6. Коммуникативные качества речи. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов


Часть 2

Н. Б. Руженцева. «Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов»

А дуэт Оксаны Клок и Сергея Теплова раздают в качестве пригласительных прозрачные пластиковые сумки.

Визуальная культура столетия – характерная, фантазийная, технологичная – создается на наших глазах. Став внешним обрамлением философии нашего времени, частью интеллекта, она превратилась во всеобщую и всеобъемлющую оболочку. Так что история с приглашением обречена на продолжение.

(Стольник. 02.2003)

Задание 9. Прочитайте текст. Определите его тему и жанровую принадлежность. Озаглавьте текст. Сформулируйте задачу автора. Какую речевую тактику автор применяет для решения поставленной задачи? Отксерокопируйте текст. Фломастером выделите части текста, которые кажутся вам избыточными для реализации авторской задачи.

Мне говорят: «Крыса – друг человека». Не поверю, что эти мелкие и крупные, серые и белые, чистые и грязные меховые клубки с длинными лысыми хвостиками, с глазками, как пуговки, а порой налитыми кровью, – наши братья и добрые друзья.

Мы не полюбили их всей душой, мы содрогаемся при встрече с ними. Они самые ненавистные соседи. Серые, шустрые, как ящерицы, мыши и крысы. Они вгрызаются в наши нервы и грызут, грызут, пока не сгрызут все до основания.

Мыши и крысы являются переносчиками 130 заболеваний (чумы, холеры, легочных болезней, псевдотуберкулеза). Об уме этих животных написаны целые тома. Были случаи, когда крысы, будучи не в состоянии разбить бутылку с молоком, опускали туда хвосты, как рыбак удочку в прорубь, а затем облизывали их друг у друга.

Еще они отличные воришки, например, яйца они ухитрялись перетаскивать на животе: одна ложится на спину, обняв яйцо крючкообразными лапками, а другая тянет ее за хвост, останавливается, прислушивается к окружающему миру и мелкими шажками бежит дальше.

Ну посмотрите, как они похожи на нас! Они живут по нашим человеческим законам. Или мы по их? Ну разве они не мы?

В семействе крыс всегда есть вожак. «Должность» эта как бы от природы. У вожака совершенно иная психология, чем у «рядовых» крыс.

Собравшись вместе, вожаки будут выяснять отношения до последнего, драться, пока не останется один и не умрет от нервного истощения. А «рядовые» в своих рядах не найдут лидера, так как никто не уступит другому. (Разве это не наша Дума, заседания, собрания, сходки, митинги?)

С давних времен их брали хитростью.

Старожилы Москвы помнят, что они были в каждом доме.

Многие любят их и заводят специально – ради красоты, блестящей шкурки, черных глазок.

Мыши были радостью в доме. Их заводили для пропитания коту, а он, как охотник, верный пес, приносил добычу к ногам хозяина.

Мыши были санитарами дома, они съедали старье, доедали крошки, на них гадали, бросали в молоко, наводили порчу. Мыши были развлечением в кабаках, трактирах («мышиные бега»). На них спорили, ставили деньги.

И все-такиони надоели. Началась борьба за выживание, кто победит: человек или крыса?

studfiles.net

1.1.4. Речевая избыточность

    Упражнение 24. Дайте стилистическую оценку различным приемам усиления речевой экспрессии в приведенных примерах (разграничьте плеоназм, тавтологию, повторение слов).

    1. Богат и знатен Кочубей. Довольно у него друзей. Свою омыть он может славу. Он может возмутить Полтаву; внезапно средь его дворца он может мщением отца постигнуть гордого злодея; он может верною рукой вонзить… но замысел иной волнует сердце Кочубея (П.). 1. Все перессорились: дворяне у нас живут между собою, как кошки с собаками; крестьяне между собою, как кошки с собаками (Г.). 3. Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком (Дост.). 4. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы (Т.). 5. А ночи темные, теплые, с лиловыми тучками были спокойны, спокойны. Сонно бежал и струился лепет сонных тополей (Бун.). 6. Варвара криком кричит… А сама - реву, сердце дрожмя дрожит, боюсь дедушку, да и Варе жутко. «А-а, так ты над бабушкой-старухой шутки шутить затеял!» (М. Г.) 1. Теперь кричи не кричи, зови не зови - никто не услышит (Сол.). 8. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. Его мать, бывало, выкупает, в колыбель положит, а он лежит хрусталь-хрусталем (фолькл.). 9. Дума-думушка разум сбивает, мил навеки оставляет; уж я сплю-не сплю, Ванюша, боле так лежу. На уме держу Ванюшу, на всем разуме (фолькл.). 10. Тут не молчать надо, а криком кричать. Бить в набат надо (Ал.). 11. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой - белей белил (Паст.). 12. Люди пишут, а время стирает, все стирает, что может стереть. Но скажи - если слух умирает, разве должен и звук умереть? (Марш.)

    Упражнение 25. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

    1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

    Упражнение 26. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку.

    1. Вступил в строй действующих предприятий завод термопластоавтоматов.

    1. Вступил в строй завод термопластоавтоматов.

    2. Побывали мы и у памятника-монумента. Он поразил нас величиной и своим величием.

    2. Побывали мы и у монумента, который поразил нас своим величием.

    3. Важное место в жизни студентов занимают занятия в кружках художественной самодеятельности. Итогом их годовой деятельности являются смотры художественной самодеятельности.

    3. Многие студенты занимаются в кружках художественной самодеятельности. На ежегодных смотрах-конкурсах они показывают свое искусство.

    4. Общежитие - дом, в котором многие студенты живут пять долгих лет. Какой будет эта жизнь - зависит от самих жителей общежития.

    4. Общежитие для многих студентов становится домом на целых пять лет! Какой будет жизнь в этом доме - зависит от них самих.

    5. Работая в архиве, знакомишься с правилами архивной работы, испытываешь наслаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами.

    5. Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.

    6. В ряде регионов страны в конце XVIII в. - к ним относятся Урал, Причерноморье и Южная Украина - начала развиваться промышленная индустрия по добыче угля.

    6. В конце XVIII века на Урале, в Причерноморье и Южной Украине начала развиваться угольная промышленность.

    7. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно.

    7. Все проблемы надо решать параллельно (одновременно).

    Упражнение 27. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

    1. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление. 2. Вспашка под сахарную свеклу проводится тракторными плугами, и лучшая по качеству вспашка достигается тракторными плугами с предплужниками, так что в настоящее время пашут под свеклу плугами П-5-35 с предплужниками. 3. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества. 4. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. 5. Сегодня у нас в гостях гость из Акмолинска. 6. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел. 7. Мы перед принятием решительных решений. 8. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали и показать не сможем. 9. Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 10. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. 11. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир. 12. Дело в том, что раньше в делах добрых нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело. 13. Минувшей осенью в прошлом году никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, опередив сильнейших асов водной дорожки. 14. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 15. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единый монолит. 16. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана. 17. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье. 18. Толпа людей ворвалась в здание. 19. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения. 20. Он рассказал нам о своих планах на будущее.

    Упражнение 28. Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.

    1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов. 6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 7. Четко и организованно работали все бригады, использовались все имеющиеся барабанные сушилки. 8. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы. 9. Какой же судья захочет быть подсудимым? (Заголовок газетной статьи.) 10. Предполагаемый район лесозаготовки изобиловал болотами, несметным количеством комаров. 11. Развивается автоматизм, но это автоматизм сознательный, где каждым движением оператора управляет ум, интеллект, мастерство. 12. В июне уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле еще ниже - до 95%. 13. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину. 14. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель… Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души. 15. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки. 16. Про Блока говорили: «Он умер от смерти». О Высоцком можно сказать: «Он умер от жизни». Он надрывался, жизнь в нем била через края, он перенапрягался… (Евт.)

    Упражнение 29. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях. Укажите речевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др.). Дайте варианты стилистической правки предложений.

    1. Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 2. В своем ответном слове выступавший подчеркнул: «Лично мне вдвойне приятно получать награды, когда они вручаются при широкой аудитории людей». 3. Андрей вернулся назад и, энергично жестикулируя руками, громко воскликнул: «Кто из соперников будет вашим основным конкурентом?» 4. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара. 5. Загрязнение атмосферного воздуха -животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 6. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые формы, которые учитель учит их находить. 7. Его поэзия имеет в своей основе живые переживания жизнелюбивого поэта. 8. Помещение таких больных в обычные больничные отделения для незаразных заболеваний строго воспрещается. 9. Герой целеустремленно стремится к своей намеченной цели. 10. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 11. Наша страна, которая еще недавно была передовым авангардом всемирного движения за мир, не может урегулировать кровопролитие на Северном Кавказе. 12. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу.

    Упражнение 30. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (За справками обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка.)

    Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот, демобилизация из армии.

    Упражнение 31. Укажите стилистические недочеты и речевые ошибки в тексте; отредактируйте заметку для газеты.

    Весь сегодняшний день я, по поварской традиции, провел у плиты. Здесь же встречу и Новый год. Нисколько об этом не вздыхаю: такая уж наша профессия - радовать в праздник человека хорошим столом, чтобы блюдаж предложенных яств мог удовлетворить самый взыскательный вкус гурманов. Под сводами ресторана… в предновогоднюю ночь будет накрыт громадный стол, за который сядут гости столицы, прибывшие в Москву со всех концов земли. Ведь Москва всегда хлебосольно привечает дорогих гостей.

    Вроде бы не в первый раз приготовлены котлеты «Россия», но всегда хочется, чтобы это блюдо из рубленого мяса курицы с добавкой грибного фарша из шампиньонов и нежно поджаренного хрустящего лука было для посетителей неожиданным сюрпризом. Особое место, конечно, займет наша фирменная закуска «Матрешки», всегда радующая гурманов оригинальных блюд. Иностранцы, хоть раз заглянувшие к нам в гости, неизменно заказывают это блюдо. Иногда они круто показывают жестом, будто повязывают на голову платок.

    Открою секрет приготовления «Матрешек»: требуются сваренные и очищенные от скорлупы яйца и свежие помидоры.

    Упражнение 32. Дайте оценку словоупотреблению в статье, опубликованной в газете. Укажите стилистические ошибки (неточный выбор лексического эквивалента, использование слова без учета его семантики, нарушение сочетаемости и др.), отредактируйте текст.

    Тульские пряники: сладкие, мятные

    К чаю ароматному - угощенье знатное

    Первое упоминание о пряниках как излюбленном баловстве русского народа приходится на время расцвета торговли Великого Новгорода. На протяжении нашей тысячелетней истории не было ни одного исконно русского праздника, который проходил бы без пряников. Были они на любой вкус и цвет: мятные, леденцовые, пресные и с медом. Воображение древних кондитеров разыгрывалось не на шутку, каких только пряничных форм они не придумывали: в виде зайчиков, оленей и петушков.

    Еще в прошлом столетии на популярной тогда Нижегородской ярмарке туляками братьями Гречихиными впервые были показаны медовые пряники под названием «Тульские». По своим вкусовым качествам и необыкновенной ручной росписи тульское чудо оказалось на голову выше своих собратьев. С этого момента и полетела молва о необыкновенных пряниках, о которых через какие-нибудь несколько лет говорили уже по всей России. Любые крупные пряники с причудливым рисунком и привкусом меда воспринимались как «Тульские». Впрочем, как оказалось, это было совсем не так. В Тулу с завидной периодичностью наезжали кондитеры со всех губерний России, чтобы перенять кулинарный опыт в создании пряников. Но у многих ничего даже близкого к оригиналу не получалось. Старания пропали даром.

    Будучи в Туле, корреспонденты «МК» решили выяснить, а не погибло ли это ремесло вообще. Зайдя в один из фирменных пряничных магазинов (а в Туле есть и такие), нам довелось наблюдать громадную очередь за этими легендарными сладостями. Одна пожилая гражданка из этой очереди, выложив последние рубли, с удовольствием рассматривала свое приобретение. Мы не смогли удержаться и не узнать у бабульки:

    - Вы что же, без своих пряников жить не можете, что выкладываете за них последние деньги? А старушка нам:

    - Мы свои пряники любим. Вы посмотрите, народ в очереди и стар и млад, ведь со всего города съезжаются. Было бы у меня денег побольше, я бы их каждый божий день ела, а этот я не себе купила, а внучку своему.

    Тут в наш диалог молодые продавщицы вмешались, которые довольно шустро разгребали очередь: «Вы зайдите в наш цех и посмотрите, как мы над пряниками колдуем. Такого производства вы нигде не увидите».

    Все производство пряников оказалось на заднем дворике того же магазина. По большому счету это и производством-то нельзя назвать - в двух небольших комнатках резво месили тесто и шустро лепили пряники несколько женщин. Никаких тут механических линий и тем более станков, весь труд полностью ручной. Мы попали как раз в момент заступления вечерней смены: спрос на тульские пряники большой, поэтому мастерицам приходится работать чуть ли не круглосуточно. Как только мы познакомились с женщинами, так сразу были награждены теплыми пряниками.

    Делаются они следующим образом: уже готовое тесто раскатывают по столу скалками, заправляют эти тонкие блины в деревянные формы, заливают яблочным или малиновым повидлом, сверху накрывают опять же тонким блином, потом обколачивают, и из формы вываливается сырой пряник. Затем его направляют обратно в печку, на которой, судя по ее внешнему виду, работали еще наши потомки. Было время, угольком и дровишками топили - тогда и пряники вкусней были, - потом на газ перешли, однако печка не подводит и исправно выдает настоящие тульские пряники.

    Как нам объяснили мастерицы, весь секрет необыкновенного вкуса пряников зарыт именно в этой печке и в том, что делаются они вручную. Многие работают здесь уже порядка двадцати лет, и каждая мастерица вкладывает в него всю свою душу. Хотя на первый взгляд и не поймешь, когда они душу успевают в пряники вкладывать, слишком уж быстро они отлетают от рук мастериц.

    Формочки, из которых получаются пряники, до сих пор также вручную вырезаются мастерами-виртуозами. Основу этого ремесла заложила еще в прошлом веке династия резчиков по дереву братьев Соколовых, мастерству которых завидовали матерые ювелиры.

    Перед нашим уходом из пряничного рая хозяйка выложила весь ассортимент пряников, которые они сейчас производят. На столе оказались пряники самых странных причудливых форм, с различными надписями. Из печки нам достали прянички-малютки весом граммов по пятьдесят, причем рисунок и на них присутствует. Правда, лицезреть его лучше все-таки с помощью лупы.

    Наконец мастерицы выволокли откуда-то пряник-гигант. Метр на пятьдесят и весом в один пуд! Для них это самая большая гордость, потому как этот монстр, по их словам, и есть самый большой и вкусный пряник во всем мире.

studfiles.net

Русский язык 2 - Стр 17

3.Я полагаю, что это результат той же самой политической подоплеки, которая в этом обвинении просто проходит по всем пунктам.

4.Появление волка было так внезапно, что охотник на мгновение растерялся.

5.Проблемы не разрешились, но накопился тот, образно говоря, гремучий газ, который мы сегодня пожинаем.

6.Еще одна задача была поставлена и успешно решена организато-

рами.

7.Поэтому нужно срочно предпринимать какие-томеры.

75. Укажите предложения с нарушением лексической сочетаемости, исправьте эти предложения:

1.Большое внимание будет оказано благоустройству города.

2.Этому вопросу мы придаѐм первоочередное значение.

3.Большинство присутствующих были знакомы друг с другом.

4.Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунных овец.

5.В романе отсутствует ясно выраженная сюжетная линия.

6.В эти дни застеклѐнные плантации готовят рассаду огурцов.

7.Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов.

8.В автобусе было так тесно, что кто-топредложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!»

76. Укажите предложения с лексической избыточностью, исправьте эти предложения:

1.Ученые, наконец, объяснили ранее не объяснимое.

2.Уметь правильно выражать свои мысли умеет не каждый чело-

век.

3.Сессия началась для меня задолго до сдачи зачетов, когда я начала делать невыполненные типовые расчеты.

4.Сувениры, привезенные из Франции, поражали роскошью.

5.Эта улыбка поражала открытостью и наивностью.

6.Этот вид пластмассы является гибким и эластичным.

7.Несколько лет он провел на необитаемом острове.

8.Совместное сотрудничество пойдет мне на пользу.

9.Общежитие – дом, в котором многие студенты живут пять долгих лет. И какой будет эта жизнь, зависит от самих жителей общежития.

77. Укажите предложения с лексической избыточностью, исправьте эти предложения:

1.Греческая духовная культура распространилась ещѐ шире.

2.Фигура высечена из единого монолита.

3.Инициативное начинание было поддержано всем цехом.

4.Все подробности и детали мы узнаем позже.

5.Родиной клинописи, дешифрованной лишь в конце XIX в., является Месопотамия.

6.Здесь представлена разнообразная во флористическом отношении растительность.

7.Здесь стоит сказать несколько слов в защиту этой незаметной, но такой необходимой буквы – Ё.

8.Современная система знаков препинания складывалась постепенно; в настоящее время насчитывается 15 – 17 знаков, вместо 2 – 3 древних знаков.

78. Укажите предложения с лексической избыточностью, исправьте эти предложения:

1.Быстрое развитие города учѐные объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.

2.Многие студенты, занимающиеся в кружках художественной самодеятельности, показывают своѐ искусство на ежегодных смотрахконкурсах.

3.С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, расположен лес.

4.Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

5.Побывали мы и у монумента, который поразил нас своим вели-

чием.

6.В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы.

7.Продолжительность процесса плавки длится несколько часов.

8.В огне пожара 1812 года погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения.

9.Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.

160

79. Укажите предложения с лексической избыточностью, исправьте эти предложения:

1.Наша передача посвящена творчеству ветеранов завода.

2.Сегодня у нас в гостях гость из Акмолинска.

3.Хочу коснуться ещѐ одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверия к государственным учреждениям.

4.Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.

5.Наша передача посвящена творчеству старых ветеранов завода.

6.Комплекс нерешѐнных проблем надо решать комплексно.

80. Укажите предложения с лексической избыточностью, исправьте эти предложения:

1.В добрых делах нашего отдела, в его починах и начинаниях раньше участвовали все.

2.Правительство в это трудное и нелѐгкое время должно представлять единый монолит.

3.Посетители нашего ресторана могут отведать деликатесы из свежей рыбы.

4.Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлый четверг.

5.Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.

6.Заводские спортсмены не могут похвалиться новыми достижениями.

7.Игорь демобилизовался из армии и пришѐл к нам на завод.

8.Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов.

9.Направление экономики в 20 веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.

81. Укажите предложения с лексической избыточностью, исправьте эти предложения:

1. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.

161

2.Когда люди работают вместе, они должны уважать друг друга, быть внимательными и чуткими друг к другу.

3.Какой же судья захочет быть подсудимым?

4.Лично я считаю, что выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.

5.Андрей вернулся назад и, энергично жестикулируя руками, громко воскликнул: «Кто из соперников будет вашим основным конкурентом?»

6.От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.

7.Загрязнение окружающей среды – актуальная проблема современности.

8.Помещение таких больных в обычные больничные отделения для незаразных больных строго воспрещается.

82. Укажите предложения с лексической недостаточностью, исправьте эти предложения:

1.В настоящее время в России сложился довольно мощный механизм саморегулирования.

2.Однако же некоторые действуют, как Ив Роше, который борется за окружающую среду вот уже более 30 лет.

3.В процессе обучения кроме лекционных занятий используются такие формы: семинары, тренинги, деловые игры и т.д.

4.Поэтому депутат находит общий язык почти со всеми жите-

лями.

5.За ошибки и недостатки председатель совхоза заслуживает взыскания.

6.Студент Белов занял первое место по английскому языку.

7.Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в тѐплые варежки всю семью.

8.Переплѐты книг стали неотъемлемой деталью убранства ком-

наты.

83. Укажите предложения с лексической недостаточностью, исправьте эти предложения:

1.Касса получает за товары ясельного возраста.

2.Творчество Маяковского волнует читателей на всех континентах.

3.Сдаѐтся квартира с ребѐнком.

4.Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по прово-

локе.

5.Первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.

6.Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

7.Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.

8.Продажа сока прекращена из-заостановки лифта, вследствие чего сок невозможно доставить на третий этаж.

84. Укажите предложения с лексической недостаточностью, исправьте эти предложения:

1.Всем зоотехникам отделений сделать прочные ошейники на железной цепи, под которые подложить ремни или войлок.

2.На фабрику требуются двое рабочих: один для начинки, другой для обѐртки.

3.Сравним последние экономические показатели работы фабрики с показателями предыдущих лет.

4.Доставка грузов производится вертолѐтом по бездорожью.

5.Если взглянуть на город с высоты птичьего полѐта, то дома покажутся светлыми островками среди зелѐно-голубогоморя.

6.На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность.

7.В помещении проходной фабрики санэпидстанция будет готовить отравленную приманку для населения.

85. Укажите предложения с лексической недостаточностью, исправьте эти предложения

1.Объѐм чистой продукции может быть выражен и обычно выражается в денежном измерении.

2.Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.

3.Продавцы в синих безрукавках, форменных юбках, пиджаках, все как один смуглолицые и черноусые, не могли не восхищать клиентов.

4.Три гостиницы возникнут на пересечении с Ленинградским, Ярославским и Каширским шоссе.

5.Когда-торазвлекательные фильмы собирали так много зрителей, что они могли бы заполнить огромный зал Дворца съездов.

6.БелкИ злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам.

7.Наша индустрия почти догнала уровень США по количеству выпускаемых изделий.

86. Укажите предложения с лексической недостаточностью, исправьте эти предложения:

1.Взаимодействие ПТУ с другим обучением изучается социологами.

2.Пассажиры с необмотанными рогами к посадке в самолѐт не допускаются.

3.Прошу обеспечить моих родителей, проживающих на территории совхоза, кормами и сеном.

4.Солнцевское отделение милиции лучшее в районе.

5.В одном из концертов я дирижировал оркестром, исполнявшим Классическую симфонию и ораторию «Иван Грозный» Сергея Прокофьева.

6.Для домашних насекомых в магазине ничего нет.

7.Кто не выполняет правил безопасности, может поплатиться руками, ногами, а главное – жизнью.

87.Укажите предложения с лексической недостаточностью, исправьте эти предложения:

1.Борьба с гриппом – очень важное мероприятие, сокращающее здоровье работников фермы.

2.Сибирь – край большой науки и обильная минерально-сырьеваябаза России.

3.Сибирь занимает пространство от Урала до Тихого океана, от берегов Северного Ледовитого океана до Казахстана.

4.Физика, химия, биология, геология, медицина были задействованы в организованном недалеко от Новосибирска Академгородке.

5.Упал с забора в травматологическое отделение.

6.Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей.

7.Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание.

88. Соотнесите предложения с типом ошибок, допущенных в них:

1.

Мы прошли деревню

1)

лексическая

2.

Весь механизм запущен полно-

 

избыточность

 

стью

 

 

2)

лексическая

3.

Хозяин

решил

презентовать

 

недостаточность

 

своему гостю старые часы

3)

ошибка, связанная

4.

Жители давно махнули на вла-

 

с многозначностью

 

дельцев

машин,

паркующих

 

слова

 

свои машины на детской пло-

4)

ошибочное

 

щадке

 

 

 

использование

5.

Иванов снова прослушал урок

 

заимствований

6.

Я вам расскажу, где раки ночу-

5)

ошибочное

 

ют

 

 

 

использование

7.

Ученые не согласились с этим,

 

фразеологизма

 

 

 

так как угроза экологии слиш-

 

 

 

ком велика

 

 

 

8.Школьная футбольная команда потерпела в этом матче сокрушительное фиаско

89. Какие словосочетания не содержат речевых ошибок?

1.Повысить урожайность

2.Повысить экономику

3.Повысить ассортимент

4.Повысить рост производительности

5.Повысить рейтинг

6.Увеличить урожайность

7.Увеличить экономику

8.Увеличить ассортимент

9.Увеличить рост производительности

10.Увеличить рейтинг

90.Найдите в предложениях ошибки и исправьте их:

1.В этом санатории военные занимаются профилактикой своего здоровья.

2.Следователи три года знают правду и три года делают вид, что ничего не знают.

3.Если мы монополию не введѐм, то мы можем рассчитывать на то, что уровень добычи осетровых резко снизится.

4.В 1990 году он был арестован за превышение обороноспособности.

5.Я старался не обращать внимания на исторические ляпы, а отчаянно пытался уловить настроение картины.

6.Это правило становится следующим общим правилом для следующего познавательного процесса, и так продолжается бесконечно.

91. Найдите в предложениях ошибки и исправьте их:

1.Через пять лет все эти антенны будут вращаться в унисон.

2.Они испытывают к данному предложению интерес.

3.Блестяще, что мы имеем такую возможность.

4.Фразеологизм «ахиллесова пята» следует понимать как «уязвимое место» чего-либоиликого-либо.

5.Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пей-зажистов.

6.Пора подвести итоги встречи: поставленные задачи выполнены в

срок.

7.Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.

8.Перед ним встала дилемма: в каком виде спорта проявить свои способности.

92. Найдите в предложениях ошибочно употреблѐнные слова и запишите их исправленные варианты:

1.Мальчик упал навзничь и уткнулся лицом в ладони

2.Австрийские фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы

3.Зрители абсолютно чувствительны к каждому слову

4.В 20-30-егоды наблюдался буйный рост отечественной кинематографии – открывались киностудии, всѐ чаще выходили на экраны новые фильмы

5.Ещѐ в глубокой юности этот композитор

стал писать песни, но слава пришла

к нему только теперь

6.В город отгружаются десятки тонн зелѐного лука, приличное количество нежного салата, редиса, помидоров

93. Найдите лексические ошибки, исправьте их:

1.Рождество я отмечал у коллеги по работе.

2.Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

3.Во дворе одной из школ нестройными рядами стоят выпускники детского сада.

4.Алексей мысленно подумал, что это конец.

5.Слышали ли вы звучание своей речи со стороны?

6.Паронимы – это слова, чаще всего однокоренные, близкие, но не тождественные по звучанию.

7.Все эти песни взяты из копилки народного фольклора.

8.Хотим предупредить вас, что, объявляя песню «На посошок», мы не намекаем на окончание нашего концерта.

94. Найдите лексические ошибки, исправьте их:

1.В конце 60-хгодов на одном из Филиппинских островов обнаружено племя, в языке которого отсутствуют слова «война», «борьба», «враг», «убийство».

2.Например, у Л. Толстого в романе «Война и мир» без приукрас воспроизведены все события, которые были на войне.

167

3.Орудиями исследования, как и в 18 веке, являются кирка и ло-

пата.

4.Показать войну без прикрас, такой, как она есть, – вот цель ав-

тора.

5.Говоря о разговоре с министром, можно сказать следующее.

6.Уровень жизни населения страны постепенно снижается.

7.Поставьте внизу свою роспись, пожалуйста.

8.Антон обратно опоздал.

95. Найдите предложения с лексическими ошибками, исправьте их:

1.Все отличившиеся в этой операции отмечены в приказе министерства.

2.В городе необходимо улучшить криминогенную обстановку.

3.В фильме «Анна Каренина» актриса сыграла заглавную роль.

4.Как мы можем говорить про духовные ценности, когда молодѐжь забыла элементарные!

5.Целью рекламы является воздействие на потребителя, внушение ему определѐнных идей.

6.Недостаточный уровень грамотности общества – это прямая угроза разумному и гуманному устройству общества.

7.Судя из разговора, выясняется многое.

8.В саду суетились синицы; крик их был похож на звон разбитого стекла.

96. Найдите предложения с ошибками, исправьте их:

1.Развитие науки должно происходить для облегчения жизни людей, для повышения уровня страны на мировом значении.

2.Через посредство церковно-славянскогоязыка нашей культурой был усвоен целый ряд абстрактных понятий, выработанных греками.

3.И даже неважно, победителем или побеждѐнным стал твой народ, нужно ценить их за то, что они проявили мужественность и храбрость в борьбе за благополучное существование своих детей, внуков.

4.Сейчас человек охвачен гонкой накопления материальных ценностей и совсем не задумываются о красоте мира.

5.Всякая революция – это, кроме прочего, мятеж дилетантов против профессионалов.

studfiles.net

1.1.4. Речевая избыточность

    Упражнение 24. Дайте стилистическую оценку различным приемам усиления речевой экспрессии в приведенных примерах (разграничьте плеоназм, тавтологию, повторение слов).

    1. Богат и знатен Кочубей. Довольно у него друзей. Свою омыть он может славу. Он может возмутить Полтаву; внезапно средь его дворца он может мщением отца постигнуть гордого злодея; он может верною рукой вонзить… но замысел иной волнует сердце Кочубея (П.). 1. Все перессорились: дворяне у нас живут между собою, как кошки с собаками; крестьяне между собою, как кошки с собаками (Г.). 3. Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком (Дост.). 4. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы (Т.). 5. А ночи темные, теплые, с лиловыми тучками были спокойны, спокойны. Сонно бежал и струился лепет сонных тополей (Бун.). 6. Варвара криком кричит… А сама - реву, сердце дрожмя дрожит, боюсь дедушку, да и Варе жутко. «А-а, так ты над бабушкой-старухой шутки шутить затеял!» (М. Г.) 1. Теперь кричи не кричи, зови не зови - никто не услышит (Сол.). 8. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. Его мать, бывало, выкупает, в колыбель положит, а он лежит хрусталь-хрусталем (фолькл.). 9. Дума-думушка разум сбивает, мил навеки оставляет; уж я сплю-не сплю, Ванюша, боле так лежу. На уме держу Ванюшу, на всем разуме (фолькл.). 10. Тут не молчать надо, а криком кричать. Бить в набат надо (Ал.). 11. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой - белей белил (Паст.). 12. Люди пишут, а время стирает, все стирает, что может стереть. Но скажи - если слух умирает, разве должен и звук умереть? (Марш.)

    Упражнение 25. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

    1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

    Упражнение 26. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку.

    1. Вступил в строй действующих предприятий завод термопластоавтоматов.

    1. Вступил в строй завод термопластоавтоматов.

    2. Побывали мы и у памятника-монумента. Он поразил нас величиной и своим величием.

    2. Побывали мы и у монумента, который поразил нас своим величием.

    3. Важное место в жизни студентов занимают занятия в кружках художественной самодеятельности. Итогом их годовой деятельности являются смотры художественной самодеятельности.

    3. Многие студенты занимаются в кружках художественной самодеятельности. На ежегодных смотрах-конкурсах они показывают свое искусство.

    4. Общежитие - дом, в котором многие студенты живут пять долгих лет. Какой будет эта жизнь - зависит от самих жителей общежития.

    4. Общежитие для многих студентов становится домом на целых пять лет! Какой будет жизнь в этом доме - зависит от них самих.

    5. Работая в архиве, знакомишься с правилами архивной работы, испытываешь наслаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами.

    5. Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.

    6. В ряде регионов страны в конце XVIII в. - к ним относятся Урал, Причерноморье и Южная Украина - начала развиваться промышленная индустрия по добыче угля.

    6. В конце XVIII века на Урале, в Причерноморье и Южной Украине начала развиваться угольная промышленность.

    7. Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно.

    7. Все проблемы надо решать параллельно (одновременно).

    Упражнение 27. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их.

    1. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление. 2. Вспашка под сахарную свеклу проводится тракторными плугами, и лучшая по качеству вспашка достигается тракторными плугами с предплужниками, так что в настоящее время пашут под свеклу плугами П-5-35 с предплужниками. 3. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества. 4. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. 5. Сегодня у нас в гостях гость из Акмолинска. 6. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел. 7. Мы перед принятием решительных решений. 8. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали и показать не сможем. 9. Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 10. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. 11. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир. 12. Дело в том, что раньше в делах добрых нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело. 13. Минувшей осенью в прошлом году никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, опередив сильнейших асов водной дорожки. 14. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 15. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единый монолит. 16. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана. 17. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье. 18. Толпа людей ворвалась в здание. 19. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения. 20. Он рассказал нам о своих планах на будущее.

    Упражнение 28. Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.

    1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 4. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 5. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов. 6. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 7. Четко и организованно работали все бригады, использовались все имеющиеся барабанные сушилки. 8. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы. 9. Какой же судья захочет быть подсудимым? (Заголовок газетной статьи.) 10. Предполагаемый район лесозаготовки изобиловал болотами, несметным количеством комаров. 11. Развивается автоматизм, но это автоматизм сознательный, где каждым движением оператора управляет ум, интеллект, мастерство. 12. В июне уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле еще ниже - до 95%. 13. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину. 14. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель… Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души. 15. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки. 16. Про Блока говорили: «Он умер от смерти». О Высоцком можно сказать: «Он умер от жизни». Он надрывался, жизнь в нем била через края, он перенапрягался… (Евт.)

    Упражнение 29. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях. Укажите речевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др.). Дайте варианты стилистической правки предложений.

    1. Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 2. В своем ответном слове выступавший подчеркнул: «Лично мне вдвойне приятно получать награды, когда они вручаются при широкой аудитории людей». 3. Андрей вернулся назад и, энергично жестикулируя руками, громко воскликнул: «Кто из соперников будет вашим основным конкурентом?» 4. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара. 5. Загрязнение атмосферного воздуха -животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 6. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые формы, которые учитель учит их находить. 7. Его поэзия имеет в своей основе живые переживания жизнелюбивого поэта. 8. Помещение таких больных в обычные больничные отделения для незаразных заболеваний строго воспрещается. 9. Герой целеустремленно стремится к своей намеченной цели. 10. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 11. Наша страна, которая еще недавно была передовым авангардом всемирного движения за мир, не может урегулировать кровопролитие на Северном Кавказе. 12. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу.

    Упражнение 30. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (За справками обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка.)

    Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот, демобилизация из армии.

    Упражнение 31. Укажите стилистические недочеты и речевые ошибки в тексте; отредактируйте заметку для газеты.

    Весь сегодняшний день я, по поварской традиции, провел у плиты. Здесь же встречу и Новый год. Нисколько об этом не вздыхаю: такая уж наша профессия - радовать в праздник человека хорошим столом, чтобы блюдаж предложенных яств мог удовлетворить самый взыскательный вкус гурманов. Под сводами ресторана… в предновогоднюю ночь будет накрыт громадный стол, за который сядут гости столицы, прибывшие в Москву со всех концов земли. Ведь Москва всегда хлебосольно привечает дорогих гостей.

    Вроде бы не в первый раз приготовлены котлеты «Россия», но всегда хочется, чтобы это блюдо из рубленого мяса курицы с добавкой грибного фарша из шампиньонов и нежно поджаренного хрустящего лука было для посетителей неожиданным сюрпризом. Особое место, конечно, займет наша фирменная закуска «Матрешки», всегда радующая гурманов оригинальных блюд. Иностранцы, хоть раз заглянувшие к нам в гости, неизменно заказывают это блюдо. Иногда они круто показывают жестом, будто повязывают на голову платок.

    Открою секрет приготовления «Матрешек»: требуются сваренные и очищенные от скорлупы яйца и свежие помидоры.

    Упражнение 32. Дайте оценку словоупотреблению в статье, опубликованной в газете. Укажите стилистические ошибки (неточный выбор лексического эквивалента, использование слова без учета его семантики, нарушение сочетаемости и др.), отредактируйте текст.

    Тульские пряники: сладкие, мятные

    К чаю ароматному - угощенье знатное

    Первое упоминание о пряниках как излюбленном баловстве русского народа приходится на время расцвета торговли Великого Новгорода. На протяжении нашей тысячелетней истории не было ни одного исконно русского праздника, который проходил бы без пряников. Были они на любой вкус и цвет: мятные, леденцовые, пресные и с медом. Воображение древних кондитеров разыгрывалось не на шутку, каких только пряничных форм они не придумывали: в виде зайчиков, оленей и петушков.

    Еще в прошлом столетии на популярной тогда Нижегородской ярмарке туляками братьями Гречихиными впервые были показаны медовые пряники под названием «Тульские». По своим вкусовым качествам и необыкновенной ручной росписи тульское чудо оказалось на голову выше своих собратьев. С этого момента и полетела молва о необыкновенных пряниках, о которых через какие-нибудь несколько лет говорили уже по всей России. Любые крупные пряники с причудливым рисунком и привкусом меда воспринимались как «Тульские». Впрочем, как оказалось, это было совсем не так. В Тулу с завидной периодичностью наезжали кондитеры со всех губерний России, чтобы перенять кулинарный опыт в создании пряников. Но у многих ничего даже близкого к оригиналу не получалось. Старания пропали даром.

    Будучи в Туле, корреспонденты «МК» решили выяснить, а не погибло ли это ремесло вообще. Зайдя в один из фирменных пряничных магазинов (а в Туле есть и такие), нам довелось наблюдать громадную очередь за этими легендарными сладостями. Одна пожилая гражданка из этой очереди, выложив последние рубли, с удовольствием рассматривала свое приобретение. Мы не смогли удержаться и не узнать у бабульки:

    - Вы что же, без своих пряников жить не можете, что выкладываете за них последние деньги? А старушка нам:

    - Мы свои пряники любим. Вы посмотрите, народ в очереди и стар и млад, ведь со всего города съезжаются. Было бы у меня денег побольше, я бы их каждый божий день ела, а этот я не себе купила, а внучку своему.

    Тут в наш диалог молодые продавщицы вмешались, которые довольно шустро разгребали очередь: «Вы зайдите в наш цех и посмотрите, как мы над пряниками колдуем. Такого производства вы нигде не увидите».

    Все производство пряников оказалось на заднем дворике того же магазина. По большому счету это и производством-то нельзя назвать - в двух небольших комнатках резво месили тесто и шустро лепили пряники несколько женщин. Никаких тут механических линий и тем более станков, весь труд полностью ручной. Мы попали как раз в момент заступления вечерней смены: спрос на тульские пряники большой, поэтому мастерицам приходится работать чуть ли не круглосуточно. Как только мы познакомились с женщинами, так сразу были награждены теплыми пряниками.

    Делаются они следующим образом: уже готовое тесто раскатывают по столу скалками, заправляют эти тонкие блины в деревянные формы, заливают яблочным или малиновым повидлом, сверху накрывают опять же тонким блином, потом обколачивают, и из формы вываливается сырой пряник. Затем его направляют обратно в печку, на которой, судя по ее внешнему виду, работали еще наши потомки. Было время, угольком и дровишками топили - тогда и пряники вкусней были, - потом на газ перешли, однако печка не подводит и исправно выдает настоящие тульские пряники.

    Как нам объяснили мастерицы, весь секрет необыкновенного вкуса пряников зарыт именно в этой печке и в том, что делаются они вручную. Многие работают здесь уже порядка двадцати лет, и каждая мастерица вкладывает в него всю свою душу. Хотя на первый взгляд и не поймешь, когда они душу успевают в пряники вкладывать, слишком уж быстро они отлетают от рук мастериц.

    Формочки, из которых получаются пряники, до сих пор также вручную вырезаются мастерами-виртуозами. Основу этого ремесла заложила еще в прошлом веке династия резчиков по дереву братьев Соколовых, мастерству которых завидовали матерые ювелиры.

    Перед нашим уходом из пряничного рая хозяйка выложила весь ассортимент пряников, которые они сейчас производят. На столе оказались пряники самых странных причудливых форм, с различными надписями. Из печки нам достали прянички-малютки весом граммов по пятьдесят, причем рисунок и на них присутствует. Правда, лицезреть его лучше все-таки с помощью лупы.

    Наконец мастерицы выволокли откуда-то пряник-гигант. Метр на пятьдесят и весом в один пуд! Для них это самая большая гордость, потому как этот монстр, по их словам, и есть самый большой и вкусный пряник во всем мире.

studfiles.net

6. Коммуникативные качества речи

Упражнение 68. Найдите и исправьте ошибки, связанные с на­ру­ше­нием лексической точности.

1. Нередко лесные пожары случаются оттого, что отдыхающие не соблюдают элементарных заповедей. 2. Сумма преступлений, совершенных за последний месяц, настораживает. 3. И хозяева, и гости матча были какими‑то утомленными, но гости выглядели все же предпочтительнее. 4. Наш комбинат круглый год обеспечивает население столицы молодыми овощами, зеленью. 5. Вы­бросы этого завода загрязняют экологию.

Упражнение 69. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением логичности речи.

1. Я коллекционирую этикетки винные и водочные, поэтому мне жалко всех выбрасываемых этикеток. 2. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить с 1 по 5 сентября. 3. Владелец «москвича» Гуляев оказался на городских улицах с неисправными тормозами и поврежденным крылом. 4. Денежное пособие выделяется только родителям, имеющим детей. 5. В березовой дубраве мы набрали много грибов. 6. В лаборатории не очень уютно: она находится в ава­рий­ном состоянии. 7. Оркестр грянул в трубы, и полилась душевная мелодичная музыка. 8. У нас хороший участковый врач: это человек с улыбчивым лицом и вместе с тем с большим опытом. 9. Чемпионы сегодня неузнаваемы: они играют превосходно. 10. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь сама‑то я тамбовская. 11. Каждое утро эти люди приходят на ферму и занимаются обычными будничными делами: производят молоко, выращивают скот и пти­цу.

Упражнение 70. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением информативности речи (речевой недостаточностью).

1. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 2. Задача учителя рисования – воспитывать в детях прекрасное. 3. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью. 4. Творчество Маяковского волнует читателей на самых разных языках. 5. Вода этих озер отличается от других чистотой и содержанием минеральных солей. 6. Сравним последние экономические показатели работы фабрики с пре­ды­ду­щи­ми годами. 7. Для этих студентов предусмотрен факультативный курс по сварке доцента Юрьева.

Упражнение 71. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением информативности речи (речевой избыточностью). Укажите тип ошибки (многословие, повтор, плеоназм, тавтология).

1. У каждого учебного года свое неповторимое своеобразие. 2. Замеры, которые мы производим, позволяют определить наиболее максимальный уровень радиации. 3. У нас осталось не больше часа времени. 4. Они утверждают, что сделали то, что обещали. 5. В статье затрагивается ряд актуальных и злободнев­ных вопросов. 6. Стоимость пребывания в этой больнице не финансируется государством. 7. Жилой комплекс будет построен так, что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 8. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 9. Правительство в это трудное и нелегкое время дол­жно представлять собой цельный монолит. 10. Он рассказал нам о своих планах на будущее. 11. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч опасности землетрясения. 12. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга.

Упражнение 72. Исправьте ошибки, связанные с неуместным употреблением заимствованных слов и книжной, относящейся к высокому стилю лек­сики.

1. Фермеры нашего района давно пришли к консенсусу, что кур в хо­зяй­стве должно быть много. 2. После двух туров впереди шествует российский шахматист. 3. Как провозгласили вчера на пресс-конференции, налоговая служба тщетно пытается воспрепятствовать сокращению внебюджетного фонда. 4. Пробовали ли вы когда-нибудь побыть аналитиком и порефлексировать на тему о том, как возникают музыкальные коллективы? 5. Грубые слова директора Наталья Петровна восприняла с глубоким прискорбием, хоть и ничего на них не ответила. 6. Игроки вели себя агрессивно, а судья оставался индифферентным.

Упражнение 73. Замените жаргонизмы и сниженные разговорные выражения словами литературного языка. Определите, какое коммуникативное качество нарушено в данном случае.

1. Последний релиз артиста стопроцентно провальный, и не пора ли ему поднапрячься и пошевелить мозгами относительно дальнейшей карьеры. 2. На тусовке присутствовали разные монстры шоу‑бизнеса. 3. Если бы прежний директор не тормозил во время перевыборов, то, наверное, не оказался бы в про­лете. 4. Посмотрите, от этого окна конкретно дует! 5. Хочу реальный сноуборд! 6. Вро­де и неплохая песня, но почему‑то не вставляет. 7. На последней станции поезд стоял два часа, так что теперь мы по‑любому опоздаем.

Упражнение 74.Устраните нарушения стилевой уместности, заменив канцеляризмы словами, относящимися к нейтральной лексике.

1. Дождевая вода вкусна, но перед употреблением ее лучше прокипятить ввиду наличия в ней загрязнений. 2. Радушные хозяева накормили нас разнообразным подбором национальных блюд. 3. Берега этой реки очень крутые, так что создание лесных защитных заграждений надлежит осуществлять вручную. 4. Перед конкурсом мы волновались: вдруг выступление пройдет не на должном уровне? 5. В целях повышения работоспособности сотрудники через каждые два часа отдыхают, пьют чай или кофе. 6. Зимой дедушке приходится сидеть дома, зато в летний период времени он уезжает на дачу, где занимается рыболовством и выращиванием овощей.

Упражнение 75.Найдите случаи нарушения норм литературного языка и ком­му­никативных качеств речи. Исправьте ошибки, определив их тип.

studfiles.net

Речевая недостаточность и речевая избыточность как причины возникновения алогизмов

 

Задание 9. Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложения.

 

1.Они окончили профессионально-техническое училище, но чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. 2. За ошибки и недостатки руководитель фермерского хозяйства Пашков заслуживает взыскания. 3. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью. 4. Касса получает за товары ясельного возраста. 5. Творчество Пушкина волнует читателей на самых различных языках. 6. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 7. Доставка грузом производится вертолетом по бездорожью. 8. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. 9. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 10. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

 

Задание 10. Сравните предложения, проанализируйте стилистическую правку. Какие ошибки заметил и устранил редактор?

 

Если взглянуть на город с птичьего полета, то дома представятся как светлые островки среди зелено-голубого моря. Если взглянуть на город с высоты птичьего полета, то дома покажутся светлыми островками среди зелено-голубого моря.
Размеры контрольной плоскости должны быть больше подготавливаемой плоскости. Контрольная плоскость должна быть больше, чем подготавливаемая.
Сравним последние экономические показатели работников фабрики «Лайма» с предыдущими годами. Сравним последние экономические показатели работы фабрики «Лайма» с показателями, которых достигло предприятие в предыдущие годы.
Объем чистой продукции может и обычно выражается в денежном измерении. Объем чистой продукции может быть выражен и обычно выражается в денежном измерении.
Три гостиницы возникнут на пересечении с Ленинградским, Ярославским и Каширским шоссе. Три гостиницы будут построены на пересечении кольцевой дороги с Ленинградским, Ярославским и Каширским шоссе.
На Сиреневом бульваре временно запрещена остановка транспорта на участке от дома 62 до 16-й Парковой улицы. На Сиреневом бульваре временно запрещена остановка транспорта на участке от дома 62 до пересечения с 16-й Парковой.
Когда-то развлекательные фильмы собирали зрителей, равных огромному залу Дворца съездов. Когда-то развлекательные фильмы собирали так много зрителей, что они могли бы заполнить огромный зал Дворца съездов.
В одном из концертов я дирижировал программой из произведений С. Прокофьева – исполнялась Классическая симфония и оратория «Иван Грозный». В одном из концертов я дирижировал оркестром, исполнявшим Классическую симфонию и ораторию «Иван Грозный» С.Прокофьева.
Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам. Белки злаков по биологической ценности уступают белкам как продуктов животноводства, так и зернобобовых культур.
Коллектив Солнцевского отделения полиции является лучшим отделением полиции в районе. Солнцевское отделение полиции – лучшее в районе.

Задание 11. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 года погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

 

Задание 12. Укажите логические ошибки в речи, абсурдность высказывания, возникшие в результате неправильного словоупотребления, нарушения лексической сочетаемости, пропуска слов. Исправьте предложения.

 

1.Наша индустрия почти догнала уровень США по количеству выпускаемых изделий. 2. Взаимодействие ПТУ с другим обучением изучается социологами. 3. Прошу обеспечить моих родителей, проживающих на территории совхоза, кормами и сеном. 4. Для домашних насекомых в магазине ничего нет. 5. На фабрику требуются два рабочих: один для начинки, другой для обертки. 6. Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей. 7. День рождения начнется в три часа. 8. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить. 9. Продавцы в синих безрукавках, форменных юбках, пиджаках, все как один смуглолицые и черноусые, не могли не восхищать клиентов.

 

Задание 13. Сравните предложения, проанализируйте стилистическую правку.

 

Вступил в строй действующих предприятий завод термопластоавтоматов. Вступил в строй завод термопластоавтоматов.
Побывали мы и у памятника-монумента. Он поразил нас величиной и своим величием. Побывали мы и у монумента, который поразил нас своим величием.
Важное место в жизни студентов занимают занятия в кружках художественной самодеятельности. Итогом их годовой деятельности являются смотры художественной самодеятельности. Многие студенты занимаются в кружках художественной самодеятельности. На ежегодных смотрах-конкурсах они показывают свое искусство.
Общежитие – дом, в котором многие студенты живут пять долгих лет. Какой будет эта жизнь - зависит от самих жителей общежития. Общежитие для многих студентов становится домом на целых пять лет! Какой будет жизнь в этом доме – зависит от них самих.
Работая в архиве, знакомишься с правилами архивной работы, испытываешь наслаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами. Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.
В ряде регионов страны в конце ХV111 в. – к ним относятся Урал, Причерноморье и Южная Украина – начала развиваться промышленная индустрия по добыче угля. В конце ХV111века на Урале, в Причерноморье и Южной Украине начала развиваться угольная промышленность.
Комплекс нерешенных проблем надо решать комплексно. Все проблемы надо решать параллельно (одновременно).

 

Задание 14. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм). Отредактируйте предложения.

1.Направление развития экономики в ХХ веке и у нас, и на Западе, приняло ложное направление. 2. Вспашка под сахарную свеклу проводится тракторными плугами, и лучшая по качеству вспашка достигается тракторными плугами с предплужниками, так что в настоящее время пашут под свеклу плугами П-5-35 с предплужниками. 3. Сегодня у нас в гостях гость из Новосибирска. 4. Он был настолько болезненный, что постоянно простуживался и болел. 5. Мы перед принятием решительных решений. 6. Сложилось странное положение: согласно этому соглашению мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не показывали и показать не сможем. 7. Хочу коснуться еще одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 8. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг. 9. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир. 10. Дело в том, что раньше в добрых делах нашего отдела, в его починах и начинаниях участвовали все. Теперь совсем другое дело. 11. Минувшей осенью в прошлом году никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, опередив сильнейших асов водной дорожки. 12. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 13. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единый монолит. 14. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье. 15. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения.

 

Задание 15. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (за справками обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка)

Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение, хронометраж времени, патриот свой родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот, демобилизация из армии.

Задание 16.Укажите разные виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.

 

1.Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 2. Спортсмены университета не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам в типографию. Издательское дело он начал постигать с самых начальных азов. 4. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 5. Развивается автоматизм, но это автоматизм сознательный, где каждым движением оператора управляет ум, интеллект, мастерство. 6. В июне уровень выполнения заказов снизился до 96%, а в июле еще ниже – до 95%. 7. Юноша научился уважать труд, честно трудиться, дорожить рабочим временем, любить технику, машину. 8. Лично я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 9. В своем ответном слове выступавший подчеркнул: «Лично мне вдвойне приятно получать награды, когда они вручаются при широкой аудитории людей». 10. Андрей вернулся назад и, энергично жестикулируя руками, громко воскликнул: «Кто из соперников будет вашим основным конкурентом?» 11. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара. 12. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 13. Помещение таких больных в обычные больничные отделения для незаразных заболеваний строго воспрещается. 14. Герой целеустремленно стремится к своей намеченной цели. 15. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 16. Наша страна, которая еще недавно была передовым авангардом всемирного движения за мир, не может урегулировать кровопролитие на Северном Кавказе. 17. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу.

 

Читайте также:

lektsia.com

Вариант 5

Задание 1. Расставить ударения в словах

Апостроф, деспотия, завсегдатай, мастерски, предвосхитить

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Аморфный, вотум, преамбула, сноб, харизма

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Уверенность в свои силы; причинить укус; абонент на концерты; массовое количество беженцев; уточнять о затратах.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

  1. В искусстве танца умение декламировать, выполнять сложные па всегда будет оценено зрителями.

  2. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей.

  3. Во вступлении к книге автор обосновал свой подход и коротко изложил постфактум.

  4. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

  5. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

  6. При этом он испытал нетерпимую душевную боль.

  7. Несмотря на достижения нашего отдела, никто не торопится петь нам фимиамы.

  8. Ученые описали более пятиста языков бесписьменных народов.

  9. Данные факты говорят за возможность эффективного использования морских водорослей.

  10. А.С. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

  11. Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

  12. Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана, я буду век ему верна».

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Свитер, штабель, маклер, офицер, трактор

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

563, три тысячи семьсот пятьдесят второй

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Перечислите основные виды словарей. Какие стилистические пометы используются в толковых словарях и как они записываются?

Вариант 6

Задание 1. Расставить ударения в словах

Арест, добыча, заговор, мастерский, премирование

Задание 2. Выписать из толкового словаря лексические значения следующих слов

Альянс, баталист, конгломерат, приоритет, фамильярный

Задание 3. Перепишите словосочетания, исправляя нарушения норм сочетаемости

Одержать первенство; подростки занимаются преступлениями; озабочен о сроках; получить отклики с областей; тема о счастье народа.

Задание 4. Перепишите предложения. Найдите в приведенных предложениях речевые ошибки и исправьте предложения.

  1. Железобетонная конвенция была установлена у причала Сочинского порта.

  2. Продается пожилой дом.

  3. Догматическое мировоззрение лучше всего характеризует истинного приверженца научных взглядов.

  4. Директор поздравил всех сотрудниц – женщин с праздником.

  5. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов.

  6. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить.

  7. Его главная ахиллесова пята – неумение огранизовать свой день.

  8. На чемпионате мира по художественной гимнастике весь пьедестал почета был наш: трое спортсменок получили серебряную, золотую и бронзовую медали.

  9. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалек к истине.

  10. М.Ю. Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

  11. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

  12. Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время работы над дипломом.

Задание 5. Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных.

Лектор, токарь, торт, верх, выбор

Задание 6. Просклоняйте приведенные числительные.

724, тысяча пятьсот семьдесят третий

Задание 7. Ответьте письменно на вопрос

Дайте характеристику научному стилю. В каких жанрах он реализуется?

studfiles.net


.