Учебно-методический комплекс дисциплины Специальности 033100 (050720) Физическая культура. Классификация плавания


Общий курс лекций по плаванию общая характеристика, особенности и классификация плавания - Документ

ОБЩИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПЛАВАНИЮ

  1. Общая характеристика, особенности и классификация плавания

Понятие «плавание» включает в себя две составляющие: плавание как физическое действие и плавание как учебный предмет.

Плавание как физическое действие — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.

Ныряния, погружения и плавание под водой, в том числе с помощью различных средств (ласты, акваланг и др.), является уже производным от умения плавать, т. е. способности держаться на поверхности воды.

Плавание как учебный предмет — область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания, методику обучения и т. д. Данная область знаний, постоянно пополняющаяся и совершенствующаяся, используется для качественного проведения процесса обучения плаванию, организации учебных и тренировочных занятий, подготовки специалистов (учителей, тренеров, инструкторов) и их профессиональной переподготовки.

Вид плавания — одно из направлений (так называемая разновидность) активной физической деятельности человека в воде. Каждый из видов плавания характеризуется особыми движениями или способами передвижения в водной среде. А способ передвижения в воде определяет технику плавания.

Виды плавания: спортивное, оздоровительное, игровое, фигурное (художественное, синхронное), прикладное, подводное.

Спортивное плавание характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилам. К классическому виду спортивных соревнований относят состязания в бассейнах стандартных размеров (ванны длиной 25 м и 50 м) путем преодоления различных строго регламентированных расстояний (дистанции) за определенное время. Основная задача пловца в спортивном плавании — подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами.

Способы спортивного плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

До сих пор во всех классификациях и правилах вместо кроля на груди упоминается способ вольный стиль, т. е. пловец может плыть любым способом без ограничений и даже менять его по ходу дистанции. Но так как способ кроль на груди является самым быстрым из существующих на сегодня, то пловцы используют именно его. По скорости самым быстрым является кроль на груди, затем баттерфляй, кроль на спине и брасс.

Программа соревнований на олимпийских играх включает плавание данными способами в бассейне 50 м на различные дистанции: вольный стиль (50, 100, 200, 400, 800 м для женщин и 50, 100, 200, 400 и 1500 м для мужчин), кроль на спине (100, 200 м), брасс (100, 200 м), баттерфляй (100, 200 м), комплексное плавание (200 и 400 м), включающее в себя преодоление равных отрезков дистанции разными способами, сменяющимися в четкой последовательности (сначала баттерфляй, потом кроль на спине, брасс, вольный стиль) и эстафетное плавание.

В эстафетном плавании 4100 м, 4200 м вольным стилем принимают участие четыре пловца, которые плывут поочередно вольным стилем одинаковый отрезок 100 м (200 м), в комбинированной же эстафете 4100 м каждый из пловцов плывет одним из четырех способов, которые также идут друг за другом в четкой последовательности (первый этап в комбинированном плавании начинается со способа кроль на спине, потом брасс, баттерфляй и вольный стиль).

В настоящий момент олимпийская программа по плаванию включает 32 номера (16 дистанций у мужчин и 16 — у женщин).

Программа чемпионатов мира и других международных соревнований несколько отличается от олимпийской, более того, в настоящее время проводятся отдельно соревнования в бассейнах 50 м и 25 м (на короткой воде), в связи с чем и мировые достижения регистрируются отдельно.

Спортивное плавание имеет свои разновидности. Например, марафонское проводится на открытой воде — дистанции 5, 10, 25 км. Существует зимнее плавание (в холодной воде) — объединившее в себе элементы закаливания (моржевания) и плавания на скорость. Плавание как один из видов входит в программу триатлона, не так давно включенного в олимпийскую программу. Также плавание на различные дистанции входит как обязательное упражнение в различные виды многоборья, например современное пятиборье (олимпийский вид), морское многоборье и др.

Оздоровительное плавание — использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и др. целях. Способы плавания могут использоваться самые разнообразные — спортивные и самобытные. Плавание рекомендуется людям всех возрастов, за исключением случаев ограничения по состоянию здоровья. Однако именно плавание имеет минимум ограничений для людей с различными отклонениями в здоровье, по сравнению с другими видами физических упражнений, что связано со специфическими особенностями самого плавания. Во многих случаях плавание рекомендовано врачами и специалистами в качестве восстановительно-реабилитационных мероприятий, коррекции и т. д.

Оздоровительное плавание используется в системе физического воспитания человека на протяжении всей его жизни. Многие оздоровительные центры и лагеря расположены именно на морских побережьях и водоемах.

Игровое плавание — использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность, способствуют появлению инициативы, развивают координацию. Разнообразные игры и развлечения широко применяются в оздоровительных лагерях, при организации водных праздников. Одна из таких игр — водное поло — стала олимпийским видом спорта.
Фигурное (художественное, синхронное) плавание — совокупность различных комплексов движений, включающих элементы хореографии, акробатические и гимнастические комбинации. Может выполняться индивидуально и группами. Используется при организации водных праздников и представлений. Синхронное плавание является и отдельным видом спорта, входящим в олимпийскую программу соревнований.

Прикладное плавание — способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия. Например, человек идет в бассейн, чтобы за какое-то время научиться плавать. Он не хочет быть спортсменом, он не хочет или не может заниматься оздоровительным плаванием, но он хочет овладеть навыком плавания, чтобы выжить в экстренной ситуации, оказавшись в воде, помочь пострадавшим и т. д. Прикладное плавание является частью профессиональной подготовки работников силовых и спасательных структур, людей, чья рабочая деятельность связана с водой. Многие из них сдают специальные нормативы по плаванию для определения своей профессиональной пригодности. Прикладное плавание подразделяется на виды: преодоление водных преград, ныряние, спасение утопающих.

Подводное — плавание человека под водой с помощью различных поддерживающих средств и приспособлений (не путать с нырянием). Большое распространение в настоящее время получил дайвинг как часть активного и экстремального туризма. Подводное плавание существует и как вид спорта.

Существенными особенностями плавания, отличающими его от других видов физических упражнений и движений человека, являются:

— нахождение тела в воде;

— горизонтальное положение тела;

— тело находится во взвешенном состоянии, без твердой опоры, т. е. в условиях относительной невесомости.

Плавание, как и любые водные процедуры, совершенствует терморегуляцию, то есть образование и отдачу тепла организмом. Происходит закаливание организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды. Вот почему дозированное плавание может быть полезно людям, склонным к простудным заболеваниям.

Плавание в большей степени, чем гимнастические упражнения, улучшает работу внутренних органов, обмен веществ, деятельность желудка и кишечника, развивает сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Дополнительным фактором, тренирующим кровообращение, является активная «гимнастика» кровеносных и лимфатических сосудов: их просветы то уменьшаются, то расширяются, стремясь обеспечить организму оптимальный температурный режим.

В плавании практически нет статических нагрузок, поэтому оно в первую очередь рекомендуется тем, чья работа связана с постоянной позой: сидением, стоянием и т. д. Плавание предотвращает венозный застой, облегчая возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное положение пловца и отсутствие сил гравитации значительно способствуют этому. Вот почему плавание является лечебным фактором для больных с варикозным расширением вен, хроническими тромбофлебитами нижних конечностей.

Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше, чем гимнастика: увеличивается экскурсия диафрагмы за счет большей глубины и частоты дыхания. Специалисты определили, что простое стояние в воде в течение 3–5 минут при температуре 24–25°С увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ — на 50–75 %. Следовательно, плавание является незаменимым видом физической активности для лиц, страдающих избыточной полнотой. Уменьшение веса тела человека в воде, согласно закону Архимеда, позволяет с меньшими усилиями выполнять движения, что облегчает достижение поставленной цели. Кроме того, определенная плавность движений в воде разгружает опорно-двигательный аппарат людей, страдающих ожирением, предотвращая травмы мышц и суставов. Плавание является наименее травматичным видом физических упражнений.

Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходят обмен веществ, питание, восстановительные процессы. Это оказывает оздоравливающее действие при распространенных сейчас остеохондрозах, позволяет исправлять дефекты осанки, искривление позвоночника. В детском возрасте улучшение обмена веществ в дисках способствует более интенсивному росту. Замечено, что у тех, кто занимается плаванием с детства, наиболее правильное телосложение.

Считается, что для лечения и профилактики начальных стадий нейроциркуляторной дистонии, гипотонической болезни и атеросклероза нет более эффективного средства, чем купание в прохладной (17–20°С) воде. При этом активно стимулируется эндокринная система, тонизируются нервные центры. Не менее важно также благотворное действие гидродинамического массажа тела и кровеносных сосудов, которое происходит при плавании.

При систематических занятиях плаванием у человека повышается тонус нервной и мышечной системы. Плавание приводит к образованию новых двигательных навыков. При систематических занятиях формируются стойкие двигательные стереотипы, связанные с улучшением условно-рефлекторных связей между различными системами организма. Плавание способствует также развитию мускулатуры, так как сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц тела. Нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется умеренно, создаются более благоприятные условия для их снабжения кислородом. Это связано с цикличностью плавания, т. е. строгим чередованием напряжения и расслабления мышц. Плавание способствует также увеличению объема мышечных волокон, развивает и воспитывает такие физические качества, как выносливость (в большей степени), силу, ловкость, гибкость, быстроту.

Все это предопределяет положительные стороны занятий плаванием.

При всех положительных моментах необходимо знать и отрицательное воздействие, которое может оказать плавание при его неправильном применении.

Длительное пребывание в воде чревато переохлаждением организма, снижением иммунитета и, как следствие, — появлению простудных заболеваний. Поэтому плавание при всех его положительных сторонах не должно превратиться в бесконтрольное и бессистемное занятие. Особенно это касается детей, которые менее чувствительны и внимательны к реакции своего организма на переохлаждение, особенно в игровых ситуациях.

Следует знать, что при пребывании в воде, особенно прохладной, изменяется функция выделительных органов: угнетается деятельность потовых желез, поэтому основная нагрузка ложится на почки — практически все шлаковые вещества в этих условиях выделяются через них. Чем холоднее вода, тем больше нагрузка на почки, вплоть до появления в моче белка, эритроцитов. Вот почему при наличии отклонений в функции почек к занятиям плаванием нужно подходить с осторожностью.

При проведении учебных занятий, тренировок, водных праздников и др. на открытых водоемах и в бассейне необходимо руководствоваться температурой воды и воздуха с целью корректировки времени нахождения в воде, интенсивности упражнений, количества подходов (заплывов) и т. д.

Профессиональные пловцы страдают заболеванием почек именно по этим причинам. Несмотря на довольно комфортную температуру в бассейне, спортсмены-пловцы находятся в нем несколько часов, и даже при отсутствии явных внешних признаков переохлаждения, почки незаметно охлаждаются. А угнетение деятельности потовых желез, да еще и в условиях длительной и интенсивной физической работы при проведении тренировки добавляет на них нагрузку.

Если плавание в открытых водоемах все чаще в последнее время запрещается органами санэпиднадзора по причине их загрязнения, то в бассейнах России в большинстве своем другая проблема — до сих пор используется старая система очистки воды, а именно: двумя широко распространёнными в России продуктами — гипохлоритом кальция и гипохлоритом натрия. Испарения хлора в ванне бассейна негативно влияют на дыхание и слизистые человека, вызывая раздражение и аллергию. При плавании без очков характерно раздражение глаз, проявляющееся в их покраснении и слезоточивости. Хлор также сушит кожу. При длительных занятиях, характерных для спортсменов–пловцов, хлор настолько въедается в кожу, что даже при относительно долгом в перерыве посещениях бассейна чувствуется его запах. В последнее время наметился прогресс в альтернативных и безвредных для человека системах очистки и обеззараживания воды в бассейнах.

Плавание в системе физического воспитания и спорта. Плавание является физическим упражнением с ярко выраженной оздоровительной и прикладной направленностью. Поэтому оно входит в систему физического воспитания человека как одно из основных средств. Программы образовательных учреждений всех уровней содержат плавание как обязательный вид физических упражнений. Другое дело, что сама программа в части плавания не всегда выполняется из-за отсутствия мест и условий для занятий плаванием.

Основные задачи обучения плаванию: прикладная, оздоровительная, развивающая, воспитательная, образовательно-познавательная. Эти же задачи решаются и в процессе специально организованных занятий по плаванию.

Решению прикладной задачи как одной из главных уделяется первостепенное значение. Научить человека держаться на воде — необходимое условие для решения в полной мере и всех других задач. Программа по физическому воспитанию в школе включает разделы освоения навыка плавания и его дальнейшего закрепления. Несмотря на острую нехватку бассейнов при общеобразовательных школах, детских дошкольных учреждениях и вузах, данная задача решается дополнительно и в условиях широко разветвленной сети оздоровительных лагерей и по инициативе и при непосредственном участии родителей.

Некоторые спортивные секции имеют ограничения не только по возрасту, но и по прикладным умениям. Без умения плавать никогда не примут, например, в секцию гребли, водно-моторных и парусных видов, где как раз плавание и проявляется как жизненно необходимый навык.

Решение прикладной задачи наиболее эффективно и целесообразно в детско-юношеском возрасте. Наиболее благоприятный период — 6–7 лет (по другим данным — 5–8). Именно в этом возрасте ребенок, с одной стороны, адекватно будет реагировать на действия учителя, а учитель — иметь обратную связь с обучаемым, с другой — нервно-мышечный аппарат ребенка очень гибок и чувствителен к постигаемым движениям.

В более позднем возрасте научить человека плавать будет тяжелее с каждым последующим годом его жизни (см. принцип природосообразности). Но это не значит, что невозможно. Нередки случаи, когда в бассейн приходят люди, перешагнувшие рубеж в 40, 50 и более лет, с целью научиться плавать.

При определенных условиях можно сохранить жизненно необходимый навык и с самого рождения.

Теоретически решить прикладную задачу можно с расширением сети плавательных бассейнов, причем именно при общеобразовательных школах, т. к. через систему общего образования проходит практически все население страны.

Оздоровительная задача решается путем организации систематических занятия плаванием. Причем без ограничения возрастных рамок. Естественно, в детско-юношеском возрасте занятия по плаванию носят более интенсивный характер.

Для оздоровительных целей наиболее полезно, пожалуй, плавание способом брасс. Этот способ может быть рекомендован лицам среднего и пожилого возраста, так как является отличной дыхательной гимнастикой и наиболее экономным способом передвижения в воде. Тренирующий эффект возникает при продолжительном плавании — не менее 20–30 минут суммарного времени. В этот период равномерно нагружаются мышцы всего тела, что способствует пропорциональному и гармоничному их развитию.

С помощью плавания развиваются практически все органы и системы организма. Наибольшее же влияние плавание оказывает на дыхательную и сердечно-сосудистую систему. Понятие «развивающее» в большей мере подходит для детско-юношеского возраста, так как в данном возрасте идет интенсивный рост организма, а плавание дополнительно стимулирует естественный рост и развитие всех органов и систем молодого организма. Также развиваются, а не воспитываются, как на последующих возрастных этапах физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость).

Воспитательная задача решается путем целенаправленных и систематичных занятий. Воспитание силы воли, настойчивости, целеустремленности, смелости, стойкости, находчивости, терпеливости и т. д. — все это достигается в процессе занятий плаванием и носит длительный характер, связанный со многими дополнительными факторами, — индивидуальными свойствами нервной системы, взаимодействие с учителем. Невозможно обучить силе воли или терпению, их можно только воспитать.

Образовательно-познавательная задача решается путем познания новых движений, ощущений в условиях водной среды, обучения технике и различным упражнениям.

2. Научно-теоретические основы плавания

2.1. Основы гидродинамики и биомеханики

2.1.1. Физические свойства воды

Для правильного понимания основ плавания, а точнее, гидродинамики и биомеханики, необходимо знать физические свойства воды.

Физические свойства характеризуют физическое состояние материала или вещества, а также его способность реагировать на внешние факторы, не влияющие на химический состав.

Вода — прозрачная жидкость без цвета и запаха, при +100°С (и давлении 1013кПа) — кипит, при 0°С — замерзает.

К физическим свойствам воды относят плотность, вязкость, текучесть, теплопроводность, теплоемкость.

Плотность — важное физическое свойство, влияющее на плавучесть, а соответственно, на технику плавания и на обучение.

Плотность характеризуется количеством массы вещества, приходящейся на единицу объема, и вычисляется по следующей формуле:

ρ = m/V,

где m — постоянная масса вещества или материала, кг,

V — объем, занимаемый эти материалом, м3.

Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме воды. В интервале температур от 0 до +4°С вода при охлаждении расширяется, а при нагревании сжимается. При +4°С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг/м3. При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Благодаря этому осенью и зимой в глубоких водоемах конвекция происходит своеобразно. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно, только до тех пор, пока ее температура не достигнет +4°С. Поэтому в больших водоемах вода с температурой +4°С опускается на дно, а более холодная — находится ближе к поверхности. И хотя зимой поверхность водоема скована льдом, на дне температура всегда равна +4°С. Это свойство воды позволяет рыбе зимовать в замерзших водоемах.

Плотность тела человека сопоставима с плотностью воды, что создает условия для его возможности беспрепятственно держаться на поверхности. В процессе дыхания плотность (так же, как, соответственно, и другой схожий, но несущий другое смысловое и физическое значение параметр — удельный вес) тела изменяется. В среднем это от 0,976 кг/м3 при вдохе (уменьшается) и до 1038 кг/м3 при выдохе (увеличивается). Это связано с тем, что воздух, вдыхаемый через легкие, обладает малой плотностью, (примерно в 816 раз меньше воды) и поэтому лишь увеличивает объем (по принципу надувного шарика), но не добавляет массы (веса), и наоборот. При вдохе легче держаться на поверхности воды, при выдохе легче нырять, погружаться.

Морская вода тяжелее речной на 2,5–3 % из-за наличия в ней большого количества солей, ее плотность в среднем равна 1025 кг/м3. Поэтому в морской воде человеку легче держаться на поверхности, чем в пресной. Все это создает более благоприятные условия для обучения плаванию.

Вязкость — свойство жидкостей оказывать сопротивление при перемещении одной частицы жидкости относительно другой.

Вязкость жидкости зависит от температуры. С повышением температуры вязкость уменьшается. Изменение вязкости влияет на ощущения пловца, его «чувство воды». Спортсмены высокой квалификации, например, чувствуют изменения вязкости в бассейне даже при незначительных колебаниях.

Текучесть — обратная величина вязкости. Наиболее характерным свойством жидкостей, отличающим их от твердых тел, является низкая вязкость (высокая текучесть). Благодаря ей они принимают форму сосуда, в который налиты. На молекулярном уровне высокая текучесть означает относительно большую свободу частиц жидкости. В этом жидкости напоминают газы, хотя силы межмолекулярного взаимодействия жидкостей больше, молекулы расположены теснее и более ограничены в своем движении.

Теплоемкость — свойство материала и вещества при нагревании поглощать определенное количество тепла, а при охлаждении выделять его. Удельная теплоемкость воды очень высокая и составляет 4,2 Дж/(г•град).

Теплопроводность — способность материала или вещества передавать через свою толщу тепловой поток, возникающий вследствие разности температур.

Теплопроводность характеризуется коэффициентом, обозначаемым буквой λ (лямбда). Этот коэффициент показывает количество тепла, проходящего через образец толщиной 1м площадью 1 м2.

Учитывая, что нормальная температура тела человека составляет 36,6°С, то чем больше разница по сравнению с температурой воды, тем быстрее идет теплоотдача.

Так как теплоотдача в воде очень велика, а теплопродукция тела небезгранична, то через некоторое время даже при достаточно комфортной температуре появляется «гусиная кожа», а затем и озноб. Поэтому нахождение человека в воде должно быть строго дозированным в зависимости от температуры воды.

Охлаждение организма в воде протекает гораздо интенсивнее, чем на воздухе. Теплопроводность воды в 25 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. Если на воздухе при 4°С человек может без особой опасности для своего здоровья находиться в течение 6 часов и при этом температура тела у него почти не понижается, то в воде при такой же температуре незакаленный человек без защитной одежды в большинстве случаев погибает от переохлаждения уже спустя 30–40 минут. Охлаждение организма усиливается с понижением температуры воды и при наличии течения. В воздушной среде интенсивные теплопотери при температуре воздуха 15–20°С происходят в результате излучения (40–45 %) и испарения (20–25 %), а на долю теплоотдачи с помощью проведения приходится лишь 30–35 %. В воде у человека без защитной одежды тепло в основном теряется в результате теплоотдачи. На воздухе теплопотери происходят с площади, составляющей около 75 % поверхности тела, так как между соприкасающимися поверхностями ног, рук и соответствующими областями туловища существует теплообмен. В воде же теплопотери происходят со всей поверхности тела.

Воздух, непосредственно соприкасающийся с кожей, быстро нагревается и фактически имеет более высокую температуру, чем окружающий. Даже ветер не может полностью удалить с кожи этот слой теплого воздуха. В воде с ее большой удельной теплоемкостью и большой теплопроводностью слой, прилегающий к телу, не успевает нагреваться и легко вытесняется холодной водой. Поэтому температура поверхности тела в воде понижается интенсивнее, чем на воздухе. Кроме того, вследствие неравномерного гидростатического давления воды нижние области тела, которые испытывают большее давление, охлаждаются быстрее и имеют температуру кожи ниже, чем верхние, менее обжатые водой. Особенно сильно охлаждаются конечности.

Тепловые ощущения организма на воздухе и в воде при одной и той же температуре различны.

Вследствие интенсивного охлаждения и обжатия гидростатическим давлением кожная чувствительность в воде понижается, болевые ощущения притупляются, поэтому могут оставаться незамеченными небольшие порезы и даже раны.

gigabaza.ru

2. Классификация спортивных видов.

В соответствии с принятой классификацией различают: плавание (спортивное, прикладное), игры и развлечение в воде, синхронное плавание, водное поло, прыжки в воду, подводный спорт.

СПОРТИВНОЕ ПЛАВАНИЕ характеризуется преодолением соревновательной дистанции без специальных приспособлений с использованием техники движений, регламентированной правилами соревнований.

Соревнования по спортивному плаванию проводятся по видам (эстафетное, комплексное плавание), дистанциям и способам плавания и регламентируется правилами.

Соревнования проходят в бассейнах (25 и 50 м) на дистанции от 50 до 1500 м (ширина дорожки 2,5 м).

В соревнованиях применяются спортивные способы плавания - кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй (дельфин).

В комплексном плавании спортсмен преодолевает дистанцию, применяя четыре способа - дельфин, спина, брасс, кроль. В эстафетном плавании (4 х 100 м, 4 х 200 м вольным стилем, 4 х 100 м комбин.) участвуют 4 пловца, каждый из которых проплывает одинаковый отрезок (100 м или 200 м), применяя в комбинированной эстафете отдельный способ плавания (I этап - кроль на спине, П - брасс, Ш - дельфин, IV - кроль на груди).

Соревнования по плаванию на открытой воде делятся на плавание на дальние дистанции (от 1,5 км до 25 км включительно) и марафонское плавание (свыше 25 км) и проводятся в естественных водоемах (реки, озера, моря и океаны).

ПРИКЛАДНОЕ ПЛАВАНИЕ - спасение тонущих, ныряние в длину и глубину, а также преодоление водных преград с помощью поддерживающих средств или без них (плавание в одежде, снимание одежды в воде, транспортировка вплавь различных предметов и т.д.).

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ВОДЕ - широко используются в занятиях с детьми. По педагогической направленности эти игры подразделяются:

1. Игры, направленные на ознакомление с водной средой;

2. Игры, способствующие овладению техникой спортивного плавания и совершенствованию в ней;

3. Игры, направленные на повышение уровня общей физической подготовленности;

4. Игры с целью усвоения элементов прикладного плавания;

5. Игры с элементами водного поло;

6. Игры, помогающие освоить технику простых прыжков в воду.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ВОДЕ (индивидуальные и групповые) являются разновидностью игр, в которых отсутствует соревновательный элемент. Это упражнения в воде на мелком месте, плавание с препятствиями и усложнениями. Специально сооруженные приспособления (горки, вращающиеся барабаны и др.) позволяют разнообразить развлечения в воде, что повышает эмоциональность занятий.

СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ - подразделяется на сольное и групповое. Оно включает обязательную и произвольную программы. Движения оцениваются в баллах. Произвольная программа выполняется под музыку. В основе синхронного плавания лежат индивидуальные упражнения, групповые перестроения, групповые упражнения, построение пловцами различных фигур.

ВОДНОЕ ПОЛО - командная спортивная игра, требующая от спортсменов высокого уровня плавательной подготовленности и умения владеть мячом в воде. Полем для игры служит ограниченный участок водной поверхности размером 20 х 30 м. Ворота (90 см х 3 м) устанавливаются по середине лицевых линий. Для участия в игре заявляются по 13 человек от каждой команды, а непосредственно участвуют по 7 человек, которые могут заменяться согласно правилам соревнований. Продолжительность игры - 28 минут чистого времени разделенного на четыре периода по 7 минут каждый. Цель игры - добиться преимущества в количестве мячей, забитых в ворота противника.

ПРЫЖКИ В ВОДУ - вид спорта, имеющий большое спортивное и прикладное значение.

Прыжки в воду подразделяются на спортивные, выполняемые с трамплина (1 м и 3 м) и вышки (5 м и 10 м), и неспортивные (учебные, прикладные, групповые и комические).

ПОДВОДНЫЙ СПОРТ - вид спорта, связанный с плаванием под водой и использованием специального снаряжения и оборудования: дыхательного аппарата со сжатым воздухом, ласт, маски или очков. При выполнении упражнения “плавание в ластах” используются ласты (моноласты), маска (очки), дыхательная трубка. Подводный спорт делится на три вида: 1) скоростной, 2) подводное ориентирование, 3) спортивная подводная стрельба.

studfiles.net

Плавание общий курс Содержание Общая характеристика и классификация плавания

Плавание общий курс

Содержание

  • - Общая характеристика и классификация плавания

  • Научно-теоретические основы плавания

  • Техника плавания

  • Кроль на груди

  • Кроль на спине

  • Брасс

  • Старты и повороты

  • Методика обучения

  • Прикладное плавание

  • Ссылки

  • Литература

Общая характеристика, особенности и классификация плавания

  • Плавание как физическое действие — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.

  • Плавание как учебный предмет — область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания, методику обучения и т. д. Данная область знаний, постоянно пополняющаяся и совершенствующаяся, используется для качественного проведения процесса обучения плаванию, организации учебных и тренировочных занятий, подготовки специалистов (учителей, тренеров, инструкторов) и их профессиональной переподготовки.

  • Вид плавания — одно из направлений (так называемая разновидность) активной физической деятельности человека в воде. Каждый из видов плавания характеризуется особыми движениями или способами передвижения в водной среде. А способ передвижения в воде определяет технику плавания.

Спортивное плавание

  • характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилам. К классическому виду спортивных соревнований относят состязания в бассейнах стандартных размеров (ванны длиной 25 м и 50 м) путем преодоления различных строго регламентированных расстояний (дистанции) за определенное время.

  • Основная задача пловца в спортивном плавании — подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами.

  • Способы спортивного плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

Оздоровительное плавание

  • — использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и др. целях, имеющих оздоровительную направленность.

Игровое плавание

  • — использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды.

Фигурное (художественное, синхронное) плавание

  • — совокупность различных комплексов движений, включающих элементы хореографии, акробатические и гимнастические комбинации. Может выполняться индивидуально и группами. Используется при организации водных праздников и представлений.

rpp.nashaucheba.ru

XI ЛЕКЦИЯ: АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЯ КАК УЧЕБНОЙ, СПОРТИВНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

XI ЛЕКЦИЯ: АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЯ КАК УЧЕБНОЙ, СПОРТИВНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.1 Определение содержания дисциплины «Плавание»

Плаванием, в общем смысле этого слова, называется непотопляемость в воде какого-либо тела, его способность находиться на поверхности воды в плавучем состоянии в течение некоторого времени.

По мнению Б.Н. Никитского, плавание, как физическое действие, означает умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи.

Н.Ж. Булгакова даёт следующее определение, плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта как в нашей стране, так и за рубежом.

Плавание, как учебный предмет представляет собой область знаний, изучающей законы взаимодействия тела с водой. Изучение этих законов вызвано необходимостью формирования двигательных навыков, которые обеспечивают наилучшее продвижение человека в водной среде без специальных приспособлений и поддерживающих средств.

Цель и задачи, стоящие перед будущими учителями физической культуры, приступающим к изучению дисциплины «Плавание», предусмотрены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Физическая культура», причем, курс «Плавание» включен в учебный план и подробно рассматривается в учебной и рабочей программе.

Данная дисциплина включает научные сведения из различных областей науки. Её фундамент составляют теоретические знания по биологии, физиологии, теории и методике физического воспитания, педагогике, психологии, физике, биомеханике.

Изучение программного материала по дисциплине «Плавание» содействует формированию межпредметных знаний, обеспечивает успешное применение этих знаний и умений в решении новых педагогических задач, ведёт к развитию познавательной активности и самостоятельности студентов в учебной деятельности.

1.1.2 Характерные особенности плавания как физического упражнения

В отличии от других видов физических упражнений, плавание имеет свои характерные особенности.

Первая особенность состоит в том, что пловец выполняет движения в условиях водной среды, в которой тело находится во взвешенном состоянии, то есть не имеет твердой опоры. Такое положение тела увеличивает двигательные возможности человека и способствует их развитию. Это происходит за счет увеличения подвижности частей тела в условиях водной среды, что, в свою очередь, содействует развитию отдельных органов и систем организма.

Второй особенностью является относительная невесомость тела в условиях водной среды. Вес тела человека уравновешивается подъёмной силой воды. Невесомость тела в воде разгружает опорную систему и способствует правильному физическому развитию человека. Во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, поэтому позвоночник временно освобождается от обычных гравитационных нагрузок (гравитация - притяжение тел друг к другу). При погружении тела в воду сила гравитации и сила выталкивания уравновешиваются.

Третьей характерной особенностью плавания является горизонтальное положение тела. Работа ряда внутренних органов (сердца, печени, почек) при таком положении тела во время циклических движений значительно облегчается.

1.1.3 Специфические воздействия плавания на системы организма человека

По степени воздействия на организм плавание также занимает особое место среди различных видов физических упражнений.

Работа дыхательного аппарата у пловца происходит в своеобразных условиях. Так при вдохе пловцу приходится преодолевать давление воды, которое сжимает грудную клетку и препятствует поднятию ребер и опусканию диафрагмы (давление воды на верхнюю часть туловища приблизительно 30 кг/см2). А при выдохе пловец испытывает сопротивление воды. Причём, чем больше скорость, тем больше сопротивление. Все это способствует тому, что плавание особенно хорошо развивает дыхательную мускулатуру, подвижность грудной клетки и жизненную емкость легких. У лучших пловцов экскурсия грудной клетки достигает 16 см, а спирометрия - 7500 - 8000 см3. Для сравнения вспомним, что у здорового мужчины со средними физическими данными жизненная ёмкость лёгких составляет 3500 - 4000 см3.

Плавание также улучшает вентиляцию легких, совершенствует навык глубокого и ритмичного дыхания. В свою очередь правильный ритм дыхания с коротким вдохом и длинным выдохом облегчает выполнение любых других физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и т.д.).

Деятельность сердечно-сосудистой системы (ССС) пловца также находится в более выгодных условиях. Как считает Б.Н. Никитский, работе сердца пловца при максимальном напряжении помогают следующие факторы: давление воды на всю поверхность тела, его горизонтальное положение, динамическая работа больших групп мышц.

В первом случае вода способствует движению венозной крови от пе­риферии к сердцу и облегчает присасывающую функцию грудной клетки. Обычно минутный объём сердца (объём крови, выбрасываемой сердцем в аорту за мин.) в покое составляет 3,5-5 литров крови, у хорошо тренированного пловца минутный объём сердца при максимальных напряжениях, может достигнуть 35-40 литров в минуту. Повышение минутного объёма происходит за счёт увеличения систолического объёма и учащения сердечных сокращений.

Во втором случае работа сердца облегчается в связи с отсутствием необходимости преодолевать при движении собственный вес тела и затрачивать на это дополнительные усилия.

В третьем случае работе сердца помогает мышечный «насос».

Расход энергии при плавании в 3-4 раза больше, чем при ходьбе с той же скоростью. Энергетические затраты организма пловца зависят не только от скорости и его тренированности, но и от температуры воды. В силу повышенной отдачи тепла организмом в холодной воде, уже одно пребывание в ней, без совершения активных движений, приводит к значительному усилению обмена веществ. Потребление кислорода возрастает при этом на 30-55%. Это объясняется, прежде всего, тем, что при одной и той же температуре воздуха и воды организм человека отдаёт в воде тепла в 4 раза больше, чем в воздухе.

Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы (ЦНС): устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, воспитывается уверенность в своих силах. Постоянная температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему человека. Занятия плаванием делают человека более спокойным, обеспечивают крепкий сон.

Доказано, что занятия плаванием закаливают организм человека. Частая смена температуры воды и воздуха вырабатывает защитную реакцию организма. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Плавание обеспечивает хорошее гармоничное развитие мышечной системы и увеличение силовых показателей мышц. Это происходит, как правило, лишь тогда, когда занятия в воде чередуются с занятиями на суше. Считается, что пловцы физически наиболее гармонично развиты по сравнению с представителями других видов спорта, так как у них происходит симметричное развитие обеих половин тела.

1.1.4 Плавание - спорт юных. Анатомические и физиологические особенности детского организма в условиях водной среды

Как считают многие специалисты, плавать может научиться любой человек и в любом возрасте. Однако, быстрее всех осваивают технику спортивного плавания дети; именно этот вид спорта наиболее соответствует детскому возрасту. Так, пожалуй, ни в одном другом виде спорта нет таких юных олимпийских чемпионов и рекордсменов мира.

К примеру, Джон Конрадс из Австралии в своё время «переписал» всю таблицу рекордов вольного стиля. В 15 лет Джон имел шесть мировых рекордов. Ещё один австралийский пловец Мюррей Роуз в 17 лет завоевал на XVI Олимпийских играх в Мельбурне в 1956 году 3 золотые медали. Россиянка Юлия Богданова в 13 лет завоевала 2 золотые медали чемпионата Европы, а в 14 лет установила два мировых рекорда в плавании брассом среди женщин на дистанции 100 метров. Галина Прозуменщикова в 16 лет стала Олимпийской чемпионкой в Токио в 1964 году. Таких примеров в спортивном плавании очень много. Юные пловцы побеждают взрослых - в чём тут секрет? Чем это объяснить, почему в плавании дети могут так рано показывать высокие результаты и соревноваться наравне со взрослыми?

Во-первых, это объясняется особенностями плавания, которые были перечислены, во-вторых, анатомическими и физиологическими особенностями детского организма.

Анатомические особенности детей и подростков

Для плавания, как отмечают специалисты, имеет большое значение хорошая плавучесть. Дети, как правило, обладают лучшей плавучестью, чем взрослые за счёт меньшего удельного веса. Удельным весом называется отношение веса тела, т.е. силы тяжести, действующей на тело, к его объёму. Также хорошая плавучесть позволяет быстрее овладеть рациональной и экономичной техникой спортивных способов плавания, так как не приходится тратить силы на поддержание тела у поверхности воды, а использовать энергию для продвижения вперед.

Кости у детей содержат меньше солей кальция и фосфора, чем кости взрослых. Они богаты органическими соединениями, тканевыми элементами, а также имеют большой процент хрящей. Все это делает их более легкими.

Мышцы детей значительно слабее, чем у взрослых и имеют меньшую массу. Но мышцы подростка во время сокращения больше укорачиваются, а во время расслабления больше удлиняются. Благодаря этому увеличивается продолжительность их работы и улучшаются условия для отдыха. Мышцы детей быстро утомляются, но зато усталость у них быстро проходит. В десятилетнем возрасте возбудимость мышц ребенка почти такая же, как у взрослого человека.

Сердечно-сосудистая и дыхательная система детей подготовлены к перенесению довольно больших нагрузок, процессы возбуждения и расслабления протекают быстрее, чем у взрослых. В свою очередь, систематические занятия плаванием положительно влияют на детский организм: укрепляют нервную систему, закаливают ре­бенка, прививают ему гигиенические навыки, прекрасно развивают дыхательную мускулатуру и органы дыхания.

Приведем в качестве примера антропометрические данные детей, занимающихся плаванием и детей, не занимающихся плаванием, полученные на кафедре анатомии Ленинградского института физкультуры по сравнению (смотри таблицу 1).

Статистика показывает, что плавание благоприятно влияет на рост детей, вес, также у детей, занимающихся плаванием, увеличивается окружность грудной клетки и спирометрия.

Показатели спирометрии у детей, занимающихся плаванием, равны показателям взрослых мужчин, которые не занимаются спортом.

Таблица 1

Антропометрические показатели детей, занимающихся

плаванием и детей, не занимающихся плаванием

Подростки 14 лет

Девочки (Д)

Мальчики (М)

Рост (см)

Вес (кг)

Окружность грудной клетки

ки

Спирометрия

Д

М

Д

М

Д

М

Д

М

Занимающиеся плаванием

160,3

166,5

55,3

56,6

82,1

86,0

4500

5500

Не занимающиеся плаванием

154,0

155,0

46,0

48,7

73,5

77,1

2617

2860

Физиологические особенности детей и подростков

Как отмечает Н.Ж. Булгакова, кровь транспортирует питательные вещества и кислород по всему организму. По сосудам у детей протекает почти вдвое больше крови, чем у взрослых, скелетные мышцы у 12-летнего подростка получают вдвое больше крови на единицу веса, чем у 18-летнего юноши. Артерии ребенка отличаются большей эластичностью, чем у взрослых.

Ударный объём сердца у детей меньше, поэтому сердце ребенка сокращается чаще, чем у взрослого. Занятия плаванием укрепляют сердечную мышцу. Это проявляется в уменьшении частоты сердечных сокращений.

В результате занятий плаванием у детей повышается общая тренированность сердечно-сосудистой системы, что проявляется не только в уменьшении частоты сердечных сокращений, но и в некотором снижении кровяного давления.

«Дышащая» поверхность легких, а также количество крови, протекающее через легкие в единицу времени, у детей относительно больше, чем у взрослых. Детская диафрагма высоко приподнята, а дыхательные мышцы развиты довольно слабо, поэтому, как считает Н.Ж. Булгакова, занятия плаванием - лучшая тренировка для межреберных мышц и дыхательной системы.

У младших школьников, как правило, доминирует грудной тип дыхания. Грудная клетка приподнята, ребра не могут опускаться так низко, как у взрослых. А для того чтобы сделать глубокий вдох и выдох, ребенку необходимо учащенное дыхание. Занятия плаванием прививает навык правильного дыхания (укороченный вдох и удлиненный выдох), это в свою очередь оказывает благоприятное воздействие на ССС (присасывающее действие грудной клетки) и в целом на ЦНС.

Установлено, что при занятиях плаванием увеличивается интенсивность тканевого обмена веществ с образованием красных кровяных телец в костном мозге, благодаря этому усиливаются процессы роста длинных костей.

Возникает вопрос: как рано можно начать заниматься плаванием?

Известно, что у народов, живущих на островах и по берегам теплых морей, дети часто раньше начинают плавать, нежели ходить.

За рубежом сторонники ранней специализации плавания искали возможность для увеличения тренировочного стажа, и в результате этих поисков появились «спортсмены» младенческого возраста. Сообщения о них поступали из Бельгии, Франции, Германии. Немецкий пловец Герхард Хейтц утверждал, что обучение надо начинать с 3-4 лет. Руководители высшей спортивной школы в Кельне заявляли, что у каждого человека есть с рождения плавательный рефлекс, наша задача развивать его как можно быстрее.

Клер Тиммерманс, австралийский тренер, проводила эксперимент по раннему обучению плаванию со своей дочкой Андреа с 16-дневного возраста, а с сыном с 4-дневного возраста, и пришла к выводу, что уже с 4-дневного возраста дети получают от плавания огромное удовольствие. Появились даже своеобразные рекордсмены: например, Андре Аух (5 месяцев) из Кельна без посторонней помощи продержался на воде 8 минут 54 секунд. И если раньше всё это носило сенсационный характер, то сейчас раннее обучение плаванию стало всеобщим явлением.

В нашей стране обучение плаванию детей дошкольного возраста также нашло широкое применение. Однако З.П. Фирсов в своей замечательной книге «Плавать раньше, чем ходить» отмечает, что при организации ранней тренировки с детьми нужно всегда помнить о том, что нельзя на них слепо переносить тренировки, предназначенные для взрослых.

Таким образом, только при строгом учёте возрастных особенностей и правильной организации тренировочного процесса плавание даст те положительные результаты, о которых говорилось выше.

1.1.5 Оздоровительное значение плавания

Как уже отмечалось, плавание имеет колоссальное оздоровительное значение: (происходит пропорциональное развитие мускулатуры, укрепление нервной системы, повышение функциональной способности органов дыхания, кровообращения, улучшение обмена веществ и т.д.).

Оздоровительному воздействию плавания на организм способствует также закаливающее влияние воды, воздуха и солнечных лучей. При плавании в открытых водоемах происходит гимнастика сосудов. Кровь отливает от кожи к внутренним органам, затем под влиянием движения кровь приливает к коже, и мы ощущаем приятную теплоту.

Плавание успешно применяется как лечебное средство для всех возрастных групп. В настоящее время плавание является одним из лучших средств лечебной физкультуры для развития и укрепления сердечной деятельности.

Плавание – прекрасное корригирующее упражнение, устраняющее различные нарушения в осанке детей (сколиоз, кифоз, лордоз), оказывающее благотворное влияние на развитие детской стопы, препятствующее её деформации, также применяется для устранения последствий полиомиелита.

Вот один из примеров влияния плавания на здоровье человека. Многие помнят кинофильмы о Тарзане. Главную роль в них играл Джонни Вейсмюллер. О его физических качествах говорить не приходится – это был прекрасно развитый атлет, любимец ребят многих стран мира.

Так вот мать привела его в бассейн по совету врача: мальчик был болен туберкулезом. Начались постоянные тренировки. В последствии Джонни стал чемпионом олимпийских игр в 1924 и в 1928 годах, впервые в мире проплыл 100 м кролем на груди менее чем за минуту, а 400 м кролем на груди «выплыл» из пяти минут.

О лечебных свойствах воды и плавания можно говорить много. Нельзя сбрасывать со счётов и ту радость, которую приносит плавание. Сколько смеха, веселых криков и оживления на морских и речных пляжах! А веселое, хорошее настроение - тоже залог здоровья.

Приведем пример, подтверждающий благотворное влияние положительных эмоций, связанных с плаванием. Великий русский физиолог И.П. Павлов в возрасте 81 года перенёс тяжелую операцию и очень ослабел. Однажды его ассистент зашёл в палату и был крайне удивлён, увидев следующую картину. Около постели стоял таз с водой, Иван Петрович опустил в него кисть руки, при этом его лицо выражало наслаждение. На вопрос, для чего он это делает, И.П. Павлов ответил, что он страшно истощен, головной мозг ослаблен, и единственным способом выживания и источником радости остается вода.

Огромная популярность плавания как вида спорта для детей и подростков объясняется отсутствием риска травматизма на занятиях, симметричным развитием всех мышечных групп (в отличие от тенниса, фехтования), гигиеническим оздоровительным воздействием воды.

Кроме всего вышеперечисленного, плавание - это аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста – соматотропина – в 10-20 раз, который способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы тела и лёгких.

1.1.6 Плавание как средство нравственного воспитания подрастающего поколения

Во время плавания человеку приходится преодолевать определенные трудности: усталость, ужас перед опасностью захлебнуться, страх водобоязни, невыносимая боль от судорог и т.п. Как отмечает И.В. Вржесневский, преодоление таких трудностей требует от человека определенных волевых усилий. Поэтому занятия плаванием воспитывают настойчивость, умение терпеть, уверенность в своих силах, решительность, умение не сдаваться в трудных ситуациях.

Кроме того, в нашей стране, как правило, занятия по плаванию проводятся групповым методом с индивидуальным подходом, а соревнования как командные и лично-командные первенства. Всё это создает положительные предпосылки для воспитания у подрастающего поколения чувства товарищества, коллективизма, любви к своей Родине, дружеского отношения к соперникам.

Плавание также способствует и эстетическому воспитанию занимающихся, повышению их общего культурного уровня.

1.1.7 Классификация плавания

Международная федерация любительского плавания (FINA) относит к плаванию не только спортивное плавание, но и прыжки в воду, водное поло, синхронное плавание.

Классификация плавания представлена на рисунке 1.

Рассмотрим подробнее основные виды плавания.

Спортивное плавание содержит различного рода соревнова­ния, которые проводятся в бассейнах стандартных размеров (длина дорожки 25-50 метров) на дистанции от 50 до 1500 метров, а также на открытой воде в виде заплывов на разные дистанции (5, 10, 25 км). Спортивное плавание было включено в программу I Олимпийских игр, 1896 г., Афины (Греция). Были представлены следующие дистанции: 100 м, 500 м, 1200 м вольный стиль и 100 м для матросов.

Следует отметить, что по спортивному плаванию начиная

с 1926 года стали проводиться чемпионаты Европы;

с 1969 года – Кубки Европы;

с 1973 года – чемпионаты Мира;

с 1979 года – Кубки Мира.

Дистанции носят следующие названия: вольный стиль (кроль на груди), на спине (кроль на спине), баттерфляй (дельфин), брасс.

По каждому спортивному способу плавания соревнования проводятся на определенные дистанции. Кроме того, соревнования включают в себя комплексное плавание и эстафеты (4х100 м, 4х200 м вольный стиль, 4х100 м комбинированная эстафета).

В комплексном плавании один пловец должен преодолеть дистанцию, используя четыре способа плавания. Последовательность проплывания отрезков на дистанции комплексным плаванием следующая:

1 отрезок – баттерфляй;

2 отрезок – на спине;

3 отрезок – брасс;

4 отрезок – вольный стиль.

В комбинированной эстафете 4х100 м, каждый участник проплывает свой этапе определённым способом плавания. Последовательность проплывания отрезков в комбинированной эстафете следующая:

1 этап стартует способом на спине;

2 этап плывет способом брасс;

3 этап – способом баттерфляй;

4 этап – способом вольный стиль.

Рис. 1. Классификация плавания

В раздел спортивного плавания также входят проплывы. Они проводятся на естественных водоемах и на различные расстояния. Участники проплывов имеют право применять на дистанции любые способы плавания, менять их во время проплывания дистанции, а также принимать пищу, находясь при этом в воде в безопорном положении.

Водное поло – спортивная командная игра с мячом на воде. Игра происходит в бассейне размером 30х20 м, глубиной не менее 1,8 м. Игроки, плавая, стремятся забросить мяч в ворота соперника. Мяч для игры должен быть водонепроницаемым, длина окружности от 0,68 до 0,71 м, вес от 400 до 450 граммов.

В игре участвуют две команды, состоящие из 7 игроков, одним из которых является вратарь. Игра продолжается 28 минут «чистого» времени - 4 периода по 7 минут. Перерыв между периодами 2 минуты.

В программу Олимпийских игр водное поло включено в 1900 году (II Олимпийские игры, Париж, Франция).

Чемпионаты мира проводятся с 1973 года.

Женские команды дебютировали на XXVII Олимпийских играх в 2000 году, Сеул (Австралия).

Спортивные прыжки в воду – одно из самых зрелищных соревнований по водным видам спорта. Каждый спортивный прыжок имеет свой коэффициент трудности и выполняется из передней и задней стоек с вращением тела вперед и назад, а также с одновременным вращением тела вокруг поперечной и продольной осей (винтовые прыжки). Прыжки из передней стойки можно выполнить с места или с разбега. С вышки спортсмены могут прыгнуть из исходного положения стойка на руках.

Высота вышки равна 5; 7, 5 и 10 метров, высота трамплина равна 1 и 3 метрам. В программу соревнований включены одиночные прыжки с вышки и трамплина, а также синхронные парные прыжки с трамплина высотой 3 метра и вышки, высота которой равна 10 метрам.

Спортивные прыжки в воду были представлены на II Олимпийских играх в 1900 г., Париж (Франция), в них участвовали только мужчины.

Женщины впервые приняли участие в V Олимпийских играх, 1912 г., Стокгольм (Швеция).

В настоящее время на Олимпийских играх разыгрывается 8 комплектов медалей.

Синхронное плавание стало олимпийским видом спорта на XXIII Олимпийских играх, 1984 г., Лос-Анджелес (США). Данный вид спорта представлял собой выступление солистов, дуэтов, групп. В синхронном плавании судьи оценивают сложность и артистичность обязательной и произвольной программ. Оценка результатов выступления проводится на основе субъективного судейства. Применяется десятибалльная шкала оценки с границей 0,1 балла. Следует отметить, что синхронное плавание является пока чисто женским видом спорта.

Прикладное плавание. Программный материал по дисциплине «Плавание» включает в себя раздел прикладного плавания. Это определяет необходимость рассматривать в представленной классификации плавания такие понятия, как ныряние в длину, ныряние в глубину, прикладной способ «на боку» и технику спасения терпящих бедствие на воде.

Ныряние в длину и глубину может проходить и в мутной воде. Во время спасения тонущего, пловец может оказаться в одежде, и ему надо быстро выбрать способ транспортировки. Одним словом, раздел «Прикладное плавание» нацелен на обеспечение собственных мер безопасности, развитию уверенности в своих силах и возможность помочь терпящим бедствие на воде.

Таковы основные виды плавания.

В настоящее время плавание является одним из самых популярных и массовых видов спорта. По количеству медалей, разыгрываемых на Олимпийских играх, плавание находится на втором месте, уступая только лёгкой атлетике. На развитие спортивного плавания оказало большое влияние введение Единой Всесоюзной Спортивной Классификации (ЕВСК). Согласно этой квалификации по плаванию могут присваиваться разряды: от юношеского до первого взрослого, затем звания, начиная с Кандидата в мастера спорта, Мастера спорта России, Мастера спорта международного класса и Заслуженного мастера спорта.

1.1.8 Место плавания в системе физического воспитания России

В нашей стране, как показывает история и развитие спортивного плавания, ещё в начале 60-х годов прошлого века Президиумом Центрального Совета Союза Спортивных Обществ и Организаций СССР было принято специальное постановление от 30 марта 1961 года «О неудовлетворительном состоянии и мерах улучшения работы по плаванию». Оно было принято после неудачного выступления наших пловцов на XVII Олимпийских играх 1960 года в Риме (Италия). В нём также отмечалось неудовлетворительное состояние работы по плаванию в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ). Имеющиеся в них «карликовые» отделения спортивного плавания не были способны обеспечить подготовку пловцов высокого класса. Обращалось внимание на неудовлетворительную постановку массового обучения детей плаванию в общеобразовательных школах, детских садах и оздоровительных лагерях. После принятия этого постановления были созданы крупные специализированные ДЮСШ по плаванию на базе тех бассейнов, тренера которых на деле показали способность готовить мастеров высокого класса.

Также в 1961 году вводится решение о принятии в штат оздоровительных лагерей, находящихся вблизи рек и водоемов или располагающих искусственными бассейнами, инструкторами по плаванию. Тогда же плавание было включено в школьную программу по физическому воспитанию. Материалы программы предусматривают изучение способов спортивного плавания, поворотов, ныряния и техники спасения терпящих бедствие на воде.

Но, к сожалению, до сих пор большинство школ, ссылаясь на отсутствие зимних плавательных бассейнов, не ведут должную работу по начальному обучению детей плаванию.

Плавание было включено в программу физического воспитания техникумов, училищ и вузов. Программа педагогических и физкультурных вузов предусматривает обязательное обучение плаванию всех студентов.

Стоит отметить, что дисциплина «Плавание» в пединститутах на факультете физической культуры (ФФК), предусматривает овладение студентами теорией и методикой преподавания плавания, овладение техникой спортивных и прикладных способов плавания, приобретение необходимых знаний, умений и навыков для предстоящей самостоятельной педагогической работы в школе в данном направлении.

refdb.ru


.