Плавание. Его оздоровительное и прикладное значение. Прикладное значение плавания


ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ. — Мегаобучалка

В знойные летние дни сотни тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, кото­рый бы не испытывал летом наслаждения от освежаю­щего, бодрящего купания. И конечно, особое удоволь­ствие получает тот, кто плавает уверенно.

Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Уме­ние плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятель­ность связана с водной средой, — работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Воору­женных сил. Во время Великой Отечественной войны советским воинам приходилось под огнем неприя­теля преодолевать неприступные водные преграды. Вла­дея прикладными способами плавания, они успешно выполняли сложные задания.

Вода — целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для не уме­ющих держаться на воде. Как правило, несчастные случаи на воде происходят в результате незнания эле­ментарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Примеры нарушения правил поведения у воды: дети, купающиеся без присмотра родителей; взрослые, беззаботно купаю­щиеся в незнакомых местах, заплывающие далеко от берега. Ведь достаточно человеку, не умеющему уверен­но держаться на воде, неожиданно попасть в яму на дне или в сильное течение, как он может потерять само­обладание, захлебнуться и утонуть.

Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ТЕХНИК ПЛАВАНИЯ.

Брасс.

Брасс характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами. В отличие от дельфина весь цикл движений руками осуществляется в воде.

По скоростным показателям брасс занимает последнее место среди спортивных способов плавания, зато он имеет самое большое значение в прикладном плавании, поскольку позволяет спортсмену плыть бесшумно, хорошо просматривать пространство над водой, преодолевать огромные расстояния. Брасс применяется также при плавании под водой.

В соревнованиях по плаванию брасс применяется на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (третий отрезок 50 или 100 м) и на втором этапе комбинированной эстафеты 4х100 м. Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения руками, одного движения ногами, одного вдоха и одного выдоха в воду.

 

Кроль на груди.

При плавании кролем на груди пловец продвигается вперед при помощи поочередных гребков руками и движений ногами вверх-вниз. После гребка пловец вынимает руку из воды и проносит ее вперед по воздуху. Движения руками обеспечивают основную тягу, движения ногами помогают поддерживать более высокое положение тела в воде, а также способствуют продвижению вперед. Вдох делается при повороте головы в сторону.

Кроль на груди - наиболее быстрый способ плавания. Он всегда используется на соревнованиях, когда правила разрешают плавать вольным стилем. В олимпийской программе вольному стилю отводится 13 номеров: дистанции 50, 100, 200, 400 м и эстафета 4 х 100 м для женщин и мужчин, дистанция 800 м для женщин, дистанция 1500 м и эстафета 4 х 200 м для мужчин. Кроль применяется на последних этапах комбинированных эстафет и дистанций комплексного плавания.

 

Кроль на спине.

В период начального обучения плаванию детей и взрослых кроль на спине, как правило, изучают одновременно с кролем на груди. Причем большинство не умеющих плавать скорее осваивает кроль на спине. Это происходит потому, что при плавании на спине не надо делать выдох в воду – наиболее сложный для начинающих элемент техники плавания.

При плавании кролем на спине пловец лежит на поверхности воды почти горизонтально, затылок погружен в воду. Вперед он продвигается при помощи поочередных гребков правой и левой рукой и попеременных движений ногами сверху вниз и снизу вверх. Закончив гребок, рука выходит из воды и проносится вперед по воздуху. На выполнение одного цикла движений приходится 2 гребка руками, 6 движений ногами, вдох и выдох.

В олимпийской программе данному способу плавания на спине отводится 4 номера: дистанции 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, способ плавания на спине применяется на первом этапе эстафеты 4 х 100 м комбинированной и на вторых этапах комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м. Квалифицированные спортсмены используют в этих заплывах кроль на спине как наиболее рациональную разновидность техники плавания данным способом.

 

Баттерфляй.

Способу плавания баттерфляй в олимпийской программе отводятся 6 номеров: дистанции 50, 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, этот способ плавания применяется на первом этапе комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м и на третьем этапе эстафеты 4 х 100 м комбинированная. Пловцы применяют в этих заплывах наиболее скоростную разновидность плавания баттерфляем - дельфин.

Характерной особенностью техники плавания способом дельфин являются движения ногами в вертикальной плоскости вверх и вниз (наподобие движений дельфиньего хвоста). Движения ногами, как того требуют правила соревнований, должны быть одновременными и симметричными. Это же требование относится к движениям руками.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заканчивая работу над рефератом, представляется необходимым подвести итоги и сделать ряд выводов.

Плавание известно человеку с древнейших времен: найденные при раскопках изображения людей, плывущих способами, похожими на кроль и брасс, относятся к 4-му тысячелетию до н.э. Плавание развивает мышечную систему, подвижность в суставах, совершенствует координацию движений, укрепляет нервную систему, улучшает обмен веществ, расширяет функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Различают оздоровительное, спортивное и прикладное плавание.

Оздоровительное плавание – одна из форм массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. Систематические занятия плаванием оказывают закаливающее действие, способствуют профилактике респираторных заболеваний, совершенствованию физического развития. Оздоровительным плаванием можно заниматься в группах здоровья, создаваемых на спортивных базах, в учебных заведениях, в индивидуальном порядке.

Спортивное плавание - один их самых массовых видов спорта. Обучение спортивному плаванию следует начинать с 5 лет, с 9 лет разрешается участвовать в соревнованиях.

В прикладных целях плавание используется при преодолении водных преград, в усложненных условиях (холодная вода, волны, сильное течение, плавание в одежде, с предметами и др), спасение тонущих и др.

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Белиц-Гейтман С.В. Мы учимся плавать. – М.: Просвящение, 1987.

2. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-общественника. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

3. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983.

4. Погребной А.И., Маряничева И.Г. О некоторых принципах обучения плаванию. // Теория и практика физической культуры. 1999. №3.

5. Фирсов З.П. Плавание для всех. М., 1983.

megaobuchalka.ru

Прикладное значение плавания

В знойные летние дни сотни тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, который бы не испытывал летом наслаждения от освежающего, бодрящего купания. И конечно, особое удовольствие получает тот, кто плавает уверенно.

Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой, — работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Вооруженных сил. Во время Великой Отечественной войны советским воинам приходилось под огнем неприятеля преодолевать неприступные водные преграды. Владея прикладными способами плавания, они успешно выполняли сложные задания.

Вода — целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для не умеющих держаться на воде. Как правило, несчастные случаи на воде происходят в результате незнания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Примеры нарушения правил поведения у воды: дети, купающиеся без присмотра родителей; взрослые, беззаботно купающиеся в незнакомых местах, заплывающие далеко от берега. Ведь достаточно человеку, не умеющему уверенно держаться на воде, неожиданно попасть в яму на дне или в сильное течение, как он может потерять самообладание, захлебнуться и утонуть.

Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

www.apxu.ru

Плавание. Его оздоровительное и прикладное значение — реферат

Плавание. Его  оздоровительное и прикладное значение.

 

Содержание 2

1.О плавании 3

2. Общая характеристика отдельных техник плавания 3

3. Специфические особенности  плавания 6

4. Оздоровительное  значение плавания 8

5. Прикладное значение  плавания 11

Заключение 12

Список  используемой литературы 13  

                           

  «Он не умеет ни читать, ни плавать», — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.

    Умение  плавать относится к числу  жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших  средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных  учебных заведений.

    Плавание  состоит из четырех разделов, которые  получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания.

    В настоящее время в спортивном плавании применяются следующие  способы: кроль на груди, кроль на спине, брасс и баттерфляй. Эти  способы условно делятся на две  группы: способы с попеременными  движениями руками и ногами (кроль  на груди и кроль на спине) и  с одновременными движениями руками и ногами (брасс и баттерфляй (дельфин)). Способ на боку, утративший свое спортивное значение, применяется во время начального обучения. Он с успехом используется также в прикладном плавании и  в игре в водное поло.

    Брасс.

    Брасс характеризуется одновременными и  симметричными движениями руками и  ногами. В отличие от дельфина весь цикл движений руками осуществляется в воде.

    По  скоростным показателям брасс занимает последнее место среди спортивных способов плавания, зато он имеет самое  большое значение в прикладном плавании, поскольку позволяет спортсмену плыть бесшумно, хорошо просматривать пространство над водой, преодолевать огромные расстояния. Брасс применяется также при плавании под водой.

    В соревнованиях по плаванию брасс  применяется на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (третий отрезок 50 или 100 м) и  на втором этапе комбинированной  эстафеты 4на100 м. Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения руками, одного движения ногами, одного вдоха и одного выдоха в  воду.

    Кроль на груди.

    При плавании кролем на груди пловец продвигается вперед при помощи поочередных гребков  руками и движений ногами вверх-вниз. После гребка пловец вынимает руку из воды и проносит ее вперед по воздуху. Движения  руками обеспечивают основную тягу, движения ногами помогают поддерживать более высокое положение тела в воде, а также способствуют продвижению  вперед. Вдох делается при повороте головы в сторону.

    Кроль на груди - наиболее быстрый способ плавания. Он всегда используется на соревнованиях, когда правила разрешают плавать  вольным стилем. В олимпийской  программе вольному стилю отводится 13 номеров: дистанции 50, 100, 200, 400 м и  эстафета 4 на 100 м для женщин и  мужчин, дистанция 800 м для женщин, дистанция 1500 м и эстафета 4 на 200 м для мужчин. Кроль применяется  на последних этапах комбинированных  эстафет и дистанций комплексного плавания.

    Кроль на спине.

    В период начального обучения плаванию детей и взрослых кроль на спине, как правило, изучают одновременно с кролем на груди. Причем большинство не умеющих плавать скорее осваивает кроль на спине. Это происходит потому, что при плавании на спине не надо делать выдох в воду – наиболее сложный для начинающих элемент техники плавания.

    При плавании кролем на спине пловец лежит  на поверхности воды почти горизонтально, затылок погружен в воду. Вперед он продвигается при помощи поочередных  гребков правой и левой рукой  и попеременных движений ногами сверху вниз и снизу вверх. Закончив гребок, рука выходит из воды и проносится вперед по воздуху. На выполнение одного цикла движений приходится 2 гребка руками, 6 движений ногами, вдох   и выдох.

    В олимпийской программе данному  способу плавания на спине отводится 4 номера: дистанции 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, способ плавания на спине применяется на первом этапе  эстафеты 4 х 100 м комбинированной  и на вторых этапах комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м. Квалифицированные спортсмены используют в этих заплывах кроль на спине как наиболее рациональную разновидность техники плавания данным способом.

    Баттерфляй.

    Способу плавания баттерфляй в олимпийской  программе отводятся 6 номеров: дистанции 50, 100 и 200 м для женщин и мужчин. Кроме того, этот способ плавания применяется  на первом этапе комплексного плавания на дистанциях 200 и 400 м и на третьем  этапе эстафеты 4 на 100 м комбинированная. Пловцы применяют в этих заплывах наиболее скоростную разновидность плавания баттерфляем - дельфин.

    Характерной особенностью техники плавания способом дельфин являются движения ногами в  вертикальной плоскости вверх и  вниз (наподобие движений дельфиньего  хвоста). Движения ногами, как того требуют  правила соревнований, должны быть одновременными и симметричными. Это  же требование относится к движениям  руками.

    Плавание  является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей  стране, так и за рубежом.

    Специфические особенности плавания связаны с  двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны  на него воздействуют физические упражнения, с другой  водная среда.

    Эти особенности так же обусловлены  и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой,  теплоемкостью. К тому же, при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении.

    Воздействие воды на организм начинается  с кожи, поверхность которой, как известно 1,5-2 м2. Омывая тело пловца, вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того,  кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов. Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты.

    При плавании основная мышечная работа затрачивается  не на удержание человека на воде, а  на преодоление силы лобового сопротивления.

    Расход  энергии при плавании на различные  дистанции зависит от их длины  и мощности работы.  На дистанциях  100-1500 м он составляет в среднем от 100 до 500 к/кал.

    Давление  воды препятствует выполнению вдоха, а  при выдохе в воду приходится  преодолевать  ее сопротивление, что  приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый  автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением  длительности дыхательного цикла, увеличением  частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость  легких.

    Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость.

    Теплоемкость  воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда  человек находится в  воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с  чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса  в организме. Вследствие этого совершенствуются механизмы, обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза.

    И, конечно же, анализируя физиологические  изменения при плавании и его  влияние на организм нужно сказать  о двигательной деятельности пловца.

    Она определяется горизонтальным положением тела, большим сопротивлением движению, выработкой специфических двигательных автоматизмов и новых координации  движений, строгой последовательностью  работы отдельных мышечных групп, включением в работу преимущественного мышц рук и плечевого пояса (до 70 %) и  ног при плавании брассом.  Под  влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц. При плавании основные мышечные группы выполняют  динамическую работу и в зависимости  от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так  и в анаэробных условиях.

    Кроме того, горизонтальное положение тела при плавании облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции  суставов.

    Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается  даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа  после занятия  состав крови фактически достигает  нормального уровня. Однако уровень  форменных элементов крови при  регулярных занятиях повышается длительное  время.

    Плавание  является прекрасным средством закаливания  и повышения стойкости организма  к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой  теплопроводностью, чем и объясняется  её сильное закаливающее воздействие.

    Пребывание  в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению  температур.

    Занятия плаванием особенно полезны для  детей и подростков, поскольку  содействуют развитию сердечнососудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.

    Плавание  спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические  занятия плаванием и специальная  гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют  не только мышцы рук и ног, но также  мышцы туловища, что особенно важно  для форматирования правильной осанки у детей и подростков.

    Благодаря симметричным движениям и горизонтальному  положению туловища, разгружающему  позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим  такие нарушения в осанке, как  сутулость, сколиоз, кифоз.

    Непрерывная работа ног в быстром темпе  с постоянным преодолением сопротивления  воды, выполняемая в без опорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У классных пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока и они могут оттянуть носки почти как балерина.

    Плавание  — аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.

    Занятия плаванием укрепляют аппарат  внешнего дыхания, увеличивают жизненную  ёмкость лёгких и объём грудной  клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.

    Занятия плаванием, изучение техники спортивных способов как никакой другой вид  физических упражнений тренирует правильный вид дыхания. Невозможно плыть кролем и брасом, не делая короткого глубокого  вздоха и длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук. Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует  устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.

student.zoomru.ru

Зимнее плавание и его прикладное значение

В профилактике заболеваний важное место занимает закаливание. Зимнее плавание – частный случай закаливания, высшая его форма. По пути к нему человек проходит промежуточные ступени закаливания – солнечные, воздушные и водные процедуры, купания в прохладной и холодной воде. Сами по себе эти процедуры уже приносят немалую пользу здоровью.

Закаливание холодом имеет важное практическое значение для северных районов и средней полосы нашей страны, поскольку около 80% времени в году в этих регионах преобладают погодные условия с отрицательным теплобалансом, когда человек не получает тепло из внешней среды, а отдаёт его.

Совершенно определённо можно сказать, что абсолютных противопоказаний к закаливанию вообще и зимнему плаванию в частности не существует.

Советы начинающим. Основными принципами закаливания холодом являются:

  1. Строгая систематичность ( регулярность, непрерывность ) занятий с целью поддержания и сохранения тренированности.

  2. Постепенное увеличение физических и холодовых нагрузок по времени, форме и сложности выполнения.

  3. Комплексное использование и правильная дозировка физических и холодовых нагрузок с учётом индивидуальных особенностей.

Преодоление психологического барьера. Каждый человек, вступающий в секцию зимнего плавания, решает непростые вопросы: “ А смогу ли я, хватит ли у меня для этого воли, мужества, самодисциплины и, главное, здоровья? ”

О своих волевых качествах человек, разумеется, должен судить сам. Заметим только, что в хорошем, дружном коллективе эти вопросы решаются легко и просто. Доброжелательное отношение к новичкам, поддержка и добрые советы наиболее опытных товарищей, привлекательность самих занятий – всё это помогает преодолеть вполне естественные чувства неуверенности и сомнений.

Для закалённых людей каждое купание – это маленький праздник, а перед праздником люди всегда немного взволнованы. Волнение сопровождается небольшим учащением пульса, дыхания, повышением кровяного давления. Эти явления возникают до погружения в прорубь, в проруби немного усиливаются за счёт лёгкого стресса и дополнительной физической нагрузки, вызванной плаванием.

Закаливание лучше всего начинать в летний период ( купаться в открытых водоёмах, принимать прхладный душ ). Тогда вода в сентябре вам не покажется столь холодной; а в ноябре – столь страшной. И вы наверняка сможете купаться зимой.

При закаливании холодом большое значение имеет психологический настрой. Выйдешь на улицу в плавках, а на дворе мороз, ветер. Съёжишься вначале, захочется поменьше стать, а себе внушаешь: “не так уж и холодно”… и бодро бежишь намеченную дистанцию. Пробежал с километр – стало тепло. Через некоторое время выкупался в проруби – и в раздевалку. Пока идёшь к ней, тело словно огнём горит. Сильные ощущения!

Определение степени закалённости. Чтобы правильно назначить холодовую нагрузку, нужно знать степень закалённости занимающегося. Для её определения точных методов пока нет, но известны различные приближённые способы, которые дают ориентир.

Учёными установлено, что температура различных участков кожи после купания в ледяной воде понижается по сравнению с нормальной на 6,2 – 9,7О (см. таблицу)

Участок кожи

До купания

После купания

Разница

Стопа

Голень

Бедро

Грудь

Кисть

Предплечье

Плечо

27,4

30,0

29,1

30,5

26,5

30,5

29,6

20,2

23,8

20,7

20,8

19,7

24,0

22,6

7,2

6,2

8,4

9,7

6,8

6,5

7,0

Восстановление температуры до исходной у менее закалённых людей происходит через 15 – 17, у более закалённых – через 8-10 минут. Таков один из способов определения степени закалённости “моржей”.

Дозирование холодовой нагрузки. В практике зимнего плавания продолжительность купаний часто устанавливается на основании субъективных ощущений. Но этого недостаточно, необходим более надёжный, объективный показатель холодовых нагрузок, учитывающий в первую очередь температуру воды и продолжительность плавания.

Существует ряд методик для определения продолжительности воздушных и водных процедур по заданной холодовой нагрузке при различных значениях температуры воды и воздуха. Одна из них разработана Г. Д. Латышевым и В. Г. Бокшей. Под холодовой нагрузкой они понимают разность между теплоотдачей и теплопродукцией тела, выражаемую в килокалориях (ккал)2. Холодовая нагрузка – та часть теплоотдачи, которая, не успевая компенсироваться теплопродукцией за время холодового воздействия, непосредственно оказывает влияние на закаливание, тренируя систему терморегуляции.

Для здоровых людей установлены следующие режимы закаливания водой и воздухом: малая холодовая нагрузка – 5-20 ккал, средняя – 25-35, большая – 40-50, максимальная – 55-65, предельная – 70-100 ккал.

Продолжительность плавания в зависимости от установленной величины холодовой нагрузки может быть определена с помощью специальной таблицы ( см. книгу А.Н. Колгушкина “ПУТЬ К ЗИМНЕМУ ПЛАВАНИЮ” - М.: Физкультура и спорт , 1983 г. ).

Правильное определение холодовой нагрузки – один из наиболее сложных и важных вопросов, решающим образом влияющих на усех закаливания. Одна и та же холодовая нагрузка одному может прибавить бодрости, а другого свалить с ног.

В среднем оптимальными считаются купания через день – за это время восстанавливается способность организма принимать новые холодовые нагрузки.

Прикладное значение зимнего плавания. Закаливание имеет важное значение для людей, профессии которых связаны с длительным пребыванием на холоде или в условиях резко меняющихся температур.

Работа заготовителей и сплавщиков древесины в северных широтах; круглогодичный промысловый лов рыбы и морского зверя в морях Северного бассейна требуют от человека большого напряжения и крепкого здоровья.

Зимнее плавание имеет большое значение для людей, работающих на ледяных просторах антарктиды и в дрейфующих льдах Арктики, то есть в местах, мало приспособленных для жизни человека, требующих от него хорошей физической и волевой закалки.

Работа в высокогорье ( прокладка дорог, тоннелей, линий связи, строительство метеорологических и астрономических обсерваторий и станций, альпийских баз и так далее ) связана с преодолением крутых склонов, ледников, каньонов, ущелий, перевалов в условиях пониженного атмосферного давления, при резком колебании дневной и ночной температуры, сильных ветрах, сухом воздухе, повышенной ультрафиолетовой радиации и электризации атмосферы. Всё это требует особой подготовки и закалённости. Использование высших форм закаливания способствует подготовке организма для работы в условиях высокогорья.

Закалка жизненно необходима людям, осваивающим природные богатства в северных районах нашей страны: строителям, учёным и т.д., а также пограничникам, работникам милиции, верхолазам, водолазам, охотникам, спасателям, геологам, спортсменам.

Общение с ледяной водой актифизирует все физиологические процессы, повышает жизненную активность организма.

Закаливание ледяной водой способствует предупреждению простудных, инфекционных ( особенно гриппа ) и многих других заболеваний, является эффективным средством укрепления и активизации защитных сил организма, улучшает процессы жизнедеятельности организма, стимулирует обмен веществ, улучшает сон и аппетит.

Доказано, что ледяная вода играет большую роль в профилактике преждевременного старения.

Зимнее плавание несёт большой эмоциональный заряд. Оно даёт радостное ощущение победы человека над природой, оптимизм, бодрость и душевное равновесие, эмоциональный подъём, хорошее настроение, способствует общению людей и созданию гармонически развитой личности.

studfiles.net

Прикладное значение плавания - Культура

В знойные летние дни сотни тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, который бы не испытывал летом наслаждения от освежающего, бодрящего купания. И конечно, особое удовольствие получает тот, кто плавает уверенно.

Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой, — работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Вооруженных сил. Во время Великой Отечественной войны советским воинам приходилось под огнем неприятеля преодолевать неприступные водные преграды. Владея прикладными способами плавания, они успешно выполняли сложные задания.

Вода — целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для не умеющих держаться на воде. Как правило, несчастные случаи на воде происходят в результате незнания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Примеры нарушения правил поведения у воды: дети, купающиеся без присмотра родителей; взрослые, беззаботно купающиеся в незнакомых местах, заплывающие далеко от берега. Ведь достаточно человеку, не умеющему уверенно держаться на воде, неожиданно попасть в яму на дне или в сильное течение, как он может потерять самообладание, захлебнуться и утонуть.

Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

Спортивное плавание зародилось на рубеже XV—XVI вв. Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Вене­ции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию тех­ники способов плавания, росту скоростей плавания.

Первые школы плавания появились во второй половине XVIII в. в Германии, Австро-Венгрии, Франции.

К концу XIX в. плавание приобрело большую популярность как вид спорта.

Первые официально зарегистрированные спортивные состя­зания пловцов по первым в истории «Правилам проведения со­стязаний пловцов на специальные призы» были организованы в Инженерном корпусе русской армии в начале 30-х годов XIX в. В те годы в Первой и Второй саперных бригадах этого корпуса были созданы специальные плавательные команды.

В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов — «Ассоциация любителей спортивного плавания Англии».

Вслед за Россией и Великобританией соревнования по пла­ванию стали проводиться и в других европейских странах. Так, на протяжении двух последних десятилетий XIX в. появились спортивные организации по плаванию в Швеции (1882 г.), Гер­мании и Венгрии (1886 г.), Франции (1887 г.), Голландии и США (1888 г.), Новой Зеландии (1890 г.), Италии и Австрии (1899 г.) и в других странах.

В 1889 г. в Будапеште состоялась первая крупная междуна­родная встреча по плаванию с участием спортсменов несколь­ких европейских стран. После этого международные соревно­вания пловцов стали проводиться ежегодно — поочередно в различных странах Европы. Большинство из них проходило в специально сооруженных плавательных бассейнах самых раз­личных размеров, поэтому программа соревнований включала тогда разные дистанции — от 50 до 2000 м, выбираемые каж­дой страной, исходя из местных условий. Единых «междуна­родных» дистанций не было.

В конце XIX столетия спортивное плавание включено в про­грамму Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из за­плывов «вольным стилем».

В 1900 г., на II Олимпиаде, в программу соревнований вклю­чено плавание на спине. В этот период плавали в основном пе­ревернутым брассом.

В 1904 г. в самостоятельный способ выделен способ плава­ния брасс.

Международные соревнования до 1908 г. проводились без унифицированных правил. Постоянной регистрации мировых рекордов не было. Программа Олимпийских игр изменялась по желанию страны-организатора. Летом 1908 г. по инициати­ве старейшей в мире национальной «Ассоциации любителей спортивного плавания Англии» и ее президента адвоката Геор­га Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций восьми европейских стран (Вели­кобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании Всемирной спортивной организации по плаванию (ФИНА), ко­торая разработала единые правила проведения соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, вклю­чая Олимпийские игры. Регулярное проведение соревнований способствовало совершенствованию техники спортивного пла­вания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов. Сегодня ФИНА — одна из самых многочисленных международных организаций, насчитывающих более 100 стран-участниц. Проводятся Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты континентов, национальные первенства. Офици­ально признаны в качестве спортивных способов кроль на гру­ди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

В нашей стране разработана, функционирует и периодичес­ки обновляется Единая спортивная классификация, определя­ющая нормативы и требования к присвоению спортивных разрядов и спортивных званий.

Плавание — один из наиболее массовых видов спорта.

«Плавать раньше, чем ходить»

В настоящее время становится широко распространенным девиз: «Плавать раньше, чем ходить». Стали появляться груп­пы по обучению детей первого года жизни плаванию при детс­ких поликлиниках, в дошкольных учреждениях. Определен­ная часть родителей обучает малышей в домашних условиях. Вместе с тем возникает целый ряд сложностей, связанных с особенностями плавания в данном возрасте.

Начинать занятия рекомендуется не позднее чем с трех­недельного возраста. Это обусловлено тем, что к данному возра­сту не успевает угаснуть врожденный плавательный рефлекс.

Если ребенок здоров и есть разрешение врача (а с ним нужно обязательно посоветоваться), можно приступать к занятиям, которые должны проводиться 5-6 раз в неделю.

Домашнюю ванну перед началом занятий надо тщательно подготовить. Для этого ванная комната проветривается, сама ванна обрабатывается дезинфицирующими моющими средства­ми, щеткой, дважды ополаскивается горячей водой. Дезинфи­цируются также все игрушки и инвентарь, который будет необ­ходим для проведения занятия. Температура воды в ванне не должна быть ниже 37° и выше 39° С. Температуру на протяже­нии всего занятия необходимо поддерживать на данном уровне, осторожно подливая горячей воды. Вода должна быть абсолютно чистой и пригодной для питья. Такая вода не будет опасной при попадании ее в глаза и уши ребенка.

Занятия лучше проводить в одни и те же часы. Они строятся таким образом, чтобы каждый урок плавания вызывал у ребен­ка положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересо­ванность в пребывании в воде. В то же время нужно быть очень осторожным, чтобы не вызвать отрицательных эмоций – страха, плача, капризов и прочего — в таком состоянии занятие про­водить не следует.

Во время занятий с ребенком следует постоянно разговари­вать, ласково с любовью повторять поощрительные слова: «Мо­лодец!», «Какой хороший мальчик!..» (девочка), «Греби ручками... Двигай ножками!..» и т. д.

Еще лучше, если во время занятия будет звучать тихая ме­лодия.

На протяжении всего сеанса следует наблюдать за состояни­ем ребенка, не допускать перегрузок и переохлаждения. Признаками утомления могут быть: вялость в движениях, нежелание выполнять упражнения, капризы, плач и т. д. При появлении гусиной кожи, озноба, синевы кожных покровов нужно немедленно прекратить занятие.

В течение всего периода обучения, а он продолжается один год, необходимо систематически показывать ребенка врачу.

Для проведения занятий нужны:

- песочные часы;

- термометр;

- кувшин, ведерко или ковш;

- разноцветные плавающие игрушки;

- яркие тонущие игрушки;

- вспомогательные надувные нарукавники;

- чепчик с вшитыми пенопластовыми кубиками и двумя длинными тесемками.

Перед началом плавания ребенку рекомендуется сделать лег­кий массаж и малоинтенсивные гимнастические упражнения. При выполнении массажа в основном применяются приемы по­глаживания и растирания поверхности тела, легкие разминания мышц. После такой разминки, перед началом водной процеду­ры, надо дать ребенку возможность отдохнуть одну-две минуты.

Курс обучения, как правило, рассчитан на весь первый год жизни ребенка.

В течение первого месяца выполняются упражнения с под­держками: покачивания, проводки, погружения.

Поддержки выполняются следующим образом.

Первая поддержка – «солдатиком». Уложив ребенка на спи­ну, левую ладонь подвести под затылок малыша, правой рукой обхватить область таза. В таком положении удобно выполнять покачивания, переводя ребенка из горизонтального положения в вертикальное и наоборот.

Вторая поддержка – «двойной замок». Ребенок находится в положении на спине. Обе ладони подводятся под спину малыша, большие пальцы рук, как замком, обхватывают сверху плечи ребенка. В таком положении удобно проводить покачи­вания в стороны.

Третий способ поддержки – «двойной замок с поддержкой под грудь и подбородок». Ребенок находится в положении на груди. Положить ребенка лицом к себе, подвести ладони под его грудь, большими пальцами захватить сверху плечи и верхнюю часть спины, подбородок малыша поместить на свои запястья. В таком положении удобно выполнять покачивания – вниз-вверх, а также боковые.

На первых пяти занятиях выполняются самые простые про­водки и покачивания. На следующих пяти занятиях проводки и покачивания усложняются: выполняются «восьмерки», «зиг­заги», «винты» и т.д.

После десятого занятия используется толчковый рефлекс: ребенка подводят к краю ванны таким образом, чтобы его стопы оказались на бортике, а ноги согнутыми в коленных сус­тавах. Ребенок сам должен оттолкнуться от бортика ванны и не­много проскользить.

Примерно с 15-го занятия используется поддержка «ложка»: ладонь одной руки, сложенной «ложкой», подводится под затылок ребенка, находящегося в положении на спине. Как можно заметить, опора немного уменьшается. В дальнейшем поддержку можно выполнять пальцами, постепенно уменьшая их количество.

Примерно в это же время используется и другая поддерж­ка — «дугой». Четыре сомкнутых пальца левой руки и отведен­ный большой палец образуют изгиб, на который укладывается и слегка приподнимается подбородок ребенка.

От занятия к занятию продолжительность проводок увели­чивается.

С 20-го занятия можно приступать к выполнению погруже­ний. У детей грудного возраста есть еще врожденная способность к задержке дыхания, потому кратковременное окунание вовсе не опасно: наоборот, оно будет стимулировать активные плава­тельные движения руками и ногами.

В дальнейшем на протяжении двух месяцев выполняются проводки, погружения и скольжения. Продолжительность за­нятий увеличивается до 40 мин, температура воды может быть снижена уже до 34°С. Время поддержки постепенно уменьша­ется, сама помощь становится минимальной, на 2-5 с ребенка уже можно оставлять без поддержки, постепенно увеличивая время самостоятельного плавания. Проводки усиливаются, вслед за ними – скольжения на груди и на спине. Проводки и скольжения чередуются с погружениями в воду. Лучше выполнять погружение под команду: «Раз! Два! Три!!!». Таким образом хорошо формируется обычный условный рефлекс, го­товность ребенка к погружению. Если же он пока еще не испы­тывает большого желания выполнить погружение, не стоит торопиться, лучше продолжать проводки, скольжения и увели­чивать время самостоятельного плавания ребенка, оставляя его без поддержки уже до 30 с и более, при этом стараться, чтобы во время самостоятельного нахождения в воде (плавания) ребенок сохранял положение горизонтальной плавучести. Если тонут ноги, можно легким толчковым движением помочь им всплыть; если же тонет голова, то можно воспользоваться чепчиком с пе­нопластовыми нашивками или обычными лямками (вожжами). Это удобно не только для ребенка, но и для взрослых: не нужно наклоняться над ванной и долго находиться в таком положении.

В возрасте 3,5-4 месяцев можно уже приступать к освоению движений ногами. Для этого прежде всего необходимо исполь­зовать естественные движения ребенка; в крайнем случае взять его за стопы и активно помогать выполнять движения. Движе­ния ногами можно сочетать с активной проводкой, дальнейшим скольжением.

Не следует торопиться, если что-то не получается у ребенка. Терпеливо и очень настойчиво нужно осваивать каждое после­дующее задание. Следует учитывать, что плавание способству­ет не только совершенствованию двигательных способностей ребенка, но еще и закаливанию детского организма, оказывает разнообразные психологические воздействия.

Если ребенок нормально развивается и не болеет, можно про­должить освоение плавательных навыков. В возрасте с 4 до 6 месяцев основное внимание уделяется движениям ногами.

Когда ребенку исполнится полгода – он уже пловец со ста­жем, – последующие два-три месяца можно уделить совершен­ствованию изучаемых двигательных навыков, играм и развле­чениям, ходьбе. Он еще не может держаться вертикально на суше, но в воде – в условиях гипогравитации – может свободно совершать свои первые шагательные движения. Для того чтобы ребенок увереннее делал это, поперек ванны кладется гладкая обструганная доска, за которую малыш всегда может свободно зацепиться. Первое время ребенка можно поддерживать за голо­ву, под плечи, за обе руки. В дальнейшем помощь становится нужной все меньше и меньше. Сначала он держится за одну руку, потом – за большой надувной предмет. В дальнейшем навыку ходьбы могут способствовать гребковые движения руками, а уве­ренным движениям в воде – резиновый круг. В возрасте 7-8 ме­сяцев можно включать в программу плавания различные игры.

В дальнейшем, когда возраст ребенка приближается к году, следует особенно разнообразить движения в воде, поскольку для него исчезает привлекательность новизны плавания, появляет­ся много разнообразных и новых двигательных навыков на суше: уже в полгода он ползает, сидит, стоит, приседает и пры­гает на месте, начинает ходить. Родители с интересом начина­ют следить за успехами ребенка на суше, теряя интерес к заня­тиям в воде, а это снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков. Вместе с тем ребенок ста­новится более понятливым, способным к подражанию. Эти осо­бенности взрослые обязательно должны взять на вооружение и не ослаблять, а усиливать внимание к занятиям плаванием.

Наконец, ребенок заметно подрос, домашняя ванна стала для него мала. На этом заканчивается этап обучения плаванию в до­машних условиях. В дальнейшем можно воспользоваться усло­виями плавательного бассейна детской поликлиники, яслей или детского сада, а результатом занятий в домашних условиях ста­нут прочные гигиенические навыки, любовь к воде на всю жизнь.

Плавание в дошкольных учреждениях

Формирование умения плавать предусмотрено программой дошкольных учреждений, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста дос­таточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеничес­кими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного уч­реждения.

Задачи обучения плаванию следующие:

- содействие укреплению здоровья;

- закаливание;

- привитие гигиенических навыков пользования водой;

- адаптация к водной среде;

- расширение фонда двигательных умений и навыков;

- обучение умению держаться на воде и перемещаться с по­мощью простейших движений.

Организация обучения детей плаванию осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочета­нии с рациональным режимом активности и отдыха детей.

Наиболее удобное время проведения занятий:

- утром, до завтрака, – с 7.30 до 8.30;

- после завтрака – с 9.30 до 12.30;

- после дневного сна – с 15.30 до 16.30.

Обучение проходит в форме групповых занятий. Для каждой группы должно быть не менее двух занятий в неделю. В зависи­мости от условий группы подразделяются на несколько подгрупп, в каждой подгруппе – 6-8 человек. В старших группах число занимающихся в одной группе может составлять 10-12 человек. Продолжительность одного занятия – от 15-20 до 30 мин.

Основное содержание занятий составляют физические уп­ражнения и игры. Основной метод – игровой.

Плавание в общеобразовательной школе

Цельфизического воспитания: содействие всестороннему развитию личности.

Задачифизического воспитания:

- укрепление здоровья, содействие нормальному физичес­кому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и на­выкам;

- развитие двигательных (кондиционных и координацион­ных) способностей;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

- воспитание потребности и умения самостоятельно зани­маться физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Все перечисленные задачи физического воспитания школь­ников решаются и средствами плавания. Вместе с тем помимо указанных можно выделить группу специальных задач:

- адаптироваться к водной среде, исключить водобоязнь;

- научиться свободно держаться на воде;

- овладеть необходимым фундаментом двигательных уме­ний и навыков, нужных для последующего овладения техни­кой спортивного плавания;

- овладеть техникой спортивных способов плавания;

- овладеть техникой прикладного плавания;

- научиться оказывать первую помощь пострадавшему;

- способствовать закаливанию организма;

- воспитывать привычки личной гигиены;

- использовать плавание в системе спортивной тренировки.

Физическое воспитание школьников охватывает длительный период в жизни растущего организма. Этот период очень важен с точки зрения развития организма и воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание физического воспитания в школе регламенти­ровано программами. Программа по предмету «Физическая культура» включает плавание как базовый компонент, обяза­тельную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной шко­лы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами спо­собствуют формировании прочного фундамента двигательной сферы человека. Это особенно значимо с точки зрения законо­мерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению плаванию отводится в среднем всего по 14 ч из 68 годовых на физическую культуру. Там, где есть условия для проведения плавания, приступать к обучению можно с первого класса.

Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых для обучения плаванию, при умелой организации и эффективном их использовании можно успешно решить поставленные задачи.

Учитывая климатические условия и экологическую обста­новку в большинстве регионов Российской Федерации, обуче­ние плаванию следует проводить в крытых плавательных бассейнах.

В содержание учебного материала включены: подготовитель­ные упражнения для освоения с водой, спортивные способы плавания, элементы прикладного плавания, упражнения для воспитания физических качеств – по сути, все, что в своей основе составляет предмет плавания. Как показывают практика и данные специальных исследований, школьники проявляют большой интерес к занятиям плаванием.

student2.ru

Оздоровительное, прикладное, спортивное значение плавания, и влияние его на организм человека

Стр 1 из 22Следующая ⇒

Лекция 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

1. Оздоровительное, прикладное, спортивное значение плавания, и влияние его на организм человека.

2. Классификация спортивных видов.

3. История развития плавания.

Оздоровительное, прикладное, спортивное значение плавания, и влияние его на организм человека

Плавание - один из самых популярных видов спорта. Почти во всех странах мира проводятся национальные первенства по этому виду спорта. Организуются первенства и чемпионаты мира по плаванию.

По числу золотых медалей, разыгрываемых на олимпийских играх, плавание находится на втором месте после легкой атлетики. В нем разыгрывается 26 медалей.

Плавание является неотъемлемой частью подготовки спортсмена в водном поло, подводном спорте, синхронном плавании, прыжках в воду, современном пятиборье, гребле, парусном спорте, парашютном и ряде других.

Для понимания воздействия физических упражнений в воде на человеческий организм и правильного их применения необходимо знать специфические особенности плавания.

Первая в них заключается в том, что человек находится и производит движения в необычной для себя среде - воде, свойства которой (теплоемкость, теплопроводимость, вязкость, плотность и др.) во многом определяют характер воздействия на организм. Так, простое погружение в воду вызывает изменение терморегуляторных процессов, что способствует закаливанию организма. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, расходуется в несколько раз больше энергии (в зависимости от температуры воды и скорости плавания). В целом это способствует достижению оптимального веса тела, оптимального соотношения в нем активной (мышечной) и пассивной (жировой) тканей. Раздражая весь комплекс рецептов тела, вода оказывает стимулирующее, управляющее воздействие на центральную нервную систему. Дополнительная нагрузка, равная в среднем 12,5 кг, которая приходится на грудную клетку при погружении тела в воду (при передвижении она возрастает до 20 кг), стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Высокие показатели ЖЕЛ (6500 см3 и больше) характерны, как правило, для пловцов, которые начали заниматься плаванием в детском возрасте. Годовой прирост ЖЕЛ у пловцов в возрасте 9-15 лет колеблется от 300 до 1100 см3 и значительно превышает средние величины ЖЕЛ у детей, не занимающихся плаванием.

Второй характерной особенностью плавания является то, что тело в воде не имеет твердой опоры. Такое положение значительно увеличивает его двигательные возможности и содействует их развитию. Например, у квалифицированных пловцов отмечается высокий уровень подвижности основных сочленений туловища и конечностей. Показатель суммарной подвижности суставов у пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Действие мышц при отсутствии твердой опоры (когда преобладает динамический режим сокращения) способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей, а следовательно, и продолжению роста тела пловца в целом.

Занятия плаванием гармонически развивают основные качества - силу, быстроту, ловкость, выносливость.

Третья особенность заключается в относительной невесомости тела в условиях водной среды. Вес тела человека нейтрализуется выталкивающей силой воды. Взвешенное состояние тела в воде разгружает опорно-двигательный аппарат от статической нагрузки и способствует правильному процессу физического формирования человека. Создаются условия для коррегирования нарушенной осанки, для восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения их последствий.

Четвертой особенностью, определяющей характер влияния плавания на организм, является горизонтальное положение тела при выполнении плавательных движений. Такое положение тела, циклические движения, связанные с чередующимся сокращением мышц, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Поэтому плавательные упражнения при соответствующей дозировке допустимы для лиц с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления и развития сердечно-сосудистой системы.

Вместе с тем у квалифицированных пловцов под влиянием тренировки происходят положительные сдвиги в строении и функции сердечно-сосудистой системы. Так, увеличиваются сила и объем сердечной мышцы, в покое отмечается брадикардия (45-50 сокращений сердца в 1 мин.), возрастают систолический объем сердца, пауза абсолютного покоя мышц сердца в сократительном цикле. Однако во время нагрузки частота сердечных сокращений может достигать 200 ударов в 1 мин., минутный объем крови с 4-5 л в покое доходит до 40 л, значительно превышая возможности сердечной мышцы у лиц, не занимающихся спортом.

Суммарное влияние условий водной среды и уровня физической нагрузки, по наблюдением проведенным в 1985 году, показывают существенное влияние на величину энергозатрат, выражающуюся в различном диапазоне снижения веса до 1 кг в учебном процессе со студентами факультета физической культуры. В тоже время у пловцов высокой квалификации, по данным Кошкина (1986 г.) происходит более значительное потеря веса от 2-х до 4-х кг, и поэтому это изменение может использоваться в виде объективного критерия для оперативной оценки воздействия физической нагрузки при плавании.

Указанные выше особенности способствуют глубокой положительной морфологической и функциональной перестройке всех систем организма, что возможно при использовании плавания как вида спорта, имеющего также оздоровительно-гигиеническое и лечебное значение (Парфенов В.А., 1981 г.).

2. Классификация спортивных видов.

В соответствии с принятой классификацией различают: плавание (спортивное, прикладное), игры и развлечение в воде, синхронное плавание, водное поло, прыжки в воду, подводный спорт.

СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ характеризуется преодолением соревновательной дистанции без специальных приспособлений с использованием техники движений, регламентированной правилами соревнований.

Соревнования по спортивному плаванию проводятся по видам (эстафетное, комплексное плавание), дистанциям и способам плавания и регламентируется правилами.

Соревнования проходят в бассейнах (25 и 50 м) на дистанции от 50 до 1500 м (ширина дорожки 2,5 м).

В соревнованиях применяются спортивные способы плавания - кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй (дельфин).

В комплексном плавании спортсмен преодолевает дистанцию, применяя четыре способа - дельфин, спина, брасс, кроль. В эстафетном плавании (4 х 100 м, 4 х 200 м вольным стилем, 4 х 100 м комбин.) участвуют 4 пловца, каждый из которых проплывает одинаковый отрезок (100 м или 200 м), применяя в комбинированной эстафете отдельный способ плавания (I этап - кроль на спине, П - брасс, Ш - дельфин, IV - кроль на груди).

Соревнования по плаванию на открытой воде делятся на плавание на дальние дистанции (от 1,5 км до 25 км включительно) и марафонское плавание (свыше 25 км) и проводятся в естественных водоемах (реки, озера, моря и океаны).

ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ - спасение тонущих, ныряние в длину и глубину, а также преодоление водных преград с помощью поддерживающих средств или без них (плавание в одежде, снимание одежды в воде, транспортировка вплавь различных предметов и т.д.).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ВОДЕ - широко используются в занятиях с детьми. По педагогической направленности эти игры подразделяются:

1. Игры, направленные на ознакомление с водной средой;

2. Игры, способствующие овладению техникой спортивного плавания и совершенствованию в ней;

3. Игры, направленные на повышение уровня общей физической подготовленности;

4. Игры с целью усвоения элементов прикладного плавания;

5. Игры с элементами водного поло;

6. Игры, помогающие освоить технику простых прыжков в воду.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ВОДЕ (индивидуальные и групповые) являются разновидностью игр, в которых отсутствует соревновательный элемент. Это упражнения в воде на мелком месте, плавание с препятствиями и усложнениями. Специально сооруженные приспособления (горки, вращающиеся барабаны и др.) позволяют разнообразить развлечения в воде, что повышает эмоциональность занятий.

СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ - подразделяется на сольное и групповое. Оно включает обязательную и произвольную программы. Движения оцениваются в баллах. Произвольная программа выполняется под музыку. В основе синхронного плавания лежат индивидуальные упражнения, групповые перестроения, групповые упражнения, построение пловцами различных фигур.

ВОДНОЕ ПОЛО - командная спортивная игра, требующая от спортсменов высокого уровня плавательной подготовленности и умения владеть мячом в воде. Полем для игры служит ограниченный участок водной поверхности размером 20 х 30 м. Ворота (90 см х 3 м) устанавливаются по середине лицевых линий. Для участия в игре заявляются по 13 человек от каждой команды, а непосредственно участвуют по 7 человек, которые могут заменяться согласно правилам соревнований. Продолжительность игры - 28 минут чистого времени разделенного на четыре периода по 7 минут каждый. Цель игры - добиться преимущества в количестве мячей, забитых в ворота противника.

ПРЫЖКИ В ВОДУ - вид спорта, имеющий большое спортивное и прикладное значение.

Прыжки в воду подразделяются на спортивные, выполняемые с трамплина (1 м и 3 м) и вышки (5 м и 10 м), и неспортивные (учебные, прикладные, групповые и комические).

ПОДВОДНЫЙ СПОРТ - вид спорта, связанный с плаванием под водой и использованием специального снаряжения и оборудования: дыхательного аппарата со сжатым воздухом, ласт, маски или очков. При выполнении упражнения “плавание в ластах” используются ласты (моноласты), маска (очки), дыхательная трубка. Подводный спорт делится на три вида: 1) скоростной, 2) подводное ориентирование, 3) спортивная подводная стрельба.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru


.