7.6. Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста Контрольные вопросы и задания. Плавание для инвалидов


Плавание как средство двигательной реабилитации инвалидов после ампутации конечностей

Физкультура Физкультура

Доктор медицинских наук С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Богатых Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт протезирования им. проф. Г.А. Альбрехта

Ключевые слова: инвалиды, плавание, двигательная реабилитация, эффективность.

Контингент инвалидов с заболеваниями и поражениями опорно-дви гательной системы, нуждающихся в комплексной медико-социальной и двигательной реабилитации, весьма обширен и неоднороден по составу. Наиболее сложной является реабилитация инвалидов, перенесших ампутации конечностей. Эффективность восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий определяется многими факторами, в частности причиной и уровнем ампутации, локомоторными и биомеханическими нарушениями, дистрофическими процессами, развивающимися в костно-мышечном аппарате культи, существенными морфофункциональными и патофизиологическими изменениями со стороны кардио-респираторной системы, обменных процессов и т.д. Как следствие этих процессов происходит нарушение адаптационных реакций организма, снижение физической работоспособности [3, 6-8].

Инвалиды, перенесшие ампутации нижних конечностей, нуждаются в адекватных средствах двигательной реабилитации. В реабилитационном процессе одно из ведущих мест, несомненно, принадлежит адаптивной физической культуре и спорту, направленным на возможно полное восстановление и поддержание двигательных и функциональных возможностей человека, профилактику гипокинетического синдрома, снижение стрессорной реакции и т.д.

В настоящее время плавание рассматривается как эффективное средство тренировки кардио-респираторной системы, закаливания, нормализации биоэлектрической активности мышц, ферментативной активности крови, показателей нейрогуморальной регуляции, повышения потребления кислорода, нормализации деятельности центральной нервной системы и т.д. [1, 9]. Оздоровительное и спортивное плавание достаточно широко используется среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы, в том числе и после ампутации конечностей. Однако в литературе отсутствуют сведения о биомеханических особенностях плавания инвалидов и оценке его эффективности в плане повышения их двигательных возможностей. С учетом этого целью настоящей работы явилось изучение особенностей плавания инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей, а также функциональная оценка влияния оздоровительного плавания на состояние системы кровообращения при различных уровнях ампутации нижних конечностей.

Под нашим наблюдением находилось 82 инвалида, только мужчины, перенесшие ампутации конечностей, из них на уровне голени - 35 человек, на уровне бедра - 30 человек, обеих нижних конечностей на уровне бедер, бедра и голени - 17 человек. Инвалиды с дефектами обеих нижних конечностей были объединены в одну группу ввиду примерно одинаковой потери массы тела и выраженности гипокинезии. Возраст пациентов колебался от 18 до 40 лет. Причиной ампутации конечностей у всех инвалидов послужили травмы. Сроки после ампутации колебались от 6 месяцев до 5 лет (в среднем 3,2 года). Среди наблюдаемых пациентов не было лиц, страдавших какими-либо заболеваниями органов дыхания и кровообращения. Контрольную группу составили 15 практически здоровых мужчин аналогичного возраста.

Все инвалиды прошли курс оздоровительного плавания длительнос тью 1 месяц. Занятия в бассейне проводились 4-5 раз в неделю продолжительностью 30-40 мин. В процессе занятий использовались элементы плавания кролем на груди, на спине, брасс, ныряние, игры с мячом и др.

Исследования системы кровообращения проводились следующими методами: вариационной пульсометрии (ВПМ по Р.М. Баевскому [2]), позволяющей оценить состояние вегетативного гомеостаза; тахоосциллографии (ТОГ) по Н.Н. Савицкому, с помощью которой определялись величины артериального давления; тетраполярной грудной реографии (ТГРГ) по Кубичеку в модификации Ю.Т. Пушкаря и соавт. [10], на основе которой определялись объемные величины системного кровотока и рассчитывались индексированные показатели, отнесенные к редуцированной площади поверхности тела. Биомеханические исследования проводились методом фоторегистрации (фотограмметрии), при этом оптическая ось объектива располагалась перпендикулярно к объекту съемки на фоне калиброванного экрана с ценой деления 5 см2.

Рис. 1. Смещение общего центра массы тела у инвалидов после ампутации нижних конечностей

Переходя к анализу наблюдений и исследований, следует отметить, что плавание инвалидов после ампутации нижних конечностей имеет ряд важных особенностей, обусловленных уменьшением массы тела. Известно, что после ампутации происходит смещение общего центра массы (о.ц.м.) тела в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта. По данным Я.С. Якобсона и соавт.[11], после ампутации на уровне средней трети голени о.ц.м. тела смещается в сторону сохраненной конечности на 8 мм и вверх на 45 мм, после ампутации на уровне бедра - на 13 и 79 мм соответственно, после ампутации на уровне обоих бедер смещение о.ц.м. тела вверх еще более выражено. На рис. 1 схематично показано смещение о.ц.м. тела после ампутации бедра и обоих бедер. Следует отметить, что эти изменения рассматриваются у человека, находящегося в вертикальном положении. При горизонтальном положении, например в воде, при вытянутых вперед руках, смещение о.ц.м. тела будет более выраженным. На рис. 2 показано сравнительное положение в воде здорового человека и инвалида после ампутации обоих бедер. Для здорового человека, плавающего кролем на груди (рис. 2, а), характерно положение тела, близкое к горизонтальному (угол атаки составляет около 8о). На тело пловца действует несколько разнонаправленных сил: погружающая сила (сила тяжести) - G, выталкивающая сила - Ry и дополнительные динамические силы, возникающие при движении. Тело пловца испытывает действие силы, препятствующей продвижению вперед, именуемой лобовым сопротивлени ем - Rx, наличие положительного угла атаки способствует возникновению подъемной силы. Динамический баланс сил, действующих на пловца, в сочетании с эффективными гребковыми движениями верхних и нижних конечностей обеспечивает продвижение вперед со скоростью V [5]. На рис. 2, б показана наиболее выгодная поза пловца в обтекающем потоке (по Н.А. Бутовичу).

а
б
в
г
д

Рис. 2. Положение в воде здорового человека и инвалида после ампутации обоих бедер. (Объяснения в тексте.)

У инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей при погружении в воду (при статическом положении и задержке дыхания на вдохе) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находятся выше уровня воды, угол атаки при этом приобретает отрицательное значение (рис. 2, в). Такое положение значительно нарушает так называемую гидропланирующую позу, а для поддержания горизонтального положения и принятия положительного угла атаки при плавании необходима интенсивная работа руками. Учитывая отсутствие нижних конечностей, продвижение вперед обеспечивается только за счет верхних конечностей, при этом движения руками производятся быстро, низко над водой. Вместе с этим возникает гиперлордоз позвоночника, носящий компенсаторный характер (рис. 2, г). В целом эти особенности способствуют увеличению лобового сопротивления, снижается скорость движения, быстро развивается утомление мышц верхних конечностей.

Для коррекции положения инвалида в воде нами разработаны специальные вспомогательные плавсредства в виде утяжеляющего пояса и жилета. Пояс выполнен из водостойкой ткани с циркулярно расположенными секциями для грузов, масса которых составляет 50-100 г, что позволяет за счет изменения их количества и заполнения различных секций регулировать положение тела инвалида в воде в зависимости от уровня ампутации. Пояс надежно фиксируется на талии и не препятствует движениям при плавании (рис. 2, д). Использование пояса обеспечивает горизонтальное или близкое к горизонтальному положение тела, снижает явления гиперлордоза, способствуя тем самым снижению напряжения мышц спины и верхних конечностей. Плавательный жилет фиксируется на грудной клетке с помощью ленты велкро. На грудной поверхности расположены пластины из вспененного полиэтилена. Его применение обеспечивает удержание плечевого пояса и головы над водой, способствуя улучшению координации движений. Наибольшее значение жилет имеет для инвалидов, обучающихся плаванию.

При статическом положении тела в воде на спине (с задержкой дыхания на вдохе) у инвалидов отмечается выраженное сгибание в тазобедренных суставах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-отводящих контрактур, развивающихся вследствие ампутации, компенсаторное сгибание поясничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова высоко поднимается над водой, туловище уходит под воду, культи бедер находятся выше уровня воды. При этом мышцы шейного отдела позвоночника постоянно напряжены. На рис. 3, а и б показано положение в воде здорового человека и инвалида. Использование вспомогательных плавсредств, в частности утяжеляющего пояса, создает условия для уравновешивания сил, действующих относительно о.ц.м. тела, и позволяет принимать горизонтальное положение в воде (рис. 3, в).

а
б
в

Рис. 3. Положение здорового человека и инвалида после ампутации обоих бедер (на спине)

Устранение отмеченных особенностей положения тела в воде с помощью плавсредств облегчало инвалидам освоение техники плавания кролем. У инвалидов после ампутации на уровне голени, бедра вспомогательные плавсредства не использовались, ввиду менее выраженных биомеханических особенностей положения тела в воде и достаточно успешного владения техникой плавания.

Данные функциональных исследований, проведенных в начале месячного курса плавания, свидетельствова ли о наличии выраженного преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы. Амплитуда моды (АМо) у инвалидов оказалась увеличенной по сравнению с контрольной группой на 50,8-89,0% (р < 0,001) в зависимости от уровня ампутационного дефекта, мода (Мо) - сниженной на 17,1-26,2% (р < 0,001), индекс напряжения регуляторных систем (Ин) оказался увеличенным на 125,8-152,9% (р < 0,001) и вегетативный показатель ритма (ВПР) - на 120,7-158,8% (р < 0,001) соответственно. Наиболее выраженные отклонения показателей выявлены у инвалидов после ампутации бедра и обеих нижних конечностей. Таким образом, можно констатировать, что симпатическая иннервация характерна для всех инвалидов, перенесших ампутации. Преобладание симпатического отдела сопровождается высокой централизацией сердечного ритма. Синусовый узел способен обеспечить лишь стабильный ригидный ритм, что в целом характерно для сердца с низкими адаптационными возможностями.

Вместе с тем выявлено учащение пульса (ЧСС) по сравнению с контрольной группой на 9,7-19,2% (р < 0,02) в зависимости от уровня ампутации, диастолического артериального давления (АДдиаст.) - на 7,7-21,6% (р < 0,05), среднего гемодинамического давления (СДД) - 11,5-38,1% (р < 0,001), бокового систолического давления (АДбок.) - на 19,3 (р < 0,01) - 27,3% (p < 0,001) и конечного систолического давления (АДкон.) - на 5,9 (р < 0,05) - 14,5% (р < 0,02). Следует отметить, что на повышение артериального давления, особенно диастолического, указывалось в работе [3], оно связывалось с напряжением симпато-адре наловой системы и интерпретировалось как проявление стрессорной реакции организма. Наряду с изменением артериального давления выявлено значительное повышение периферического сопротивления (ПС). Так, после ампутации голени оно оказалось увеличенным по сравнению с контрольной группой на 73,3% (p < 0,001), после ампутации бедра - на 67,5% (р < 0,001) и после ампутации обеих нижних конечностей - на 104,1% (р < 0,001). Отмечено снижение объемных величин системного кровотока - ударного и минутного объемов кровообращения (УО и МОК) на 21,3-21,8% (р < 0,01) и 13,8-16,8% (p < 0,001) соответствен но. Однако индексированные показатели - ударный и сердечный индексы - не претерпевали существенных изменений.

Таким образом, у инвалидов, перенесших ампутации нижних конечностей, выявлены однонаправленные изменения со стороны системы кровообращения. Снижение объемных величин, в частности УО, недостаточное наполнение так называемой "компрессионной" камеры, и соответственно снижение артериального давления в барорецеп торных зонах каротидных синусов и дуги аорты вызывает мощный прессорный рефлекс, приводящий к активации сосудистого тонуса. Это происходит в результате растормаживания симпатического отдела вегетативной нервной системы, что и проявилось увеличением ЧСС, АД и ПС. Можно полагать, что выраженное преобладание симпатического отдела является в определенной степени компенсаторной реакцией организма на уменьшение массы тела и сосудистого русла и направлено на поддержание циркуляторного гомеостаза. Вместе с тем определенное значение имеют гипокинезия и детренированность организма, а также эмоциональный и физический стрессы.

Под влиянием месячного курса оздоровительного плавания произошли некоторые сдвиги в вегетативной регуляции. У инвалидов после ампутации голени и после ампутации бедра произошли уменьшение АМо, увеличение Мо, а также отношения Мо Х, характеризующего взаимоотношение автономного контура и гуморального канала регуляции [4]. Степень их изменения составляла 20,5-28,3% (p < 0,05) относительно исходных значений. Динамика этих показателей рассматривалась как некоторое ослабление влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы и нарастание парасимпатической регуляции, увеличение роли автономной регуляции сердечного ритма. Отсутствие статистически достоверных изменений остальных показателей ВПМ можно объяснить малой продолжительностью курса оздоровительного плавания. Очевидно, месячного периода недостаточно для выраженных адаптационных перестроек регуляторных механизмов.

У инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей, т.е. с максимальной потерей массы тела (свыше 25%) изменения показателей ВПМ не были статистически достоверными, что, вероятно, обусловлено более глубокими изменениями регуляторных механизмов и морфофункциональными изменениями со стороны системы кровообращения, развивающимися вследствие ампутации.

Изменения гемодинамических показателей у инвалидов с односторонними дефектами нижних конечностей характеризовались выраженным снижением ЧСС, АДбок., АДкон., после завершения курса плавания они существенно не отличались от показателей контрольной группы. Произошло снижение ПС, а также объемных величин, что сказалось на СИ. В исходном периоде величина СИ у инвалидов с культей голени составляла 3,19 л/мин/м2, после завершения курса - 2,33 л/мин/м2, у инвалидов с культей бедра - 3,28 и 2,43 л/мин/м2 соответственно. Таким образом, наблюдались снижение интенсивности кровообращения и стабилизации его на новом гипокинетическом уровне. У инвалидов с дефектами обеих нижних конечностей изменения показателей были незначительными. ПС снизилось всего на 13,7% (p > 0,05) по сравнению с исходным. СИ в исходном периоде составлял 3,18 л/мин/м2, после курса плавания 2,92 л/мин/м2, т.е. сохранялся стабильный эукинетический тип кровообращения.

Проведенные исследования показали, что при невысоких уровнях ампутации плавание способствует повышению функциональных возможностей сердечно-сосуди стой системы, нарастанию парасимпатической регуляции, что в целом отражает увеличение резервных возможностей организма. У инвалидов с высокими уровнями ампутации не происходит существенных сдвигов центральной гемодинамики и вегетативной регуляции, что обусловле но глубокими морфофункциональными изменениями со стороны системы кровообращения.

Несмотря на это целесообразность и необходимость применения плавания у инвалидов с дефектами обеих конечностей несомненны. При высоких уровнях ампутации плавание способствует лечению контрактур, повышению биоэлектрической активности мышц, а также, что наиболее важно, является эффективным средством социальной реабилитации, оказывает большое психологическое влияние на совершенствование волевых качеств и в целом способствует наиболее полной реадаптации в современном обществе.

Литература

1. Атаев З.М., Крупина Т.Н., Воронина С.Г., Богомолов В.В. Восстановительное лечение постгиподинамических состояний: Метод. реком. М., 1977. - 33 с.

2. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. - 259 с.

3.Виноградов В.И., Калинина И.В. Особенности артериального давления у больных с культями конечностей //Протезирование и протезостроение. Сб. тр., вып. 85. - М.: ЦНИИПП, 1989, с. 41-46.

4. Детская спортивная медицина: Руководство для врачей. Изд. 2-е /Под ред. С.Б. Тихвинского и С.В. Хрущева. - М.: Медицина, 1991. - 558 с.

5. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: ФиС, 1977.

6. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Солодков А.С., Морозова О.В. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебн. пос. под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - Спб: СПбГАФК, 1996. - 95 с.

7. Кейер А.Н. Реконструктивные операции после усечения в проксимальном отделе верхней конечности (с учетом анатомо-биомеханических особенностей плечевого пояса и протезирования: Автореф. дис. докт. мед. наук. Л., 1975.

8. Курдыбайло С.Ф. Морфофункциональное обоснование двигательных возможностей инвалидов после ампутации конечностей как основа медико-социальной реабилитации: Автореф. дис. докт. мед. наук. СПб, 1993. - 44 с.

9. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина и соавт. - М.: Медицина, 1995. - 399 с.

10. Пушкарь Ю.Т., Большов В.М., Елизарова Н.А. и др. Определение сердечного выброса методом тетраполярной реографии и его метрологические возможности //Кардиология, 1977, № 7, с. 89-90.

11. Якобсон Я.С., Морейнис И.Ш. Биомеханические аспекты протезирования. - В кн.: Руководство по протезированию /Под ред. Н.И. Кондрашина. - М.: Медицина, 1976. - 431 с.

aupam.ru

Плавание. Паралимпийские виды спорта. Международные спортивные соревнования для людей с ограниченными возможностями

Инваспорт Инваспорт

Плавание является одним из главных видов спорта со времен первых Паралимпийских Игр 1960 года в Риме. Также как и на Олимпийских Играх, участники соревнуются в дисциплинах свободный стиль, плавание на спине, баттерфляй, брасс и комплексное плавание. Управляющий орган - Международная Федерация Плавания (FINA).

Соревнования проводятся в 50-метровом бассейне на восьми дорожках. Правила FINA для спортсменов с ограниченными возможностями несколько модифицированы. Используется специальные платформы для старта в воде для некоторых дистанций, а также особые метрономы для пловцов с нарушением зрения. Слабовидящим спортсменам требуется ассистент, когда они доплывают до борта бассейна и делают разворот и/или финишируют. Они обязаны соревноваться в непрозрачных плавательных очках. По правилам соревнований запрещено использование протезов и других вспомогательных средств.

В предварительных соревнованиях в каждом классе участвуют по восемь спортсменов в каждом в заплыве, а затем лучшие восемь в своем классе соревнуются в финале. Спортсмены с разными ограниченными возможностями стартуют разными способами в зависимости от своего класса – прямо из воды, со специальной платформы в воде или обычный старт со стартовой тумбы. Атлеты со слабым зрением разделяются на три категории в зависимости от степени потери зрения - от S11, для абсолютно невидящих, до S13, для слабовидящих пловцов.

В этой категории соревнования проводятся на следующих дистанциях:

• 50, 100 и 400 метров свободным стилем • 100м на спине • 100м брассом • 100м баттерфляем • 200м индивидуальное комплексное плавание • эстафета 4x100м свободным стилем и эстафета 4x100м комплексным плаванием.

Для спортсменов с ПОДА классификация основана на нескольких факторах, таких, как сила мышц, координация, подвижность суставов и/или длина поврежденной конечности. Атлетам необходимо пройти классификацию в воде всеми стилями плавания для определения их класса.

Пловцы разделяются на следующие категории:

• 10 классов (S1-S10) свободным стилем, на спине и баттерфляем • 10 классов (SM1-SM10) индивидуальное комплексное плавание • 9 классов (SB1-SB9) брассом Чем выше номер класса, тем ниже степень поражения, например, класс 1 соответствует большой неспособности и класс 10 – минимальной неспособности. На Паралимпийских Играх соревнования проводятся в следующих дисциплинах: • 50м и 100м свободным стилем: класс S1-S10 • 200м свободным стилем: класс S1-S5 • 400м свободным стилем: класс S6-S10 • 50м на спине: класс S1-S5 • 100м на спине: класс S6-S10 • 50м баттерфляй: класс S1-S7 • 100м баттерфляй: класс S8-S10 • 50м на спине: класс SB1-SB3 • 100м на спине: класс SB4-SB9 • 150м индивидуальное комплексное плавание: класс SM1-SM4 • 200м индивидуальное комплексное плавание: класс SM5-SM10 • эстафета 4x50м свободным стилем и 4x50м комплексным плаванием • эстафета 4x100м свободным стилем и 4x100м комплексным плаванием

aupam.ru

О пользе плавания

Плавание оказывает на нас положительное воздействие. Оно не только улучшает настроение, тонизирует и одновременно помогает расслабиться, но и оказывает замечательное оздоровительное и укрепляющее воздействие на весь организм.

Пользу плавания можно отнести не только к положительным достижениям от упражнений, но и к терапевтическим методикам, помогающим человеку в оздоровлении и в процессах реабилитации.

В чем же заключается польза плавания?Этот вид спорта для человека наиболее безопасен, т. к. уровень физических травм у пловцов самый низкий. При плавании нагрузка на организм человека гармонично распределяется. Происходит равномерное чередование задействованных групп мышц, что способствует их растягиванию и удлинению. Благодаря этому они становятся сильнее и крепче без увеличения в объеме. Также разгружается позвоночник, что способствует приобретению правильной осанки и укреплению спины.

Регулярное занятие плаванием улучшает работу сердечнососудистой системы, повышает приток кислорода к мозгу. Более того, объём легких за счёт работы мышц совместно с дыхательными упражнениями расширяется, и это приводит к повышению тонуса во всем теле.

Человеку, желающему избавиться от лишнего веса, стоит обратить на водный вид спорта особое внимание, т. к. работа мышц при осуществлении гребковых (плавательных) процессов, способствует не только укреплению пресса и остальных частей тела, но и снижает вес. Так, за полчаса плаванья можно избавиться от 260 килокалорий и более, а всё потому, что заплывы на различные дистанции улучшают обмен веществ в организме, что приводит к сжиганию жиров.

Не стоит также забывать, что плавание не только стимулирует активность, но и закаляет организм. Что существенно повышает иммунитет человека, развивает выносливость и совершенствует механизмы терморегуляции.

И, наконец, плавание оказывает психологическое воздействие на человека. Способствует улучшению настроения и развитию эмоциональной устойчивости, повышению самообладания.

Людям с ограниченными возможностями плавание помогает укрепить мышцы, стать подвижнее, расслабиться, обрести уверенность в себе, а самое главное – почувствовать себя настоящим пловцом и полноценным членом общества. В воде инвалиду становится доступно больше движений, т.к. вес распределяется определенным образом, и высвобождает большие двигательные возможности. То, что человеку с ограниченными возможностями оказывается недоступно в повседневной жизни, травматично или трудно, в воде является вполне осуществимым.

Комментарии людей с инвалидностью, занимающихся плаванием:

Илья Кондратьев (Великий Новгород, инвалид-колясочник): «Плаванием занимаюсь с восьми лет и очень люблю этот вид спорта. А научился в деревне Новгородской области Большое Лучино в местной речке, причём самостоятельно, просто с помощью своих рук. Плавать мне совсем не сложно, вода действует на меня благотворно, в ней я расслабляюсь и отдыхаю, и даже могу ходить, т. к. она меня держит. Трудно приходится только тогда, когда нужно заходить в реку и выходить из неё, т. к. ничего вспомогательного близ водоёма для меня, как для инвалида, не предусмотрено».

Наталья Вельветова (Карелия, г. Лахденпохья, инвалид-колясочник): «Я полюбила плавать в подростковом возрасте, тогда о его пользе ещё не особенно задумывалась. Плавала больше для удовольствия или ради игры. Но тогда я ещё ходила. Уже гораздо позже, когда перестала ходить и села в инвалидную коляску, оценила всю значимость плавания: вода расслабляет, улучшает настроение, позволяет выплеснуть эмоции… А для человека с ограниченными возможностями водный вид спорта означает ещё и обретение подвижности, т. к. мышцы становятся крепче и эластичнее, позвоночник распрямляется, улучшается осанка, координация тела».

report.unic.edu.ru

Плавание как средство двигательной реабилитации инвалидов после ампутации конечностей - Научные статьи

Доктор медицинских наук С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Богатых Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт протезирования им. проф. Г.А. Альбрехта

Ключевые слова: инвалиды, плавание, двигательная реабилитация, эффективность.

Контингент инвалидов с заболеваниями и поражениями опорно-дви гательной системы, нуждающихся в комплексной медико-социальной и двигательной реабилитации, весьма обширен и неоднороден по составу. Наиболее сложной является реабилитация инвалидов, перенесших ампутации конечностей. Эффективность восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий определяется многими факторами, в частности причиной и уровнем ампутации, локомоторными и биомеханическими нарушениями, дистрофическими процессами, развивающимися в костно-мышечном аппарате культи, существенными морфофункциональными и патофизиологическими изменениями со стороны кардио-респираторной системы, обменных процессов и т.д. Как следствие этих процессов происходит нарушение адаптационных реакций организма, снижение физической работоспособности [3, 6-8].

Инвалиды, перенесшие ампутации нижних конечностей, нуждаются в адекватных средствах двигательной реабилитации. В реабилитационном процессе одно из ведущих мест, несомненно, принадлежит адаптивной физической культуре и спорту, направленным на возможно полное восстановление и поддержание двигательных и функциональных возможностей человека, профилактику гипокинетического синдрома, снижение стрессорной реакции и т.д.

В настоящее время плавание рассматривается как эффективное средство тренировки кардио-респираторной системы, закаливания, нормализации биоэлектрической активности мышц, ферментативной активности крови, показателей нейрогуморальной регуляции, повышения потребления кислорода, нормализации деятельности центральной нервной системы и т.д. [1, 9]. Оздоровительное и спортивное плавание достаточно широко используется среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы, в том числе и после ампутации конечностей. Однако в литературе отсутствуют сведения о биомеханических особенностях плавания инвалидов и оценке его эффективности в плане повышения их двигательных возможностей. С учетом этого целью настоящей работы явилось изучение особенностей плавания инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей, а также функциональная оценка влияния оздоровительного плавания на состояние системы кровообращения при различных уровнях ампутации нижних конечностей.

Под нашим наблюдением находилось 82 инвалида, только мужчины, перенесшие ампутации конечностей, из них на уровне голени - 35 человек, на уровне бедра - 30 человек, обеих нижних конечностей на уровне бедер, бедра и голени - 17 человек. Инвалиды с дефектами обеих нижних конечностей были объединены в одну группу ввиду примерно одинаковой потери массы тела и выраженности гипокинезии. Возраст пациентов колебался от 18 до 40 лет. Причиной ампутации конечностей у всех инвалидов послужили травмы. Сроки после ампутации колебались от 6 месяцев до 5 лет (в среднем 3,2 года). Среди наблюдаемых пациентов не было лиц, страдавших какими-либо заболеваниями органов дыхания и кровообращения. Контрольную группу составили 15 практически здоровых мужчин аналогичного возраста.

Все инвалиды прошли курс оздоровительного плавания длительнос тью 1 месяц. Занятия в бассейне проводились 4-5 раз в неделю продолжительностью 30-40 мин. В процессе занятий использовались элементы плавания кролем на груди, на спине, брасс, ныряние, игры с мячом и др.

Исследования системы кровообращения проводились следующими методами: вариационной пульсометрии (ВПМ по Р.М. Баевскому [2]), позволяющей оценить состояние вегетативного гомеостаза; тахоосциллографии (ТОГ) по Н.Н. Савицкому, с помощью которой определялись величины артериального давления; тетраполярной грудной реографии (ТГРГ) по Кубичеку в модификации Ю.Т. Пушкаря и соавт. [10], на основе которой определялись объемные величины системного кровотока и рассчитывались индексированные показатели, отнесенные к редуцированной площади поверхности тела. Биомеханические исследования проводились методом фоторегистрации (фотограмметрии), при этом оптическая ось объектива располагалась перпендикулярно к объекту съемки на фоне калиброванного экрана с ценой деления 5 см2.

Рис. 1. Смещение общего центра массы тела у инвалидов после ампутации нижних конечностей

Переходя к анализу наблюдений и исследований, следует отметить, что плавание инвалидов после ампутации нижних конечностей имеет ряд важных особенностей, обусловленных уменьшением массы тела. Известно, что после ампутации происходит смещение общего центра массы (о.ц.м.) тела в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта. По данным Я.С. Якобсона и соавт.[11], после ампутации на уровне средней трети голени о.ц.м. тела смещается в сторону сохраненной конечности на 8 мм и вверх на 45 мм, после ампутации на уровне бедра - на 13 и 79 мм соответственно, после ампутации на уровне обоих бедер смещение о.ц.м. тела вверх еще более выражено. На рис. 1 схематично показано смещение о.ц.м. тела после ампутации бедра и обоих бедер. Следует отметить, что эти изменения рассматриваются у человека, находящегося в вертикальном положении. При горизонтальном положении, например в воде, при вытянутых вперед руках, смещение о.ц.м. тела будет более выраженным. На рис. 2 показано сравнительное положение в воде здорового человека и инвалида после ампутации обоих бедер. Для здорового человека, плавающего кролем на груди (рис. 2, а), характерно положение тела, близкое к горизонтальному (угол атаки составляет около 8о). На тело пловца действует несколько разнонаправленных сил: погружающая сила (сила тяжести) - G, выталкивающая сила - Ry и дополнительные динамические силы, возникающие при движении. Тело пловца испытывает действие силы, препятствующей продвижению вперед, именуемой лобовым сопротивлени ем - Rx, наличие положительного угла атаки способствует возникновению подъемной силы. Динамический баланс сил, действующих на пловца, в сочетании с эффективными гребковыми движениями верхних и нижних конечностей обеспечивает продвижение вперед со скоростью V [5]. На рис. 2, б показана наиболее выгодная поза пловца в обтекающем потоке (по Н.А. Бутовичу).

 

  а

 
в
 
д

 

Рис. 2. Положение в воде здорового человека и инвалида после ампутации обоих бедер. (Объяснения в тексте.)

У инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей при погружении в воду (при статическом положении и задержке дыхания на вдохе) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находятся выше уровня воды, угол атаки при этом приобретает отрицательное значение (рис. 2, в). Такое положение значительно нарушает так называемую гидропланирующую позу, а для поддержания горизонтального положения и принятия положительного угла атаки при плавании необходима интенсивная работа руками. Учитывая отсутствие нижних конечностей, продвижение вперед обеспечивается только за счет верхних конечностей, при этом движения руками производятся быстро, низко над водой. Вместе с этим возникает гиперлордоз позвоночника, носящий компенсаторный характер (рис. 2, г). В целом эти особенности способствуют увеличению лобового сопротивления, снижается скорость движения, быстро развивается утомление мышц верхних конечностей.

Для коррекции положения инвалида в воде нами разработаны специальные вспомогательные плавсредства в виде утяжеляющего пояса и жилета. Пояс выполнен из водостойкой ткани с циркулярно расположенными секциями для грузов, масса которых составляет 50-100 г, что позволяет за счет изменения их количества и заполнения различных секций регулировать положение тела инвалида в воде в зависимости от уровня ампутации. Пояс надежно фиксируется на талии и не препятствует движениям при плавании (рис. 2, д). Использование пояса обеспечивает горизонтальное или близкое к горизонтальному положение тела, снижает явления гиперлордоза, способствуя тем самым снижению напряжения мышц спины и верхних конечностей. Плавательный жилет фиксируется на грудной клетке с помощью ленты велкро. На грудной поверхности расположены пластины из вспененного полиэтилена. Его применение обеспечивает удержание плечевого пояса и головы над водой, способствуя улучшению координации движений. Наибольшее значение жилет имеет для инвалидов, обучающихся плаванию. При статическом положении тела в воде на спине (с задержкой дыхания на вдохе) у инвалидов отмечается выраженное сгибание в тазобедренных суставах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-отводящих контрактур, развивающихся вследствие ампутации, компенсаторное сгибание поясничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова высоко поднимается над водой, туловище уходит под воду, культи бедер находятся выше уровня воды. При этом мышцы шейного отдела позвоночника постоянно напряжены. На рис. 3, а и б показано положение в воде здорового человека и инвалида. Использование вспомогательных плавсредств, в частности утяжеляющего пояса, создает условия для уравновешивания сил, действующих относительно о.ц.м. тела, и позволяет принимать горизонтальное положение в воде (рис. 3, в).

 

а

 

б

в

Рис. 3. Положение здорового человека и инвалида после ампутации обоих бедер (на спине)

Устранение отмеченных особенностей положения тела в воде с помощью плавсредств облегчало инвалидам освоение техники плавания кролем. У инвалидов после ампутации на уровне голени, бедра вспомогательные плавсредства не использовались, ввиду менее выраженных биомеханических особенностей положения тела в воде и достаточно успешного владения техникой плавания.

Данные функциональных исследований, проведенных в начале месячного курса плавания, свидетельствова ли о наличии выраженного преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы. Амплитуда моды (АМо) у инвалидов оказалась увеличенной по сравнению с контрольной группой на 50,8-89,0% (р < 0,001) в зависимости от уровня ампутационного дефекта, мода (Мо) - сниженной на 17,1-26,2% (р < 0,001), индекс напряжения регуляторных систем (Ин) оказался увеличенным на 125,8-152,9% (р < 0,001) и вегетативный показатель ритма (ВПР) - на 120,7-158,8% (р < 0,001) соответственно. Наиболее выраженные отклонения показателей выявлены у инвалидов после ампутации бедра и обеих нижних конечностей. Таким образом, можно констатировать, что симпатическая иннервация характерна для всех инвалидов, перенесших ампутации. Преобладание симпатического отдела сопровождается высокой централизацией сердечного ритма. Синусовый узел способен обеспечить лишь стабильный ригидный ритм, что в целом характерно для сердца с низкими адаптационными возможностями.

Вместе с тем выявлено учащение пульса (ЧСС) по сравнению с контрольной группой на 9,7-19,2% (р < 0,02) в зависимости от уровня ампутации, диастолического артериального давления (АДдиаст.) - на 7,7-21,6% (р < 0,05), среднего гемодинамического давления (СДД) - 11,5-38,1% (р < 0,001), бокового систолического давления (АДбок.) - на 19,3 (р < 0,01) - 27,3% (p < 0,001) и конечного систолического давления (АДкон.) - на 5,9 (р < 0,05) - 14,5% (р < 0,02). Следует отметить, что на повышение артериального давления, особенно диастолического, указывалось в работе [3], оно связывалось с напряжением симпато-адре наловой системы и интерпретировалось как проявление стрессорной реакции организма. Наряду с изменением артериального давления выявлено значительное повышение периферического сопротивления (ПС). Так, после ампутации голени оно оказалось увеличенным по сравнению с контрольной группой на 73,3% (p < 0,001), после ампутации бедра - на 67,5% (р < 0,001) и после ампутации обеих нижних конечностей - на 104,1% (р < 0,001). Отмечено снижение объемных величин системного кровотока - ударного и минутного объемов кровообращения (УО и МОК) на 21,3-21,8% (р < 0,01) и 13,8-16,8% (p < 0,001) соответствен но. Однако индексированные показатели - ударный и сердечный индексы - не претерпевали существенных изменений.

Таким образом, у инвалидов, перенесших ампутации нижних конечностей, выявлены однонаправленные изменения со стороны системы кровообращения. Снижение объемных величин, в частности УО, недостаточное наполнение так называемой "компрессионной" камеры, и соответственно снижение артериального давления в барорецеп торных зонах каротидных синусов и дуги аорты вызывает мощный прессорный рефлекс, приводящий к активации сосудистого тонуса. Это происходит в результате растормаживания симпатического отдела вегетативной нервной системы, что и проявилось увеличением ЧСС, АД и ПС. Можно полагать, что выраженное преобладание симпатического отдела является в определенной степени компенсаторной реакцией организма на уменьшение массы тела и сосудистого русла и направлено на поддержание циркуляторного гомеостаза. Вместе с тем определенное значение имеют гипокинезия и детренированность организма, а также эмоциональный и физический стрессы.

Под влиянием месячного курса оздоровительного плавания произошли некоторые сдвиги в вегетативной регуляции. У инвалидов после ампутации голени и после ампутации бедра произошли уменьшение АМо, увеличение Мо, а также отношения Мо Х, характеризующего взаимоотношение автономного контура и гуморального канала регуляции [4]. Степень их изменения составляла 20,5-28,3% (p < 0,05) относительно исходных значений. Динамика этих показателей рассматривалась как некоторое ослабление влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы и нарастание парасимпатической регуляции, увеличение роли автономной регуляции сердечного ритма. Отсутствие статистически достоверных изменений остальных показателей ВПМ можно объяснить малой продолжительностью курса оздоровительного плавания. Очевидно, месячного периода недостаточно для выраженных адаптационных перестроек регуляторных механизмов.

У инвалидов после ампутации обеих нижних конечностей, т.е. с максимальной потерей массы тела (свыше 25%) изменения показателей ВПМ не были статистически достоверными, что, вероятно, обусловлено более глубокими изменениями регуляторных механизмов и морфофункциональными изменениями со стороны системы кровообращения, развивающимися вследствие ампутации.

Изменения гемодинамических показателей у инвалидов с односторонними дефектами нижних конечностей характеризовались выраженным снижением ЧСС, АДбок., АДкон., после завершения курса плавания они существенно не отличались от показателей контрольной группы. Произошло снижение ПС, а также объемных величин, что сказалось на СИ. В исходном периоде величина СИ у инвалидов с культей голени составляла 3,19 л/мин/м2, после завершения курса - 2,33 л/мин/м2, у инвалидов с культей бедра - 3,28 и 2,43 л/мин/м2 соответственно. Таким образом, наблюдались снижение интенсивности кровообращения и стабилизации его на новом гипокинетическом уровне. У инвалидов с дефектами обеих нижних конечностей изменения показателей были незначительными. ПС снизилось всего на 13,7% (p > 0,05) по сравнению с исходным. СИ в исходном периоде составлял 3,18 л/мин/м2, после курса плавания 2,92 л/мин/м2, т.е. сохранялся стабильный эукинетический тип кровообращения.

Проведенные исследования показали, что при невысоких уровнях ампутации плавание способствует повышению функциональных возможностей сердечно-сосуди стой системы, нарастанию парасимпатической регуляции, что в целом отражает увеличение резервных возможностей организма. У инвалидов с высокими уровнями ампутации не происходит существенных сдвигов центральной гемодинамики и вегетативной регуляции, что обусловле но глубокими морфофункциональными изменениями со стороны системы кровообращения.

Несмотря на это целесообразность и необходимость применения плавания у инвалидов с дефектами обеих конечностей несомненны. При высоких уровнях ампутации плавание способствует лечению контрактур, повышению биоэлектрической активности мышц, а также, что наиболее важно, является эффективным средством социальной реабилитации, оказывает большое психологическое влияние на совершенствование волевых качеств и в целом способствует наиболее полной реадаптации в современном обществе.

bmsi.ru

Обучение плаванию инвалидов в открытых водоёмах — КиберПедия

Оно имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Следует предусмотреть причины затрудняющие процесс обучения, вызывающие дискомфорт, страх и стрессовую ситуацию.

1. Открытое пространство (может вызвать ощущение незащищённости)

2. Отсутствие возможности надёжно зафиксироваться

3. Дискомфортные погодные условия (прохладная температура водоёма, сильный ветер, осадки, волнение)

4. Неудобное дно для входа в воду босиком (ил, водоросли, крупная галька, коралловые отложения, загрязнённость бытовым и прочим мусором)

5. Большое количество посторонних лиц на берегу и в воде

6. Слишком резкое понижение дна, отсутствие мелководья

7. Возможные нежелательные подводные обитатели

8. Сильное течение

9. Отсутствие удобного места для переодевания, туалета

10. Загрязнённость, непрозрачность воды

11. Сильный шум (моторные плавсредства, громкая музыка и т.п.)

Для проведения мероприятий по обучению плавания в открытых водоёмах, организаторам необходимо предварительно произвести обследование предполагаемого места занятий, выбрать оптимальное время суток и благоприятный день недели, предупредить соответствующие местные организации и службы, обеспечить наличие транспорта, спасательного снаряжения и оборудования, соответствующего медперсонала, лекарственных средств.

Занятия плаванием в открытых водоёмах с максимальным исключением отрицательных аспектов может положительно сказаться на эффективности обучения.

В связи с большим количеством подготовительных работ, климатическими условиями, множеством организационных проблем, обучение плаванию в открытых водоёмах приобретает эпизодический характер и может применяться только как вспомогательное направление. Основная же роль отводиться занятиям в бассейне. В таблице приведённой ниже перечислены основные факторы, оказывающие серьёзное негативное влияние на обучение плаванию инвалидов в бассейне, также приведены возможные методы их преодоления:

Фактор, вызывающий стресс Методы борьбы со стрессом
Общее волнение, боязнь незнакомой обстановки Позитивная и конструктивна атмосфера в группе, полная и понятная информация о занятии
Стеснение собственного тела Использование полотенца, халата, перемещение группами
Несоответствующая обувь, снаряжение Заблаговременный инструктаж, проверка
Отсутствие навыка входа в воду Наличие страхующего на бортике бассейна и в воде
Дискомфорт прохладной воды Поддержание достаточного уровня физической активности
Беспокойство при потере внимания обучающего Достаточное количество помощников, правильное размещение обучаемых
Боязнь потери устойчивости, падения в мелкой воде Контроль за правильным положением при выполнении упражнения
Неожиданное попадание воды на лицо Упражнение "умывание"
Дайвинг-рефлекс млекопитающих (брадиокардия) Упражнение "умывание", плескание воды в лицо
Попадание воды в уши Инструктаж, указание способов устранения
Попадание воды в нос Обучению контролю верхних дыхательных путей, использование зажимов
Попадание воды в глаза Инструктаж, очки
Возможная потеря устойчивости при выполнении упражнения Тактильный контроль помощника
Потеря опоры Непосредственный контроль инструктора
Отсутствие опоры Непосредственный контроль инструктора
Охлаждение Поддержание активности, перерыв с горячим душем
Сильный шумовой фон Выбор места и времени проведения занятий
Фактор, вызывающий стресс Методы борьбы со стрессом
Общее волнение, боязнь незнакомой обстановки Позитивная и конструктивна атмосфера в группе, полная и понятная информация о занятии
Стеснение собственного тела Использование полотенца, халата, перемещение группами
Несоответствующая обувь, снаряжение Заблаговременный инструктаж, проверка
Отсутствие навыка входа в воду Наличие страхующего на бортике бассейна и в воде
Дискомфорт прохладной воды Поддержание достаточного уровня физической активности
Беспокойство при потере внимания обучающего Достаточное количество помощников, правильное размещение обучаемых
Боязнь потери устойчивости, падения в мелкой воде Контроль за правильным положением при выполнении упражнения
Неожиданное попадание воды на лицо Упражнение "умывание"
Дайвинг-рефлекс млекопитающих (брадиокардия) Упражнение "умывание", плескание воды в лицо
Попадание воды в уши Инструктаж, указание способов устранения
Попадание воды в нос Обучению контролю верхних дыхательных путей, использование зажимов
Попадание воды в глаза Инструктаж, очки
Возможная потеря устойчивости при выполнении упражнения Тактильный контроль помощника
Потеря опоры Непосредственный контроль инструктора
Отсутствие опоры Непосредственный контроль инструктора
Охлаждение Поддержание активности, перерыв с горячим душем
Сильный шумовой фон Выбор места и времени проведения занятий

cyberpedia.su

Диссертация на тему «Обучение плаванию детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности :С сохранным интеллектом» автореферат по специальности ВАК 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

1. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. - М.: Медгиз, 1956.-е. 48.

2. Алисов Н. Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование ее развития. Дисс...канд. пед. наук. -Л., 1971. - с. 100.

3. Афанасьев В. 3. Экспериментальное обоснование применения специальных у1фг1жнений и закаливающих процедур в процессе обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Автореф. Дисс... канд. пед. наук.-М., 1971.-с. 10.

4. Ашмарин Б. А., Хентов Р. Я. Методика самостоятельной работы. Учебное пособие для слзопателей факультета. - Л., 1974. - с. 34.

5. Анохин П. К. Социальное и биологическое в природе человека. Соотношение биологического и социального в человеке. - -М.: Наука, 1975.-С.5.

6. Ашмарин Б. А. Быстрые методики статистической обработки и планирования экспериментов. Изд. ЛГУ, 1978.-е. 17.

7. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - -М.: ФиС, 1978. - с. 53.

8. Аболина Л. Н. Разработка и обоснование физкультурно- оздоровительных мероприятий с вынужденным положением тела. Дисс... канд. пед. наук. - Л., 1980. - с. 98.

9. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов по спец. 0303. Изд. //Физкультура. - М.: Просвещение, 1990. -с. 64.

10. Аикин В. А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7-17 лет. Автореф. Дисс... докт. пед. наук. - Омск, 1997. -с. 10. по

11. Бехтерев В. М. Вопросы, связанные с лечением и гигиеническим значением музыки. //Обзор психиатр, неврол. и эксп. психол. - 1916, №1-4, с. 124.

12. Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать.- М.: ФиС, 1954. - с. 13.

13. Белинович В. В. Принципы и методы двигательных действий в процессе физического воспитания. Дисс... докт. пед. наук. - М., 1959. - с . 97.

14. Бернштейн Н. А. Модели, как средство изучения нервно- двигательных актов. //Доклады АНП РСФСР, № 2, 1961. - с. 28.

15. Бернштейн Н. А. Пути и задачи физиологии активности. //Вопросы философии. - М., № 6,1961. - с. 17.

16. Бернштейн Н. А. Очередные проблемы физиологии активности. - М., №6, 1961.-с. 18.

17. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - с. 74.

18. Белоусов П. И. Повышение двигательных фзшкций после ампутации конечностей. - Л.: Медицина, 1968, - с. 201-206.

19. Булгакова Н. Ж. Методика обучения технике плавания. - М.: ГЦОЛИФК, 1980. - с. 59-70.

20. Балакина В. С , Юрьев П. В. Состояние и перспективы функционально - восстановительного лечения больных с повреждением опорно-двигательного аппарата. // Организ. и эффект, реабилит. в медицинск. учрежден. - Л.: Медицина, 1980, - с. 48,

21. Баранов П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 1981.-с. 14.

22. Благуш П. К. Теории тестирования двигательных способностей. - М.: ФиС, 1982. - с. 40.

23. Булгакова Н. Ж. Организация и методика подготовки спортивного резерва в плавании. - М.: ГЦОЛИФК, 1982. -с. 1-3.

24. Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986.

25. Булгакова Н. Особенности телосложения и физической работоспособности пловцов. - М., 1986. - с. 1-5.

26. Бородич Л. А., Назарова Р. Д. Занятия плаванием у детей и подростков при сколиозе. - М.: Просвещение, 1988. - с. 10-14.

27. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого. - М.: ФиС, 1988.-с. 3-10.

28. Булгакова Н. Ж. Плавание в пионерском лагере. - М.: ФиС, 1989.-с.З.

29. Бурак Р. И. Содержание знаний по физическому воспитанию и методика их формирования у младших школьников. Дисс... канд. пед. наук. -Л., 1989.-с. 25.

30. Богатых В. Г. Плавание как составная часть медицинской реабилитации инвалидов после ампутации нижних конечностей. //Матер. ТТТ межд. науч. - практ. конф. по физич. культ, для инвалидов и людей с огранич. функцион. возможн. - СПб., 1996, - с. 27.

31. Воленев В. П. Исследование методики применения дыхательных упражнений в подготовке юных пловцов. Дисс... канд. пед. наук. - Л., 1969.-С.5.

32. Волоышн В. И. Исследование эффективности системы специальных физических угфажнений для исправления фзпнпкциональных нарушений осанки. Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Л., 1979.- с. 6.

33. Волопшн В., Киселева М. Опыт организации массового обучения плаванию дошкольников. //Плавание. - М., 1980, вып. 2. - с. 15.

34. Выдрин В. М. Физическая рекреация - вид физической культуры. //Теор. и практ. физич. культ., 1983, К^З. - с. 12.

35. Владимиров В. Устали от чуда. Комсомольская правда -1984, Х^ 283, 11 декабря.

36. Выдрин В. М. Физическая культура и ее теория. // Теория и практ. фнзич.культ. - М., 1986, Х25. -с. 18.

37. Волошин В. М. Исследование эффективности системы спевд1альных физических упражнений для исправления функциональных нарушений осанки (на примере работы с курсантами военного училища). Дисс... канд. пед. наз^ к. -Рига, 1990. -с. 98-102-

38. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М., ФиС, 1980. - с. 34-40.

39. Газенко О. Г., Меерсон Ф. 3. Физиология адаптационных процессов. - М., Наука, 1986. - с. 5-7.

40. Грибан Г. П. Психологические особенности организации проведения учебных занятий по физическому воспитанию со студентами инвалидами. //Тез. докл. 1 Всесоюзн. Конф. «Физическая культура и спорт инвалидов». - Одесса, вып. 1,1989,-с. 20-21.

41. Гордеев Ю. А. Обз^ение плаванию младпшх школьников с учетом функциональной асимметрии. Автореф. Дисс...канд. пед. наук,-СПб., 1994.-сб.

42. Данилов А. И. Подготовка учащихся к активному восприятию новых знаний. - М., 1947. - с. 20.

43. Давыдовский И. В. Проблемы причинности в медицине. //Этиология. - М.: Медицина, 1962. -с. 4.

44. Давыдовский И. В. Общая патология человека. - М.: Медицина, 1969.

45. Добровольский В. К., Власова Л. А., Ступкина Н. В. Методы консервативной подготовки. ЛФК, физиотерапия, трудотерапия к протезированию. // Сб. Вопросы протезирования. - Л., 1971, вып. VU. - с. 8-9.

46. Дибижев А. К. Методика лечебной физкультуры с использованием нагрузок при консервативном лечении сколиозов у детей. Дисс... канд. пед. наук, - Кисловодск, 1975.-е. 56-58. i t*

47. Добровольский В. К. Актовая речь на заседании ученого совета Ленингр. науч. исслед. института протезирования. - Л., 1977. - с. 43.

48. Добровольский В. К., Власенко В. П., Федоров Н. Особенности игры в настольный теннис у инвалидов с культями конечностей. //Протезирование и протезостроение, - М., 1978, вып.45. - с. 7.

49. Добровольский В. К. Лечебная физическая культура и спорт в комплексе средств реабилитации в медицинских учреждениях. - Л.: Медицина, 1980, - с. 67.

50. Дубровский В. И. Движение для здоровья.-М.: Знание, 1989.-е. 7-10.

51. Дмитриев В. С , Сахно А. В., Осипова С , Семаева Г. Н., Башкирова М. И. // Сб. матер, к лекциям по физич. культ, и спорту инвалидов. -М., Малаховка, 1993, - с. 19.

52. Дмитриев В. С , Осадчих А. И. Мышечно-двигательная активность в аспекте физической реабилитации россиян. //Тезисы докл. Межд. конф. «Современные достижения спортивной науки». СПб., 1994, - с. 132.

53. Ермилова Т. В. Методика начального обучения плаванию учащихся младпшх классов общеобразовательных школ. Автореферат дисс... канд. пед. наук. - Л., 1982. - с. 100-120.

54. Епифанов В. А. ЛФК в травматологии. // Справочник ЛФК. - М.: Медицина, 1987. - с. 52.

55. Ефименко Н. Н. Совещание-семинар по проблемам физического воспитания лиц с отклонениями в развитии. - М., ТиПФК, 1988, №4. - с. 4.

56. Епифанов В. А., Юнусов Ф. А. Физическая культура в комплексной реабилитации больных и инвалидов с повреждением опорно-двигательного аппарата. // Тез. докл. 1 Всесоюзн. научн. конф. «Физическая культура и спорт инвалидов». - Одесса, 1989. - с. 12.

57. Ефименко Н. Н. Применение компьютера в разработке «Блока диагностики и классификации двигательных нарушений у детей». // 1 Всесоюзн. Конф. « Физическая культура и спорт инвалидов», - Одесса, 1989.

58. Епифанов В. А. Апанасенко Г. Л. Лечебная физкультура и врачебный контроль. - М.,: Медицина, 1990. - с. 48.

59. Евсеев П., Курдыбайло Ф., Морозова О. В., Солодков А. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. -СПб.,: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафга, 1996, - с. 4.

60. Евсеев П., Шапкова Л. В., Федорова Т. В. Адаптивная физическая культура - новая специальность для работы с инвалидами. // Физич. культ, студентов: физич. воспит., спорт, актив, досуг. - СПб.,: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафга, 1996. - с. 24-26.

61. Евсеев П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). - М.,: ТиПФК, 1998, - с. 2.

62. Евсеев П. Адаптивная физическая культура и социальная интеграция инвалидов. //Материалы Российск. национ. конгр. «Человек и его здоровье». 1998, - с. 99.

63. Жиленкова В. П. Физическая культура и спорт инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата. //Метод, реком. - Л., 1988. - с. 3-16. Г' * . л»

www.dissercat.com

7.6. Методические особенности занятий плаванием с детьми школьного возраста Контрольные вопросы и задания

Физкультура Физкультура

Занятия физическими упражнениями в водной среде с детьми, имеющими различные дефекты конечностей, используются как одна из форм педагогического и оздоровительного воздействия. В силу разностороннего воздействия на организм физические упражнения в воде обладают широким потенциалом и являются эффективным средством повышения функциональных возможностей кардиореспираторной системы, показателей нейрогуморальной регуляции (Васильев П.П., 1978; Каптелин А.Ф., 1986), способствуют повышению устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Отсутствие статического напряжения мышц при выполнении упражнений, горизонтальное положение туловища при плавании облегчают работу сердца, способствуют нормализации тонуса сосудов, увеличению количества функционирующих капилляров, улучшению венозного оттока и лимфообращения (Аненкова М.В., Гинзбург А.А., 2000). Термический фактор водной среды имеет существенное значение в восстановлении нервно-рефлекторных и сосудистых процессов. Раздражение кожных рецепторов вызывает увеличение потока импульсов в центральную нервную систему, что в свою очередь изменяет сосудистый тонус, периферическое сопротивление капилляров и приводит к перераспределению крови внутренних органов В воде увеличивается амплитуда движений в суставах, произвольные мышечные сокращения усиливают интенсивность обменных процессов, повышается потребление кислорода и накопление тепла (Ступин Ю.В., Лебедев В.И., 1990). Известно, что гидроневесомость значительно снижает гравитационные нагрузки на поврежденную конечность и тем самым позволяет дозировать и относительно равномерно развивать усилия конечностью. Подъемная сила воды облегчает условия восстановления двигательных актов. Таким образом, физические упражнения в водной среде являются эффективным средством повышения компенсаторных возможностей организма (Мосунов Д.Ф., Кебкало В.И., 1996). Среди противопоказаний для занятий в бассейне следует выделить наличие открытых ран, кожные и острые воспалительные заболевания, острые вирусные инфекции и некоторые другие. В связи с этим, перед назначением занятий в бассейне осуществляется обязательный общий осмотр терапевтом, врачом ЛФК, дерматологом. Занятия проводятся в бассейне, глубина которого не более 1,2 м. Температура воды составляет 25—26° С. Покрытием бассейна служат облицовочные керамические плитки, исключающие скольжение. Дети после ампутации голени или бедра для прохода к чаше бассейна используют костыли. Спуск в воду осуществляется по стационарной лестнице с перилами, которая находится у торцевой части чаши. Ширина лестницы 1 м, ширина ступеней 25—35 см, высота 12—14 см. Дети после ампутации обеих нижних конечностей для прохода к чаше пользуются креслом-коляской, а для спуска в воду специальными электромеханическими подъемниками. Одной из форм проведения занятий в водной среде после ампутации нижних конечностей является коррекционно-оздоровительная гимнастика, направленная на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, профилактику нарушений осанки и образования контрактур, развитие силы мышц, координационных способностей, повышения иммунологической резистентности и др. Занятия гимнастикой в воде проводятся в группах по 4—6 человек или индивидуально, длительностью 30—45 мин. В основной части занятия применяются упражнения, выполняемые у опоры и при помощи вспомогательных плавательных средств в положении лежа на спине и на груди. Комплексы гимнастики дифференцируются в зависимости от уровня ампутационного дефекта и степени ограничения двигательных функций. В заключительной части применяются упражнения на расслабление (рис. 7.15). Они выполняются с опорой о поручни бортика бассейна при использовании специальных плавательных средств в положении лежа на спине или без опоры путем легких балансирующих движений верхними и нижними конечностями небольшой амплитуды. В табл. 7.6 и 7.7 представлены примерные упражнения в воде для детей-инвалидов младшего и среднего школьного возраста с дефектами нижних конечностей. Примерные упражнения в воде для детей после ампутации бедра или голени. На этапе начального обучения плаванию в первую очередь решаются задачи ознакомления с физическими свойствами воды: сопротивлением, вязкостью, выталкивающей силой, осуществляются передвижения вдоль бортика бассейна с опорой о поручни, элементарные движения руками и культями. По продолжительности первое занятие не превышает 20—25 мин по причине быстрого утомления детей. В дальнейшем происходит обучение погружению в воду с задержкой дыхания, открыванию глаз под водой, выдоху в воду, скольжению. Для решения этих задач в условиях мелкого бассейна целесообразно применение игровык заданий и упражнений, так как они способствуют более эффективюму усвоению материала. Так, в процессе работы с детьми младшего школьного возраста используются игры «Сосчитай, сколько игрушек» — для обучения погружению и открыванию глаз под водой, «Медуза», «Поплавок» — для обучения всплытию и ознакомления с выталкивающими свойствами воды, «Качели» — для обучения выдоху в воду, и др. Сначала дети выполняют эти упражнения у опоры и лишь в дальнейшем в безопорном положении (Орешкина Ю.А, 2001).

Таблица 7.6

Таблица 7. 7 Примерные упражнения в воде для детей после ампутации обеих нижних конечностей

Таблица 7.8 Содержание и направленность подвижных игр в воде для детей после ампутации бедра и голени

Содержание Направленность
«Поплавки» Дети стоят по грудь в воде, делают вдох и приседают. Опустившись на дно, голову наклоняют к коленям, которые обхватывают руками и всплывают как поплавки. Ознакомление с выталкивающими свойствами воды, обучение погружению с задержкой дыхания и всплытию.
«Стрелы» Дети стоят спиной к бортику бассейна, руки вверх. Оттолкнувшись от бортика, выполняют скольжение до полной остановки. Ознакомление с сопротивлением и вязкостью воды, обучение скольжению, сохранению горизонтального положения тела.
«Рыба в сетке» 6—8 игроков, держась за руки, становятся в круг спиной к центру, образуя сеть. В центре круга один из участников — рыбка. Этот игрок старается выскользнуть из сети под руками играющих. Участник, с правой стороны от которого вынырнула рыбка, считается плохим рыбаком. Он меняется с рыбкой ролями. Поэтому почувствовав с правой стороны от себя движение рыбки, игрок должен крикнуть: «Поймал!». Тогда рыбка должна искать другой выход из сетки. Развитие способности к сохранению равновесия, совершенствование техники плавания под водой, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы, развитие способности к точности и скорости тактильного восприятия.
«Караси на прогулке» 6—7 играющих, взявшись за руки, образуют круг (сеть). Такое же количество игроков находится за сетью. Они изображают карасей. Выбирается водящий — щука. Он, преследуя карасей (глубина воды — по пояс), передвигается только за кругом. Караси, спасаясь от щуки, могут нырять под руками стоящих в круге, но не задерживаться там и снова возвращаться в озеро. Игрок, осаленный щукой, меняется с ней ролью. Через некоторое время игроки, образующие сеть, и караси меняются ролями. Правила запрещают образующим сеть сходить с места, а свободно передвигающимся участникам игры хвататься за них. Не разрешается также задерживать и топить друг друга. Развитие способности к сохранению равновесия, к перестроению и комбинированию двигательных действий, быстроты сложной двигательной реакции, способности к антиципации, способности к точности и скорости зрительного и тактильного восприятия, сосредоточенности и распределяемое™ внимания, совершенствование техники плавания под водой, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.
«Успей нырнуть!» Игроки делятся на две команды. Одна образует круг на глубине выше пояса. Это охотники. Другая входит внутрь круга и выполняет роль уток. Охотники получают легкий резиновый мяч. По сигналу они начинают перебрасывать его друг другу, а при удобном случае осаливают им уток. Те, спасаясь, ныряют в воду. После каждого попадания утка покидает круг. Через 4—5 мин игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая осалить больше игроков противника. Развитие способности к сохранению равновесия, быстроты реакции, способности к точности и скорости зрительного восприятия, к переключению и распределению внимания, способности к оценке и отмериванию расстояния, дифференцированию силовых пространственных параметров движений, совершенствование техники плавания, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.
«Дельфины» Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Дорожка из 6—10 обручей располагается перед командами, игроки в которых выстраиваются в колонну по одному. По сигналу первый игрок прыгает в воду и плывет к первому обручу. Под него он ныряет, а другой преодолевает сверху. Таким образам, игрок преодолевает всю дорожку. Достигнув противоположного боргика, он поднимает вверх лежащий там флажок. Это сигнал второму игрок/ начать продвижение вперед. Если игрок, не показываясь на поверхность, пронырнет между двумя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчитывается в том случае, если она закончила игру первой при наименьшем количестве ошибок. Развитие способности к сохранению равновесия, к перестроению и комбинированию двигательных действий, способности к точности и скорости зрительного восприятия, переключению и распределению внимания, способности к оценке и отмериванию расстояния, дифференцированию силовых, пространствеьных и временных параметров движений, совершенствование техники плавания, повышение функцюнальных возможностей кардио- респираторной системы.
«Баскетбол на воде» В баскетбол играют с одной корзиной, которая находится в центре бассейна и представляет собой обруч или автомобильную камеру среднего размера. Участники игры должны уметь плавать и владеть мячом. В команде может быть 5—6 человек. Одна команда защищает корзину, другая — атакует. Задача атакующей команды забросить мяч в середину камеры. Через 5—6 мин команды меняются ролями, после чего подводятся итоги. Победитель определяется по числу заброшенных мячей. Развитие способности к перестроению и комбинированию двигательных действий, быстроты реакции, способности к точности и скорости зрительного восприятия, переключению и распределению внимания, оценке и отмериванию расстояния, дифференцированию силовых пространственных и временных параметров движений, совершенствование техники плавания, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы.

Ю А Орешкиной (2001) были выделены закономерности начального обучения плаванию детей-инвалидов. Так, обучение подготовительным упражнениям целесообразно проводить в зале сухого плавания с последующим закреплением разученных движений в воде. Рекомендуется каждое упражнение изучать по следующей схеме: — изучение движений на суше; — закрепление движений в воде у неподвижной опоры; — закрепление движений в воде с подвижной опорой; — закрепление движений без опоры. Установлена принципиальная последовательность решения задач при начальном обучении плаванию. 1) обучение движениям рук и ног в различных плоскостях; 2) обучение погружению с задержкой дыхания; 3) обучение всплытию; 4) обучение удержанию горизонтального положения на груди, спине, боку; 5) обучение скольжению на груди и спине. При обучении спортивным способам плавания целесообразно использование параллельно-последовательного метода, который предусматривает одновременное изучение основных элементов техники каждого способа, изучение дополнительных элементов и совершенствование основных, обучение согласованию движений во всех способах. При этом последовательность обучения спортивным способам плаванию представляется следующей: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс (рис. 7.16). Необходимость обучения плаванию способом баттерфляй после способов кроль на груди и кроль на спине объясняется его координационной сложностью для неподготовленного ребенка. Освоение этого способа плавания перед обучением брассу обусловлено тем, что движение ногами изменяется с попеременного на одновременное в той же плоскости. Необходимо также учитывать, что обучение способу кроль на груди, кроль на спине, брасс необходимо начинать с разучивания движений руками и дыхания, а способу баттерфляй с движений ногами. Вследствие ограничения двигательной активности у детей-инвалидов наблюдаются нарушения, связанные с воспроизведением образа изучаемых двигательных действий, что требует более детального изучения отдельных элементов. На первом этапе обучения особое внимание уделяется освоению подводящих и имитационных упражнений на суше. Упражнения выполняются из различных исходных положений: сидя на полу или на гимнастической скамейке, стоя у гимнастической стенки или другой опоры.

На втором этапе происходит обучение согласованию дыхания с фазами плавания. Особое внимание уделяется предотвращению возможных ошибок. Упражнения выполняются в положении лежа на животе с движениями рук и ног. Основные двигательные ошибки и методические приемы их исправления показаны на рис. 7.17. Одновременно решаются задачи, направленные на развитие способности к ориентированию в пространстве, дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений, гибкости, скоростно-силовых способностей. Объем времени, отводимого на обучение в зале «сухого» плавания и на воде, изменяется в соответствии с этапами изучения техники двигательных действий. Так, на первом этапе продолжительность занятий в зале составляет 70% общего времени, а на втором — 30% (Орешкина Ю.А., 2000). Для методически правильной организации занятий плаванием детей-инвалидов, перенесших ампутации нижних конечностей необходимо учитывать некоторые биомеханические особенности положения тела в воде, обусловленные уменьшением веса тела. Вследствие ампутации происходит смещение общего центра масс (ОЦМ) тела в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта. После ампутации на уровне средней трети голени ОЦМ тела смещается в сторону сохраненной конечности на 8 мм и вверх на 45 мм, после ампутации на уровне бедра — на 13 мм и 79 мм, соответственно (Якобсон Я.С. с соавт., 1976). После ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедер смещение ОЦМ тела вверх еще более выражено. Эти данные касаются человека, находящегося в вертикальном положении. На рис. 7.18 показано сравнительное положение в воде здорового человека и инвалидов с различными уровнями ампутации. Для здорового человека характерно положение, близкое к горизонтальному, угол атаки (а) составляет около 8° (рис. 7.18, А). После ампутации голени при статическом положении тела в воде и задержке дыхания на вдохе сохраняется положение, близкое к горизонтальному, угол атаки практически не меняется (рис. 7.18, Б). После ампутации на уровне бедра также сохраняется горизонтальное положение, хотя наблюдается тенденция к уменьшению угла атаки (рис. 7.18, В). После ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедер при статическом положении в воде (рис. 7.18, Г) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находятся выше уровня воды, угол атаки приобретает отрицательное значение. Такое положение значительно нарушает так называемую гидропланируюгцую позу, а для поддержания горизонтального положения и принятия положительного угла атаки при плавании необходима интенсивная работа руками. Учитывая отсутствие нижних конечностей, продвижение вперед при плавании кролем обеспечивается только зсчет движений верхних конечностей, при этом подготовительные движения производятся быстро, низко над водой. Вместе с этим возникает гиперлордоз позвоночника, который носит компенсаторный характер. В целом эти особенности вызывают увеличение лобового сопротивления, снижение скорости движения, развитие утомления мыи.ц верхних конечностей.

При статическом положении тела лежа на спине, с задержкой дыхания на вдохе, у детей-инвалидов с дефектами обеих нижних конечностей отмечается выраженное сгибание в тазобедренных суставах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-этводягцих контрактур, развивающихся вследствие ампутации, а также компенсаторным сгибанием поясничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова и культи бедер находятся выше уровня воды, а туловище уходит под воду. Мышцы шейного отдела позвоночника находятся в состоянии постоянного напряжения. На рис. 7.19 показано положение в воде здорового человека и инвалида с дефектами обеих нижних конечностей. Для коррекции положения тела в воде в период начального обучения плаванию детей после ампутации обеих нижних конечностей здорового человека и ностеи на уровне бедер рекомен- инвалида. Рекомендуется использование вспомогательных плавательных средств, утяжеляющего пояса и пробкового жилета (рис. 7.19). Использование пояса обеспечивает горизонтальное или близкое к горизонтальному положение тела с положительным углом атаки, снижает явление гиперлордоза позвоночника, способствуя тем самым уменьшению напряжения мышц спины и плечевого пояса. Применение жилета обеспечивает удержание плечевого пояса и головы над водой и способствует улучшению координации движений (Богатых В.Г., 1997).

aupam.ru


.