Плавание для детей: достоинства и недостатки. Лечебное плавание для детей


Плавание для особых детей - ДЦП

Акватерапия и ЛФК в бассейне для детей со специальными потребностями и ограниченными возможностями.

Медицинский центр «Аква-Доктор» предлагает лечебные и восстановительные занятия в бассейне маленьким пациентам страдающими детскими  церебральными параличами. Примерно у 30—50 % людей с ДЦП наблюдается нарушение интеллекта, трудности в овладении языком и речью. Наши врачи и опытные инструкторы лечебной физической культуры учитывают индивидуальные особенности и историю заболевания каждого ребенка, чтобы подобрать оптимальный курс терапии для раскрытия всех возможностей целительной силы воды.

ЧТО ТАКОЕ ДЦП?

Детские церебральные параличи — это группа врожденных, но не наследственных заболеваний, характеризующаяся непрогрессирующими  двигательными нарушениями, которые возникли из-за поражения или аномалий развития головного мозга ребенка, возникших в околородовом периоде (до или после родов).   От трети до половины детей с ДЦП имеют также нарушения интеллектуальной сферы. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка.

Основным фактором риска развития ДЦП является недоношенность. Среди причин заболевания могут быть нарушения развития головного мозга, хроническая гипоксия плода, вирусные внутриутробные инфекции, резус конфликт с развитием желтухи новорожденных, травматические или инфекционные повреждения головного мозга, отравления (например, свинцом).

ПЛАВАНИЕ И ЛФК В БАССЕЙНЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Для почти всех детей с церебральным параличом физическая активность и лечебная физическая  культура являются обычными формами лечения.

Акватерапия — одна из лучших форм лечебных и реабилитационнх занятий ЛФК для ребенка с церебральным параличом для улучшения физического функционирования. Что отличает водную терапию от традиционной физической терапии, так это то, что вода, которая сама по себе обладает лечебными и детоксикационными свойствами, обеспечивает плавучесть, что делает аэробные и анаэробные упражнения эффективными и безопасными. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки. Погружение в воду бассейна обеспечивает снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, гидростатическое давление и дополнительную вертикальную устойчивость, что делает терапию более комфортной и эффективной. Использование этих свойств воды позволяет увеличить объем движений и передвижения тела ребенка. Вода позволяет уменьшить уровень стресса и нервного напряжения, расслабит мышцы и уменьшить болевые  синдромы.   Поддержка тела водой и ее вязкость предупреждают  получение случайных травм при занятиях ЛФК, стимулируют тренировку вспомогательных мышц дыхательной мускулатуры, способствуют увеличению дыхательного объема легких, улучшению оксигенации органов и тканей, тренированности  сердечнососудистой системы.  Акватерапия и занятия ЛФК в бассейне не только оказывает терапевтическое воздействие (снижение мышечного тонуса, увеличение двигательной функции, повышение эффективности ходьбы, функциональных способностей), но и имеют выраженный психосоциальный эффект (повышение качества жизни, большая социализация). После упражнений в воде дети с ДЦП испытывают меньший дискомфорт по сравнению с упражнениями на суше.

КАКИЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ЛФК ИСПОЛЬЗУЮТ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП?

Выбор упражнений лечебной физкультуры зависит от терапевтических потребностей, определяемых симптомами заболевания и рекомендаций лечащего врача. С учетом этих данных врач ЛФК подбирает оптимальный комплекс упражнений, их длительность и интенсивность. Чаще всего в бассейне для детей с ДЦП используются следующие виды упражнений лечебной физической культуры:

  • Ходьба в мелкой и глубокой воде или бег трусцой.
  • Упражнения на растяжку.
  • Упражнения на преодоление сопротивления.
  • Плавание.
  • Упражнения йоги в воде.

Режим упражнений предназначен для расширения физических возможностей ребенка. Все упражнения начинаются с минимального объема, а их интенсивность возрастает по мере повышения силы, гибкости, координации и выносливости ребенка.

Сеансы водной терапии начинаются с разминки, которая включает упражнения на растяжение, прежде чем ребенок погрузится в бассейн. В зависимости от потребностей ребенка и курса терапии вода в бассейне может специально подогреваться. Как только разминка будет завершена, ребенок начнет выполнять серию упражнений под контролем инструктора. Упражнения обычно выполняются с плавучими предметами, такими как доски для плавания,  спасательные жилеты, плавающие гантели или ремни.

КАК ЗАПИСАТЬСЯ НА ЗАНЯТИЯ ЛФК В БАССЕЙНЕ?

При наличии показаний и направления от других врачей-специалистов  врач ЛФК индивидуально  подбирает оптимальный курс занятий в бассейне для ребенка. Записаться на прием и получить консультацию можно круглосуточно по телефону: +7 (812) 331-74-78

МЕДИЦИНСКИЙ ДОПУСК В БАССЕЙН

Для получения медицинского допуска в бассейн клиентам и пациентам необходимо предоставить следующие медицинские документы:

  • Для детей в возрасте до 1 года: результаты нейросонографии и заключение детского невролога. Сделать нейросонографию и пройти осмотр у невролога можно в нашем медицинском центре.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): соскоб на энтеробиоз — 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Детям (кроме посещающих занятия по грудничковому плаванию): анализ на яйцеглист — 1 раз в 3 месяца. Анализы можно сдать в нашем медцентре или заказать их забор на дому.
  • Взрослым: мазок на флору и заключение дерматолога — 1 раз в год. Осмотр дерматолога можно пройти в нашем центре.
  • Всем детям необходимо получить заключение врача лечебной физкультуры. Повторное заключение необходимо после прохождения лечебного курса, назначенного врачом ЛФК или после перенесенного заболевания.

akvadoctor.ru

Плавание для детей

обучение плаванию

В определенный момент любой родитель сталкивается с проблемой выбора, решая, в какую секцию стоит отправить ребенка. Многие отдают предпочтение занятиям в бассейне с инструктором, но если польза подобных тренировок для взрослых очевидна, то так ли необходимо плавание для детей? И с какого возраста должно начинаться обучение ребенка плаванию? Разберемся в этих вопросах.

Почему стоит отдать ребенка на плавание

Плавание представляет собой такой вид физических нагрузок, начинать осваивать которые можно буквально с первых дней жизни, именно поэтому в последнее время так популярны разнообразные плавательные курсы для грудничков. Примечательно, что в раннем возрасте человеку намного проще освоиться в водном пространстве, перестать ощущать дискомфорт.

Ниже перечислены 10 ключевых причин, почему при выборе спортивной секции для ребенка родителям стоит остановиться на детской школе плавания.

  1. Плавание развивает опорно-двигательную систему. Во время физических нагрузок в воде ребенок задействует все группы мышц, за счет чего происходит их укрепление. При правильных регулярных тренировках плечевой пояс, спина и другие части тела становятся более выносливыми и гибкими.
  2. Плавание ускоряет рост, притом не причиняя вред суставам. Учеными было установлено, что в водной среде дети растут быстрее. Это связано с тем, что компрессионная нагрузка, оказывающая давление на позвоночник и суставные ткани, в воде значительно уменьшается, позволяя детским конечностям вытягиваться в длину.
  3. Плавание улучшает работоспособность дыхательной системы. При водных физических тренировках легкие ребенка увеличиваются в размере, постепенно он учится задерживать дыхание на все большие промежутки времени. В совокупности это способствует улучшению работы дыхательной системы, формирует правильное глубокое дыхание. По этой причине плавание может назначаться детям-астматикам. Таким образом, секция плавания для детей это своего рода профилактика аллергических и астматических заболеваний.
  4. Плавание улучшает сердечно-сосудистую систему. Во время физических нагрузок в воде происходит укрепление всех мышц, выносливее становится и сердце. Кроме того, в момент заплыва на длинные дистанции ускоряется приток, циркуляция крови. Риск сердечно-сосудистых заболеваний в итоге снижается, формируется более крепкий иммунитет, который так важен в юном возрасте.
  5. Плавание влияет на развитие координации. В водном пространстве проще добиться слаженных и скоординированных действий, поэтому именно там формируется точное ощущение собственного тела. Дети-пловцы отличаются большей координацией по сравнению со сверстниками, умеют лучше управлять собой.
  6. Плавание закаляет. Ребенок, круглогодично занимающийся в бассейне, болеет реже сверстников и лучше переносит температурные перепады. Оздоровительное плавание для детей необходимо, поскольку формирует крепкий приобретенный иммунитет, выступает в роли закаливающего инструмента.
  7. Тренировки позволяют снять нервный стресс и напряжение. В детском возрасте неизбежны перепады настроения, чередующиеся то с вялостью, то с гиперактивностью. Во время водных занятий ребенок может провести эмоциональную разрядку, отвлечься от того, что его беспокоит, или просто выплеснуть негатив. Психологическое состояние очень важно, и плавание благотворно влияет на него.
  8. Это полезно для спины. Во время занятий развивается опорно-двигательный аппарат, повышается гибкость и пластичность, уменьшается давление на позвоночник. В будущем это позволяет избежать развития различных заболеваний спины, спазмов и защемлений.

Выше уже отмечалось, что лечебное плавание для детей разрешено буквально с грудного возраста, но если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался данным видом спорта профессионально, следует подождать несколько лет. Так, ведущие современные педиатры не рекомендуют, спортивное плавание для детей, не достигших 4–5-летнего возраста.

Принципы лечебного плавания

Под лечебным плаванием понимается такая форма лечебной физической культуры, которая оказывает положительное воздействие на организм ребенка посредством умеренных нагрузок в воде. Оно зачастую назначается педиатром для лечения заболеваний позвоночника, реже в качестве профилактических мер.

Как лечебная процедура плавание может назначаться ребенку только по достижению сознательного возраста, поскольку она предполагает осознанное выполнение скоординированных действий.

Занятия лечебно-оздоровительным плаванием должны проходить по четкому сценарию:

  1. Они предполагают последовательное выполнение простых плавательных движений, которые должны усложняться с течением времени.
  2. Постепенно должна увеличиваться физическая нагрузка, иначе должного эффекта не удастся добиться.
  3. Занятия должны быть регулярными, в идеале – 3–4 раза в неделю. Только систематичное выполнение упражнений способно решить проблемы.
  4. Движения должны быть доступны ребенку. То есть предлагается комплекс легко выполнимых задач.
  5. Они обязаны учитывать индивидуальный аспект. То есть, требуя от ребенка выполнение тех или иных движений, тренер должен учитывать особенности его диагноза.

В заключение следует отметить, что оздоровительное плавание для детей должно проходить под чутким надзором спортивного тренера и педиатра. В противном случае можно усугубить ситуация неправильно подобранными нагрузками.

swimpower.ru

"Лечебное плавание для детей с нарушением осанки"

Лечебное плавание при сколиозе у детей дошкольного возраста.

О сколиозе люди знают давно. Существует определение этого заболевания: сколиоз – заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника по фронтальной плоскости с торсией (скручиванием в процессе роста) позвонков, ведущее к нарушению функции грудной клетки (органов) и косметическим дефектам.

Лечебная помощь ребенку оказывается не только врачами, но и в сфере дошкольного образования, родителями. Участие воспитателей и родителей в восстановлении здоровья детей тем эффективнее, чем грамотнее они будут в вопросах развития и лечения сколиоза.

Современная трактовка сколиоза – это боковое искривление позвоночника с его ротацией. Сколиоз – это симптом сколиотической болезни.

Причины возникновения сколиоза:

*Сколиозы остеопатического происхождения возникают в результате структурных изменений в самих позвонках из-за уменьшения прочности позвонков в результате общей интоксикации организма, эндокринных и обменных нарушений, или ассиметричной нагрузки, вызывающей перегрузку позвонка с одной стороны. Искривление позвоночника начинается с ассиметрии межпозвонковых дисков.

*Сколиозы меопатического происхождения возникают в результате слабости мышечно – связочного аппарата позвоночника.

*К группе идиопатических относят сколиозы, возникающие по причине поражения нервной системы

*К возникновению дисплатического сколиоза может привести патология головного и спинного мозга.

В лечении сколиоза применяются два основных метода: оперативный и консервативный. Первый используется, в основном, при лечении прогрессирующих и запущенных форм сколеоза, второй применяется более широко. Действенными средствами консервативного лечения являются лечебная физкультура, массаж и плавание.

Занятия в плавательном бассейне оказывают на организм ребенка разностороннее воздействие. Положительно влияют на опорно – двигательный аппарат, дыхательную, нервную и сердечнососудистую системы. Занятия желательно проводить 2 раза в неделю, групповым методом. Весь курс занятий должен делиться с сентября по май и состоять из трех периодов:

*Подготовительный период – решаются задачи овладения элементами техники плавания, правильного ритмичного дыхания, закаливания организма, воспитание навыков правильной осанки.

*Основной период – корригирующее и стабилизирующее воздействие на искривленный позвоночник, дальнейшее укрепление мышц туловища и спины. Применяется плавание освоенными способами в различных сочетаниях. Применение дозированного проплывания отрезков с повышенной скоростью, ныряние в длину.

*Заключительный период – возможно незначительное снижение нагрузки общего и специального характера с целью плавного перехода к уровню двигательной активности в летние месяцы.

Требования к лечебному плаванию:

*подбор плавательных упражнений и стиля строго индивидуально;

*особое внимание на постановку правильного дыхания;

*предварительное освоение элементов плавания на суше;

*исключить упражнения , мобилизирующие позвоночник, увеличивающие его гибкость;

infourok.ru

Лечебное плавание - принципы и техники

Содержание:

Лечебное плавание может быть рекомендовано человеку с различными патологиями опорно-двигательного аппарата, только если он может выполнить весь комплекс координированных движений в воде. Если это важнейшее условие соблюдаться не будет, то плаванием данную процедуру назвать нельзя. Это будет, скорее, просто купание, которое в некоторой степени также оказывает положительный оздоравливающий эффект на организм, но не в полной мере.

Использовать этот метод можно в разных целях. Так, например, он рекомендуется для улучшения осанки, для коррекции деформаций позвоночного столба, а чаще всего это сутулость, для укрепления мышц. Однако лечебный эффект будет полностью зависеть от того, как хорошо человек будет держаться на воде во время занятий и какую технику он сможет использовать.

Некоторые принципы

Если человек не умеет плавать, то, находясь в воде, он совершает много самых разных движений, которые носят рефлекторный характер. Такое купание не оказывает на организм никакого лечебного воздействия. Если человек умеет плавать, но делает это неумело, то в скором времени он почувствует сильное утомление, а неправильные движения могут привести к повышенной подвижности позвонков, что при некоторых патологиях строго противопоказано.

Это значит, что ещё до начала курса пациента необходимо обучить 2 – 3 техникам плавания, которые оказывают на самом деле положительный эффект на опорно-двигательный аппарата. Только в таком случае процедуры будут на самом деле приносить пользу. Это касается не только занятий для взрослых, но и лечебного плавания для детей.

Обучение человека с заболеваниями суставов и позвоночника проводится точно также, как и обучение здорового. Но здесь есть свои особенности, которые тренер обязательно должен учитывать. Так, например, не надо забывать о том, что поражённые суставы рук и ног имеют ограниченную амплитуду движения. И, конечно, период адаптации к водным процедурам должен проходить несколько длиннее, что связано с уменьшением устойчивости организма переносить колебания температуры и сниженным иммунитетом.

Поэтапный план

Не стоит отправлять пациента сразу же в бассейн. Перед тем, как отправиться туда, необходимо пройти хорошо продуманную подготовку, которая будет включать в себя:

  1. Разучивание техники поведения в бассейне на суше.
  2. Отработка взаимодействия рук и ног у бортика в воде.
  3. Выработка совместной взаимосвязи движений рук, ног и туловища в воде.
  4. Свободное перемещение с предметами и без них.

Если у пациента недостаточно укреплены мышцы спины и живота, то это будет причиной прогибания позвоночника в поясничной области. Допускать этого нельзя, поэтому количество занятий у бортика следует увеличить в несколько раз.

Техники

Занятия лечебным плаванием могут проводиться в разных стилях, и здесь всё будет зависеть от того, какой диагноз был поставлен пациенту. Так, например, при сутулости рекомендуется плавание на спине в вольном стиле. Стиль «дельфин» при заболеваниях спины должен быть исключён полностью. При патологиях позвоночника можно использовать стиль на боку, на спине или брасом. «Баттерфляй» оказывает большую нагрузку на мышцы спины, активизирует обмен веществ, положительно сказывается на сердечно-сосудистой системе. Однако классический «баттерфляй» довольно трудно выполним, поэтому можно использовать его комбинацию с брассом.

Но всё же самый рекомендуемый стиль при таких заболеваниях, как дефекты осанки, сколиоз, остаточные явления при переломах позвоночника — это брасс. Это связано с тем, что тело в воде находится в более устойчивом положении, и нет дополнительных движений туловищем.

Следует помнить, что спортивный брасс – это довольно быстрое направление, с глубокими гребками рук и сильным прогибом в пояснице. От этого следует отказаться и в лечебных целях использовать более медленный и мягкий стиль, который необходимо разучивать с тренером.

В некоторых случаях от классических стилей необходимо отказаться и объединить в единое целое два разных. Это могут быть движения руками, как в брассе, а ногами — как в кроле. Особенно хорошо использовать это в занятиях для детей.

Особенности лечебного плавания при различных заболеваниях позвоночника может определить только врач. Однако тренер во время занятий должен понимать, что пациент с любыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата прежде всего должен научиться свободно держаться на воде без каких-либо поступательных перемещений вперёд. Это играет важную психологическую роль, повышает уверенность, и просто необходимо людям для того, чтобы такие водные занятия оказывали на самом деле тот волшебный эффект, которого от них многие и ждут.

Что касается дозировок и нагрузки, то здесь всё строго индивидуально и начинать следует с минимального, постепенно доводя общую дистанцию до 100 метров, но не более.

Введите свой e-mail, чтобы получить бесплатную книгу "7 простых шагов к здоровому позвоночнику"

vashaspina.ru

Методика лечебного плавания для детей с ДЦП первых двух лет жизни

В настоящее время в нашей стране и за рубежом получило широкое распространение плавание грудных детей.

Здоровых детей грудного возраста обучают плаванию в нашей стране в детских поликлиниках с 1978 г. По учтенным данным медицинского комитета Международной федерации плавания (ФИНА), в разных странах мира только в 1976—1977 гг. в домашних ваннах плаванием занималось более 14 млн. детей грудного возраста.

На основании опыта применения плавания и закаливания грудных детей медицинский комитет ФИНА рекомендовал медицинским организациям и национальным федерациям плавания всемерно развивать плавание и закаливание грудных младенцев в качестве мощного средства оздоровления и развития подрастающего поколения, профилактики несчастных случаев на воде.

Занятия в центрах по плаванию проводят под контролем педиатров и специалистов другого профиля. Наблюдения показали огромную оздоровительную роль регулярных занятий плаванием. Плавающие дети болеют в 3 раза реже, чем их сверстники, значительно лучше развиваются, отличаются повышенной двигательной активностью, уравновешенным характером, хорошим аппетитом, нормальным пищеварением и сном. На каждые 100 детей до года в среднем приходится 8 бытовых травм. Среди плавающих детей травм не было, и это свидетельствует о том, что физические движения в воде способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата. Эффективность занятий плаванием с детьми, болеющими ДЦП, такая же, как и занятий со здоровыми, хотя подвижность больных детей резко ограничена, понижен интерес к занятиям, ограничен эмоциональный контакт с окружающими.

Разработанная нами методика (О. В. Жолус, 1980) рассчитана на работу с детьми первых двух лет жизни, страдающими ДЦП.

К занятиям детей допускают с разрешения лечащих врачей — педиатра и невропатолога. Они же осуществляют и ежедневный контроль.

Противопоказания:

  • ранняя, острая стадия заболевания
  • судороги
  • наличие очагов судорожной готовности по данным ЭЭГ
  • желудочно-кишечные заболевания
  • инфекционные и кожные заболевания

Помещение, в котором проводят занятие с ребенком, должно быть проветриваемым, светлым, теплым. Температура воздуха 20—23 °С.

Занятия можно проводить в ваннах, типовых бассейнах «Малютка» и специализированных бассейнах, предназначенных для занятий ЛФК.

К воде для занятий с новорожденными и грудными детьми предъявляются те же требования, что и к питьевой. В воду можно добавлять отвар овса или овсяной соломы, богатый витаминами группы В, предварительно очищенный раствор морской соли из расчета 5 г на 1 л воды. При занятиях в бассейне дезинфицировать воду лучше всего отваром эвкалипта. Не рекомендуется применять раствор хлора из-за повышенной чувствительности к нему детей и возможности возникновения аллергических реакций. К подбору трав для ванн при лечебном плавании нужно подходить очень осторожно, так как вода неизбежно попадает в желудок ребенка, а отвары трав могут действовать как слабительное, рвотное, закрепляющее средства. Поэтому во время проведения курса плавания в стационаре лучше травами не пользоваться, а применять их дома при занятиях ребенка с родителями, исключая упражнения дыхательной гимнастики. Во избежание аллергических реакций в ванну добавляют вначале небольшие пробные дозы трав.

Во время эпидемических вспышек гриппа рекомендуется всем детям добавлять в воду дезинфицирующие растворы эвкалипта, зверобоя и др. Во избежание перегрева ребенка температура воды не должна быть выше 37 °С, а при использовании трав — не ниже 35 °С.

Занятия проводит методист ЛФК, на курс лечения 15—20 занятий, перерыв между курсами 3—4 мес. В этот период родители ежедневно занимаются с ребенком по заданию, данному методистом.

В случае заболевания занятия прекращают и возобновляют после выздоровления (по режиму начинающего).

Специальные исследования показали, что при сочетании закаливающего воздействия процедур с лечебным комплексом упражнений оптимальным оказался следующий режим занятий во время 1-го курса:

Более низкая температура воды возбуждает ребенка и не дает возможности достичь максимального расслабления мышц, что наиболее важно на начальном этапе. Высокая температура воды в конце курса лечения снижает двигательную активность ребенка.

При проведении 2-го и 3-го курсов лечения возможно снижение температуры воды до 32 °С во второй половине. Это средние данные, так как дозировка и температурный режим на каждом занятии индивидуальны при работе с ребенком и зависят от его самочувствия, настроения и места процедуры в общем курсе лечения.

В основе методики лечебного плавания лежит рефлекс перекрывания дыхания при попадании воды на лицо ребенка — плавательный рефлекс. Этот рефлекс сохраняется у здоровых детей до 3—3,5 мес. Кратковременные погружения и задержки дыхания дают возможность увеличить функциональные возможности дыхательной и кровеносной систем, а также дыхательных мышц ребенка. Иногда при высоком мышечном тонусе этот рефлекс переходит в ларингоспазм. Последний проявляется чрезмерно высоким напряжением мышц, не позволяющим сделать дыхательное движение на воздухе. Снизить тонус двигательных мышц можно придав ребенку на 2—3 с позу эмбриона. Как правило, от ларингоспазма удается избавиться через 5—6 занятий при том, что ларингоспазм возникает и исчезает за одно занятие 4—6 раз. Возможность возникновения ларингоспазма представляет некоторую опасность для жизни во время кормления или купания ребенка. Тренировка дыхательного аппарата позволяет снизить тонус дыхательных мышц и избежать в дальнейшем их перенапряжения.

При работе с детьми старше 5—6 мес применяют методику погружения рта и носа ребенка в воду в начале фазы выдоха (подробнее об этом будет рассказано в разделе дыхательной гимнастики).

Благодаря погружениям во время выдоха удается через 2—3 занятия выработать такой же рефлекс перекрывания дыхания и у более старших детей, но закреплением этого рефлекса приходится заниматься на протяжении всего курса плавания.

У новорожденных есть такие врожденные двигательные рефлексы, как: Голанта, Бабкина, Переса, Робинзона, опоры нижних конечностей, опоры верхних конечностей и другие, развитие которых стимулирует лечебное плавание.

Особое значение для понимания системы подбора упражнений в процедуре лечебного плавания имеют тонические врожденные рефлексы новорожденного, которые следует после 2—3-недельного возраста подавлять.

  1. Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) проявляется напряжением мышц — разгибателей шеи, спины, нижних конечностей в положении ребенка на спине. В положении на животе под влиянием (ЛТР) повышается тонус мышц-сгибателей, благодаря чему голова приводится к груди, руки сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. С возрастом тонус мышц в этих положениях нарастает, формируются патологические установки и контрактуры.
  2. Тонический рефлекс с головы на туловище — при повороте головы ребенка, лежащего на спине, его туловище одновременно поворачивается в ту же сторону. Отсутствие редукции этого рефлекса препятствует свободным движениям тела.
  3. Тонический рефлекс с таза на туловище — при повороте таза ребенка в ту или иную сторону туловище одновременно поворачивается в ту же сторону. Отсутствие редукции этого рефлекса препятствует свободным движениям тела.
  4. Тонический шейный симметричный рефлекс — при опущенной вниз голове повышается тонус мышц—сгибателей верхних конечностей и разгибателей нижних. При запрокидывании головы назад повышается тонус разгибателей верхних и сгибателей нижних конечностей.
  5. Тонический шейный асимметричный рефлекс — при повороте головы в сторону рука, к которой обращено лицо, выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти. В мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей. На основе этих двух рефлексов также формируются патологические установки туловища и конечностей, позже — контрактуры.
  6. Хватательный рефлекс новорожденного. Если его неустранить, он препятствует развитию манипулятивной деятельности рук.

Процесс установки тела человека в вертикальном положении контролируется сложной системой различных функциональных систем головного и спинного мозга, которые развиваются постепенно. Угасание тонических и становление установочных рефлексов происходит в определенные сроки и с определенной последовательностью, причем у детей с ДЦП эти сроки значительно задержаны.

Первым развивается установочный лабиринтный рефлекс. Ребенок начинает отрывать голову от поверхности, на которой лежит, поднимать ее и, опираясь на предплечья, удерживать приподнятой верхнюю половину туловища. В дальнейшем, по мере развития мозга, подключаются к этому рефлексу сложные механизмы двух других, являющихся основными для освоения вертикального положения тела и удержания его в этом положении — шейный симметричный и асимметричный цепной установочный рефлексы. Упражнения подбирают с учетом последовательности смены одних рефлексов другими и времени появления новых движений. Иными словами, занятия лечебным плаванием должны способствовать угасанию патологических тонических рефлексов и становлению установочных.

Важной задачей является уменьшение тугоподвижности в суставах, увеличение объема активных движений и амплитуды движений в суставах, а также увеличение гемодинамики в мышцах и связках, укрепление опорно-двигательного и дыхательного аппаратов ребенка. У детей, как правило, улучшается аппетит и сон, они становятся более активными в часы бодрствования.

Во время занятий с ребенком в воде используются следующие поддержки.

  1. Одной рукой под голову — во время массажа, свободного пребывания в воде, отдыха (рис. 1).
  2. Одной рукой под голову, другой под ягодицы — на начальном этапе, когда ребенок боится воды (рис. 2).
  3. Рука расположена так, что четыре пальца направлены вдоль живота и груди ребенка, лежащего на животе лицом вперед. Подбородок лежит на основании 1 пальца, на запястье, первый палец отведен в сторону и направлен к уху ребенка — при упражнениях дыхательной гимнастики (рис. 3).
  4. Упрощенный вариант поддержки 3 — подбородок лежит на ладони, другая рука подстраховывает затылок (рис. 4).
  5. То же — одной рукой при массаже спинки (рис. 5).
  6. Ребенок — сидит в ванне. Одной рукой надо фиксировать его коленки — при отдыхе, массаже рук и пояса верхних конечностей, игре, во время упражнений по разработке контрактур (рис. 6).
  7. Ребенок в вертикальном положении, одна рука методиста расположена как в поддержке 3, вторая — на спинке ребенка — отдых, отработка опорного рефлекса ног при занятиях с детьми первых месяцев жизни (рис. 7).
  8. Ребенок в вертикальном положении, ноги опираются о дно ванны, методист держит ребенка двумя руками на уровне плечевых суставов, слегка разводя их назад — при обучении ходьбе (рис. 8).
  9. Различные поддерживающие устройства, позволяющие находиться на поверхности воды без помощи инструктора или родителей — во время массажа или отдыха (рис. 9).

Поддержку осуществляют в горизонтальном и вертикальном положении. Поддерживающее устройство должно быть удобным, легко надеваться, сниматься и не травмировать ребенка.

Основными средствами процедуры лечебного плавания являются: умеренные гипоксические нагрузки, массаж под водой, упражнения в воде.

Умеренные гипоксические нагрузки задают посредством моментальных и кратковременных погружений лица ребенка под воду. Погружения могут быть одиночные и сериями в ритме естественного дыхания ребенка. Количество погружений увеличивается по мере привыкания к нагрузке. Как показали наблюдения, дыхательная гимнастика является основным средством профилактики ОРВИ.

Методика проведения дыхательной гимнастики следующая.

Ребенка укладывают в воду в 4-ю поддержку лицом вперед. Через 10—15 с свободной рукой обливают лицо 3—4 раза с интервалом 5—10 с. Первое погружение производят сразу за обливанием лица в момент задержки дыхания. Повторное погружение проводить после того, как ребенок успокоится.

Погружения сериями, несколько раз подряд проводят следующим образом: 1-е погружение с обливанием на 1—4-м занятиях и без обливания после 4-го занятия, как и при одиночных погружениях. После того как голову ребенка подняли из воды, он делает выдох — вдох и инструктор сразу опускает лицо ребенка в воду. Так же подряд делают 3, 4, 5-е и т. д. погружения.

Интервалы между погружениями по времени должны быть равными дыхательному циклу: выдох—вдох. В воде лицо ребенка на первых занятиях не задерживают, погружая его на 1—2 с. Спокойное движение лица вниз на глубину 10—15 см и вверх.

Позже, когда такая дыхательная гимнастика сериями по 10—12 раз не вызывает напряжения, время погружения лица под воду можно увеличить до 3 с. Одиночные погружения могут быть более длительными, но не более 5—7 с, во второй половине курса и не более 3—4 раз за одно занятие. При погружении лица ребенка в воду сериями по 8—10 погружений ритм дыхания равен в среднем сначала ритму естественного дыхания, а по мере освоения этого упражнения ритм задается сначала на 0,5—1 с, а затем на 1—2 с реже.

Массаж под водой проводят всем детям на каждом занятии. Продолжительность его зависит от возраста ребенка и тяжести заболевания. Целью массажа является улучшение гемодинамики мышц, снижение их тонического напряжения, увеличение подвижности в суставах. Используют такие приемы общего массажа, как разминание, растирание, активно-пассивные движения, потряхивания.

Массаж проводят в первой половине занятия. У детей первых месяцев жизни он занимает до 60 % общего времени занятия, а у детей с пониженным мышечным тонусом — 15—20 %. Детей с высоким мышечным тонусом массируют более длительно, стремясь достичь максимального расслабления.

Во время массажа ребенок находится в поддержке 2 на воде или на поддерживающем устройстве, которое позволяет ему расслабиться и не вызывает страха.

Упражнения в воде проводят с целью активизировать ребенка, увеличить двигательные возможности, обучить его новым движениям, выполнение которых затруднено на суше, и выработать некоторые двигательные навыки. Упражнения подбирают в соответствии с отставанием от возрастной нормы, степенью поражения, имеющимися двигательными навыками и состоянием тонических и установочных рефлексов. Возможен подбор упражнений, воздействующих на отдельные мышечные группы и на организм в целом.

Условно выделяют 3 группы упражнений, целью которых является:

1) подавление ЛТР при положении ребенка на животе и развитие установочного рефлекса с головы на шею, опорного механического рефлекса рук, защитного, выработку поясничного лордоза;

2) подавление ЛТР при положении ребенка на спине и обучение его удерживать позу сидя;

3) подавление асимметричного тонического рефлекса, обучение ползанию, вставанию, ходьбе, удерживанию равновесия (асимметричный шейный установочный рефлекс).

Первая группа:

  1. Удержание головы в положении ребенка лицом вниз, не касаясь бортов ванны. Упражнение выполняют при поддержке ребенка двумя руками на уровне груди так, что четыре выпрямленных пальца направлены вдоль ребер к груди ребенка, а первые пальцы лежат на спине. Положение тела почти горизонтальное, голова слегка приподнята. Уровень воды доходит до подбородка и закрывает спину. Постепенно погружая ребенка, доводим уровень воды до рта — носа, при этом он рефлекторно поднимает голову вверх. Для детей первых двух месяцев жизни упражнение повторяют 5—10 раз за одно занятие. При выполнении этого упражнения ребенок находится в поддержке 3. Подготовительным упражнением к самостоятельному удержанию головы является обливание лица.
  2. Удержание головы в положении ребенка лежа на животе на дне ванны с небольшим количеством воды. Для этого упражнения воды в ванну наливают столько, чтобы уровень ее был на высоте 15—20 см. Ребенка укладывают на живот, руки под грудью согнуты в локтях. Поддержка 3, упрощенный вариант. Постепенно методист опускает руку, поддерживающую голову, ниже в воду, стимулируя этим самым ребенка к самостоятельному удержанию головы. На 1—2-м занятии можно с этой целью обливать лицо свободной рукой.

При выполнении этого упражнения ребенок может делать резкие движения, поэтому свободной рукой его подстраховывают от переворотов, непредвиденных погружений и ударов о стенки ванны. Тело ребенка придерживают, но не прижимают ко дну ванны. Упражнение применяют в первые месяцы жизни и позже при отсутствии Опорной реакции рук.

  1. Выработка опорной реакции рук. Уровень воды в ванне достигает высоты 20—25 см. Ребенка укладывают на дно ванны на живот, одной рукой методист прижимает его в области таза к ванне, другой рукой поддерживает под подбородок. Руки ребенка опираются о дно ванны (рис. 10). Постепенно опуская его лицо в воду, следят, чтобы руки ребенка опирались о дно ванны на уровне лица, а не отводились назад за спину или к лицу. На 2—4-м занятии можно отпустить лицо ребенка полностью и свободной рукой правильно установить его руки. Особое внимание уделяют разгибанию собранных, как правило, в кулак пальцев рук. Для облегчения выполнения этого упражнения можно проводить одновременно массаж пояснично-крестцовой области. По мере освоения этого упражнения уровень воды увеличивают до максимально возможного. При полностью выпрямленных руках уровень воды должен доходить до подбородка поднятой вверх головы.

Следует добиваться, чтобы при легком перемещении — передвижении тела ребенка в ванне он самостоятельно ставил руки в правильное положение с разогнутыми кистями и пальцами, отведенными первыми пальцами.

В возрасте до 3 мес это упражнение можно облегчить, снизив уровень воды в ванне и установив руки ребенка на предплечья.

  1. Обучение ребенка стоять на четвереньках и сохранять равновесие в этом положении. К выполнению этого упражнения приступают после того, как освоено предыдущее. Исходное положение (и. п.) — лежа на дне ванны с опорой на разогнутые кисти рук с разогнутыми пальцами, лицом вперед. Методист прижимает одной рукой ребенка ко дну ванны в области таза. После этого медленно ослабляется поддержка, таз ребенка поднимается к поверхности воды, ноги сгибаются в коленях. В этот момент ребенка переводят в положение сидя на пятках. Одной рукой методист удерживает ребенка в этом положении, другой страхует от возможных отклонений в сторону и резких движений. Затем, постепенно ослабляя поддержку, следует дать ребенку возможность стать на четвереньки. Руки и ноги должны быть на ширине плеч, а лицо — над водой. В этом случае страхуют ребенка двумя руками. При преимущественном влиянии асимметричного тонического рефлекса это упражнение требует дополнительной поддержки за кисти рук, а некоторым детям надо еще устанавливать голову против хода влияния тонического рефлекса.

Вторая группа упражнений:

  1. Удержание головы при положении ребенка лежа на спине и при поддержке в подлопаточной области. Ребенок находится в полной ванне лицом вверх, обхватывается двумя руками на уровне груди так, чтобы четыре пальца каждой руки методиста были направлены к позвоночнику, а первые пальцы к грудинной кости. При наличии ЛТР ребенок откидывает голову назад. Вода должна заливать глаза, но не попадать в рот и нос. В спокойном положении уровень воды закрывает уши ребенка, оставляя открытым лицо. При регулярном повторений этого упражнения дети перестают закидывать голову назад, чтобы вода не попадала в глаза. По мере освоения этого упражнения поддерживать можно под поясницу и ягодицы, добиваясь положения близкого к горизонтальному. Такого же положения следует добиваться и при поддерживании за кисти рук. Методист дает ребенку свои пальцы и тот зажимает их. Методист подстраховывает ребенка первыми пальцами за запястья.
  2. Обучение ребенка сидеть. Ребенка усаживают на дно ванны, ноги прижаты ко дну рукой методиста в области бедер — поддержка 6. Другой рукой методист берет ребенка за руки и выводит его в сидячее положение (рис. 11). Ослабляя поддержку, опустить ребенка до положения, когда вода будет попадать в лицо. Избегая этого, ребенок сам старается сохранить вертикальное положение туловища. При сильно выраженном ЛТР и запрокидывании ребенка назад следует интенсивно промассировать околопозвоночную область от поясницы до лопаток. По мере освоения этого упражнения можно постепенно приучить ребенка, чтобы он самостоятельно удерживался за руку методиста, фиксирующую колени. Следующим этапом будет самостоятельное удержание позы сидя при зафиксированных коленях — руки ребенка свободны. Сидеть без поддержки за ноги дети начинают после освоения предыдущих упражнений. При этом надо слегка развести ноги ребенка в стороны и двумя руками подстраховывать его от возможных резких движений в стороны и назад. В некоторых случаях, когда дети выводят руки вперед и опускают лицо в воду, можно поддержать подбородок. Повторяя ежедневно это упражнение, добиваются сохранения устойчивого сидячего положения.

Третья группа упражнений:

  1. Повороты в стороны. Упражнение проводится в полной ванне не ранее чем на 2-й неделе занятий. Ребенок лежит на поверхности воды на груди, его поддерживают двумя руками на уровне таза. Туловище наклонено примерно на 30° к уровню воды, голова находится на одной линии с туловищем, лицо над водой. Обливают лицо. При задержке дыхания ребенка переводят в горизонтальное положение, лицо опускают в воду и разворачивают туловище на 20—25° в сторону. В большинстве случаев ребенок поворачивает голову в ту же сторону, стремясь поднять лицо из воды. Следует добиваться того, чтобы разворот головы приближался к 90°, т. е. подбородок ребенка выходил на уровень плеча. Как только он вывел лицо на воздух, сделал выдох—вдох, методист разворачивает его туловище в другую сторону. За этим следует самостоятельный поворот головы, выдох—вдох. За один раз можно сделать не более 6—8 поворотов. Время погружения от момента введения лица в воду до момента вывода рта и носа из воды не должно превышать 5 с.

В некоторых случаях при сильно выраженном асимметричном тоническом рефлексе самостоятельный поворот головы в одну или обе стороны вначале невозможен, тогда это упражнение методист проводит при помощи ассистента, который поворачивает голову ребенка в нужную сторону и выводит руки из патологического положения. Иногда бывает достаточно согнуть руки ребенка и привести их к груди. Через 2—3 занятия влияние рефлекса снижается и выполнение поворота в обе стороны становится возможным без помощи ассистента.

Упражнение сложно на начальном этапе, поэтому выполнять его надо не более одной серии за занятие, но повторять ежедневно, добиваясь поворота не только головы, но и всего туловища, большего, чем поворот таза, поворота пояса верхних конечностей. Постепенно начинают поддерживать за бедра.

  1. В то время как ребенок осваивает предыдущее упражнение, сначала изредка, а затем каждый раз при повороте в стороны следует захватывать рукой край ванны (рис. 12). Это делают до тех пор, пока малыш сам не начнет при повороте в сторону пытаться захватить рукой край ванны. Следующим этапом при освоении данного упражнения является захват за тот же край ванны второй рукой и постановка ног. Вначале нужно установить ребенка в нужную позу, затем стимулировать его словами, обливанием головы, приемами точечного массажа к выполнению самостоятельно отдельных частей и целостного движения вертикального подъема в ванне.
  2. Когда ребенок научится вставать из горизонтального положения, его приучают к самостоятельному подъему из положения стоя на четвереньках. Упражнение проводят сначала с поддержкой и принудительной постановкой рук и ног в определенной последовательности — создается представление о целостном двигательном действии, затем поэтапно разучивают различные движения и, наконец, самостоятельно выполняются все упражнение. Сложившийся двигательный навык необходимо повторять на каждом занятии.
  3. Освоение упражнения «ползание» начинается из положения лежа на животе на дне ванны, уровень воды 20— 25 см. Опора на кисти рук, выпрямленные в локтевых суставах. Одной рукой методист прижимает ко дну ванны таз ребенка. Из этого положения рукой, фиксирующей ребенка, методист начинает передвигать его тело слегка вперед. Другой рукой он попеременно переставляет руки ребенка в нужное положение и поправляет кисти, первые пальцы или разворот кисти по вертикали. Таким образом ребенку следует проползать по ванне ежедневно по 5—7 раз до тех пор, пока его движения не станут стабильно верными и лицо не перестанет опускаться в воду. После этого ребенку дают возможность стать на четвереньки. С помощью подталкивания его принуждают переставлять попеременно руки — ползти по ванне. Вызвать попеременное движение ног в этом положении удается редко. Обычно дети, оставляя неподвижными ноги, передвигаются с помощью рук. Упражнение считается освоенным, когда ребенок по команде проползает вдоль ванны и встает,
  4. Ходьба по дну ванны:

а) при полной поддержке (поддержка 7) в первые месяцы жизни, для выработки опорного рефлекса ног, во время отдыха, для подкрепления шагового рефлекса новорожденных. Иногда это упражнение становится выполнимым только в воде, так как теплая вода и массаж понижают мышечный тонус. При сильной спастичности мышц у детей более старшего возраста удается отрабатывать шаговые движения с опорой на полную стопу. В этих случаях следует дополнительно нажимать на плечи ребенка, принуждая его опуститься с дистального отдела стопы на пятки;

б) при частичной поддержке (поддержка 8) методист частично слегка разводит плечи ребенка назад, создавая возможность совершать шаговые движения, при этом следят, чтобы голова ребенка не опускалась на грудь;

в) ходьба с поддержкой за кисти рук. По возможности ребенок должен сам держаться за пальцы взрослого. Масса тела полностью на ногах, руки помогают только сохранять равновесие. В этом положении передвижение возможно вперед, назад, в стороны приставными шагами. Следят за правильной постановкой ног без перекрещивания, корригируя положение бедер и голеней равномерным распределением тяжести тела на обе ноги, отведением плеч назад и вертикальным положением головы. Большое внимание уделяют пораженным конечностям. В это же время осуществляют самостоятельное передвижение с захватом рукой края ванны. Постепенно поддерживать только одной рукой. Это упражнение проводят в полной ванне и повторяют на каждом занятии в течение 5 мин.

  1. При тренировке детей на самостоятельное удержание равновесия применяют упражнения, при которых ребенок в и. п. сохраняет устойчивое равновесие. Затем методист небольшими толчками нарушает равновесие, принуждая ребенка тем самым к самостоятельным активным действиям, чтобы не упасть в воду. При этом ребенка страхуют от случайных ударов о ванну. Проводиться может в поддержках 6 и 8, а также при удержании ребенка за кисти рук, за одну руку, при самостоятельном передвижении по ванне.

Каждое занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

Подготовительная часть занятия включает свободное пребывание в воде и массаж.

Ее проводят спокойно, на хорошем эмоциональном уровне, выбирают устойчивое положение (лежа или сидя). Цель — подготовить организм ребенка к дальнейшей активной работе. Во время свободного пребывания в воде происходит эмоциональная и физиологическая настройка организма на предстоящую работу. Усиливаются обменные процессы, повышается эластичность и чувствительность кожи. Во время массажа усиливается гемодинамика мышц, снижается тоническое напряжение, увеличивается подвижность в суставах.

Основная часть занятия: упражнения дыхательной гимнастики, двигательные и упражнения на уменьшение тугоподвижности в суставах и контрактур.

Направлена на увеличение потенциальных возможностей организма. Происходит тренировка основных функциональных систем, в частности дыхательной. Дыхательная гимнастика ведет к увеличению жизненной емкости легких, тренировке дыхательных мышц, улучшению выведения слизи из дыхательных путей, что является профилактикой респираторных заболеваний. Связанные с этим умеренные гипоксические нагрузки приводят к более интенсивному обмену веществ, а, следовательно, к тренировке кровеносной и гормональной систем организма. При подборе упражнений нужно исходить из следующих условий работы в воде: на начальном этапе, пока ребенок еще не привык и во время занятий находится в возбужденном состоянии, выполнение новых упражнений затруднено. Поэтому ребенка обучают в воде тем упражнениям, которые юн уже умеет делать на суше. По мере привыкания к воде, упражнения усложняют и переходят к таким, выполнение которых невозможно на суше из-за высокого мышечного тонуса. В этих условиях вполне правомерны основные педагогические принципы обучения: от простого к сложному; от известного к неизвестному; от частного к целому; принцип индивидуального подбора упражнений; взаимосвязи изученного и изучаемого. Нельзя забывать также, что, переходя к новому упражнению, необходимо проверить, нет ли патологических синергий, мешающих выполнению данного действия. Если есть, то надо снизить их влияние запрещающими положениями тела или изменить и. п. для выполнения данного упражнения.

Основная часть является самой сложной и самой тяжелой для ребенка. После выполнения упражнений тонус мышц падает и подвижность в суставах достигает максимальной величины. В это время наиболее удобно заняться разработкой мышечных контрактур и тугоподвижности в суставах. Особое внимание следует уделять состоянию пояса верхних конечностей, занимаясь предназначенными для этого упражнениями, как и упражнениями для тазобедренных суставов.

Заключительная часть занятия (1,5—2 мин) включает упражнения дыхательной гимнастики — 7—10 дыхательных циклов для восстановления и стабилизации режима дыхания, затем свободный отдых в любом устойчивом положении, не вызывающем у ребенка отрицательных эмоций. Желательно, чтобы занятие заканчивалось на положительном эмоциональном уровне.

Учитывая необычность процедуры и необходимость продолжения занятий после выписки из больницы, желательно присутствие матери во время курса процедур. При этом одновременно ее обучают простейшим приемам, элементам массажа, она ассистирует.

Задание на дом дают в объеме примерно половины или трети нагрузки, получаемой ребенком во время курса процедур. Продолжительность и температурный режим остаются прежними.

Одним из обязательных требований к занятиям дома является хороший эмоциональный уровень и регулярность занятий (5—7 раз в неделю). Критерием для оценки нагрузки являются сон и аппетит, а также хорошее настроение ребенка.

Для домашнего применения можно рекомендовать ванны с настоями трав.

www.souzserdec.com

Гидрореабилитация, лечебное плавание для детей с ДЦП

Водные процедуры влияют на весь организм. При этом польза достигается за счет как нахождения в воде – ее воздействия на нервные окончания, перепадов температур воздуха и воды, так и упражнений. Лечебное плавание неслучайно считается одним из самых эффективных (и при этом безопасных) терапевтических методов.

При каких заболеваниях рекомендовано лечебное плавание

1. ДЦП.

2. Гипер- или гипотонус мышц.

3. Нарушения осанки.

4. Избыток или недостаток массы тела.

5. Кривошея.

6. Рахит.

7. Гипоксическое поражение ЦНС и некоторые другие.

Механизмы лечебного оздоровительного плавания

● Выполнять упражнения в воде эффективнее, чем на суше. Вода создает дополнительное сопротивление, увеличивая нагрузку на мышцы, опорно-двигательный аппарат, дыхательную систему и одновременно поглощая часть массы тела. Благодаря этому свойству в воде удается интенсивно тренироваться даже малышам с ослабленными мышцами.

● Вода выступает своеобразной опорой для конечностей и снимает давление на суставы. Поэтому реабилитационное плавание – это прекрасный способ стимулирования двигательной активности при ограниченной подвижности суставов и мышечной недостаточности.

● Нахождение в воде улучшает работу вестибулярного аппарата, учит малыша увереннее чувствовать себя в окружающем пространстве, координировать движения.

● Давление воды – это своеобразный массаж для всего тела. Она стимулирует кровоснабжение тканей, воздействуя одновременно на различные органы чувств. Это является дополнительным инструментом развития нейронной сети, повышает способность ребенка к усвоению новой информации и обучению навыкам.

● Вода – доступный и универсальный «психотерапевт». Ощущение невесомости при нахождении в водной среде вызывает у ребенка чувство покоя и доверия, которое он испытывал в животе у мамы. Гидрореабилитация помогает глубоко расслабиться и восстановиться не только физически, но и эмоционально.

Преимущества и особенности лечебного плавания в спортивно-оздоровительном центре «Детки»

Необходимо понимать, что плавание детей с ДЦП и другими заболеваниями будет эффективным только при условии выполнения упражнений и инструкций тренера. В противном случае это будет обычным пребыванием в бассейне, что, безусловно, тоже полезно, но не дает ярко выраженного терапевтического эффекта.

Методики гидрореабилитации и обучения плаванию детей с ДЦП, применяемые в нашем центре, разработаны совместно с педиатрами и специалистами ЛФК. Занятия проводятся под строжайшим контролем тренеров. Программа подбирается в соответствии с возрастом, историей развития заболевания, общим физическим и психологическим состоянием, уровнем подготовки малыша. Тренер наглядно демонстрирует технику выполнения упражнений. Также наши инструкторы обучают родителей мероприятиям гидротерапии, которые можно проводить в домашних условиях.

Не забывайте главную заповедь эффективности плавания с детьми с ДЦП: регулярность. Посещайте бассейн не реже двух раз в неделю – и желанные сдвиги в состоянии здоровья вашего малыша не заставят себя ждать.

Записаться на занятие

detki23.ru

Лечебное плавание при кифозе

Лечебное плавание при кифозе

Если вы уже знаете, что такое кифоз, определили степень и форму этого заболевания, ознакомились с ЛФК (лечебная гимнастика) при кифозе и ежедневно её выполняете -  тогда это статья для вас. Одним из эффективных методов лечения кифоза является плавание. Сразу хотелось бы обратить ваше внимание на то, что лечебное плавание в корне отличается от спортивного плавания. Различия касаются как методики тренировок, так и техники исполнения.Однозначно занятия необходимо проводить под наблюдением опытного инструктора по плаванию. Программа лечебного плавания при кифозе:Занятия проводятся три раза в неделю. Время тренировки 45-60 минут. Температура воды 26-28 С. Если вы физически не готовы к проведению тренировок или же имеете другие заболевания, то посоветуйтесь с врачом.Программа тренировки по лечебному плаванию при кифозе:1. Вдох-выдох в воду. Количество повторений - 20 раз.(выполняется на мелкой части бассейна у бортика или поручней. И.п.: стоя - руки на бортике, смотрим на потолок. Вдох. задержка дыхания. Приседание в воду. Стараемся не отрывать пятки от пола. Опускаем голову, так, чтобы подбородок коснулся тела. Выдох в воду. Поднимаясь в исходное положение поднимаем голову, раскрываем плечи, вытягиваем спину. 2. Плавание на спине двумя руками. Дозировка - 200 метров. (при данном варианте лечебного плавания необходимо принять в воде ровное горизонтальное положение. Взгляд направлен на потолок под углом 90 градусов. Ноги работают попеременно. Если на начальном этапе держать ноги на поверхности воды тяжело, то необходимо воспользоваться вспомогательными средствами - доска между ног или пояс. Руки необходимо держать вдоль тела. Пронос рук проводится медленно над головой (на уровне глаз) до уровня воды. Гребок руками начинается за головой и заканчивается в положении "вдоль тела". Необходимо обратить внимание на то, чтобы руки не сгибались в локтевом суставе. Гребок необходимо проводить по поверхности воды. Вдох совершается в момент нахождения рук вдоль тела. Выдох в момент гребка. Обратите особое внимание на то, чтобы голова не приподнималась из воды. Если в нос поступает вода, то используйте зажим для носа.3. Плавание на спине, руки попеременно. Дозировка - 100 метров. (Условия те же, что и при плавании на спине двумя руками.).4. Плавание брасс. Дозировка - 200 метров. (Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что работа рук и ног проводится раздельно. Т.е. небходимо закончить гребок руками, сделать вдох, вытянуть руки вперёд и только после этого провести работу ногами. Также, в отличие от обычного брасса необходимо увеличить амплитуду работы колен, колени и носки развернуть в стороны под углом в 45 градусов. Время скольжения по воде, после отработки ног - одна-полторы секунды.).5. Плавание кроль. Дозировка - 100 метров. (Наилучшим вариантом будет плавание двухсторонним кролем. Дыхание через три гребка.).6. Плавание баттерфляй. Дозировка - 100 метров. (обратите внимание на то, чтобы в момент вдоха-гребка, положение тела оставалось максимально горизонтальным по отношению к воде. Гребок совершается полусогнутыми руками, а пронос - ровными.).7. Тренировку заканчиваем повторением пункта №2 с дозировкой в 100 метров.8. Повторяем упражнение № 1.Общая дистанция плавания составила 800 метров. Если вы заканчиваете тренировку раньше рекомендуемого времени, то можно добавить плавание с доской после упражения №6 (руки на доске, а ноги имитируют работу ног при плавании стилем Брасс, Баттерфляй и Кроль. Вдох осуществляется при подъёме головы вперёд. Тело лежит горизонтально на воде.).

Рекомендуемые упражнения по ЛФК (лечебная физкультура) в воде при кифозе.1. Упражнение №1 из плавательной программы.2. Кувырки назад с запрокидыванием головы.3. Упражнение на спине при кифозе (руки вдоль тела, совершаем обратный гребок в воде тыльными частями ладоней за голову. Тыльные части ладони соединяем за головой. Совершаем обратный гребок ладонями вниз, руки по швам. Смотрим на потолок под прямым углом, руки не сгибаем).4. Элементы игры водное поло на мелкой части бассейна.5. Скольжение по воде (отталкивание от бортика, руки вытянуты вперед, ноги вместе, голова смотрит вперёд. Скользим, пока можем задерживать дыхание). Лечебная гимнастика (ЛГ) в воде при кифозе полностью совпадает с комплексом упражнений из аквааэробики с применением специальных и плавательных средств. В качестве разминки и заминки проводится обычная гимнастика в воде.

Дыхательные упражнения в воде. Не забывайте в процессе тренировок проводить дыхательные упражнения, с выдохом в воду. Они очень полезны при кифозе, так как разрабатывают лёгкие и активизируют кровоток крови в головной мозг. Наиболее удачным вариантом этого упражнения является упражнение №1 из плавательной программы.

КИФОЗ - виды, типы и степени заболевания.

ЛФК при кифозе (базовый комплекс)

ЛФК при кифозе (специальный комплекс)

Сколиоз - виды, формы и степени заболевания

ЛФК при сколиозе (базовый комплекс)

ЛФК при сколиозе (специальный комплекс).

Лечебное плавание при сколиозе.

lfk-gimnastika.com


.