6. Плавание. Игра и техника обучения плаванию детей от 4 лет и старше. Обучение детей плаванию


Обучение детей плаванию в малогабаритных бассейнах Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

Обучение детей плаванию в малогабаритных бассейнах

Сабаненко Евгения Игоревна

СПДО № 1 ГБОУ СОШ № 597, г.

Москва

Ключевые слова:

плавание, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, закаливание, коррекционное плавание

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движений. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребёнка, очень велико.

Для естественного развития ребёнка - дошкольника систематическая работа по обучению плаванию очень необходима и целесообразна, что доказано работами Т. И. Осокиной и В.С. Васильева.

Мало работ посвящено начальному обучению плаванию детей дошкольного возраста (H.A. Бутович, 1965; Н.Ж. Булгакова, 1986; B.C. Васильев, 1989; Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, 1991; И.М. Булаг, 1991; и др.). Более пристальный анализ показал, что лишь некоторые авторы исследовали проблему обучения плаванию детей дошкольного возраста. Тем не менее, многие авторы (B.C. Макаренко 1985; Т.И. Осокина, 1985; В.Ю. Давыдов, 1993) подчеркивают значимость таких исследований в связи с акселерацией подрастающего поколения.

Имеется информация по обучению детей в детско. - юношеских спортивных школах (В.В. Белоповский, 1985; H.H. Ларина, 1991;.. М.Н.Максимова,1996; К.С.Пигида, 1997; A.A. Михеев, 2003).

Целью статьи является поиск наиболее эффективных и адекватных современной действительности методик обучения плаванию в малогабаритных бассейнах для повышения уровня плавательной, технической и физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Гипотеза состоит в предположении, что традиционное обучение плаванию не соответствует действительности и имеется необходимость введения в процессе обучения элементов синхронного плавания, коррекционного плавания, прикладного плавания и других методик.

Синхронное плавание - это один из уникальных видов спорта в воде, который включает в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания.

Через элементы синхронного плавания можно развивать психические процессы: внимание, память, а также раскрыть творческий потенциал у дошкольников, умение двигаться в воде красиво и синхронно помогает увидеть детям насколько они способны выразить красоту движений и очаровать зрителей.

Синхронное плавание - это детский театр на воде, с музыкальными композициями и использованием разных предметов (обручи, мячи, цветы и др.). В дошкольном возрасте у детей развивается творческий потенциал, формируется любовь к прекрасному, уважение к друг другу и творческого самовыражения.

Выявление и реализация творческого потенциала дошкольника является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества - сложная и актуальная проблема. Современный подход к ее изучению характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, физическая культура.

Методика обучения дошкольников плаванию в минимальной степени предусматривает развитие их творческой сферы. Дети используют полученные навыки в том виде, в каком они преподнесены педагогом, но впоследствии они способны придумать свои интересные элементы. В этом и есть уникальность каждого ребёнка. А вместе все дети творят прекрасную композицию - это их творчество и результат.

Особенность дошкольного периода в том, что обучение проводится в игре. Но добиться приобретения качественных плавательных навыков в игровой форме бывает сложно. Требуется многократно отрабатывать одни и те же движения.

Поэтому для решения поставленных задач мы комбинируем игровые и тренировочные задания для детей, создаем такие ситуации, в которых отработка элементов синхронного плавания является главным условием.

Используя сюжетные, игровые, соревновательные занятия, постоянно обращаем внимание дошкольников на красоту и разнообразие упражнений в воде.

Включенные элементы синхронного плавания для обучения детей

Скольжение: на груди, на спине «стрела», на боку.

Основные позиции: «фламинго», «фламинго в погружении»; -«согнув колено»; -«прогнувшись».

«Фламинго». Тело находится в положении на спине, туловище под некоторым углом к поверхности воды, голова на воде, лицо обращено вверх. Одна нога вытянута вверх перпендикулярно поверхности воды, другая согнута в коленном и тазобедренном суставах.

Голень согнутой ноги параллельна поверхности воды и прижата к внутренней стороне вертикально поднятой ноги на уровне середины. Руки выполняют поддерживающие гребки у бедер.

«Согнув колено». Одна нога вытянута, другая согнута в коленном суставе и плотно прижата большим пальцем к внутренней стороне вытянутой ноги на уровне колена. Руки расположены вдоль туловища, дыхание произвольное.

«Прогнувшись». Туловище находится в прогнутом положении. Голова, таз и ноги располагаются по дуге воображаемой окружности. Руки у туловища или за головой выполняют поддерживающие или продвигающие гребки.

Основные движения: «группировка»; -«вращение»; -«винт-вращение»; -«круг».

«Группировка». Туловище и ноги детей согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Спина округлена, голова на поверхности воды приближена к коленям.

Голень и носки вытянуты и плотно соединены. Пятки максимально близко подходят к тазу. Руки расположены у бедер и выполняют поддерживающие гребки.

«Вращение» вперед выполняется путем равномерного вращения вокруг горизонтальной оси. Из положения на груди, переходит в положение на спине и обратно. Фиксируется количество раз.

«Винт-вращение» - выполняется медленное вращательное движение на 180°. Количество витков произвольное.

«Круг». Ребята располагаются на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Оттолкнувшись от дна двумя ногами, сильно прижать голову к животу, как в положении «поплавок», а потом помогать руками, сделать переворот.

Кувырки, если они освоены хорошо, выполняются по 3-5 раз на задержке дыхания. Кувырки бывают вперед и назад.

Включенные элементы коррекционного плавания (для профилактики нарушений осанки и укрепления правильной осанки) для обучения детей

№ п/п Цель упражнения Порядок выполнения Количество повторов

1. развитие дыхательной мускулатуры. И.П.- присед на мелком месте (голова находится на поверхности, или лёжа на груди держась руками за опору. Глубокий вдох через рот, полный, ускоренный выдох через рот и нос с погружением головы в воду. 8-10 раз

2. освоение свободного лежания на воде в движении. И.П. - присев спиной к стенке бассейна. Оттолкнувшись, скольжение на груди. Руки вытянуты вперёд, лицо вниз, ноги вместе. Следует скользить как можно дальше, удерживая плечи и таз в одной плоскости, чтобы избежать вращения. 4-6 раз

3. с помощью этого упражнения достигается статическая работа мышц спины И.П. - лёжа на груди, руки вперёд. Ноги работают кролем с задержкой дыхания. Упражнение можно варьировать, используя доску в руках. "Торпеда" на груди или "торпеда" с доской на груди. 4-6 раз

4. "Торпеда" на спине, "торпеда" с доской на спине.

5. совершенствование работы ног брассом, укрепление мышц спины и ног средствами симметричного упражнения И.П. - лёжа на груди. Руки вытянуты вперёд, ноги работают брасом. Корпус следует держать горизонтально, гребок ногами выполнять в ускоренном темпе. Можно использовать доску или нарукавники. 3-4 раза

6. Тоже упражнение из И.П. - лёжа на спине. Колени не высовывать из воды.

7. коррекция искривления позвоночника, улучшение лёгочной вентиляции и кровообращения, развитие мышц туловища. Из И.П. лёжа на груди выполняется брасс с удлинённой фазой скольжения. Количество повторов по ширине бассейна

8. То же упражнение из И.П. лёжа на спине.

9. тренировка мышц плечевого пояса И.П. - лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают брассом. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые.

10. То же упражнение из И.П. лёжа на спине

11. тренировка мышц плечевого пояса, увеличение экскурсии грудной клетки И.П. - лёжа на груди, в ногах доска или круг. Руки работают кролем. Следует ровно лежать на поверхности, не прогибаться, ноги прямые. Пробовать сочетать движения с дыханием.

12. То же упражнение выполняется из И.П. лёжа на спине.

13. укрепление мышц брюшного пресса и ног. И.П. - вис на выпрямленных руках спиной к бортику. Выполняется подтягивание коленей к животу или "велосипед"; работа ног кролем или брассом.

Включенные элементы прикладного плавания для обучения детей

1. Транспортировка "уставшего" одним и двумя спасателями.

2. Захваты и приемы освобождения от них.

3. Плавание с помощью одних ног брассом (кролем) на спине, руки над водой (детям лучше взять предметы в руки).

4. Плавание с помощью одних ног на боку, "верхняя" рука над водой (лучше с предметом), "нижняя" выполняет гребки.

5. Плавание избранным для транспортировки способом, удерживая в руках легкий предмет (резиновые и надувные игрушки, куклы).

6. Плавание избранным способом, транспортируя "пострадавшего" (проплываемое расстояние постепенно увеличивается).

7. Умение менять направление (вперед, назад, влево, вправо) при плавании по сигналу (свистку, хлопку) и умение переворачиваться со спины на грудь и наоборот.

8. Сбор предметов со дна (шайбы, эспандеры), во время проплывания под водой (количество предметов постепенно увеличивается).

9. Плавание с бросовым материалом (пластиковые бутылки).

10. Плавание в одежде и умение ее снимать в воде, не вставая на ноги.

К другим методиком можно отнести аквааэробику. Аквааэробика - это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движений в воде под музыку. Идея аквааэробики впервые была описана в манускриптах Древнего Китая. В те времена при обучении восточным единоборствам китайские монахи часто заставляли своих учеников отрабатывать резкость и точность ударов в воде. Веками у представителей различных цивилизаций вода служила для занятий спортом и для активного отдыха. Хорошо известно, что древние греки и римляне использовали воду в разных целях, включая и снятия усталости, и улучшения общего самочувствия. В современном обществе, уже многие годы вода используется при физиотерапии различных заболеваний. Спортсмены решили использовать практику древних и перенесли выполнение аэробных упражнений в бассейне. Так, появилась аквааэробика, которая тут же завоевала популярность не только у профессионалов, но и у людей, далеких от спорта, ведь основной задачей аквааэробики является достижение оздоровительного эффекта у занимающихся. Интерес к аквааэробике возрастает с каждым днем, так как она подходит практически всем. Эффективность ее в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика. Они быстро утомляются при статических нагрузках. Им свойственно динамика. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения во многом сходные с состоянием невесомости. Поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше.

В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений.

Прежде всего, занятия в воде помогают расслабиться, снимают мышечное и нервное напряжение, укрепляют нервную систему. Во время занятий присутствует и своеобразный массаж, который оказывает окружающая тело вода. Благодаря ему кожа становится увлажненной, упругой и эластичной. Водный массаж не дает накапливаться в тренируемых мышцах молочной кислоте, поэтому даже после самых интенсивных тренировок вы не почувствуете болевых ощущений. И это несмотря на то, что во время занятий работают практически все группы мышц, что способствует подвижности в суставах и гармоничному развитию мускулатуры.

Аквааэробика - эффективна для детей с избыточным весом, так как выталкивающая сила воды создает для них благоприятные условия. А так же движения в воде благоприятно воздействует на уменьшение жира и рост ребенка. Занятия данным видом аэробики помогают развить гибкость, ловкость и выносливость, силу, ловкость, быстроту и координацию движений. Кроме того, занятия в воде позволяют разгрузить позвоночник и, если добавить специальные упражнения, то можно исправить осанку.

Аквааэробика является одним из самых малотравматичным видом фитнеса.

Занятия по аквааэробики принося детям радость эмоциональный заряд. Одной из особенностей детской аквааэробики является выполнение упражнений в вертикальном и горизонтальном положении тела на мелкой и глубокой воде.

На занятиях используется спортивный инвентарь: нудлы, дощечки, обручи, мячи, гантели для аквааэробики.

Аквааэробика для дошкольников влияет следующим образом на детский организм: устраняет повышенную раздражительность и возбудимость; гармонично развивает мышцы ног, спины, живота, груди, рук, плечевого пояса; предупреждает сколиоз; формирует правильный «мышечный корсет»; приносит замечательный терапевтический и расслабляющий эффект; снимает стресс; формирует здоровый образ жизни и улучшает общее самочувствие.

Таким образом:

1. Разработанная методика способствует улучшению плавательной, технической и физической подготовленности.

2. Использование элементов синхронного плавания, коррекционного плавания, прикладного

плавания и других методик способствует уменьшению водобоязни дошкольников, уменьшает заболеваемость детей, повышает их эмоциональный уровень занятий по плаванию.

3. Обучение детей дошкольного возраста элементам синхронного плавания, коррекционного плавания, прикладного плавания и другим методикам служит этапом предварительной подготовки и отбора в специализированные спортивные школы.

Результаты подтверждаются проводимым проектом в структурном подразделении дошкольного отделения.

Список литературы:

1.Большаков И.А. 2005. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. Аркти-Москва.

2.Булгакова М.Ж. 2001. Плавание. Физкультура и спорт.

3.Велитченко. В. 2000. Как научиться плавать. Серия «Первый шаг». Терра - спорт.

4.Викулов А.Д. 2004. Плавание. Учебное пособие для вузов. Владос пресс.

5.Кантан В.В. 2001. Раннее физическое развитие ребенка. Корона принт.

6.Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Феникс.

7.Литвинов А., Ивиенко Е., Федин В. 1995. Азбука плавания. Фолиант.

8.Методическое пособие по начальному обучению плаванию. Московский Комитет Образования - 2000.

9.Мрыхин Р.П. 2001. Я учусь плавать. Ростов на Дону. Феникс.

10.Мухортова Е.Ю. 2008. Обучение плаванию малышей. М. Физкультура и спорт.

11.Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.

12.Осокина Т.И. 1985. Как научить детей плавать. М. Просвещение.

13.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. 1991. Обучение плаванию в детском саду. М. Просвещение.

14.Петрова Н.А., Баранов В.А. Обучение детей плаванию в раннем возрасте.

15.Пищикова Н.Г. 2009. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Задания, игры, праздники. М.

16.Плавание. Учебная поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ, спецшкол, ДЮШОР и школ высшего спортивного мастерства. М. - 1983.

17.Плавание. Учебная программа для детей от 2 до 7 лет. Московский комитет образования - 1999.

18.Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Сан ПиН 2.1.2.1188 - 03.

19.Развивающие игры. Быстрее, выше, сильнее. 1998. Санкт-Петербург. Дельта.

20.Соколова М.Г. 2007. Плавание и здоровье малыша. Ростов на Дону. Феникс.

21.Эрик Профит и Патрик Лопаз. 2007. Аквааэробика «120 упражнений». Ростов на Дону. Феникс.

cyberleninka.ru

Обучение детей плаванию в бассейне

Плавание для детей не только полезное, но и очень интересное занятие. Ребенок изучает мир, учится взаимодействовать с окружающими людьми и просто весело проводит время, выплескивая накопившуюся энергию. Расскажем более подробно, зачем нужно учиться плавать, в каком возрасте лучше всего начинать обучение и когда ребенку уже можно ходить в бассейн.

Зачем это нужно?

Занятие с младенцем в бассейне

Каждый знает, что плавание для детей и взрослых чрезвычайно полезно, но на малышей оно оказывает благотворный эффект. Первое и самое главное: водные занятия положительно влияют на детские мышцы. Ребенок растет более здоровым, выносливым и гибким. Также плавание оказывает на малыша расслабляющее воздействие, помогает снять напряжение, вследствие чего, ребенок растет более спокойным и уравновешенным. Кроме того, плавание для детей – это дополнительное закаливание и развитие вестибулярного аппарата. И, конечно, если малышу менее трех лет, то все занятия он проводит с мамой. А это еще одна дополнительная возможность для родителей побыть рядом со своей крохой, укрепить доверительные и теплые отношения со своим чадом.

Когда начинать?

Ребенок учится плавать в бассейне

Специалисты рекомендуют начинать обучение плаванию детей настолько рано, насколько это возможно. Это связано с тем, что до трех месяцев малыш еще сохраняет определенные рефлексы: умение задерживать дыхание и передвигаться в воде без посторонней помощи. Если вы начнете проводить водные процедуры в это время, то вам будет проще научить ребенка плавать. В случае, когда малышу исполнилось более трех месяцев, его нужно будет заново учить всем растерянным навыкам. Помимо этого, ребенок может начать бояться самостоятельно плавать и нырять. Поэтому, от вас потребуется большое терпение и умение наладить эмоциональный контакт с ребенком, доказать ему, что плавание – это не опасно.

Специалисты советуют родителям начинать работу с тренерами, когда детям исполняется примерно 1,5-2 года. На этом этапе преподаватель начинает закладывать в ребенка новые техники плавания. Дети постепенно растут, и усвоенные ими ранее движения ног уже нет подходят. Если тренер вовремя не скорректирует этот процесс, то потом заменить старые привычки на новые станет намного сложнее.

С чего начинать?

Ребенок учится плавать в бассейне

Если вы решили обучать плаванию своего кроху, которому исполнилось всего несколько недель или месяцев, то начать занятия можно в обычной домашней ванне. Ее нужно заполнить водой температурой примерно +34 градуса, положить в воду разноцветные резиновые шарики или другие игрушки. Плавание для малыша должно быть веселым и приятным занятием, а не серьезным обучением. Ребенок, испытывающий интерес к занятию, начинает скорее схватывать полученную информацию.

Обычно малыши до года начинают плавать под водой. Поэтому самое главное – научить их держаться на поверхности воды на животике и на спинке. Когда ребенок сможет без проблем задерживать дыхание, приучайте малыша плавать на поверхности воды, придерживая его снизу.

Когда этот этап пройден, можно переходить к нырянию. Как правило, для этого выполняются вертикальные и горизонтальные поддержки. Вертикальные выполняются тогда, когда малыш сворачивается в позе эмбриона, а родитель раскачивает его воде вниз и вверх. Горизонтальные поддержки тоже довольно просты: ребенок лежит на животе, а мама или папа опускают малыша в воду, поддерживая за плечи с обеих сторон.

Если речь идет о более взрослом ребенке возрастом от трех лет, то здесь купание в ванной уже не подходит – вашему чаду нужно идти в бассейн, где занятия будет вести профессиональный тренер. Для начала, лучше всего заинтересовать ребенка, чтобы он сам для себя решил: плавание – это интересно и полезно. Сходите с ним на пробное занятие в бассейне, поддержите его, похвалите.

Плавание в бассейне

Младенец в бассейне

Для грудничков, которые уже постигли азы плавания в ванной, существуют специальные бассейны. Их называют «лягушатниками». Они характеризуются небольшим уровнем воды, а также средним размером, позволяющим родителю входить в этот бассейн вместе со своим ребенком. Для начала важно, чтобы ребенок привык к новому пространству. Поэтому можно взять с собой его любимые игрушки и дать вашему чаду понять, что вы всегда находитесь рядом. Когда малыш привыкнет к бассейну, можно начинать аккуратно отпускать его от себя: сначала на расстоянии вытянутой руки, а потом чуть дальше. В «лягушатниках» дети задерживаются примерно до 2-3-х лет, затем переходят в обычные бассейны для детей и взрослых, где с ребятами начинает заниматься тренер. Самое главное для родителей на данном этапе – найти для своего чада профессионального преподавателя. Обычно для детей проводятся групповые занятия, где тренер сразу обучает плаванию нескольких детей. Но, при желании, можно найти и индивидуальные занятия.

Ребенок плавает в бассейне

Чтобы найти хороший бассейн у вас в городе, можно заручиться не только советами ваших друзей и близких, но и просмотреть сайты, где есть отзывы о местных бассейнах. Также хорошо выбирать бассейн, который расположен в вашем районе или недалеко от него. Когда ребенок подрастет, он сможет добираться до места самостоятельно.

Замечательно, если бассейн располагается в крупном дворце спорта. Ребенок, ходящий туда, может заинтересоваться и другими спортивными секциями, а в дальнейшем начать посещать и их.

Также очень удобно ходить в бассейн, предназначенный для детей и взрослых, и, таким образом, можно хорошо проводить время и оздоравливаться сразу всей семьей.

ybasseyna.ru

где и как самостоятельна научить ребенка плавать в бассейне.

Обучение плаванию детей

Содержание:

Как научить ребенка плавать

Если обратиться к источникам описывающие жизнь, быт и уклад жизни наших предков, то не трудно заметить одну особенность, с самого раннего возраста в семье особое внимание уделялось воспитанию и обучению детей именно через игровую форму подачи новой информации, позволяющую научить ребенка чему-то хорошему и полезному. Почему через игровую? Возраст детства, это именно тот возраст, когда ребенок познает окружающий мир через призму игры. Именно игра, стоит на порядок выше от других методов обучения детей.

Детям младшего школьного возраста, намного проще овладеть учебой через игровую форму подачи материала. В этом возрасте ребенок познает полезную для него информацию в играх и занятиях, в которых основной составляющей является возможность, что-то сравнивать, показывать или описывать. Ребенок, прежде чем, сможет получит какой-то навык, должен постепенно и поэтапно сформировать свое умение и совершенствовать его до тех пор, пока окончательно не освоить нужный материал.

Обычно это происходит примерно в таком порядке:

  1. Самый первый этап, на котором у ребенка создается основа будущих навыков в плавании.
  2. На втором этапе происходит углубленная подача обучения плаванию и ребенок должен уметь самостоятельно понимать и владеть необходимыми навыками в плавании.
  3. На третьей стадии ребенок более глубоко усовершенствует и закрепляет результат навыков плавания, которые получил в пункте 2.

Дети намного лучше воспринимают новые навыки, если план обучения в игровой форме строится следующим образом:

  • игра: подача начальных основ;
  • игра: закрепляется обучение пройденного материала;
  • игра:повторяется пройденный материал.

Следует отметить, каждый новый раздел обучения должен быть спланирован на основе этой схемы из трех пунктов. То есть, если на занятии запланировано обучать детей прыжкам, то занятие проходит согласно этой схеме. Когда раздел выучен и закреплен, переходим в следующий раздел, который подается опять по той же схеме.

Обучая ребенка плаванию, нужно обратить внимание на то, что некоторые малыши могут воспринимать воду и нахождение в ней, совершенно иначе, чем другие детки. Водобоязнь и особая чувствительность к водной среде - частая форма страха распространенная среди детей. Оказавшись в воде, ребенок может сильно испугаться при попадании воды в глаза или на лицо. Кроме того, температура воды, ее давление а особенно глубина тоже могут напугать ребенка. Поэтому, прежде чем начинать обучать такого ребенка плаванию, нужно найти к нему такой подход обучения, при котором ребенок сможет преодолеть в себе все свои страхи.

Основные советы и рекомендации

Существуют следующие советы для обучения плаванию:

  1. При начальном обучении, все упражнения (такие как всплытие или лежание на воде, особенно приобретение навыка скольжения на воде) нужно производит при глубоком вздохе и одновременной задержке дыхания. Именно так достигается наилучшая плавучесть тела. И только после того, как новичок в совершенстве овладеет скольжением по воде, можно начинать упражнения по выдоху в воде.
  2. С первых занятий постараться добиться, чтобы дети, находясь в воде не закрывали глаза и не вытирали лицо.
  3. На занятиях, которые закрепляют пройденные навыки, нужно особое внимание обратить на тех детей, у которых особая чувствительность к водной среде.
  4. Самые первые упражнения по лежанию на воде на груди следует делать с вытянутыми руками и с помощью какой нибудь устойчивой опорой, например - бортик. Так ребенку будет намного легче преодолеть свой страх перед водной стихией и как бы внутренне будет чувствовать свою защищенность.
  5. Следует обратить внимание на упражнение, в ходе которого осваивается скольжение на груди. Тонкость этого упражнения заключается в том, что при выполнении такого задания, возможно нарушение равновесия самого тела по отношению к его оси, если руки у пловца будут находится одна рука над другой ("стрелочка ") поэтому следует держать руки вытянутыми на ширине плеч, а ноги немножко расставить. Именно такие тонкости сохраняют равновесие тела и заодно ребенок не потеряет ориентировку в воде.
  6. Упражнения, на которых отрабатывается техника скольжения на спине, то есть, когда лицо поднято в верх, другими словами обзор кругозора падает к минимуму, на самых начальных уроках, желательно поддержать ребенка под спину.
  7. Прежде чем начать занятия по прыжкам в воду с бортика ногами в низ, следует отработать технику сгруппированного входа в воду, то есть подтянуть коленки к животу. именно при таком способе вхождение в воду получится не глубоким.

Эти советы направлены на то, чтобы помочь новичкам без боязни и страха овладеть навыками и умению плавания. Надо отметить, многие игровые формы обучения построены таким образом,что позволяют обучать не только одного ребенка индивидуально. но целую группу детей. При таком варианте важно сделать акцент на поощрение детей их достижений в индивидуальном порядке. У кого-то очень замечательно получилось то, у другого что-то другое. Главное, хвалит детей так, чтобы не обиделись другие дети. Нужно постараться найти в каждом ребенке его маленькие успехи и достижения после каждого пройденного урока.

В заключении хочется сказать, сам метод учебы построен таким образом, что обучение в игровой форме проходит именно поэтапно, то есть, начиная с первого пункта и заканчивая последним пунктом. Даже если ребенок уже умеет выполнять какие-то действия в плавании, все равно советуем проводит с ним обучение следуя поэтапным пунктам.

Автор: IvanKostin

Дата публикации: 21.10.2015

nedeli-beremennosti.com

Правила обучения детей плаванию

Правила обучения плаванию детей дошкольного возрастаНаше первое знакомство со стихией воды происходит в утробе матери – все девять месяцев беременности малыша окружают околоплодные воды, защищая и оберегая новую жизнь. Но к сожалению, это никоим образом не способствует обучению детей плаванию ни в младенческом, ни в более старшем возрасте. Чтобы в совершенстве овладеть этим искусством, вашему малышу понадобится хороший инструктор, постоянная практика и наши советы о том, как научить ребенка плавать.

Малыш и море – плаваем с рождения

Психологи и тренеры в один голос утверждают, что элементы обучения плаванию должны присутствовать даже во время самого первого купания младенца. А уж когда данная процедура станет ежедневным и привычным ритуалом, можно приступать к более серьезным упражнениям.

Обучение детей плаванию начинается с отказа от использования детской ванночки. Этот предмет лишь ограничивает возможности и порывы малыша, а не помогает крохе полюбить воду. Лучше остановить свой выбор на большой ванне (когда обучение будет происходить в домашних условиях) или бассейне (если вы воспользуетесь услугами инструктора).

Следующий важный момент – возраст ребенка. Оптимальный возрастной диапазон для начала обучения детей плаванию – 5-6 месяцев. В этот период физическая и эмоциональная активность крохи увеличивается, а рефлекс задержки дыхания еще не полностью атрофировался, поэтому кратковременные тренировки в воде пойдут только на пользу маленькому пловцу.

Далее следует выбрать хорошего специалиста, который будет помогать вашему малышу делать первые шаги в покорении водной стихии. Однако тут есть один нюанс: не все дети в младенческом возрасте быстро и безболезненно идут на контакт с незнакомыми людьми. Если ваш ребенок кричит и извивается ужом в руках тренера по плаванию, не стоит ожидать от последнего чудес. В данной ситуации вы должны постоянно находиться рядом со своим крохой и его учителем: от первой до последней минуты, пока он в бассейне. Существует и другой способ преодоления младенцем страха расставания с мамой – просто дайте вашему малышу немного подрасти.

Как научить ребенка плавать: первые уроки

Самое важный навык, которому должен научиться малыш, – это плавание на спине. Начните с простых действий: опустите кроху в ванну (уши ребенка должны оказаться под водой) и, постоянно поддерживая с ним зрительный и вербальный контакт, легонько покачайте его вперед и назад.

Если кроха плачет или напрягается, спустите воду в ванне до такого уровня, чтобы ребенок спинкой касался дна (ушки должны обязательно находиться под водой). Дайте малышу соску или погремушку, спойте ему песенку. Одним словом, постарайтесь показать детке, что пребывание в воде – это совсем не страшно, а, наоборот, весело и увлекательно. Как только малыш полностью успокоится, долейте воды, но не очень много. И не забывайте постоянно ласково и спокойно разговаривать с ребенком.

Следующий этап обучения детей плаванию в столь юном возрасте – формирование спокойного восприятия воды на лице. Данная привычка необходима для перехода на третью ступень обучения – умения нырять. Покапайте теплой водичкой на личико младенца, когда он лежит на спине в ванне. Вначале – всего несколько капель, затем постепенно начинайте переходить на приятный душ. Как только малыш привыкнет к такой процедуре, двигайтесь дальше – осваивайте подводные просторы.

Но как научить ребенка плавать под водой? Этот вопрос задают все родители без исключения. Отвечаем: сделать это достаточно легко, но без определенной подготовки вам не обойтись. Положите ребенка на спинку. Пусть он привыкнет к своему новому положению и температуре воды. Далее легко подуйте на личико малыша, а затем быстро окуните и проведите его под водой головкой вперед. Дуть на лицо нужно только перед окунанием, но не после. Дело в том, что поток воздуха запускает безусловные рефлексы (закрыть глаза и задержать дыхание), а это облегчает процесс обучения нырянию.

После того как ребенок освоит вышеуказанные приемы, можно начинать готовиться к выходу на «большую воду» – походу в бассейн. Перед тем как покупать абонемент на длительный срок, убедитесь, что вода в бассейне не вызывает у вашего малыша аллергии (из-за слишком высокой концентрации хлора), он не мерзнет и находит общий язык с инструктором. Конечно, вы можете и дальше самостоятельно заниматься с ребенком, но у тренера есть больше возможностей и способов сделать процесс обучения детей плаванию не только веселым, но и безопасным.

Обучение плаванию детей дошкольного возраста

Дошколята также достаточно быстро и легко обучаются плаванию, однако вы уже не сможете использовать их безусловные рефлексы. Кроме того, вам придется преодолеть некоторые страхи ребенка (боязнь опустить голову в воду, открыть глаза под водой и т. д.). Поэтому оптимальный вариант обучения плаванию детей дошкольного возраста – групповые занятия с тренером.

На ознакомительном уроке малышам расскажут, что водная стихия не терпит легкомыслия и неосторожности, однако она совершенно не враждебна. Это первый этап обучения детей плаванию. Отличительным моментом программы подготовки дошколят является их предрасположенность к изучению классических стилей плаванья, но на спине малыши в этом возрасте плавают редко.

После того как дети освоились в бассейне, им предлагают выполнить различные упражнения для разминки и тренировки координации в воде. Следующая стадия в обучении детей плаванию – формирование умения держаться на воде (скользить, лежать, всплывать). В процессе освоения этого навыка у малышей появляются знания о выталкивающей и поддерживающей силе воды. Также в этот период идет усиленное обучение определенному ритму дыхания. И только в совершенстве овладев вышеописанными умениями, ребенок и тренер приступают к непосредственному освоению различных стилей плаванья.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что если вы будете придерживаться наших советов и уделите ребенку максимум внимания в период обучения плаванию, можете быть уверены: он непременно станет «своим» для самой непостоянной и загадочной из стихий.

Текст: Виктория Макалюк

Оцените статью:

lady7.net

Обучение детей плаванию

Содержание:

Одним из эффективных способов укрепления физического развития можно с полной ответственностью назвать обучение детей плаванию. Эти занятия способствуют закаливанию организма, повышают его устойчивость ко многим заболеваниям. Через определенное время происходит заметное оздоровление ребенка, укрепляется его нервная система. Мышцы и органы дыхания работают в согласованном ритме, обеспечивая качественную вентиляцию легких и равномерную циркуляцию крови.

Требования к организации занятий

Прежде чем начинать занятия непосредственно на воде следует пройти определенную предварительную подготовку вне бассейна. Это позволит в дальнейшем правильно и быстро освоиться в водной среде. Детский организм еще не до конца сформирован и поэтому требуется максимально точное определение его возможностей.

Обучение детей плаванию

Во время предварительных занятий выясняется состояние здоровья ребенка, уровень его физического развития и реакция на разные виды нагрузок.

Во время занятий должны соблюдаться определенные принципы, позволяющие провести качественное обучение. Нормальная методика предполагает системное и регулярное обучение, при котором происходит постепенное движение от простого к сложному. Все объяснения и показы выполняются в предельно доступной форме.

Лучше всего необходимые навыки усваиваются путем активных занятий, где применяются упражнения с элементами игры. Все необходимые движения показываются наглядно. Не рекомендуется сразу осваивать большое количество движений и приемов. Прежде всего, нужно хорошо усвоить предыдущий материал. Современные инструкторы владеют методикой обучения плаванию на высоком уровне.

Требования гигиены к местам проведения занятий

Обучение плаванию чаще всего проводится в крытых бассейнах с небольшими размерами, расположенными в основном здании или в отдельной пристройке. Их размеры и глубина зависят от возраста занимающихся здесь детей. Как правило, бассейны имеют прямоугольную форму, но могут быть и другой конфигурации, в зависимости от места расположения.

Обучение детей плаванию

Каждый бассейн оснащается лестницей, обеспечивающей удобный вход в воду и обратный выход. Она устанавливается вертикально и оборудуется поручнями. Покрытие ступеней делается из ребристой резины или другого не скользкого материала. Внутри каждого бассейна также устанавливаются поручни вдоль стенки для безопасности детей. Многие бассейны имеют художественное оформление.

Для раздевания оборудуются специальные комнаты в количестве не менее двух. В них устанавливаются вешалки, скамейки или диванчики. На полу должны быть резиновые коврики или деревянные трапы. В каждой раздевалке устанавливаются аппараты для сушки волос.

Обязательно наличие душевых с 3-4 душами и туалетных комнат. Количество таких помещений зависит от пропускной способности того или иного бассейна.

Каждый крытый бассейн должен иметь хорошую вентиляцию, освещение и возможность поддерживать необходимую температуру воздуха. Температура воды в бассейне регулируется в соответствии с установленными нормами. Кроме того, необходимо постоянно проводить дезинфекцию воды. Обработка самой емкости проводится во время каждого спуска воды.

Подготовка к началу занятий

До начала занятий плаванием детям подробно рассказывают о личной гигиене, которую необходимо соблюдать в самом бассейне, душе и раздевалке. Каждый ребенок должен быть обеспечен всеми необходимыми принадлежностями, в том числе резиновой шапочкой, плавками, полотенцем, губкой, мылом и расческой. Все эти вещи укладываются в отдельную сумку и уносятся домой для стирки и чистки.

Таким образом, происходит закрепление гигиенических навыков, дети становятся более аккуратными и чистоплотными. Самых маленьких детей отдельно обучают пользованию предметами гигиены, закрепляя эти навыки на практике.

Ребенок должен уметь самостоятельно раздеться и одеться в определенной последовательности. Постепенно эти навыки закрепляются, и все действия выполняются быстро и правильно.

Организация занятий по плаванию

Крытые теплые бассейны позволяют проводить занятия с детьми всех возрастных групп, начиная с трех лет. В обязательном порядке учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности. Каждый ребенок должен находиться под постоянным медицинским и педагогическим контролем.

Обучение детей плаванию

Обучение детей плаванью является целым комплексом процессов, неразрывно связанных между собой. Методика и организация их проведения достаточно сложная и требует хорошей квалификации педагогов.

Как правило, такие занятия проводятся строго по расписанию, что дает возможность охватить максимальное количество групп. Перед началом занятий в течение нескольких минут проводятся подготовительные упражнения. После этого дети надевают купальные принадлежности, принимают душ и только после этого идут в бассейн.

Одновременно к занятиям начинает готовиться следующая группа. Проводятся те же действия, что и в первом случае. В результате получается своеобразный конвейер, нормальная работа которого полностью зависит от дисциплинированности детей и организаторских способностей преподавателей.

shop-kid.ru

Техника и методика обучения плаванию детей дошкольного возраста

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, под час представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме.

В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.

С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:1. Этап начального обучения плаванию - стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.2. Этап углубленного обучения плаванию - стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.3. Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т.д.) мы будем различать три фазы:а. игры для начального обученияб. игры для закрепления пройденного материалав. игры для повторения старого материала.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью - формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.Существуют следующие советы для обучения плаванию:1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении "стрелочка" (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха.

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других. Например: "У Васи были самые большие брызги - молодец!                     А у Тани лопасти винта (руки) работали быстрее всех!                     А Саша, наверно был подводной лодкой, он плыл тихо-тихо, чтобы его не заметили!"и т.д. Желательно похвалить каждого ребенка. Если вы занимаетесь с одним ребенком, сравнивайте его достижения с аналогичными на прошлых уроках: "Сегодня ты плыл намного лучше, чем вчера, я даже не успевал следить за тобой глазами. Ну настоящая торпеда!". Применяйте количественные сравнения - много, мало, больше, меньше, сильнее, слабее и т.д.

Таким образом, процесс обучения сводится к последовательному выполнению игровых упражнений от пункта 1а до пункта 7в. Если ребенок уже умеет выполнять в воде какие-либо упражнения, например, лежать на воде или скользить, мы все равно рекомендуем выполнять упражнения из этой группы, но начинать не с начального обучения (все пункты "а") а игр для повторения старого материала (все пункты "в").1. Игры по ознакомлению со свойствами воды.а. начальное разучиваниеб. игры для закрепления пройденного материалав. игры для повторения старого материала 2. Игры, обучающие погружению и всплытию.а. начальное разучиваниеб. игры для закрепления пройденного материалав. игры для повторения старого материала 3. Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде.а. начальное разучиваниеб. игры для закрепления пройденного материалав. игры для повторения старого материала 4. Игры, способствующие выработке навыка скольжения.а. начальное разучиваниеб. игры для закрепления пройденного материалав. игры для повторения старого материала 5. Игры, обучающие дыханию.а. начальное разучиваниеб. игры для закрепления пройденного материалав. игры для повторения старого материала 6. Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения.а. начальное разучиваниеб. игры для закрепления пройденного материалав. игры для повторения старого материала основы техники плавания кролем на грудиосновы техники плавания кролем на спине7. Игры по овладению простейшими прыжками.а. начальное разучиваниеб. игры для закрепления пройденного материалав. игры для повторения старого материала 

Распределении времени между разделами обучения плаванию:
1. Упражнения по ознакомлению со свойствами воды - 10,2%2. Упражнения обучающие погружению и всплытию - 3,3%3. Упражнения для выработки навыка лежания - 9,5%4. Упражнения для выработки навыка скольжения - 25,7%5. Упражнения обучающие дыханию  - 13,6%6. Упражнения вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения - 31,4%7. Упражнения на овладение простейшими прыжками - 6,3%

 

В среднем вся программа рассчитана на 24 занятия по 30-45минут. К этому времени ребенок должен научиться лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находится некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна. Такие способы плавания, как брасс и баттерфляй являются сложными для детей в возрасте до 7 лет и в данной методике не рассматриваются.

Предполагаемое распределение игр на 24 занятия:
(в графах таблицы, в зависимости от части урока, указано игры из какого раздела следует проводить на данном занятии. Например: первое занятие следует начинать с игр из пункта 1а - "игры по ознакомлению со свойствами воды, начальное разучивание" и т.д. Из соответствующего раздела выберите любую игру и проводите ее со своим ребенком. Вы можете использовать сразу несколько игр из нужного раздела или взять одну, но соответствующую способностям ребенка. Если ребенок не может выполнить предложенное упражнение - выберите более легкое и наоборот)
занятие подготовительная часть урока (5мин) основная часть урока (20-30 мин) заключительная часть урока (5-10 мин)
1 1а, 2а
2 1б, 2а, 2б
3 1в, 2а 2а, 2б
4 1в, 2б 2б, 2в
5 2в, 3а 3а, 1в
6 3б, 2в
7 3б, 2в 3в, 4а
8 2в, 3б
9 4б, 2в
10 4б, 3в 4в, 3в
11 5а, 4б
12 3в, 5б
13 3в, 4в
14 6а, 2в
15 6а, 3в
16
17
18 6б, 4в
19 6б, 3в
20 2в, 3в
21
22 6в, 7б
23 6в, 7в
24 5в, 4в, 3в

Если у вас нет возможности или желания учить ребенка плавать в течение 24 занятий - выбирайте любые игры из любых разделов и просто играйте!

Для иллюстрации методики использованы рисунки Н.П.Лобанева из книги Осокиной Т.И. "Обучение плаванию в детском саду" - Москва: Просвещение, 1991г. -159с.

Новости
Карта сайта

Вопросы к читателям

Приглашаем к сотрудничеству спортивные школы!

Ещё на эту тему
О плавании

Искусство плавания было известно людям с незапамятных времен. Наши предки, добывая пищу охотой и рыболовством, должны были уметь преодолевать водные преграды. Преследуя добычу или спасаясь от зверей, человеку приходилось бросаться в воду. Тот, кто не мог плыть, погибал. Умение передвигаться в воде передавалось из поколения в поколение.Плавание такой же доступный для людей навык, как бег, ходьба, прыжки. Бескрайние просторы рек, озер, морей и искусственных водоемов в нашей стране создают неограниченные возможности для развития плавания. Плавание - вид спорта, которым можно заниматься с раннего детства до глубокой старости. Оно укрепляет организм, способствует его гармоничному развитию. Известно, что вода (температура которой всегда ниже температуры тела человека), её механическое воздействие, своеобразные условия дыхания и особенности движений в горизонтальной плоскости при плавании, оказывают положительное влияние на организм человека. Нагрузка с позвоночника и суставов переходит на мышцы спины, поэтому регулярные занятия плаванием устраняют сутулость и искривление позвоночника. Активизируется биохимические процессы, связанные с выделением тепла, укрепляется миокард сердца. Мягко обтекая тело, вода, массируя нервные окончания, успокаивает центральную нервную систему, снимает явление монотонии.Плавание, купание, игры в воде способствуют оздоровлению детей. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее окажется положительное воздействие плавания на развитие детского организма. Если детей с ранних лет научить владеть собой в водной среде; уметь свободно держаться на поверхности воды, проплывая небольшие расстояния, то многие тысячи детских жизней будут ограждены от возможного несчастья.Игры в воде являются наиболее эффективным средством начального обучения плаванию. Они формируют у детей самые первые, необходимые для плавания движения, дают начало развитию физических качеств. С помощью игр у детей воспитываются воля, характер, чувство товарищества, коллективизма. Важнейшее значение этих игр состоит в том, что они одновременно развивают и моторную и психическую сферы деятельности ребенка.

Влияние игры на процесс обучения

Игра является основным видом деятельности дошкольника и занимает большое место в жизни детей младшего и среднего школьного возраста. Она оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма, упражняются и развиваются жизненно важные качества и способности, накапливается опыт применения своих возможностей. Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Применение игр в начальном обучении плаванию помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игра на воде помогает быстрее освоиться с водой, избавиться от страха, изучить плавательные движения.Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств.Нужно учитывать, что дети в этом возрасте, увлекшись двигательной деятельностью, плохо контролируют свои силы, возможности и поэтому могут играть и бегать до полного изнеможения. Поэтому педагог должен чередовать интенсивные, эмоциональные упражнения и игры с более спокойными и менее утомительными занятиями.Температурные, осязательные, мышечные ощущения, чувство давления, упражнения разнообразных мышц, первые представления об удельном весе тел - весь этот большой и разнообразный опыт при умелом руководстве может быть получен детьми в игровом процессе.

Реклама
Последние записи

kidsport.narod.ru

Обучение детей плаванию

obuchenie plavaniuПлавание — это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении.

После 10 лет изучения вопроса о раннем плавании детей, и подведения итогов, у меня получился большой и длинный текст, который многократно менялся и обновлялся. Сейчас можно сказать, что статья написана в соавторстве с психологами, нейрофизиологами, биологами, педиатрами и другими независимыми источниками.

10 лет назад, когда моей старшей дочери было чуть более 2 недель, у меня состоялось первое занятие по раннему плаванию. После занятия дочь уснула на 5 часов, а у меня случился лактостаз молочной железы с высокой температурой. Психолог-перинатолог, которая тогда рассказывала мне и другим мамочкам о пользе раннего плавания, не смогла внятно объяснить, почему такой результат, она лишь сказала: «Такое бывает»...

До этого случая я была убеждённой сторонницей раннего плавания, и если бы мне кто-то сказал, что оно не полезно, я бы не поверила. Возможно, и вы сейчас не особенно верите, это нормально. Я вас понимаю. Но после описанного случая с моим ребёнком я остановилась и решила, что это не для меня. Но я продолжала общаться со многими мамами, которые своих детей продолжали «плавать», и невольно оказалась сторонним наблюдателем того, как растут эти дети, чем болеют, на что жалуются их мамы и т.д. А спустя некоторое время это уже стало профессиональным интересом, и количество наблюдаемых перевалило за сотню.

Раннее плавание — эксперимент над грудными детьми

То, что мы называем сейчас детским плаванием, было открыто в Австралии в 1939 году. Позже эта методика стала внедряться в западных странах, и в СССР начали публиковаться статьи председателя Всесоюзной федерации плавания, президента медицинского комитета Международной федерации плавания Фирсова З.П. под общим названием «Плавать раньше, чем ходить». Методика была одобрена специальной комиссией Министерства здравоохранения СССР и стала повсеместно внедряться. И внедрилась так активно, что это стало не просто распространено, а модно. Но только некоторые задумывались над тем, что это лишь эксперимент.

Логические обоснования этого эксперимента крайне не убедительны. Действительно, новорожденный младенец имеет плавательный рефлекс. Однако этой способностью обладают детёныши многих животных, но сухопутные матери-самки никогда не тащат своих детёнышей (особенно новорожденных) в водную стихию. Человек тоже является сухопутным существом.

«Само определение — сухопутные — подчёркивает, что навыки выживания на суше являются доминирующими. А навык плавания с рождения нужен водоплавающим и некоторым видам земноводных», — говорит Зиновьева Н.В., зоолог, мать двоих детей.

Существуют уже известные данные о том, что на Западе, где эксперименты с младенческим плаванием начались гораздо раньше, чем у нас, уже получены отрицательные результаты. Поначалу маленькие пловцы действительно опережают в своём развитии обычных детей, но позже начинают от них заметно отставать.

«Грудничок с первого погружения в воду становится другим. Он освобождается от сковывающей гравитации и начинает резвиться. Правда, за это время с родителей, склонившихся над ванной, сходят семь потов». «Плавать раньше, чем ходить», Янушанец Н.Ю., 2006 год

Что же получается? Родители, убеждённые в пользе этой процедуры, чувствуют подвох, но, обливаясь потом, терпят! А в это время их малыш, лишившийся гравитации, необходимой для развития homo sapiens, начинается резвиться, словно он — рыба? Чтобы разобраться в справедливости смелого заявления о «сковывающей гравитации», обратимся к школьному курсу физики и ряду проведённых опытов над растениями и животными.

Каждому телу, обладающему массой, присуще гравитационное поле или поле силы тяжести. Действие силы тяжести Земли распространяется на все объекты, которые находятся в её гравитационном поле. Находиться на поверхности Земли и не испытывать воздействия силы её тяжести невозможно, причем это воздействие не зависит от того, в воздушной или водной среде вы находитесь.

Свидетельством этого действия является симметрия, свойственная биологическим объектам. Именно под воздействием силы тяжести уже на четвёртой неделе жизни у эмбриона появляется билатеральная (двусторонняя) симметрия.

«Теории, что „водоплавающий ребёнок“ якобы возвращается в прежнюю ипостась, в которой человек когда-то был рыбой, не выдерживают никакой критики! Даже не вдаваясь в дискуссии об эволюции, спросим себя: с какой стати нам спускаться на уровень рыбы? В младенческом возрасте — это напрасная трата сил на неадекватные жизненные условия. Перед маленьким ребёнком стоит грандиозная задача приобщения к окружающему человеческому миру, понимания его. Когда придет время, он научится плавать, и будет делать это для своего удовольствия, а не ради выживания», утверждает Заведующая отделом раннего детства в научном Центре психического здоровья РАМН, доктор медицинских наук, профессор Галина Козловская.

Растения, которые выращивали в космосе в условиях невесомости, не могли нормально развиваться, потому что теряли пространственную ориентацию, и их корни росли в разные стороны. Попытка вырастить в невесомости эмбрион лягушки привела к его гибели, а это означает, что для развития биологических существ невесомость разрушительна, а воздействие земного тяготения необходимо.

Однако любое тело, погруженное в жидкость, помимо силы тяжести испытывает действие архимедовой силы, или выталкивающей силы воды, которая компенсирует действие силы тяжести и облегчает вес ребёнка. Такая ситуация будет естественна примерно до 28 недели беременности, когда вес плода и вес околоплодных вод почти сопоставимы. Начиная с момента, когда объём младенца и амниотических вод становятся равными, воздействие архимедовой силы прекращается и далее не имеет смысла с точки зрения эволюции и развития человека. Большую часть внутриутробной жизни плод испытывает состояние земного тяготения, необходимого для развития.

После 32 недель беременности значительно выросший плод довольно плотно облекается тканями матки и начинает испытывать её давление. Околоплодные воды в данном случае являются генетически однородным материалом ребёнку, обеспечивают равномерное распределение давления матки и предохраняют органы и ткани младенца от деформации. Таким образом, помимо привычного давления и воздействия силы тяжести, с этого срока беременности ребёнок начинает испытывать ещё и давление стенок матки. Да, малыш в жидкости (но в не воде!), и он никуда не плывет! Ему там очень тесно, особенно на последних месяцах беременности. Ощущение жидкости ему может быть приятно, но только не ощущение бесконечного пространства, заполненного жидкостью. У жидкости должны быть чёткие границы.

Отдельно стоит сказать, что все рефлексы новорождённых — это так называемые защитные (или оборонительные) рефлексы. Они сохранились для использования в критических ситуациях, когда надо спасти жизнь, например, уцепиться за что-то или не захлебнуться несколько секунд, пока мама не подхватит из воды. Вызывая или стимулируя эти рефлексы, мы искусственно ставим новорождённого в ситуацию спасения своей жизни. Эти рефлексы с возрастом пропадают, причём довольно быстро, — им на смену приходят осознанные действия. Маленькой мартышке хватательный рефлекс очень нужен, так как сидеть на волосатой маме, уцепившись за шерсть, ей придется большую часть младенчества и детства. Но человеческому детёнышу этот рефлекс не нужен, так как уже несколько сотен тысяч лет человеческие мамы не волосаты и держат своих детёнышей по-другому. Поэтому поддерживать и стимулировать этот рефлекс — ненужное и опасное занятие. Кстати, задержка в угасании защитных рефлексов встречается у детей с серьёзными нарушениями центральной нервной системы.

Вода как неизведанная стихия

Вода — самая привычная стихия на Земле. Но и самая загадочная. Многие загадочные свойства воды так и не объяснены учёными.

«Во всём мире нет ничего более мягкого и податливого, чем вода. Но при этом она точит камни. Никто не может её одолеть, хотя любой может её победить. Все это знают, но никто не осмеливается действовать так», — писал о воде более 2,5 тысяч лет назад китайский философ Лао Цзы. До сих пор нет ответа, почему только вода из всех веществ может находиться в трёх состояниях. Как вода поднимается вверх по стволам деревьев, преодолевая давление в десятки атмосфер? «Мы о воде почти ничего не знаем!» — говорит Владимир Воейков, доктор наук, профессор биологического факультета МГУ. На мой взгляд, очень рискованно проводить эксперименты в неизведанной стихии.

Возможно, именно поэтому педиатры считают постепенность главным принципом занятий ранним плаванием: «Возобновлять прерванные на время занятия следует так, как будто к ним приступают впервые, со строгим соблюдением правил постепенности и только после консультации с врачом». Так можно относиться либо к занятию действительно чем-то потенциально опасному и заранее рискованному, либо к чему-то совершенно непонятному в виде откровенного эксперимента. Отдельно оговаривается, что «процедуры плавания прекращаются, если: ребёнок в воде перевозбуждается; у него появляются выраженные вегетативные реакции в виде „гусиной кожи“, мраморности кожного покрова, синюшная окраска кожи; возникает кратковременный эпизод остановки дыхания».

Что касается возможности опасных последствий, то некоторые исследователи считают, например, что из-за попадания воды в нос или глотку «легко может развиться воспалительный процесс, в частности евстахиит и отит» (профессор Ж. Рапопорт, Красноярск). Пугает то, что «ребёнок может заглатывать воду, а это грозит инфицированием желудочно-кишечного тракта, асфиксией» (профессор Р. Дьякова, Москва).

Ребёнку нравится! Нравится? Вы уверены?

Приглядитесь. Во время плавания новорождённого пытаются развлекать, т.е. отвлекать от той обстановки, в которой он находится: трясут перед ним яркой игрушкой, улыбаются и т.д. Это действительно отвлекает малыша, но стоит перестать это делать, как он начинает беспокоиться. Можно предположить по поведению ребёнка, что сам процесс плавания ему удовольствия не приносит.

«Не известно, что думает новорождённый, ведь у него всё на уровне ощущений. Но получается, что мама является существом, доставляющим периодически неприятные ощущения. Сначала она даёт грудь, это приятно. Потом берёт и несёт в ванну, где много воды, опускает в воду, стимулирует плавательный рефлекс, плещет в лицо водой. Всё это очень неприятно, многие дети кричат, некоторые безучастны. Поставьте себя на место ребёнка. Вас взяли и опустили в океан, дна нет, опустил какой-то великан, периодически он плещет вам водой в лицо, вынуждая задерживать дыхание, и через некоторое время он опускает вашу голову под воду. Топит, а потом вытаскивает обратно. Обучение плаванию — это для ребёнка конкретная, а не гипотетическая ситуация, в которой он вынужден спасать свою жизнь, включая оборонительный рефлекс. Сначала его ставят в опасную ситуацию — много воды, руки и ноги не чувствуют опоры, а потом конкретно угрожают его жизни — плещут в лицо водой, пытаются утопить, заставляют задерживать дыхание». Лилия Казакова, педиатр, консультант по грудному вскармливанию, мама троих детей (Москва, 2004 год).

Продолжим о неприятном. Малышу опасно и неприятно, когда его так купают. Но что вокруг него? Его мама или папа сопровождают купание звуками одобрения. Они воркуют над ним, улыбаются ему, хвалят. Ребёнок постепенно перестает принимать потенциально опасную ситуацию как опасную. Врождённое чувство опасности уходит. «Мои родители мне рады, они улыбаются, и я буду улыбаться им в ответ; то, что я в воде, — это не страшно, это хорошо, это не опасно». Кроме того, эта ситуация повторяется постоянно, она неотвратима, её никак нельзя избежать. Остаётся только смириться...

Примерно в 8–9 месяцев дети, «благополучно плавающие», вдруг начинают отказываться от плавания. Инструкторы по плаванию говорят: «Возрастное...» — не объясняя подробнее. Дело в том, что в этом возрасте у ребёнка активизируется отдел головного мозга — гиппокамп, отвечающий за долговременную память и эмоции. Малыш меняет своё отношение к миру и начинает высказывать недовольство, если в его жизни присутствует насилие.

Наша статистика

kupanie v travah

Вот выборочная статистика по 100 мамам, которые регулярно занимались ранним плаванием со своими детьми и с которыми я беседовала лично. 92% из них говорят, что в первые дни обучения плаванию у детей был сильный испуг. Но лишь 14% мам при этом сами испытывали чувство тревоги и страха за своего ребёнка. А попробуйте забрать у кошки (а лучше у тигрицы) её котёнка, чтобы искупать его в ближайшем водоёме! О чём это может говорить? Только об одном: материнский инстинкт у современных женщин настолько притуплён и зашлифован желанием успеть за всеми модными тенденциями, что мать не видит ужаса своего ребёнка в ситуации, когда он подвергается опасности.

Далее, 40% детей плохо прибавляли в весе (менее 200 г в неделю), 68% имели частые заболевания носоглотки, 76% — желудочно-кишечные расстройства, 22% — отиты, из которых более половины с рецидивами. Согласно биологии и физиологии человека, у новорождённого ребёнка очень узкие и короткие носовые и ушные проходы, и при попадании воды они воспаляются. Поэтому маленькие «пловцы» и «ныряльщики» склонны к заболеваниям носоглотки и отитам.

Купание в пелёнке использовалось нашими предками на протяжении столетий. Новорождённый безмятежно спит, многие дети во сне улыбаются. Купание возвращает комфорт внутриутробной жизни, в котором ребёнок провёл так много времени. Пелёнка напоминает тесноту матки и объём воды для купания соответствует внутриутробному. Такое купание является адаптационной и оздоровительной процедурой, не имеющей противопоказаний. Обучает купанию инструктор по материнскому искусству на выездных консультациях.

Наблюдая за плавающими грудничками, можно с высокой точностью сказать, что даже если мама не проныривает своего ребёнка, он всё равно заглатывает воду из бассейна. Надо быть очень хорошим специалистом, чтобы удержать малыша на поверхности, не дав ему глотнуть воды. А это то же самое, что и допаивание грудничка водой, только в десятки раз более грязной, чем мы пьём сами. Отсюда и желудочно-кишечные расстройства.

— У детей, переживших стресс, повышено содержание кортизола («гормона дистресса») в крови, который разрушает клетки гиппокампа. Формируется порочный круг: дистресс повышает уровень кортизола, кортизол разрушает клетки гиппокампа, что, в свою очередь, ухудшает дальнейшую переносимость стрессовых ситуаций. Кроме того, повышенное содержание кортизола у детей до 3 лет усиливает деятельность тех долей мозга, которые контролируют чувство настороженности и агрессию. В результате мозг находится в постоянной тревоге и готовности к отпору. Ничтожный стресс или слабый страх способны спровоцировать новый выброс кортизола. Это приводит к тревоге, гиперактивности, повышенной импульсивности. У детей с высоким содержанием кортизола часто наблюдаются расстройство внимания и неспособность к самоконтролю. Директор Миннесотского университета, профессор, автор научных публикаций, Меган Гуннар (Megan Gunnar)

Из наблюдений Натальи Андреевой, консультанта по грудному вскармливанию:

«Для малышей характерны поздний отход ко сну, в 2–3 часа ночи или позже, беспокойный сон, может быть плохая прибавка в весе, часто бывает отказ от груди. Для более старших детей характерны расторможенность, упрямство, истерики, вообще неадекватное поведение, невозможность сосредоточиться, гиперактивность» (Москва, 2004 год).

Перечисленный симптомокомплекс имеет место, если уход за ребёнком состоит из действий неестественных, парадоксальных, неожидаемых, на восприятие которых не рассчитаны его психика и физиология. То есть ребёнок находится в постоянном стрессовом поле, с постоянно повышенным уровнем кортизола. Динамическая гимнастика, бэби-йога, плавание и проныривание грудных детей — крайние случаи, вызывающие заметные нарушения почти всегда, а отсроченные — всегда. И дело не только в плавании. Когда в ходе воспитательных экспериментов взрослые отступают от принципа «природосообразности» и начинают подстёгивать развитие ребёнка, это истощает запас его сил. Хотя последствия выявляются не сразу. Да, безусловно, ребёнка можно с помощью определённой искусственной стимуляции сделать акселератом. Вся судьба его может пойти вкривь и вкось из-за экспериментов с ранним развитием, которые сейчас, увы, чрезвычайно популярны.

А как же укрепление здоровья?

Методика раннего плавания очень распространена и рекомендуема врачами. Но я не нашла объективных данных о том, что это хорошо, что действительно это улучшает здоровье детей. Я имею в виду многофакторные исследования этого вопроса. Как я понимаю, этим вопросом вообще никто не занимается. Была придумана методика, и её начали внедрять. И внедрили. В действительности никакого укрепления иммунитета раннее обучение плаванию не даёт.

Одна моя знакомая, мама троих детей, педиатр, пишет: «В нашем городе в каждой второй поликлинике бассейн и грудничковое плавание. То, что это здоровье не улучшает, я наблюдала в собственном окружении, когда была беременная и ходила в бассейн. Тогда с новорождёнными ходили человек 20, а потом из всей группы осталось четверо. Встречая на улице мам, переставших ходить в бассейн, я спрашивала: „Почему?“ Все отвечали, что болеть начали часто и перестали ходить. Некоторые пару деньков пропускали и шли опять. Собственно, другие мамы и медсестра из бассейна были убеждены, что насморк — это ерунда, даже лучше нос дышит после плавания, прочищается».

В настоящий момент из её троих детей первый, обученный плавать раньше, чем ходить, самый болеющий. С носоглоткой у него проблемы почти всегда, катаральные отиты переживал уже 5 раз.

Теория стресса и дистресса

Однажды мне попала в руки научная работа на тему пользы раннего плавания. Не вдаваясь в подробности, скажу, что суть всей методики была построена на теории стресса и его пользы для растущего организма. Якобы нужно ребёнка погрузить искусственно в стрессовую ситуацию, и развитие пойдёт быстрее. Приводился в пример эксперимент на восьми (всего!) детях с отставаниями в развитии (то есть на очевидно больных). У них после нескольких недель занятий плаванием были существенные улучшения в скорости развития. Опустим вопрос: «А были ли эксперименты на здоровых детях численностью более 100?» — рассмотрим всё же теорию стресса.

Дело в том, что, действительно, есть такой механизм, если вы знакомы с физиологией стресса (если нет, прочтите в учебнике по анатомии и физиологии человека). Он рассматривается как продуктивная реакция организма, стимул для развития. Этот механизм определён законами природы и имеет другое название — физиологический стресс. Для примера: естественные роды без вмешательств — это физиологический стресс и для матери, и для ребёнка. Это ожидаемое состояние организма, шаг в новую жизнь. Прорезывание зубов и падение ползунка с кровати — тоже. В первом случае малыш получает опыт переживания физической боли как знакомство с ней, во втором — понимает, что есть край и он опасен. Да, эти события продуктивны и полезны для выживания, безусловно. Это часть программы развития человека. И не только человека, кстати... Однако есть другое понятие — дистресс. Его действие противоположно — приводит к состоянию подавленного действия, когда организм отказывается от борьбы. Эти два состояния организма — стресс и дистресс, — несмотря на свои различия, как братья-близнецы, идут рядом, ведь их регулируют одни и те же гормоны. Именно поэтому есть риск ошибиться, кто есть кто. Механизм дистресса другой — он разрушителен. И автор этого научного труда это упустил, не подозревая, возможно, что хрупкие границы нарушены. Раннее плавание грудного ребёнка — это и есть дистресс. В этом нет ничего естественного, потому что человеческому детёнышу для полноценного развития это не нужно.

— Необходимо отметить, что индивидуальное развитие детей идёт по пути повторения истории человечества и содержит архетипичные формы поведения. Так ребёнок повторяет этап собирательства и охоты, затем он приступает к наскальной живописи и татуировке, и только после этого начинает заниматься скотоводством и земледелием. В возрасте до 3 лет ребёнок осваивает собирательство, охоту, наскальную живопись и татуировку. Психолог-перинатолог, педагог, автор научных публикаций, мама семерых детей, Жанна Цареградская

Что в итоге?

Плавать, в истинном смысле этого слова, грудной ребёнок не научится, и польза для здоровья сомнительная. Продолжать плавать для предоставления удовольствия? Удовольствия для кого? Для родителя, который утверждается в самооценке «я продвинутый»? Ведь в первую очередь обучение раннему плаванию — это удовлетворение родительских амбиций, родительского желания быть «впереди планеты всей». Мы хотим улучшить природу, мы забыли естественные законы развития и пытаемся создать что-то новое. Мы ничего не знаем о естественных потребностях детей и думаем, что все замечательные идеи, пришедшие в наши головы, необходимо реализовать. А стоило бы, прежде чем внедрять новомодную методику в свою жизнь, попробовать понять, что ребёнок чувствует сейчас, что чувствовал раньше, чего он ожидал и ожидает от своих родителей.

Кстати, ребёнок, умеющий плавать (вернее, двигаться) в бассейне, не сможет плавать в открытом водоёме. По-настоящему он этому научится лет в 6–7. В старых учебниках для преподавателей физкультуры сказано, что учить детей плавать следует не ранее 6 лет. В течение первых 5–6 лет любому ребёнку приходится почти галопом проскакать через столетия эволюции. До экспериментов ли тут? Дай бог освоить самое важное! Да, необходимость в стимулах развития ребёнка несомненна, но методы, которые пытаются для этого использовать экспериментаторы, оставляют желать лучшего. Во всяком случае я бы не торопилась ставить эксперименты на собственном ребёнке. Тем более, что никто из разработчиков этих методик не говорит о том, что происходит с человеком, прошедшим через раннее плавание, к исполнению ему 30 лет. А это очень важно, потому что только к этому возрасту можно произвести оценку педагогического воздействия на ребёнка.

Раннее плавание может быть рекомендовано при серьёзных отклонениях в работе ЦНС (например, ДЦП, аутизм и т. д.), и, как приём любых сильнодействующих препаратов, требует обязательной консультации со специалистом.

Галина Елтонская

научный руководитель Центра материнства

и поддержки грудного вскармливания «Мамин Дом», мама 2х детей.

Статья написана для журнала «Мамин Дом» № 6.

Опубликована под названием «Правда о раннем плавании»

Полезная информация? Скопируйте к себе на страницу. Так вы поможете другим людям получить интересную информацию из надежного источника. Спасибо вам! :)

В офисе Центра «Мамин Дом» проходят курсы лекцийдля беременных и мам с детьми.

Добавить комментарий

mamin-dom.ru


.