Антифриз в системе отопления. Можно ли? Можно ли в систему отопления заливать антифриз в


Антифриз в системе отопления. Можно ли?

Нам часто задают вопросы посетители решившие купить полотенцесушитель под электрический ТЭН или электрокотел, можно ли в систему отопления залить автомобильный антифриз.

Сразу даем ответ - в систему отопления с тэновыми устройствами заливать автомобильный тосол или антифриз КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ!!! Можно использовать только специальные жидкости на основе гликоля, например "ФРИТЕРМ-30".

Самый лучший теплоноситель в электрическом полотенцесушителе - дистиллированная вода.

Почему? Дело в том, что ТЭНы сильно нагреваются при работе имея температуру приблизительно в 300 градусов. А вокруг стенок тенов идет интенсивное испарение глицерина, который входит в состав антифриза (глицерин не что иное как простейшая молекула спирта). А как известно любая жидкость имеет свойства превращаться в пар и газ. Так вот глицерин, испаряясь в газ тянет за собой в придачу и водород, который и образует гремучую смесь - синтез газа. Этот газ вреден для здоровья и взрывоопасен.

Но что делать если все таки уже залили антифриз или другого выхода, чтобы не разорвало трубы от замерзшей воды просто нет? Тогда главная задача - не дать возможности скапливатся синтез газу, что подразумевает установку и постоянный контроль за исправностью автосбросников воздуха (автоматический кран маевского). Выглядят они как на фото ниже (возможны вариации).

Также, эти газы не должны проникать в жилые помещения. Если система отопления имеет открытый расширительный бак установленный на чердаке дома, то его необходимо вынести на улицу, т.к. синтез газ тяжелее воздуха и при испарении будет проникать в жилое помещение.

Использование антифризов для электрического котла отопления требует выполнения некоторых требований. Прежде всего, следует помнить, что идеальным вариант функционирования отопительной конструкции с незамерзающим веществом будет только в том случае, если используется мощный циркуляционный насос, более производительный котел, а также специальные уплотнения, готовые выдерживать не только воду, но и водные растворы гликолей.

Помимо этого, через несколько лет эксплуатации придется производить полный мониторинг работы установки и, возможно, коррекцию плотности антифриза для достижения достаточной эффективности функционирования конструкции. В свою очередь, если используется концентрат антифриза для систем отопления электрических котлов, при его разбавлении водой важно точно соблюдать пропорции, указанные в инструкции, поскольку их нарушение может привести к серьезным сбоям в работе оборудования.

Если сравнивать антифриз с водой, кроме преимуществ, можно выявить ряд недостатков:

  • повышенная вязкость требует оснащения отопительного оборудования мощным циркуляционным насосом;
  • на 15% ниже теплоемкость, следовательно, количество отдаваемого тепла меньше;
  • более тщательно следует герметизировать разъемные соединения;
  • требуются радиаторы, которые по объему на 50% больше, чем аналоги для воды;
  • необходим расширительный закрытый бак, так как во время нагрева происходит повышенное расширение;
  • токсичность вещества (например, этиленгликоля) в составе антифризов предусматривает использование его в котлах одноконтурного типа.

cascadia.com.ua

Как залить антифриз в систему отопления дома

Загородный дом или дача, куда хозяева приезжают отдохнуть на время выходных, в зимний период топится периодически. Поэтому вопрос, антифриз или воду заливать в отопительную систему такого жилища, не подлежит обсуждению. Дабы не случилось размораживания оборудования и труб, они должны быть заполнены только незамерзающей жидкостью. Поскольку тема интересует многих домовладельцев, в данном материале мы расскажем, как выбрать антифриз для отопления и правильно залить его в систему.

Выбор незамерзающей жидкости

Для заливки в системы отопления частных домов на рынке предлагается 2 вида незамерзающих теплоносителей, изготавливаемых на основе:

  • этиленгликоля;
  • пропиленгликоля.

Первый вид антифризов можно описать буквально двумя словами – дешев и токсичен, в то время как пропиленгликоль безопасен, но дорог. По понятным причинам большинство продавцов усиленно предлагают именно второй тип теплоносителя, делая упор на его безопасности для здоровья человека. При этом развивается теория о том, что малая толика теплоносителя может попасть в питьевую воду через систему ГВС либо отравить чуть ли не все живое в доме при протечке из соединений системы отопления.

Как залить антифриз в систему отопления дома

В действительности качественно и правильно смонтированное отопление не даст ни малейшего шанса антифризу попасть в воду, а протечки бывают столь мизерны, что не представляют опасности. Другое дело – потеря гарантии на котел, ведь большинство производителей не допускают работу своих теплогенераторов с незамерзайкой. Но это касается любых гликолей, кроме тех, что разрешает применять сам изготовитель котла.

Вывод прост: когда вы уверены в качестве сборки своей системы отопления и стеснены в средствах, то смело заливайте этиленгликоль, тщательно контролируя процесс и строго соблюдая инструкцию. Если же есть желание подстраховаться, подкрепленное возможностями, то уплатите требуемую цену за пропиленгликоль, залейте его и спите спокойно.

В большинстве случаев антифриз для систем отопления продается в виде концентрата, который надо разбавить перед тем, как залить в отопительную сеть. Рекомендуется разбавлять его строго в соответствии с инструкцией, не нужно делать раствор сильно концентрированным «на всякий случай». От этого в разных местах и на теплообменнике могут появиться отложения. Менять антифриз надо не позже чем через 5 лет эксплуатации.

Как залить антифриз в систему открытого типа

Это как раз тот случай, когда следует покупать безопасный пропиленгликоль. Все дело в открытом расширительном бачке, сообщающемся с атмосферой. Поскольку он располагается в пределах дома (как правило, на чердаке), то в жилые помещения могут в небольшом количестве попадать испарения. А вообще, заливать антифриз в открытую систему – нецелесообразно. Лучше ее переделать в закрытую, откуда он не будет испаряться.

Как залить антифриз в систему отопления дома

Разбавленный концентрат заливают через расширительный бак или подпиточный вентиль с помощью насоса. При этом все воздушные краны Маевского, установленные на радиаторах, должны быть открыты. По мере заполнения краны закрываются, после чего уровень теплоносителя доводится примерно до 1/3 расширительного бака.

Как залить антифриз в систему отопления дома

Совет. Перед тем как закачать антифриз в систему отопления дома своими руками, надо убедиться в том, что вся запорно – регулирующая арматура находится в открытом состоянии.

После запуска и прогрева котла нужно повторно стравить воздух через батареи. Если уровень нагретого теплоносителя в расширительном бачке упал, то антифриз доливают примерно до половины.

Заполнение закрытой системы отопления

Здесь удобнее всего проводить процесс заполнения с помощью насоса, присоединенного к штуцеру подпитки системы. Если насоса нет, то вас ждет изнурительная работа по заливке антифриза через самую высокую точку, открутив автоматический воздухоотводчик. Также желательно, чтобы в операции участвовал помощник. Его задача – выпускать воздух из батарей в то время, когда вы закачиваете антифриз в котельной. Перед началом работ убедитесь в том, что:

  • вся запорная арматура открыта;
  • краны, отсекающие котел, закрыты;
  • концентрат разбавлен согласно инструкции;
  • сбросные клапаны Маевского закрыты;
  • вентиль, отсекающий мембранный расширительный бак, открыт.

Как залить антифриз в систему отопления дома

Процесс начинается с закачки антифриза до тех пор, пока манометр не покажет давление 1.4—1.5 Бар. После этого надо дать сигнал помощнику, чтобы постепенно выпускал воздух из радиаторов, начиная с самых нижних. В это время вам надо следить за падением давления манометра и потихоньку подкачивать теплоноситель, чтобы оно не падало ниже 1 Бар.

Как залить антифриз в систему отопления дома

Примечание. В закрытых отопительных системах на подпиточной врезке должен обязательно стоять обратный клапан пружинного типа, иначе закачать туда антифриз или воду будет затруднительно.

Когда весь воздух успешно выпущен, антифриз снова закачивается до давления 1.5 Бар. Потом надо поочередно открыть краны, отсекающие котел, — сначала на обратной, а потом на подающей магистрали. Второй кран открывайте медленно, чтобы воздух успевал уйти через автоматический воздухоотводчик, что стоит на группе безопасности котла. При этом давление снова станет падать, придется сразу же подкачивать антифриз.

Как залить антифриз в систему отопления дома

Во время запуска теплогенератора и прогрева теплоносителя нужно следить за показаниями манометра. По итогу они не должны превышать 1.8 Бар при рабочей температуре. Последний этап – повторный сброс воздуха из отопительных приборов и корректировка давления. Работать с кранами Маевского надо аккуратно и осторожно, чтобы не обжечься и не пролить антифриз, особенно когда вы залили в систему этиленгликоль.

Совет. По окончании процесса внимательно обследуйте все соединения и оборудование на предмет протечек антифриза. При обнаружении таковых не обязательно снова опорожнять все трубопроводы, можно отсечь отдельную ветвь или радиатор арматурой, а после устранения снова поднять давление и стравить воздух.

Заключение

 

Процесс заливки антифриза нельзя назвать сложным, но он довольно трудоемкий, а без помощника займет вдвое больше времени. Необходимое количество раствора лучше готовить в одной большой емкости, из которой и производить закачивание. Если его не хватит, то добавлять можно такой же антифриз этого же производителя. Продукты от разных фирм могут иметь различные пакеты присадок, отчего при смешивании в системе появится осадок.

Как залить антифриз в систему отопления дома

openstroi.ru

Стоит ли использовать антифриз в системе отопления частного дома

«ЛИТЬ ИЛИ НЕ ЛИТЬ антифриз в систему отопления?» - этот гамлетовский вопрос задают 99% владельцев индивидуальных домов, но, как и несчастный принц, ответа не находят. Смеем утверждать, что однозначного ответа на этот вопрос и не существует.

Антифриз - это специальный теплоноситель для жидкостных систем отопления. Известно много видов антифризов. В их основе лежат водные растворы различных веществ: солей, спиртов, этиленгликоля, пропиленгликоля и пр., в которые добавлены присадки, корректирующие физические свойства этих растворов. Главное их достоинство – низкая температура замерзания. В России наибольшее распространение получили антифризы на онове водного раствора этиленгликоля – NORT, DIXIS, Hot Blood. Концентрированные растворы их имеют температуру кристаллизации до – 68 С. Изменяя соотношение концентрата и воды, можно получить жидкость с температурой замерзания от – 10° до – 65° С. Кроме того, при охлаждении антифриза, между температурой начала кристаллизации и температурой окончательного затвердевания раствора имеется значительный температурный диапазон, в пределах которого присутствуют и кристаллы льда и жидкость. Такое состояние раствора называется «шуга». Например, при 35%-й концентрации этиленгликоля в растворе, антифриз будет находиться в состоянии «шуги» в интервале температур от – 20° до – 30° С, что исключает «разрыв» системы при этих температурах. В состав антифризов входит набор различных добавок – присадок, которые должны придавать ему дополнительные полезные качества – защищать от коррозии металлы, входящие в систему отопления; растворять и выводить образовавшиеся осадки и накипь; предотвращать разрушение уплотнителей – резины, тефлона, паронита, герметиков…Набором этих добавок определяются особенности той или иной марки антифриза.

Потребность в антифризах в современной России весьма высока, т.к. отключение в населённых пунктах электроэнергии на длительный срок и без предупреждения – фирменный стиль ведомства Анатолия Борисовича. Убытки же владельцев домов от таких отключений в зимнее время могут исчисляться суммами со многими нулями. Казалось бы, решение имеется – заливай антифриз и живи спокойно! Но почему тогда все серьёзные производители отопительных котлов не рекомендуют использовать антифризы в своей продукции? Так, словацкий «ПРОТЕРМ» предостерегает: «…чугунные котлы не предназначены для работы с незамерзающими жидкостями…производитель не несёт ответственности за проблемы, вызванные использованием антифризов». Германский «VАILLANT» заявляет категорично: «…использование незамерзающих жидкостей в настенных котлах – недопустимо!». Менее щепетильные производители поступают хитрее. Они, например, заявляют, что в их изделиях применяются прокладки из паронита, который совместим со многими видами антифризов, при этом умалчивая о том, что материал уплотнителей - не единственная проблема при использовании антифризов. Рекламные буклеты и статьи, не говоря о продавцах в магазинах, никогда не информируют покупателей о каких – либо ограничениях на использование антифризов в котельном оборудовании. Однако, в паспортах на оборудование фирмы-производители всегда подчёркивают, что теплоноситель – только вода. (Паспорта, правда, внимательно прочитываются уже после покупки котла).

Впрочем, простим продавцов – им надо продать товар. Наша задача - дать своим покупателям объективную информацию – «предупреждён, значит вооружён». В чём же суть проблем, связанных с применением антифризов в системах отопления?

Первое. Антифриз – вещество, физические свойства которого существенно отличаются от физических свойств воды. Это – плата за низкую температуру замерзания.

Теплоёмкость антифризов на 15 – 20 % меньше, чем у воды; вязкость в 2 – 3 раза выше; объёмное расширение больше на 40 – 60 %, Причём, эти величины изменяются при изменении концентрации раствора и различны у разных производителей. Отличаются и величины теплопроводности, температуры кипения, других физических характеристик. На практике это означает, что намереваясь использовать в системе отопления антифриз, необходимо заранее внести изменения в проект системы отопления, т.к. все проектные расчёты базируются на физических свойствах воды, а не антифризов. Потребуется увеличить на 40 – 50 % тепловую мощность радиаторов, на 40 – 50% увеличить объём расширительного бака, на 60% увеличить величину напора циркуляционного насоса, изменить ряд других параметров системы отопления, в том числе и мощность котла. Очевидно, придётся скорректировать и стоимость оборудования.

Второе. Антифризы на основе этиленгликоля достаточно критичны к экстремальным режимам работы отопительных систем, особенно к перегреву. Если температура воды в системе, даже в какой – либо одной её точке превысит критическую для данной марки антифриза величину – произойдёт термическое разложение этиленгликоля и антикоррозионных присадок с образованием кислот и выпадением твёрдых осадков. Если осадки выпадают на нагревательные элементы котла, образуется «нагар», который приводит к ухудшению теплообмена на данном участке нагревательного элемента, к образованию новых осадков и к дальнейшему перегреву этих участков. Кислоты, образующиеся в результате термического разложения этиленгликоля, начинают взаимодействовать с металлами системы отопления, провоцируя их коррозию. Термическое разложение присадок может привести к потере защитных свойств антифриза по отношению к материалу уплотнителей – резины, паронита и т.п. и вызвать появление течей в местах соединений. Недопустимо использование трубопроводов, имеющие цинковое покрытие. Наконец, перегрев антифриза вызывает его «вспениваемость» т.е. повышенное пенообразование, которое приводит к завоздушиванию системы. Из сказанного видно, что самая большая опасность для этиленгликолевых антифризов – перегрев. Исключить это нежелательное явление можно только тщательно контролируя режимы работы котла и системы отопления. К сожалению, это возможно далеко не всегда. Понятно, почему производители котельного оборудования не разрешают использовать антифризы – невозможно корректно сконструировать котёл, не зная физических свойств теплоносителя.

Третье. Антифризы обладают свойством повышенной проницаемости или текучести. Чем больше резьбовых соединений, прокладок, уплотнений, тем больше вероятность появления протечек. «Коварство» антифризов заключается в том, что протечки часто появляются тогда, когда отопление выключено и система остыла. Из-за охлаждения происходит уменьшение объёма металлических соединений и, как следствие, появление микроканалов, по которым начинает сочиться антифриз. По этой причине все соединения в системе отопления должны быть доступны для осмотра и ремонта. Ни в коем случае нельзя скрывать их под штукатуркой, облицовкой или в монолите.

Антифризы на основе этиленгликоля токсичны, поэтому их нельзя использовать для нагревания воды в системах ГВС, где при негерметичности теплообменников, они могут пойти в точки разбора горячей воды, а их пары не должны проникать в жилые помещения.

Игнорирование перечисленных особенностей и свойств антифризов при использовании их в системах отопления может привести к заметному снижению эффективности системы, уменьшению сроков службы оборудования.

В настоящее время в России всё более широкое распространение получают антифризы нового поколения. Это хорошо известные в Европе с конца 90-х годов прошлого века пропиленгликолевые антифризы. В основе этих антифризов экологически чистое вещество - пищевой пропиленгликоль. Эти антифризы абсолютно безвредны, могут использоваться в двухконтурных системах отопления и в холодильных установках пищевой промышленности.

Их теплотехнические и гидравлические характеристики аналогичны характеристикам этиленгликолевых антифризов, но они менее агрессивны к металлам и материалам систем отопления. Характерно, что многие ведущие производители отопительных котлов уже разрешили использование пропиленгликолевых антифризов в своём котельном оборудовании.

Несмотря на достаточно высокую, пока, цену пропиленгликолевые антифризы имеют реальную перспективу прочно утвердиться на российском рынке незамерзающих жидкостей.

В настоящее время оба типа антифризов под различными брэндами уже производятся на нескольких российских предприятиях.

Существует ли альтернатива антифризам?

Да, существует. Во первых это, сооружение систем отопления с электронезависимыми котлами. Такие котлы, как отечественного, так и зарубежного производства, хорошо известны. Применение их, правда, накладывает определённые ограничения на конструкцию системы отопления.

Во вторых, использование резервных источников электропитания. Они бывают аккумуляторными и электрогенераторными. Аккумуляторные источники состоят из автомобильного аккумулятора, зарядного устройства и преобразователя напряжения. Когда электроснабжение прекращается, устройство автоматически включается и обеспечивает работоспособность системы отопления до 8 – 10 часов непрерывной работы. Продолжительность этого периода зависит от мощности электроустройств системы отопления, ёмкости аккумулятора и может быть увеличена добавлением дополнительных аккумуляторов. При возобновлении подачи электроэнергии, устройство автоматически переключается на режим подзарядки аккумуляторов. Стоимость таких устройств от 100 у.е. Они не требуют отдельного помещения и квалифицированного обслуживания.

Электрогенераторные источники питания (мини-электростанции), при наличии горючего, обеспечивают неограниченное время работы, но гораздо дороже, требуют отдельного помещения и более сложны в эксплуатации.

Решая, какой выбрать теплоноситель, надо представлять, на сколько вероятно длительное (сутки и более) отключение электроэнергии в вашей местности. Если такое событие маловероятно (ваш дом находится в благоустроенном населённом пункте с развитой инженерной инфраструктурой) – лучше залить в систему отопления воду и установить аккумуляторный источник бесперебойного питания. Вы сохраните стабильность параметров системы отопления и продлите срок службы котельного оборудования. Если ваш коттеджный посёлок находится в «чистом поле», «висит» на одном кабеле и отключения могут длиться сутками – лучше залить антифриз. По крайней мере, оборудование, в которое вы вложили не одну тысячу у.е., не придётся сдавать в металлолом. Заливая антифриз, проверьте, не выпадает ли он в осадок при смешивании с водой. Если да, то используйте дистиллированную воду. Ни в коем случае не заливайте антифриз в оцинкованные трубопроводы. Водогликолевая смесь при взаимодействием с цинком образует обильный осадок, который может вывести из строя систему отопления. Не рекомендуется разбавлять антифриз более, чем на 50% - это приведёт к ухудшению его антикоррозионных свойств. Антифриз стареет, поэтому его необходимо заменять с периодичностью, указанной производителем (4 – 5 лет), промывая систему специальными составами.

В заключение нам остаётся повторить сказанное в самом начале: «однозначного ответа …не существует». Каждый домовладелец должен сам решить, какой теплоноситель использовать, тщательно взвесив все «за» и «против». Справедливости ради, надо отметить, что за всё время активного использования этиленгликолевых антифризов в России не зафиксировано серьёзных аварий котельного оборудования, вызванных антифризом. (Может быть , не так страшен чёрт, как его малюют?) В любом случае, учёт физических свойств антифризов и следование приведённым выше рекомендациям по их эксплуатации, сведёт к допустимому минимуму негативные последствия их использования.

Источник: Компания ТАЙМ www.teplonet.ru

tiz-nadezhda.ru

Рекомендации по применению антифризов от BAXI

Поэтому существуют задачи, требующие от теплоносителя совершенно других свойств. Желание спокойно жить при нормально функционирующей системе отопления можно удовлетворить с помощью специально подготовленных низкозамерзающих теплоносителей – антифризов. Особо хочется подчеркнуть, что это должен быть не автомобильный тосол, трансформаторное масло или этиловый спирт, а антифриз, специально разработанный для систем отопления. Надо помнить, что теплоноситель должен быть пожаробезопасным и не содержать в своем составе добавок, взаимодействующих с металлом оборудования и не допущенных к применению в жилых помещениях.

Антифризы для систем отопления производятся на основе водных растворов этиленгликоля или пропиленгликоля. Сами по себе такие растворы весьма агрессивны по отношению к материалам, применяемым в системах отопления. Они становятся совершенно другими при помощи запатентованных производителями пакетов функциональных присадок долгосрочного действия, которые обеспечивают:• защиту от коррозии в системе;• защиту от образования накипи;• защиту от вспенивания;• защиту от окисления;• защиту от набухания и растворения герметизирующих уплотнителей.

Присадки должны также обеспечить термическую стабильность в диапазоне от -65°С до 105°С и не допускать термической деструкции при локальных перегревах до 170°С. Антифриз должен быть совместим с эластомерами, резинами, пластиками, применяемыми в системах отопления и теплообменных системах, и обеспечивать как можно больший срок службы такого теплоносителя.

Российский рынок предлагает преимущественно антифризы отечественных производителей, наиболее широко представлены торговые марки: "Теплый дом", "Hot Stream", "Спектропласт", "Гольфстрим", "Hot Blood", "Thermagent" и "Dixis". Импортные образцы плохо реализуются из-за высокой стоимости.

В большинстве случаев основу российских антифризов составляет этиленгликоль.Обычно антифриз на основе этиленгликоля продается в двух модификациях: с температурой замерзания не выше -65°С и температурой замерзания не выше -30°С. При этом антифриз должен быть разбавлен водой дотребуемой температуры замерзания. Основное преимущество антифриза на базе этиленгликоля – это его цена. Серьезный недостаток этиленгликоля - это токсичное вещество, попадание которого на кожу или тем более в организм человека крайне нежелательно. Кроме того, вредны и его испарения. Средняя смертельная доза этиленгликоля составляет 100 – 300 мл этиленгликоля (1,5 – 5 мл на 1 кг массы тела). Поскольку в двухконтурных системах отопления с приготовлением горячей воды для хозяйственных нужд существует теоретическая вероятность попадания антифриза из контура отопления в контур горячего водоснабжения, то использование низкозамерзающего теплоносителя на основе этиленгликоля целесообразно только в одноконтурных системах отопления. Такой антифриз чаще всего специально окрашен в красный цвет, в том числе для определения его утечек в систему ГВС.

Рекомендации компании BAXI при использовании антифриза на базе этиленгликоля:• в целях безопасности использовать только в одноконтурных котлах;• использовать антифриз в концентрациях с температурой замерзания от -20°С до -25°С.

Для получения теплоносителя с требуемой температурой замерзания необходимо строго следовать рекомендациям производителя антифриза. Если мы обратимся к инструкциям известных производителей в России, то увидим следующие рекомендации.

Для концентрата антифриза на -65°С:• Для получения температуры замерзания-25°С – необходимо смешать 60% антифриза и 40% воды;• Для получения температуры замерзания-20°С – необходимо смешать 54% антифриза и 46% воды.

Для концентрата антифриза на -30°С:• Для получения температуры замерзания-25°С – необходимо смешать 90% антифриза и 10% воды;• Для получения температуры замерзания-20°С – необходимо смешать 80% антифриза и 20% воды.

Изменение температуры замерзания от концентрации гликолевой смеси.

Со второй половины 90-х годов прошлого века в ведущих странах Западной Европы и США появились нетоксичные антифризы на базе пропиленгликоля. Преимущество этого продукта – безвредность. Данное свойство очень важно при использовании антифриза в двухконтурных системах отопления. Российские производители сравнительно недавно начали выпуск антифризов, полученных на основе экологически чистого сырья – пищевого пропиленгликоля. Обычно разливают его в емкости с температурой замерзания до -30°С и подкрашивают в зеленый цвет. Основа для этого антифриза обычно изготавливается зарубежом, отсюда практически в два раза большая цена на этот теплоноситель. Пить пропиленгликоль, конечно, не рекомендуется, но сегодня он широко применяется при заморозке пищевых продуктов. В пищевой промышленности пропиленгликоль зарегистрирован в качестве пищевой добавки E1520, как влагоудерживающий, смягчающий и диспергирующий агент. Встречается в тортах, желе, печенье. И последний нюанс, пропиленгликоль – это органическое вещество, поэтому больше склонно к пригару и отложениям, чем этилегликоль, следовательно, концентрация должна быть очень умеренная.

Рекомендации компании BAXI при использовании антифриза на базе пропиленгликоля:• можно использовать в двухконтурных котлах;• использовать антифриз в концентрациях с температурой замерзания -20°С (добавив 20% воды в готовый антифриз на -30°С).

Компания BAXI – ведущий европейский производитель отопительной техники, который разрешает использование антифризов с сохранением фирменной гарантии на свои напольные и настенные модели котлов. Исключение составляют только настенные котлы с битермическим теплообменником серии MAIN Four и конденсационные котлы. Обоснованность такого решения подтверждена не только многолетней практикой эксплуатации оборудования BAXI на антифризах, но и ресурсными испытаниями, которые были проведены с отечественными производителями антифризов. Единственное, что вызывает опасения – это многочисленные ошибки при проектировании, монтаже и эксплуатации систем теплоснабжения на низкозамерзающих теплоносителях. Именно поэтому компания BAXI проводит активную просветительскую деятельность и на каждом техническом семинаре по продукции BAXI разъясняет, как правильно использовать антифризы.

Практические советы при применении антифризов с газовыми котлами BAXI

1. Можно ли использовать автомобильный тосол в системе отопления?

В системах отопления разрешено использовать только специально разработанный антифриз. Большинство тосолов содержат в своем составе нитриты, амины, фосфатные и силикатные соединения, образующие вредные для человека испарения. Кроме того, они не имеют в своем составе присадок, необходимых для эксплуатации в системах отопления, и могут плохо влиять на металлы и резиновые уплотнители. Тосолы имеют ограниченный ресурс эксплуатации (2-3 года) и не рассчитаны на разбавление вообще, тем более водопроводной водой.

2. Можно ли использовать антифриз в системах с оцинкованными трубами?

Любой низкозамерзающий теплоноситель на гликолевой основе, в том числе и импортный, не может защищать оцинкованные покрытия. Возможные проблемы: выпадение металлизированной взвеси, а потом и труднорастворимых осадков, так называемых "хлопьев белого цвета". Поэтому в систему отопления, имеющую в составе оцинкованные трубы, заливать антифриз нельзя!

3. Можно ли смешивать различные антифризы?

Любые антифризы без предварительной проверки на совместимость смешивать не рекомендуется. В случае, если химические основы пакетов присадок антифриза различные, то это может привести к частичному их разрушению и, как следствие, к снижению антикоррозионных свойств и выпадению труднорастворимых осадков. Если Вы не знаете, какой антифриз был залит, необходимо его полностью слить и залить новый.

4. Какой водой лучше разбавлять антифриз?

В идеальном варианте лучше разбавлять дистиллированной водой, в которой отсутствуют соли кальция и магния. Дело в том, что при разбавлении антифриза жесткой водой может выпасть осадок. Можно также разбавлять водопроводной водой, но с жесткостью до 5 мг-экв/л. Для информации: вода из скважины, если не предусмотрена система умягчения, может иметь жесткость 20 мг-экв/л. Если определить жесткость затруднительно, рекомендуется предварительно смешать антифриз с водой в нужной пропорции в прозрачной емкости и убедиться в отсутствии осадка.

5. Как влияет антифриз на радиаторы системы отопления и на котел?

Поскольку теплоемкость антифриза примерно на 15–20% ниже, чем у воды, и он хуже накапливает и отдает тепло, то радиаторы системы отопления следует выбирать более мощные, чем при использовании воды. Лучше всего выбрать радиатор с теплоотдачей на 20% больше. Точно также как и с радиаторами, теплосъем падает на теплообменнике котла. Поэтому необходимо установить более мощный циркуляционный насос, чем при работе на воде. Даже в случае разумного содержания гликоля в растворе, рассчитанного на -20°С или -25°С, нужно выбирать насос по расходу на 10% больше, по напору – на 60%. Если антифриз используется с настенным котлом, в котором насос уже установлен внутри, необходимо сделать все, чтобы улучшить циркуляцию через теплообменник котла, а именно, увеличить диаметр всех труб в системе отопления, подобрать радиаторы с меньшим сопротивлением. Если котел уже установлен, и нет возможности что-то менять в системе отопления, можно понизить мощность котла при работе на контур отопления на 20% – такая функция есть во всех котлах BAXI. Также можно установить более мощный насос вместо штатного. Для настенных котлов BAXI такие насосы предлагаются как дополнительные опции.

6. Как влияет антифриз на расширительный бак в системе отопления?

При выборе расширительного бака следует учесть, что коэффициент объемного расширения антифриза на 15 – 20% больше, чем воды. Таким образом, расширительный бак должен быть около 15% от объема системы отопления.

7. К чему приведет использование в системе отопления неразбавленного антифриза на -65°С?

Теплообменник котла начнет перегреваться из-за недостаточного теплосъема. При длительном перегреве начинается термическое разложение присадок и самого гликоля. Теплоноситель становится темнокоричневого цвета и образуются осадки. Медный теплообменник настенного котла начинает шуметь и вибрировать от локальных закипаний теплоносителя. Хуже всего, что внутри теплообменника образуется нагар темного цвета, который становится причиной еще большего перегрева. В результате потребуется замена теплообменника.

8. Вы рекомендуете разбавлять антифриз до температуры -20°С, а что будет если температура упадет ниже?

Антифриз, разбавленный на -20°С, защитит выключенную систему отопления от разрушения вплоть до температуры -60°С. При падении температуры в помещении ниже -20°С, что практически нереально в нашем климате, антифриз начинает загустевать и превращаться в желеобразную массу. При повышении температуры снова становится жидкостью без потери своих качеств.

9. Как долго можно использовать антифриз?

Нормальный срок службы антифриза до 5 лет. По истечении этого срока его необходимо полностью заменить. Он начинает терять свои свойства. Начинается разбалансировка присадок и проявление агрессивных свойств гликолевого раствора.

10. Почему приходится подпитывать систему, в которой залит антифриз, и как это правильно делать?

Антифриз – более текучая жидкость, чем вода, отсюда повышенные требования к разъемным соединениям системы отопления. Поэтому необходимо тщательнее осуществлять сборку всех стыковочных узлов и обязательно проводить предварительную опрессовку системы. При необходимости места соединений в системах можно обрабатывать герметиками, стойкими к гликолевым смесям ("Гермесил", "ABRO", "LOCTITE"). Что касается подпитки системы отопления, работающей на антифризе, то ее нельзя подпитывать водопроводной водой сразу по нескольким причинам: возможно выпадение солей, и, чем больше разбавлен антифриз, тем меньше в нем присадок, и гликолевая смесь становится агрессивной. Некоторые производители антифризов рекомендуют при разбавлении водой более чем на 50% добавлять присадки отдельно, так называемый "суперконцентрат". Также необходимо помнить, что при разбавлении на температуру выше -15°С многие незамерзающие теплоносители начинают терять свои свойства. Рекомендуется держать емкость с готовой гликолевой смесью в котельной и подпитывать систему только из нее.

Скачать полную версию статьи с иллюстрациями.

Информация получена с сайта:http://www.baxi.ru/advertisement/articles/antifreeze

www.proftreid.com


.