Плавание Кролем на Груди: Как Научиться Опираться на Лицо! Плавание кролем на груди


Плавание кролем на груди с Денисом Таракановым.

 Плавание кролем на груди 

 

Один мой удаленный ученик написал мне после очередной тренировки по плаванию кролем на груди: «Я наконец-то понял! Грести надо не руками, а спиной!!! Как же после этого легче плыть стало! И как скорость увеличилась!!»  Восторгу его не было предела, и если честно, мне тоже было очень приятно, что до очередного моего ученика наконец дошло, что грести в кроле надо не столько – заметьте – руками, сколько спиной. Только в этом случае продвижение в воде – намного мощнее, а сил пловец тратит меньше.  Но зачастую новичок даже особо не задумывается об этом, и не использует широчайшие мышцы спины во время гребков при плавании кролем.  Вот посмотрите на замедленной съемке, я сейчас гребу только руками, не подключая развороты корпуса. Работают только одни руки, и поверьте мне на слово, так плыть намного тяжелее.

 Плавание кролем на груди 

А вот сейчас я плыву, и с каждым гребком выполняю развороты корпуса, и таким образом, подключая к гребку спинные мышцы и косые мышцы живота. Продвижение в воде сразу получатся мощнее, а сил я трачу меньше. Поэтому и вам, уважаемые любители кроля, я советую обратить внимание на этот важный аспект. А чтобы лучше его запомнить, и вывести все движения на уровень автоматизма, посмотрите, а затем выполните следующие упражнения.

 

1-е упражнение: развороты корпуса, стоя в воде по пояс. Разворачиваемся не только плечами, а всем корпусом. Обратите внимание: всем корпусом, и будет идеально – если именно от бедер вы будете делать развороты. Посмотрите… Делайте сначала медленно. Потом – быстрее. Как только почувствуете себя уверенно, переходите ко второму упражнению  2-е упражнение: оно почти такое же, как и 1е, только руки надо положить на воду параллельно друг другу, подобно лыжам, и каждая должна располагаться в своей лыжне. Далее делайте скручивание корпуса, а руки водите по воде взад вперед, параллельно друг другу. Медленно, потом – быстрее. Выполните 10 подходов по 50 таких скручиваний. Плавание кролем на груди   3-е упражнение: Внимание! делайте его сначала медленно, подобно шаолиньскому монаху, чтобы все правильно запомнить: правой прямой рукой – подчеркиваю – прямой рукой выполните гребок, касаясь бедра, и в конце выведите руку к поверхности воды ладонью квверху.  Одновременно с гребком – вот это суть упражнения – совершите разворот корпуса направо, как в предыдущих упражнениях. Замрите на несколько секунд, и проверьте, правильно ли вы все выполнили.  Ваша левая рука должна остаться в своей лыжне, и ни вправо ни влево не уехать. Правая – сзади, ладонью к поверхности. Корпус развернут и составляет с руками почти единую линию. Далее медленно начинайте возвращать правую руку под водой в исходную позицию, по той же самой траектории. Все тело застыло, и только правая рука снова опускается к бедру и касается его. Как только рука коснулась бедра, замрите на несколько секунд, и проверьте, прямая ли рука, прикасается ли она к телу по всей своей длинне. Это очень важно. Проверили, и если все в порядке, начинайте выводить правую руку вперед в начальную позицию.

 Плавание кролем на груди 

И вот именно в этот момент – внимание – начинайте гребок левой рукой с одновременным разворотом всего корпуса налево. Левая рука совершает точно такой же гребок, как и правая рука. Также касается бедра, и также выходит на поверхность воды ладонью кверху. Как только завершили гребок левой рукой, ваш корпус должен быть развернут полностью налево и составлять с руками почти единую линию.  Выполните 10 подходов по 50 таких скручиваний. Сначала медленно, потом – быстрее, до автоматизма. Будет здорово, если на начальном этапе будете делать все движения с закрытыми глазами, вслушиваясь в свои ощущения.  4-е упражение: оно очень похоже на 3 упражнение, с тем лишь отличием, что в нем гребковая рука проходит уже над поверхностью воды. Посмотрите. После совершения гребка, первым из воды выходит высоко вверх локоть, и тащит за собой расслабленное предплечье и кисть правой руки. Внимание! В этот момент остальные части тела – неподвижны!! Двигается только правая рука. Медленно. Осознанно. И в тот момент, когда ваша правая кисть поравняется с лицом, начните гребок левой рукой с одновременным разворотом корпуса налево. Плавание кролем на груди  Правую же руку выведите в исходную позицию, также же, как и предыдущем упражнении. Потом уже левая рука возвращается назад по такому же принципу: все тело не шевелится, но как только кисть левой руки оказалась рядом с лицом, это будет сигналом, что нужно начинать гребок правой рукой с разворотом корпуса направо.  Также выполните 10 подходов по 50 таких скручиваний. Медленно. Потом быстрее. До автоматизма.  И наконец, 5-е упражнение: проплывы на задержке дыхания по 3-5-7 метров с гребками и разворотами корпуса, как в упражнении 4. Внимание: Ногами подрабатывайте себе несильно. Все продвижение должно происходить за счет гребков прямыми руками с разворотами корпуса. Плывите на первых порах не торопясь, вдумчиво. Проплыли 5-7 метров, постояли-подышали, и по новой.  Если вы уже знаете как делать правильно вдохи при плавании кролем, можете уже не вставать на ноги, а делать вдох, и дальше продолжать плыть, отрабатывая 5-е упражнение. Плавание кролем на груди   В общей сложности ему нужно посвятить не менее 5-7 тренировок, и очень скоро вы почувствуете, что ваше продвижение в воде станет более мощным, а сил при этом вы будете тратить меньше. Что и является конечной целью данного урока.

 

Добавлю, что конечно, развороты корпуса при гребках в кроле могут быть с разной амплитудой. Чем выше скорость заплыва, тем меньше развороты корпуса, на это у пловца просто нет времени. И наоборот, чем спокойнее кролист плывет, и чем больше сил хочет сэкономить, тем больше он разворачивает корпус, подключая к гребкам широчайшие мышцы спины и косые мышцы живота. Поэтому в зависимости от целеполагания учитывайте этот момент, и делайте оптимальные развороты корпуса во время плавания кролем на груди.  Ну а если вы хотите полностью освоить технику дыхания, а также остальные элементы при плавании кролем на груди, то конечно же вам поможет в этом классный тренер, или моя удаленная помощь: переходите на эту ссылку. Кликнув на нее, вы узнаете подробности о моем пошаговом видеокурсе “Как научиться плавать кролем” на груди и о моей поддержке для вас.  А на этом пока прощаюсь, и до встречи! Пока!!

 

Плавание кролем на грудиПлавание кролем на груди ©

swim4life.ru

Плавание Кролем на Груди: Как Научиться! Денис Тараканов

Плавание Кролем на Груди: Как Научиться

 Плавание Кролем на Груди: Простой и Веселый Прием, Как Научиться Опираться на Лицо! В одном из своих видео я уже рассказывал, как учу плавать детей кролем на груди в стиле разведчика. Когда им нужно проплыть так тихо в воде, чтобы их никто не услышал.   Такое тихое плавание удивительным образом помогает решить сразу же несколько задач: голова и шея пловца расслабляются и он начинает опираться на воду не только грудной клеткой, но и лицом.   Тут же положение тела принимает более горизонтальное положение. При этом нагрузка на ноги уменьшается, а рукам становится намного удобнее работать!  Такой тихий и вкрадчивый заплыв в стиле разведчика очень хорошо продвигает ученика в обучении кролю на груди.   Но зачастую предложение поплавать в таком режиме не всем особенно понятно, особенно, когда этому учу девочек и женщин.   И тогда я предлагаю поделать следующий прием. Плавание Кролем на Груди: Как Научиться  Надо лечь на воду, аккуратно положить себе на затылок другие плавательные очки, а после – проплыть так на задержке дыхания кролем в полной координации 5-7 метров.   Не нужно спешить. Главное, чтобы очки не свалились с затылка! После вставайте на ноги, подышите, и снова продолжайте отработку приема.   Как только такие заплывы начнут получаться хорошо, и очки перестанут сваливаться с затылка, усложните задачу, положите себе на затылок монетку, или другой менее устойчивый предмет, камушек, например, и также поплавайте с ним.   При этом скорость заплыва можно немного увеличить. Главное, не кладите монетку на резинку для очков для ее устойчивости. Все должно быть по-честному! Ну а как с монеткой все начнет получаться, переходите к последнему приему.   Третье упражнение, которое сходу может улучшить ваше плавание кролем на груди, будет еще покруче.     Возьмите пластиковый стаканчик, наполните его более чем на половину, далее ложитесь лицом на воду, как это делаю я, аккуратно ставьте стаканчик на затылок, и пробуйте уже плыть с ним.   Главное, не делайте резких рывков и движений ни руками, ни ногами. Все должно проходить очень плавно! Если стаканчик упал, пробуйте снова. И через несколько попыток у вас все начнет получаться.   Таким образом поотрабатывайте эти приемы в течение нескольких тренировок, а далее снова можете плавать в привычном для вас режиме.   И к своему удивлению, сами увидите, как ваше скольжение в воде при плавании кролем на груди значительно улучшится. Чего я искренне вам и желаю!   Добавлю, что конечно же стаканчик или монетка на голове не являются «волшебной кнопкой», нажав на которую, вы сразу же освоите всю технику плавания этим стилем. Кто хочет увидеть все пошаговые уроки по плаванию вольным стилем, переходите на ссылку «Как научиться плавать кролем на груди». Кликнув на нее, Вы узнаете подробности, как можно приобрести видеокурс.   А на этом пока прощаюсь и до встречи, пока! Плавание Кролем на Груди: Как Научиться

swim4life.ru

Как делать пронос руки над водой. Плавание Кролем на Груди.

Как делать пронос руки над водой

 

В своих видео уроках по кролю я не раз говорил, что когда плывете кролем длинную дистанцию, не на скорость, а для себя, для здоровья, то намного выгоднее при проносе рук над водой сгибать их в локтях, расслабляя кисти и предплечья.   Таким образом на доли секунды вы даете отдых рукам, и плавание от этого становится более легким и удобным.   Так вот, нередко в своем стремлении согнуть правильно локти при проносе рук над водой, любитель кроля так заносит их за ось позвоночника, что его чуть на спину не опрокидывает.   Посмотрите! При таком движении есть риск получить травму плеча, и конечно такие заносы локтей за ось спины – это неправильно с точки зрения техники: получаются лишние движения, которые сжигают энергию и гасят скорость. Как делать пронос руки над водой  Но проблема в том, что человек себя со стороны не видит, и к тому же до конца не понимает, а где должен находится локоть во время проноса руки, насколько высоко его поднимать.  И во,т чтобы исправить эту ошибку, есть очень простое упражнение:   Встаньте ровно в воде. Руки опущены вдоль тела. А далее поднимите правое плечо, как делаю это я. Предплечье и кисть при этом движении должны быть расслаблены. Заметьте, вы должны поднять плечо в пределах боковой оси тела, и ни в коем случае не отводить локоть назад.   Поделайте медленно такие подъемы и опускания правай рукой. Будет хорошо, если закроете глаза, и будете вслушиваться в свои ощущения.   Далее – поделайте левой рукой тот же самый прием. Как делать пронос руки над водой  Потом переходите ко второму упражнению. Встаньте в полунаклоне по отношению к плоскости воды, руки вытяните вперед, и медленно сделайте гребок правой рукой. Как вы уже помните из моих предыдущих уроков, одновременно с гребком нужно обязательно разворачивать корпус.   Как только завершили гребок, выполните подъем руки, как уже делали в первом упражнении, и при этом вовсе не обязательно поднимать руку так высоко, чтобы кисть вышла из воды. Подняли руку до комфортного ощущения в плече, а после – мягко вывели ее вперед. А затем – повторите этот же прием 5-10 раз.   Потом эти же движения нужно поделать левой рукой.   Третье упражнение:   Делаем гребки руками по очереди. Не торопитесь, и вслушивайтесь в ощущения в плечах, вам должно быть удобно. Кисти и предплечья расслаблены. Как делать пронос руки над водой  Движения мягкие и плавные, без рывков. Глаза можно закрыть, чтобы лучше запомнить все ощущения в теле. И как только почувствуете, что уже движения получаются хорошо, можно переходить к четвертому, заключительному упражнению: проплывы на задержке дыхания.   Ложитесь в стрелку, ногами подрабатывайте себе в стиле кроль, но не сильно. А руками работайте так, как делали в предыдущем упражнении. Проплывайте таким образом на задержке дыхания по 5-7 метров, затем вставайте на ноги, дышите, а после – продолжайте отработку таких гребков.   Запомните! У вас должно быть комфортные ощущения в руках при проносе их над водой, и если кисти задевают воду, потому что растяжка не очень позволяет поднять плечо выше, просто разверните чуть больше корпус на бок при гребке. Тогда руку будет проносить легче над водой, не задевая ее поверхность. Как делать пронос руки над водой  Таким образом надо потренироваться в ближайшие 3-4 тренировки, и скоро вы почувствуете, что Ваше плавание кролем на груди стало значительно более комфортным и приятным. Чего я вам и желаю, уважаемые любители плавания кролем на груди!   Ну а если вы хотите ознакомиться со всеми моими пошаговыми уроками в видеокурсе, переходите на ссылку «Как научиться плавать кролем». Кликнув на нее, Вы узнаете подробности, как можно приобрести этот видеокурс, а также – о моей личной поддержке для вас. А на этом пока прощаюсь и до встречи! Пока!!

Как делать пронос руки над водой ©

swim4life.ru

Плавание кролем на груди: билатеральное дыхание.

 

 

Плавание кролем на груди: билатеральное дыхание. Насколько оно важно для новичка? И когда его надо учить?

 

Когда ко мне приходит новый ученик, который уже немного плавает кролем, и хочет, чтобы я поставил ему технику, я прошу его проплыть метров 15-20 кролем, как он уже это умеет делать.

 

И часто вижу следующее: человек плывет, и делает достаточно неплохо вдох под правую руку. А спустя еще несколько гребков с опущенным лицом в воду, он уже делает вдох под левую руку – и тут – полный караул.

 

Вдох еле-еле получается, движение в целом какое-то неправильное, и вообще возникает ощущение, что человек при вдохе под левую руку совершил какой-то нереальный подвиг, и как ему плыть после этого дальше – вообще непонятно. И действительно, проплыв так еще метров 10-15 и сделав дыхание снова и направо и налево, ученик встает на ноги и усиленно дышит, чтобы прийти в себя.

 

Когда же я спрашиваю: а если бы ты делал вдохи только под удобную для себя руку, смог бы проплыть больше? – я слышу радостный ответ: да, конечно! Тогда я снова спрашиваю: а зачем же ты себя так мучал, и пытался дышать под неудобную для себя руку, делал бы вдохи только под удобную правую и плыл себе спокойно? человек смущенно улыбается, и как правило говорит: ну везде же так советуют, и в интернете много на эту тему написано, что надо сразу учиться плавать кролем с билатеральным дыханием…

 

Кто еще не знает, что это такое, поясню: билатеральное дыхание в кроле, это дыхание на две стороны. Как под гребок правой рукой, так и под гребок левой рукой. Существует распространенное мнение, что билатеральное дыхание надо делать так: например, гребок правой рукой с одновременным вдохом, потом гребок левой рукой, с опущенным уже лицом в воду, далее – правой рукой, и далее – снова левой – с одновременным поворотом головы для вдоха уже на левую сторону. А потом – все по новой, но уже в обратном порядке. Т.е. дыхание получатся на две стороны через каждые 3 гребка.

 

Но самом же деле билатеральное дыхание вовсе не обязательно делать в такой последовательности. Слово билатеральный буквально означает – «двухсторонний». И это двухстороннее дыхание можно делать в любой последовательности.

 билатеральное дыхание 

Так нужно ли новичку-кролисту сразу обучаться билатеральному дыханию?

 

Ответ: нет! На начальном этапе главное для новичка научиться:

 

Первое – правильно плыть кролем на задержке дыхания по 3-5-7 метров, кому сколько воздуха хватает.

 

Второе – научиться делать вдохи под удобную для себя руку, и проплывать свободно таким образом хотя бы 100 метров, без отдыха и остановок.

 

И только после этого учиться билатеральному дыханию, потому что начальный этап обучения пройден.

 

Но теперь главный вопрос: так для чего же оно вообще нужно – дыхание на две стороны?

 

Мое личное мнение такое: для того, чтобы не кружилась голова, когда плывешь длинную дистанцию, а также для того, чтобы время от времени видеть и контролировать с двух сторон, где находятся соперники во время соревнований.

 

Действительно, вспомнинаю, когда я в юности пробовал плыть дистанцию полтора километра с дыханием только под одну мою любимую правую руку, то после окончания заплыва, и у меня еще долгое время сильно кружилась голова. Когда же стал плавать, применяя билатеральное дыхание, то головокружения уже не было.

 

Но!!! количество вдохов под правую руку я все равно делал значительно больше, чем под левую. Потому что мне так удобнее было. Порой я переходил на классическое билатеральное дыхание, о котором я говорил в начале этого ролика: 3 через 3. Но спустя время – снова начинал больше плыть под правую руку. И повторюсь, такие смены сторон дыхания я делал при длинных заплывах, от 400 метров и более.

 

Когда же я плыл на короткой дистанции, то дышал практически всегда под правую руку. И ничуть не уступал своим соперникам, которые плыли с дыханием на две стороны.

 

Посмотрите на лучших кролистов мира. Часто и они плывут с дыханием под свою любимую руку. Тот же Майкл Фелпс, Александр Попов – они также в основном дышат под правую руку, как и ваш покорный слуга.

 

Поэтому уважаемые любители плавания кролем на груди! Осваивайте сначала плавание кролем с дыханием под свою любимую руку и только после того, как начнете плыть уверенно таким способом, учите дыхание и на другую сторону.

 

Правда, сразу оговорюсь, что есть отдельная категория учеников, которым достаточно легко сразу же дается дыхание, как на левую, так и на правую сторону. В этом случае, конечно же стоит закреплять этот навык с самого начала обучения.

 

Слушайте себя, мои уважаемые ученики, получайте удовольствие от занятий, и не совершайте подвигов во время тренировок. Жизнь нам дана для радости и счастья, помните об этом!

 

А на этом пока прощаюсь, до встречи, пока!

 билатеральное дыхание 

Билатеральное дыхание ©

swim4life.ru

Обучение плаванию кролем на груди

Плавание кроль на груди

Опубликовала:Наташка для http://www.fizkult-ura.ru

При изучении всех спортивных способов плавания применяют раздельно-целостный метод обучения. Сущность его состоит в том, что в начале осваивают отдельные элементы, а затем весь способ в целом.

Изучить кроль на груди бывает весьма непросто. Чтобы овладеть попеременными движениями рук в согласовании с дыханием, свободной работой ног, требующей быстрого включения и выключения работающих мышц, необходимы многократные повторения движений на суше и в воде.

Для любого спортивного способа плавания общепризнана следующая последовательность изучения его элементов. Вначале осваивается движение ног, затем движение рук и после этого согласование движений рук и ног. Каждый элемент изучается с произвольным дыханием, с задержкой дыхания на вдохе и в согласовании с дыханием.

Если занятия проводятся со взрослыми людьми, то обучение движению ног на суше следует начинать с имитации по фазам подготовительного и ударного движений. Для этого занимающийся, стоя на одной ноге, держась рукой за опору, сгибает свободную ногу в тазобедренном суставе так, чтобы носок этой ноги, вытянутый и повернутый вовнутрь, находился на 10-15 см выше пола. На счет «раз» прямая нога движется назад, на счет «два» бедро останавливается, а голень, сгибаясь в колене, продолжает движение стопой назад. Выполнив правильно две фазы подготовительного движения, приступают к имитации гребкового или ударного движения. На счет «три» бедро вместе с голенью двигается вперед, причем голень в движении отстает от бедра и нога сгибается в колене на 10-15°. Носок при этом должен быть вытянут, повернут вовнутрь и при движении касаться пола. На счет «четыре» бедро останавливается и начинает движение в обратном направлении, то есть назад. Голень же с нарастающей скоростью продолжает движение стопой вперед, и нога, разгибаясь, приходит в исходное положение.

Надо иметь в виду, что это упражнение решает задачу создания правильного представления о кинематике движения, о взаимодействии бедра, голени и стопы. Выполнение этого упражнения с большим количеством повторений нежелательно, так как мышечные напряжения в подготовительной и особенно в гребковой части не соответствуют тем, которые возникают в воде.

Наиболее распространенным упражнением при изучении движений ног на суше является попеременное движение прямыми ногами в положении сидя на полу или на скамейке. При выполнении этого упражнения носки ног должны быть вытянуты и повернуты вовнутрь. Ноги в коленях прямые, размах движений стоп около 40 см.

Необходимо подробнее остановиться на одном из методических требований к этому упражнению. В отличие от предыдущего, при движении прямыми ногами требуется постоянное напряжение мышц бедра, исключается даже незначительное сгибание ног в коленных суставах.

Такая постановка задачи преследует цель создать представление об усилиях при работе ногами. Формирование двигательного навыка в плавании осложняется тем, что при выполнении движений в воде занимающиеся лишены возможности видеть свои действия. Обратная информация о выполняемом движении идет лишь от рецепторов мышц, связок и суставов. При выполнении движений на суше прямой ногой формируются мышечные ощущения, сходные с теми, которые возникают в воде. Это исключает в дальнейшем появление таких распространенных ошибок, как чрезмерное сгибание ноги в коленном суставе в первой части ударного движения и сгибание колена в первой фазе подготовительного движения.

После освоения упражнения в положении сидя переходят к изучению движений ног в положении на груди. Выполняя движения прямыми ногами лежа на груди, обучающиеся должны принимать такие положения рук, которые в дальнейшем будут повторяться в воде. Первое такое положение — руки впереди. Затем принимается положение: одна рука впереди (например, левая), другая (правая)вдоль тела. Потом положение рук меняется, то есть правая переводится вперед, а левая располагается вдоль тела. Последним из этой серии является движение ног, когда руки вытянуты вдоль туловища. При движении ног лежа на груди главным условием остается движение прямыми ногами.

После того как будут освоены движения ног на суше, можно начинать работу ног в воде. Первые движения ногами необходимо выполнять, держась руками за какую-нибудь неподвижную опору. Такой опорой может быть поручень или край сливного бортика бассейна, дно водоема или партнер по выполнению упражнения. С самого начала ведущему занятие надо следить, чтобы у занимающихся не появлялось чрезмерного сгибания ног в коленях. При появлении этой ошибки целесообразно дать завышенный темп с укороченной амплитудой движений голеностопных суставов. Движение ног с приподнятой головой сменяется упражнением на задержанном вдохе при опущенном в воду лице. Затем выполняется упражнение в согласовании с дыханием, при котором поворот головы для вдоха делается вначале в сторону прижатой правой руки, а затем в сторону прижатой левой руки.

Теперь следует переходить к изучению движений ног в безопорном положении. Наиболее простым из этой серии упражнений является движение ног с расположенными впереди руками. Вдох при этом выполняется с подниманием головы лицом вперед. На первых этапах обучения допустимо при поднимании головы делать поддерживающие гребковые движения кистями рук, облегчая ими удержание головы над водой. Затем это же упражнение необходимо провести на задержанном вдохе. Упражнение на задержанном вдохе выполняется всего 5—10 с. Более длительная задержка дыхания вызывает ощущение удушья, мешающее сосредоточивать внимание на выполняемом движении. Движение ног с опущенным в воду лицом помогает исправлять такие ошибки, как излишний прогиб тела в пояснице или слишком высокое положение головы над поверхностью воды.

Более сложным в изучении движений является плавание одними ногами с вытянутой вперед одной рукой и прижатой к телу другой. При повороте головы для вдоха в сторону прижатой руки могут возникать излишние напряжения мышц туловища и шеи, являющиеся причиной потери равновесия. Надо иметь в виду, что освоить движения ног кролем за одно или за два занятия невозможно. Навык движения ногами, при котором не возникает усталости мышц, чаще появляется на пятом или шестом занятии.

У некоторых людей развитие навыка движений ногами затруднено. Если у занимающегося ноги тонут или нет существенного продвижения вперед, а иногда даже возникает движение назад, то в этом случае нужно воспользоваться каким-либо плавающим средством, на которое можно опереться руками или лечь грудью. Но надо помнить, что движение ног с поддерживающим средством следует выполнять в ограниченном объеме. Дело в том, что увлечение упражнениями с подвижной опорой приводит к формированию навыка с неестественным для свободного плавания прогнутым телом и высоким положением плеч и головы.

Обучение движениям рук также начинается на суше. В положении полунаклона одна рука опирается на согнутое колено одноименной ноги, другая вытянута вперед, выполняется имитация гребка и подготовительного движения. Гребок и подготовительное движение изучаются по частям: вначале имитируется вход руки в воду, затем начало гребка и его окончание, потом выход руки из воды и пронос ее над водой. Если занимающемуся не удается выполнить имитацию отдельных частей движений руки, сходных с теми, которые выполняются спортсменами, предложите сделать движение в упрощенном виде. Для этого в том же исходном положении дайте задание произвести движение спереди назад слегка согнутой в локтевом суставе рукой и, не разгибая локоть, вернуть ее через сторону в исходное положение. Такое же движение необходимо выполнять и другой рукой.

Затем упражнение повторяется в согласовании с дыханием. Во время гребка рукой голова поворачивается и делается вдох. При возвращении руки в исходное положение голова поворачивается лицом вниз и выполняется выдох. Имитацию каждого последующего гребка можно начинать только тогда, когда занимающийся закончит выдох. Если время вдоха и выдоха превышает время цикла движения руки, то с каждым последующим циклом будет происходить опаздывание вдоха и согласование нарушится.

Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде, как правило, повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. Для того чтобы во время выполнения гребков занимающегося не сносило вперед, он делает более широкую, чем на суше, стойку, при которой передняя согнутая в колене нога значительнее выносится вперед. Туловище при этом имеет больший наклон, приближаясь к горизонтальному положению. Рука, не участвующая в движении, опирается на колено согнутой впереди одноименной ноги, а та, которой имитируется движение, находится впереди у поверхности воды. Во время выполнения упражнения голова занимающегося поднята над водой. В этом исходном положении имитация гребка должна осуществляться без ускорения. Изучается только направление движения кисти предплечьем и плеча. Если при этом исходном положении развивать гребковое усилие, то, несмотря на упор передней ногой, тело станет смещаться вперед.

После того как будут изучены подготовительное и гребковое движения с поднятым над поверхностью воды лицом, приступают к изучению движений рук с опущенным в воду лицом. Упражнение выполняется на задержанном вдохе поэтому по продолжительности оно может быть не более 10-15 с. Занимающемуся следует держать глаза в воде приоткрытыми и контролировать движение руки.

Изучив движение рук, можно начинать осваивать гребки в согласовании с дыханием. Поворот головы для вдоха изучается вначале в сторону гребка одной руки, а затем в сторону гребка другой руки. Голова для вдоха поворачивается в тот момент, когда рука заканчивает гребок. Очень важно, чтобы во время вдоха голова не поднималась над водой, а поворачивалась так, чтобы рот был у самой поверхности воды. Раздельное движение рук повторяется многократно, сериями по 20-30 раз подряд, до тех пор, пока не появится свободное дыхание, пока не исчезнет напряженность мышц лица.

После имитации движений рук в согласовании с дыханием приступают к изучению гребков в согласовании с движениями ног. Выполнив скольжение с руками, вытянутыми вперед, начинают движение ногами и, не поворачивая головы для вдоха, делают несколько гребковых движений вначале одной, а потом другой рукой. При этом обращают внимание на частую и ритмичную работу ногами. Если при выполнении движений рукой ноги замедляют темп, то надо повторять упражнение, добиваясь устранения этой ошибки. Неритмичная, с перебоями, работа ног не позволяет стабилизировать положение тела в воде, является причиной смещений таза в стороны. При неритмичном движении ног в момент их остановки исчезает подъемная сила, необходимая для поддержания тела в более высоком положении.

Освоив движение рук на задержанном вдохе, приступают к выполнению гребкового и подготовительного движения в согласовании с дыханием. При изучении кроля это упражнение является основным, и от того, насколько качественно оно изучено, во многом зависит успех овладения этим способом плавания. Вдох так же, как и на суше, изучается вначале под одну, а затем под другую руку. Если пренебречь этим правилом и изучать вдох под одну из рук, то в дальнейшем у плывущего возникает асимметрия. Поворот плеч становится больше в сторону той руки, под которую делается вдох. При этом во вращение вовлекается таз, смещающий направление движения ног в сторону от вертикали.

Из всех других этому упражнению надо отводить на занятиях наибольшее количество времени. Так же, как и предыдущее, его повторяют сериями много раз, добиваясь легкого и непринужденного дыхания, правильного согласования дыхания и движения руки, ощущения давления ладонью о воду. На первых этапах обучения рекомендуется делать небольшую паузу для работающей руки в тот момент, когда она закончит подготовительное движение. Как указывалось ранее, пауза необходима для того, чтобы занимающийся успел закончить выдох к началу следующего гребка.

Освоив гребок с дыханием под одну и под другую руку, переходят к раздельно-попеременным движениям. На суше из исходного положения стоя в полунаклоне, руки впереди имитируется гребковое и подготовительное движение поочередно одной, а затем и другой рукой. Необходимость переключения внимания с одной руки на другую в упражнениях с попеременными движениями заметно усложняет освоение гребков руками, но в то же время создает благоприятные предпосылки для изучения в дальнейшем согласованного движения рук. При выполнении этого упражнения в воде занимающемуся не всегда удается удерживать обе кисти рук впереди. Чтобы избежать возможности этой ошибки, надо уже на суше давать задание задерживать на несколько секунд их в положении, когда они встречаются впереди. При встрече кистей большие пальцы должны касаться друг друга. После этого упражнения раздельно-попеременное движение выполняется с поворотом головы для вдоха под гребок каждой руки.

Овладев раздельно-попеременным движением рук на суше, его затем выполняют в воде, стоя на дне. Имитируют движения в положении, когда лицо опущено в воду, а затем в согласовании с дыханием.

В безопорном положении, плывя ногами кролем, вначале выполняют так же, как и на суше, движения руками на задержанном вдохе с опущенным в воду лицом. Внимание занимающегося должно быть обращено на выполнение длинного гребка, на необходимость сохранения паузы для кистей рук, ритмичное движение ног. Длительность каждого упражнения не должна превышать 10—15 с, и его не следует повторять более 3—4 раз, так как плавание на задержанном вдохе быстро вызывает утомление.

Переходя к раздельно-попеременному плаванию в согласовании с дыханием, следят за тем, чтобы у занимающегося не нарушался ритм движений, длина гребка обеих рук и поворот плеч при вдохе в одну и другую стороны были одинаковыми.

Однако при всех тех полезных качествах, которые развивает это упражнение, выполнять его с большим количеством повторений нельзя, так как может произойти формирование стойкого навыка раздельного движения рук, что в последующем отрицательно повлияет на развитие способности тонко ощущать передачу гребкового усилия с одной руки на другую.

Упражнение в полураздельном согласовании является последним из группы упражнений для изучения движений рук. Оно осваивается труднее, чем все предыдущие, и поэтому при его выполнении надо применять счет, с помощью которого можно фиксировать положение головы и рук. Счет помогает перейти от полураздельного согласования движений к слитному.

На суше принимается положение полунаклона, одна рука, например правая впереди, другая, левая сзади, вдоль тела, голова лицом вниз. На счет «раз» одновременно имитируется гребок передней правой и подготовительное движение левой рукой, расположенной сзади. На счет «два» выполняется гребок левой и подготовительное движение правой рукой. При выполнении этого упражнения надо следить за тем, чтобы обе руки одновременно начинали и заканчивали движение. В дальнейшем пауза между счетом «раз» и «два» сокращается и движения рук становятся слитными. После этого дается задание — под счет «раз» повернуть голову в сторону гребущей руки и сделать вдох, под счет «два», делая гребок другой рукой, повернуть голову лицом вниз и выполнить выдох.

С переходом к слитным движениям не следует торопиться. Надо обращать внимание на то, чтобы глубина вдоха и выдоха при этом не уменьшалась. Если все-таки не удается делать полноценное дыхание, упражнение выполняется в медленном темпе или возвращаются к полураздельному согласованию.

В воде гребковые движения рук и дыхание в полураздельном и слитном согласовании имитируются в том же исходном положении, что и на суше, то есть стоя на дне в полунаклоне. Выполняют движения рук на задержанном вдохе с опущенным в воду лицом и с поворотом головы для вдоха и выдоха под гребок правой и левой рукой. Только после того, как будет достигнута согласованность дыхания с движениями рук, переходят к плаванию с движениями ног в полураздельном и слитном согласовании.

Обучать плаванию кролем на груди всегда следует начинать с шестиударного согласования движений рук и ног. При шестиударном согласовании в период гребка каждой руки ноги выполняют четыре ударных движения, в период подготовительного — два ударных движения. При этом вход, например, правой кисти в воду и начало ее движения вперед и вниз должны совпасть с ударом одноименной, правой ноги. Начало давления кисти на воду совпадает с ударом противоположной, левой ноги. В средней части гребка правой руки удар делает правая нога. Окончание гребкового усилия совпадает с ударом противоположной ноги. Шестиударный вариант согласования, позволяющий держать в устойчивом равновесии туловище при гребках рук и поворотах головы, обучающиеся осваивают без заметных трудностей в процессе раздельного, раздельно-попеременного и полураздельного плавания. Но если разви¬тие навыка шестиударного согласования затруднено, применяется метод подсчета количества ударных движений ног под гребковые движения рук.

На суше принимается исходное положение стоя в полунаклоне, руки впереди. Имитация движений ног кролем в положении стоя весьма условна. Под каждый счет обучающийся переносит вес тела на одну ногу, а другую, освобождая от опоры, сгибает в колене и ставит на носок. Сгибание ноги в колене является имитацией ударного движения. При раздельном согласовании движений рук, когда цикл движения повторяется только одной рукой, например правой, упражнение выполняется так:

  • на «раз» — правая рука полностью выпрямляется в локтевом суставе, кисть начинает выполнять ладонное сгибание. Одновременно с этим движением руки правая нога сгибается в коленном суставе и ставится на носок;
  • на счет «два» — кисть и предплечье начинают движение вниз и одновременно сгибается левая нога;
  • на счет «три» — рука движется вниз, приближаясь к вертикальному положению с одновременным сгибанием правой ноги;
  • на счет «четыре» — правая рука имитирует окончание гребка и левая нога сгибается в колене;
  • на счет «пять» — правая рука, сгибаясь в локте, имитирует начало подготовительного движения, а правая нога ударное движение;
  • на счет «шесть» — правая рука проходит мимо плеча, левая нога сгибается в колене.

Вначале упражнение выполняется в медленном темпе с остановкой на каждом счете, затем скорость подсчета можно увеличивать, следя за тем, чтобы согласованность движений рук и ног не нарушалась. При изучении согласования с раздельно-попеременным или с полураздельным движением рук упражнение выполняется не на шесть счетов, а на семь. Это происходит потому, что при попеременной работе рук или при полураздельном их согласовании отсутствует момент одновременного начала гребка одной руки и окончания гребка другой. Поэтому на счет семь необходимо выполнить только имитацию движения ноги, чтобы начало гребка другой руки совпало с ударом одноименной ноги.

В воде изучать согласование целесообразно в безопорном положении. Вначале подсчет количества ударов ног ведется при раздельном движении рук, а затем при раздельно-попеременном и полураздельном их согласовании. Переходить к слитному согласованию движений рук целесообразно, лишь когда шестиударное согласование становится устойчивым.

www.fizkult-ura.ru


.