Описание основных функций насосов ЦНС. Инструкция насосы центробежные


Инструкция по обслуживанию центробежных насосов

Инструкция по обслуживанию центробежных насосов

1. Общая часть.

1.1. Ответственным за эксплуатацию центробежных насосов является механик (мастер) цеха.

1.2. Ответственным за своевременный и качественный ремонт, согласно графика планово-предупредительного ремонта и заполнение журнала наработки часов является механик цеха.

1.3. Ответственным за эксплуатацию центробежных насосов в сменах является оператор.

1.4. На все центробежные насосы должны быть заведены по установленной форме паспорта, журналы ремонта, эксплуатации и наработки часов, график ППР и план помещения с нанесением на нем насосов и трубопроводов.

1.5. Всем центробежным насосам должен быть присвоен порядковый номер. Номер наносится яркой, несмываемой краской на корпус насоса и эл.двигатель, а также у пускового устройства насоса.

1.6. К обслуживанию насосов допускаются лица прошедшие курс обучения и сдавшие экзамен.

2. Подготовка к пуску.

2.1. Насосы содержат в чистоте и исправности. Перед пуском убедиться в отсутствии посторонних предметов на насосе и эл.двигателе. Проверить наличие заземления эл.двигателя, исправность манометров.

2.2. Проверить, нет ли «заеданий» в насосе (проверяется проворачиванием вала за муфту).

2.3. Проверить, хорошо ли набит сальник.

2.4. Проверить наличие и крепление ограждений муфты и вентилятора эл.двигателя.

3. Пуск насоса.

3.1. Закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе.

3.2. Открыть задвижку на приемном трубопроводе.

3.3. Включить эл.двигатель и убедиться в правильном направлении вращения вала.

3.4. После того как на манометре от нагнетательной линии насоса поднимается давление,

медленно открыть задвижку на нагнетательном трубопроводе.

Примечание: Во избежание перегрева насоса нельзя долго (более пяти минут) работать при закрытой задвижке на нагнетательном трубопроводе.

4. Работа насоса.

4.1. Во время работы насоса следить за температурой подшипников и за температурой эл.двигателя.

4.2. Следить за состоянием сальника (сальник в нормальном режиме не должен пропускать более 10-15 капель в минуту).

4.3. Следить за показаниями манометров.

4.4. Насос остановить, если:

а) температура эл.двигателя превышает 80 С;

б) наблюдается значительное превышение температуры корпуса насоса  по сравнению с температурой перекачиваемой жидкости;

в) температура подшипников превышает 70 С;

г) значительная утечка жидкости через сальник;

д) появление дыма из сальника или эл.двигателя;

е) повышение шума и вибрации в насосе, муфте сцепления и эл.двигателе;

ж) значительное падение давления при закрытой задвижке на нагнетательном трубопроводе.

5. Остановка насоса.

5.1. Закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе насоса.

5.2. Выключить эл.двигатель.

5.3. В неотапливаемом помещении в холодное время года слить воду из корпуса насоса и трубопроводов.

6. Запрещается.

6.1. Работа насоса при отсутствии ограждения соединительной муфты и вентилятора эл.двигателя.

6.2. При отсутствии заземления эл.двигателя.

6.3. При неисправном сальнике насоса.

6.4. При неисправных манометрах.

6.5. Производить уборку и подтягивать сальник на работающем насосе.

О всех неисправностях насоса ставить в известность механика и записывать в журнале

«Прием и сдача смены».

 

Разработал

trudova-ohrana.ru

Инструкция по монтажу, эксплуатации и техническому обслуживанию насосов

Аксиальное усилие осуществляется двумя радиально-упорными шарикоподшипниками, а радиальная нагрузка – подшипником скольжения.

Смазка подшипников осуществляется в масляной бане или при помощи маслосъемного кольца. Уплотнение вала выполняется в виде механического уплотнения.

Раздел 1. Общие сведения

1-1 Введение

Центробежные насосы разработаны профессионалами для того, чтобы предоставить в ваше распоряжение оборудование с оптимальными рабочими характеристикам для обеспечения продолжительной эксплуатации в самых тяжелых условиях в нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности, на установках для получения газового бензина и сжиженных нефтяных газов и в других промышленных отраслях. При разработке концепции данного оборудования были обеспечены такие механические и гидравлические характеристики, которые гарантируют вам надежную, экономичную и многолетнюю безотказную работу.

Целью данной инструкции является помочь вам в достижении именно такой работы данного оборудования. Для достижения этой цели необходимо ознакомить с данной инструкцией тот персонал, который непосредственно отвечает за установку, эксплуатацию и техническое обслуживание насосов.

1-2 Проверка оборудования

Сразу же после получения данного оборудования необходимо проверить его соответствие транспортным документам. В случае обнаружения повреждений или недостачи необходимо незамедлительно сообщить об этом местному агенту транспортной компании. В случае задержки уведомления могут возникнуть сложности с удовлетворением рекламации по оборудованию.

1-3 Защита во время транспортировки и хранения

Насосы и приводы должны быть защищены от повреждения грязью, песком и влажностью, как во время транспортировки, так и во время хранения. После заводского испытания и до начала транспортировки насос тщательно прочищается, высушивается и покрывается антикоррозионными средствами по всей внутренней и по всей наружной поверхности, которая может быть повреждена в результате воздействия влажности. Для того, чтобы посторонние материалы не попали внутрь насоса, все отверстия на всасе, на выходе, все отверстия трубопроводов закрываются металлическими заглушками, которые надежно привинчиваются болтами к фланцам. Защиту трубных отверстий и труб, подсоединяемых к насосу, необходимо оставлять до тех пор, пока насосный агрегат не будет готов к пуску.

При установке насоса и привода на хранение необходимо проверить и закрепить заглушки для всех отверстий трубопровода или заменить их в случае необходимости новыми. Валы, шарикоподшипники и прочие жизненно важные детали, которые могут быть подвержены воздействию влаги, необходимо периодически проверять и, при необходимости, обновлять их защитное покрытие.

1. Если насосы хранятся на площадке в смонтированном состоянии, то необходимо соблюдать следующие процедуры хранения.

См. «Процедуры защиты от коррозии», которые предоставляются отдельно.

2. Если насосы хранятся на площадке в упаковке, они должны храниться следующим образом.

  1. Упаковка не должна подвергаться воздействию дождевой воды и т.д.
  2. Необходимо закрыть упаковку виниловым листом и защитить от воздействия дождя и т.д.
  3. Если срок хранения превышает 6 месяцев, необходимо проверять состояние оборудования на предмет коррозии и в случае необходимости распылите или наполните оборудование антикоррозионным маслом

Раздел 2. Установка

2-1. Прочистка перед установкой

1. Поверхность нижней части плиты основания необходимо освободить от пыли, грязи, масел, жира и т.д. для того, чтобы добиться надлежащего сцепления между цементным раствором и плитой основания.

2-2 Место расположения насоса.

1. Ненадлежащее место установки и не отвечающая требованиям стандарта подготовка фундамента отрицательно сказываются на сроке службы насоса. Хорошие фундаменты имеют первостепенную важность, так они являются первым фактором предотвращения возникновения вибрации, которая в большинстве случаев ведет к быстрому износу и выходу насоса из строя.

2-3 Фундаменты

1. Фундаменты могут быть выполнены из любого достаточно прочного материала, способного обеспечить жесткую опору по всей поверхности плиты основания и абсорбировать все нормальные нагрузки и удары, которые могут возникать во время работы.

Бетонный фундамент должен заливаться заблаговременно, чтобы обеспечить надлежащее время отверждения до начала воздействий нагрузок насоса.

2. До нанесения цементного раствора рекомендуется снять отбойными молотками около 25 мм с верхней части фундаментного материала. Эта процедура рекомендуется для удаления низкопрочного верхнего слоя бетона.

3. Установить плиту основания в нужное положение, поддерживая ее прокладками или установочными винтами и закрепляя ее анкерными болтами. Между верхней частью бетона с выполненными насечками и плитой основания должен остаться зазор для заливки цементного раствора размером примерно 50 мм.

4. Фундаментные болты должны подходить к отверстиям и тем местам на плите основания, которые определены в соответствии с расчетным габаритно-установочным чертежом.

5. Каждый болт должен быть окружен закладной втулкой, диаметр которой должен быть в 3 раза больше диаметра фундаментных болтов.

После заливки бетона закладные втулки должны прочно удерживаться на месте, а болты должны соответствовать отверстиям в плите основания.

2-4. Выравнивание плиты основания.

1. Кроме ручного инструмента, задача выравнивания и установки по уровню плиты основания решается с применением следующих инструментов и оборудования:

  1. Точная поверочная линейка
  2. Фундаментные (или анкерные) болты
  3. Прокладки и клиновидные прокладки Примечание: В случае с тяжелыми насосами могут применяться небольшие металлические нивелировочные блоки (пластины толщиной примерно 25 мм с приваренными точечной сваркой тремя M12 шестигранными гайками). Эти блоки используются для установки на каждое болтовое отверстие в плите основания. См. Рис. 2-a.
  4. Точный слесарный уровень или оснастка оборудования.
  5. По желанию может быть использовано оборудование для проверки соосности, такое как юстировочный лазер или зажимное устройство, способное замерять с точностью до 0,02 мм.

2. До отправки плита основания выровнена с приводом на горизонтальной поверхности.

Опорную плиту необходимо просто установить на выровненные по горизонтали фундаменты.

Таким образом, выравнивать необходимо будет только установочную поверхность опорной плиты.

Примечание: нужно убедиться в том, что фундаменты имели достаточно времени для отверждения бетона. В противном случае фундаменты могут не выдержать веса насоса.

3. Выровнять блоки в соответствии со следующими методами, приведенными на рис. 2-b.

  1. Выставить каждый блок на фундаменте, применяя аппаратуру оптической центровки и уровень. Для горизонтальных насосов номинальное отклонение от уровня составляет 0,1 мм/м.
  2. Выставить блоки в четырех углах. Затем приступить к поперечному выравниванию блоков путем настройки регулировочных болтов. Выровнять один конец блоков в направлении A-B, используя для этого регулировочные болты на анкерных болтах (1) и (7) Затем шаг за шагом выполнять следующие действия:
    • Выставить по горизонтали в направлении A-D на анкерных болтах (1) и (6).
    • Выставить по горизонтали в направлении B-C на анкерных болтах (7) и (12).
    • Выставить по горизонтали в направлении C-D на анкерных болтах (6) и (12).
  3. Установить блоки с обеих сторон анкерных болтов в продольном направлении от (2) через (5) и (8) через (11)
    • Выровнять по уровню блоки с обеих сторон в продольном направлении A-D и B-C на каждом анкерном болте.
    • Выровнять по уровню блоки на каждом конце анкерного блока (2)-(8), (3)-(9), (4)-(10), (5)-(11)
    Для горизонтальных насосов номинальное отклонение от уровня составляет 0,1 мм/м.

4. При применении прокладок или клиновидных прокладок используется точечная сварка, а затем строительный раствор. См. Рис. 2-d.

При применении регулировочных блоков вокруг блоков залить строительный раствор. См. Рис. 2-c. После затвердевания необходимо еще раз проверить номинальное отклонение.

5. Установить плиту основания с насосом и приводом и затянуть анкерные гайки. Если для подтверждения замеряется уровень плиты основания, то допуск по уровню для горизонтальных насосов составляет 0,3 мм/м.

Примечание: Местом замера должна быть обработанная на стане поверхность на опорной плите.

2-5. Заливка цементным раствором

  1. Рекомендуемая смесь для раствора состоит из одной части цемента и одной части чистого речного песка по весу. Обычно от 6.6 до 7.6 литров чистой воды на каждые 45 кг смеси достаточно для приготовления нормального раствора.
  2. Выполнить соответствующую деревянную опалубку для удержания раствора. См. Рис. 2-e.
  3. Удалить воду и загрязнения, которые могут скопиться в отверстиях фундаментных болтов.
  4. Залить раствор через отверстия для нагнетания раствора в плите основания и направить его между фундаментом и плитой основания.
  5. Заливать раствор до тех пор, пока все пространство между верхней частью фундаментов и верхней частью отверстий для заливки грунта не будет полностью заполнено без воздушных карманов.
  6. Убедиться в том, что плита основания прочно скреплена раствором путем простукивания поддона стальным стержнем и прослушиванием резонанса. Глухой звук означает прочную заливку, а барабанный звук говорит о пустотах, которые должны быть заполнены эпоксидным раствором.

Необходимо предпринять следующие действия:

  1. Просверлить и увеличить отверстие (6.4 мм), которое должно подходить для фитинга типа масленки.
  2. Установить фитинг и заполнить эпоксидным раствором при помощи ручного пистолета, совместимого с фитингом.
  3. Еще раз простучать плиту и послушать звук.
  4. Удалить фитинги, закрыть отверстия эпоксидным раствором и выровнять эпоксидный раствор.

2-6. Установка привода на опорной плите (если он снят)

  1. Установить привод на ножки привода таким образом, чтобы расстояние между концами вала насоса и вала привода соответствовало бы данным, приведенным на габаритно-установочном чертеже.
  2. Установить валы насоса и привода в положение, приведенное на габаритно-установочном чертеже. До регулировки привод должен быть примерно на 3 мм ниже.

2-7. Выравнивание соосности насоса и привода. (см. Рис. 2-f)

1. Установить циферблатный индикатор на полумуфту привода.

Скоба циферблатного индикатора должна быть жесткой, для того, чтобы обеспечить точность показаний циферблатного индикатора.

2. Установить кнопку-индикатор на наружный диаметр ступицы муфты насоса и отрегулировать ступицы с точностью 0,05 мм общего показания циферблатного индикатора.

3. Установить кнопку-индикатор на торец ступицы муфты насоса и отрегулировать параллельность торцов во всех точках с точностью до 0,05 мм общего показания циферблатного индикатора.

4. Для проверки соосности установить циферблатный индикатор на полумуфту насоса и снять показания на наружном диаметре и на торце ступицы муфты привода. Показания должны быть с точностью 0,05 мм общего показания циферблатного индикатора.

Примечание: В том случае, если используется паровая турбина и выравнивание выполнено с холодной турбиной, турбину необходимо выставить ниже центра вала насоса на 0,5 мм или с точностью 0,1 мм общего показания циферблатного индикатора. Выравнивание необходимо выполнить с горячей турбиной.

2-8. Всасывающий и отводящий трубопровод.

Трубопровод должен иметь соответствующие опоры рядом с насосом для того, чтобы предотвратить передачу на насос непредвиденных нагрузок после затяжки болтов фланцев и достижения предусмотренной температуры.

1. Всасывающий трубопровод

  1. Трубопровод на всасывающем конце должен быть коротким, прямым, и диаметр его ни в коем случае не может быть меньше всасывающего отверстия насоса. В том случае если невозможно избежать применения длинных трубопроводов, диаметр трубопровода должен таким же или, лучше, в два раза больше входного отверстия насоса. Всасывающие линии должны быть свободны от любых резких сужений размера, что может стать причиной турбулентности, образования газов или паров, а также необходимо избегать карманов или выступов, в которых могут собираться газы или пары. Правильно спроектированная всасывающая линия должна быть следующей: I. Иметь небольшой наклон от насоса к источнику подаваемой жидкости. См. Рис. 2-g и 2-h. II. Предусмотреть колена с большим радиусом или отводы с большим радиусом. См. рис. 2-i. III. Предусмотреть эксцентрические переходники для смены размера горизонтальных линий. См. Рис. 2-i, 2-j и 2-k. Длина L переходников должна быть равна не менее двух диаметров самой широкой трубы.
  2. На всасывающей линии рекомендуется устанавливать временные фильтры для сбора окалины или иных посторонних материалов. См. Рис. 2-1.

2. Отводящий трубопровод

Отводящий трубопровод должен быть соответствующего размера с минимальным количеством фитингов и отводов. Для определения диаметра отводящего трубопровода не существует фиксированных твердых правил, так как диаметр зависит от длины линии и от применяемого давления.

Раздел 3. Эксплуатация

3-1. Подготовка к работе.

  1. Заполнить маслом корпус подшипника до указанного уровня. См. Раздел. 4.
  2. Отсоединить насос и привод и проверить направление вращения привода.
  3. Открыть все клапаны, если предусмотрено охлаждение, промывка (герметизация) и закалка трубопровода.
  4. Полностью открыть клапан на всасывающем конце. Если температура перекачиваемой жидкости превышает 177°C, насос необходимо тщательно нагреть до данной температуры. Примечание: До пуска насоса рекомендуется сделать таким образом, чтобы все точки корпуса насоса были бы нагреты до температуры, которая была бы на 30-40°C ниже температуры перекачиваемой жидкости. Если насос запускается при комнатной температуры, то температуру жидкости необходимо постепенно поднимать в течение 3-4 часов. Если это сделать невозможно, горячая жидкость должна циркулировать в насосе в течение 3-4 часов для того, чтобы обеспечить нагрев насоса до его пуска. Необходимо избегать чрезмерных тепловых ударов.
  5. После нагрева насоса необходимо попробовать прокрутить рукой ротор насоса и еще раз проверить выравнивание соосности насоса и привода.
  6. После проверки соединить насос и привод.
  7. Открыть выпускной клапан, установленный на насосе , чтобы в любом случае не допустить работы на сухую. Корпус насоса и всасывающий трубопровод должны быть заполнены жидкостью. Проверить открытие или закрытие клапанов, установленных на вспомогательном трубопроводе.

3-2. Пуск

  1. Убедиться в том, что клапаны на всасывающей линии полностью открыты, а клапан на линии нагнетания полностью закрыт. Если насос находится выше уровня жидкости, необходимо закрыть клапан на линии нагнетания. Если насос ниже уровня жидкости, необходимо открыть клапан на линии нагнетания на 1 ½ -2 оборота.
  2. Если установлена линия минимального потока, необходимо открыть ее клапан.
  3. Открыть выпускной клапан еще раз (если поставлен). После проверки выпуска газов или воздуха выпускной клапан необходимо закрыть.
  4. Запустить привод в соответствии с инструкцией по приводу и быстро довести скорость насоса до необходимого значения.
  5. Как только насос достигнет необходимой скорости необходимо медленно открыть клапан на линии нагнетания. Нельзя допускать, чтобы насос работал с закрытым клапаном на линии нагнетания. Нельзя допускать работы насоса с расходом ниже минимально установленного значения.
  6. Временный фильтр на всасывающей линии необходимо периодически проверять для того, чтобы убедиться, что он не забит, с тем чтобы не вызвать образование пустот в насосе. Он должен оставаться на линии по крайней мере 24 часа поле запуска насоса.
  7. Необходимо периодически проверять и регистрировать во время работы следующие позиции:

Примечание: При нестабильной работе насоса его необходимо остановить. Выяснить причины нестабильной работы.

3-3. Остановка

  1. Постепенно закрыть клапан на линии нагнетания.
  2. Сразу же остановить привод.
  3. Если предусмотрена линия минимальной подачи потока, закрыть полностью клапан на линии нагнетания, открыть полностью клапан на линии минимального расхода, затем сразу же остановить привод.
  4. После полной остановки насоса необходимо полностью закрыть клапан на в линии нагнетания и на линии минимального расхода.
  5. Один раз закрыть все клапаны на вспомогательных трубопроводах, на таких как линиях охлаждения, промывки (герметизация) и закалки.
  6. Полностью закрыть клапан на всасывании.

Примечание:

  1. Если есть вероятность заморозков необходимо полностью слить воду из трубопровода охлаждения и уплотнений.
  2. При перекачивании жидкости, которая при остановке может уплотняться и становиться твердой, необходимо после остановки насоса хорошо прочистить его внутреннюю часть.

3-4. Резервный насос.

Для того чтобы иметь возможность сразу же запустить резервный насос необходимо выполнить следующие операции:

  1. Выполнить те же работы, что предусмотрены для главного насоса. См. пункты 3-1.
  2. В случае если насос запускается автоматически, необходимо открыть клапан на линии нагнетания и клапан линии минимального расхода, если она имеется.
  3. Еженедельно проверяйте, что вы можете свободно рукой повернуть ротор насоса.
  4. Рекомендуется не реже одного раза в месяц запускать насос, чтобы убедиться в его нормальной работе.

Раздел 4: Смазка насоса

4-1. Тип смазочных масел

Необходимо применять высококачественное турбинное масло.

4-2. Замена масла

  1. Слить масло с корпуса подшипника и промыть легким маслом.
  2. Отвинтить пробку сливного отверстия и установить горизонтально масленку постоянной смазки.
  3. Залить масло через вентиляционное отверстие на корпусе подшипника таким образом, чтобы уровень масла достиг центра соединительной точки масленки. См. рис. 4-a.
  4. Заполнить крышку масленки маслом и затем быстро вставить ее в нижний корпус.

Повторять операции до тех пор, пока масло не достигнет необходимого уровня. См. Рис. 4-b.

Примечание:

  1. Убедиться в том, что масло из масленки поступает вниз, когда масло подается колпачком масленки. Если масло в масленке не опускается, уровень масла достаточный.
  2. Когда уровень масла идет вниз до половины уровня масленки, необходимо подлить масла колпачком масленки.

4-3. Периодичность замены масла.

Обычно масло необходимо заменять каждые 8500 часов работы или ежегодно.

После того как после начала эксплуатации пройдет один месяц масло необходимо менять. См. Перечень масел.

4-4. Метод установки масленки

  1. Если масленка поставляется с проволочным датчиком, необходимо установить регулировщик уровня так, как это показано на Рис. 4-c.
  2. Если масленка поставляется без проволочного датчика, регулировать масленку не требуется.

Раздел 5. Техническое обслуживание

В отношении механического уплотнения и привода необходимо ознакомиться с соответствующими инструкциями.

5-1. Разборка.

  1. Отсоединить вспомогательный трубопровод и снять распорную втулку муфты. При демонтаже насоса не обязательно отсоединять всасывающий и отводящий трубопровод.
  2. Снять полумуфту, используя выталкивающее устройство муфты.
  3. Повернуть установочную пластину, прикрепленную к уплотняющей крышке механического уплотнения в паз на втулке вала и закрепить в этой позиции. Ослабить приводной хомут втулки вала.
  4. Ослабить установочные винты, удерживающие отражающее кольцо.
  5. Демонтировать корпус подшипника следующим образом:

    Примечание:

    Шарикоподшипник необходимо снять при помощи выталкивателя. Выталкиватель должен крепиться крючком на внутренней обойме шарикоподшипника.

    (1-1) Если насос укомплектован упорным шарикоподшипником, то разбирается в соответствии со следующей последовательностью:

    1. После того как будет сдвинута крышка корпуса подшипника необходимо снять крышку корпуса подшипника, корпус подшипника.
    2. Затем стопорную гайку подшипника и шайбу, упорное кольцо подшипника, упорный шарикоподшипник и распорное кольцо подшипника.
    3. Крышку корпуса подшипника и отражательное кольцо.

    (1-2) Если насос укомплектован подшипником скольжения и упорным шарикоподшипником, разбираются в соответствии со следующей последовательностью:

    1. Крышка корпуса подшипника, верхняя половина корпуса подшипника, верхняя половина подшипника скольжения и смазочное кольцо.
    2. Стопорная гайка подшипника и шайба, упорное кольцо подшипника, обойма подшипника, упорный шарикоподшипник и распорное кольцо подшипника.
    3. Нижняя половина подшипника скольжения, смазочное кольцо и нижняя половина корпуса подшипника.

    (2-2) Если насос укомплектован радиальным подшипником скольжения, разбираются в соответствии со следующей последовательностью:

    1. Верхняя часть корпуса подшипника и верхняя часть втулки
    2. Нижняя часть подшипника скольжения, смазочное кольцо и нижняя часть корпуса подшипника.
    3. Отражательное кольцо.
  6. Снять гайку, удерживающую крышку сальника и сдвинуть крышку сальника, включая узел механического уплотнения, втулку вала и удаленный вал.

    Примечание:

    Уплотняемая поверхность механического уплотнения отполирована до зеркального блеска и оптически плоская. Эти поверхности необходимо чистить с максимальной тщательностью.

  7. Удалить гайку корпуса и сдвинуть верхнюю половину корпуса.
  8. Снять вращающийся элемент и разобрать в соответствии со следующей последовательностью.
  9. Стопорная гайка рабочего колеса, рабочее колесо, шпонка рабочего колеса и компенсационные кольца корпуса.

Примечание:

  1. Соблюдать направление изгиба лопастей рабочего колеса по отношению к валу, чтобы установить рабочее колесо надлежащим образом на узел.
  2. Без необходимости замены не следует снимать следующие детали:
    1. Компенсационное кольцо рабочего колеса
    2. Втулка набивочного сальника
    3. Стационарный маслоотражатель – исключая подшипник скольжения, если он используется

5-2. Очистка

После демонтажа выполнить очистку всех деталей в соответствии со следующей последовательностью:

  1. Удалить окалину или подобные отложения очищающим растворителем.
  2. Промыть и продуть воздухом внутреннюю часть корпуса (2 и 3).
  3. Промыть подшипники и внутреннюю часть корпуса подшипников в растворителе. Для чистки использовать чистую ветошь.

5-3. Проверка

Тщательно проверить все детали в соответствии со следующей последовательностью.

  1. Проверить все детали на предмет грязи, износа или повреждения. Примыкающие поверхности каждой детали должны быть чистыми и без повреждений.
  2. Проверить вал на прямолинейность. Вал должен быть прямым с точностью до 0.025 мм общего показания индикатора.
  3. Заменить те детали, которые невозможно отремонтировать. Если диаметральный зазор вращающихся деталей достиг предельного значения, необходимо выполнить их замену.

5-4. Ремонт

1. Компенсационные кольца рабочего колеса.

  1. Снять изношенные компенсационные кольца при помощи соответствующих приспособлений.
  2. Установить новые кольца и затянуть установочные винты.
  3. Проверить диаметральный зазор новых компенсационных колец.

2. Стационарный маслоотражатель.

  1. Снять изношенные детали, подталкивая пластину и постукивая молотком.
  2. Установить новую деталь при помощи молотка.
  3. Стационарный маслоотражатель должен быть установлен таким образом, чтобы его сливное отверстие размещалось внизу.

3. Подшипник скольжения

  1. Отремонтируйте, если возможно, изношенные подшипники скольжения, удалив скребком поверхностные дефекты на лицевой залитой баббитом стороне колодок.
  2. Если невозможно отремонтировать изношенные подшипники скольжения, то их необходимо заменить.

5-5. Повторная сборка

1. Смонтируйте вращающиеся элементы и проверьте концентричность, соблюдая следующую последовательность.

  1. Вставить шпонку рабочего колеса на вал и задвинуть рабочее колесо. Примечание: направление изгиба лопастей рабочего колеса по отношению к валу должно быть таким же, как при разборке.
  2. Установить стопорную гайку рабочего колеса и отрегулировать стопорную гайку таким образом, чтобы совместить рабочее колесо и шпонку рабочего колеса.
  3. Проверить концентричность вращающегося элемента, установив на центрах и проведя измерения циферблатным индикатором. Медленно рукой повернуть вал и снять показания на компенсационных кольцах рабочего колеса и на валу. Если общее показание индикатора не превышает 0.05 мм, значит, сборка проведена точно.
  4. Внешний корпус компенсационных колец.

2. Установите внутренний узел на нижнюю половину корпуса.

Установите компенсационные кольца корпуса.

  • Проверить концентричность и прямоугольность ротора, соблюдая следующую последовательность: (1) Установите верхнюю половину корпуса (2) с прокладкой корпуса и крепко завинтить гайку корпуса (926) для предотвращения протечки на поверхностях разъема.
    1. Соберите упорный подшипник и корпус, как указано, в разделе сборки упорных подшипников.
    2. Соберите радиальный подшипник и корпус, как указано, в разделе сборки радиальных подшипников.
    3. Жестко установить циферблатный индикатор на вал насоса. Проверить концентричность отверстия коробки сальника и прямоугольность торцевых концов коробки сальника и корпуса подшипника.
    4. Разобрать оба корпуса подшипника.
  • Вставить установочную пластину забивной муфты механического уплотнения с пазом на втулку вала и закрепить в этом положении. Сдвинуть втулку вала с механическим уплотнением в сборе и отражательное кольцо на вал.
  • Собрать корпус подшипника в соответствии со следующей последовательностью: Примечание: При сборке смазать все поверхности подшипника. Шарикоподшипники необходимо подогреть в масляной бане до температуры 120°-150° и быстро установить на вал.
    1. Упорные подшипники
      1. Если насос оснащен упорными шарикоподшипниками, сборка выполняется в соответствии со следующей последовательностью:
        1. Установить крышку корпуса подшипника с прокладкой. Отверстие слива масла должно располагаться на нижней стороне.
        2. Распорное кольцо подшипника, упорный шарикоподшипник, упорное кольцо подшипника и стопорная гайка подшипника с шайбой.
        3. Корпус подшипника и крышка корпуса подшипника с прокладкой. Одинаково затянуть гайки, удерживающие корпус подшипника на корпусе.
        4. Проверить люфт в осевом направлении. Осевой люфт должен быть в пределах 0,05-0,15 мм.
      2. Если насос укомплектован подшипником скольжения и упорным шарикоподшипником, сборка осуществляется в следующей последовательности:
        1. Нижняя половина корпуса подшипника, нижняя половина подшипника скольжения, смазочное кольцо и нижняя половина стационарного маслоотражателя с отверстием слива масла. Одинаково затянуть гайки, удерживающие корпус подшипника на корпусе.
        2. Распорное кольцо подшипника, упорный шарикоподшипник, обойма подшипника, упорное кольцо подшипника, стопорная гайка и шайба подшипника и смазочное кольцо.
        3. Верхняя половина подшипника скольжения, верхняя половина корпуса подшипника с верхней частью стационарного маслоотражателя и прокладка, и крышка корпуса подшипника с прокладкой.
        4. Проверить люфт в осевом направлении. Осевой люфт должен быть в пределах 0,05-0,15 мм.
    2. Радиальные подшипники
      1. Если насос укомплектован радиальными шарикоподшипниками, сборка осуществляется в следующей последовательности:
        1. Установить крышку корпуса подшипника с прокладкой. Отверстие слива масла должно находиться на нижней стороне.
        2. Распорное кольцо подшипника, радиальный шарикоподшипник и держатель подшипника.
        3. Корпус подшипника, крышка корпуса наружного подшипника с прокладкой. Отверстие слива масла крышки корпуса подшипника должно находиться с нижней стороны. Равномерно затянуть гайки, удерживающие корпус подшипника на корпусе.
      2. Если насос укомплектован радиальным подшипником скольжения, сборка осуществляется в следующей последовательности:
        1. Нижняя половина корпуса подшипника, нижняя половина стационарного маслоотражателя с отверстием для слива масла, нижняя половина подшипника скольжения и смазочное кольцо. Равномерно затянуть гайки, удерживающие корпус подшипника на корпусе.
        2. Верхняя половина подшипника скольжения и верхняя половина корпуса подшипника с верхней половиной стационарного маслоотражателя и прокладкой.
  • Установите отражательное кольцо при помощи установочных винтов. Зазор между отражательным кольцом и стационарным маслоотражателем должен составлять около 2 мм.
  • Закрепить болтами крышку сальника к корпусу. Установить забивную муфту втулки вала, вывернуть установочную пластину из паза втулки вала и закрепить в этом положении.
  • Провернуть вал рукой, чтобы убедиться в том, что компенсационные кольца и втулки свободны и чисты.
  • Установить гибкую муфту
  • Проверить соосность насоса и привода. При необходимости выполнить соответствующие корректировки.

5-7. Рекомендуемая периодичность замены деталей.

Данные сроки замены деталей необходимо рассматривать как руководство для того, чтобы обеспечить минимальное количество запасных деталей, необходимое для технического обслуживания на местах.

Раздел 6. Выявление и исправление неисправностей

Неисправности, их возможные причины и действия по их исправлению

ence-pumps.ru

Портал о насосах. Насосы ЦНС: технические характеристики, принцип работы

Содержание   

При перекачивании большого количества жидкости под большим давлением потребуются специальные насосы, способные без труда справиться с такой задачей. Для таких операций подойдет водяной центробежный насос ступенчатого типа (ЦНС). Насосы ЦНС — горизонтальная конструкция, которая предназначена для перекачивания нейтральной воды, у которой температура от 1ºС до 45ºС, и химических веществ. Наличие большого модельного ряда позволяет существенно расширить сферу применения насосов данного класса.

Описание насоса ЦНС

Основной функцией ступенчатых центробежных водяных насосов является перекачивание химически неактивной жидкости с температурой от 1ºС до 45ºС. При этом содержание механических примесей не должно превышать 0,2 %, а твердые частицы должны быть не более, чем 0,2 мм.

Основное свое применение они нашли в повышении давления в системах водоснабжения холодной воды. Так же часто используются в строительстве, в промышленности, для откачивания каменноугольных шахт и т.д. Такой секционный насос могут быть по строению от 2 до 10 секций, диапазон подач изготовитель закладывает от 13 до 850 м³/час., напор может достигать 1300 мм.вод.ст.

Центробежные секционные насосы - ЦНС

Центробежные секционные насосы — ЦНС

Насосы типа ЦНС можно разделить по области применения и особенностям конструкции на следующие группы:

  1. Насосы ЦНСг — насос, который предназначен для перекачивания горячей воды нейтральной среды с температурой от 45ºС до 105ºС. Доля механических примесей не должна превышать 0,1 %, а твердых тел 0,1 мм. Воду, которая поступает в насос, необходимо обеспечить подпором воды, так чтобы было не менее 10 м.в.ст.
  2. Насосы ЦНСк — насос данного типа пригодится в тех ситуациях, когда требуется выкачать кислотные воды ( рН до 6.5), с температурой до 40ºС, содержание механических примесей в такой жидкости не должна превышать 0,2 % от массы, размер твердых элементов не должен превышать 0,2 мм.
  3. Насосы ЦНСм — этот тип насоса применяется в местах, где есть масляная система, а в частности в парогенераторах. ЦНСм устанавливаются для смазки уплотняющих подшипников для безотказной работы во время пуска и на время остановки. В зависимости от модели перекачивающего насоса, температура масла может достигать до +50ºС и до +60ºС.

к меню ↑

Устройство насосов ЦНС

Строение многоступенчатого насоса ЦНС устроено так, что его корпус имеет отдельные секции, число которых всегда на одну единицу меньше, чем количество рабочих колес. Это связано с тем, что одно из рабочих колес располагается в передней крышке. Благодаря такой конструкции корпуса насоса есть возможность как увеличивать, так и уменьшать напор, при той же подаче. Рассчитать напор можно сложив напоры, которые создает каждое рабочее колесо.

Производитель для изготовления основных деталей использует следующие материалы:

  • чугун СЧ20;
  • сталь 35Л;
  • сталь 40Х.

Для уплотнения вала от протечек используют сальники. Если необходимо, по заказу, можно устанавливать торцовое уплотнение. Для электропривода насоса используется электродвигатель АИР общепромышленного исполнения.

Исходя из конструктивных особенностей, корпус имеет такое строение:

  • задний и передний держатель;
  • крышек для нагнетающих и всасывающих систем, в этих крышках расположена смазка;
  • корпусов и крышек направляющих аппаратов, для их соединения используются стягивающие булавы.

На вал рота установлены втулка, гидропятный диск, полумуфта, элементы для регулировки и рабочие колеса (рубашка вала). Для их фиксации и стяжки применяются специальные гайки. Асинхронный электродвигатель приводит в движение такое оборудование через муфту. В корпусе предусмотрена охлаждающая полость, с помощью которой происходит охлаждение подшипников.

Устройство центробежного секционного насоса

Устройство центробежного секционного насоса

Для стабильной долговременной работы чугунный центробежный ЦНС насос необходимо подпитывать подпором 2-6 метров. Без такого подпора будет происходить быстрое разрушение этих насосов за счет кавитации. Если температура воды увеличилась свыше +45ºС, необходимо пропорционально увеличить подпор.

Как и все в этом мире, конструкция этих насосов имеет свои недостатки. Из-за того, что при работе они могут показать не те свойства, которые считаются расчетными, сложно выбрать устройство подходящее для своего назначения. Неправильная эксплуатация и неправильный выбор параметров будущего насоса могут повлиять на выход его из строя.

Об этом свидетельствует:

  • малый напор у жидкости;
  • вибрация и шум больше нужного уровня.

Общие рабочие параметры:

  • подача жидкости в диапазоне: от 30 до 1000 м³/ч;
  • напор жидкости: до 2300 м;
  • КПД насоса: до 83%;
  • максимальное давление, возникающее в корпусе составляет 270 кгс/см2.

к меню ↑

Технические характеристики

Модель Подача (м³/час) Мощность (кВт) Напор (м)  

Частота вращения (об/мин)

ЦНС 13–70 13 11 70 2950
ЦНС 13–105 13 11 105 2950
ЦНС 13–140 13 15 140 2950
ЦНС 13–175 13 18,5 175 2950
ЦНС 13–210 13 18,5 210 2950
ЦНС 13–245 13 22 245 2950
ЦНС 13–280 13 22 280 2950
ЦНС 13–315 13 30 315 2950
ЦНС 13–350 13 30 350 2950
ЦНС 38–44 38 11 44 2950
ЦНС 38–66 38 15 66 2950
ЦНС 38–88 38 18,5 88 2950
ЦНС 38–110 38 22 110 2950
ЦНС 38–132 38 30 132 2950
ЦНС 38–154 38 30 154 2950
ЦНС 38–176 38 30 176 2950
ЦНС 38–198 38 37 198 2950
ЦНС 38–220 38 45 220 2950
ЦНС 60–66 60 22 66 2950
ЦНС 60–99 60 30 99 2950
ЦНС 60–132 60 45 132 2950
ЦНС 60–165 60 55 165 2950
ЦНС 60–198 60 55 198 2950
ЦНС 60–231 60 75 231 2950
ЦНС 60–264 60 75 264 2950
ЦНС 60–297 60 75 297 2950
ЦНС 60–330 60 110 330 2950
ЦНС 105–98 105 55 98 2950
ЦНС 105–147 105 75 147 2950
ЦНС 105–196 105 110 196 2950
ЦНС 105–245 105 132 245 2950
ЦНС 105–294 105 160 294 2950
ЦНС 105–343 105 160 343 2950
ЦНС 105–392 105 200 392 2950
ЦНС 105–441 105 250 441 2950
ЦНС 105–490 105 250 490 2950
ЦНС 180–85 180 75 85 1475
ЦНС 180–128 180 110 128 1475
ЦНС 180–170 180 132 170 1475
ЦНС 180–212 180 160 212 1475
ЦНС 180–255 180 200 255 1475
ЦНС 180–297 180 250 297 1475
ЦНС 180–340 180 250 340 1475
ЦНС 180–383 180 315 383 1475
ЦНС 180–425 180 315 425 1475
ЦНС 300–120 300 200 120 1475
ЦНС 300–180 300 250 180 1475
ЦНС 300–240 300 315 240 1475
ЦНС 300–300 300 400 300 1475
ЦНС 300–360 300 500 360 1475
ЦНС 300–420 300 500 420 1475
ЦНС 300–480 300 630 480 1475
ЦНС 300–540 300 800 540 1475
ЦНС 300–600 300 800 600 1475

к меню ↑

Комплектация насосов ЦНС

Центробежные секционные насосы, в зависимости от модели и заказчика, укомплектовываются различными приборами и арматурой:

  1. Для измерений со всасывающей стороны насоса разряжения устанавливается вакуумметр. Его обычно располагают между задвижкой и корпусом на трубопроводе.
  2. Механическая задвижка.
  3. Обратный клапан для приемки жидкости, который оснащен сеткой. Это необходимо для предотвращения ухода жидкости из всасывающего патрубка и корпуса жидкости. Защитная сетка необходима для предотвращения попадания мелких твердых частиц во внутрь.
  4. Для измерения напора на напорном патрубке устанавливается манометр.
  5. На напорном трубопроводе устанавливается задвижка. Основным ее предназначением является контроль пуска и остановки насоса, регулировка напора воды.
  6. В пару к манометру, на напорном патрубке устанавливается предохранительный клапан. Он защищает трубопровод и корпус от возникновения гидравлического удара.

к меню ↑

Насосы ЦНС: принцип работы

Любая центробежная конструкция основывается по принципу взаимодействия лопастей диска, который вращается и перекачивания воды. Вращающийся диск толкает жидкость к выходному отверстию. Освободившаяся полость заполняется жидкостью снова. Она попадает в установку и трубы всаса под давлением. После выхода воды из установки, она проходит через аппаратные каналы и попадает под давлением на колеса. После чего вода попадает в трубопровод нагнетания.

Секционные центробежные насосы

Секционные центробежные насосы

Во время работы насоса усиливается давление жидкости. Это усилие тянет ротор в сторону всаса. Для предотвращения этого фактора, в аппарате устанавливается разгрузочный элемент. Этот элемент состоит из кольца вала, втулок.

Вращение ротора осуществляется электромотором. Электродвигатель вмонтирован в корпус насоса через муфту втулочного типа. Ротор должен вращаться по часовой стрелке относительно самого насоса (вид со стороны мотора).к меню ↑

Плюсы и минусы

К преимуществам данного типового класса насосных агрегатов относятся:

  1. Создания насосных установок ЦНС происходит при помощи высокотехнологичного моделирования при помощи компьютера. Использование таких технологий влияет на уменьшение виброактивности и приводит характеристики в полную оптимизацию
  2. Выполнение практически всех моделей из высокопрочной стали позволяет избежать ремонтной ситуации при воздействии на насос механически.
  3. Благодаря высокой производительности агрегат выполняет все возложенные на него задачи. Увеличению производительности способствуют специальные наплавки, которые так же увеличивают антикоррозионные свойства.
  4. Устойчивые к износу наплавки также устанавливают на уплотнительные компоненты. Это положительно сказывается на сроке службы агрегата и уменьшает вероятность неожиданного ремонта.

К минусам этих устройств относятся:

  1. Обязательное заполнение насоса водой перед запуском.
  2. Для небольших производительностей ЦНС ограничиваются в работе из-за низкого КПД. В основном низким КПД обладают небольшие устройства, также на это влияет сложность изготовления центробежных агрегатов с узкими каналами.
Насос ЦНС после длительной эксплуатации

Насос ЦНС после длительной эксплуатации

к меню ↑

Избежание поломки

Исходя из практики, теории и отзывам центробежные насосы имеют свойство ломаться или требуют ремонта в следующих случаях:

  1. Потеря герметизации при выходе из строя уплотнения. При выявлении такого дефекта необходимо остановить устройство и выполнить замену уплотнения.
  2. Возможна поломка при слабом напоре жидкости или ее недостаточностью до необходимого уровня.
  3. Возможна поломка подшипника на моторчике конструкции. Это приводит к ухудшению смазки, после чего смазка загрязняется и теряет охлаждающие и смазочные функции. Нередко появляется сильный посторонний звук.
  4. При дефектной сборке корпуса агрегата, в процессе его использования, появятся посторонние звуки и вибрация.

Во избежание поломок необходимо выполнять плановые технические осмотры оборудования. Это будет способствовать своевременна, а главное, правильная диагностика. При обнаружении неисправностей необходимо обратиться к специалистам, если вы не разбираетесь в ремонте данного оборудования. Неквалифицированный ремонт влечет за собой полное неработоспособное состояние агрегата. Выполнение всех правил эксплуатации и техники безопасности продлит срок службы установки на многие годы.

nasosovnet.ru


.