а также против взимания с транспортных организаций водных платежей по этим договорам. В ходе разработки Водного кодекса РФ 2006 г. интересы водного транспорта были в значительной мере учтены. Однако отсутствие договоров и решений не освобождает транспортные организации от соблюдения экологических обязанностей. Как указано в статье 47 ВК РФ, использование поверхностных водных объектов в качестве путей сообщения осуществляется в соответствии с законодательством о водном транспорте.

Деятельность водного транспорта регламентируется двумя сводами законов: Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ и Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ .

--------------------------------

СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.

Согласно статье 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ устанавливается режим пользования акваториями и береговой полосой в пределах внутренних водных путей. В названной статье запрещено оставление в акватории и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование. К сожалению, в настоящее время состояние внутренних водных путей оставляет желать лучшего.

Согласно статье 11 указанного Кодекса предусмотрено возмещение вреда, причиненного ненадлежащими действиями физических и юридических лиц на внутренних водных путях. Имеется в виду повреждение или уничтожение средств навигационного оборудования, судоходных гидротехнических сооружений, судовых ходов и других объектов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта. Кроме того, в статье 121 предусмотрена ответственность за ущерб, вызванный разливом с судов нефти или других веществ.

Нормы Кодекса торгового мореплавания РФ касаются в том числе экологических аспектов судоходства. В частности, имеются в виду глава 18 "Ответственность за загрязнение с судов нефтью" и глава 19 "Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ".

Необходимо также рассмотреть водопользование, связанное с рыбным хозяйством. Здесь в нормы комментируемой статьи вкралась неточность. Пункт 7 ч. 3 ст. 11 ВК РФ (о воспроизводстве водных биологических ресурсов) отчасти совпадает с пунктом 10 той же части той же статьи (о рыболовстве, рыбоводстве и охоте), ибо воспроизводство водных биоресурсов и есть рыбоводство.

По водным биоресурсам заключаются договоры пользования рыбопромысловыми участками, предусмотренные Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" .

--------------------------------

Ильясов С.В., Гуцуляк В.Н., Павлов П.Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" / Под. ред. В.Н. Гуцуляка. М.: Центр морского права, 2005; Пономарев М.В., Сиваков Д.О., Кичигин Н.В., Кузнецова Н.Д. Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2005.

В статье 40 названного Закона перечислены следующие условия договора пользования рыбопромысловым участком: наименование, площадь, границы участка, сведения о пользователе, разрешенные виды рыбохозяйственной деятельности, срок пользования участком и порядок пользования биоресурсами. Следовательно, в заключении договоров водопользования и в выдаче разрешений на пользование водным объектом нет необходимости.

Порядок изъятия водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий определяется, как известно, законодательством, регулирующим деятельность организаций и предприятий МЧС России. В свое время в различных лесных и лесистых местностях создавались пруды, призванные аккумулировать воду для тушения пожаров. Однако в настоящее время они обмелели, обезводились и замусорились.

В четвертой части комментируемой статьи предусмотрен общий принцип, определяющий полномочия органов власти по предоставлению в пользование водных объектов или их частей. Заключение договоров или вынесение решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляют исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, являющиеся законными представителями собственника соответствующего водного объекта. Полномочия этих органов по владению, пользованию и распоряжению водными объектами определены статьями 24 - 27 ВК РФ (см. комментарий к этим статьям). Рассматриваемые нами полномочия по предоставлению в пользование физическим и юридическим лицам водных объектов, находящихся в федеральной собственности, могут быть преданы федеральными органами власти органам власти субъектов Федерации.

rulaws.ru

Лицензия на водопользование \ Консультант Плюс

Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на водопользование (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Лицензия на водопользование

Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ(ред. от 03.07.2016)"О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" 1. Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи. ФНС России от 24.09.2012 N ЕД-4-3/[email protected]"О водном налоге" Таким образом, если организация-водопользователь осуществляет пользование поверхностными водными объектами на основании лицензии и срок действия лицензии на настоящий момент не истек, организация будет являться плательщиком водного налога и обязана представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Лицензия на водопользование

Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль Суд признал правомерным отнесение к расходам платы за пользование водными объектами, рассчитанной исходя из пятикратной ставки, поскольку у организации не было лицензии. Согласно действующему на тот момент п. 6 ст. 4 Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" при отсутствии лицензии ставки платы за пользование водными объектами увеличивались в пять раз.

Формы документов: Лицензия на водопользование

www.consultant.ru

Разрешение на специальное водопользование

Вода – это бесконечный природный источник жизни на планете. Государство не ограничивает потребление воды человеком на хозяйственно-бытовые нужды, плавание в озерах и ловлю рыбы для своих собственных потребностей.

Ограничения вводятся только для использования юридическими лицами природных водных источников:

  • для промышленных предприятий
  • гидрогеологических потребностей
  • для сельского и лесного хозяйства
  • для орошения полей
  • в лечебных целях и т.д.

Необходимо уточнить, что данное разрешение обязаны получать только те компании, которые непосредственно пользуются природной водой из скважин и водоемов или лично направляют использованную воду в природую среду.

Если же предприятие получает воду от предприятий водоканала или местных тепловых электростанций, т.е. является вторичным пользователем природного источника, разрешение не оформляется.

Все природные источники воды разделены на следующие категории:

  • с поверхностных водоемов, т.е. потребление воды из рек и озер;
  • получение воды путем откачивания ее из подземных источников (артезианских скважин и т.д.)

Рассмотрим виды лицензий на использование воды из природных источников, иначе говоря, виды разрешений на специальное водопользование. Разрешения оформляются:

  1. для организаций, получающих воду с поверхностных водных источников и сливающих ее в природу;
  2. для организаций, откачивающих воду из артезианских скважин и сливающих сточные воды в поверхностные водоемы;
  3. для тех компаний, которые сливают воду непосредственно в окружающую среду (животноводческие комплексы, осушение болот, дренажные воды и другие) получить разрешение на ПДС.

Всем предприятиям водопользования запрещается загрязнять окружающую среду и источники водопотребления. Кроме этого они должны проводить мероприятия по очистке своих сточных вод перед сливом их в природу.

Качество сточной воды должно соответствовать характеристикам для прудов и других рыбохозяйственных объектов.

На животноводческих комплексах обязательно устанавливается система жижезборников для проведения последовательной очистки использованных фикалий от животных.

Для промышленных предприятий и гидрологических предприятий лимитируется количество потребляемой воды, разрабатываются планы мероприятий по сокращению ее объемов.

Для орошения полей может быть использована только та вода, которая не ухудшает состояние окружающей среды в данной местности.

В случае использования воды на лечебные цели, в СЭС, в бассейновые государственные службы и экологическую инспекцию предоставляется согласованное заключение о лечебных свойствах источника. Прикладываются результаты исследования Бальнеологическими институтами.

Разрешение на спецводопользование ограничивает деятельность любого юридического лица с точки зрения воздействия на окружающую среду. При невыполнении требований охраны окружающей среды разрешение может быть не выдано или прервано.

ecobonus-spb.ru

основы водопользования для аграриев — Latifundist.com

Юридическая фирма ILF «Инюрполис»

7 июля 2015, 08:00

Сложно сказать, в какой сфере сельского хозяйства можно обойтись без воды. Этот ресурс необходим как для выращивания и орошения сельскохозяйственных культур, так и для внесения удобрений, средств защиты растений. Поэтому рано или поздно у агрария возникает вопрос о необходимости получения разрешения на водопользование. В худшем случае, подобный вопрос поднимают сотрудники Государственной экологической инспекции Украины во время проверки или сразу же после нее.

Согласно статье 47 и 48 Водного кодекса Украины существует два вида водопользования: общее и специальное. Общее водопользование не оказывает существенного влияния на экосистему и поэтому является бесплатным, не требующим разрешения. Специальное водопользование связано с регулярным потреблением воды в производственных целях и существенно влияет на экосистему, запасы водных ресурсов. В этом случае законодатель требует получения разрешительных документов, в которых будут установлены цель использования водного ресурса и лимиты его потребления. Специальное водопользование является платным.

Для внесения ясности рассмотрим на конкретных примерах(все совпадения с реальными предприятиями случайны), в каких случаях необходимо получать разрешение на водопользование и как это сделать.

Использование воды для водопоя животных, рыбалки и полива без технических приспособлений

Директор компании «Агролайф», которая занимается животноводством и выращиванием бахчевых культур, принял решение использовать воду из расположенного неподалеку пруда для водопоя крупного рогатого скота. Пруд расположен на территории, подведомственной сельскому совету. Кроме этого, воду из пруда будут забирать ведрами наемные рабочие компании «Агролайф» для полива выращиваемых сельскохозяйственных культур. Также сам директор периодически посещает пруд с целью любительской и спортивной рыбалки или купания. Необходимо ли разрешение на водопользование в этих случаях? Ответ на вопрос дает статья 47 Водного кодекса Украины: если пруд находится не на участке компании, необходимо убедиться, что на его использование нет прямого запрета местного совета или арендатора. Для этого директор может:

  • Визуально оценить доступность водного объекта и наличие предупредительных знаков о запрете пользования.
  • Обратиться с письменным запросом о наличии запрета в сельский совет, на территории которого находится пруд.
  • Изучить реестр водных объектов и гидротехнических сооружений (который ведут Департаменты областных государственных администраций, и, как правило, публикуют на своем сайте), установить владельца земельного участка, на котором находится пруд, и письменно обратиться к нему за разрешением на использование водного объекта.

После того, как директор убедится, что запретов нет, компания «Агролайф» может уверенно совершать действия, перечисленные вначале, не получая при этом разрешения на специальное водопользование.

Использование водных объектов государственного значения

Однако могут быть и другие случаи. К примеру, работники фермерского хозяйства «Слобода» используют воду из родника для промывки выращенных хозяйством овощей от пестицидов, после чего сливают ее обратно в родник.

В этом случае водопользование будет считаться специальными платным. Более того, Фермерское хозяйство «Слобода» использует водные объекты государственного значения. Согласно абзацу 1 статьи 5 Водного кодекса Украины, к таким объектам относятся, например:

  • реки, протекающие по территории более чем одной области;
  • озера, находящиеся в заповеднике;
  • подземные воды, являющиеся источниками централизованного водоснабжения.

Для получения такого разрешения директору (или уполномоченному на то сотруднику фермерского хозяйства)необходимо обратиться в областные государственные администрации, а также в областное управление водных ресурсов для получения согласования на использование поверхностных вод (реки и озера).

Перечень документов для получения разрешенияи порядок его получения предусмотрен Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 №321 «Об утверждении Порядка согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование и внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 10 августа 1992 №459»(далее – Постановление КМУ № 321) и статьей 49 Водного кодекса Украины.

Использование водных объектов местного значения

Рассмотрим и случай предприятия «Край». Директор решил с помощью технических приспособлений (электронасосов и нагнетателей) добывать воду из своих колодцев для орошения земли. В таком случае также необходимо получить разрешение на специальное водопользование.

Компания «Край» использует воду из двух колодцев, которые находятся на земельном участке данного предприятия. Один из колодцев оснащен насосом мощностью 10 куб. м/сутки, второй– 400 куб. м/сутки. Поскольку директор заранее получил информацию от органов местного самоуправления о том, что его колодцы не находятся в пределах санитарных зон (или во второй зоне – согласно Постановлению Кабинета Министров от 18 декабря 1998 года №2024) центрального водоснабжения, он сделал вывод, что его колодцы признаются водными объектами местного значения. Поэтому он, используя другой порядок, нежели директор фермерского хозяйства «Слобода», обратился в единый центр выдачи разрешений областного местного совета. Перечень документов, необходимых для получения разрешения, также определен Постановлением КМУ №321.

Отдельно директор предприятия «Край» обратился в Государственную службу геологии и недр Украины для получения согласования на использование подземных вод (п. 3 Постановления КМУ №321).

Разрешение директор через 30 дней получил, однако не рассчитал, что в одном из колодцев забор воды составляет более 300 куб. м в сутки, что согласно статье 23 Кодекса Украины о недрах создает необходимость получать разрешение на использование воды. И, несмотря на то, что на первых порах негативные последствия не наступят, в случае визита экологических инспекторов, согласно статье 47 и 242-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях, может возникнуть риск привлечения к административной ответственности.

Возвращаясь от примеров к теории, хочется отметить, что разрешение на специальное водопользование конкретного водного объекта можно получить только на определенный срок (от 3 лет до 25 лет) с установленными лимитами забора воды или сброса отходов. Срок действия разрешения может быть продлен в аналогичном порядке. Также для получения согласования и самого разрешения аграриям необходимо предварительно провести ряд экспертиз воды и самого водного объекта с привлечением экспертов фирм, рекомендованных Министерством экологии и природных ресурсов Украины.

Рента за водопользование

После получения разрешения на водопользование у вышеупомянутых предприятий возникнет вопрос расчета и оплаты рентной платы за пользование водой. Этому вопросу в Налоговом кодексе Украины посвящена отдельная статья 255. Оплата осуществляется по количеству использованной воды, отображенному в показаниях счетчика или технических характеристиках насосов, но в рамках годового лимита, указанного в разрешении. В среднем сумма варьируется от 14 до 90 гривен за каждые 100 куб. м в зависимости от характера источника (река, озеро) и его местоположения.

Отметим, что не стоит волноваться дачным, садоводческим кооперативам и тем, кто использует воду с целью удовлетворения питьевых, санитарно-гигиенических потребностей населения. Так как в этих и ряде других случаев, указанных в ч. 4 ст. 255 Налогового кодекса Украины, рентная плата не уплачивается.

Таким образом, аграрию всегда важно знать: сколько, где и для чего он будетиспользовать водный ресурс. Такая предварительная работа позволит создать безопасные условия для выращивания сельскохозяйственной продукции и предупредить последствия претензий со стороны контролирующих органов.

Валентин Крыловецкий, юрист юридической фирмы ILF («Инюрполис»)

Юридическая фирма ILF «Инюрполис»

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Украины на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, скачивайте приложение в AppStore, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.

latifundist.com

Виды водопользования .Разрешение на водопользование. — КиберПедия

Использование воды для удовлетворения нужд населения и хозяйственной деятельности человека называется водопользованием, которое может осуществляться с изъятием вода из водоема (для питья, полива сельхозрастений и т.д.) и без ее изъятия (для транспортных целей, рыбного хозяйства, отдыха). При изъятии воды из источника водоснабжения она может быть полностью израсходована или потеряна (переход в конечный продукт производства, потери при испарении и т.п.). В этом случае говорят о безвозвратном водопользовании. Возможен и частичный возврат воды (например, в виде дренажных вод при поливе).

Различаются следующие виды водопользования: хозяйственно-питьевое (питье, приготовление пищи, водоснабжение предприятий пищевой промышленности), коммунально-бытовое (использование водных объектов в черте населенных пунктов для купания, спорта, отдыха и иных целей), промышленное, транспортное, ры-бохозяйственное, сельскохозяйственное и рекреационное (для водного спорта, туризма и т.д.). При рыбохозяйственном водопользовании выделяются водоемы высшей категории (охранные воды, нерестилища, места массового нагула и зимовальные ямы особо ценных рыб), первой категории (места обитания ценных рыб, чувствительных к содержанию ) и второй категории (объекты, используемые для всех других рыбохозяйственннк целей).

Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Таким образом, разрешение на специальное водопользование — это документ, удостоверяющий право его владельцана осуществление конкретного вида специального водопользования.

Водный транспорт и лесосплав ВХК.

Водный транспорт наиболее эффект.при перевозке крупнотоннажных грузов. Себестоимость перевозки по воде на 35% меньше ж/д тр-та и в 3-5 раз автомоб-го. Осн. требования водного тр-та – обеспечение во время навигации необход. ширины, радиуса закругления, глубины и безопасность движ-я. Ширина судоходного хода опред-ся из условия :B=nbСТ+(n+1)a где: n–кол-во судов одноврем. наход. в попер.сечении; bСТ – ширина расчетного судна; а – min промежуток между встречными судами. Радиус зукругл. Rопр-ся в зависим-ти от вида буксировки (жестк., гибкая). При жестк. буксировке R≥3∙lСТ, при гибк. R≤3∙lСТ. В месте закругл. предусмотр. уширение. на величину ∆В=0,7l2/R(рис 1).Minгарантир. судоходная глуб. опр-ся: Smin=∆S1+∆S2+∆S3+∆S4 где: ∆S1–max осадка судна при нулевой скор-ти; ∆S2–min килевой запас; ∆S3–увеличение осадки при скор-ти; ∆S4–запас на волны.Мероприятия по увелич-ю судох. глубины:1) Дноуглубление–увеличение глубины в пределах судоходного хода при помощи землечерпалки, устройства прорезей на участках мелей и перекатов.2) Руслоочищение.3) Выравнивание русла путем строительства выравнивающих сооружений изменяющих направление потока. 4) Шлюзование – осн. метод улучшения судоходню условий. Увеличение глубины осущ. за счет устр-ва подпорных сооружений наз. шлюзами. Применяют: А)односклоновую схему шлюзования (рис 2):Б) двухсклоновую схему шлюзования (рис 3): Водный тр-т оказ-ет плохое воздействие на кач-во воды (нефтепродукты).В определенных случаях реки используются для лесосплава: молевой сплав (россыпью), и на плотах. Молевой приводит к значительной потере древесины, засорению русел, потери площадей нерестилищ и мест обитания рыбы-поэтому молевой сплав на больших реках запрещен. В соответствии со статьей 52(ВК) – «Молевой сплав, а так же сплав леса в плотах (без судовой тяги) – запрещен».

Рис. 1 к вопросу 40

cyberpedia.su

Как теперь получить разрешение на спецводопользование

Статья-навигатор:

  • приведен алгоритм действий субъекта хозяйствования для получения разрешения на спецводопользование;
  • указано, в каких случаях разрешение требуется обязательно, а в каких – нет.

Разрешение на спецводопользование: общие правила

Совсем недавно изменился порядок получения разрешения на спецводопользование. Изменения в Водный кодекс (далее – ВК) были внесены Законом от 07.02.17 г. № 1830-VIII (далее – Закон № 1830). Эти изменения действуют с 04.06.17 г.

Отметим, что на данный момент также действует Порядок выдачи разрешений на спецводопользование, утвержденный постановлением КМУ от 13.03.02 г. № 321 (далее – Порядок № 321), однако в него пока не внесены изменения. Существует лишь проект постановления КМУ (далее – проект), которым нормы Порядка № 321 приводятся в соответствие с требованиями ВК.

Напомним, что специальное водопользование является платным и осуществляется на основании разрешения (ст. 49 ВК). Давайте рассмотрим новый порядок получения разрешения на спецводопользование (далее – разрешение).

Что указывается в разрешении?

В разрешении устанавливаются лимиты (предельные объемы) использования воды, забора воды, сброса загрязняющих веществ.

Кто сейчас выдает разрешения?

Раньше разрешения выдавались областными, Киевским и Севастопольским горсоветами. Сейчас такие полномочия переданы территориальным органам Госводагентства (далее – Госводагентство; п. 9 ст. 16, ст. 49 ВК).

Кому надо получить разрешение?

Разрешения нужно получать всем первичным водопользователям и некоторым вторичным – в зависимости от вида водопользования.

Напомним, первичные водопользователи имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды (например, водоканалы). Вторичные не имеют собственных водозаборных сооружений и оборудования для забора воды и получают воду от первичных водопользователей (ст. 42 ВК). Например, абоненты водоканалов являются вторичными водопользователями.

Вторичные водопользователи обязаны иметь разрешение, если они осуществляют сброс сточных вод непосредственно в водные объекты. Если вторичный водопользователь сбрасывает сточные воды в системы водоснабжения первичных водопользователей, из водозаборных сооружений которых он получает воду, тогда ему нужно заключить договор о поставке воды и/или водоотведения с таким первичным водопользователем.

Если предприятие осуществляет забор и использование воды из межбассейнового или внутрибассейнового перераспределения водных ресурсов, то такой забор осуществляется на основании разрешения на спецводопользование и договора с предприятиями, обеспечивающими переброску воды в маловодные регионы (ст. 42 ВК).

Добыча подземных вод также относится к спецводопользованию, поэтому разрешение также необходимо получать (ст. 48 ВК).

В каких случаях разрешение получать не надо?

Разрешение не нужно получать, если предприятие осуществляет деятельность, не относящуюся к водопользованию. Перечень таких работ и деятельности установлен в ст. 48 ВК.

Согласно изменениям, внесенным в ВК Законом № 1830, теперь не нужно иметь разрешение на забор/использование воды в объеме до 5 м3 в сутки (кроме воды, используемой в качестве сырья для напитков, и для фасованной питьевой воды).

Порядок получения разрешения

Порядок выдачи разрешения регламентирован ст. 49 ВК. Прежде всего отметим, что выдача разрешения, его переоформление, выдача дубликата или аннулирование разрешения осуществляется бесплатно.

Теперь приведем алгоритм действий субъекта хозяйствования – водопользователя для получения разрешения.

Шаг 1. Написать заявление

Юрлицо или физлицо-предприниматель пишет заявление (его форма приведена в проекте) о получении разрешения на спецводопользование.

Шаг 2. Подготовить пакет документов

Понадобятся такие документы:

  • обоснование потребности в воде с помесячным нормативным расчетом водопользования и водоотведения. Такой расчет осуществляется на основании, например, плановых показателей производства (если вода используется в производстве), а также примерной потребности в питьевой воде и воде для санитарно-гигиенических нужд;
  • описание и схема мест забора воды и сброса возвратных вод;
  • нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты с возвратными водами (с расчетом на каждый выпуск (сброс) отдельно).

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства и субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по централизованному водоснабжению и водоотведению, помимо перечисленных выше документов должны также представить утвержденные индивидуальные технологические нормативы использования питьевой воды.

Арендаторы водных объектов дополнительно подают копию правоустанавливающих документов на такие водные объекты.

Указанный выше перечень документов является исчерпывающим. Также отметим, что предприятие для подготовки перечисленных документов может воспользоваться услугами организации, которая этим занимается, или же подготовить самостоятельно (конечно, при наличии соответствующих специалистов).

Шаг 3. Подать заявление и пакет документов в Госводагентство

Заявление вместе с пакетом документов подается в бумажной или в электронной форме.

Далее госорганы обмениваются информацией в таком порядке.

Госводагентство в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления направляет копии документов (для получения заключения):

  • в случае использования подземных вод – в Госгеонедра;
  • случае использования водных объектов, отнесенных к лечебным, – в Минздрав.

Госгеонедра и Минздрав в течение 15 календарных дней со дня получения документов в электронном виде бесплатно предоставляют заключение Госводагентству относительно возможности выдачи разрешения. Если в течение этого срока заключение не предоставлено, то по умолчанию считается, что соответствующий орган не возражает против выдачи разрешения.

После этого предприятие в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления и документов в Госводагентство должно получить либо разрешение, либо отказ в его выдаче.

В каких случаях может быть отказано в выдаче разрешения?

Органы Госводагентства могут отказать в выдаче разрешения по таким основаниям:

  • субъектом хозяйствования подан неполный пакет документов, предусмотренный ст. 49 ВК;
  • в поданных документах обнаружены недостоверные сведения, несоответствия требованиям законодательства и долгосрочным прогнозам водохозяйственных балансов;
  • получено отрицательное заключение Госгеонедр или Минздрава о возможности специального водопользования.

Срок действия разрешения

Разрешение выдается на срок специального водопользования. Срок спецводопользования может быть краткосрочным (на три года) или долгосрочным (от трех до двадцати пяти лет) (ст. 50 ВК).

Ответственность за отсутствие разрешения

Отсутствие разрешения (в тех случаях, когда его необходимо получить) может привести к штрафам. Размер штрафа зависит от причиненного ущерба. В частности, в ст. 111 ВК речь идет о возмещении виновными сумм убытка, причиненного нарушениями водного законодательства.

Также стоит учесть, что отсутствие разрешения не освобождает субъекта хозяйствования от уплаты рентной платы за спецводопользование. В таком случае предприятию придется уплатить рентную плату в пятикратном размере с учетом ставок, предусмотренных нормами Налогового кодекса (пп. 255.11.15, 255.11.13 НК).

Особенно серьезные последствия могут ожидать предприятие, которое самовольно сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты. В этом случае нарушается законодательство об охране окружающей среды, а это чревато для нарушителя остановкой его деятельности.

Выводы

При правильном оформлении всех необходимых документов получение разрешения на спецводопользование не займет у вас много времени и сил. Через месяц после подачи заявления и пакета документов вы уже получите разрешение.

Не всем необходимо получать разрешение. Например, его можно не получать, если у вторичного водопользователя есть договор на водоснабжение (поставку воды) с первичным водопользователем. Или если забор воды осуществляется в объеме до 5 м3 в сутки (кроме воды, которая используется в качестве сырья для напитков и для фасованной питьевой воды).

uteka.ua

Водопользование в Республике Беларусь. Оформление и получение разрешения на специальное водопользование

Рубрика «Водоснабжение и водоотведение»

С.А. Дубенок, канд. техн. наук

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь (далее — ВК) водопользование представляет собой использование водных объектов для удовлетворения нужд населения, хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 21 ВК водопользование имеет следующие виды:

  • общее и специальное;
  • обособленное и совместное.

Порядок и условия предоставления водных объектов в пользование различаются в зависимости от видов водопользования. Под общим водопользованием понимается использование водных объектов без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод. Общее водопользование осуществляется юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь, в т.ч. индивидуальными предпринимателями, без каких-либо разрешений, но с обязательным соблюдением требований и условий общего водопользования на водных объектах. Указанные требования и условия определяются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и органами государственного управления в области внутреннего водного транспорта.

Примерами общего водопользования могут служить купание, ловля рыбы, катание на лодках и т.д.

К водным объектам общего водопользования не относятся пруды-копани, расположенные на земельных участках граждан, предоставленных им в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду, а также технологические водоемы.

В соответствии со ст. 24 ВК специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Таким образом, разрешение на специальное водопользование — это документ, удостоверяющий право его владельцана осуществление конкретного вида специального водопользования.

Требования Положения о порядке выдачи разрешений распространяются на водопользователей, осуществляющих:

  • изъятие поверхностных вод в объеме свыше пяти кубических метров в сутки с применением стационарных, передвижных и плавучих сооружений и технических устройств по механическому и самотечному забору воды;
  • добычу подземных вод в объеме свыше пяти кубических метров в сутки с применением водозаборных сооружений, оборудованных насосными установками;
  • отведение сточных вод в поверхностные и подземные воды с применением водохозяйственных сооружений и технических устройств;
  • отведение сточных вод в подземные воды с использованием земледельческих полей орошения, полей фильтрации, полей подземной фильтрации, фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров и земляных накопителей;
  • добычу (изъятие) воды и отведение сточных вод в поверхностные и подземные воды с применением водохозяйственных сооружений и технических устройств мелиоративных систем.

В соответствии со ст. 38 и 61 ВК пользование водными объектами для обеспечения населения водой для питьевых, хозяйственно-бытовых и иных нужд, а также для отведения сточных вод может осуществляться только на основании разрешений на специальное водопользование.

Рассмотрим подробнее перечень документов и сведений, необходимых для получения разрешения на специальное водопользование.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 8 (14), август 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

ecologia.by