Ремонт водяных насосов своими руками. Как починить насос


Как починить насос квартиры и дачи

Как починить насос

Текст квартиры и дачи" Как починить насос":

В дачном хозяйстве без насоса не обойтись. Он требуется и для поливки садовых растений, и для закачивания воды для других хозяйственных нужд. До сих пор среди дачников сохраняет популярность вибрационный погружной насос типа «Малыш». Он дешев, обладает хорошей производительностью, может развить давление, достаточное для подачи воды на значительное расстояние. Единственный его минус, пожалуй, заключается в низкой надежности и частых поломках. Приступаем к починке насоса.

Вам понадобится

  • Набор гаечных ключей, отвертка, молоток, тестер

Инструкция

Начинайте ремонт насоса с его разборки. Отвинтите четыре болта, которыми стянуты обе половинки насоса. Не исключено, что за время эксплуатации болты могли подвергнуться коррозии, а поэтому не будут отвинчиваться достаточно легко. В крайнем случае, особо неподатливые болты срежьте «болгаркой».

Очистите подвижные части насоса (поршень) и остальные детали внутреннего устройства от наслоений и возможных загрязнений. Если причиной неисправности стала сгоревшая обмотка, замените ее новой или перемотайте катушку. Силовая катушка насоса залита водостойким составом, напоминающим эпоксидную смолу. Она достаточно легко выбивается из корпуса насоса.

Отбейте состав (компаунд) с сердечника и перемотайте катушку. При отсутствии провода подходящего сечения можете изготовить катушку, рассчитанную не на 220 В, а на другое напряжение. При этом важно лишь сохранить мощность насоса, чтобы он мог развивать необходимое тяговое усилие.

При помощи тестера проверьте исправность электрического шнура. При наличии обрыва укоротите шнур или полностью замените его на новый.

После ремонта катушки соберите насос. При сборке важно верно совместить отверстия для протока воды в центральной прокладке (она выполнена из резины) и в верхней части насоса. При сборке можно легко ошибиться, поскольку части насоса симметричны.

Осуществив сборку насоса, опробуйте его в действии. При наличии излишней вибрации или изменении шума насоса затяните крепежные болты более основательно.

Прислал: Шестакова Мария . 2017-09-15 21:39:59

kvartira-i-dacha.biniko.com

Ремонт водяных насосов своими руками

Неисправности насосной станции, или Как выполнить ремонт насосной станции своими руками?

Ни одно устройство, каким бы надёжным оно ни было, не работает вечно. Увы! Это относится и к насосам для систем водоснабжения. Поэтому в завершении темы о насосном оборудовани разберёмся, какие встречаются неисправности насосной станции и как провернуть ремонт насосной станции своими руками. Если вы искали про: неисправности насосной станции водоснабжения, неисправности насосных станций для дома, неисправности водяной насосной станции, неисправности реле давления насосной станции. то эта статья всё равно для вас. Дальше буду просто перечислять возможные неисправности и исправлять их.

Насосная станция работает (насос крутится), но воды нет:

Шаги по устранению этой неисправности следующие:

  • В первую очередь нужно проверить обратный клапан, который находится в воде в скважине или колодце. Часто бывает, что в него попадает песок или мусор, и клапан не закрывается. При этом вода не поднимается по трубам до насоса.
  • Во-вторых, проверить наличие воды в трубопроводе между колодцем и насосом. Насос также должен быть заполнен водой если воды нет – залейте через заливное отверстие.
  • Очень большая выработка между крыльчаткой и корпусом насоса. Насос просто работает сам на себя. Причина этого может заключаться в большом содержании в воде абразивных веществ, например, песка. В этом случае следует поменять корпус и крыльчатку, если они есть в продаже, или целиком насос (но не всю станцию!).
  • Банально кончилась вода в скважине/колодце. Выход – попробовать опустить глубже всасывающий трубопровод или шланг. Но помните: расстояние от уровня воды в скважине до насоса не должно превышать указанную на насосе, обычно 8-9 м.

Насос качает рывками (очень часто включается/ выключается):

Чтобы устранить эту неисправность, нужно проделать следующее:

  • Обратить внимание на манометр, который находится на блоке автоматики. Если стрелка манометра поднимается до того давления, на которое была настроена станция (при этом насос отключится), потом резко падает до момента включения, то здесь могут быть следующие причины:
  • нет давления воздуха в гидробаке. На заводе в бак накачивается азот до давления в 1.5 атм. Иногда из-за коррозии в корпусе бака появляются трещины, и давление долго не держится. Нужно найти утечку и заделать трещину (например, «холодной сваркой»). Проверить давление воздуха в гидробаке можно, подключив к ниппелю манометр (хотя бы автомобильный). Давления в баке может быть и не обязательно из-за появления трещины, а просто по непонятным причинам воздух ушёл. Тогда не нужно доводить себя до заворота мозгов в поисках несуществующих трещин, а просто накачайте воздух насосом (собственно, с этого следует и начинать)
  • разрыв диафрагмы, разделяющей в баке воздух и воду. Проверить это можно через ниппель: если из ниппеля течёт вода, значит, диафрагма повреждена
  • не работает реле давления. которое управляет включением насоса.

Насос качает, но вода идёт с перебоем (рывками):

Причина этой неисправности насосной станции и меры её устранения такие:

  • где-то происходит подсос воздуха. Нужно проверить всасывающий трубопровод от скважин до насоса, соединения и уровень воды в скважине. Высота всасывания не должна превышать 8-9 м (при диаметре трубы 1” – 25 мм если труба меньшего диаметра, например, 1/2”, то высота должна быть меньше).

Насос качает, вода идёт, но насос не отключается:

Здесь как раз причина - неисправности реле давления насосной станции, с чем поступаем так:

  • нужно отрегулировать реле давления. Для регулировки в реле есть две пружины, большая и маленькая:

Большой пружиной регулируется включение/выключение насоса (верхний и нижний предел). Маленькой регулируется разница в давлении между верхним и нижним пределом. После продолжительной эксплуатации насоса происходит выработка движущихся частей насоса, и со временем насос уже не может создать такого давления, которое ему «прописали» на заводе. Поэтому нужно уменьшить с помощью большой пружины, повернув её по стрелке в - . Однако увлекаться такой регулировкой не следует

  • засорилось входное отверстие в реле давления:

Если качество воды низкое, то иногда образуются соли жёсткости, и забивается отверстие в реле давления. Реле просто перестаёт реагировать. Надо снять реле и почистить.

Насос не включается:

Вот шаги по устранению этой неисправности насосной станции:

  • смотрите контакты реле давления - тестером проверить наличие электропитания. Если подгорели контакты – почистить (например, мелкой наждачкой или надфилем)
  • проверить двигатель насоса, проверить контакты, электропитания, «прозвонить» на целостность обмотки, проверить годность пускового конденсатора. Если сгорел двигатель, его следует отдать в перемотку или заменить новым.

Насос гудит, но не крутится:

Причины этой неисправности насосной станции в следующем:

  • бывает, что насос зиму пролежал где-то в сарае, а весной его достали и пытаются запустить. Но он начинает гудеть… Из-за того, что насос долгое время оставался без воды и без движения, крыльчатка насоса «склеилась» с корпусом. Надо вручную покрутить крыльчатку с задней стороны, а потом включить в сеть
  • вышел из строя конденсатор (находится в клейменной коробке двигателя)
  • необходимо проверить напряжение в электросети, возможно, оно просто пониженное.

Вот и всё (или почти всё), что можно сказать про неисправности насосной станции для систем водоснабжения дома и про ремонт насосной станции своими руками.

неисправности насосной станции

Ремонт водяных насосов

Водяные насосы очень часто применяются в быту. К примеру, они могут устанавливаться в систему водяного отопления или для откачки воды из подвала.

В основном водяные насосы комплектуются асинхронными двигателями. Поскольку водяной насос работает с водой, она и становится основной причиной выхода насоса из строя. Разгерметизация уплотнений и сальников приводит к увлажнению обмоток статора. При включении насоса в сеть происходит пробой изоляции. Для того что бы таких случаев было меньше необходимо периодически, особенно после долгих простоев, замерять сопротивление изоляции. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 мОм. При меньшем сопротивлении обмотку необходимо просушить.

Если Вам понравилась статья, поделитесь ссылкой в своей сети - это будет большой благодарностью за ее написание:

Ремонт водяных насосов: как выполнить

Как отремонтировать водяной насос

Ремонт водяного насоса своими руками часто возникает при непредвиденных остановках работы устройства. Это может быть связано с износом оборудования при длительной его эксплуатации, загрязнением устройства.

В статье предлагается инструкция по ремонту водяного насоса в домашних условиях.

Типы водяных насосов, особенности устройства

Бытовые насосы составляют три основные группы, что зависит от свойств перекачиваемых жидкостей.

Они могут быть:

  • Дренажные, предназначены для перекачки не очень сильно грязной воды, которые могут использоваться и для подачи чистой воды, что делает агрегаты универсальными. Применять такие аппараты можно для откачки жидкости из подвалов, затопленных паводковыми водами, или перекачать с их помощью воду из бассейна.

Мотор аппарата хорошо защищен от проникновения внутрь корпуса воды. Надежный сальник защищает вал двигателя от влаги. Рабочее колесо. на котором расположены лопасти, при вращении вала внутри камеры, создает избыточное давление.

Полости, находящиеся вокруг электродвигателя насоса, создают охладительный контур, что позволяет долгое время насосу работать без перегрева.
  • Агрегаты, подающие чистую воду, бывают: поверхностные, устанавливаются на некотором расстоянии от источника с водой, а всасывание происходит через жесткий шланг или заборный трубопровод. Воду можно засасывать из глубины до 9 метров.
  • Поверхностный насос

    #8230 погружные, частично или полностью опускаются в воду и затем подают ее наверх. Глубина забора жидкости может быть до 100 метров. Отсутствие трущихся деталей, постоянное охлаждение водой, защищает такие агрегаты от перегрева.

    • Канализационные устройства, служат для выкачки бытовых стоков, в которых содержатся твердые частицы.  По конструкции – это дренажные насосы, но со специальным колесом, которое способно рубить крупные части грязи на более мелкие. Без таких агрегатов невозможно производить работу выгребных ям в загородных коттеджах.

    Как выбрать водяной насос

    Перед приобретением агрегата необходимо четко определить для каких целей будет использоваться оборудование:

    • Орошение и полив приусадебного участка.
    • Снабжение дома водой.
    • Выполнение дренажных работ.
    • Использование для устройства в систему отопления.
    • Осушение водоемов.

    После этого:

    • Рассчитывается напряженность эксплуатации агрегата, что зависит от объема необходимой для нужд воды.
    • Приобретать модель, у которой небольшая цена, не стоит. Обязательно внимательно изучаются технические характеристики устройства, отзывы потребителей о нем. Насос предназначен к длительной эксплуатации, что указывает на долгосрочное вложение, а демонтаж и затем ремонт или замена агрегата очень затратные операции.
    • При изучении технических характеристик устройства, особое внимание обращается на следующее:
    1. есть ли защита насоса от «сухого хода» и возможных перегрузок
    2. желательно, чтобы его детали были изготовлены из нержавеющей стали, это увеличит срок службы изделия.
    • Учитываются требования к электросети, какое напряжение необходимо для ее использования.

    Совет: Приобретая водяной насос, необходимо уделить внимание на величину допустимого отклонения напряжения на агрегате и наличие защиты электромотора от непредвиденных скачков напряжения в системе.

    Устройство водяного насоса

    Принцип устройства всех водяных насосов для дома или дачи – один, общий. В процессе работы внутри себя устройство создает вакуум, после чего жидкость внутрь вакуумной камеры втягивается из резервуара, затем с силой выталкивается наружу и направляется по трубе к месту назначения.

    По способу создания вакуума бывают такие принципы действия агрегатов:

    • Электромагнит #8212 главный элемент. При подаче на его обмотки переменного напряжения элемент притягивает якорь к себе, а после смене полярности якорь опять возвращается в первоначальное положение. На фото показано устройство водяного насоса для дачи.

    Устройство водяного насоса

    Предотвращение неисправности насоса

    Гораздо проще любую поломку предотвратить, чем затем выполнять ремонт насосов водяных.

    Совет: Идеально если регулярно проводится профилактический осмотра и обслуживание оборудования. Выполнять его нужно хотя бы один раз в год, а оптимально дважды –перед началом интенсивной эксплуатацией весной и осенью после ее завершения.

    Источники:

    sferatd.ru

    Портал о насосах. Ремонт циркуляционного насоса своими руками: как разобрать?

    Содержание   

    Циркуляционный насос часто используют в системах индивидуального отопления в частных домах. Это оборудование дает возможность эффективно прогонять теплоноситель по контуру, что обеспечивает стабильную температуру во всем помещении.  От работы устройства зависит качество обогрева.

    Циркуляционные насосы служат долго и редко подвергаются поломкам. Однако если возникают неисправности, отремонтировать устройство можно самостоятельно. Немаловажен тот факт, что помпы разных моделей имеют один принцип работы, подвержены одинаковым поломкам, поэтому и способы их устранения одни.

    Устройство, назначение и принцип работы цркуляционного насоса

    В больших помещениях трубы  длинные и циркуляция воды в системе происходит медленно, успевая остыть, прежде чем вернуться по замкнутому контуру обратно в котел для повторного нагрева. Для решения этой проблемы прибегают к помощи циркуляционных насосов, которые принудительно заставляют двигаться теплоноситель быстрее по контуру.к меню ↑

    Конструкция

    Чтобы самостоятельно отремонтировать  оборудование, следует знать его устройство:

     

    1. Стальной корпус, вытянутый горизонтально. В нем расположены все элементы системы. Изготовляться корпус может также из алюминиевого сплава или нержавейки.
    2. Электродвигатель и ротор, размещенные в корпусе.
    3. Рабочее колесо с лопастями, зафиксированное на роторе. Лопасти выгнуты в обратном направлении от движения колеса. Эту деталь изготовляют из прочных полимеров.

    к меню ↑

    Принцип работы

    При включении насоса вода в контуре под действием  вращения колеса втягивается во входное отверстие. В камере на воду действует центробежная сила, прижимая ее к стенкам камеры и выталкивая наружу. После этого давление падает, и вода снова нагнетается  в помпу.

    Устройство современных циркуляционных насосов

    Устройство современных циркуляционных насосов

    При таком непрерывном цикле работы температура в системе отопления держится постоянно на одном уровне. Это позволяет экономить затраты на топливо или электроэнергию.к меню ↑

    Возможные неполадки и способы их устранения

    Какие поломки могут возникнуть и как сделать ремонт циркуляционного насоса своими руками? Давайте разбираться.к меню ↑

    Насос гудит, а рабочее колесо не вращается

    Возможные причины:

    1. Посторонний предмет в камере рабочего колеса.
    2. Длительный простой аппарата привел к окислению вала ротора.
    3. Подача электропитания к клеммам устройства нарушена.

    Устранить неисправности  в первом случае можно аккуратно сняв устройство и раскрутив корпус в зоне крыльчатки. При наличии постороннего предмета, удалить его и провернуть вал руками. Во избежание повторного попадания инородного тела следует установить на патрубок фильтр.

    Гудение помпы может наблюдаться и при длительном простое и окислении вала. Необходимо тщательно зачистить все окислившиеся места и смазать движимые части рабочего узла.

    Гудит циркуляционный насос и при нарушении электропитания. Сперванадо проверить напряжение тестером. При неисправности или порыве кабеля его следует заменить. Если кабель в порядке, смотрят напряжение на клеммах. Значок  бесконечность на тестере говорит о замыкании. Меньшее напряжение означает обрыв обмотки. В обоих случаях необходима замена клемм.к меню ↑

    Насос не работает совсем

    Насос не работает, когда в сети нет напряжения. Тестером проверяют напряжение, а также правильность подсоединения аппарата к питанию.

    Вал циркуляционного насоса

    Вал циркуляционного насоса

    При наличии в помпе плавкого предохранителя, есть риск его перегорания от скачков напряжения. Если такое происходит, предохранитель заменяют. Желательно установить надежный стабилизатор.к меню ↑

    Насос включается, но через пару минут останавливается

    Причинами могут быть:

    1. Накипь между движущимися частями устройства.
    2. Неправильное подключение насоса в районе клемм.

    Помпа может включаться, но и сразу останавливаться при наличии накипи. Известковый налет удалить  и смазать стыки между статором и ротором.

    Во втором случае проверяют плотность предохранителя на устройстве. Его снимают и чистят все зажимы. В клеммной коробке должны быть правильно подключены все провода.к меню ↑

    При включении насос шумит

    Если насос шумит, это может свидетельствовать о присутствии воздуха в системе. Необходимо спустить воздух из труб, в верхней части контура смонтировать узел для того, чтобы воздух выпускался автоматически.

    Шуметь помпа может также из-за износа подшипника крыльчатки. Требуется разобрать корпус аппарата, и при необходимости подшипник заменить.к меню ↑

    Насос вибрирует и шумит

    Если включение насоса сопровождается вибрацией и шумом, то причина в недостаточном напоре в замкнутом контуре. Решить можно, добавив воды в трубы или повысив давление у входного патрубка насоса.к меню ↑

    Слабый напор

    При слабом напоре или когда помпа почти не качает теплоноситель, проверяют направление вращения крыльчатки в корпусе аппарата. Если рабочее колесо крутится неправильно, то допустили ошибку при подключении насоса к клеммам по фазам, если используют трехфазную сеть.

    Снижение напора может стать следствием высокой вязкости теплоносителя. Крыльчатка при этом испытывает повышенное сопротивление и плохо работает, не в полную силу. Надо проверить сетчатый фильтр и прочистить его. Желательно проверить также сечение труб отверстий. После этого потребуется регулировка правильных параметров работы помпы.к меню ↑

    Оборудование не включается

    Помпа не включается при проблемах в электропитании. Надо проверить фазы и предохранители. Если они в порядке, значит, сгорела обмотка привода. В таком случае придется обратиться за помощью к специалистам.

    На внутренних поверхностях насоса не должно возникать ржавчины

    На внутренних поверхностях насоса не должно возникать ржавчины

    При диагностике оборудования можно воспользоваться индикатором – тестером вращения вала циркуляционного насоса. Он позволяет убедиться в исправности насоса без подключения к электросети.к меню ↑

    Почему греется насос?

    Температура помпы должна быть одинаковой с температурой труб отопительной системы. Если же греется циркуляционный насос и температура его выше, чем труб, значит, существуют ошибки в монтаже или проблема с эксплуатацией. Рассмотрим, почему греется аппарат.

    1. При неправильном монтаже насос начинает перегреваться сразу после включения. Ошибка установки выявляется проще всего.
    2. Засоренный замкнутый контур. В системе накапливается ржавчина, разные отложения. При этом происходит сужение диаметра прохода для теплоносителя. Нагрузка на аппарат повышается, и двигатель перегревается. Понадобятся профилактические меры по обслуживанию системы.
    3. Ржавчина, сор, известковый налет в засоренных коммуникациях могут попасть в помпу и заклинить электродвигатель, заставляя его греться. Следует разобрать и прочистить устройство, иначе катушки двигателя быстро выйдут из строя.
    4. Греется насос также из-за недостатка смазки подшипников. При таких условиях они истираются намного быстрее, тем самым сокращая срок службы всего аппарата. Электродвигатель заклинивает. Насос следует отдать в мастерскую.
    5. При напряжении в сети ниже 220 V, насос перегревается и быстро может выйти из строя. Определяют напряжение в сети, как только двигатель начинает греться, чтобы сразу исключить или подтвердить эту проблему.

    Если насос циркуляционный греется, не надо сразу разбирать его. Сперва измеряют напряжение в сети. При нормальном напряжении систему промывают каустической содой, оставив ее на час в трубах, а потом сливают. Если помпа все равно греется, понадобится помощь специалистов.к меню ↑

    Профилактика и обслуживание

    Для того, чтобы свой насос служил долго и надежно следует соблюдать правила эксплуатации и проводить регулярную профилактику. Периодически следует осуществлять осмотр аппарата:

    1. При выявлении протечки в местах соединения заменяют прокладки и уплотнители.
    2. Проверяют заземление.
    3. Посторонние звуки не должны присутствовать при работе двигателя.
    4. Не должно быть сильной вибрации.
    5. Измеряют давление в линии.
    6. Насос должен быть сухим и чистым.

    Раз в два-три года устройство чистят, все его составляющие. Касательно моделей, которые можно разбирать. Насосы с цельным или запрессованным корпусом не подлежат ремонту, и если происходит поломка, его заменяют на новый. Как разобрать циркуляционный насос самостоятельно?

    Тестирование и ремонт электрического узла циркуляционного насоса

    Тестирование и ремонт электрического узла циркуляционного насоса

    Для этого потребуется шестигранный ключ, плоская отвертка (шлицевая) на 4 и 8 мм, крестовая отвертка.

    Сперва с системы сливают всю воду, демонтируют насос и после приступают к разборке.

    1. Ключом или отвёрткой откручивают 4-6 болтов на корпусе в месте присоединения насосной части к ракушке.
    2. Снимают ракушку, крыльчатка при этом остается на валу ротора с двигателем.
    3. По периметру находят дренажные отверстия. Их должно быть четыре. Шлицевой отверткой понемногу поддевают рубашку отсека электродвигателя под крыльчаткой. Вал с ротором и рабочим колесом должны выйти из пазов и стакана статора.

    Разборка агрегата на этом завершена. Далее очищают ротор, крыльчатку, ракушку от накипи и налета, не повредив детали. Нельзя использовать при этом грубый абразив. Очищать детали рекомендуется щеткой с жестким полимерным ворсом. Можно применять чистящие средства, которые содержат слабый раствор соляной кислоты. Иногда пользуются мелким наждаком – «нулевкой».

    Популярные производители циркуляционных насосов  —  Webasto, Wilo, Ggrundfos, Dab. Модели этих марок надежные, и поломка может возникнуть только при несоблюдении условий эксплуатации. Если все же приходится прибегать к ремонту циркуляционного насоса, то найти и приобрести в интернете соответствующие детали не составит труда. Ремкомплект циркуляционного насоса u 4814, весьма популярного на современном рынке, как и других моделей, можно заказать во многих интернет-магазинах.к меню ↑

    Нюансы разборки и ремонта циркуляционных насосов (видео)

    nasosovnet.ru

    КАК ПОЧИНИТЬ НАСОС - Ремонт

    Конструкция погружного электрического насоса Малыш проста, отработана и достаточно надежная. Но, как и всякая иная техника, со временем требует вмешательства. Не разбирая гарантийные случаи, поговорим о том, как произвести ремонт такого насоса своими руками. На самом деле это несложно — достаточно иметь ремкомплект, обязательно входящий в поставку насоса.

    Модификации насоса и характерные отличия

    Вибрационные погружные насосы изобретены очень давно. Еще в 1891 году русский инженер В. Г. Шухов использовал принцип вибрации для насоса. Кстати, примерно такая система задействована в автомобильном бензонасосе.

    Позднее аргентинец Т. Беллок доработал схему — она используется без особых изменений и сегодня.

    Первыми для бытовых нужд такие устройства выпустили итальянцы. В СССР за их разработку в конце 1960-х взялись конструкторы московского завода «Динамо» под руководством М. Е. Брейтора. И с 1971 года бытовой вибрационный насос стал выпускаться на предприятиях СССР — сказалось увлечение унификацией.

    Насосы выпускались в Ереване, Ливнах, Москве, Бавленах и еще множестве предприятий. Можно назвать только самые известные марки: «Малыш», «Нептун», «Струнок», «Сега», «Ручеек», «Урожай», «Босна», «Каштан». Все они, по сути, отличались названиями и формой корпуса. И то не всегда. Сюда же можно отнести и итальянские и китайские конструкции. Например, «Джерельце».

    Все это вариации одной схемы. Иногда менялись названия, но суть оставалась прежней. Например, известный ныне «Малыш — М» чуть раньше был «Сегой» и «Ручейком».

    Если игнорировать путаницу с разными наименованиями, то коротко все вариации сводятся к трем четырем типам погружных насосов:

    • «Малыш» — модель погружного вибрационного электронасоса с нижним забором воды. Самая мощная модификация из всех, но плохо подходит для придонной работы — может захватить со дна грязь или ил и выйти из строя.
    • «Малыш — М» вариант в верхним забором воды. Чуть послабее, зато не забирает грязь со дна. Реже выходит из строя по причине перегрева — попросту даже если падает уровень воды и забор заканчивается, корпус все равно охлаждается — он-то остается погруженным.
    • «Малыш — К» — модель с нижним забором воды, но оснащена термореле и трехжильным проводом с заземлением. Наличие термореле положительно влияет на срок службы и надежность, но увеличивает его стоимость. Раньше эта модификация шла исключительно на экспорт.
    • «Малыш — 3» — компактная модель диаметром 80 мм для узких скважин.

    В любом случае, вибрационные насосы ценятся за компактность, дешевизну и простоту. К тому же, они достаточно стойко переносят гидроудары. При перекрытии водяной магистрали, например. Хотя и тут не стоит увлекаться — подобная частая практика все же выводит насос из строя.

    Устройство и принцип действия агрегата

    Принцип действия прост. Механизм забора и подъема воды при помощи поршня и клапана известен еще с античных времен Герона Александрийского. Вся разница в том, что схема переработана под электрический движетель.

    Электрический переменный ток меняет свое направление несколько раз в секунду. В России принят стандарт 50 Гц. Это означает, что за секунду ток меняет полярность 50 раз. Соответственно, железный сердечник, помещенный в магнитное поле, создаваемое током с такой частотой, будет вибрировать с частотой смены полярности. Если к такому сердечнику добавить поршень с клапаном, то появится насос.

    Корпус насоса состоит из двух половин. В одной из них электрическая катушка, создающая электромагнитное поле, а в другой помещена вся механика со стальным сердечником.

    Катушка имеет П-образный сердечник. В сборе эта деталь называется ярмом. Она запрессована в корпус и залита для герметичности и изоляции компаундом — пластифицированной бакелитовой смолой с примесью кварцевого песка из соображений лучшей теплопроводности.

    В другой половине корпуса находится гидравлическая камера. В ней располагается сердечник на резиновом амортизаторе. Движение сердечника корректирует резиновая мембрана. На сердечнике стоит поршень. А для направления потока откачиваемой жидкости на заборном патрубке ставится обратный клапан.

    Проще говоря: катушка магнитит, сердечник вибрирует, амортизатор работает как герметизирующая прокладка корпуса и возвращает сердечник в нейтральное положение, мембрана не дает сердечнику раскачиваться, поршень толкает воду, клапан обеспечивает ее движение в одну сторону. Вот и вся конструкция — просто и эффективно.

    Основные виды неисправностей и их причины

    Все неисправности можно свести к двум типам:

    В свою очередь каждую из них можно разделить на две подгруппы. Это полная неработоспособность и частичное нарушение работы. Частичная потеря работоспособности насоса не обязательно означает нарушение регулировки. Иногда причина кроется в выходе из строя его отдельных деталей. Но начнем по порядку.

    Неисправность электрической части

    Наиболее частая неисправность — выход из строя катушки. Полное перегорание или пробой изоляции на корпус. Реже происходит отслоение от корпуса компаунда. Причина у неисправностей одна — работа «всухую», без воды, что вызывает перегрев катушки.

    Тогда горит изоляция, подгорает компаунд и, вследствие разницы теплового расширения различных материалов, происходит расслоение заливки и выпадание ярма из корпуса. Иногда насос перестает качать вообще, но может и разбить корпус. Это самая неприятная поломка, избежать которую можно только соблюдением правил эксплуатации.

    Поломки механической части

    Тут полное разнообразие причин и последствий.

    • Известкование деталей. Происходит от перекачки жесткой воды. Это белый известковый налет типа накипи в чайнике. В работе это особо не ощущается, но после длительного хранения, например, в зимний период, известка может заклинить поршень. Неисправность редкая, как правило только затрудняет разборку и немного снижает характеристики насоса.
    • Нарушение целостности корпуса. Впечатление, точно срезано напильником или фрезером. Обычно верхнее ребро корпуса. Причина простая — контакт с бетонной поверхностью колодца при работе.
    • Засорение рабочей полости насоса. Например, песком. Песок и камушки, ветки, водоросли — все это нарушает плотность прилегания клапана к постели. Не критично, но неприятно — насос не развивает положенной мощности.
    • Ослабление резьбовых соединений. Происходит от вибрации, случаются нечасто. Например, раскручиваются гайки, закрепляющие поршень. Последствия могут быть самые плачевные — вплоть до разрушения корпуса.
    • Нарушение свойств резины. Ведет к снижению мощности насоса. В редких случаях происходит полное прекращение работоспособности.

    Наиболее капризная и чувствительная к ослаблению свойств резины деталь, как ни странно, массивный амортизатор. Слишком эластичная резина способствует разбиванию сердечника, слишком жесткая — снижению амплитуды вибрации и потере мощности.

    Кроме того, при проворачивании сердечника в амортизаторе, проекция основания штока (на шток запрессована деталь, называемая якорь) не полностью совпадает с ярмом и хуже притягивается к нему. Жесткий поршень хуже перемещает воду. Разбитый поршень не качает вообще.

    Клапан при потере эластичности работает хуже, но совсем из строя насос не выходит. Тоже мы наблюдаем и при нарушении регулировке клапана.

    Иногда происходит просто потеря мощности. Часто причиной является опять включение насоса без погружения в воду. Чаще всего это происходит из-за пренебрежения правилами эксплуатации. Например, подвешивание насоса на стальном тросе и без амортизатора — крепление насоса обязательно должно амортизировать! Поэтому в комплект и входит леска или нейлоновый шнур и амортизирующее кольцо для крепления.

    Алгоритм поиска и ликвидация неисправностей

    Если насос отказывается работать или делает это как-то неубедительно, то первым делом отключите его от сети и извлеките на поверхность. Далее следует отсоединение подающего шланга и визуальный осмотр. Нет ли каких видимых повреждений. К сожалению, трещины в корпусе лечатся только полной заменой корпуса. Но и тут стоит помнить, что просто так они не появятся в литье, сделанном под давлением — тут где-то кроется иная причина.

    Если корпус цел, тестером проверяем сопротивление катушек и наличие замыкания на корпус. Исправное ярмо покажет сопротивления порядка 10 Ом. Любой из контактов (кроме заземления) не должен давать короткое на корпус насоса. Если оно есть — дело плохо. Заменить катушку самому очень сложно и попытка дает плохие результаты. Впрочем, рекомендации по этому вопросу будут чуть позднее.

    Если с корпусом и электрикой все нормально, надо продуть насос. То есть просто подуть в его заборное и подающее отверстия. В оба направления воздух долже проходить свободно. Но если резко дунуть в подающий патрубок, то клапан должен закрыться и заблокировать подачу воздуха.

    Если этого не происходит, то красноречиво говорит о нарушении в регулировке насоса. Дальше просто потрясем насос. Ничего не должно громыхать внутри него. Причина посторонних звуков — отслоение компаунда или разрушение механической части.

    Если есть сомнения в необходимости разборки, а насос попросту потерял мощность, то можно попробовать обойтись без разборки. Первым делом промываем насос струей воды. Задача — вымыть изнутри песок и мусор.

    Дальше можно попробовать опустить в ведро с водой. В воду добавляем 9% уксус (примерно 100 г на ведро) или пакетик лимонной кислоты. Оставляем часов на шесть. Затем снова промываем струей воды. Цель процедуры проста — снять известкование.

    Дальше проверяем регулировку клапана. Он должен лежать неплотно и иметь зазор 0,5 — 0,8 мм. Просто ослабляем контргайку и зажимную гайку на заборе насоса и регулируем. Как только попали как надо — крепим контргайкой. Процесс контролировать просто.

    Опускаем насос без шланга в ведро с водой. Так, чтобы выглядывал только патрубок шланга. И включаем. У исправного и отрегулированного насоса столб воды поднимается примерно на метр. По этому фонтану и судим о регулировке. Как только получили максимальную величину — тут и закрепляем результат.

    Мы перечислили самое простое. Для остального требуется разборка.

    Пристальный взгляд изнутри

    Первым делом нужно разобрать насос. Предварительно желательно сделать на корпусе метки. Чтобы потом правильно собрать.

    К сожалению, просто отвернуть крепежные винты только на новом насосе — в процессе эксплуатации резьбовое соединение так окисляется, что разобрать его — еще та задача. Лучшее подспорье — терпение и жидкость WD40. Кстати, в былые годы на заводе на соединительных шпильках во избежание разбалтывания вообще забивали керном. Сегодня поступают несколько гуманнее и применяют гайки с пластиковым фиксатором.Точно такие надо ставить и при сборке.

    Если разборка не задалась, нужно прибегать к ножовке или УШМ (болгарке). Только очень аккуратно, без повреждения корпуса. Штатные винты лучше заменить с болтами под внутренний шестигранник — их затем проще отвинчивать. Кстати, разбирать и собирать следует по тому же принципу, что и автомобильные колеса или блок двигателя — зятягиваем или ослабляем крепления постепенно, крест-накрест.

    Насос распадается на две половинки — в верхней компаундом залито ярмо, а в нижней держится вся механика.

    Устранение электрической неполадки

    В электрической половине смотрим на компаунд. Если он отслоился, то аккуратным постукиванием молотка по корпусу определяем участок. Если он небольшой, то можно попробовать вылечить неисправность заливкой эпоксидной смолы.

    Если узел выпадает из корпуса, то на компаунд наносим неглубокую насечку (болгаркой) не глубже 1 мм. И крепим узел на месте с помощью герметика, который применяют при ремонте автомобильных стекол. Эпоксидная смола не подходит — она недостаточно пластичная и попросту лопнет позднее от вибрации.

    Запрессовать катушку на место сложно — может понадобиться пресс с усилием порядка 300 кг. Можно попытаться и перемотать катушку, если та перегорела. Но тут сложнее. Сначала греют корпус, чтобы извлечь ее. Примерно до 120 градусов. Пока не отслоится компаунд. Делать это лучше на свежем воздухе — подгорающий компаунд не сильно полезен для здоровья.

    Аккуратно скалывая, освобождают корпуса катушек (их две) от остатков компаунда. Сматывают с них старый провод. Затем наматывают новые обмотки. Провод диаметром 0,65 мм, марки ПЭТВ. Виток к витку, примерно восемь слоев каждая катушка. Выводы катушек присоединяют пайкой к влагостойкому проводу сечением 0,75 в двойной изоляции. И затем катушку заливают в корпус эпоксидной смолой с добавлением прокаленного кварцевого песка.

    Но вообще, этот метод ремонта не сильно надежный — на заводе оборудование и материалы позволяют делать это более качественно. И ремонт электрической части можно рекомендовать только в крайнем случае. В остальных лучше обращаться к производителю.

    Впрочем, если у вас много свободного времени и намоточный станок и навыки работы с электрическими устройствами, то можно и попытаться. Но чаще всего оказывается дешевле полностью заменить катушку вместе с половиной корпуса. На заводах, кстати, так и делают. Можно считать это агрегатным ремонтом.

    Исправление механических нарушений

    С механикой проще. Аккуратно вытаскиваем узел из корпуса насоса. Первым делом визуально определяем неполадки: разрушения, разрывы, обломки шайб и так далее. Если есть чернота и гарь — снова проверяем электрику. Если есть следы механического износа на металлических деталях — проверяем зазоры и амортизатор и еще раз перепроверяем электрическую половину на предмет отслоения компаунда. Это можно сделать постукиванием молотка — в месте отслоения звук будет глуховатым.

    Просто иногда износ ярма и якоря случается потому, что катушка смещается, выпадает из корпуса. Что не всегда заметно на старом насосе по причине загрязнения.

    При разборке иногда случаются надрывы мембраны и амортизатора. Мембрана особенно не влияет на работоспособность насоса и, если можно ее подклеить резиновым клеем, то можно этим и ограничиться. А вот амортизатор в таком случае лучше заменить.

    Внутренности насоса промываем от песка — если он там есть. Известковый налет удаляем по тому же принципу, что и накипь в чайнике — лимонная кислота, уксус, средство для удаления накипи. Только не применяйте сильную щелочь и другие мощные средства — нужно очистить корпус, а не растворить его.

    Далее смотрят, как ориентирован якорь штока по отношению к катушке. Их проекции должны совпадать. Нет — поворачиваем, ослабив крепежные гайки. Расстояние от якоря до ярма должно составлять 5 — 8 мм. Этот зазор регулируется подкладными шайбами и контргайками на основании штока. Больше расстояние не позволит насосу развить мощность. Меньшее ведет к разбитию ярма и якоря, а иногда и корпуса.

    Если якорь на штоке разболтался — что бывает крайне редко — его крепят кернением. Иногда случается разрыв самого штока в районе резьбы крепления поршня или прослабление резьбы — тут уже только замена.

    Если износился поршень или он потерял эластичность, то тут все просто. Меняем его на новый из ремнабора и регулируем зазор между ним и постелью в корпусе. Этот расстояние должно находиться в пределах 4 — 5 мм. Регулируется он просто — путем добавления или уборки проставочных шайб толщиной 0,5 мм. Их вы найдете на самом штоке над и под поршнем.

    При смене поршня следует помнить о стальной втулке, запрессованной в центре. Достать ее из старого и запрессовать в новый просто. Не требуется даже специальных инструментов. Как правило, она входит от нажатия рукой. Иногда выручают тиски или просто болт с парой шайб и гайкой — просто насаживаем последовательно поршень и втулку на болт и стягиваем гайкой — втулочка встает на место как надо. Можно даже попробовать это сделать прямо на штоке.

    Мембрану меняют крайне редко — только если уж совсем рассыпалась. А так, если она цела и резина не потеряла своей упругости, то особо не обращайте на нее внимание. Главное, что она есть.

    Хорошим подспорьем в работе будет штангенциркуль с глубиномером. Им и замеряем расстояние от посадочного края корпуса до постели клапана, а затем от клапана до амортизатора. И приводим их в соответствие.

    Клапан насоса меняется тоже просто — винт и две гайки. Расстояние между ним и заборным отверстием регулируется простым поджатием винта. Как уже говорилось, зазор должен лежать в пределах 0,6 — 0,8 мм.

    Шток на амортизаторе, обратный клапан и поршень крепятся контргайками. Относимся к этому серьезно. Если это крепление позднее от вибрации развинтится, то может привести к серьезной поломке — как раз одна из главных причин разрушения корпуса или выхода из строя резиновых частей.

    Собираем аккуратно. Обращаем внимание на насосах с верхним забором воды на совпадение отверстий в корпусе и амортизаторе — для этого мы и делали метки перед разборкой насоса. С виду обе стороны одинаковы и их легко перепутать. Если это произойдет, то насос попросту откажется работать.

    Винты корпуса, как и говорилось, тянем крест-накрест, постепенно. И очень плотно. Гайки обязательно новые, с пластиковым фиксатором. Совсем не помешают шайбы Гровера. Помним, что насос при работе сильно вибрирует, чего не любят резьбовые соединения.

    Снова все проверяем. Меряем сопротивление обмотки ярма, продуваем туда-сюда насос. Если все нормально, переходим к проверке на ведре с водой. Опускаем насос в воду, патрубок для шланга оставляем снаружи. Или применяем для таких целей обрезок короткого шланга. И глядим, как у нас качает воду. Все нормально — хорошо. Слабо — регулируем клапан.

    Наглядный видео пример проведения ремонта

    Небольшая видео-подсказка по ремонту и диагностике, помогающая произвести ремонт:

    Всегда помним о безопасности! А потому, даже убедившись в целостности катушек и отсутствии замыкания на корпус, никогда не держим насос при проверке за корпус! Всегда только на диэлектрическом пружинящем подвесе! И никогда для подобных целей не используем провод питания. Безопасность никогда не бывает лишней.

    Отличный компактный насос, сколько его использовал ни разу особо не подводил. Как по мне основным его минусом является то что он сильно вибрирует и взбаламучивает воду в скважине так, что по итогу она становится довольно грязной. То есть надеяться на то что он наберет чистой воды не приходится, но для частных нужд отличная вещь. За все время его пришлось разобрать только один раз — чтобы почистить.

    На даче воду набираем со скважины. Там стоит электронасос «Малыш». Он работал бесперебойно почти пять лет, но сейчас забарахлил. Думал, что придется покупать новый насос, но решил сам попробовать отремонтировать. К моему удивлению, это оказалось не так уж и сложно. Пока работает отлично. Надеюсь, еще прослужит не один год.

    Интернет-энциклопедия по обустройству сетей инженерно-технического обеспечения

    Материалы: http://sovet-ingenera.com/vodosnab/nasosy/remont-nasosa-malysh-svoimi-rukami.html

    my-repairs.ru


    .