ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОК ВУЗА ОТНОСИТЕЛЬНО НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО. Гибкость гто


Устинов И.Е. Физическая подготовленность студенток вуза относительно норм комплекса ГТО

Устинов Игорь ЕвгеньевичСанкт-Петербургский государственный экономический университеткандидат педагогических наук, доцент

Ustinov Igor ЕvgenevichSaint Petersburg State Economyc Universitysenior lecturer, the candidate of pedagogical sciences

Библиографическая ссылка на статью:Устинов И.Е. Физическая подготовленность студенток вуза относительно норм комплекса ГТО // Современная педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/03/6760 (дата обращения: 07.06.2018).

Тестирование двигательных способностей студенческой молодежи является одной из основ для построения балльно-рейтинговой системы оценки по дисциплине “физическая культура” в вузе.  Критерием для подбора упражнений в такие системы служит,  в том числе, и упражнения комплекса ГТО.  В каждом вузе из данного комплекса можно выбрать те упражнения,  которые наиболее полно отвечают особенностям местности и финансовым условиям вуза.

В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете в ходе тестирования студенток в рамках балльно-рейтинговой системы по дисциплине “физическая культура” используются следующие упражнения  комплекса ГТО 6 ступени для  девушек:

  1. наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке;
  2. подъем туловища из положения лежа на спине за 1 минуту;
  3. подтягивание из положения вис  на низкой перекладине;
  4. прыжок в длину с места;
  5. сгибание рук в упоре лежа;
  6. плавание на 50 метров.

В данной статье анализируются результаты выполнения студентками 1 и 2 курса первых четырех упражнений из этого списка.  Оценка  студенток по этим упражнениям в рамках комплекса ГТО предполагает единые количественные требования к результатам упражнений в возрастном диапазоне 18-29 лет.  Поэтому в данной работе не придавалось значение небольшой разнице в возрасте испытуемых.  Тем более, что ранее проведенные исследования указывают на отсутствие достоверных различий между студентками 1-3 курсов гуманитарного вуза по таким способностям как гибкость и различные проявления силы [1,2,3].

Отличия в мотивации в ходе тестирования в рамках  балльно-рейтинговой системы и комплекса ГТО нивелировались повышенной мотивацией студентов, когда при достижении максимального балла студентки не прекращали выполнять упражнение, а старались достичь максимальных показателей.  Условия и требования к выполнению тестов соответствовали основным требованиям комплекса ГТО 6 ступени у девушек [4].

В данной статье мы попытались рассмотреть результаты данных упражнений с позиции норм комплекса ГТО. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица №1. Выполнение студентами СПБГЭУ норм комплекса ГТО.

Оцениваемая способность Контрольное упражнение Значок ГТО Требования комплекса ГТО и его выполнение девушками
Гибкость (n=114) Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке Золотой ≥16 39
Серебряный ≥11 24
Бронзовый ≥8 27
Не справились <8 24
Силовая выносливость мышц рук (n=64) Подтягивание из положения вис на низкой перекладине Золотой ≥20 2
Серебряный ≥15 7
Бронзовый ≥10 10
Не справились <10 45
Силовая выносливость мышц брюшного персса (n=71) Подъем туловища из исходного положения лежа на спине, руки за головой Золотой ≥47 16
Серебряный ≥40 23
Бронзовый ≥34 22
Не справились <34 10
Взрывная сила мышц ног (n=133) Прыжок в длину с места Золотой ≥195 7
Серебряный ≥180 48
Бронзовый ≥170 25
Не справились <170 53

Из таблицы видно, что наиболее проблемными видами контрольных упражнений для девушек являются прыжок в длину с места (53 испытуемые не справились с получением какого-либо значка ГТО) и подтягивание на низкой перекладине (45 студенток не справились с получением какого-либо значка ГТО). В упражнениях, связанных с проявлением гибкости и силовой выносливости мышц брюшного пресса, у девушек оказалось все в порядке. Большинство студенток в этих видах испытаний получили бы различные значки комплекса ГТО. Процентное соотношение между студентками, выполнившими контрольные упражнения на результат золотого, серебряного, бронзового значка, и не справившихся с этим, представлено на диаграмме № 1.

Стоит отметить, что в нашей работе процент девушек, которые не выполнили нормы ГТО в прыжке в длину с места несколько ниже, чем в других исследованиях и находится на уровне 40 %  против 54 % [5].  В тоже время, процент девушек, которые не справились с заданием в нашей работе выше (практически в три раза) относительно студенток, которые отнесены по медицинским показаниям к 1 группе здоровья (имеют очень хорошее здоровье).  В исследованиях отмечается, что около 90%  девушек с отличным уровнем здоровья справляются с выполнением упражнения "прыжок в длину с места" на какой-либо значок  ГТО [6]. Такая разница может быть объяснена тем, что в наших испытаниях принимали участие студентки с разным уровнем здоровья, проходящие обучение по дисциплине "физическая культура" на основном отделение вуза (не отнесенных к специальной медицинской группе и не являющиеся действующими спортсменами).

Радует тенденция, что мышцы пресса, так необходимые для девушек, развиты на высоком уровне. Только около 14 % студенток  в нашем исследование не справились с выполнением упражнения "подъем туловища лежа на спине" на какой-либо значок ГТО. И эта тенденция сохраняется у девушек со старших классов школы [7]. Что касается гибкости, то процент не справившихся с нормами   ГТО в данной работе чуть выше относительно  наших, более ранних  исследований, которые проведены на большей выборке  [8].

Представляет  интерес рассмотрение коэффициентов вариации в этих упражнениях. Они визуально представлены на диаграмме № 2.  Наименьшие коэффициенты вариации, не выходящие за 20%, выявлены в таких упражнениях как "прыжок в длину с места" и "подъем туловища  из положения лежа".  Это  свидетельствует о координационной доступности этих упражнений для девушек.  Наибольший разброс данных зафиксирован в таких упражнениях как "наклон вперед стоя на гимнастической скамейке"  и "подтягивание из исходного положения  вис на низкой перекладине" (коэффициент вариации в этих упражнениях составляет около 50 %).

В предыдущих статьях, посвященных двигательной подготовленности студенческой молодежи, были проанализированы диморфические отличия в результатах аналогичных упражнений у девушек и юношей [8,9]. Разница между юношами и девушками по упражнению "сгибание рук в упоре лежа" составляла практически  300%, в то время как в других силовых упражнениях разница составляла 20-30 %. На основе такого анализа были даны рекомендации, направленные на совершенствование силовой выносливости мышц рук у девушек. В данном случае мы делаем аналогичные выводы на основе сравнения результатов студенток и нормативов комплекса ГТО.  Потому, что большинство студенток не смогли показать результаты, соотносимые со значками ГТО в таком упражнение как "подтягивание на низкой перекладине". В то время, как в упражнениях на общую гибкость и  силу мышц брюшного пресса ситуации благоприятна. Большинство студенток уложились в нормы, связанные со значками ГТО в этих упражнениях. Неожиданностью для нас явилось низкое выполнение девушками нормативных требований   комплекса ГТО в таком виде испытаний, как прыжок в длину с места.

В дальнейших исследованиях необходимо увеличить выборку студенток и проанализировать их результаты в таких испытаниях как плавание на дистанцию 50 метров и сгибание рук в упоре лежа на основе требований комплекса ГТО.

Библиографический список
  1. Айдаров Р.А.,  Ихсанов И.С., Гжемская Н.Х. Уровень выполнения обязательных тестов комплекса ГТО студентами разных курсов и перспективные направления решения данной проблемы//Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта.-2017.- №1(143).- С.9-14.
  2. Устинов И.Е., Кириллова Е.Г. Физическое здоровье студенток и его оценивание // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 4 (14). С. 32-40.
  3. Устинов И.Е. Взаимосвязь результатов упражнений на гибкость и силу у студенток 18-20 лет, не занимающихся спортом // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/29900 (дата обращения: 20.11.2016).
  4. Нормативы комплекса ГТО//http://www.gto-normy.ru/normativy-gto-dlya-muzhchin/#6m-stupen .-Дата обращения: 04.10.2016
  5. Антонов А.Я.,  Лосев А.С., Малыгин И.Е., Полуянова О.А., Полякова Т.А., Сидорова Т.В.  Нормативы ВФСК ГТО и физическме возможности современных студентов//NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. №37.- С. 193-201.
  6.  Симутина Е. А.  Захаров Н. Е. Проблемы и перспективы введения нового комплекса ГТО в России //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта – 2015. – № 5 (123). -С.173-177. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p173-177
  7. Черкасов В.В. Исследование физической подготовленности школьников выпускных классов на основе испытаний комплекса ГТО//Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта.-2017.- №1(143).- С.215-218.
  8. Устинов И.Е. Развитие  гибкости и силы студентов для выполнения норм ГТО //Актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО и развития массового спорта: Материалы Всерос. науч.-практич. конф., 1-3 ноября 2016 г. – Белгород: ИД “Белгород” НИУ ” БелГУ”, 2016. – C. 205-209.
  9. Устинов И.Е., Федорова А.В., Архипова Ю.А. Тестирование двигательных способностей как основа балльно-рейтинговой оценки студентов-экономистов //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 266-270. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p266-270

Все статьи автора «Устинов Игорь Евгеньевич»

pedagogika.snauka.ru

ГТО в игровой форме (план-конспект урока)

УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

«ГТО В ИГРОВОЙ ФОРМЕ»

АВТОР: Пешков Алексей Геннадьевич

УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.

С сентября 2014 года, после соответствующего указа президента России, комплекс ГТО приобрел особое значение для населения России в целом и для школьников в частности. С 1-го по 11-й классы учащиеся сдают нормы ГТО. Актуальность комплекса ГТО в современной школе очевидна.

В связи с выше сказаным, одна из основных задачей учителя физической культуры в начальной школе, заключается в том, что бы создать у младших школьников интерес к занятиям физической культурой и спортом, в том числе ознакомить их с основными норматвами комплекса ГТО, а так же подготовить детей к сдаче комплекса ГТО на максимально высокие результаты.

В данном случае предлагается урок: «ГТО в игровой форме», где в соревновательно-игровом формате проходит ознакомление с правилами сдачи нескольких тестов ГТО 1-ой ступени ( возрастная группа 6-8 лет), а так же идет процесс по усовершенствованию физических качеств для успешной сдачи предложенных испытаний.

Благодаря такому подходу основные задачи урока: развитие физических качеств, укрепление здоровья и ознакомление с условиями сдачи комплекса ГТО решаются в более комфортной для учеников младшей школы обстановке, где есть место азарту и самовыражению.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Урок физической культуры с учениками начальной школы

учитель: Пешков А.Г.

Тема: «ГТО в игровой форме» . Ознакомление с правилами сдачи комплекса ГТО 1-ой ступени и совершенствование физических качеств для успешной сдачи предложенных испытаний.

Дата: 22.04.2016.

Место: МБОУ СОШ №64. филиал

Время проведения: 12.50-13.30

Класс: 2«А»

Используемый инвентарь: обручи 2 шт., мячи теннисные 6 шт., конусы 4 шт,,секундомер 1 шт., жилеты 20 шт.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Развитие координационных способностей и ориентировки в пространстве.

  2. Развитие скорости и быстроты реакции

  3. Подготовка к сдаче комплекса ГТО.

Воспитательные:

  1. Воспитание волевых качеств и психологической устойчивости.

  2. Совершенствование взаимодействий в группе.

  3. Развитие критического мышления.

Оздоровительные:

  1. Укрепление суставных связок и мышц.

  2. Развитие сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

  3. Улучшение осанки и профилактика плоскостопия

Часть занятия

Содержание упражнения

Дозировка (количество серий, время выполнения)

Организационно-методические указания

Подготовительная

1

Построение, рапорт. Постановка задач урока.

3 мин.

Сообщить задачи, оценить готовность занимающихся к занятию.

Разделить класс на две команды.

2

Ходьба на носках, в приседе, высоко подымая колени,на разных частях стопы, с изменением положения рук.

Бег разным темпом, бег на носках. И т.д

5 мин.

3

Упражнения на восстановление дыхания и развитие гибкости.

Тест ГТО : « гибкость»*

6 мин.

Выполнять в медленном темпе.

Следить за соблюдением правильного выполнения теста на гибкость.

Подсчет баллов команд.

Основная

4

Игра: «Снайпер»

Тест ГТО: «Метание теннисного мяча в цель».**

10 мин

Следить за соблюдением правил игры.

Подсчет баллов команд.

5

Игра: « Кто быстрее»

Тест ГТО : «Челночный бег 3х10 метров»***

6 мин.

Следить за соблюдением правил игры.

Подсчет баллов команд

6

Игра: « Кузнечик»

Тест ГТО : «Прыжок в длину с места»****

5 мин.

Следить за соблюдением правил игры.

Подсчет баллов команд

Заключительная

7

Упражнения на успокоение и расслабление.

3мин.

Выполнение упражнений в спокойном медленном темпе.

8

Подведение итогов урока. Домашнее задание и информация о следующем занятии.

2 мин

Объявить команду победителей, отметить тех кто хорошо справился с заданиями.

* Тест ГТО : « гибкость»-упражнение на развитие гибгости.

Описание: Выполняется строго согласно нормативу ГТО «Наклон вперед» 1 ступень

**«: «Снайпер»

Тест ГТО: «Метание теннисного мяча в цель».-игра развивает глазомер, моторику верхнеплечевого пояса, ориентировку в пространстве.

Описание игры: Выполняется строго согласно нормативу ГТО 1 ступени, подсчитывается общая сумма точных попаданий всей команды.

***« Кто быстрее»

Тест ГТО : «Челночный бег 3х10 метров»-игра развивает координацию, скорость, быстроту стартовой реакции,

Описание игры: Выполняется строго согласно нормативу ГТО «Челночный бег 3х10 » 1 ступень

****« Игра: « Кузнечик»

Тест ГТО : «Прыжок в длину с места»-игра развивает прыгучесть

Оисание игры: Выполняется строго согласно нормативу ГТО «Прыжок в длину с места» 1 ступень

videouroki.net

Выполнение норматива ВФСК «ГТО» «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами». Техника выполнения, судейство этапа, способы развития гибкости у детей школьного возраста

Выполнение норматива ВФСК «ГТО»

«Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами».

Техника выполнения, судейство этапа,

способы развития гибкости у детей школьного возраста

Захарова Татьяна Сергеевна,

учитель физической культуры МБОУ СОШ №38

Надыршин Артур Мухаррмович,

учитель физической культуры МБОУ СОШ №38

Одним из обязательных испытаний (тестов) ВФСК ГТО является «Наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье». Мы поговорим о том, как происходит выполнение норматива, какие основные ошибки допускают участники испытаний (тестов), а так же как подготовится к испытаниям и тем самым повысить свои результаты.

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполняется из ИП: стоя на полу или гимнастической скамье, ноги выпрямлены в коленях, ступни ног расположены параллельно на ширине 10 - 15 см.

При выполнении испытания (теста) на полу участник по команде выполняет два предварительных наклона. При третьем наклоне касается пола пальцами или ладонями двух рук и фиксирует результат в течение 2 с.

При выполнении испытания (теста) на гимнастической скамье по команде участник выполняет два предварительных наклона, скользя пальцами рук по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 с. Величина гибкости измеряется в сантиметрах. Результат выше уровня гимнастической скамьи определяется знаком «-» , ниже - знаком «+».

Ошибки:

1) сгибание ног в коленях;

2) фиксация результата пальцами одной руки;

3) отсутствие фиксации результата в течение 2 с.

Согласно методическим рекомендации по организации судейства мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) судейская бригада состоящая из старшего спортивного судьи по виду испытаний ВФСК ГТО, судьи на снаряде, секретаря, судьи при участниках и помощник судьи при участниках - волонтера одновременно могут принимать норматив у 2 участников комплекса. Максимальное количество участников за один день у судейской бригады 300-350, после чего следует заменить бригаду.

Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически.

Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике.

Дети более гибки, чем взрослые. Развивать это качество лучше всего в 11-14 лет. Обычно у девочек и девушек это качество на 20-25% более выражено, чем у мальчиков и юношей. Гибкость увеличивается с возрастом примерно до 17-20 лет, после чего амплитуда движений человека уменьшается вследствие возрастных изменений. У женщин гибкость на 20-30% выше, чем у мужчин. Подвижность суставов у людей астенического типа меньше, чем у лиц мышечного и пикнического типа телосложения. Эмоциональный подъем при возбуждении способствует увеличению гибкости. Под влиянием локального утомления показатели активной гибкости уменьшаются на 11,6%, а пассивной – увеличиваются на 9,5%. Наиболее высокие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов суток и в условиях повышенной температуры окружающей среды.

Для успешной сдачи теста и получения заслуженного знака ГТО, предлагаем упражнения для развития гибкости:

Ежедневные комплексы по развитию гибкости выполняемые учащимися ежедневно помогут самостоятельно подготовится к сдаче теста.

infourok.ru


.