Синхронное плавание для детей: что необходимо знать. Правила синхронное плавание


Что нужно знать  о синхронном плавании

Вот и закончилась Олимпиада в Рио-де-Жанейро. Мы будем скучать. Даже, несмотря на то, что этого была самая противоречивая, самая скандальная Олимпиада для России. И, честно говоря, интриги еще не закончились. По-прежнему открыт вопрос с паралимпийской сборной России.

Однако, поговорим о прекрасном. Одним из самых удачных видов спорта для нашей страны является синхронное плавание. Оно стало золотым для России и в этот раз.  Давайте познакомимся поближе с одним из самых экзотических и красивых видов спорта.

 

Первым вопросом будет, безусловно, а как спортсменки дышат под водой?

А никак! Они просто ныряют и задерживают дыхание. Совсем  как все обычные люди. Запас воздуха пополняется в короткие секунды над поверхностью воды. Ключевое отличие  синхронисток и «простых смертных» - в объем легких. У девушек он практически в два раза больше (более 4 литров). Именно по этой причине они могут несколько минут не дышать под водой. Однако, следует отметить, что правила предусматривает нахождение под водой не более сорока секунд.

Российские золотые чемпионки Наталья Ищенко и Светлана Ромашина могут прожить без воздуха почти 5 минут. Обходятся без кислорода больше четырех минут.

 

О зажиме для носа

На носах спортсменок во время выступления находится зажим (пластиковый, силиконовый, резиновый или металлический). Данное приспособление препятствует  попаданию воды и воздуха в нос. Тут есть маленький секрет. Если при резком движении зажим соскользнет, у синхронисток в купальнике спрятан запасной.  Хотя достать и надеть в ритме выступления его очень трудно. И девушки контролируют дыхание носом.

 

Музыка под водой

Чтобы спортсменки слышали отчетливо музыку под водой, в бассейне установлены гидроакустические динамики.

 

Стиль купальников

Правила синхронного плавания предполагают костюм, соответствующий «моральным требованиям. Поэтому исключены раздельные купальники, только цельнокроеные и непрозрачные и с ограничениями по фасону: вырез на груди не более 11,5 см от грудинно-ключичной выемки, у подмышечных впадин — не более пяти, а нижний обрез купальника должен закрывать бедра не менее чем на 10 см от гребня подвздошной тазовой кости, ширина промежностной части купальника не может быть уже 5 см.

 

О ярком макияже

Столь сложный макияж синхронистки делают для более выразительной мимики лица, это важно для судей (и телеоператоров). Косметика часто смешивается с вазелином или каким-то маслом, чтобы не смывалась. Правила также требуют гладко уложенных волос. Для этого используется обычный пищевой желатин. Форма прически держится на десятках заколок-невидимок,. Естественно все это потом приходится с трудом снимать, отмачивая горячей водой.

 

Табу в синхронном плавании

Это очень строгий вид спорта. Правила запрещают:  касаться дна, останавливаться, надевать что-то еще, кроме купальника (ювелирные украшения).  Запрещена музыка с большими перепадами громкости. Запрещается выполнять на суше (бортике бассейна) поддержки, башни и другие «водные» элементы.

В заключении несколько слов именно о российских традициях синхронного плавания. До 1998-го медали в синхронном плавании  на чемпионатах мира и Олимпиадах делили между собой американки и канадки.  Пионером русского успеха в синхронном плавании стала Ольга Седакова. Случилось это в Австралии (Перт).

На данный момент самыми титулованными синхронистками являются Наталья Ищенко (19-кратная чемпионка мира) и Светлана Ромашина (18-кратная чемпионка мира). А что касается Олимпийского золота, то россиянка Анастасия Давыдова целых пять раз не оставляла шансов соперницам. 

www.eg.ru

Синхронное плавание

 

Московский Государственный Лингвистический Университет

 

 

 

Реферат по Физической Культуре:

 

«Синхронное плавание».

 

 

 

Выполнила студентка 1 курса

101 группы, ФФЯ

Улыбина Юлия Валерьевна.

 

 

 

 

 

 

Москва 2009.

 

Содержание:

История Синхронного плавания………………………………………………..3

Техническая программа…………………………………………………………8

Произвольная программа……………………………………………………......9

Подготовка к выполнению……………..……………………………………………………....10

Техника исполнения…………………………………………………………….10

Артистизм………………………………………………………………………..11

Подсчет очков…………………………………………………………………...11

Нарушения……………………………………………………………………….11

Другие правила…………………………………………………………………..12

Судейство………………………………………………………………………...12

Бассейн…………………………………………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синхронное плавание.

Синхронное плавание - вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку. Синхронное плавание - один из самых утонченных и элегантных среди всех видов спорта. Однако, несмотря на кажущуюся легкость, он является весьма требовательным - помимо того, что спортсменки испытывают серьезные физические нагрузки, им нужно обладать не только выносливостью, но и гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и исключительным контролем дыхания.

В идеале синхронное плавание должно сочетать в себе красоту формы и содержания. Спортсменки путем упорных тренировок пытаются добиться совершенства и синхронности грациозных движений.

Весьма специфическое, но жизненно важное техническое оборудование, позволяет спортсменкам поддерживать эту иллюзию легкости, хотя порой очень сложно контролировать свои движения и дыхание, находясь под водой вверх ногами в течение нескольких минут. Зажимы на носу оберегают синхронисток от попадания воды в легкие, что позволяет им находиться под водой очень длительное время. Желатин сохраняет прическу девушек, да и косметика имеет свои особенности, не смываясь в воде ни при каких условиях.

Очень большую роль играют подводные динамики - именно они позволяют спортсменкам четко слышать музыку и в то время, когда они находятся под водой, что в значительной мере помогает им достичь максимальной синхронности в действиях.

История синхронного плавания. Синхронное плавание стало олимпийским видом спорта в 1984г. как одиночные и парные соревнования, а с 1996г. их заменили состязанием команд из 8 женщин. Общепризнанная кузница мастеров синхронного плавания - США. Олимпийские соревнования по синхронному плаванию рассчитаны на 2 часа 45 мин. Судьи оценивают сложность и артистичность обязательной и произвольной программ, из общей суммы баллов, заработанных командой, на долю произвольной программы приходится 65%. Синхронное плавание - вид спорта, в котором спортсменкам необходимо наиболее точно, а при командном выступлении - синхронно выполнять сложнейшие фигуры и движения под музыку. В Древней Греции и Древнем Риме проводились праздники и игры в воде, в том числе хороводы из тел плавающих юношей и девушек.

Первые предпосылки к становлению как спорта синхронного плавания появились лишь в конце XIX в.

 В настоящее время синхронное плавание - это исключительно женский вид спорта, хотя первыми "художественными пловцами" были мужчины, и первым соревнованием по фигурному плаванию были состязания мужчин в Берлине в 1891 году.. В 1892 году в Англии сформировалась группа пловцов, выполнявших в воде различные фигуры. В начале XX в. во Франции был создан клуб “Чайка”. Этот клуб сыграл существенную роль в популяризации этой разновидности плавания, называвшейся тогда “художественным плаванием”. К 30-м годам XX ст. оно получило широкое распространение в различных странах Европы и Северной Америки. В 1952 году на чемпионате Франции по художественному плаванию выступления спортсменок впервые проходили под музыку. Во время Игр XV Олимпиады в Хельсинки в 1952 году состоялись показательные выступления в этом виде спорта, проведенные американскими спортсменками. Успех этих выступлений способствовал официальному международному признанию вида спорта. С тех пор получил название “синхронное плавание”. В том же 1952 году при Международной любительской федерации плавания ФИНА, был образован комитет синхронного плавания. В 1958 г. в Амстердаме прошли первые международные соревнования по синхронному плаванию, в которых участвовали спортсменки из девяти стран, а в 1973 году вместе с представителями других водных видов спорта - плавания, прыжков в воду, водного поло, мастера синхронного плавания впервые разыграли мировое первенство. При Международной федерации плавания ФИНА, имеется комитет синхронного плавания, который был образован в 1952 году. В программу Олимпийских игр синхронное плавание входит с 1984 года. На Олимпийских играх 1988 года и 1992 года спортсменки соревновались в одиночном - соло, и парном - дуэты, разрядах. На Олимпийских играх 1996 года спортсменки соревновались в групповых упражнениях. В настоящее время синхронное плавание - это исключительно женский вид спорта, хотя первыми “художественными пловцами” были мужчины, и первым соревнованием по фигурному плаванию были состязания мужчин в Берлине в 1891 году. В 1907 году Аннет Келлерман, чемпионка Австралии по плаванию восхитила зрителей, показав “танцы в воде” в Нью-Йорке. До 1920 “водный балет”, как его стали называть, не признавался как вид спорта. Главный толчок фигурное плавание получило в 1924 году на первом чемпионате мира в Монреале. Затем оно распространилось в СЩА и других странах. В 50-х и 60-х гг. фигурное плавание демонстрировалось на всех спортивных состязаниях по плаванию, в том числе на Олимпийских играх, и в 1984 году было включено в программу Олимпиад как чисто женская дисциплина. На Олимпиаде в Сиднее женщины будут соревноваться в двух видах - среди дуэтов и среди команд. В борьбе за медали будут соревноваться 8 команд по 8 участников в каждой и 24 дуэта. Дуэты начнут с предварительного круга, где они выполнят техническую и произвольную программы. 12 лучших дуэтов выходят в финал, где они вновь выполнят произвольную программу. В командных соренованиях следует сразу финал, в котором выполняется техническая и произвольная программы.

На Играх XXIV Олимпиады в Сеуле в 1988 году программа соревнований по синхронному плаванию осталась без изменений. Небезынтересно отметить, что обладательница двух золотых медалей предыдущих Игр американка Трэйси Руис после своих олимпийских побед 1984 года прекратила активные занятия синхронным плаванием, вышла замуж и увлеклась бодибилдингом.

В 1987 году она, намереваясь повторить свой успех на следующих Олимпийских играх, вернулась в синхронное плавание и даже выиграла предолимпийские соревнования. Однако канадская спортсменка Каролин Вальдо, которая на Играх XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе в 1984 году стала серебряной медалисткой в соло, на Играх XXIV Олимпиады в Сеуле в 1988 году оказалась сильнее своей соперницы из США и завоевала золотую медаль. Американка Трэйси Руис-Конфорто на этот раз получила серебряную награду, третье место досталось японке Микако Котани.

В парном разряде сильнейшим в Сеуле был дуэт из Канады - Мишель Камерон и Каролин Вальдо, второе место заняли сестры-близнецы Карен и Сара Джозефсон из США, третье - японки Мияко Танака и Микако Котани.

На Играх XXV Олимпиады в Барселоне в 1992 году программа соревнований по синхронному плаванию не изменилась. В одиночном разряде, соло, олимпийской чемпионкой стала Кристин Бабб-Спрейг из США, серебряную медаль завоевала канадка Сильви Фрейшетт, бронзовую - японская спортсменка Фумико Оно. В парном разряде олимпийские соревнования в Барселоне завершились победой тех самых сестер-близнецов - американок Карен и Сары Джозефсон, которые на предыдущих Играх были вторыми. Серебряную медаль в Сеуле получил дуэт из Канады - сестры Пенни и Викки Вилагос, а бронзовую - японки Фумико Оно и Аки Таяма. После Игр XXV Олимпиады программа олимпийских соревнований по синхронному плаванию претерпела изменения: из нее были исключены соревнования в одиночном и парном разрядах и включены групповые упражнения. Таким образом, в этом виде спорта на Играх Олимпиады в Атланте в 1996 году борьба велась только за один комплект наград. В состав команды каждой страны, участвовавшей в этих соревнованиях, входило по десять спортсменок. Золотые медали завоевала сборная США, серебряные - канадки, бронзовые - команда Японии.

За период, в течение которого синхронное плавание входит в программу Игр Олимпиад - с 1984 года по 1996 год, олимпийские награды в этом виде спорта завоевывали представительницы трех стран - США, Канады и Японии. Успешнее других за все годы выступали спортсменки США, на счету которых 7 медалей - 5 золотых и 2 серебряных. В активе канадок - также 7 медалей - 2 золотые и 5 серебряных, а у японок - 7 бронзовых медалей. В олимпийских соревнованиях по синхронному плаванию двум спортсменкам удалось завоевать по три награды: и у Трэйси Руис-Конфорто из США, и у Каролин Вальдо из Канады - по две золотых и по одной серебряной медали. 

Самой молодой олимпийской чемпионкой в этом виде спорта оказалась Сэнди Кости, США, которой шел 22-й год, когда она на Играх XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе в 1984 году выиграла золотую медаль в парном разряде вместе со своей соотечественницей и сверстницей Трэйси Руис, которая лишь на месяц с небольшим старше.

Наиболее солидный возраст, в котором завоевывалось олимпийское "золото" в синхронном плавании, - 28 лет и 210 дней: именно столько было упоминавшимся уже сестрам-близнецам Карен и Саре Джозефсон, когда этот дуэт из США победил на Играх XXV Олимпиады в Барселоне в 1992 году.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА Требования к технике исполнения в синхронном плавании очень жесткие. Спортсменки могут выполнять упражнения под произвольный музыкальный аккомпанемент, но они должны выполнить все элементы в строго установленном порядке. Требуемые к выполнению элементы определяются каждые 4 года Техническим комитетом синхронного плавания. На выполнение каждого элемента программы дуэтам дается 20 секунд, командам 50 секунд.

 

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА Для произвольных упражнений и команды и дуэты могут сами подбирать упражнения и музыку. Они должны не только создать единую композицию, но и включить в нее сложные элементы. При выполнении произвольной программы спортсменки тоже должны использовать всю площадь бассейна, изменять в процессе режим и темп, включать новые элементы, неожиданные рисунки движений, их изменение и движения над водой. Произвольная программа продолжается в течение 4 минут для дуэтов и для  команд.

 

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ (исходное положение) При выполнении всех программ участницам предоставляется 10 секунд для занятия исходного положения. Оно задает тон всему выступлению, дает понять судьям и зрителям, что стоит ожидать от выступления и создает хорошее первое впечатление. Судейство Подобно гимнастике и прыжкам в воду судьи оценивают различные стороны выступления по 10-бальной системе. Дискретность оценки - 0,1 балла. Две группы судей, по 5 человек в каждой располагаются вокруг бассейна. Одна группа оценивает технику исполнения, другая - артисцизм.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Оцениваются 3 характеристики - правильность выполнения, синхронность, сложность. Спортсменки должны находиться глубоко в воде, движения должны быть гибкими и уверенными и должны быть точными от начала до конца выступления. Все члены команды должны синхронно менять положение тела, производить толчки, совершать движение частями тела и перемещения.

АРТИСТИЗМ

К нему относятся чувственность исполнения и внешнее впечатление, выполнение упражнений с точки зрения хореографии. Также проверяется соответствие музыкального аккомпанемента выполняемым движениям.

ПОДСЧЕТ ОЧКОВ

Высшая и низшая оценки не учитываются. Выводится средняя оценка по трем оставшимся. Техническая оценка умножается на 0,6, в то время как оценка за артисцизм - на 0,4. Сумма очков является оценкой за выполнение программы. Но это не окончательная оценка. Для определения победителя и окончательного распределения мест оценки за технические и произвольные упражнения увеличиваются на 35 % и 65 % соответственно. Когда эти две суммы складываются, получается окончательный результат.

Все подсчеты производятся электронным способом.

НАРУШЕНИЯ

И в произвольной и в технической программе исполнителям могут начисляться 2 штрафных очка за грубые нарушения, например, отталкивания от дна бассейна для помощи себе и партнеру. Одно очко начисляется за менее грубые нарушения, например, за просроченное время при подготовке и выполнении программы и элементов. В технической программе 2 очка, кроме того, начисляются за пропущенный обязательный элемент, 0,5 очка за пропущенную часть элемента.

 

 

 

 

ДРУГИЕ ПРАВИЛА

      •     если спортсмен добровольно прекращает выполнение программы, то дуэт или команда дисквалифицируется. Если это происходит при подготовке, и выполнение программы начинается снова, то следует штраф в 2 очка;

      •     музыка должна быть слышна только над водой и с уровнем не более 90 Дб;

 •     объявляется равенство результатов только в финальном результате, подсчитанном с точностью до 3 десятых очка;

      •     в технической программе рефери принимает окончательное решение после просмотра видеозаписи.

СУДЕЙСТВО

Судейские оценки в синхронном плавании схожи с оценками в фигурном катании. Жюри, оценивающее действия спортсменок, состоит из двух групп судей по пять человек в каждой: одна группа оценивает технику выполнения программы, а другая - артистичность. Максимальная оценка, которую может выставить каждый из членов жюри, равняется десяти баллам. судьи оценивают различные стороны выступления по 10-бальной системе. Дискретность оценки - 0,1 балла. Две группы судей, по 5 человек в каждой располагаются вокруг бассейна.

БАССЕЙН

Для соревнований по синхронному плаванию бассейн должен быть размером 20 м х 30 м, при этом на площади 12 м х 12 м, глубина должна быть не менее 3 м. Температура воды должна быть 26 С +- 1 С. Вода должна быть прозрачной от поверхности до самого дна, чтобы обеспечить видимость при оценке выполнения элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

znakka4estva.ru

Синхронное плавание для детей: что необходимо знать

Синхронное плавание для детей

Любящие родители стараются с ранних лет приобщить своих детей к какому-либо роду деятельности для всестороннего развития физических и умственных способностей. Традиционно спортивные секции занимают в рейтинге популярности почетное первое место. Но какой же вид занятий выбрать, чтобы извлечь максимум пользы и минимум вреда для здоровья ребенка?

Синхронное плавание – за и против

Как и любой другой вид спорта, детское синхронное плавание следует рассматривать с разных ракурсов. Данный вид, помимо самого плавания, сочетает в себе элементы аэробики, гимнастики. В процессе занятий развивается координация движений, выносливость, чувство ритма, гибкость суставов и мышц. В результате ребенок будет иметь прекрасную осанку, стройную и подтянутую фигуру. Непрерывный тренировочный процесс закаляет характер, развивает дисциплинированность и чувство ответственности. Работа в команде развивает коммуникативные навыки и чувство локтя. Кроме того, танцы в воде, безусловно, способствуют творческому развитию личности, в том числе музыкального слуха, пластичности движений и пр. С медицинской точки зрения, влияние занятий выражается в укреплении сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем и общего иммунитета.

Есть ли обратная сторона у этого красивого вида спорта? Специалисты считают занятия синхронным плаванием довольно безопасным в сравнении с остальными дисциплинами. При должном контроле со стороны тренерского коллектива риск травматизма в воде значительно ниже среднего уровня. Но существуют противопоказания, которые выявляются уже на первых медицинских осмотрах, а именно патологии сердечно-сосудистой системы, болезни дыхательных путей, хронические заболевания кожи и др.

В целом обучение способствует гармоничному развитию ребенка в физиологическом и психоэмоциональном плане. Отмечено, что режим способствует лучшей успеваемости в учебе.

Как понять, что у ребенка есть способности

Выявить у ребенка способности к занятиям плаванием довольно просто – если он не боится воды и спокойно себя в ней чувствует, уже можно смело записываться на пробные уроки. Профессиональный тренерский взгляд отмечает начальные физические данные (прямые худые ноги, природная гибкость) и генетическую предрасположенность (рост и комплекция родителей). Но, как показывает опыт, для достижения значимых результатов в первую очередь важны качества характера – сила воли, упорство, целеустремленность и терпение.

Синхронное плавание для детей – идеальная возможность проявить свой творческий потенциал, набрать отличную физическую форму и закалить характер. Но для того чтобы достичь успеха, приступать к тренировкам необходимо уже с дошкольного возраста.

С какого возраста начинается набор в группы синхронного плавания

В синхронное плавание обычно набирают детей с 5 лет. Предварительно необходимо пройти медицинский осмотр для исключения противопоказаний и наличия заболеваний. Умение плавать для начала желательно, но необязательно – в процессе дети быстро осваивают эти навыки. Минимальный набор для начала занятий – купальный костюм, плавательная шапочка, зажим для носа и гигиенические принадлежности.

Первые тренировки проводятся в игровой форме. Это позволяет детям адаптироваться к новой среде и преодолеть страхи, связанные с водой. Уже на этом этапе начинается отработка первых движений под музыку в составе команды. Дальнейшие занятия приобретают более профессиональную форму – освоение новых сложных комбинаций из кувырков, перестроений, вращений, выпрыгивания из воды и пр. К бассейну добавляются акробатические и гимнастические тренировки в спортивном зале.

Особенности тренировочного режим

Схема обучения синхронному плаванию у детей строится на систематических тренировках. Сначала это занятия 3 раза в неделю по 45 минут в бассейне и 45 минут на суше. Постепенно интенсивность увеличивается, а перед соревнованиями достигает ежедневных трехчасовых нагрузок и выше. Кроме обязательных элементов и фигур, в составе программы присутствуют спортивное плавание четырьмя различными стилями, занятия аэробикой, гимнастикой и хореографией.

Соблюдение специализированного строгого режима питания обычно не требуется. Сбалансированный рацион и высокая физическая нагрузка позволяют синхронистам оставаться в необходимой форме.

Мальчики в синхронном плавании

Традиционно синхронное плавание считается женским видом спорта, однако набирает обороты и мужское направление. Первые атлеты в составе сборной нашей страны завоевывают медали на соревнованиях различного уровня. А выступления в парных дисциплинах завораживают не менее, чем фигурное катание. Поэтому сомневающимся родителям не стоит переживать о возможности приобщения сыновей к этому виду спорта.

Сегодня в синхронном плавании в России существуют большие возможности для построения профессиональной спортивной карьеры. Наша страна представлена на мировых чемпионатах во всех дисциплинах, а сборная считается одной из сильнейших.

swimpower.ru

Реферат: Синхронное плавание: история, техника исполнения, тренировка

Введение

Синхронное плавание - вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку. Синхронное плавание - один из самых утонченных и элегантных среди всех видов спорта. Однако, несмотря на кажущуюся легкость, он является весьма требовательным - помимо того, что спортсменки испытывают серьезные физические нагрузки, им нужно обладать не только выносливостью, но и гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и исключительным контролем дыхания.

Этот вид плавания заключается в совершенном по форме осуществлении плавательных движений и безупречном выполнении фигур большей или меньшей сложности. Так же как фигуристка на льду, спортсменка в синхронном плавании стремится к эстетическому выполнению труднейших элементов движения. Ритмичность движений должна быть синхронна с ритмом музыкального сопровождения. Каждое выступление имеет определенную тему, выражаемую музыкой и движением.

В большинстве случаев исходным моментом в оформлении выступления является музыка, содержание которой определяет необходимые позы, элементы движений и жесты. Кроме того, суть синхронного плавания заключается в неподвижном изображении на воде определенных рисунков группой спортсменок. Музыка служит для большей выразительности изображаемого. Переход от одного рисунка к другому выполняется в определенных местах музыкального произведения. Спортсменки изображают на поверхности воды рисунки, сменяющиеся по принципу калейдоскопа. Переход от одного рисунка к другому спортсменки выполняют в положении на спине или под водой.

Весьма специфическое, но жизненно важное техническое оборудование, позволяет спортсменкам поддерживать иллюзию легкости, хотя порой очень сложно контролировать свои движения и дыхание, находясь под водой вверх ногами в течение нескольких минут. Зажимы на носу оберегают синхронисток от попадания воды в легкие, что позволяет им находиться под водой очень длительное время. Очень большую роль играют подводные динамики - именно они позволяют спортсменкам четко слышать музыку и в то время, когда они находятся под водой, что в значительной мере помогает им достичь максимальной синхронности в действиях.

История синхронного плавания

В настоящее время синхронное плавание - это исключительно женский вид спорта, хотя первыми «художественными пловцами» были мужчины, и первым соревнованием по фигурному плаванию были состязания мужчин в Берлине в 1891 году. В 1892 году в Англии сформировалась группа пловцов, выполнявших в воде различные фигуры.

В начале XX века в Европе было известно хороводное плавание. В бассейнах ряда европейских стран в торжественных случаях фигурная «маршировка» на воде выполнялась под звуки духового оркестра. Участники выступлений при перестроении образовывали геометрические фигуры на поверхности бассейна, что всегда вызывало живой интерес публики. Впоследствии стали даже проводиться соревнования, в которых участвовали команды по 8-24 человека. На Американском континенте подобные выступления назывались синхронными, поскольку движения должны были быть согласованными. В них участвовали мужчины и женщины.

Одновременно с фигурной «маршировкой» на воде и хороводным плаванием появились соревнования членов спасательных обществ, выполнявших отдельные упражнения на воде. Например, в 1920 году в бассейне Монреаля проводился экзамен на звание спасателя. В программу этого экзамена были включены многие упражнения, похожие на акробатические, которые впоследствии вошли в перечень фигур синхронного плавания. Так возникли первые соревнования по фигурам. Долгое время оба вида (как показательные выступления) назывались обобщенно - художественное плавание.

Во Франции был период, когда выступления по художественному плаванию назывались водным балетом. На первых крупных национальных соревнованиях во Франции в 1951 году демонстрировались как акробатические фигуры в воде, так и ритмические групповые проплывы под музыку.

В 1952 году при Международной любительской федерации плавания ФИНА был образован комитет синхронного плавания. Как перспективная спортивная дисциплина художественное плавание демонстрировалось на Олимпиаде в Хельсинки в 1952 году. Показательные выступления были приурочены к проведению конгресса ФИНА, который состоялся в дни XV Олимпийских игр.

В 1956 году на заседании комиссии Комитета художественного плавания ФИНА были утверждены первые международные правила. В 1973 году состоялся первый чемпионата мира по водным видам спорта. Европейские чемпионаты по водным видам спорта по полной программе начали проводиться лишь с 1977 года.

В 1984 году на Играх XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе впервые были разыграны олимпийские награды за синхронное плавание. В одиночном разряде состязались 17 спортсменок, победительницей стала американка Трэйси Руис, серебряную медаль завоевала канадка Каролин Вальдо, бронзовую - японка Мивако Мотойоши. На Олимпийских играх 1988 и 1992 годов спортсменки соревновались в одиночном - соло, и парном - дуэты, разрядах. На Олимпийских играх 1996 года спортсменки соревновались и в групповых упражнениях. До 2000 года олимпийские медали в синхронном плавании распределялись, как правило, между спортсменами трех стран: США, Канады и Японии. На Играх XXVII Олимпиады в Сиднее золотых наград были удостоены российские спортсменки.

В нашей стране в начале прошлого столетия также проводились различные водные праздники. Выступления спортсменов еще не приобрели соревновательный характер, но, тем не менее, пользовались успехом у зрителей. Фигурным плаванием этот вид выступлений, по-видимому, стал называться по аналогии с фигурным катанием на коньках. Возможно, в основу этого названия легло исполнение фигур не только на поверхности воды, но и в глубокой части бассейна. В этих неофициальных конкурсах участвовали и мужчины, и женщины. Постепенно все более популярными становились групповые выступления 4-16 спортсменок, демонстрировавших плоскостные групповые фигуры (орнаменты), которые чередовались с фигурными проплывами по разным траекториям с соблюдением строя, т.е. интервалов и дистанций между пловцами. Число участников в некоторых выступлениях возрастало до 24, а узоры на воде усложнялись. Характерно, что в выступлениях по фигурному плаванию в те годы активно участвовали лучшие представительницы спортивного плавания, выдающиеся спортсменки Зоя Федорова, Ольга Хатунцева, Клавдия Кузнецова, сестры Второвы - Антонина, Александра, Евгения и Людмила. Выступления по фигурному плаванию были особенно популярны в середине 30-х годов XX века и являлись неотъемлемой частью многих спортивных праздников, проходивших, как правило, на водноспортивых станциях открытых водоемов. В послевоенные годы постепенно организуются самодеятельные группы по фигурному плаванию. Одной из первых была организована группа студенток Львовского медицинского института. В этой секции впервые использовалась сюжетность выступлений с музыкальным сопровождением. В 1957 году была организована самая большая в истории художественного плавания группа для показательных выступлений на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Выступления проводились в бассейне Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках и имели большой успех. В последующие годы в этом же бассейне неоднократно устраивались красочные представления водных фигуристок с участием артистов цирка.

Первое официальное первенство Москвы состоялось в 1961 году. В 1969 году художественное плавание было включено в календарь спортивных мероприятий Москвы. С этого года стали регулярно проводиться соревнования на приз открытия сезона, личное первенство Москвы и Кубок Москвы.

В 1968 году городской совет Союза спортивных обществ и организаций утвердил разрядные требования и нормативы по художественному плаванию (от юношеского до II взрослого разряда), а также правила соревнований и классификационную программу.

В 1974 году по просьбе Московской федерации художественного плавания редакция журнала «Советская женщина» учредила приз весенних соревнований, посвященных Международному женскому дню. Этим соревнованиям через 9 лет суждено было стать международными.

В 1977 году при Федерации плавания СССР была создана Всесоюзная комиссия по художественному плаванию. Первым председателем этой комиссии была народная артистка СССР Майя Плисецкая.

В 1980 году была образована Федерация синхронного плавания. В 1986 году советские спортсменки уже участвовали в чемпионате мира.

Спортивная программа

Соревнования состоят из технической и длинной программ.

Техническая программа

Требования к технике исполнения в синхронном плавании очень жесткие. Спортсменки могут выполнять упражнения под произвольный музыкальный аккомпанемент, но они должны выполнить все элементы в строго установленном порядке. Требуемые к выполнению элементы определяются каждые 4 года Техническим комитетом синхронного плавания. На выполнение каждого элемента программы дуэтам дается 20 секунд, командам 50 секунд.

К технике фигурного плавания относятся различные способы плавания, «паддельн», отработка обязательных фигур и образование рисунков.

Стили плавания. Спортсменки должны владеть следующими стилями плавания: кролем, на спине, брассом, баттерфляем, на боку, а также вариантами этих способов. Владение этими стилями является необходимой предпосылкой для того, чтобы заниматься фигурным плаванием. Однако технический принцип их воспроизведения в фигурном плавании изменяется. Лицо постоянно находится над водой; чтобы спортсменка могла следовать музыкальному ритму, сохранять ориентацию в пространстве и координировать свои движения с движениями партнерш; энергичная работа ногами происходит глубоко под водой, чтобы на поверхности не появились брызги; движения рук стилизованы, их темп, направление, форма и акцент зависят от музыки, темы и уровня подготовленности команды.

«Паддельн» (плавание «по-собачьи»). Несмотря на то что «паддельн», в общем, не признается как стиль плавания, в фигурном плавании он имеет чрезвычайно важное значение. «Паддельн» - это мелкие движения руками и кистями рук, которые повышают плавучесть и позволяют выполнять в воде самые различные движения. «Паддельн» в положении лежа на Спине на месте (кисти рук движутся по бокам на уровне несколько ниже бедер) часто является исходной и заключительной позицией при выполнении фигур в синхронном плавании. «Паддельн» служит для продвижения тела вперед при смене рисунка, если только переход не осуществляется под водой.

Фигуры. Согласно международной классификации, фигуры в синхронном плавании подразделяются на пять групп («балетная позиция», «дельфин», «контрадельфин», «сальти» и «диверсе») и обозначаются цифрами. Для фигур группы «балетная позиция» характерна поднятая вертикально над поверхностью воды нога с оттянутым носком. В исходной позиции спортсменка лежит на спине на поверхности воды при абсолютно вытянутом положении тела. Отдельные фигуры выполняются путем вращения вокруг продольной и поперечной оси, а также различной формы погружений и всплываний.

Для групп «дельфин» и «контрадельфин» характерно проплывание круга, которое начинается погружением в положении на спине и заканчивается всплыванием в том же положении. В фигурах группы «дельфин» круг проплывается головой вперед, группы «контрадельфин» - ногами вперед. Легкое сгибание одной ноги в колене, оттягивание носков, вращение вокруг продольной оси, непрерывное проплывание двух кругов для выполнения фигуры горизонтально лежащей восьмерки, одновременное проплывание круга двумя или несколькими участницами - все это существенные возможности варьирования фигур этих групп.

В то время как в других видах спорта для выполнения сальто необходимо сделать по меньшей мере один полный оборот, в фигурном плавании как сальто расценивается четверть оборота. Так, например, первая в группе «сальти» фигура «барракуда» состоит из погружения головой вперед в положении лежа на спине с последующим вынесением над поверхностью воды согнутых в тазобедренных суставах ног. В эту группу, кроме того, включены вращения, выполняемые с согнутыми в коленях и тазобедренных суставах ногами (в положении «группировки») или только в тазобедренных суставах. К вращениям непосредственно примыкает движение, обеспечивающее вынос ног вертикально над поверхностью воды. Однако ноги не должны «застывать» в этом положении над водой.

В группу «диверсе» входят все прочие формы движения, которые состоят из выполнения стойки на руках, переворотов, вращений на поверхности воды и фигур.

Образование рисунков. Техника образования рисунков в синхронном плавании не предполагает владения большим числом форм движения. Тело спортсменки в положении лежа на спине плоско вытянуто на поверхности воды. Она должна уметь находиться в таком положении в течение длительного времени, не двигая руками и ногами. Руки могут быть при этом прижаты к корпусу, полуопущены по отношению к корпусу, раскинуты в разные стороны, полуприподняты или подняты вертикально над головой. Мышцы таза напряжены. Вытянутые ноги с оттянутыми носками могут быть сомкнуты или раздвинуты.

Основу рисунков составляют треугольники, четырехугольники и круги, которые могут быть преобразованы в кресты, звезды и другие рисунки. Спортсменки держатся друг за друга (способы соединения: рука к руке, нога к ноге, нога к голове, нога к руке и т. д.). Смыкая и раздвигая руки и ноги, спортсменки могут как бы заставить рисунки двигаться. Можно добиться повышения эффекта путем образования кругов. Очень эффектным и трудным упражнением синхронного плавания (группового) является «колесо». Это упражнение заключается не в создании рисунка на поверхности воды, а представляет собой находящуюся в постоянном движении фигуру. Все спортсменки одной группы лежат на спине в один ряд, касаясь ногами головы партнерши. Первая ныряет головой вперед, как при выполнении упражнений группы «дельфин», и проплывает под всем рядом. Она находится под водой до тех пор, пока, вынырнув, не коснется головой ног последней участницы ряда. Поскольку движение всей группы непрерывно и соединение «голова к ноге» не нарушается, пловчихи изображают вращающееся колесо «дельфин». Правила. В синхронном плавании проводятся личные соревнования («солисты», соревнования между «дуэтами») и командные, в которых участвуют группы из 4-8 и более спортсменок. Оценка производится семью судьями, присуждающими очки от 0 до 10 (может быть присуждено и пол-очка). В синхронном плавании для обязательной программы из 100 возможных фигур избираются пять. Это делается путем жеребьевки перед началом соревнований, причем 3 упражнения не должны превышать степень сложности 1,7 (1-я серия) и 2 упражнения должны превышать степень сложности 1,7 (2-я серия). Каждые четыре года фигуры 1-й и 2-й серий заново утверждаются Международной комиссией фигурного плавания при Международной федерации плавания. Каждое упражнение выполняется отдельно, без музыкального сопровождения. За него выставляется оценка, которая выводится следующим образом: минимальная и максимальная оценки из семи выставляемых исключаются, затем из оставшихся пяти выводится среднее арифметическое, которое сопоставляется со степенью трудности выполненного упражнения.

Произвольная программа

Для произвольных упражнений и команды и дуэты могут сами подбирать упражнения и музыку. Они должны не только создать единую композицию, но и включить в нее сложные элементы. При выполнении произвольной программы спортсменки тоже должны использовать всю площадь бассейна, изменять в процессе режим и темп, включать новые элементы, неожиданные рисунки движений, их изменение и движения над водой. Произвольная программа продолжается в течение 4 минут для дуэтов и 5 минут для команд. Включенные в программу вступительные движения на суше не должны выполняться дольше 20 сек.

Значительно труднее оценивать произвольную программу, которая выполняется с музыкальным сопровождением. Каждый из семи судей должен в одной оценке учесть степень синхронности, степень сложности фигур и движений, выразительность, композиционное воплощение программы, отработанность движений в воде, согласованность действий между участницами, глубину раскрытия темы, подбор костюмов, вид и оригинальность программы.

Тренировка

Сильно развитое чувство воды и хорошая пространственная и временная ориентация являются основными предпосылками, позволяющими выполнять сложные движения в заданном ритме над и под водой и на поверхности воды.

Тренировка в воде. С самого начала большое внимание уделяется коллективной тренировке по возможности с ритмическим выполнением упражнений. К общей подготовке в воде относятся плавание кролем и кролем на спине (вначале для сопровождения особенно рекомендуется ритм вальса), «паддельн», ныряние и плавание в различных группах и с выполнением фигур. К специальной подготовке относится отработка фигур и рисунков, а также целых программ.

Тренировка на суше. Этот вид подготовки крайне необходим в синхронном плавании. Элементы балета и спортивной гимнастики служат выработке правильной осанки и красивых движений. Ритм музыкального произведения улавливается путем его многократного проигрывания и одновременного выполнения многочисленных упражнений на суше. Стереотип движений, необходимый диапазон и энергичность лучше вырабатывать вне воды.

Составление программы требует большой предварительной работы. Прежде всего производится анализ музыкального сопровождения и подбор движений, причем решающим фактором для этого подбора является тема и своеобразие музыкального произведения. Необходимо подготовить соответствующие костюмы. При составлении программы необходимо учитывать преимущества и недостатки того бассейна, где данная программа будет выполняться.

Подготовка к выполнению

При выполнении всех программ участницам предоставляется 10 секунд для занятия исходного положения. Оно задает тон всему выступлению, дает понять судьям и зрителям, что стоит ожидать от выступления и создает хорошее первое впечатление.

Техника исполнения

Оцениваются 3 характеристики - правильность выполнения, синхронность, сложность. Спортсменки должны находиться глубоко в воде, движения должны быть гибкими и уверенными и должны быть точными от начала до конца выступления. Все члены команды должны синхронно менять положение тела, производить толчки, совершать движение частями тела и перемещения.

Артистизм

Оценивается чувственность исполнения и внешнее впечатление, выполнение упражнений с точки зрения хореографии. Также проверяется соответствие музыкального аккомпанемента выполняемым движениям.

Судейство

Подобно гимнастике и прыжкам в воду судьи оценивают различные стороны выступления по 10-бальной системе. Дискретность оценки - 0,1 балла. Две группы судей, по 5 человек в каждой располагаются вокруг бассейна. Одна группа оценивает технику исполнения, другая - артистизм.

Подсчет очков

Высшая и низшая оценки не учитываются. Выводится средняя оценка по трем оставшимся. Техническая оценка умножается на 0,6, в то время как оценка за артистизм - на 0,4. Сумма очков является оценкой за выполнение программы. Но это не окончательная оценка. Для определения победителя и окончательного распределения мест оценки за технические и произвольные упражнения увеличиваются на 35 % и 65 % соответственно. Когда эти две суммы складываются, получается окончательный результат. Все подсчеты производятся электронным способом.

Нарушения

И в произвольной и в технической программе исполнителям могут начисляться 2 штрафных очка за грубые нарушения, например, отталкивания от дна бассейна для помощи себе и партнеру. Одно очко начисляется за менее грубые нарушения, например, за просроченное время при подготовке и выполнении программы и элементов. В технической программе 2 очка, кроме того, начисляются за пропущенный обязательный элемент, 0,5 очка за пропущенную часть элемента.

Другие правила

Если спортсмен добровольно прекращает выполнение программы, то дуэт или команда дисквалифицируется. Если это происходит при подготовке, и выполнение программы начинается снова, то следует штраф в 2 очка.

Музыка должна быть слышна только над водой и с уровнем не более 90 Дб.

Объявляется равенство результатов только в финальном результате, подсчитанном с точностью до 3 десятых очка.

В технической программе рефери принимает окончательное решение после просмотра видеозаписи.

Бассейн

Для соревнований по синхронному плаванию бассейн должен быть размером 20м х 30м, при этом на площади 12м х 12м, глубина должна быть не менее 3м. Температура воды должна быть 26 С +- 1 С. Вода должна быть прозрачной от поверхности до самого дна, чтобы обеспечить видимость при оценке выполнения элементов.

Синхронное плавание на Олимпийских играх

синхронный плавание тренировка олимпийский

До Олимпийских игр в Барселоне 1992 года программа соревнований по синхронному плаванию состояла из одиночного разряда (соло) и парного разряда. На Играх в Атланте 1996 года программа олимпийских соревнований по синхронному плаванию претерпела изменения: из нее были исключены соревнования в одиночном и парном разрядах и включены групповые упражнения. Таким образом, в этом виде спорта на Играх Олимпиады в Атланте борьба велась только за один комплект наград. В состав команды каждой страны, участвовавшей в этих соревнованиях, входило по десять спортсменок. Золотые медали завоевала сборная США, серебряные - канадки, бронзовые - команда Японии. С Олимпийских игр 2000 года разыгрывается два комплекта олимпийских наград - среди дуэтов и в командных соревнованиях.

На Олимпийских играх в 2000 году в Сиднее, в 2004 году в Афинах, в 2008 году в Пекине и в 2012 году в Лондоне все золотые медали завоёвывала сборная России.

Главным тренером сборной России является Татьяна Николаевна Покровская.

В списке сильнейших синхронисток мира, завоевавших на Олимпийских играх больше всех наград, четыре первые строчки занимают российские спортсменки: Анастасия Давыдова и Анастасия Ермакова - по 4 золотые медали, Ольга Брусникина и Мария Киселева - по 3 золотые медали.

Первыми российскими олимпийскими чемпионками в синхронном плавании являются О.Брусникина и М.Киселева.

Чемпионы и призёры Олимпийских игр по синхронному плаванию.

Азарова Елена2000 Сидней Группы 2004 Афины ГруппыАнтонова Елена2000 Сидней ГруппыБрусникина Ольга2000 Сидней Дуэты 2000 Сидней Группы 2004 Афины ГруппыВасильева Юлия2000 Сидней ГруппыВасюкова Ольга2000 Сидней ГруппыГромова Мария2004 Афины Группы 2008 Пекин Группы 2012 Лондон ГруппыДавыдова Анастасия2004 Афины Дуэты 2004 Афины Группы 2008 Пекин Дуэты 2008 Пекин Группы 2012 Лондон ГруппыЕрмакова Анастасия2004 Афины Дуэты 2004 Афины Группы 2008 Пекин Дуэты 2008 Пекин ГруппыИщенко Наталья2008 Пекин Группы 2012 Лондон Дуэт 2012 Лондон ГруппыКиселёва Мария2000 Сидней Дуэты 2000 Сидней Группы 2004 Афины ГруппыКоробова Дарья2012 Лондон ГруппыКужела Ольга2000 Сидней Группы 2004 Афины ГруппыНовокшенова Ольга2008 Пекин ГруппыОвчинникова Елена2008 Пекин ГруппыПацкевич Александра2012 Лондон ГруппыПершина Ирина2000 Сидней ГруппыРомашина Светлана2008 Пекин Группы 2012 Лондон Дуэт 2012 Лондон ГруппыСоя Елена2000 Сидней ГруппыТиманина Анжелика2012 Лондон ГруппыХасянова Эльвира2004 Афины Группы 2008 Пекин Группы 2012 Лондон ГруппыШишкина Алла2012 Лондон ГруппыШорина Анна2004 Афины Группы 2008 Пекин Группы

Легенды синхронного плавания

Среди прославленных синхронисток: Трэйси Руис (США), Каролин Вальдо (Канада), Мивако Мотойоши (Япония), Сэнди Кости (США), Шерон Хембрук и Келли Крицка (Канада), Саеко Кимура и Микако Котани (Япония), Мишель Камерон (Канада), Карен и Сара Джозефсон (США), Мияко Танака и Микако Котани (Япония), Кристин Бабб-Спрейг (США), Сильви Фрейшетт (Канада), Фумико Оно (Япония), Пенни и Викки Вилагос (Канада), Аки Таяма (Япония).

Россиянки: Мария Киселева и Ольга Брусникина, Ищенко Наталья, Анастасия Давыдова, Анастасия Ермакова.

Литература

1.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.http://ru.wikipedia.org/wiki

Теги: Синхронное плавание: история, техника исполнения, тренировка  Реферат  Туризм

dodiplom.ru

Федерация Синхронного Плавания России - Документы

Антидопинг

иконка pdfИзменения в Запрещенном списке 2018 Года (pdf, 754 Кб.)

иконка pdfЗапрещенный список 2018 (pdf, 2 Мб.)

иконка pdfДопинг. Правила FINA. Английский язык. (pdf, 209 Кб.)

иконка pdfВсемирный антидопинговый кодекс (pdf, 24 Мб.)

иконка pdfМеждународный стандарт по тестированию и расследованиям (pdf, 8 040 Kb)

иконка pdfМеждународный стандарт по терапевтическому использованию (pdf, 401 Kb)

иконка pdfЗапрещенный список 2017 Года (pdf, 1567 Кб.)

иконка pdfЗапрещенный список 2017 Года - основные изменения (pdf, 219 Кб.)

иконка pdf Программа антидопнгового монтиторинга (pdf)

иконка pdfАнти-допинговые правила МОК для Олимпийских Игр 2016 в Рио-де-Жанейро (pdf, 571 Кб.)

иконка pdf Общероссийские антидопинговые правила, вступившие в силу 09 августа 2016 года (pdf)

иконка doc Международный стандарт по тестированию и расследованиям, Международный стандарт по терапевтическому использованию, Международная Конвенция о борьбе с допингом в спорте (Париж, 19 октября 2005 г.) (doc)

иконка docФедеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (docx, 175 Kb)

иконка pdfФедеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта (pdf, 1 870 Kb)

иконка pdfФедеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (pdf, 598 Kb)

иконка pdfУказ Президента Российской Федерации от 15 июля 2017 г. № 321 «О внесении изменения в Положение о порядке выплаты стипендий Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 368» (pdf, 136 Kb)

иконка docСт. 234 Уголовного кодекса РФ (docx, 16 Kb)

иконка docСт. 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса РФ (docx, 20 Kb)

иконка docПеречень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (docx, 30 Kb)

иконка doc Ст. 3.11, 6.18 КоАПП РФ (docx, 20 Kb)

иконка docГл. 54.1 Трудового кодекса РФ (docx, 30 Kb)

иконка docПорядок проведения допинг-контроля, утв. Приказом Минспорттуризма от 13.05.2009 № 293 (docx, 19 Kb)

иконка docПорядок ввоза на территорию РФ проб и обор для допинг-контроля, утв. Пост Прав № 884 (docx, 25 Kb)

иконка docФЗ от 27.12.2006 № 240-ФЗ О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте (docx, 11 Kb)

www.synchrorussia.ru

Мифы / факты #1. Дыхание. Подробности синхронного плавания.

Мифы / факты #1. Дыхание. Подробности синхронного плавания.

Мифы / факты #1. Дыхание. Подробности синхронного плавания.

Август 2015 года. Мировой чемпионат по водным видам спорта в Казани. Наша сборная по синхронному плаванию вновь демонстрирует миру своё превосходство.

Спортсмены выигрывают восемь золотых наград из девяти возможных. Помимо этого некоторые из участниц обзаводятся уже 19-м по счету золотом мировой значимости.

Таких достижений в синхронном плаванииv до этого момента не было. Однако, этим уже никого не удивить и все знают почему. Начиная с Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе, всё мировое золото достается именно нам. Поэтому очень много специалистов и обычных болельщиков полагают, что у нашей команды есть секреты.

Профессиональных синхронисток в народе прозвали «русалками», ведь они прекрасно себя чувствуют в бассейне.

Они чудным образом передвигаются по водной глади, демонстрируют невероятные трюки, прекрасно под водой слышат музыку и научились обходиться без кислорода. Что правдиво, а что нет? Чтобы проверить каждый миф нужно посетить тренировочную базу под названием «Озеро Круглое».

Первая тренировка начинается в 9 утра. Абсолютные чемпионки мира собираются на разминку. Обычные разогревающие упражнения: растяжка упражнения для пресса и мышц спины. Казалось бы обычная тренировка как в любом другом виде спорта, и всё же это не совсем так. Особое внимание уделяется косым мышцам, мышцам пресса и спины. Именно их задействуют в стойке «обратная вертикаль» — поза, при которой человек находится вниз головой и помогает себе гребками. Эта стойка часто идёт с балетными движениями над водой. Чтобы реализовать связку (несколько фигур) необходимо как можно дольше не дышать.

Многократная чемпионка мира и Европы Наталья Ищенко:

Вы можете себе представить, что когда вы двигаетесь (прыгаете или отжимаетесь) на задержке дыхания и вверх ногами, какие перегрузки при этом испытывает организм. Это невозможно описать и к этому невозможно привыкнуть. Мы каждый раз идем, будто в последний бой.

Правила установленные Международной федерацией плавания запрещают находиться под водой дольше 40 секунд. Многим может показаться, что это очень мало. Но если учесть всю специфику программы и ту нагрузку, которая там необходима то всё станет на свои места. Отсюда и берёт начало миф, что синхронистки способны обходится без кислорода дольше, чем обычные люди.

После максимального вдоха в лёгких находится около 1 литра кислорода. Некоторый запас O2 имеется в крови, тканях и мышцах. Теоретически эти резервы могут обеспечить автономную жизнедеятельность примерно в течение 6 минут. Однако, во время физической нагрузки резервов кислорода хватает не больше чем на несколько десятков секунд. Первой на дефицит реагирует центральная нервная система. Кислородное голодание проявляется спутанностью мыслей, замедленными движениями и наконец, обмороком.

Руководитель Управления медицинских программ Олимпийского комитета России Ирина Родионова:

Сбивается координация движений. Но восемь девочек одновременно не могут себе позволить такой роскоши особенно в нашей российской команде. Поэтому приходят определенные технологии. В основном они приходят из медицины.

Жизненная ёмкость лёгких среднестатистической женщины равняется трём литрам. А какие физиологические данные у профессиональной спортсменки? Чтобы ответить на данный вопрос пригласили 17-летнюю девушку, профессионально занимающуюся синхронным плаванием. Её встретил Владимир Поляков, заведующий отделением гипобарической гипокситерапии Всероссийского центра медицины катастроф. Специалист убедился, что её показатели в 1,5 раза выше. Девушка способна не дышать 90 секунд в состоянии покоя. Но этот показатель для синхронисток далеко не предел.

Некоторые пловчихи способны не дышать даже 4,5 минуты. Достигнуть таких высот помогает гипокситерапия — повышение выносливости организма за счет его привыкания к разреженному воздуху. В первые секунды организм пытается жадно насытится кислородом за счет учащенного дыхания, пульс ускоряется, давление падает. Но уже через несколько минут лёгкие начинают усваивать кислород более эффективно. Тело переходит в режим энергосбережения. При вдыхании такой воздушной массы спортсменам удаётся улучшить свои результаты всего за месяц.

Теперь мы знаем — дыхательные сверх способности синхронисток вовсе не миф.

Технологии современной медицины перехитрили природу, и дали возможность подводным гимнасткам обходится без кислорода втрое дольше не тренированных людей.

mariashur.ru

Удивительный мир спорта. Синхронное плавание - Популярные статьи

От «звездочек» – к «звездам»

Москва по праву считается «кузницей кадров» для российской сборной по синхронному плаванию. Именно столичные клубы подготовили целый ряд выдающихся синхронисток нашей страны, в том числе и знаменитых трехкратных олимпийских чемпионок – Марию Киселеву и Ольгу Брусникину.

Мария Киселева и Ольга Брусникина

Закончив выступления в профессиональном спорте, они решили не оставлять любимый вид спорта и всячески популяризируют его, особенно среди детей. Они предложили включить в календарь значимых ежегодных спортивных мероприятий, проходящих в Москве, шоу по синхронному плаванию.

– Идея его возникновения зародилась в наших головах уже давно. Поверьте, очень сложно уйти из спорта раз и навсегда. В свое время в нас было очень много вложено, и теперь пришло время отдавать, – говорит Мария Киселева. – Синхронное плавание настолько красивый вид спорта, что никого, по-моему, не может оставить равнодушным. Это даже не только спорт, но и искусство: действительно, настоящий «балет на воде». Помню, в детстве мы замирали на трибунах, глядя, как тренируются наши звезды. Для детишек это так важно – увидеть идеал, то, к чему нужно стремиться.

Мы на свое шоу приглашаем только лучших из лучших. Его формат не имеет аналогов в мировой спортивной практике: мы демонстрируем всю красоту, грацию, элегантность и эстетику нашего вида спорта. Мы предлагаем зрителям взглянуть на синхронное плавание более объемно, используя дополнительные эффекты и превращая спортивные выступления в удивительную водную мистерию. Также мы приглашаем участвовать в нашем шоу и юных спортсменок – учениц спортивных школ.

В этом году девчонки впервые в своей жизни вышли на большую воду – и каков оказался их дебют! Такое не забывается! Они тщательно готовились к этому выступлению – ходили к нам с Ольгой на дополнительные тренировки и, думаю, добились достаточно больших спортивных успехов. Кстати, нас часто спрашивают: почему синхронным плаванием занимаются исключительно девочки? Так уж повелось. Может, в будущем и появятся смешанные дуэты – у нас, между прочим, есть опыт соревнований с парой. В этом году мы хотели пригласить самого сильного синхрониста-мужчину – американца Билли Мэя, – но не успели. Надеюсь, получится в следующий раз.

Из истории «водного балета»

Плавание, ныне именуемое синхронным, имело много названий: фигурное, хороводное, орнаментальное... Причем сначала «водным балетом» занимались исключительно мужчины, в основном – американские. Именно в США этот вид спорта получил рождение и «крещение» на большой воде. Лишь в 30-е годы свое «почетное» место в бассейне заняли представительницы слабого пола, да так плотно, что практически навсегда «выселили» конкурентов, синхронистов-мужчин.

Первые предпосылки к становлению синхронного плавания как вида спорта появились в конце ХIХ в. В 1892 г. в Англии сформировалась группа пловцов, выполнявших в воде различные фигуры. В начале ХХ в. во Франции был создан клуб под названием «Чайка», сыгравший большую роль в популяризации художественного плавания в Европе. Современное название и официальное признание синхронное плавание получило в 1952 г. после Олимпийских игр в Хельсинки, и в этом же году выступления спортсменок впервые прошли под музыку. В 1973 г. вместе с представителями других водных видов спорта – плавания, прыжков в воду, водного поло – мастера синхронного плавания впервые разыграли мировое первенство. В 1984 г., на Играх в Лос-Анджелесе, синхронное плавание, наконец, стало олимпийским видом спорта.

Дебют синхронного плавания в СССР связан с VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов в 1957 г. Наши девушки вышли на международный уровень лишь в 1981 г. и сразу заняли передовые позиции в мире.

«Балет на воде» всегда завораживает зрителей, но эта внешне непринужденная водная акробатика требует безукоризненной отточенности движений, точнейшей координации, потому что одно неверное движение может безнадежно испортить впечатление от всей композиции, а судейство в нем – субъективное, в первую очередь зависящее от впечатления.

Все дело – в технике

Требования к технике исполнения в синхронном плавании весьма жесткие: спортсменки могут выполнять упражнения под произвольный музыкальный аккомпанемент, но они должны проделать все элементы в строго установленном порядке. Требуемые к выполнению элементы определяются каждые 4 года специальным техническим комитетом. На выполнение каждого элемента программы дуэтам дается всего 20 сек., а командам – 50 сек. Для произвольных упражнений синхронистки вольны сами подбирать упражнения под музыку. Они должны не только создавать единую композицию, но и использовать всю площадь бассейна, включать в нее сложные, новые элементы, неожиданные рисунки движений под и над водой.

Исходное положение, которое спортсменки занимают перед представлением, задает тон всему выступлению и дает понять зрителям и судьям, чего стоит ожидать от выступления. Подобно гимнастике и прыжкам в воду, судьи оценивают различные стороны выступления по 10-балльной системе. Две группы судей, по 5 человек в каждой, располагаются вокруг бассейна и оценивают технику и артистизм.

При оценивании техники обращают внимание на правильность исполнения, а также на синхронность и сложность программы. В оценке артистизма важны, в первую очередь, внешнее впечатление, выполнение упражнений с точки зрения хореографии и чувственности выступления. Также проверяется соответствие музыкального аккомпанемента выполняемым движениям.

250 суток в воде

– У меня на тренировках подобные случаи тоже были, – вспоминает Ольга Брусникина. – Такое ощущение, что просто засыпаешь, не страшно совсем. Потом, когда тебя вытаскивают, – не знаешь, в чем дело, ничего не помнишь. Я не могу сказать, что это нормально, но в любом виде спорта бывают свои опасности. После таких случаев мне часто снятся сны, что я плыву со дна и не могу доплыть до воздуха… Знаете, как-то я подсчитала, что за последний год, пока мы готовились к Афинам, – провели в воде в общей сложности 250 суток. Мы, без преувеличения, в воде живем. И для нас вниз головой, в перевернутом виде под водой – нормальное состояние. Выходя на «земную твердь», я иной раз чувствовала, что тяжело ходить. В воде тело легче, и расстояние легче проплыть, чем пройти.

Держаться под водой современным русалкам помогают специальные зажимы для носа. Среди людей, далеких от спорта, но изредка им интересующихся, бытует мнение, что синхронистки – это «…те девушки с прищепками на носу…»

– Конечно, это отнюдь не бельевые прищепки, – улыбается Брусникина. – Но без этих приспособлений плавать невозможно, иначе вода попадет внутрь. На моей памяти есть только одна спортсменка в мире, которая благодаря индивидуальным особенностям строения носовых перегородок может обходиться без зажимов, – француженка Виржиния Дидье. Когда она родилась, то у нее какие-то перепоночки в носу не отвалились, как у всех, а остались, поэтому, когда она переворачивается вниз головой, у нее автоматически все закрывается.

А однажды с этим устройством у меня случился казус. На последнем чемпионате СССР в Харькове зажим у меня сломался, как только я оказалась в воде. А тогда, в период тотального дефицита, лишний «экземпляр» найти было трудновато. Пришлось выйти на бортик, просить у девчонок новый и лишь после этого заново начинать программу.

Некоторые считают, что зажимы уродуют лицо, – но ничего не поделаешь, приходится чем-то жертвовать. Косметикой можно пользоваться. Раньше мы красились обычными сухими тенями, которые наносились на жирный крем, а иногда – специальными наборами для сценического макияжа. В последнее время появилась водостойкая косметика – наше спасение. Тушь, помада – вообще-то совершенно обычные, просто не надо глаза растирать и помаду размазывать, и пять минут вся эта красота продержится совершенно нормально.

На прическу уходит много времени – минут сорок, не меньше. Сначала собираем волосы в тугой пучок, а затем смазываем желатином – чтобы голова блестела и прическа не распадалась. Конечно, за плохо уложенные волосы оценку нам вряд ли снизят, но репутацию такая спортсменка точно «подмочит». Костюмы мы подбираем тоже довольно-таки привередливо. К нам на тренировки специально приезжает художник-модельер. Потом мы все вместе: и девочки, и тренер – слушаем музыку, просматриваем программу и обсуждаем эскизы костюмов. И только после такой «строгой цензуры» с нашей стороны начинается их изготовление.

Как рождаются чемпионы

Одна из самых ярких звезд синхронного плавания, рано заявившая о себе, – Ольга Брусникина призналась, что в детстве вообще очень боялась воды, даже в ванне устраивала скандалы. Ее и в бассейн привели, чтобы она преодолела свой страх.

– Помню, как мама высказывала мне, что я надоела ей со своими капризами и мы идем записываться в бассейн. Мне было 8 лет – как раз тот период, когда всех детей куда-то отдают, чтобы не болтались на улице. С этого все и началось: мы пришли, а там обычные группы уже были набраны, осталось только синхронное плавание. Мне кажется, что мама и не знала толком, что же это такое. «Какая разница? – воскликнула она тогда. – Главное – плавать научат». Никто и не предполагал, что все обернется именно таким образом и я не только перестану избегать воды, но буду находиться в ней практически целые сутки.

Мне повезло с тренерами: нам все подавалось ненавязчиво – в форме игры, и через две недели я поплыла. Страх перед водой испарился, и я уже не мыслила себя в другой стихии.

Синхронное плавание – завораживающий вид спорта, особенно для тех, кто вообще не умеет плавать. Его можно сравнить с калейдоскопом: рисунки из тел на воде меняются очень быстро, глаз успевает фокусировать изменение общей группы, и кажется, что все мы – это единое целое, соединенное на краткий музыкальный миг водным волшебником.

Я затрудняюсь ответить на вопрос, как выступать труднее – одной, в паре или в группе. Когда выступаешь одна – все внимание сосредоточено только на себе, в паре – нагрузка распределена на двух человек, а в группе – ты обязан следить за движениями всех. Знаете, иногда под водой бывают странные моменты: тебе кажется, что все хорошо, синхронно, а тренер потом говорит, что все было ужасно. И, наоборот, под водой ты замечаешь, что явно был какой-то сбой, а тренер уверен в обратном и утверждает, что все сделано идеально.

Почему мы лучшие?

– Парадокс, но синхронное плавание до сих пор воспринимается многими как вид спорта достаточно легкий и романтически-девичий, – вздыхает заслуженный тренер России Елена Николаевна Полянская. – Возможно, когда-то так и было, но сейчас все победы даются ценой колоссальной усталости. Девять часов в день занимают тренировки, и 6–8 из них – в воде. Помимо этого – есть «зал», так называемая сухая тренировка, на которой отрабатывается композиция. Это помогает привыкнуть к счету, чтобы все одинаково двигались. Наработать синхронность можно только благодаря многочасовым сухим тренировкам, доведенными до автоматизма синхронными движениями.

Иной раз приходится заниматься и акробатикой, и сальто крутить на гимнастических лонжах, и на батутах прыгать – и все ради того, чтобы начало комбинации получилось не таким, как у других. Мало где работают так, как в России. Методика задержки дыхания в русской школе синхронного плавания одна из лучших. Объему легких наших девчонок можно только позавидовать – они могут продержаться в воде до 4 минут! Правда, бывают случаи, когда девчонки уж слишком усердствуют и, увлекшись очередным «подводным винтом»… теряют сознание, «отключаются» – засыпают. Когда мы только искали себя в синхронном плавании, была такая мода – удлинять связки, то есть большую часть программы работать под водой. Вот тогда нам и приходилось «отлавливать» девчонок.

bmsi.ru


.