Лицензия на добычу подземных вод. Лицензия на добычу подземных вод


Оформить лицензию на скважину в Ленинградской области

Оформление лицензии на скважину в Ленинградской области по новым правилам

Поправки в законе "О недрах", вступившие в силу с 01 января 2015 года. Что изменилось?

Лицензия на добычу подземных вод в объеме до 100 кубометров в сутки

Лицензия на добычу подземных вод в объеме от 100 до 500 кубометров в сутки

В связи с изменениями в законе «О недрах», которые вступили в силу с 01 января 2015 года и о которых мы подробно писали здесь, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, до недавнего времени, отсутствовала возможность подать заявку на оформление лицензии на водозаборную скважину. Это было обусловлено передачей функций распорядителя недр со стороны Федерального агентства по недропользованию в адрес субъектов РФ. Всё это время субъекты РФ не могли назначить исполнительный орган, который осуществлял бы выдачу лицензий на скважины, а также не могли разработать и принять Административный регламент по оформлению лицензий на пользование недрами с целью добычи подземных вод. Поэтому, в течение указанного периода времени, владельцы водозаборных скважин попросту не могли оформить лицензию и легализовать свои водозаборные участки.

В середине 2015 года в Комитете по природным ресурсам Ленинградской области был разработан документ, позволяющий осуществлять выдачу лицензий на право пользования недрами с целью добычи подземных вод. Этим документом является Приказ № 32 от 26 июня 2015 г. «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки запасов подземных вод и их добычи».

Какие основные положения содержит данный документ и что нужно сделать, чтобы получить лицензию на водозаборную скважину, если она располагается на территории Ленинградской области?

Приказ № 32 Комитета по природным ресурсам Ленинградской области регулирует вопросы выдачи лицензий на получение права пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки запасов подземных вод и их добычи для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, либо объектов сельскохозяйственного назначения, при условии, что объем извлечения подземных вод не превышает 500 кубических метров в сутки.

Если объем добычи подземных вод из скважины составляет от 100 до 500 кубометров в сутки, то заявитель должен подать заявку на получение лицензии для геологического изучения участка недр, провести работы по геологическому изучению недр и представить отчет с оценкой запасов подземных вод на государственную экспертизу в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области. После утверждения запасов подземных вод государственной экспертизой, пользователь недр получает право подать заявку на оформление лицензии с целью добычи подземных вод.

Исходно предполагалось, что если объем добычи подземных вод из скважины составляет менее 100 кубометров в сутки, то требование о проведении процедуры геологического изучения недр с последующей оценкой запасов подземных вод может быть упрощено и владелец скважины может сразу же подавать заявку на получение лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод. Однако, правоприменительная практика за 2015-2016 гг. показала, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области отказывает в выдаче лицензий на добычу подземных вод, если на участке недр не выполнена оценка запасов подземных вод, так как в этом случае распорядитель недр не имеет достаточного геологического обоснования для выдачи лицензии.

В составе заявки на получение лицензии на пользование недрами, владелец скважины должен предоставить сведения, подтверждающие, что подземный водозабор обладает необходимым техническим оснащением, на скважинах установлена контрольно-измерительная аппаратура для проведения режимных наблюдений за объемом отбираемой воды, положением уровня подземных вод в скважине, а также проводятся регулярные лабораторные исследования качественного состава подземных вод. Результаты режимных наблюдений фиксируются в журналах ручного ведения установленной формы. Необходимо отметить, что заявитель обязан не только предъявить паспорта на всё имеющиеся техническое оборудование, но и подтвердить, что все перечисленные технические средства принадлежат ему, как юридическому лицу.

Заявитель обязан подтвердить наличие квалифицированных специалистов, обладающих профильным образованием по направлению «гидрогеология», которые смогут обосновать возможность добычи подземных вод в заявленном количестве из существующей скважины, разработать программу рабочего контроля за основными показателями подземных вод и оценить соответствие качественного состава подземных вод и технического состояния водозаборного сооружения действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Также, заявитель обязан подтвердить, что он располагает необходимым техническим персоналом, способным обеспечить нормальную работу водозаборного сооружения на весь период эксплуатации.

Если подземные воды используются для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения, к заявке на получение лицензии необходимо приложить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Это означает, что владелец водозаборной скважины обязан разработать Проект организации зоны санитарной охраны подземного водозабора и согласовать данный проект в органах Роспотребнадзора.

Помимо этого, действующим порядком оформления лицензий подразумевается подача целого ряда специализированных документов, среди которых можно отметить паспорта на водозаборные скважины, требования к качеству подземных вод и режиму эксплуатации водозаборных сооружений, сведения о наличии имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, справку о регистрации и постановке на государственный учет буровой скважины в территориальном фонде геологической информации и др.

Необходимо отметить, что органы исполнительной власти субъекта РФ – города Санкт-Петербург, пока не разработали собственный порядок оформления лицензий на пользование участками недр местного значения для добычи подземных вод. Поэтому, если скважина располагается не на территории Ленинградской области, а в черте г. Санкт-Петербург, оформление лицензии на добычу подземных вод по ней, по-прежнему, вызовет серьезные осложнения.Хотелось бы отметить, что процесс оформления лицензии на водозаборные участки, в пределах которых производится добыча подземных вод в объеме свыше 500 кубометров в сутки, не претерпел никаких изменений и подробно описан здесь.

Приступить к оформлению лицензии на скважину в Ленинградской области !

litsenzirovanie.livejournal.com

Лицензия на воду

Проект зоны санитарной охраны – документ, устанавливающий границы территории с особым режимом хозяйствования с целью обеспечения защиты качества подземных вод на срок эксплуатации скважины.

Как правило, разработку проекта производят параллельно с поиском и оценкой запасов подземных вод. Документ обязателен, потому как пользование водой должно осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормами, не угрожая здоровью тех, кто ее потребляет.

Зоны санитарной охраны включают в себя три пояса:

Первый пояс — территория водозаборного узла. Должна строго охраняться. Предотвращает возможность загрязнения самой скважины (как непосредственно ствола скважины, так и затрубного пространства). В нормативных документах разработано два варианта — 1 пояс радиусом 30 и 50 м вокруг скважины. Размеры зоны санитарной охраны 1 пояса выбираются и обосновываются специалистами-гидрогеологами. При необходимости составляется проект сокращения зон санитарной охраны.

Второй пояс — зона микробного загрязнения, или пояс ограничений. Также разрабатывается в составе проекта зон санитарной охраны скважины (водозабора). Предназначен для предотвращения возможности проникновения бактерий в скважину посредством подземных вод. Радиус зоны определяется аналитическим путем, с помощью специально разработанных методик расчета радиуса зон санитарной охраны второго пояса. Для небольших водозаборов размер зоны второго пояса не превышает 100-300 м.

Третий пояс — зона химических загрязнений. По методике расчета полностью совпадает со вторым поясом. Отличие лишь во времени распространения загрязнения. В данном случае идет речь о химическом загрязнении, которое в отличие от бактериального не имеет свойства исчезать со временем. Поэтому в расчет закладывается величина нормативного амортизационного срока водозаборной скважины — 25 лет.Разработка и согласование проекта состоит из следующих этапов:

  1. Разработка проекта ЗСО;
  2. Согласование плана мероприятий по второму и третьему поясам зон санитарной охраны с землепользователями, попадающими в радиусы этих поясов;
  3. Прохождение экспертизы проекта в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии...»;
  4. Прохождение экспертизы в Роспотребнадзоре;
СРОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА – от 1 до 3х месяцев, в зависимости от количества скважин.

СРОК СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА ЗСО – 2-4 месяца.

mosecostandard.ru

Лицензирование добычи подземных вод

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Кузбасский государственный технический университет"

Кафедра маркшейдерского дела, кадастра и геодезии.

Контрольная работа

по дисциплине "Горное право"

Вариант 17

Выполнил: ст. гр. ГМ-062

Богушевич К.И.

Проверил: Дмитриева Е.В.

Кемерово 2010г.

Содержание

Введение

Основные сведения о добыче подземных вод

Порядок лицензирования пользования недрами для добычи подземных вод

Согласования при выдаче лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод

Содержание лицензии

Порядок подготовки заявок на лицензию

Заключение

Список литературы

Введение

В данном реферате на тему «Добыча подземных вод как вид пользования недрами» рассмотрены вопросы следующие задачи: основание возникновения права пользования участком недр, порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами, а также другие, относящиеся к заданной теме.

В соответствии с Законом Российской Федерации "Онедрах" ,недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензий. Этим законом организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на государственный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21.02.92 N 2396-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О недрах" функции управления государственным фондом недр возложены на Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр - Роскомнедра. Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами". В реферате рассмотрены особенности применения указанного "Положения" при предоставлении в пользование участков недр для добычи подземных вод.

Основные сведения о добыче подземных вод

При выдаче лицензий на пользование недрами для добычи подземных вод Роскомнедра и его территориальные подразделения, осуществляющие лицензирование, руководствуются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Добыча подземных вод может осуществляться для следующих целей:

- добыча питьевых и технических подземных вод для их использования в системах хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ;

-добыча теплоэнергетических подземных вод для теплоснабжения, горячего водоснабжения и получения электроэнергии;

- добыча промышленных подземных вод (гидроминерального сырья) для извлечения ценных компонентов;

- добыча подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно-столовых подземных вод для их расфасовки с целью последующей реализации.

- извлечение подземных вод при проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий в зависимости от направлений хозяйственной деятельности может осуществляться для следующих целей:

- извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа;

- извлечение подземных вод при водопонижении в процессе строительства и эксплуатации промышленных и гражданских объектов;

- извлечение подземных вод при вертикальном дренаже мелиорируемых земель и подтопленных территорий;

- извлечение подземных вод при ликвидации и (или) локализации очагов загрязнения геологической среды.

- добыча подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться и для иных целей, не противоречащих условиям рационального недропользования.

Не требуется оформление лицензии на пользование недрами на тех участках, где они используются только для удовлетворения нужд землевладельцев в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников). Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов. Соответствие участков недр указанным выше условиям для каждого конкретного региона устанавливается территориальными подразделениями Роскомнедра совместно с органами государственной власти субъектов федерации и местного самоуправления.

Решение о предоставлении лицензии принимается совместно органом, определенным соответствующим субъектом Российской Федерации, и Роскомнедра или его территориальными подразделениями.

Порядок лицензирования пользования недрами для добычи подземных вод

Лицензия на право пользования недрами в соответствии с вышеперечисленными целями должна быть получена как на используемые для этих целей действующими предприятиями участки недр (эксплуатируемые участки), так и на участки недр, на которых только предполагается в дальнейшем отбор подземных вод и добыча полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (неэксплуатируемые участки).

Лицензия на право добычи подземных вод выдается только на те участки недр, геологическая информация по которым прошла соответствующую государственную экспертизу, и для которых проведена оценка воздействия эксплуатации на окружающую среду, т.е. проведена государственная экологическая экспертиза проекта разработки недр в соответствии с требованиями нормативных документов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Необходимая детальность изученности геолого-гидрогеологических условий и эксплуатационных запасов подземных вод, а также запасов других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, определяется действующей Классификацией эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и другими действующими нормативными документами по подсчету запасов полезных ископаемых.

Лицензия на право добычи подземных вод на неэксплуатируемых участках может быть выдана только на те участки, на которых были проведены поисковые и поисково-разведочные работы, в результате которых достигнута изученность запасов, соответствующая категории C1 по требованиям действующих нормативных документов по подсчету запасов полезных ископаемых, была также проведена экспертиза запасов, согласованы условия природопользования со специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды Минприроды России и предварительно установлены границы горного отвода.

На первом этапе в установленные лицензией сроки ее владелец осуществляет разведку недр, доводя изученность месторождения до степени, позволяющей освоить разведанные запасы в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, и ведет подготовку проекта (технологической схемы) разработки недр. Завершением этого этапа является экспертиза запасов с их утверждением соответствующим уполномоченным государственным органом и последующей постановкой запасов подземных вод на государственный учет, составление и согласование проекта (технологической схемы) разработки недр. Проект (технологическая схема) разработки недр обязательно должен включать раздел с оценкой воздействия эксплуатации запасов на окружающую среду и согласовываться с органами Минприроды России (экологическая экспертиза), а также с органами Госгортехнадзора России по вопросам, отнесенным к их компетенции. До окончания первого этапа строительство и эксплуатация водозаборов и других сооружений для разработки недр запрещается. На втором этапе после указанных экспертиз и согласований владелец лицензии может приступить к строительству и эксплуатации сооружений для разработки недр.

В тех случаях, если на предлагаемом к лицензированию неэксплуатируемом месторождении проведена разведка и утверждены эксплуатационные запасы подземных вод по категориям, обосновывающим их промышленное освоение, на первом этапе осуществляется подготовка проекта разработки и его согласование (в т.ч. экологическая экспертиза). Если с момента утверждения запасов произошло изменение природных и (или) водохозяйственных условий или требований к использованию подземных вод и природоохранных ограничений, на этом этапе проводится дополнительная разведка и вся процедура не отличается от изложенной.

Срок эксплуатации недр до проведения государственной экспертизы геологической информации, подготовки проекта (технологической схемы) разработки недр и его согласования в установленном порядке оговаривается в лицензионном соглашении, но не должен превышать трех лет.

Лицензирование пользования недрами для добычи подземных вод действующими предприятиями проводится в процессе эксплуатации сооружений для разработки недр. В этих случаях на первом этапе пользования недрами действующие предприятия обязаны осуществить все мероприятия для обеспечения рациональной эксплуатации недр, в том числе: создание или расширение сети мониторинга, проведение в случаях, предусмотренных "Классификацией", переоценки и переутверждения эксплуатационных запасов подземных вод, уточнение проекта разработки и получение необходимых согласований. Все эти требования, как и срок их реализации определяются в лицензии. При невыполнении указанных требований в назначенный срок органы, выдающие лицензию, а также органы Минприроды России могут запретить или приостановить дальнейшее пользование недрами, в том числе и по представлению других государственных контрольных органов.

mirznanii.com

Лицензия на добычу подземных вод

Если  есть лицензия на добычу подземных вод для технологического обеспечения водой объекта сельского хозяйства, мы можем эту воду поставлять населению за плату? В настоящее время  осуществляем поставку воды населению для хозяйственных нужд, как нам сейчас прекратить поставку? Централизованного водоснабжения нет, население может обеспечить себя водой только путем бурения собственных скважин.

Исходя из анализа действующего законодательства следует, что в данном случае необходима лицензия на добычу подземных вод именно для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1, п. п. 3, 4 Порядка, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 29.11.2004 № 710, Приказа Минприроды РФ от 29.09.2009 № 315 пользование подземными водными объектами осуществляется на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемой в установленном порядке, с указанием целевого назначения использования забранной из водного объекта воды. Для целей добычи питьевой воды, общество должно иметь лицензию на пользование недрами с целевым назначением «добыча подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».

Следует отметить, что помимо лицензии, в отношении скважины питьевой воды необходимо будет также утверждать защитные санитарно-охранные зона в соответствии с СанПиН 2.1.4. 1110-02. Это следует из ст. 43 ВК РФ, в соответствии с которой для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно п. 1.6. Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4. 1110-02), организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

ЗАКОН ОТ 21.02.1992 № 2395-1 О недрах

"Статья 10.1. Основания возникновения права пользования участками недр

Основаниями возникновения права пользования участками недр являются:

1) решение Правительства Российской Федерации, принятое:

по результатам аукциона, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения; при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом;

10_1.1.2)для захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;

для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, на участке недр федерального значения, расположенном на территории Российской Федерации и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов;

2) решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, принятое в целях предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено, за исключением участков недр местного значения;

3) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:

в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения;

при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом и участков недр местного значения;

для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или* технологического обеспечения водой объектов промышленности;

Абзац утратил силу с 12 декабря 2011 года — Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 364-ФЗ. — См. предыдущую редакцию;для строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления;"

10.02.2014

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.Попробуйте бесплатно

www.law.ru

Лицензия на скважину

Бурение скважины. Разрешение на бурение. Документы на скважину.

Постоянное удорожание стоимости природных ресурсов является заметной проблемой промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Одним из важнейших ресурсов является вода, используемая в целях хозяйственно–питьевого и технического водоснабжения. Современные условия подразумевают взимание платы за пользование источниками водоснабжения, а также оплату услуг по водоотведению и канализации. Как правило, монополистами в сфере водоснабжения являются муниципальные предприятия (водоканалы), которые устанавливают правила пользования водными ресурсами и размер платы за них. Несомненно, стоимость потребления воды в дальнейшем будет только расти, что заставляет искать альтернативные источники водоснабжения. Наиболее перспективным в этом плане является водоснабжение за счет подземных вод.

Подземные воды являются полезным ископаемым. Как следствие, владелец водозаборной скважины, используемой с целью добычи подземных вод, является недропользователем. В соответствие с законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленный бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр.

Лицензирование водозаборных скважин регламентируется приказами Министерства природных ресурсов № 710 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности» от 29 ноября 2004 г. и № 61 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр» от 15.03.2005г. Указанные документы можно найти на официальном сайте Департамента по недропользованию (Роснедра). Также на сайте можно найти перечни необходимых документов для формирования заявки на получение лицензии.

С начала 2011 года процедура получения лицензии на право добычи подземных вод стала более сложной. Ранее существовала практика выдачи лицензий, устанавливающих право добычи подземных вод, в отсутствие утвержденных запасов подземных вод по участку недропользования. Требование по подсчету запасов подземных вод включалось в качестве одного из пунктов лицензионного соглашения.

Новые правила требуют обязательного наличия протокола ТКЗ, утверждающего постановку запасов подземных вод по лицензионному участку недр на государственный учет. Без оцененных запасов подземных вод владелец водозаборной скважины может претендовать только на получения лицензии на право геологического изучения участка недр. В данном виде лицензии устанавливаются сроки выполнения геологоразведочных работ, результатом которых является подсчет запасов подземных вод и постановка их на государственный учет. Только после этого недропользователь может претендовать на получение лицензии на право добычи подземных вод.

Основной проблемой владельцев скважин при получении лицензии на право добычи подземных вод в нынешней ситуации становится оценка запасов. С начала 2011 года Роснедра вводят дополнительные требования, которые призваны привести процедуру подсчета запасов в соответствие действующему законодательству. Исследования по оценке запасов подземных вод являются видом геологоразведочных работ. На любые геологоразведочные работы должен быть составлен проект, содержащий сметный расчет, перечень необходимого оборудования, расход материалов, расчет трудозатрат, затрат времени, рекомендации по охране труда и экологической безопасности. Дальнейшие работы по оценке запасов подземных вод могут выполняться только в соответствие с утвержденным проектом.

Работы по проектированию по своему объему сравнимы с самими работами по оценке запасов подземных вод. Таким образом, в результате нововведений общие трудозатраты на проведение геологоразведочных работ с целью оценки запасов подземных вод возрастают ровно в два раза. Проектные материалы в обязательном порядке проходят государственную экспертизу, проводимую территориальными отделениями ФГУ «Государственная экспертиза запасов». После утверждения проекта проводятся работы по геологическому изучению недр. Отчет о выполненных работах также представляется на экспертизу. Соответственно, по новым правилам, проектные и отчетные материалы, касающиеся одного и того же объекта исследований, два раза проходят государственную экспертизу.

Из Положения о ГКЗ (Постановление Правительства РФ № 69 от 11.02.2005) следует, что экспертиза материалов геологоразведочных работ по оценке запасов подземных вод представляется важным условием учета, изучения и охраны данного ценного ресурса. Несомненно, экспертиза запасов должна проводиться по всем участкам недр, эксплуатируемым с целью добычи подземных вод. Однако, также несомненно, что государственная экспертиза должна быть независимой и объективной. К сожалению, данное условие выполняется не всегда.

Экспертами ГКЗ в большинстве случаев являются внештатные специалисты. То есть, для экспертизы привлекаются сотрудники различных коммерческих организаций, выполняющих работы по оценке запасов подземных вод, бурению и проектированию водозаборных скважин на договорной основе.

Эксперты прямо заинтересованы в результатах проводимой экспертизы. Понижая категории запасов подземных вод или относя месторождения к оцененным, они принуждают недропользователя выполнять дополнительные геологоразведочные работы. Тем самым эксперты, как сотрудники специализированных геологических организаций, лоббируют собственные интересы. Экспертиза запасов подземных вод нередко лишена объективности и может проводиться с нарушениями действующих нормативных документов. Отсутствие независимых экспертов противоречит п. 25 Руководства по организации и проведению экспертизы проектов геологического изучения недр (Приложение 1 к приказу № 83-орг ФГУ «ГКЗ» от 21.02.2011).

Таким образом, при проведении экспертизы запасов недропользователь должен быть готов отстаивать свои интересы и препятствовать неправомерному вмешательству со стороны Роснедра в сферу своих экономических интересов. К сожалению, узкая специализация геологоразведочных работ делают эту борьбу весьма затруднительной без привлечения сторонних независимых специалистов-гидрогеологов.

Несмотря на значительное усложнение процедуры лицензирования недропользования и проведения работ по геологическому изучению недр, существует ряд объективных требований по организации процесса добычи подземных вод, которые не могут претерпеть существенных изменений.

Обязательным условиям добычи подземных вод является учет количества добываемой воды и контроль показателей ее качества. Для получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод недропользователь должен предоставить данные режимных наблюдений, как минимум, за 1 год. Таким образом, при легализации существующих или бурении новых скважин в первую очередь следует позаботиться об организации мониторинговых наблюдений на водозаборе.

Для учета количества добываемой воды все скважины должны быть оборудованы водными счетчиками. Продолжительность работы водоподъемного оборудования и количество добываемой воды должны фиксироваться в специальном журнале (ПОД-11). Наравне с замерами дебита необходимо выполнять замеры уровней подземных вод во всех имеющихся эксплуатационных, резервных и наблюдательных скважинах. Частота замера уровня должна составлять не менее одного раза в месяц, положение уровня воды в скважине замеряется с точностью до 1 см. Для замера уровней необходимо использовать специальный прибор – электроуровнемер. Уровни всегда необходимо замерять в двух положениях – при выключенном насосе и при работающем, через несколько часов после включения или отключения.

Контроль качества подземных вод подразумевает отбор проб и проведение химического анализа на соответствие показателям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Как правило, пробы для проведения общего химического анализа на сокращенный перечень компонентов и пробы на микробиологические показатели подземных вод отбираются ежеквартально. Проба на радиологические показатели отбирается раз в год. Также необходимо однократно отобрать пробу на полный перечень макро- и микрокомпонентов в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01, чтобы подтвердить пригодность подземных вод для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения.

Заявка на получение лицензии на право пользования недрами подразумевает оформление пакета документов, подтверждающих существование и осуществление деятельности юридического лица (владельца скважины) на законных основаниях, указывающих на отсутствие задолженностей перед государством в части неуплаты налогов или невыполнения условий лицензионных соглашений, выданных ранее, доказывающих финансовую состоятельность и техническую возможность выполнения работ на участке недр.

Следует отметить, что к заявке на получение лицензии также необходимо приложить ряд специализированных документов, таких, как паспорт или учетная карточка скважины, справка о регистрации скважины в Территориальном отделении фонда геологической информации, сведения о наличие или проектирование наблюдательной сети скважин, обзорную карту с нанесением участка недр, а также совмещенный план границ землепользования, расположения водозаборного сооружения и границ зоны санитарной охраны.

Сбор пакета документов, как правило, требует опыта общения с представителями Роснедра, знания правовой базы в сфере недропользования и профильного геологического образования. Данные о наличии у недропользователя квалифицированных специалистов для организации режимных наблюдений, изучении экологической и санитарной обстановки, выполнения работ по проектированию и реализации разведки участка недр является обязательным требованием при получении лицензии на право пользования недрами. Соответственно, остается рекомендовать владельцам водозаборных скважин при планировании работ по лицензированию и легализации добычи подземных вод привлекать квалифицированных независимых специалистов–гидрогеологов для проведения необходимого перечня работ и защиты своих интересов.

geomaster2010.narod.ru


.