Способ выполнения водоотводной канавы. Для чего устраивают водоотводные канавы и кюветы


5. Проектирование водоотводной системы.

5.1 Продольный водоотвод.

5.1.1 Проектирование канав (кюветов) на продольном профиле.

При проектировании продольного профиля необходимо обеспечить продольный водоотвод, в систему которого входят боковые канавы (кюветы) и резервы. Отвод воды осуществляется в пониженные места рельефа или в водопропускные искусственные сооружения (трубы, мосты и др.). Продольный уклон кювета равен продольному уклону соответствующего участка проектной линии.

Боковые канавы (кювет) устраивают в выемках и у насыпей высотой до 2 м. Эти канавы служат для отвода воды, стекающей во время дождя и таяния снега с поверхности дороги и прилегающей к ней местности. В местах перехода дороги из выемки в насыпь канавы отводят с нагорной стороны в резерв, а с низовой стороны выводят на поверхность грунта в сторону выемки. При водонепроницаемых грунтах и малоудовлетворительных условиях поверхностного стока боковые канавы проектируются трапецеидального сечения с шириной по дну 0,4 м и глубиной обычно 0,7…0,8 м (до 1…1,2 м как максимум), считая от бровки насыпи. Откосам канавы в выемках придаѐтся уклон 1:1,5, а у насыпей внутренний откос канав имеет крутизну 1:3.

При дренирующих грунтах кюветы устраиваются треугольной формы.

Тип укрепления

Продольный уклон канавы в грунтах, ‰

супесчаных

суглинистых

1. Без укрепления

До 10

До 20

2. Дерновка, засев травой

10 … 30

20 … 30

3. Мощение, бетонные плиты

30 … 50

30 … 50

4. Перепады и лотки

50 и более

50 и более

Проектная отметка кювета рассчитывается по следующей формуле:

Рис.4

где – проектная отметка бровки, м;

- толщина дорожной одежды, =0,6 м;

–минимальная глубина кювета от низа дорожной одежды, =0,4 м.

Канавы проектируются в тех местах, где высота насыпи меньше 1,2 м. Отметка канавы определяем по следующей формуле:

где - отметка земли в продольном профиле, м;

–минимальная глубина канавы,

Отметки трубы на входе принимаем равным отметкам земли

, а на выходе – на 0,10 м ниже, то есть:

5.1.2. Ведомость продольного водоотвода.

Пикетаж

(от ПК до ПК)

Длина, м

Уклон, %

Тип укрепления

2+00 – 2+73

73

13

засев трав

2+73– 5+7

24

30

засев трав

5+7– 5+14

7

6

6+00 – 6+28

28

25

Засев трав

6+80 – 6+98

19

13

Засев трав

10+90 – 11+18

28

36

мощение

13+32 – 15+32

200

19

Без укрепления

15+32 – 15+56

24

43

мощение

16+60 – 16+92

32

47

мощение

16+92 – 21+35

443

32

Мощение

21+35 – 21+78

43

16

Засев трав

22+32 – 22+83

51

38

22+83 – 24+50

167

50

Лотки

24+50 – 26+83

254

9

Без укрепления

5.2.Расчет водопропускного сооружения.

studfiles.net

Способ выполнения водоотводной канавы

 

Изобретение относится к строительству водоотводных канав и лотков на автомобильных и железных дорогах. Цель изобретения - повышение надежнбсти крепления канавы. Способ включает втрамбовывание в грунт гибкого полотнища 2, причем втрамбовывание в грунт гибкого полотнища осуществляют после устройства канавы 1 клиновидного профиля . Защемление полотнища в дно канавы повышает надежность ее крепления . 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СООИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1409717 А 1 (я) 4 E 01 F 5/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4178685/29-11 (22) 08,01,87 (46) 15.07,88, Бюл. У 26 (71) Государственный всесоюзный дорожный научно-исследовательский институт "Союздорнии" (72) М.А.Либерман, P.À.Êîãàí, Ю.В.Пудов и В.В.Филиппов (53) 625.125(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР ,У 950858, кл. Е 02 D 17/20, 1981. (54) СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОДООТВОДНОЙ

КАНАВЫ (57) Изобретение относится к строительству водоотводных канав и лотков на автомобильных и железных дорогах.

Цель изобретения — повышение надежнбсти крепления канавы. Способ включает втрамбовывание в грунт гибкого полот. нища 2, причем втрамбовывание в грунт гибкого полотнища осуществляют после устройства канавы 1 клиновидного профиля. Защемление полотнища в дно ка.. навы повышает надежность ее крепления. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1409717

Ф о р м у л а изобретения

Фиг.2

Составитель Т.Кашликова

Техред H.Õoäàíè÷ Корректор Л.Патай

Редактор Т.Парфенова

Заказ 3455/29 Тираж 517 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к строительтву и может быть использовано при бразовании водоотводных канав, лотов и т.п. сооружений в грунтах при строительстве автомобильных и желез5 алых дорог.

Цель изобретения — повышение наежности крепления канавы.

На фиг.1 изображена последователь-1 ость операций выполнения водоотводой канавы и с заделкой гибкого матеиала по центру. дна канавы, на фиг.2— о же, с заделкой гибкого материала о углам канавы. 15

Способ заключается в следующем.

Поверхность грунта в месте устройтва канавы разрыхляют на ширину и лубину, превышающие соответственно

1,4 и 1,2 раза размеры канавы. За- 20 ем грунт увлажняют, вырезают специльным ножом клиновидный профиль каавы 1, укладывают гибкое полотнище

- ткань толщиной 0 3 мм, втрамбовыают с помощью свободно падающего руза штампом 3 заданной трапецеиальной формы гибкий материал в грунт; и этом материал вследствие перефорования грунта оказывается защемленым в дне канавы и по верху за ее ределами. Водоотводные канавы в рунтах различной влажности и плотости устраивают также путем выштамовки клиновидного профиля, укладки

1 5 (гибкого материала и окончательной втрамбовки его штампом трапецеидального профиля.

Разрыхление и увлажнение грунта на месте перед укладкой материала снижают его прочность и повышают деформативность, благодаря чему облегчается предварительное устройство выемки клиновидного профиля и вытрамбовка канавы окончательного профиля с одновременным защемлением полотнища гЕотекстиля в ее дно и по верху за пределами профиля канавы и расширяется область использования в грунтах различной структуры и плотности, а также повышает надежность крепления канавы.

Способ выполнения водоотводной канавы, заключающийся во втрамбовывании в грунт гибкого полотнища оправкой, имеющей форму канавы, о т л и— ч а ю шийся,тем, что, с целью повышения надежности крепления полотнища, предварительно выполняют выемку клиновидного профиля глубиной, превышающей глубину канавы, и шириной, меньшей ширины последней.

2. Способ по п,1, о т л и ч а ю— шийся тем, что грунт предварительно разрыхляют и увлажняют.

Способ выполнения водоотводной канавы Способ выполнения водоотводной канавы 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строи - тельству, в частности к дорожным конструкциям , предназначенным для осушения земляного полотна и конструкций дорожных одежд, применительно к условиям вечной мерзлоты

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для перехвата и отвода поверхностных и грунтовых вод от земляного полотна автомобильных и железных дорог в горных условиях местности

Изобретение относится к строительству водопропускных труб под насыпями железных и автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству водопропускных труб под насыпями железных и автомобильных дорог

Изобретение относится к области строительства водоотводных канав на слабосточных участках марей

Изобретение относится к строительству водопропускных сооружений под насыпями железных и автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству и эксплуатации водопропускных труб под насыпями железных и автомобильных дорог

Изобретение относится к дорожному строительству, в частности к строительству водопропускных труб на железных и автомобильных дорогах

Изобретение относится к земляным насыпным сооружениям, в состав которых входят трубы под насыпями , расположенные на скальном основании

Изобретение относится к устройствам для сбора и отвода воды от земляного полотна автомобильных дорог

Изобретение относится к устройствам для сбора и отвода воды с наземных дорожных покрытий

Изобретение относится к области обустройства дорог, в частности к водопропускным сооружениям

Изобретение относится к области ремонта автомобильных дорог и, в частности, к способам замены водопропускных труб

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции насыпей линейных сооружений на слабых грунтах при пересечении со слабосточными водотоками или в депрессионных формах рельефа

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при строительстве водоотводных сооружений на автомобильных дорогах

Изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано для защиты верхней части земляного полотна от переувлажнения

Изобретение относится к области дорожного строительства и может применяться при строительстве дорог для обеспечения пропуска воды через тело земляного полотна

Изобретение относится к строительству и эксплуатации железных дорог в районах вечной мерзлоты и может быть применено при устройстве водоотводов в пределах слабосточных марей

Изобретение относится к области обустройства дорог, в частности к эксплуатации водопропускных искусственных сооружений, и может быть использовано при строительстве дорожных насыпей

Изобретение относится к строительству водоотводных канав и лотков на автомобильных и железных дорогах

www.findpatent.ru

Справочная энциклопедия дорожника. Том V. Проектирование автомобильных дорог

Отметить документ для дальнейшей работы

Справочная энциклопедия дорожника. Том V. Проектирование автомобильных дорог

агорная канава; 6 - отвал

Боковые канавы (кюветы) устраивают в выемках и у насыпей с небольшими рабочими отметками. Они служат для отвода воды, стекающей во время дождя и таяния снега с поверхности дороги и прилегающей к ней местности. Эти канавы способствуют осушению верхней части земляного полотна в связи с испарением влаги с их внутренних откосов. Однако положительное действие боковых канав сказывается лишь при быстром удалении из них воды. При необеспеченном отводе воды и длительном ее застое канавы, напротив, становятся источниками проникновения воды в земляное полотно и его переувлажнения.

При водопроницаемых грунтах и недостаточно удовлетворительных условиях поверхностного стока боковым канавам придают трапецеидальное сечение с шириной по дну 0,4-0,5 м и глубиной до 0,7-0,8 м, считая от бровки насыпи. Откосам канав в выемках придают заложение 1:1,5-1:3, а у низких насыпей внутренний откос устраивают с заложением 1:3-1:4.

Если земляное полотно возводят в сухих местах с быстрым стоком поверхностных вод и грунтовые воды расположены глубоко, боковые канавы устраивают в виде треугольных лотков глубиной не менее 30 см. Крутизна откосов лотков 1:3-1:4 дает автомобилям, в случае необходимости, возможность съезжать с дороги. При водопроницаемых песчаных, щебенистых и гравелистых грунтах, обеспечивающих быстрое впитывание воды в любое время года, водоотводные канавы не устраивают.

В прочном скальном грунте делают треугольные лотки глубиной не менее 0,3 м с внутренним откосом 1:3 и внешним откосом 1:1 - 1:0,5 в зависимости от вида грунта. Глубину канав в равнинной местности назначают по опыту эксплуатации в указанных выше пределах, проверяя, в случае необходимости (при притоке воды с окружающей местности), пропускную способность канав гидравлическими расчетами.

Вероятность паводка принимают в зависимости от категории дороги. При этом глубину канав назначают таким образом, чтобы низ дренажных устройств дорожных одежд возвышался над дном канавы не менее чем на 20 см.

При гидравлических расчетах канав исходят из следующих вероятностей превышения расчетных паводков:

Категория дороги............................................................I и II     III    IV и V

Вероятность превышения, %..........................................  1          2          3

Вода из боковых канав должна выводиться в пониженные места не реже чем через 500 м. Если дорога проходит по склону для вывода воды из канавы, расположенной с нагорной стороны, под земляным полотном прокладывают перепускные трубы. В местах перехода дороги из выемки в насыпь канавы отводят с нагорной стороны в резерв, а с низовой выводят в сторону от выемки с надлежащим укреплением.

Для стока воды по резерву дно его по окончании земляных работ тщательно планируют с уклоном 20 ‰ от насыпи. Резервам, ширина которых превышает 6 м, придают вогнутый профиль с уклонами к середине. При продольном уклоне резерва менее 5 ‰ для лучшего отвода воды в середине резерва делают канаву шириной по дну 0,4-0,5 м. Канавы, отводящие воду из резервов, должны быть обязательно укреплены против размыва.

Запрещается пропуск воды через выемку из кюветов на вышележащем участке насыпи. Верховой кювет должен быть выведен на нагорную канаву у выемки, а низовой отведен в сторону от дороги.

Водоотводные канавы предназначаются для выпуска воды из кюветов или находящихся недалеко от дороги котловин в расположенные поблизости пониженные места. Сечение водоотводных канав обычно принимают равным сечению тех канав, из которых отводится вода. Для лучшего пропуска воды и уменьшения объемов земляных работ откосы водоотводных канав следует устраивать наибольшей крутизны, допустимой по условиям устойчивости грунтов.

Во избежание размыва и заиления водоотводные канавы сопрягают с естественными водотоками по плавной кривой с радиусом, не меньшим десятикратной ширины канавы поверху.

Нагорные канавы служат для перехвата воды, стекающей по косогору к дороге и для отвода ее к ближайшим водопропускным сооружениям, в резервы и пониженные места рельефа.

Нагорным канавам придают трапецеидальное сечение, размеры которого обосновывают гидравлическим расчетом. При расчете учитывают увеличение бассейна канавы по мере удаления от водораздела. Поэтому сечение нагорных канав подбирают по отдельным участкам по мере возрастания площади водосборных бассейнов. С учетом экономической целесообразности вместо одной большой могут быть устроены две параллельные нагорные канавы меньшего сечения на некотором расстоянии одна от другой.

Нагорные канавы трассируют на местности с такими продольными уклонами, при которых вода не размывала бы грунт.

Во избежание оплывов или оползания откосов выемок в местах переувлажнения грунтов, которое может возникнуть в результате случайного засорения нагорных канав, расстояние этих канав от края выемки должно быть не менее 5 м. На косогорах с крутизной менее 1:5 грунт из нагорных канав используют для устройства невысокого валика (банкета) между выемкой и нагорной канавой. Банкет предохраняет дорогу от затопления при переполнении нагорной канавы.

По боковым, водоотводным и нагорным канавам вода стекает со скоростью, зависящей от их продольного уклона, поперечного профиля, величины шероховатости стенок и от глубины потока. При скорости течения, меньшей 0,4-0,5 м/с, взвешенные в воде грунтовые частицы выпадают из потока и образуют отложения наносов. Канава засоряется и в ней происходит застой воды.

Для предотвращения этого канавам придают продольный уклон, который должен быть не менее 5 ‰ в I-III и 3 ‰ в IV-V дорожно-климатических зонах. Если этому требованию удовлетворить нельзя, рабочую отметку насыпи увеличивают, чтобы поверхность покрытия заметно возвышалась над уровнем длительного стояния поверхностных вод.

На участках дорог с большими продольными уклонами боковые канавы укрепляют по гидравлическому расчету, исходя из количества воды, притекающей к отдельным участкам канавы с дороги и прилегающей местности. Расчет ведут по отдельным участкам, учитывая постепенное увеличение расхода по длине канавы.

В тех случаях, когда сечение канав назначают не по гидравлическому расчету, тип укрепления принимают в зависимости от продольного уклона на основе многолетней практики (табл. 15.1).

Таблица 15.1.

Продольные уклоны канав

Типы укрепления

Уклоны, ‰

в песчаных грунтах

в суглинистых грунтах

Без укрепления

До 10

До 20

Одерновка

10-30

20-30

Мощение

30-50

30-50

Перепады и лотки

>50

>50

На больших уклонах дну канав придают ступенчатый продольный профиль, устраивая перепады из сборных железобетонных элементов, бетона, укладываемого на месте, каменной кладки, а на сельских дорогах - плетней и гравийной засыпки. Прилегающие к перепаду участки дна канавы укрепляют мощением. Между перепадами дну канавы придают уклон, не требующий укрепления или соответствующий принятому типу укрепления.

В равнинной местности степных районов IV-V дорожно-климатических зон, когда нельзя отвести воду от дороги по боковым и водоотводным канавам в естественные понижения рельефа, устраивают в стороны от дороги испарительные бассейны. Эти бассейны представляют собой котлованы, вокруг которых делают земляные валики для того, чтобы преградить доступ воды с окружающей местности. Иногда вместо специальных испарительных бассейнов можно использовать резервы глубиной до 0,4 м, которые располагают на большем расстоянии от дороги, чем обычно.

Вместимость одного испарительного бассейна не должна превышать 200-300 м3, глубина - 1,5 м, а уровень воды должен быть на 0,6 м ниже бровки земляного полотна. Расчет испарительных бассейнов сводится к подбору такой их вместимости, при которой количество влаги, стекающей с земляного полотна во время дождя, успевало испариться за период между дождями. Испарительные бассейны устраивают лишь в местностях, где климатические условия (небольшое количество осадков, высокая средняя годовая температура воздуха и сильные ветры) способствуют высокой испаряемости. В северных и центральных районах Европейской части Российской Федерации, характеризующихся слабой испаряемостью или водонепроницаемыми грунтами, они лишь способствуют заболачиванию местности.

Для испарительных бассейнов необходим дополнительный отвод земли. Если за ними постоянно не ухаживать, они зарастают сорняками и становятся источниками засорения прилегающих полей. Поэтому на участках с затрудненным водоотводом всегда целесообразно проектировать земляное полотно в насыпях с таким возвышением бровок, при котором отпадает необходимость в устройстве канав и испарительных бассейнов.

Прикромочные, дождеприемные и поперечные водосбросные лотки с водобойными устройствами на выходе из них применяют для отвода воды с поверхности проезжей части и разделительной полосы внегородских автомобильных дорог I-III категорий. Как правило, эти сооружения устраивают из типовых сборных железобетонных блоков, а в отдельных случаях и из монолитного бетона.

Прикромочные лотки располагают вдоль кромки проезжей части или остановочной полосы дороги. Они имеют треугольное поперечное сечение шириной 75(50) см и глубиной 7-9 см.

Из прикромочных лотков воду отводят в водосбросные лотки дождеприемными (переходными, сопрягающими) лотками, также состоящими из типовых элементов. Эти лотки имеют очертания соответствующие направлению продольных уклонов. На участках спусков дороги применяют дождеприемные лотки несимметричного, а в пониженных местах симметричного очертания в плане.

Из дождеприемных лотков воду сбрасывают по откосам телескопическими водосбросными лотками (быстротоками), состоящими из железобетонных элементов заводского изготовления. Для предохранения подошвы насыпи от размыва в конце этих лотков устраивают укрепленные бетонными плитами (размером 49´49´8 см) площадки шириной по 2 м, за которыми устанавливают бетонную стенку в качестве гасителя энергии потока.

Все места сопряжения и швы между сборными железобетонными элементами заполняют монолитным бетоном.

Водопропускные сооружения устраивают в местах пересече

Общая информация

Документ: Справочник Название: Справочная энциклопедия дорожника. Том V. Проектирование автомобильных дорог Начало действия: 2007-01-01 Дата последнего изменения: 2008-04-07 Вид документа: Справочник Область применения: Справочная энциклопедия содержит необходимые сведения по организации и современной технологии проектно-изыскательских работ - по экономическим, инженерно-геодезическим, инженерно-геологическим, инженерно-гидрометеорологическим изысканиям и современным методам проектирования автомобильных дорог и сооружений на них. В справочную энциклопедию включен специальный раздел, посвященный автоматизированному проектированию автомобильных дорог на уровне современных систем автоматизированного проектирования САПР-АД. Справочная энциклопедия не заменяет Государственных и Национальных стандартов, строительных норм и правил, ведомственных нормативных документов. Цель ее издания - помочь инженерам и техническим работникам в разработке проектов с использованием современной технологии и методов проектирования автомобильных дорог. Справочная энциклопедия предназначена для инженерно-технических работников и специалистов дорожного хозяйства, занятых изысканиями и проектированием автомобильных дорог. Она может быть также использована широким кругом руководителей и специалистов-дорожников, преподавателями, студентами старших курсов автомобильно-дорожных вузов и факультетов, техникумов и колледжей. Утвержден: Росавтодор(122), Разработчики документа: Росавтодор(111), Все страницы Постраничный просмотр: << 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 >>

Описание Текст документа

www.complexdoc.ru

Водоотводная канава - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4

Водоотводная канава

Cтраница 4

Для подъезда к сооружениям построены дороги и мосты через водоотводные канавы, которые обеспечивают также проезд противопожарных машин.  [46]

Для подъезда к сооружениям построены дороги и мосты через водоотводные канавы, которые обеспечивают также проезд пожарных машин.  [48]

Иногда, в зависимости от характера местности, дну водоотводных канав придают уклон и более 3 % о. Когда уклон превышает 8 % о, следует принимать меры против размыва дна и откосов канавы. Такими мерами могут быть одерновка откосов и дна, мощение. Чтобы избежать дорогостоящих укрепительных работ при большом протяжении канавы, дну ее придают разные уклоны: сначала делают участок с небольшим уклоном, затем устраивают быстроток или перепад и далее опять участок канавы с небольшим уклоном. Быстротоками называются участки водоотвода с большим уклоном ( до 1: 2), соединяющие верхние и нижние бьефы.  [49]

Для полного обеспечения водоотвода весной необходимо по осям всех водоотводных канав устраивать в снегу прорези ( снеговые канавы) шириной 0 5 - 0 7 м, глубиной до уровня грунта, чтобы собрать воду, не допуская ее к земляному полотну.  [50]

В 1880 г. их заставляли при 20 мороза чистить водоотводную канаву, стоя по колено в воде.  [51]

Открытые дождевые сети ( уличные лотки, дорожные кюветы и водоотводные канавы) применяются в районах открытых складов и незастроенных территорий промышленных предприятий, а для населенных мест - в небольших городах и поселках.  [52]

В неустойчивых грунтах, а также в стесненных условиях вместо водоотводных канав и кюветов устраиваются лотки, которые могут быть железобетонные, бетрнные, каменные или деревянные, а по форме-трапецеидальные ( рис. 6.3), прямоугольные, полукруглые и треугольные.  [53]

Главное внимание в содержании противооползневых сооружений должно быть уделено очистке водоотводных канав ( весной после таяния снега, летом после ливней, осенью перед периодом дождей), ликвидации ям, углублений, сплывов и других неровностей, где застаивается вода. Необходимо сохранять травяной покров и кустарники, не допускать выпаса скота и распашки грунта, систематически ремонтировать все укрепительные и водоотводные устройства.  [54]

До наступления заморозков по оси нагорных канав, кюветов и водоотводных канав устанавливают вешки, по створам которых весной откапывают в снегу траншеи для успешного пропуска воды.  [55]

Главное внимание в содержании противооползневых сооружений должно быть уделено очистке водоотводных канав ( весной после таяния снега, летом после ливней, осенью перед периодом дождей), ликвидации ям, углублений, сплывов и других неровностей, где застаивается вбда. Необходимо сохранять травяной покров и кустарники, не допускать выпаса скота и распашки грунта, систематически ремонтировать все укрепительные и водоотводные устройства.  [56]

До наступления заморозков по оси нагорных канав, кюветов и водоотводных канав устанавливают вешки, по створам которых весной откапывают в снегу траншеи для успешного пропуска воды.  [57]

Перед рытьем котлована или траншеи необходимо убедиться в том, что водоотводные канавы устроены достаточно надежно. Если такие коммуникации имеются, строительная организация должна получить разрешение на права производства земляных работ от организации, эксплуатирующей их. Эксплуатирующая организация вместе с разрешением на право производства работ выдает точную схему расположения коммуникаций, по которой проводится натурная разбивка на местности.  [58]

Пылевыделению подвержены в основном незащищенные грунтовые поверхности обочин, откосов и водоотводных канав.  [59]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru


.