ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЛАВАНИЯ. Определение плавание


ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЛАВАНИЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

И ОТВЕТЫ по дисциплине

«Плавание и методика преподавания»

для студентов I-III курса ФФВ

(дневная и заочная формы получения образования)

 

ДИСТАНЦИИ:

v Кроль на груди: 50, 100, 200, 400, 800, 1500. Марафон: 10 000м.

v Кроль на спине: 50, 100, 200.

v Брасс: 50, 100, 200.

v Баттерфляй: 50, 100, 200.

v Комплексное плавание:100, 200, 400.

Последовательность способов: баттерфляй, н/спине, брасс, в/стиль.

Эстафетное плавание:

Ø В/стиль: 4х100м; 4х200м.

Ø Комбинированная: 4х100м.

Последовательность способов: н/спине, брасс, баттерфляй, в/стиль.

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПЛАВАНИЕМ.

1. На одного преподавателя - не больше 15 учащихся.

2. После прохождения регистратуры вы отвечаете за действия детей.

3. Иметь справку от врача.

4. Расчёт учащихся до и после занятия.

5. Не толкаться и не бегать.

6. Вход в воду только с разрешения преподавателя, выход по первому требованию.

7. Прыжки в воду только с разрешения и только на глубокой части бассейна.

8. Не оставлять группу без присмотра.

9. В душе включать сначала холодную воду, затем горячую, выключать наоборот.

10. Не сидеть на дорожках.

11. При перемещении придерживаться правой стороны.

 

ТЕРМИНОЛОГИЯ ПЛАВАНИЯ.

Ø Угол атаки - угол между поверхностью воды и продольной осью тела.

Ø Цикл - периодически повторяющиеся одно законченное движение рук и ног.

Ø Темп - количество циклов в единицу времени.

Ø Фаза - часть движения, отличающаяся конкретными особенностями.

Ø Шаг - расстояние, проплываемое за 1 цикл.

Ø Траектория - воображаемый след движения.

Фазы объединяются в периоды: - подготовительный, рабочий.

 

В технике плавания различают следующие элементы:

1)движения ногами, 2)движения руками, 3)положение тела, 4)дыхание, 5)координация (согласование) движений.

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОРТИВНЫХ СПОСОБОВ ПЛАВАНИЯ.

 

Способ плавания Период рабочих движений Период подготовительных движений
ФАЗЫ ДВИЖЕНИЙ РУКАМИ
Кроль Спина Дельфин 1. Захват воды. 2. Подтягивание. 3. Отталкивание. 1. Выход из воды. 2. Пронос. 3. Вход в воду.
  Брасс 1. Захват воды. 2. Подтягивание. 1. Сведение рук вместе и выведение их вперёд. 2. Пауза.
ФАЗЫ ДВИЖЕНИЙ НОГАМИ
Кроль на груди Удар стопы вниз Движение стопы вверх
Кроль на спине Удар стопы вверх Движение стопы вниз
Дельфин Удар стопами вниз Движение стопами вверх
Брасс Движения стопами в стороны - назад (отталкивание). 1. Пауза. 2. Подтягивание ног в рабочее положение.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ.

К основным физическим свойствам воды, влияющим на технику плавания, относятся:

Ø Вязкость - свойство воды препятствовать движению её частиц.

Ø Подвижность - способность воды к перемещению.

Ø Плотность - масса в единице объёма.

Давление воды, обусловлено её тяжестью называется гидростатическим. Оно зависит от плотности воды и глубины погружения.

По закону Архимеда на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной жидкости.

Помимо выталкивающей силы на тело пловца (в неподвижном состоянии) действует сила тяжести самого тела, приложенная к Общему Центру Тяжести и направленная вниз. Это гидростатическое равновесие.

На условия гидростатического равновесия влияет: 1)поза человека, 2)дыхательные движения, изменяющие объём тела. Эти закономерности нужно учитывать при начальном обучении плаванию.

Сопротивление вихреобразования связано с вязкостью воды и зависит от формы тела. Возникает в результате разницы давления воды на переднюю и заднюю поверхность тела: частицы воды устремляясь в зону пониженного давления, приходят в состояние завихрения.

Сопротивление волнообразования обусловлено весомостью воды. Движущееся тело вытесняет часть воды вверх, в результате образуются поперечные и косые (под 20°) волны.

Кроме того, небрежная работа рук и ног создаёт круговые волны, которые увеличивают сопротивление движущемуся телу.

Наименьшее сопротивление оказывает положение с вытянутыми руками и соединёнными кистями. Разведение рук на ширину плеч увеличивает сопротивление на 7%; руки вытянуты вдоль тела - на 21,5%.

 

ТЕХНИКА СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ.

 

КРОЛЬ НА ГРУДИ. Дистанции: 50, 100, 200, 400, 800(ж), 1500(м).

Угол атаки: 3 - 5°.

Внешне кроль на груди отличается поочерёдными гребковыми движениями рук спереди - назад с проносом над водой и попеременными движениями ног вверх - вниз.

Положение тела: тело занимает горизонтальное положение, голова опущена в воду, взгляд направлен вперёд - вниз. При плавании туловище поворачивается вдоль продольной оси тела на 30°, сопровождая рабочую и подготовительную часть гребка руками.

Движения ног: попеременные, выполняются в противоположных направлениях: вверх — расслабленное, подготовительное движение; вниз хлыстообразное, стопой от бедра - рабочее. Амплитуда движений составляет 40 - 55см. Стопы слегка повёрнуты внутрь. Движения ног имеют низкий КПД, но они должны быть постоянными, т. к. очень важны для поддержания тела у поверхности воды.

Движения рук: поочерёдные, попеременные. Различают в гребке:

1) Фазу захвата воды;

2) Основную часть гребка - подтягивание с поднятым локтем;

3) Отталкивание - рука разгибается в локтевом суставе;

4) Выход из воды - локоть движется вверх в сторону;

5) Пронос над водой - а) сгибание в локтевом суставе, б) разгибание, но не полностью;

6) Вход вводу - локоть входит в воду последним.

Дыхание: осуществляется в тесном контакте с работой рук, т.е. дыхание согласуется с движением той руки, в сторону которой выполняется вдох.

Голова поворачивается в сторону так, чтобы рот оказался над поверхностью воды - вдох. Затем исходное положение - выдох. Цикл дыхания осуществляется на 3 и более гребка рук.

Согласование движений. Амплитуда движений ног значительно меньше, чем рук, следовательно, за время одного цикла движений руками пловец выполняет несколько циклов движений ногами.

6 ударов ног с 2 гребками рук -6 ударный кроль.

4 удара ног с 2 гребками рук - 4 ударный кроль.

За 1 цикл руками выполняется 3 цикла ногами - 6 ударный кроль.

КРОЛЬ НА СПИНЕ. Дистанции: 50, 100, 200. Угол атаки: 6 -13°.

Положение тела. Пловец постоянно находится в положении на спине, с вытянутыми ногами и отведёнными за голову - назад руками. Голова лежит на воде, шея расслаблена.

Движения ногами. Пловец старается удержать бёдра у поверхности воды, а движения стопами выполнять в её толще. Слишком мелкие движения стопами у поверхности воды малоэффективны.

Движения руками:

1) Вход в воду: рука погружается полностью выпрямленная в локтевом суставе; мизинцем вниз. В лучезапястном суставе рука прямая или согнута в сторону ладони.

2) Захват воды: рука погружается вниз и отводится в сторону. Затем начинает сгибаться в локтевом и лучезапястном суставах.

3) Подтягивание: продолжая сгибать руку в локтевом суставе, пловец начинает энергичный гребок.

4) Отталкивание: рука начинает разгибаться в локтевом суставе. К концу гребка рука разворачивается ладонью вниз.

5) Выход из воды: рука выпрямляется в локтевом суставе, окончательное выпрямление совпадает с началом движения плечевой части руки вверх.

6) Пронос: рука прямая в локтевом суставе и движется мизинцем вперёд.

Дыхание: облегчено, т.к. лицо постоянно находится на поверхности воды. Вдох осуществляется через рот в момент проноса одной из рук, а выдох - через рот и нос одновременно для удаления частиц воды, в момент гребка рукой при подтягивании и отталкивании.

Согласование движений. 6 ударный кроль.

 

БРАСС. Дистанции: 50, 100, 200.

Угол атаки: 13-18° - после окончания гребка руками;

1-5° - скольжение.

В брассе все движения выполняются симметрично и под водой.

Делится на: 1) классический - с паузами, 2) скоростной - без пауз.

Движения ногами:

1)Скольжение: ноги соединены и вытянуты.

2) Подтягивание: колени опускаются вниз, разводятся в стороны, ступни обращены вверх.

3) Отталкивание: ступни и голени разводятся в стороны, перпендикулярно направлению движения (носки на себя).

Из этого положения пловец начинает энергичный гребок, разгибая ноги в тазобедренном и коленном суставах. Дельфинообразные движения не допускаются.

Движения руками:

1) Скольжение (пауза): руки прямые, вытянуты вперёд. Ладони обращены вниз, плечевые суставы выдвинуты вперёд.

2) Захват воды: пловец разводит руки в стороны, сгибая их в лучезапястных и локтевых суставах. Кисти движутся в стороны - вниз.

3) Сведение вместе: завершается движение в стороны - вниз. Кисти находятся на уровне плечевых суставов. Затем кисти поворачиваются ладонями вниз и к середине. При этом создаётся подъёмная сила (вдох).

4) Выведение рук вперёд: закончив подготовительное движение, пловец сразу выводит руки вперёд, по кратчайшему расстоянию, ладонями вниз. 3 и 4 фазы выполняются слитно.

Дыхание: подчинено движениям рук. При скольжении и захвате воды - выдох. При сведении вместе и выведении вперёд - вдох, приподняв плечи и голову над водой.

Согласование движений:

1цикл движений руками - 1 вдох-выдох.

1цикл движений рук - 1цикл движений ног.

Поворот: имеет строгую последовательность. Касание бортика осуществляется двумя руками одновременно параллельно линии плеч.

После отталкивания от бортика разрешено совершить под водой один полный цикл движений руками, заходя за линию бёдер, и ногами; после чего голова должна показаться над поверхностью воды.

Старт. В плавании брассом выполняется с более глубоким погружением тела в воду, для того, чтобы совершить под водой один полный цикл движений.

 

studopedya.ru

3. Терминология применяемая в плавании.

Терминология - это система специальных наименований (терминов), необходимых для краткого обозначения определенных понятий. Это профессиональные выражения, применяемые в определенной сфере деятельности.

1. Обозначение положений и движений, совершаемых туловищем и конечностями.

Движения человека выполняются в трех взаимноперпендикулярных плоскостях: сагитальной, делящей тело на правую и левую части; фронтальной, делящей тело на переднюю и заднюю части на верхнюю и нижнюю части, горизонтальной, делящей тело на верхнюю и нижнюю части.

В соответствии с этим различают и три взаимноперпендикулярные оси: сагитальную (передне-заднюю), фронтальную (поперечную), вертикальную. При горизонтальном положении тела система оказывается повернутой на 90, в силу чего: вертикальная ось тела располагается горизонтально, поэтому удобнее называть ее продольной, сагитальная ось, становится вертикальной и ее называют передне-задней; фронтальная ось становится попереченой и ее называют попереченой (Рис.5).

3.1. Обозначение осей тела.

Продольная ось - проходящая через центры таза и плечевого пояса.

Передне-задняя - ось, проходящая через центр тяжести тела человека спереди-назад при вертикальном положении тела. При горизонтальном положении эта ось становится вертикальной.

Поперечная - ось, проходящая через центр тяжести тела справа налево.

Продольная, поперечная, передне-задняя оси могут относится и к каждой конечности. Три типа основных движений вокруг этих осей обозначаются так:

1. Сгибание и разгибание - движения вокруг поперечной оси тела или сустава. При сгибании концевые части конечностей приближаются друг к другу или к туловищу, при разгибании удаляются.

2. Отведение и приведение - движения вокруг передне-задней (сагитальной) оси во фронтальной плоскости, причем движения в сторону от сагитальной оси называется отведением, с противоположное - приведением. Например, наклон туловища в сторону есть отведение, а возвращение в и.п. - приведение.

3. Повороты или вращения - движения совершаемые вокруг продольной оси тела (или конечности). При обозначении вращений в суставах конечностей эти движения принято называть супинацией (вращение наружу) и пронацией (вращение внутрь).

3.2. Обозначение положения тела пловца по отношению к направлению его продвижения.

При описании техники плавания не всегда удобно пользоваться анатомической терминологией. Например, термин “вперед” обычно обозначает движение в сагитальной плоскости в сторону груди, термин “вверх” - движение вдоль вертикальной (продольной) оси тела и т.д. При горизонтальном положении тела пловца эти термины приобретают иной смысл.

а) Обозначение направления движения

Вперед - движение в направлении продвижения пловца.

Назад - движение, направленное в сторону, противоположную продвижению пловца.

Вверх - движение в сторону, противоположную направлению силы тяжести.

Вниз - движение по направлению силы тяжести.

В сторону - движение вправо или влево от вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось тела.

Положение тела пловца в воде характеризуется положением его продольной оси по отношению к направлению продвижения пловца. Эти две линии образуют угол, называемый углом атаки. Если передний конец линии, образующей продольную ось тела, отклонен вверх по отношению к направлению движения пловца, то угол атаки называется положительным, а при отклонении переднего конца вниз - отрицательным.

б) Название движений верхними и нижними конечностями

При анализе и описании спортивной техники пловца применяются следующие термины:

Цикл движений - периодически повторяющееся одно законченное движение руками и ногами.

Фаза - длительность отдельной части цикла, ограниченной моментом существенного изменения движений конечностей.

Темп - количество циклов, выполненных в единицу времени.

Ритм - соотношение длительности фаз в цикле.

Шаг - расстояние, проплываемое спортсменом за один цикл.

Полный цикл движений любой конечностью можно разделить на две основные части - рабочие движения (гребки) и подготовительные движения. При гребке конечность движется назад по отношению к направлению движения пловца. При этом в различных фазах гребка она может одновременно перемещаться или вниз, или вверх, или строго назад. Характерным признаком подготовительных движений являются движения конечности вперед. При более детальном анализе движений конечностями выделяют еще две фазы - переход от рабочих движений к подготовительным и наоборот.

Опорная реакция - сила сопротивления, возникающая на гребущих конечностях в результате их движения в воде.

Силы тяги - силы, создающие тяговые усилия за счет активных мышечных сокращений.

Общий центр объема тела (о.ц.о.) - точка приложения выталкивающей силы при погружении тела в воду.

Движетель - совокупность биозвеньев, взаимодействующая с водой с целью создания движущей силы.

Паттерн дыхания - соотношение объемно-временных параметров дыхательного цикла.

“Миделево сечение” - проекция контуров тела пловца на фронтальную плоскость.

Угол атаки кисти - угол, образованный линией, характеризующей направление встречного потока воды и продольной осью кисти.

Гребок, или рабочее движение - движение пловца, создающие силу тяги, продвигающую пловца вперед.

Подготовительное движение - движение руки или (ноги) вперед, в и.п. для выполнения следующего гребка. При подготовительных движениях создается сопротивление воды (или воздуха), затормаживающее продвижение пловца вперед.

studfiles.net

Плавание

 

В наше время плавание не только вид спорта, но и один из самых популярных методов раннего развития ребенка. Ведь после девяти месяцев «плавания» в утробе матери, у младенцев сохраняются плавательные рефлексы, в том числе знаменитый «рефлекс ныряльщика» – благодаря ему новорожденные дети задерживают дыхание при соприкосновении с водой. Но эти рефлексы, как и все остальные, угасают по мере взросления ребенка. Чтобы рефлексы превратились в устойчивые навыки, малышу необходимы регулярные занятия, причем с самого раннего возраста. Тогда велик шанс того, что вы вырастите здорового и умного ребенка. Как организовать занятия плаванием, мы и расскажем далее.

 

Пояснять, что такое плавание, вряд ли есть необходимость. Но все же приведем определение из научных медицинских книжек: «Плавание – это физическое действие, основу которого составляют удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении».

Есть одна особенность в плавании как в способе раннего развития детей. Задача научить ребенка плавать самостоятельно здесь не является первостепенной; авторы некоторых методик грудничкового плавания вообще отказываются от этой идеи, и ребенок находится в воде только при поддержке родителя. Плавание младенцев или с младенцами – это, прежде всего, способ укрепления их здоровья, закаливания и стимулирования развития.

 

В начале 1960-х годов в одном из московских роддомов появилась на свет крошечная недоношенная девочка. Когда ее положили на весы, то стрелка остановилась на отметке 1600 граммов... В то время не существовало специальной техники для выхаживания таких ослабленных младенцев: кювезы, инкубаторы с регулируемым микроклиматом и подачей кислорода, были изобретены значительно позже. Врачи рекомендовали родителям готовиться к худшему.

Однако отец девочки не хотел сдаваться. Он решил самостоятельно спасти свою дочь – и главной помощницей в этом деле стала для него... вода. Так Игорь Борисович Чарковский (а именно он был отцом девочки), инструктор-спасатель на водах, впервые в России занялся плаванием с грудным ребенком.

Чарковский самостоятельно сконструировал для двухнедельной дочки Веты кювез-аквариум. Вета проводила в нем очень много времени. На любительской кинопленке, снятой Чарковским, запечатлены чудеса: крохотный человечек плавает, как дельфин, ловит в воде живых рыбок и лягушек, ныряет за лежащими на дне игрушками. В три месяца Вета в своем развитии обогнала сверстников. Она раньше положенного срока начала сидеть и стоять. В семь месяцев Вета плавала вместе с папой в бассейне «Москва», перебирая руками по лесенке, она спускалась на четырехметровую глубину за бутылочкой кефира. Она хорошо видела в воде даже ночью.

С помощью воды Чарковский вынянчил не только свою дочь. В 1960-х годах он работал в родильных домах, затем в московском Доме ребенка, выхаживая ослабленных и недоношенных младенцев в ванных собственной конструкции. Однако официальная медицина не спешила поддержать самоотверженного родителя, считая подобные занятия плаванием слишком рискованными. Лишь после того как появилась информация о создании за рубежом научно-исследовательских институтов детского плавания, Чарковскому дали «зеленый свет». В 1978 году председатель Всесоюзной федерации плавания З. П. Фирсов создал свой курс «Плавать раньше, чем ходить» и опубликовал одноименную книжку. Ее одобрили в Министерстве здравоохранения СССР, и при всех детских поликлиниках нашей страны началось обучение плаванию.

За рубежом пионерами детского плавания стали профессиональные тренеры-пловцы супруги Тиммерманс из Австралии. В 1966 году у них родилась дочь Андреа, которую они ради эксперимента начали обучать плаванию на шестнадцатый день после рождения. Постепенно увеличивая нагрузки и время пребывания в воде, Тиммермансы добились того, что через две недели Андреа плавала по-собачьи и находилась в воде по 30-40 минут в день. В плавательную школу, где преподавали супруги, началось настоящее паломничество: как выяснилось, очень многие родители мечтали, чтобы их дети начали плавать раньше, чем ходить. Австралийский опыт получил распространение в США, Японии, Германии, Франции, Бельгии и других странах. Почему? Чем же привлекательно плавание грудничков?

 

 

Опыт педиатров показывает, что раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию ребенка и положительно влияет на развитие всех систем организма: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.

Плавание - прекрасное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья и закаливания. Плавание усиливает обмен веществ, улучшает общее состояние и настроение ребенка, стимулирует повышение гемоглобина в крови, усиливает защитные функции, увеличивает сопротивляемость болезням. У плавающих детей реже бывают аллергия и расстройства пищеварения. И это неудивительно, ведь их иммунная система работает очень хорошо. А значит, и болеют эти дети реже.

Ученые также установили, что дети, плававшие с рождения, раньше многих сверстников начинают ходить, хорошо овладевают речью и осваивают сложные двигательные навыки, в дальнейшем быстрее учатся читать и писать. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма.

Удивительные результаты были достигнуты пионером грудничкового плавания И. Б. Чарковским. Зафиксирован случай с полуторагодовалым мальчиком Васей, проплывшим 33 км за 15 часов. Девочка аналогичного возраста исполняла в воде различные элементы индийских танцев. А двухлетний сын одного из государственных чиновников Индии после занятий плаванием и йогой с Чарковским заговорил на чистом русском языке.

 

 

Дыхательная система. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и глубокий вдох. А глубокое дыхание - мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. Глубокие вдохи и выдохи во время плавания как бы «проветривают» легкие, благодаря чему изгоняются бактерии и устраняются благоприятные условия для их активизации. Кроме того, вынырнув и отфыркиваясь от воды, ребенок очищает носоглотку, что позволяет эффективно бороться с насморком и некоторыми легочными заболеваниями.

Система кровообращения. Горизонтальное положение во время плавания - это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца.

Опорно-двигательный аппарат. В воде снимаются статические нагрузки на скелетную мускулатуру и стимулируются ее динамические компоненты. А это не только полезно для развития организма, но и служит одной из форм предупреждения отрицательных последствий акселерации. Тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляя опорно-двигательный аппарат.

Выделительная система. Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Центральная нервная система. При нырянии и сопутствующей задержке дыхания стимулируется кровообращение мозга, а следовательно, идет его стремительное развитие.

 

 

Когда начинать?

Лучше всего начинать обучению плаванию с двух-трехнедельного возраста, но не позднее трех месяцев, потому что врожденные плавательные рефлексы, которые есть у каждого ребенка, угасают на четвертом месяце жизни. Если срок упущен, то научить ребенка плаванию почти невозможно до трех-четырехлетнего возраста, когда он будет в состоянии сознательно выполнять команды инструктора.

 

Где и с кем плавать?

 

По этому вопросу мнения специалистов кардинально различаются. Одни утверждают, что маленьким детям можно плавать только в специализированных детских бассейнах при поликлиниках, под пристальным наблюдением инструкторов и врачей, которые в случае необходимости смогут мгновенно прийти на помощь. Другие считают, что большой бассейн, чужие люди и незнакомое помещение - слишком сильный стресс для малышей, а потому плавать надо только в домашней ванне.

Как показывает опыт, для многих семей оптимальной стала следующая схема: до семи -девяти месяцев ребенок плавает в ванне под присмотром родителей, а затем начинает посещать бассейн - он растет и в ванне плавать уже не может.

Очень полезно на первое занятие дома пригласить из поликлиники инструктора (или же самим посетить поликлинику): он покажет необходимые упражнения. По книжкам, конечно, тоже можно научить ребенка плавать, но непосредственного наблюдения ничто не заменит. Затем инструктор может посещать ваши домашние занятия один раз в два-три месяца, корректируя ход занятий и наблюдая за успехами малыша.

Летом за городом маленькие дети вполне мо гут плавать в природных водоемах вместе со взрослыми. Единственное условие - чистота воды, отсутствие промышленных и канализационных стоков.

 

Как подготовиться к плаванию?

 

Для начала необходимо подготовить ванну (сразу отметим, что плавать можно только в большой ванне; детская ванночка для этого совершенно непригодна). Ванну нужно тщательно вымыть, причем не с помощью хозяйственного мыла или привычных чистящих средств. Лучше всего использовать обычную пищевую соду или специальные гели для мытья детских принадлежностей, которые продаются в магазинах для детей.

Температура воды, в которой будет плавать ребенок, во многом зависит от предпочтений самого малыша. Рекомендуется начинать с 35-36 °С, постепенно снижая температуру на полградуса. Нижнюю границу температуры установит сам ребенок: есть дети, которые спокойно плавают в воде 25-26 °С. В принципе, чем холоднее вода, тем полезнее она для здоровья ребенка: холодная вода не только оказывает закаливающий эффект, но и стимулирует активные движения маленького пловца.

Некоторые «книжные» авторы рекомендуют для первых занятий наливать ванну не целиком, а лишь на 30-40 см. Но инструкторы и практикующие плавание родители к этим рекомендациям не прислушиваются: низкий уровень воды существенно увеличивает физическую нагрузку на позвоночник родителя, который держит ребенка. Кроме того, если ванна налита не полностью, ребенок гораздо чаще оказывается вне воды и быстрее замерзает.

Важно, чтобы во время плавания дверь в ванную комнату была открыта: так поддерживается общий для всего помещения уровень влажности, и ребенку намного легче дышать.

Время для плавания каждая семья выбирает самостоятельно. Многие специалисты рекомендуют плавать перед вечерним кормлением, а после кормления сразу укладывать ребенка спать. Но если ребенок находится полностью на естественном вскармливании по требованию, то следовать этим рекомендациям и высчитывать время оказывается почти невозможно. Дети хорошо и с удовольствием плавают и утром, и днем, и вечером. Главный критерий выбора времени - удобство остальных членов семьи.

Перед началом занятия очень полезно провести с малышом небольшой сеанс гимнастики или массажа - как бы «размяться» перед погружением в воду.

После плавания необходимо тщательно вытереть тело ребенка, ваткой промокнуть уши (не надо бояться попадания воды в уши во время плавания - если вы затем хорошо просушите их с помощью ватного тампона, ничего страшного не случится) и одеть малыша.

Игрушки, плавающие в воде, могут мешать ребенку плавать, а могут, наоборот, стимулировать его движение. Понаблюдайте за маленьким пловцом: если он тянется к игрушкам, хватает их, значит, оставьте их в ванне. Если он равнодушен к игрушкам и куда больше увлечен своими новыми ощущениями, уберите из ванны все лишнее.

 

Как плавать?

 

Главное условие успешного плавания - интерес ребенка к этому процессу. Если он капризничает, плачет, прервите занятие и повторите его через один-два дня.

Занятие не должно превышать 30 минут (хотя иногда можно встретить требования плавать по 60-70 минут - но так долго выдержит в воде не каждый взрослый). Начинать можно с 10-15 минут, каждый день увеличивая продолжительность на 3-5 минут. Но как только вы почувствовали усталость ребенка, прекращайте занятие - лучше наверстать пропущенные упражнения в следующий раз, чем привить ребенку отвращение к воде и самому плаванию.

Во время занятия разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, придумывайте смешные ритмичные стишки-прибаутки по поводу различных упражнений (например, «Плывем-гребем, плывем-гребем, так до Африки дойдем!»).

 

Упражнение 1. Плавание на спинке

Опустите малыша в ванну, положите на спинку и поддерживайте его так, чтобы ушки находились под водой. Можно поддерживать одной рукой (под шею), можно двумя (под шею и ягодицы).

Проведите малыша несколько раз от одного конца ванны до другого.

 

Упражнение 2. Плавание на спинке с толчком от бортика

 

Повторяйте все действия, указанные в упражнении 1, но ножки малыша приставьте к бортику ванны. Постепенно он начнет отталкиваться от бортика - вы должны «подхватить» толчок и провести ребенка до другого конца ванны. Там надо развернуть его, приставить ножки к другому бортику и снова дождаться толчка.

 

Упражнение 3. Плавание на животе

 

Опустите малыша в ванну и положите его подбородок на запястье своей руки, пальцами ухватив ребенка за плечо. Проведите его несколько раз от одного конца ванны до другого.

 

Упражнение 4. Плавание на животе с толчком от бортика

 

Повторяйте все действия, указанные в упражнении 3, но ножки малыша приставьте к бортику ванны и согните его коленки. Поза ребенка должна напоминать лягушачью. Когда он оттолкнется от бортика, «подхватите» толчок и проведите ребенка до другого конца ванны. Разверните его, приставьте ножки к другому бортику и снова дождитесь толчка.

 

Упражнение 5. Хождение по дну

 

Это упражнение очень полезно, пока ребенок еще не умеет ходить. Опустите его в ванну в вертикальном положении, так чтобы ножки его касались дна. Поддерживая малыша под мышки, поднимайте и опускайте его в воду - он как бы подпрыгивает с вашей помощью, отталкиваясь от дна. Можно «провести» ребенка по дну, чтобы он переступал ногами как при ходьбе.

 

Упражнение 6. «Часики»

 

Опустите ребенка в ванну в вертикальном положении лицом к себе и боком к концам ванны. Поддерживая его под мышки, раскачивайте его из стороны в стороны.

 

Упражнение 7. Разрабатываем руки

 

Опустите малыша в ванну и положите его подбородок на запястье своей руки, пальцами ухватив ребенка за плечо (как в упражнениях 2, 3). Второй рукой возьмите одну руку ребенка и совершайте ею гребковые движения, вынося руку вперед над головой и опуская ее в воду. Затем повторите то же самое с другой рукой.

 

Упражнение 8. Разрабатываем ноги

 

Опустите малыша в ванну и положите его подбородок на запястье своей руки, пальцами ухватив ребенка за плечо (как в упражнениях 2, 3, 7). Второй рукой возьмите одну ножку малыша и сгибайте-разгибайте ее в колене. Старайтесь, чтобы при этом бедро ребенка (от ягодиц до колена) сохраняло горизонтальное положение. Затем повторите те же движения с другой ногой.

 

Упражнение 9. «Восьмерки»

 

Положите малыша на спину, поддерживая одной или двумя руками. Проведите от одного конца ванны к другому, описывая «восьмерки». Разверните ребенка и повторите несколько раз.

 

Упражнение 10. Ныряние

 

Обучение нырянию должно быть постепенным. Сначала в течение недели вы каждый день делаете следующее: немного приподнимая малыша над водой лицом вниз, поддерживая его одной рукой, называете его по именем и даете команду нырять (например: «Машенька, ныряем!») и сразу же поливаете его головку небольшим количеством воды из ладони так, чтобы вода стекла на глазки. Затем своей рукой вытираете остатки воды с лица малыша. Как только вы увидите, что ребенок, услышав команду, закрывает глазки и задерживает дыхание, можно переходить к следующем этапу. Вы повторяете все вышеперечисленные действия и, после того как польете голову водой из ладони, опускаете его лицо в воду и проводите ребенка под водой. Постепенно увеличивайте время нахождения под водой до 3-5 секунд, проводите ребенка под водой как «торпеду». Не злоупотребляйте нырянием: во время одного занятия ребенок первого года жизни может нырять не более трех-четырех раз.

 

Что для этого надо?

 

Для того чтобы начинать занятия плаванием в домашних условиях, необходимо только одно - готовность родителей и их уверенность в себе. Ребенок легко чувствует все нюансы родительского поведения и настроения; поэтому, если родитель, который погружает ребенка в ванну, только и думает, что тот сейчас захлебнется и утонет, никакого плавания не получится. Для обретения уверенности можно потренироваться с куклой, попросить родственников присутствовать при занятиях, но лучше всего первое занятие провести вместе с инструктором.

Если вы собираетесь посещать бассейн в поликлинике, то необходимо получить несколько справок. Обычно и от родителя, и от ребенка требуются результаты анализа на глистов (так называемый «соскоб на энтеробиоз»), справки от терапевта, а родитель еще должен посетить кожно-венерологический диспансер.

 

 

Занятия с родителями, которые желают заниматься плаванием с маленькими детьми, проводятся в некоторых детских поликлиниках, центрах подготовки беременных и центрах раннего развития.

Кроме того, методики детского плавания многократно описывались в книгах. Классическая советская монография была издана еще в 1978 году (Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить. М.: Физкультура и спорт, 1978). Она ориентирована на раннее обучение ребенка именно самостоятельному плаванию (автор руководил Федерацией спортивного плавания), и многим современным родителям кажется чересчур радикальной и «недружественной» по отношению к ребенку.

В часто переиздаваемых книгах екатеринбургского доктора-педиатра Е. О. Комаровского («Начало жизни вашего ребенка», «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников») представлен противоположный подход. Комаровский пропагандирует не раннее обучение самостоятельному плаванию, а закаливающее и общеразвивающее плавание в домашних условиях, приводит упражнения для плавания в большой ванне, рисунки шапочек для поддержки головы и дает другие полезные советы.

В книге «Сохранить здоровье ребенка. Как?» (СПб.: Прайм-Еврознак, 2006) описаны интересные упражнения для занятий с ребенком в бассейне.

В различных изданиях можно найти также упражнения по методу Клэр Тиммерманс и Сесиль Лупан.

Можете ознакомиться с книжкой Обyчение плаванию в домашних условиях. Сеpгей Смиpнов 

Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, ею с другими! Спасибо 

Похожие статьи:

Последние новости:

Предыдущие новости:

allmammy.ru

Плавание как учебная дисциплина — SportWiki энциклопедия

Классификация предмета «Плавание»[править]

Плавание — способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и туловища без поддерживающих средств.

рис. 1.1

Предметом учебной дисциплины «Плавание» является изучение закономерностей физического совершенствования человека с помощью специфичных для плавания средств, методов и форм организации занятий.

Главная задача обучения плаванию — способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности, творческого долголетия, бодрости, силы и выносливости, приобретению жизненно важного навыка.

Учебная дисциплина «Плавание» развивается с учетом других дисциплин: анатомии, физиологии, педагогики, теории физической культуры, основ спортивной тренировки, гидродинамики, спортивной медицины. Как учебная дисциплина оно определяется принципами и закономерностями развития и функционирования организма в процессе занятий, формирования техники движений, приемов и действий в воде. Основная задача учебной дисциплины — дать обучающимся знания, привить умения и основные педагогические навыки, которые они в дальнейшем будут применять в своей практической деятельности.

В системе физического воспитания плавание представлено в качестве:

  1. массового средства разностороннего физического воспитания и жизненно необходимый навык, овладеть которым должен каждый гражданин с детских лет;
  2. массового средства оздоровления, закаливания, активного отдыха населения;
  3. средства профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны;
  4. вида массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений.

Нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений. По плаванию присваиваются спортивные разряды и звания от юношеского разряда до звания «Мастер спорта международного класса». Спортивная работа по плаванию проводится детско-юношескими спортивными школами и клубами, а также другими физкультурно-спортивными организациями.

Курс плавания имеет практические и теоретические разделы. Практические разделы предусматривают освоение студентами техники и методики обучения спортивному и прикладному плаванию, ознакомление с подводным и синхронным плаванием, прыжками в воду, водным поло, а также с играми и развлечениями в воде. Теоретические разделы включают в себя изучение истории, условий взаимодействия человека с водной средой, Теорию и методику преподавания этих видов.

Плавание — учебная дисциплина, которая включает в себя следующие направления: спортивное, прикладное, оздоровительное, а также водные виды спорта: подводное плавание, синхронное плавание, водное поло, прыжки в воду и многоборья (рис. 1.1).

sportwiki.to

Что значит Плавание? Плавание - это ...

Конституционное право России → Юридический словарь → Слова на букву «П» юридического словаря → Что означает термин Плавание в юридическом словаре?

Плавание. Плавание представляет собой идеальную форму мышечной нагрузки, так как в работу включается большая часть мускулатуры. Этот вид спорта под силу людям любого возраста. Плавать можно разными стилями: кролем, на спине, брассом и баттерфляем. Однако при плавании кролем можно достичь максимальной механической эффективности. Температура воды должна быть не ниже 18 `C. В зависимости от возраста нужно постепенно выработать способность любым удобным для себя способом непрерывно плавать в течение 30 - 45 мин. За это время преодолевается дистанция до 1000 метров людьми в возрасте до 50 лет, до 750 метров - от 51 до 60 лет, до 500 метров - от 61 до 70 лет

Источник: "Рекомендации по профилактике неблагоприятного воздействия гипокинезии на работоспособность и функциональное состояние человека. Методические рекомендации" (утв. Минздравом СССР 05.02.1985 № 3211-85)

Самые просматриваемые слова

  1. Стратегическое предприятие (организация)

  2. Аварийная ситуация на воздушном судне

  3. Легитимность документа

  4. Автомобильные дороги общего пользования

  5. Выпуск продукции в обращение

  6. Сети инженерно-технического обеспечения

  7. Дорожное хозяйство

  8. Информационные машины и оборудование

  9. Суммарная поэтажная площадь

  10. Мобилизационное задание

  11. Промышленный объект

  12. Запрос межведомственный

  13. Адресная справка

  14. Извещение о вводе налоговой декларации (расчета) в электронном виде

  15. Криптосредство

  16. Производственный инвентарь

  17. Спуск руководящий ж/д пути

  18. Производственная деятельность

  19. Военнослужащие

  20. Постижерные работы

Ссылки на определение понятия «Плавание»:

HTML-код ссылки на слово для сайтов и блогов Значение слова Плавание
BB-код ссылки на слово для форумов [url=http://constitutum.ru/dictionary/17301/]Определение понятия «Плавание»[/url]
Прямая ссылка на слово для социальных сетей и электронной почты http://constitutum.ru/dictionary/17301/

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Плавание». Полученная информация поможет вам понять, что такое Плавание. Если по вашему мнению определение термина «Плавание» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Плавание», но и по ошибочному запросу «gkfdfybt». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.

Описание страницы: На данной странице представлено определение понятия «Плавание»

Ключевые слова страницы: Плавание, это, определение, понятие, термин, дефиниция, что значит, что означает, слово, значение

www.constitutum.ru


.