Воздушная пробка в системе отопления – как определить ее и как удалить? Как найти воздушную пробку в системе отопления


Как убрать воздушную пробку из системы отопления

Содержание статьи:

Ухудшение работы отопления может быть обусловлено несколькими факторами. Одним из них является завоздушенность — появление пустот внутри труб и радиаторов. При этом затрудняется циркуляция теплоносителя, существенно снижается КПД и возрастает риск поломок. Как убрать воздушную пробку из системы отопления собственными силами? Для этого нужно узнать основные факторы появления подобного дефекта.

Причины возникновения воздушных пробок

Термограмма как один из способов обнаружения воздушных пробок

Термограмма как один из способов обнаружения воздушных пробок

Сформировавшаяся воздушная пробка в батарее отопления может возникнуть по ряду причин. Основной из них является утечка теплоносителя. Даже небольшое уменьшение объема воды в системе влечет за собой образование воздушных прослоек в трубах и радиаторах.

Кроме этого, не нужно забывать, что вода характеризуется степенью насыщения кислородом. Во время нагрева происходит не только расширение, но и выделение пара. Он может концентрироваться в верхних точках магистрали. Чаще всего воздушная пробка в радиаторе отопления формируется именно из-за этого. После остывания теплоносителя его объем уменьшается, образовавшееся пространство занимает воздух. Во время эксплуатации системы во избежание появления этих явлений нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Соблюдение уровня расположения труб и отопительных приборов. Даже небольшой перекос батареи поставит перед собственником вопрос — как выгнать воздушную пробку из системы отопления;
  • Использование элементов системы, материал изготовления которых не пропускает молекулы кислорода. Наиболее распространенной ошибкой является монтаж труб из сшитого полиэтилена без защитной оболочки;
  • Соблюдение режимов работы отопления. Это относится как к температурному графику функционирования, так и к давлению. Для этого следует монтировать на ответственных участках магистрали манометры и термометры;
  • Для закрытых систем рекомендуется монтаж автоматической подпитки теплоносителем. В случае убывания даже небольшого количества воды вследствие протечки или испарения этот механизм добавит нужный объем теплоносителя автоматически.

Но как пробить пробку в отоплении если она уже сформировалась? Сначала нужно найти. Явным признаком ее появления будет резкое снижение температуры в определенном месте трубопровода или радиатора. Также появятся характерные звуки — бульканье и перетекание жидкости. Несильное постукивание поможет найти точное месторасположение дефекта. В этом месте металл будет создавать чуть более высокие звуки, чем при полном заполнении водой.

Если нужно избежать ситуации, при которой удаление образовавшейся воздушной пробки из труб отопления окажется затруднительным — рекомендуется после котла установить сепаратор. Это устройство уменьшает содержание газа в воде.

Методы устранения воздушных пробок

Удаление пробок с помощью установленного воздухоотводчика

Удаление пробок с помощью установленного воздухоотводчика

Перед тем как убрать воздушную пробку в отоплении нужно выяснить ее свойства. Главным из них является плотность, которая всегда будет ниже, чем такой же показатель воды. Соответственно жидкость будет вытеснять воздух вверх и по направлению циркуляции.

Следовательно, для удаления завоздушенности нужно обеспечить выход пара. Для этого следует установить специальные устройства — воздухоотводчики и краны Маевского. Они работают по принципу обратного клапана. При превышении определенного показателя давления, на седло клапана воздействует пар. Шток приходит в движение, высвобождая воздух из радиатора или трубы. После нормализации давления под действием пружины шток занимает старое положение.

Воздушная пробка чугунной или алюминиевой батареи отопления может привести к повреждению корпуса. Поэтому при возникновении такой ситуации нужно незамедлительно решить проблему.

Кран Маевского

Конструкция крана Маевского

Конструкция крана Маевского

Он предназначен для устранения воздушной пробки в батарее отопления. Несмотря на небольшой размер, кран Маевского способствует эффективному удалению скопившегося пара не только в радиаторах, но и в трубах.

Конструктивно он представляет собой игольчатый клапан, заключенный в металлическом корпусе. Как удалить воздушную пробку из системы отопления с его помощью? Сначала нужно определиться с моделью устройства.

Ручные краны

После установки в верхний патрубок радиатора выпуск воздуха осуществляется после поворота накидной гайки на кране. Удаление воздушной пробки из системы отопления с помощью ручного крана Маевского выполняется по следующей схеме:

  • Заполнение системы теплоносителем. Краны на радиаторах при этом находятся в закрытом состоянии;
  • По достижении максимального уровня подача воды прекращается;
  • Установив в устройствах требуемый зазор игольчатого ограничителя, открываются краны;
  • Одновременно с этим возобновляется подача теплоносителя.

Вода добавляется в систему до тех пор, пока из всех кранов Маевского не начинает идти жидкость. Обязательно проверяется отсутствие воздушной струи. Такой метод эффективен для удаления воздушной пробки в радиаторах отопления при первом запуске системы, перед сезоном или при появлении завоздушенности во время эксплуатации.

Ручные модели эффективно устранят воздушную пробку в радиаторе как для автономного, так и для центрального отопления. Главное, – правильно подобрать монтажную резьбу. В большинстве случаев она равна 1/2”, но есть модели и с нестандартным размером 3/4”.

Автоматические краны

Автоматический кран Маевского

Автоматический кран Маевского

В отличие от вышеописанной модели в их конструкции на торец игольчатого клапана устанавливается седло с определенной площадью поверхности. В сочетании с обратной пружиной, степень прижатия которой определяет критическое значение давления, при котором кран открывается. Подробное устройство предназначено для автоматического пробития пробки в отоплении при превышении критического значения температуры и как следствие — давления.

Однако, перед монтажом следует ознакомиться со спецификой работы этой модели:

  • Для предотвращения попадания воды на пол в конструкции должен быть предусмотрен патрубок для слива избыточного количества воды в канализацию;
  • При долгом застое седло клапана может покрыться известковым налетом, который затруднит его открытие. Поэтому рекомендуют 1 раз в 2-3 месяца открывать кран вручную. Этапы процедуры нужно сделать перед первым запуском отопления;
  • Устанавливаемое максимальное давление открытия не должно превышать критическое всей системы. Для того чтобы убрать воздушную пробку из отопления в автоматическом режиме значение давления на кране должно быть меньше максимального на 5-10%.

Что лучше установить: автоматический или ручной кран Маевского? Если работа системы не предусматривает резких скачков давления — на радиаторы можно поставить ручные модели. Для автономного отопления отдают предпочтение автоматическим.

Лучше всего выбирать модели, изготовленные из латуни. Во время выгона воздушной пробки из отопления они могут выдержать не только критическое значение давления, но и температуры. Стальной корпус подвержен разрушению и ржавлению.

Воздухоотводчик отопления

Конструкция, принцип работы воздухоотводчика

Конструкция, принцип работы воздухоотводчика

Но помимо радиаторов нередко возникают ситуации, когда требуется выгнать воздушную пробку из системы отопления в трубах. Для этого на определенных участках магистрали необходимо установить воздухоотводчики. Их конструкция во многом схожа с описанными автоматическими кранами Маевского. Однако есть существенные отличия — они рассчитаны на наибольший объем выпускаемого воздуха и устанавливаются не горизонтально, а вертикально.

Для того чтобы удалить образовавшуюся воздушную пробку из системы отопления сначала нужно установить воздухоотводчики в правильных местах:

  • В самой высокой точке магистрали. Для открытой системы это возможно только в том случае, если установлен герметичный расширительный бак на обратной трубе;
  • В коллекторном отоплении — на каждой гребенке;
  • Для тройниковой разводки — перед каждым узлом разветвления магистрали.

После установки необходимо правильно выставить значение давления, при котором воздухоотводчик сработает. Для удаления воздушной пробки из системы отопления в трубы нагнетают теплоноситель до того момента, пока не сработает воздухоотводчик на обратной магистрали.

Убирая воздушную пробку в автономном отоплении, нужно снизить температуру теплоносителя до минимума. Это приведет к уменьшению объема воды и будет способствовать более эффективному устранению неполадки.

В сочетании с функциональными качествами кранов Маевского это дает возможность эффективно пробить любую пробку в отоплении. Важно, чтобы параметры срабатывания устройств не превышали критическое значение давления. В противном случае безопасность системы может быть под угрозой.

В видео показан пример развоздушивания радиатора отопления:

strojdvor.ru

Как выгнать воздушную пробку из радиатора водяного отопления

Воздушная пробка – это скопление воздуха в водяной системе отопления. Это негативное явление, которое не возникает при правильном проектировании. Во всех элементах контура обогрева циркулирует теплоноситель – вода или антифриз. Там, где скапливается воздух, циркуляция прекращается, а вместе с этим отсутствует теплообмен, возникают гидроудары, начинается коррозия. Сегодня мы расскажем вам, как убрать воздушные пробки и предотвратить их появление.

Как и где образуется воздушная пробка

воздушных пробокЕсть две категории систем водяного отопления – это герметичные (закрытые) и негерметичные (открытые). Главное отличие в том, как циркулирует теплоноситель. В закрытых системах это происходит благодаря насосу, без него вода будет стоять. В открытых контурах теплоноситель течет только благодаря гравитации земли, поэтому их еще называют гравитационными. Это возможно только в том случае, если трубы будут уложены под наклоном. Также наклон должен сохраняться при установке радиаторов.

Главной причиной появления воздушных пробок является теплоноситель. Именно вода приносит в контур воздух, который всегда содержится в ней. Процент содержания зависит от температуры. В холодной воде воздуха больше, при нагревании он начинает выходить. При этом чем выше температура, тем интенсивнее происходит процесс.

какие трубы выбрать для отопленияЕсть много вариантов какие трубы выбрать для отопления: ППН, РЕХ, ПВХ, металлопластик, сталь, нержавейка, медь.

 

О том, как соединить трубы отопления читайте в этой статье.

Скопление воздуха может быть:

Последствия могут отличаться, но в любом случае это негативно сказывается на работе всей системы. В закрытых контурах теплоноситель не контактирует с воздухом. Пробка может появиться после ремонта или при окислении металла (когда железо ржавеет).

Приспособления для отвода воздуха

Правильная работа контура невозможна, если в ней есть пробки. Они уменьшают полезный объём системы, мешают циркуляции теплоносителя, их нужно удалять. Чтобы бороться с проблемой завоздушивания в системе отопления монтируются:

  • автоматические воздухоотводчики;
  • краны Маевского;
  • сепараторы воздуха.
Воздушные пробки

Принцип работы автоматического воздухоотводчика.

В открытых системах воздух выходит через расширительный бак, который выполняет сразу две функции. Его ставят в самой высокой точке, к которой под наклоном уложена вся система. Пробке больше некуда деваться, кроме как подняться в бак – это при условии, что контур спроектирован и сделан правильно.

Автоматический воздухоотводчик работает автономно. Он устанавливается в любой проблемной точке. Ставится с аварийным клапаном для выброса теплоносителя при критическом повышении давления. Сепаратор воздуха это проточная арматура, в которой стоит что-то наподобие ершика для посуды, только из металла. Ударяясь об эту преграду, вода примешивается, вследствие чего из теплоносителя отделяется воздух и выводится наружу. Весь процесс автоматичный.

Кран Маевского ставится в верхний торец батареи. Он входит в монтажный комплект, который нужно приобрести при замене батарей отопления. Новые теплообменники продаются неготовыми в установке. Это единственный воздухоотводчик, который нужно открывать вручную.

Как удалить воздушную пробку

Когда стоит вопрос, как выгнать воздушную пробку, то речь идет именно о кранах Маевского, так как вся остальная арматура работает в автономном режиме. Если этого не происходит, значит, нужно заменить нерабочий элемент на новый.

как выгнать воздушную пробку

Удаление воздушной пробки из батареи.

Кран Маевского можно найти в одном из верхних торцов батареи. Во вращающейся головке есть отверстие для слива теплоносителя. По правилам установки оно должно смотреть вверх. Посередине крана есть маленький болтик под прямую отвертку. Чтобы удалить пробку нужно:

  • повернуть колпачок отверстием для слива вниз;
  • подставить небольшую емкость – хватит 100 мл;
  • немного провернуть болт крана отверткой против часовой стрелки – буквально четверть оборота.

Должно появиться шипение – это выходит воздух. Когда из крана польется вода, болтик закручивается обратно. Все просто, бояться не надо, струйка воды тонкая, как иголка, теплоносителя вытекает при этом крайне мало.

промывки труб отопления в частном домеСуществует три методики промывки труб отопления в частном доме: химическая, напорная и импульсная.

 

Схемы подключения труб отопления к газовому котлу вы найдете тут.

Если пробка появилась в трубе на одном из участков контура, то можно выдавить ее подпиткой воды. Только при этом нужно открыть один из кранов и обеспечить вывод теплоносителя в канализацию. Воды выльется много. Самые опытные сантехники умеют находить пробку в трубе и выгонять ее легкими постукиваниями.

Негативные последствия воздушных пробок

Есть прямые последствия появления воздушных пробок – это перепады давления, гидроудары и коррозия. В свою очередь, каждый из факторов опасен по-своему. К примеру, коррозия – возникает при контакте железа и воздуха, при этом процесс сопровождается выделением малого количества газов. И так по нарастающей. Ржавчина разъедает трубу из-за чего рано или поздно потребуется заменить часть контура. Кроме этого, частицы коррозии забывают фильтры.

Сразу гидроудары слабые, но если ничего не предпринимать, со временем система разгерметизируется. Признаком наличия гидроударов являются короткие постукивания в трубах.

Гидроудары – проблема более серьёзная, особенно для центральных систем. Когда вода достигает пробки, она резко останавливается, вследствие чего в обратном направлении ее циркуляции расходится ударная волна. По мере отдаления волна набирает силу, которой бывает достаточно, чтобы расколоть чугунную батарею.

Давление – самый опасный фактор. Из-за уменьшения полезного объёма контура при повышении температуры теплоноситель увеличивается в объёме и ему становится «тесно», он начинает искать себе выход. В этом случае происходит аварийный выброс через клапан. Когда теплоноситель остывает, в контуре резко падает давление. Если давление будет слишком маленьким, то котел просто не включится. Результат – разморожение системы, а это сулит полный демонтаж и замену.

utepleniedoma.com

Воздушные пробки в системах отопления: справляемся своими силами

Проверку отопительной системы на наличие воздушных пробок необходимо проводить во время подготовки к зиме. Иначе с наступлением холодов можно столкнуться с такими проблемами, как холодные трубы и шум в них.

Почему появляются воздушные пробки в отопительных системах?

Среди причин появления в отопительных системах воздуха можно назвать следующие:

  • ремонт отопительных систем;
  • несоблюдение направления и параметров уклона в процессе монтажа трубопровода;
  • снижение уровня воды и давления;
  • отсутствие насоса для осуществления принудительной циркуляции воды;
  • протечка труб на стыках;
  • неправильное заполнение отопительной системы после того, как она не использовалась в течение продолжительного времени.

Кроме вышеперечисленных причин, можно назвать ещё и то, что воздух может попасть в трубы вместе с водой, в которой, как правило содержатся пузырьки воздуха. Они в процессе нагревания начинают движение вверх.

От появления воздушных пробок не защищены и системы, к которым подключают тёплые полы водяного типа. При этом исправить ситуацию достаточно сложно, потому что в данном случае трубы находятся на разной высоте. Поэтому необходимо либо всё время следить за тем, каков расход воды и какое давление создано в трубе, либо выполнить установку воздухосборников.

Какие способы борьбы с воздушными пробками существуют?

В зависимости от того, какая циркуляция воды предусмотрена в отопительной системе: принудительная или естественная, – используются разные приёмы удаления воздуха.

При естественной циркуляции и верхней разводке от воздуха может избавить установка расширительного бака. Его располагают по отношению к системе в самом высоком месте. Трубопровод, который подаёт воду, должен подводиться к расширительному баку с некоторым подъёмом.

При нижней разводке воздух удаляется точно так же, как если бы в системе отопления был установлен циркуляционный насос.

Если в доме используется циркуляция принудительного типа, то воздухосборник устанавливается в самом высоком месте всей системы. Подающая теплоноситель труба при этом поднимается в направлении движения воды. Пузырьки воздуха, которые она содержит, поднимаются вверх по стояку и выводятся, когда открыты воздушные краны.

О каком бы типе системы отопления не шла речь, обратные трубы должны иметь уклон по направлению к сливу воды. Это будет необходимо при проведении ремонта отопления, так как слить воду можно будет гораздо быстрее.

В закрытых отопительных системах в нескольких местах трубопровода устанавливаются автоматические отводчики воздуха. Работа воздухозаборников и отводчиков напрямую зависит от того, правильно ли выбран уклон. Если всё было сделано верно, то стравливание воздуха не вызовет никаких проблем.

При удалении воздуха в трубах повышается давление, а расход теплоносителя увеличивается. Если батареи сильно завоздушены, то вы имеете дело с нарушенной герметичностью.

Выбираем место установки воздухоотводчиков

Отведение воздуха нужно предусмотреть в двух местах:

  • во-первых, там, где есть колено или поворот в трубопроводе;
  • во-вторых, на самых высоких точках трубопровода.

Все отводчики воздуха делятся на два вида. Одни из них ручные, а другие – автоматические.

К ручным воздухоотводчикам относят кран Маевского. Его устанавливают на торцовой части радиатора. Регулировать такой кран можно с помощью отвёртки или ключа.

Минусом подобных кранов являются небольшие размеры, снижающие их производительность. Кран Маевского есть смысл использовать лишь в процессе местного удаления воздуха.

Автоматические отводчики воздуха функционируют без необходимости приложения усилий со стороны человека. Их можно установить и вертикально, и горизонтально.

Их минусом является то, что они чувствительны к грязной воде. Чтобы избежать поломок, необходимо устанавливать на обратных и подающих воду трубах фильтры-грязевики.

Как найти завоздушенный участок трубы?

Определить появление воздушных пробок в отопительной системе несложно. Для этого достаточно прислушаться к тому, как по трубам идёт вода. Если трубопровод издаёт не характерные для него звуки вроде бульканья или перетеканий, то на лицо факт появления воздушной пробки.

Простукиванием можно более точно определить завоздушенный участок. Однако по трубам и батареям нужно постукивать не сильно, а лишь слегка. На месте воздушной пробки металл будет звучать звонче.

Чтобы устранить образовавшуюся пробку, нужно сначала поставить ведро, которое пригодится, когда вода начнёт сливаться, и открыть термостат на батарее, а затем – кран Маевского.

Определить начало сброса воздуха можно по тихому шипению, которое начнётся во время открывания крана. Шипение будет становиться всё тише по мере того, как воздух будет уходить. Кран нужно закрывать лишь тогда, когда из него начнёт течь вода.

Может случиться и так, что подобная операция не поможет, и батареи будут по-прежнему плохо прогревать помещение. Тогда предстоит проделать более сложную работу: снова продуть, промыть и заполнить водой отопительную систему.

termosys.ru

способы удаления воздушных пробок, удаление воздушной пробки из радиатора, удаление воздуха из системы, причины возникновения воздушных пробок, определение места воздушной пробки, порядок запуска системы отопления

Воздух в системе отопления: способы удаления воздушных пробок, удаление воздушной пробки из радиатора, удаление воздуха из системы, причины возникновения воздушных пробок, определение места воздушной пробки, порядок запуска системы отопления

Воздушные пробки частая причина нарушения работы системы отопления. Они могут появляться в системах центрального отопления и индивидуального. Холодные стояки или радиаторы отопления, шум в трубах все это вызвано воздухом в системе отопления. О причинах появления и о том, как удалить воздух из системы отопления пойдет речь в этом материале.

Причины завоздушивания системы

Воздух в системе отопления — это довольно частое явление в начале отопительного сезона. Даже в хорошо спроектированной и грамотно смонтированной системе могут возникать воздушные пробки. Причин появления воздуха в системе отопления может быть несколько.

  • При проведении ремонта системы отопления необходимо слить воду, что и делают. В этот момент система заполняется воздухом. По окончании ремонта системы заполняют в новь, но воздух в ней остается.
  • При замене отопительных приборов, как и при ремонте сливают часть воды. При этом в систему попадает воздух.
  • После ремонта или замены радиаторов необходимо правильно запустить систему отопления и удалить весь воздух. Работа эта длительная. Часто торопятся и нарушают технологию. После запуска благодаря остаткам воздуха нарушается работа системы отопления.
  • Часто причиной появления воздуха становятся алюминиевые радиаторы отопления. Этот тип радиаторов склонен к газообразованию. Газы, образовавшиеся при коррозии радиатора, создают воздушную пробку.
  • Коррозия труб системы отопления — это неизбежный процесс. При коррозии в теплоноситель выделяются различные газы, которые могут стать причиной воздушных пробок.
  • В холодной воде содержится большое количество воздуха, который при нагревании высвобождается и образует воздушные пробки.
  • Причиной завоздушивания системы отопления могут быть неправильно работающие клапаны автоматического сброса воздуха. Загрязненность теплоносителя может вызвать закупорку клапанов. В результате чего нарушится их работа и воздух не сможет выйти из системы.

Определение мест образования воздушной пробки

Важной частью удаления воздуха из системы является правильное определение места образования воздушной пробки. В зависимости от места расположения воздуха применяются разные способы его удаления.

В системе отопления любого типа воздушные пробки могут образовываться в двух местах: в трубах и радиаторах. В трубах воздушная пробка образуется, как правило, в крайних стояках, в них разница давления подачи и обратки минимальна. В радиаторах воздух скапливается в верхнем углу расположенном напротив подключения подачи.

Первое с чего следует начать это убедиться в том, что все краны на стояках и радиаторах отопления открыты.

Если на стояке рядом с радиатором отопления имеется перемычка (байпас) соединяющая подачу и обратку в обход радиатора, то сначала проверяем ее. Если она горячая, а радиатор холодный, то воздушная пробка в радиаторе. Если холодная это означает, что не работает весь стояк.

Радиатор отопления подключенный через байпас. Рис.1.

Если перемычки нет, то сравниваем температуру подачи и обратки. Если обе трубы имеют одинаковую температуру, то проблема может быть, как в стояке, так и в радиаторе. В этом случае сначала делаем попытку сбросить воздух из радиатора. Если подача теплее обратки, то воздушная пробка в радиаторе. Из-за нее не работает весь стояк.

Удаление воздушной пробки из радиатора отопления

Радиаторы отопления подвержены завоздушиванию больше, чем остальные элементы системы. В большинстве случаев достаточно спустить воздух из радиатора, и система отопления начинает функционировать исправно.

Удалить воздух из радиатора можно двумя способами:

  • через воздухоотводчик или клапан;
  • перезапустить систему отопления.

Если радиатор отопления оборудован клапаном (кран маевского), то удалить воздух из радиатора можно своими руками. Воздухоотводчиком или клапаном оснащаются все современные радиаторы отопления. Воздухоотводчик установлен на верхней пробке радиатора со стороны противоположной трубе подачи.

Кран Маевского на радиаторе отопления. Рис.2. Кран Маевского на радиаторе отопления.

Чтобы спустить воздух необходимо специальным ключом, продается вместе с клапаном, открыть ниппель. Если в радиаторе был воздух, то услышите шипение. Перед открытием клапана следует под него подставить тару для приема воды. Воды будет не много, поэтому достаточно будет литровой банки.

Как шипение закончится это говорит о том, что воздух вышел. Далее следует дождаться появления воды из ниппеля. Как только напор воды из ниппеля станет постоянным, его можно закрывать. Воздуха в радиаторе больше нет.

Если воздухоотводчик отсутствует, то необходимо перезапустить систему отопления. В случае городской центральной системе отопления, перезапустить ее самостоятельно сложно и следует вызвать специалистов. Индивидуальную систему отопления перезапустить можно своими руками.

Запуск / перезапуск системы отопления

Запуск системы отопления это простой, но длительный и ответственный процесс. Его главная задача заполнить систему и одновременно удалить из нее весь воздух. Порядок запуска системы следующий.

Начинают с подготовительных работ. У каждой системы отопления есть воздухоотводчик. Ручной или автоматический. Он находится в самой верхней точки системы, и должен быть исправен. В случае ручного воздухоотводчика открыт.

Далее перекрывают трубу подачи. Систему заполняют через обратку. Под действием воды воздух стремиться подняться в самую верхнюю точку системы, туда, где расположен вооздухоотводчик. Если не спешить, то весь воздух выйдет с первого раза.

Если речь идет о перезапуске системы, то поступают точно также. Перекрывают подачу, открывают воздухоотводчик и открывают обратку. Вода, поднимаясь по трубам вверх, выдавливает воздух из системы через воздухоотводчик. Определить остался воздух или весь вышел можно по равномерности напора воды из воздухоотводчика. Если напор равномерный, то воздух удален. Воздухоотводчик можно перекрыть, и включить систему на циркуляцию.

Обычно ручной воздухоотводчик представляет собой кран. Через этот кран вместе с воздухом будет вытекать и вода. Для системы городской центральной системы отопления потери нескольких сот литров воды не является проблемой. Для частного дома, где вместо воды используется антифриз — это недопустимо. Поэтому в индивидуальной системе отопления устанавливают автоматические воздухоотводчики. Они пропускают воздух, но не пропускают антифриз.

Автоматический воздухоотводчик для системы отопления. Рис.3. Автоматический воздухоотводчик для системы отопления.

Как не допустить завоздушивания системы?

Как говорилось ранее завоздушивание системы это неизбежность. Не допустить попадание воздуха в систему можно только правильно выполнив ее пуск. Однако остальных факторов, описанных в начале статьи, достаточно, чтобы в системе появились воздушные пробки. Поэтому целесообразнее дать несколько советов, как облегчить устранения воздушных пробок.

На каждом радиаторе отопления необходимо предусмотреть воздухоотводчик. Тоже относится к водяным теплым полам.

На каждом стояке необходимо предусматривать краны для его отключения от системы.

В самой верхней и нижней части стояка следует устанавливать отводы с кранами. Это позволит слить стояк или выпустить из него воздух не нарушая работу всей системы.

Следует выбирать трубы и радиаторы отопления не склонные к газообразованию. Газ появляется в результате процессов коррозии металлов. Если коррозии нет, то и газообразование будет сведено к минимуму, а, следовательно, и завоздушивание.

mhremont.ru

Воздушная пробка в системе отопления – как определить ее и как удалить? : Шикарный дом

Апр 21, 2013

воздушная пробка в системе отопления

Вместе с изобретением в далёком 1777 году, и первым применением для обогрева помещений водяного отопления, появилась проблема воздушных пробок. И это неудивительно, потому что вода, которую в основном используют в качестве теплоносителя, на треть состоит из воздуха.

При нагревании воды выделяются пузырьки воздуха, который скапливаясь, может образовывать пробки. Причем нормально когда воздух, и ненормально когда скапливается, именно по причине такого накопления возникает воздушная пробка в системе отопления помещения, независимо от того частный это дом или многоэтажное общественное строение.

Чтобы понять, почему это происходит, нужно как минимум представить себе принцип работы системы водяного отопления. Повсеместно применяются системы двух видов, естественной и принудительной циркуляции, рассмотрим первый из них и определим, как не допустить возникновение воздушных пробок.

пробка в батарее

Ещё со школьной скамьи мы с вами вынесли уверенность в том, что тепло всегда поднимается вверх, а холод наоборот вниз, именно этот закон физики лежит в основе системы отопления с естественной циркуляцией. Водяная рубашка системы отопления представляет собой замкнутое кольцо из трубы, наполненной водой.

При нагревании в котле вода поднимается вверх, а холодная заполняет её место, таким образом происходит самопроизвольная циркуляция, и тепло котла (в виде нагретой воды) перемещается в ваш дом. Если необходимо установить батарею, то подключают вход к верхней, а выход к нижней трубе. И таких подключений можно делать сколько вам нужно, лишь бы мощности котла хватало.

холодные батареиВажно помнить, что тёплая вода легко поднимается только вертикально, поэтому труба подачи горячей воды должна постоянно подниматься под уклоном не менее 1% и после достижения самой верхней точки постоянно опускаться. Чем больше мы наклоняем трубу, загибая её кольцом, тем больше должна нагреваться вода для обеспечения циркуляции, при этом выделяются пузырьки воздуха, которые должны свободно выходить через отводную трубу в самой верхней точке.

Причина появления пробок

Основной причиной образования воздушных пробок является грубое нарушение технологии монтажа системы отопления, и несоблюдение необходимых уклонов.

Не всегда всё зависит от нас, и если мы живём в квартире или купили дом с уже установленной системой отопления, а зима, как всегда, пришла неожиданно, то определённое представление как убрать воздушную пробку будет весьма кстати.

Даже в идеально смонтированной системе время от времени может скапливаться воздух, который необходимо периодически стравливать при помощи специально установленных кранов. Это нормальный процесс, который не должен вызывать большой тревоги.

Первым признаком того, что в системе появился воздух является неравномерный прогрев всех элементов системы. И если не удаётся добиться положительного результата с помощью кранов, котёл кипит, а батареи холодные, то возможно в системе недостаёт воды.

как определить воздушную пробку в батарее

В процессе работы вода потихоньку испаряется, и если периодически её не пополнять, придёт момент, когда верхняя точка системы может остаться сухой или заполненной до половины и циркуляция прекратится.

Чтобы не допустить такую ситуацию, можно в расширительный бачок залить пару литров машинного масла, которое покрыв воду плёнкой, не даст ей испаряться.

причина появления пробки в системе отопления

Когда пробка в батарее

Определить когда в батарее начинает скапливаться воздух можно по появлению постороннего шума и постоянного звука кипящей воды, или как бы протекающего в ней ручья. В многоквартирных и частных домах воздушная пробка в батарее устраняется только одним способом, регулярно стравливая воздух, через кран «Маевского», установленного на батарее.

что делать если пробка в батарее

И если эта проблема постоянная, рекомендую установить автоматические воздухоотводчики на все батареи, они практичны и не требуют постоянного вмешательства человека. Правда, у них есть один недостаток, они более чувствительны к загрязнениям, чем кран Маевского.

Когда пробка в трубах

Воздух легче воды, поэтому, никогда не собирается в вертикальных стояках системы централизованного отопления, чаще образуется воздушная пробка в трубе горизонтального расположения, и может быть причиной элементарного её провисания. Найти такую пробку можно на ощупь, в месте скопления воздуха труба прохладней.

Если это не провисание, а неправильный монтаж системы и ничего уже изменить нельзя, тогда можно просверлить небольшое отверстие в месте образования пробки, и после высвобождения воздуха завернуть туда саморез с пресс-шайбой и резиновой прокладкой. Или закрепить на трубу хомут с краном, что позволит в дальнейшем легко стравливать воздух, просто открывая кран.

хомут для удаления воздушной пробки в трубах

Ещё один способ избавиться от воздуха в трубах – слить всю воду из системы отопления и заполнить её заново через нижнее (сливное) отверстие. Чтобы вода медленно выдавила воздух через расширительный бачок.

Опубликовано в рубрике Сантехнические работы | Комментарии отключены

shik-dom.ru

Воздух в системе отопления - удаление воздушной пробки

Откуда берется воздух в системе отопления и как его спустить

Воздух в системе отопления – частая проблема, с которой приходится сталкиваться жителям домов, квартир. Даже идеально спроектированная и смонтированная система отопления периодически нуждается в стравливании воздуха, это факт. Холодные радиаторы, коррозия металлических элементов, шум при работе, такие нежелательные процессы являются результатом образования воздушной пробки. Как исправить ситуацию и почему так происходит? В данной публикации речь пойдет именно об этом.

На пороге зима, близится начало отопительного сезона… Наконец-то настал долгожданный день, когда в доме станет тепло и комфортно, но, к сожалению, в комнатах по-прежнему прохладно: батареи внизу горячие, в верхней части – совершенно холодные. Виной всему воздушная пробка в системе отопления. Причин ее появления может быть несколько:

  • в воде есть растворенный воздух – в процессе нагревания воды воздух начинает выделяться в виде пузырьков. Они поднимаются в верхние части трубопроводов, скапливаясь там, тем самым создавая воздушные пробки;
  • завоздушивание возникает во время ремонта трубопроводов и последующей сборке;
  • неправильное наполнение – систему необходимо наполнять медленно, удаляя одновременно воздух из распределителей, радиаторов. Нужно действовать по следующему принципу: чем более обширная и разветвленная система, тем медленнее ее следует наполнять;
  • неудовлетворительная герметичность – не очень большие изъяны системы трудно заметить, к примеру, течь на соединительном стыке малозаметная, поскольку горячая вода быстро испаряется. Вот именно через такие неплотности воздух засасывается в систему отопления.

Откуда воздух в системе отопления понятно, теперь возникает следующий вопрос: как с этим бороться? Воздушная пробка не только причиняет неудобства в плане неполноценного функционирования отопительной системы, еще по истечении определенного времени начнется коррозия металлических элементов. Более того, по причине наличия воздуха в системе, циркуляционный насос работает неправильно.

[include title="РСЯ - в записи"]

Важно: если не удалить воздух из отопительной системы, возникнет явление «сухого трения» в подшипниках. В итоге возможно повреждение вала, скользящих колец насоса.

Каждую закрытую систему отопления нужно оборудовать автоматическими воздухоотводчиками. Самым эффективным способом устранения воздуха считается применение многоступенчатой системы обезвоздушивания. Тогда воздухоотводчики монтируются в нескольких местах, и из каждой группы устройств воздух стравливается отдельно.

Как спустить воздух из системы отопления

Так выглядят автоматические воздухоотводчики

Если система запущена правильно, периодическое удаление воздуха будет несложным. Здесь важен контроль давления воды: значительное падение свидетельствует о негерметичности, а вот неравномерный температурный режим говорит о завоздушивании радиаторов.

Воздухоотводчики бывают разные:

  • ручные – характеризуются небольшими размерами, устанавливаются на торцах радиаторов. В обслуживании они простые, регулируются отверткой, ключом. Также они обладают низкими показателями производительности, поэтому служат исключительно для местного удаления воздуха;
Ручной воздухоотводчик

Ручной воздухоотводчик — кран Маевского

  • автоматические – данные воздухоотводчики работают без вмешательства человека, устанавливаются (зависимо от типа) вертикально либо горизонтально. В отличие от ручных, эти устройства более производительные, но чувствительные к загрязнениям.

Воздух в радиаторах способствует образованию посторонних звуков, к примеру, бульканье, перемещение воды. Удаление воздуха из системы отопления обязательное, потому что внутри батарей не будет полноценной циркуляции. Если отопительная система завоздушена полностью, сначала нужно определить места образования воздушных пробок. Для этого следует простучать легким молотком отопительные приборы, трубы. Более сильный, звонкий звук говорит о том, что в данном месте есть воздушная пробка.

Важно: практика показывает, что чаще всего воздух собирается в отопительных приборах, которые установлены на верхних этажах.

Итак, для спуска воздуха необходимо иметь под рукой специальный ключ либо отвертку, емкость для слива воды. Сначала следует максимально открыть термостат, затем специальным ключом открыть клапан, предназначенный для спуска воздуха (кран Маевского).

Воздушная пробка в системе отопления

При удалении воздуха подставьте какую-нибудь емкость, чтобы не забрызгать все водой

Когда клапан открывается, необходимо прислушиваться к звукам, которые будут исходить из батареи: легкое шипение означает, что воздух стравливается. После прекращения шипения клапан можно закрывать, то есть, если из клапана потекла вода – воздух из батареи вышел.

[include title="РСЯ - в записи"]

Важно: непосредственно перед процессом спуска воздуха следует положить под батарею тряпку, не забыв о емкости для воды.

Случается, что даже после спуска воздуха в батареях нет хорошего нагрева либо батарея греет, но недолго. Тогда нужно, как вариант, промыть и продуть батарею. Если и эта процедура не приносит желаемого результата, необходимо проверить полноценность заполнения системы отопления.

Часто в домах с автономным отоплением приходится осуществлять спуск воды через расширительный бачок, который всегда расположен в самой верхней точке системы. После спуска воды нужно подождать около получаса и только потом открывать кран на расширительном бачке. Обычно воздушная пробка выходит сама, когда температура теплоносителя повышается. Но если и это не помогает, необходимо довести воду в отопительной системе до кипения, воздух тогда выйдет обязательно.

Воздушная пробка может образоваться в месте перегиба трубопровода. По этой причине в процессе монтажа нужно соблюдать величину, направление уклонов разводящих трубопроводов. А если по каким-то причинам существует отличие уклона от проекта либо труба имеет петлю, в таких местах устанавливаются дополнительные воздухоспускные вентили.

Что касается алюминиевых радиаторов, в этом случае с воздушной пробкой бороться немного сложнее. Причиной наличия воздуха в алюминиевом радиаторе является плохое качество материала, способствующее газообразованию. Проще говоря, между теплоносителем и радиатором возникает «конфликт», то есть необходимо регулярно производить спуск воздуха из системы отопления. Лучший выход в данной ситуации – замена радиатора на качественный отопительный прибор, с антикоррозийным покрытием и установка отводчика воздуха.

Чтобы в доме было тепло и уютно, нужно знать принципы обслуживания системы отопления, тогда зимой не придется мерзнуть, кутаясь в одеяла.

stroy-aqua.com

Воздушные пробки в системах отопления: справляемся своими силами

Воздушные пробки в системах отопления: справляемся своими силами

Проверку отопительной системы на наличие воздушных пробок необходимо проводить во время подготовки к зиме. Иначе с наступлением холодов можно столкнуться с такими проблемами, как холодные трубы и шум в них.

Почему появляются воздушные пробки в отопительных системах?

Среди причин появления в отопительных системах воздуха можно назвать следующие:

  • ремонт отопительных систем;
  • несоблюдение направления и параметров уклона в процессе монтажа трубопровода;
  • снижение уровня воды и давления;
  • отсутствие насоса для осуществления принудительной циркуляции воды;
  • протечка труб на стыках;
  • неправильное заполнение отопительной системы после того, как она не использовалась в течение продолжительного времени.

Кроме вышеперечисленных причин, можно назвать ещё и то, что воздух может попасть в трубы вместе с водой, в которой, как правило содержатся пузырьки воздуха. Они в процессе нагревания начинают движение вверх.

От появления воздушных пробок не защищены и системы, к которым подключают тёплые полы водяного типа. При этом исправить ситуацию достаточно сложно, потому что в данном случае трубы находятся на разной высоте. Поэтому необходимо либо всё время следить за тем, каков расход воды и какое давление создано в трубе, либо выполнить установку воздухосборников .

Какие способы борьбы с воздушными пробками существуют?

В зависимости от того, какая циркуляция воды предусмотрена в отопительной системе: принудительная или естественная, – используются разные приёмы удаления воздуха.

При естественной циркуляции и верхней разводке от воздуха может избавить установка расширительного бака. Его располагают по отношению к системе в самом высоком месте. Трубопровод, который подаёт воду, должен подводиться к расширительному баку с некоторым подъёмом.

При нижней разводке воздух удаляется точно так же, как если бы в системе отопления был установлен циркуляционный насос.

Если в доме используется циркуляция принудительного типа, то воздухосборник устанавливается в самом высоком месте всей системы. Подающая теплоноситель труба при этом поднимается в направлении движения воды. Пузырьки воздуха, которые она содержит, поднимаются вверх по стояку и выводятся, когда открыты воздушные краны.

О каком бы типе системы отопления не шла речь, обратные трубы должны иметь уклон по направлению к сливу воды. Это будет необходимо при проведении ремонта отопления, так как слить воду можно будет гораздо быстрее.

В закрытых отопительных системах в нескольких местах трубопровода устанавливаются автоматические отводчики воздуха. Работа воздухозаборников и отводчиков напрямую зависит от того, правильно ли выбран уклон. Если всё было сделано верно, то стравливание воздуха не вызовет никаких проблем.

При удалении воздуха в трубах повышается давление, а расход теплоносителя увеличивается. Если батареи сильно завоздушены, то вы имеете дело с нарушенной герметичностью.

Выбираем место установки воздухоотводчиков

Отведение воздуха нужно предусмотреть в двух местах:

  • во-первых, там, где есть колено или поворот в трубопроводе;
  • во-вторых, на самых высоких точках трубопровода.

Все отводчики воздуха делятся на два вида. Одни из них ручные, а другие – автоматические.

К ручным воздухоотводчикам относят кран Маевского. Его устанавливают на торцовой части радиатора. Регулировать такой кран можно с помощью отвёртки или ключа.

Минусом подобных кранов являются небольшие размеры, снижающие их производительность. Кран Маевского есть смысл использовать лишь в процессе местного удаления воздуха.

Автоматические отводчики воздуха функционируют без необходимости приложения усилий со стороны человека. Их можно установить и вертикально, и горизонтально.

Их минусом является то, что они чувствительны к грязной воде. Чтобы избежать поломок, необходимо устанавливать на обратных и подающих воду трубах фильтры-грязевики.

Как найти завоздушенный участок трубы?

Определить появление воздушных пробок в отопительной системе несложно. Для этого достаточно прислушаться к тому, как по трубам идёт вода. Если трубопровод издаёт не характерные для него звуки вроде бульканья или перетеканий, то на лицо факт появления воздушной пробки.

Простукиванием можно более точно определить завоздушенный участок. Однако по трубам и батареям нужно постукивать не сильно, а лишь слегка. На месте воздушной пробки металл будет звучать звонче.

Чтобы устранить образовавшуюся пробку, нужно сначала поставить ведро, которое пригодится, когда вода начнёт сливаться, и открыть термостат на батарее, а затем – кран Маевского.

Определить начало сброса воздуха можно по тихому шипению, которое начнётся во время открывания крана. Шипение будет становиться всё тише по мере того, как воздух будет уходить. Кран нужно закрывать лишь тогда, когда из него начнёт течь вода.

Может случиться и так, что подобная операция не поможет, и батареи будут по-прежнему плохо прогревать помещение. Тогда предстоит проделать более сложную работу: снова продуть, промыть и заполнить водой отопительную систему .

Статьи по этой же теме:

По материалам сайта: http://termosys.ru

fix-builder.ru


.