Прикладное значение плавания. Что такое прикладное плавание


основы, понятие, виды, способы и методы, техника и оздоровительное влияние на организм

В статье поговорим о том, что такое прикладное плавание. Мы разберемся с этим понятием досконально, а также попробуем узнать, какие виды такой физической активности существует. На самом деле прикладное плавание играет довольно большую роль, о которой мы сегодня узнаем подробнее.

Введение в тему

Начнем с того, что плавание – очень важный вид физической активности, который связан с разными сферами жизни человека. Так, он перекликается с рабочей сферой, бытовой и военной. Надо понимать, что плавание — это тот навык, который очень важен для каждого человека. Индивид, который смело ведет себя в водной среде, способен принимать взвешенные решения в случае опасности, а также полностью контролировать самого себя.

прикладное плавание

Особенно плавать необходимо уметь тем, для кого это важный трудовой навык, например работникам морского и речного флота, гидростанций и т. д. Также очень часто этот навык становится необходимых военным и спасателям. Кроме того, плавать должны уметь спортсмены, которые занимаются водными видами спорта.

Что касается прикладного плавания, то оно представляет собой отдельную область профессиональной подготовки для людей, которые работают в различных спасательных отделах, а также для всех тех, чья работа так или иначе связана с водным погружением. Не все знают то, что такие люди обязаны сдавать нормативные показатели для того, чтобы проверить и подтвердить уровень своей квалификации.

О чем идет речь?

Итак, прикладное плавание означает, что человек владеет умением держаться на воде и проводить при этом важные манипуляции. Этот вид плавания нужен для разрешения различных жизненных ситуаций, например помощи тонущему человеку, при буксировке или сборе со дна каких-то важных образцов. В своей основе прикладное плавание заключается в том, что комбинирует в себе различные спортивные методы ориентации в воде, которые позволяют приспосабливаться к различным требованиям и действовать в любых случаях.

Из чего состоит?

Поскольку мы уже знаем о значении прикладного плавания, то расскажем о том, что конкретно оно в себя включает. Итак, это разные манипуляции под водой, прыжки в воду, спасательная деятельность и помощь тем, кто тонет или устал, экстремальное ориентирование, форсирование препятствий, плавание комбинированными, спортивными и не спортивными стилями.

Спортивное плавание

Виды прикладного плавания начнем рассматривать со спортивных стилей. Итак, стиль брасс применим для того, чтобы помочь живому существу, достать и перенести определенный предмет. Также он необходим при нырянии, плавании в неприспособленной для этого одежде и для преодоления различных препятствий. Этот стиль имеет очень большое количество особенностей, которые сделали его таким популярным в прикладном плавании.

Отметим, что этот стиль применим в различных ситуациях, он позволяет очень быстро изменять траекторию и скорость движения. Кроме того, плыть можно с лицом, опущенным под воду, либо же держа его над поверхностью. Большим преимуществом этого стиля является то, что он обеспечивает отличную видимость. К тому же если вам надо под водой избавиться от одежды, то просто и удобно это осуществить, если вы передвигаетесь брассом.

виды прикладного плавания

Кроль на груди – это следующий вид спортивного стиля, который имеет свою главную ценность в том, что позволяет скоро прибыть к цели. То есть этот стиль маневрирования под водой позволяет в очень сжатые сроки доплыть до необходимого объекта. Он считается наиболее быстрым видом плавания.

Также есть стиль дельфин, который применим для ныряния. Особенно он эффективен, если человек в ластах. Еще есть стиль кроль на спине, некоторые движения которого могут применяться для доставки живого существа или груза.

Не спортивные стили

Продолжим рассматривать прикладные стили плавания, а именно те, которые относятся к не спортивным.

Брасс на спине применим при отдыхе, он дает возможность преодолевать большие расстояния. Дело в том, что при таком виде передвижения можно двигать только ногами и полностью снять нагрузку с рук. Также в таком положение удобно транспортировать тонущего или же помогать человеку, который устал.

Плавание на боку чаще всего применяется для транспортировки каких-то значительных по весу предметов или буксировки людей, которые потеряли сознание. Отличием этого стиля является то, что в нем удобно плавать в одежде, можно преодолевать большие расстояния.

способы прикладного плавания

Плавание кролем на груди без рук невероятно комфортно, если у вас возникла необходимость плавать в неприспособленном для этого одеянии. Кроль на спине без рук используется для спасения живых существ и для доставки любых вещей. Также на этот стиль часто переключается для того, чтобы отдохнуть после физической нагрузки.

Комбинированные стили

Они заключаются в комбинировании различных движений из спортивных способов для того, чтобы максимально эффективно передвигаться в воде. Ныряние — это такой вид прикладного плавания, когда индивиду необходимо на долгий промежуток времени уйти под воду и находиться там без возможности дышать. Ныряние необходимо в случае, если надо оказать первую помощь, а еще для преодоления расстояния при различных военных операциях, для подъема различных грузов со дна. Отметим, что ныряние требует от пловца особого умения и осторожности, так как чрезмерно длительное пребывание без воздуха под гладью воды может навредить здоровью.

Если человек ныряет в темное время дня или же при плохой погоде, когда видимость недостаточна, то ему необходимо вытягивать руки вперед. Для того чтобы увеличить время пребывания под водой, необходимо более часто и глубоко дышать, таким образом обеспечивая гипервентиляцию легких. Делать это необходимо непосредственно перед попаданием под воду. Но также такая процедура должна проводиться сразу после выныривания для того, чтобы восстановить дыхание. Также продлить свой срок под водой можно при систематических тренировках и с использованием особых приемов, которые позволяют задерживать дыхание на более длительный срок.

военно прикладное плавание

Также надо отметить: если пловец ныряет на большую глубину, то он может ощутить давление на барабанные перепонки, которое проявится болью в ушах. Для уменьшения этого эффекта необходимо имитировать глотательный рефлекс, чтобы выровнять давление.

Погружение можно проводить с опорного и безопорного положения. Итак, когда человек имеет какую-то опору в виде берега или бассейна, то это называется опорным погружением. Если же он ныряет, непосредственно находясь в воде, то опоры нет.

Техника

Мы уже рассмотрели технику прикладного плавания и способы в разных стилях, теперь расскажем о прыжках в воду. Они выполняются из положения стоя нижними конечностями или головой вперед. Первые выбрасываются вперед в тех ситуациях, когда неизвестна глубина погружения, а также если дно не исследовано. И еще этот метод используют в том случае, если человек ныряет в одежде. Во всех других ситуациях лучше использовать прыжок головой вперед.

Техника прыжка ногами вперед: необходимо стать на край опоры и поставить ступни рядом. Руки должны находиться четко вдоль туловища и быть прижаты к нему, но голову следует держать прямо. Немного наклоняясь, следует сделать шаг вперед правой ногой, а левую поднять от опоры и в воздухе соединить с правой ногой. В воду важно войти с натянутыми носочками.

прикладное значение плавания

Также прыжок ногами вперед можно совершить еще одним способом. Для этого необходимо упереться в опору, свести стопы, после этого немного согнуть колени, руки разместить "по швам" и прижать. Голову следует держать ровно. После этого необходимо немного оттолкнуться, сделать прыжок вверх и вперед, при этом оставаясь в вертикальной позиции. Входить в воду также надо с натянутыми носочками.

Прыжок головой вперед

Прыжки головой вперед тоже можно осуществить двумя способами. Необходимо встать на край опоры, свести ноги, пальцами ног ухватиться за опору, а руки вытянуть вверх. После этого необходимо податься вперед и немного согнуть ноги. Затем надо оттолкнуться ногами и войти воду с прямым положением тела. При втором способе прыжок выполняется так же, как вы прыгаете в воду для плавания брассом, вольным стилем или баттерфляем.

Военно-прикладное плавание

Оно включает себя довольно много приемов, естественно, мы не будем рассматривать каждый из них. Но в основном оно заключается в освобождение от захвата, транспортировке товарища, оказании первой помощи, а также транспортировке важных грузов.

Рассмотрим случай, который может возникнуть, если вам необходимо освободиться от захвата тонущего человека. Так, если он ухватился за руку, то освобождаться от захвата нет необходимости, потому что и в таком положение можно успешно доставить его к берегу. Однако же если человек не дает вам самому двигаться, то следует изменить положение его тела. Пытаясь освободиться, необходимо самому немного уходить под воду, а тонущего человека толкать вверх. Дело в том, что когда пловец подается немного вниз, то пострадавший ослабляет хватку и пытается сам немного подняться над поверхностью воды. После избавления от хватки необходимо развернуть человека спиной к себе и тут же начать продвигаться к берегу.

техника прикладных способов плавания

Помощь

Отметим, что значение прикладного и оздоровительного плавания очень велико. При этом очень важно не только хорошо ориентироваться на воде и под водой, а также выполнять любые манипуляции, но еще оказывать первую помощь. Перед тем как ехать отдыхать или связывать свою жизнь с профессиональной деятельностью, которая пересекается с необходимостью погружаться под воду, хорошенько разберитесь с тем, как оказывать первую помощь человеку, который наглотался воды.

Мало кто знает, что есть несколько видов утопления, и первая помощь в них отличается кардинально. Другими словами, если вы будете действовать, не анализируя особенностей утопления, то можете принести человеку больше вреда, чем пользы. Однако же изучение прикладного плавания позволит вам уверенно чувствовать себя в воде и хорошо ориентироваться в помощи самому себе и другим людям. Также вы сможете преодолевать большие расстояния, отдыхать и при необходимости участвовать в различных спасательных операциях.

техника прикладного плавания

Влияние на организм

Отметим, что прикладное плавание очень хорошо сказывается на здоровье человека, оказывая укрепляющий эффект. Оно сложнее, чем обычное плавание, а потому лучше тренирует тело, делает его более маневренным и сильным, способным к разным физическим испытаниям.

Кроме того, такого рода активность очень положительно сказывается на работе всех систем нашего тела. Систематические нагрузки позволяют выработать сильную мышечную систему, которая обеспечивает крепость и здоровье. При плавании происходит задержка дыхания, а также тренировка общей выносливости, что очень положительно сказывается на дыхательной системе человека, если не впадать в крайности и не изводить себя кислородным голоданием. Легкие становятся выносливее, дыхания глубже и спокойнее. Также плавание - отличная зарядка, которая бодрит весь организм и улучшает циркуляцию крови.

fb.ru

«Прикладное плавание» - PDF

Транскрипт

1 Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение Московский центральный дворец творчества детей и молодежи «Прикладное плавание» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Автор: Зав.басейном МЦДТДиМ Максименко Т.В. Москва 2015 год

2 Введение: Данное пособие предназначено для инструкторов и тренеровпреподавателей организующих обучение плаванию школьников. В пособии подробно изложено что такое прикладное плавание, для чего оно необходимо. В процессе обучения школьники приобретут жизненно необходимые знания, навыки и умения. Прикладное плавание Плавание по праву можно отнести к народному виду спорта наравне с борьбой, бегом и лыжным спортом, потому что оно тесно связано с трудом, бытом и военной деятельностью людей. Умение плавать - жизненно необходимый навык для любого человека. Умеющий плавать уверенно чувствует себя в воде, адекватно оценивает ситуацию и, следовательно, меньше рискует жизнью, оказавшись в водной среде. Умение плавать особенно нужно людям, чья трудовая деятельность связана с водной средой (например, рыбакам, работникам флота, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов), а также военнослужащим и спасателям. Хорошо плавать необходимо спортсменам, занимающиеся греблей, парусным и водно-моторным спортом, водным туризмом, кайтингом, серфингом. Прикладное плавание является частью профессиональной подготовки работников спасательных и силовых структур и людей, чья рабочая профессиональная деятельность связана с водой. Многие из них сдают специальные нормативы по плаванию для определения своей профессиональной пригодности. Прикладное плавание - это способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия. Прикладное плавание применяется для решения прикладных задач, таких как оказание помощи тонущему, переправы вплавь, доставание со дна и буксировки каких-либо предметов и т.п. В основе прикладного плавания лежит техника спортивных способов плавания, измененная в соответствии с условиями и адаптированная к решению задач прикладного плавания. Прикладное плавание включает: плавание спортивными, самобытными и комбинированными способами плавания ныряние и передвижение под водой

3 прикладные прыжки в воду спасение тонущих и помощь уставшим пловцам плавание в экстремальных условиях преодоление водных преград Прикладное плавание: способы передвижения в воде То, какой способ передвижения в воде изберет пловец, зависит от условий и ситуации, в которых он окажется. Выбранный способ передвижения должен обеспечить возможность выполнения ряда дополнительных операций: буксировка предметов, преодоления водных преград в разных погодных условиях, транспортировки пострадавшего, погружения под воду и извлечения из-под воды пострадавшего или различных предметов, и т.п. В прикладном плавании используются следующие способы передвижения в воде: 1. Спортивные способы плавания и их отдельные элементы: o Брасс используется для транспортировки человека, буксировки груза, ныряния, плавание в одежде, преодоления водных преград. Из-за ряда особенностей брасс получил широкое применение в прикладном плавании. Плавание брассом на груди можно использовать в самых разных ситуациях, возникающих в водной среде, свободно меняя направление и скорость плавания. В зависимости от условий брассом можно плыть либо с опусканием лица в воду, либо удерживая голову над водой. При плавании брассом сохраняется хорошая видимость. Брассом на груди удобно подплыть к тонущему, оказать помощь ослабевшему пловцу и транспортировать человека к берегу. Применяя технику брасса, можно буксировать груз или толкать плавающий предмет перед собой. С помощью движений брассом одними ногами можно транспортировать относительно тяжелые предметы. Если нужно снять с себя одежду в воде, то удобнее всего это сделать, применяя брасс. Если необходимо будет нырнуть под воду, то человек, плывущий брассом - практически готовый к действию ныряльщик, так как движения брасса одна из разновидностей техники плавания под водой. o Кроль на груди используют для того, чтобы быстро доплыть до цели, преодоления значительных расстояний, плавания и ныряния в комплекте 1 (маска, дыхательная трубка и ласты).

Не отягощенный грузом пловец, если его движения не стеснены одеждой, может преодолевать кролем на груди значительные водные пространства.

4 Не отягощенный грузом пловец, если его движения не стеснены одеждой, может преодолевать кролем на груди значительные водные пространства. Кроль на груди самый быстрый способ плавания, применяя этот способ можно быстро добраться до пострадавшего. o Дельфин используется для ныряния. Движения ногами и туловищем способом дельфин используются при плавании под водой и нырянии, особенно если пловец находится в ластах. o Кроль на спине и его отдельные элементы могут применяться при отдыхе и транспортировке. 2. Самобытные (не спортивные) способы плавания: o Брасс на спине Брасс на спине можно использовать во время длительного плавания для отдыха. При необходимости пловец может работать только одними ногами, освободив руки для транспортировки предметов. Плавая на спине при помощи движений ногами брассом, удобно оказывать помощь уставшему пловцу или транспортировать пострадавшего.

o Плавание способом на боку Плавание на боку используется для транспортировки грузов, буксировке пострадавшим на воде. Брасс на спине удобен для отдыха на воде, транспортировки пострадавшего и грузов.

5 o Плавание способом на боку Плавание на боку используется для транспортировки грузов, буксировке пострадавшим на воде. Брасс на спине удобен для отдыха на воде, транспортировки пострадавшего и грузов. Способом на боку можно плыть в одежде на большие расстояния. o Плавание способом кроль на груди без выноса рук Кроль на груди без выноса рук удобен для плавания в одежде. При плавании таким способом, голова приподнята так, чтобы рот был выше воды. o Плавание способом кроль на спине без выноса рук Кроль на спине без выноса рук применяется для транспортировки утопающего и при плавании с различными предметами, а также для отдыха при плавании другими способами. Характерной особенностью этого способа являются "подгребающие" движения рук: руки с повернутыми книзу ладонями отводятся мизинцами в стороны на см; затем, повернув ладони к туловищу, быстро делают гребок по направлению к бедрам. 3. Комбинированные (составные) способы плавания Практически все отдельные элементы спортивных способов применяются в так называемых комбинированных способах, например, ноги кролем + руки брассом. Ныряние и прыжки в воду Ныряние - разновидность прикладного плавания, когда человек более или менее длительное время находится под водой, не пополняя запаса воздуха в легких. Ныряние имеет широкое применение при оказании помощи тонущему, когда последний погрузился в воду, при преодолении водного пространства в боевой обстановке скрыто от противника, при доставании

6 предметов. Занятия нырянием требуют строгого соблюдения мер предосторожности, так как продолжительное пребывание под водой может принести вред организму человека. При нырянии в условиях плохой видимости и темное время суток, руки пловца должны быть вытянуты вперед. Для увеличения длительности пребывания под водой при отсутствии доступа воздуха в легкие, прибегают к учащенному и углубленному дыханию (гипервентиляции легких) непосредственно перед нырянием. Также гипервентиляция легких необходима после ныряния для более быстрого восстановления. Продлить время пребывания под водой можно, если систематически тренироваться, а также используя специальные приемы, облегчающие задержку дыхания. При нырянии в глубину вследствие увеличения давления воды на барабанные перепонки пловец может испытывать боль в ушах. Для уменьшения боли рекомендуется делать глотательные движения, это несколько уравняет разницу давлений с внутренней и наружной сторон барабанной перепонки. Погружаться в воду (нырять) можно из опорного положения (край бассейна, борт лодки, берег) и безопорного положения, когда погружение происходит с поверхности воды. При погружении в водоем, особенно вниз головой, во избежание травм, следует внимательно обследовать место ныряния. Помните, что запрещено нырять в местах стоянки судов. Прыжки в воду и безопорное погружение Простые прыжки в воду выполняются ногами и головой вперед. Прыжки ногами вперед применяются в тех случаях, когда глубина воды и характер дна неизвестны, а также при прыжках в одежде. Во всех остальных случаях следует применять прыжок головой вперед. Прыжок ногами вперёд выполняется в одном из двух вариантов: 1. Встать на край бортика, ступни вместе, руки вдоль тела и прижаты, голова прямо, смотреть перед собой. Подавая тяжесть тела вперед, сделать правой ногой шаг вперед; оторвать левую ногу от края бортика и тотчас же присоединить ее в воздухе к правой ноге. Вход в воду с оттянутыми носками. 2. Встать на край бортика, ступни вместе, ноги слегка согнуть в коленях, руки вдоль тела и прижаты, голова прямо, смотреть перед собой. Отталкиваясь, подпрыгнуть вверх и вперед, сохраняя вертикальное положение туловища. Вход в воду с оттянутыми носками.

Прыжок головой вперёд можно сделать двумя способами: 1. Встать на край бортика, ступни поставить вместе, концами пальцев ног обхватить край бортика, руки вытянуть вверх.

7 Прыжок головой вперёд можно сделать двумя способами: 1. Встать на край бортика, ступни поставить вместе, концами пальцев ног обхватить край бортика, руки вытянуть вверх. Наклонить корпус вперед, ноги слегка согнуть (голова под руками). Оттолкнуться ногами и вылететь с прямым телом вперед-вниз. 2. Стартовый прыжок, как при старте на дистанцию плавания способом брасс, баттерфляй и вольным стилем. Погружение из безопорного положения (с поверхности воды) также возможно вниз головой или вниз ногами. Способы передвижения и поиска под водой При нырянии применяется несколько видоизмененная техника спортивных способов плавания: брасс, кроль или сочетание техники этих способов. Также могут использоваться элементы плавания способом на боку и стиля дельфин. Структура движений при нырянии несколько изменяется, например, при движении рук с помощью техники брасс используются длинные гребки до бедра; при движении ног техникой кроль - ноги несколько больше отводятся вверх.

8 Глубина и направление движения изменяются за счет изменения положения головы, рук, туловища, сгибаний-разгибаний тела в пояснице, акцентированных гребков руками. Всплывание на поверхность воды Для подъема к поверхности с небольшой глубины: поднять голову, прогнуться в пояснице, руки вытянуть вперед вверг, совершать гребки руками назад вниз (от головы к тазу). Для подъема со дна: слегка сгруппироваться, вытянуть руки вверх, встать на дно водоема и, оттолкнувшись ногами, скользить вверх. Если глубина большая, то при движении вверх делают плавательные движения руками и ногами способом брасс. Для всплывании без отталкивания от дна: сгруппироваться, повернуться головой вверх, сделать сильный гребок руками и ногами сверху вниз. Спасение утопающих Для спасения человека, попавшего в беду на воде, спасатель должен действовать быстро, спокойно и решительно. Действия спасателя можно разделить на этапы: вхождение в воду, подплывание к пострадавшему, поиск пострадавшего под водой, освобождение от возможных захватов, транспортировка к берегу, оказание первой помощи на суше. Рассмотрим эти этапы подробнее. Вхождение в воду Входить в воду нужно с места, откуда можно быстрее всего доплыть к тонущему. Перед тем, как кинуться в воду, нужно снять одежду без нее плыть гораздо легче. При наличии течения в воду входят выше того места, где тонет человек. Если на море волны, надо вбежать в воду, дождавшись, когда не будет особенно крупных волн и, стараясь достичь глубины, где можно будет передвигаться вплавь. Волну с пенным гребнем следует преодолевать следующим способом: повернуться ей навстречу, нырнуть под гребень и, проплыв под ним, вынырнуть на поверхность. Подплывание к тонущему Плыть к пострадавшему следует способом кроль на груди (это самый быстрый способ плавания), голову держать над водой, чтобы заметить то место, где утопающий погрузится под воду. Чтобы избежать захватов тонущего, подплывать к нему лучше сзади. Если же пострадавший все время

поворачивается к спасателю лицом, нужно нырнуть под него с расстояния 2-3 метра и, взяв за талию, развернуть спиной к себе.

9 поворачивается к спасателю лицом, нужно нырнуть под него с расстояния 2-3 метра и, взяв за талию, развернуть спиной к себе. Подплывание к тонущему сзади (слева) и разворот тонущего спиной к спасателю (справа) Поиски под водой пострадавшего Если пострадавший погрузился под воду, следует запомнить где это произошло. Для осуществления поиска под водой нужно понять, есть ли течение. Если есть, то нужно нырять по течению чуть выше того места, где человек погрузился под воду. Если течения нет, то нужно нырять в глубину в точке погружения пострадавшего под воду. Опускаясь, следует смотреть вокруг, и, достигнув дна, осмотреться еще раз. Если утопающий не обнаружен, нужно продолжать поиск по расширяющейся спирали вокруг места погружения спасателя на дно. После каждого ныряния, спасатель должен осуществить гипервентиляцию легких и только потом продолжить поиск. После обнаружения пострадавшего, нужно поднять его на поверхность. Если утопающий лежит на дне лицом вниз, то нужно подобраться к нему со стороны ног, взять под мышки, и всплыть с ним на поверхность, оттолкнувшись от дна. Если пострадавший лежит на дне вверх лицом, то подплыть нужно со стороны головы, взять его под мышки и оттолкнувшись всплыть. Если утопающий находится в толще воды, следует взять его под мышки или за одежду со стороны спины и всплывать, энергично работая ногами

10 Подъем пострадавшего на поверхность: если пострадавший лежит вверх лицом (слева) и вниз лицом (справа) Освобождение от захватов Часто, охваченный паникой человек, пытается ухватиться за спасателя или даже залезть на него. Поэтому спасателю важно уметь освобождаться от ненужных захватов тонущего. Но есть захваты, от которых нет надобности освобождаться. Если тонущий схватил спасателя за руку, можно плыть к берегу, увлекая его за собой. Так же можно сделать при захвате за одежду. Транспортировка пострадавшего с использованием захвата за руку Если же захват пострадавшего мешает, надо от такого захвата освободиться. Освобождаясь от захватов пострадавшего, спасателю следует руководствоваться следующими правилами: Освобождаясь от захвата, самому уходить вниз, а спасаемого подталкивать вверх. Когда пловец уходит вниз, тонущий, как правило, выпускает его или ослабляет захват, инстинктивно пытаясь подняться к поверхности воды. Заканчивая освобождение от захвата, повернуть тонущего спиной к себе, всплыть на поверхность и сразу же приступить к транспортировке.

Захват за шею (слева) и способ освобождения от него (справа) Транспортировка пострадавшего Подплывая к тонущему, нужно прежде всего выяснить его состояние, в зависимости от него применить оптимальный

11 Захват за шею (слева) и способ освобождения от него (справа) Транспортировка пострадавшего Подплывая к тонущему, нужно прежде всего выяснить его состояние, в зависимости от него применить оптимальный способ транспортировки. При любой транспортировке пострадавший находится в воде в положении на спине, лицо на поверхности воды. Важно следить, чтобы вода не попадала ему в рот и нос. Транспортировка пострадавшего в зависимости от его состояния: Транспортировка уставшего пловца (брасс на груди и брасс на спине). Уставший пловец должен удерживаться руками сверху за плечи спасателя, который плывет способом брасс на груди. Еще один способ: спасатель поддерживает пострадавшего двумя руками за подбородок и нижнюю челюсть и плывет, выполняя движения ногами способом брасс на спине. Транспортировка уставшего пловца способом брасс на спине (слева) и брасс на груди (справа) Два спасателя могут плыть справа и слева от уставшего пловца (он кладет руки сверху на их плечи), или впереди и сзади.

Транспортировка уставшего пловца двумя спасателями Транспортировка «агрессивного» утопающего (жесткий классический захват Транспортировка утопающего способом на боку с использованием захватов под мышку и за шею Транспортировка утопающего с

12 Транспортировка уставшего пловца двумя спасателями Транспортировка «агрессивного» утопающего (жесткий классический захват и транспортировка способом на боку, захват за волосы и транспортировка способом на боку, на спине, кролем без выноса рук). Транспортировка утопающего способом на боку с использованием захватов под мышку и за шею Транспортировка утопающего с использованием захвата за волосы Транспортировка утонувшего (подойдет любой самый быстрый для спасателя способ транспортировки).

13 Гораздо легче транспортировать пострадавшего вдвоем. Оба спасателя могут плыть на спине или на боку (лицом к пострадавшему), удерживая его за плечи или под мышки. Облегчить транспортировку можно и подталкивая потерпевшего за ноги. При приближении спасателя с пострадавшим к берегу следует кинуть ему веревку или протянуть шест, чтобы как можно скорее подтянуть к берегу. Если на помощь спасателю вышла лодка, то, приблизившись к нему, следует развернуть ее кормой или носом (если мотор расположен на корме). Оказание первой помощи при утоплении Утопление бывает нескольких видов. Вид утопления Причины Признаки Истинное (мокрое, аспирационное) Сухое (асфиктическое, спастическое) В дыхательные пути и лёгкие попадает большое количество жидкости. Характерна более или менее длительная борьба за жизнь с нерегулярным дыханием, заглатыванием воды и переполнением желудка. Ларингоспазм и удушье в результате недостатка кислорода (жидкость не проникает в лёгкие). Протекает по типу чистой асфиксии. Этому состоянию, как правило, предшествует выраженное угнетение ЦНС вследствие алкогольной или другой интоксикации, испуга, удара о воду животом и головой. Дыхательные пути заполнены водой. Цианоз кожных покровов и слизистых. Изо рта и носа выделяется пенистая жидкость. Дыхание резко нарушено, аритмично или отсутствует. Тахикардия или брадикардия, артериальная гипер- или гипотензия до исчезновения пульса. Вены на шее и конечностях очень набухшие. Зрачки широкие, реакции на свет нет. Роговичные рефлексы отсутствуют. Ложные вдохи при спазмированной голосовой щели. Дыхательные пути не заполнены водой, нет выделения из дыхательных путей пенистой жидкости. По мере продолжения асфиксии (в результате нахождения утонувшего под водой) наступает период клинической смерти: сердечная деятельность угасает, ложнореспираторные вдохи прекращаются, голосовая щель размыкается. Синюшные кожные покровы и появление

пушистой пенистой жидкости из воздухоносных путей в этот период не позволяет дифференцировать истинное и асфиктическое утопление.

14 пушистой пенистой жидкости из воздухоносных путей в этот период не позволяет дифференцировать истинное и асфиктическое утопление. Синкопальное (рефлекторное, бледное) Рефлекторная остановка сердца из-за спазма сосудов. Рразвивается в результате психического (страх перед падением в воду) или рефлекторного воздействия (удар о воду при падении с высоты, холодовый шок) Кожные покровы имеют бледную окраску из-за спазма капилляров. Жидкость не выделяется из дыхательных путей не при спасении. Дыхательные движения отсутствуют, редко наблюдаются одиночные судорожные подвздохи. Первую помощь необходимо оказать сразу же после извлечения пострадавшего из воды. Если пострадавший без сознания, нужно освободить его от стесняющей одежды и пояса. При мокром утоплении нужно сначала освободить дыхательные пути. Пострадавшего кладут на живот на согнутое колено спасателя таким образом, чтобы голова была ниже грудной клетки, куском материи удаляют из полости рта и глотки воду, водоросли, рвотные массы. Затем несколькими энергичными движениями, сдавливающими грудную клетку, стараются удалить воду из трахеи и бронхов. После освобождения дыхательных путей от воды пострадавшего укладывают на ровную поверхность и при отсутствии дыхания (или когда частота дыхания менее 10 вдохов в минуту) приступают к искусственному дыханию с ритмом раз в минуту для взрослого, раза для ребенка. Голову пострадавшего при искусственном дыхании нужно запрокинуть назад, разогнув шею. Искусственное дыхание можно делать способом Сильвестра, способом "изо рта в рот" или способом "изо рта в нос".если ни один из этих способов применить нельзя, то нужно использовать способ Шефера (при этом способе пострадавшего кладут на живот лицом слегка на бок).

Способы искусственного дыхания: способ Сильвестра (вверху), "рот в рот" (посередине), способ Шефера (внизу) Во время выполнения искусственного дыхания необходимо принять меры для предотвращения Спасатель становится на колени возле головы пострадавшего или сбоку от него. Основание ладони одной руки кладет на нижнюю треть грудины пострадавшего, другую руку накладывает сверху на первую.

15 Способы искусственного дыхания: способ Сильвестра (вверху), "рот в рот" (посередине), способ Шефера (внизу) Во время выполнения искусственного дыхания необходимо принять меры для предотвращения переохлаждения организма пострадавшего. Если у пострадавшего отсутствует сердечная деятельность, одновременно с искусственным дыханием необходимо проводить наружный массаж сердца. Спасатель становится на колени возле головы пострадавшего или сбоку от него. Основание ладони одной руки кладет на нижнюю треть грудины пострадавшего, другую руку накладывает сверху на первую. Надавливания на грудину осуществляются выпрямленными руками при наклонах туловища. На грудину надавливают так, чтобы она смещалась в сторону позвоночника на 1,5 2 см у детей и 3 4 см у взрослых и. При двух спасателях соотношение вдуваний воздуха и числа надавливаний на грудину - 1:5, при одном спасателе - 2:15. Искусственное дыхание и массаж сердца следует проводить до тех пор, пока не восстановятся самостоятельное дыхание и хорошая сердечная деятельность или же не появятся несомненные признаки биологической

16 смерти. Известны случаи, когда пострадавших возвращали к жизни после нескольких часов искусственного дыхания. Важно знать: при утоплении паралич дыхательного центра наступает через 4-5 минут, а сердечная деятельность может сохраняться до 15 минут. Все пострадавшие от утопления подлежат срочной госпитализации на носилках с возвышенным положением для профилактики отека легких. Подведем итоге в виде таблицы "Последовательность действий спасателя в зависимости от состояния пострадавшего". Уставший пловец Агрессивный утопающий Утонувший 1. Быстро доплыть 2. Успокоить 3. Транспортирова ть к берегу 4. Согреть 1. Плыть к пострадавшему с поднятой головой 2. Подплывать со стороны спины пострадавшего 3. Освободиться от захватов при необходимости 4. Транспортировать, применяя жесткие захваты 5. Вызвать рвотный эффект 6. Отправить к врачу 1. Определить место утопления и найти утонувшего на дне 2. Поднять со дна водоема 3. Транспортировать, применяя самый быстрый способ 4. Осуществить реанимацию в зависимости от состояния утонувшего 5. Вызвать врача Преодоление водных преград Переправляться вплавь можно без подручных плавучих средств и с помощью таких средств, по этому критерию различают переправы: 1. Переправы вплавь. Если человек плывет без одежды или в спортивной одежде и не отягощен никакими предметами, он может пользоваться любыми спортивными способами плавания. Но лучше всего в одежде плыть брассом или на боку. Если в воде придется находиться долго, то, плывя на боку, обе руки продвигать вперед нужно под водой. Во время плавания рекомендуется вывернуть карманы, завязать завязки,

17 расстегнуть пуговицы, обувь заправить за пояс или привязать за спиной к поясу, рукава и брюки можно подвернуть. Плыть в одежде можно только способами без выноса рук из воды. В случае вынужденного раздевания в воде нужно снимать с себя предметы в следующей последовательности: снять груз, расстегнуть ремень, снять обувь, стянуть через голову рубашку (при снимании обязательно погрузиться в воду), снять брюки (погрузившись в воду или лежа на спине) или юбку (через ноги). Если нужно преодолевать водную преграду с нетяжелым предметом, то лучше всего привязать его так, чтобы он оказался на темени, и плыть брассом, держа голову над водой. Можно плыть и на боку, удерживая предмет над водой в одной руке и делая движения ногами и другой рукой, но это утомительнее. Если предмет можно погружать в воду, рекомендуется плыть на боку, удерживая его в вытянутой вдоль туловища руке, или привязать его за спину и плыть брассом. Тяжелые предметы перемещаются на плотиках, которые изготавливаются из подсобных плавучих материалов. Относительно тяжелые плотики могут транспортировать несколько человек - одни тянут его на буксире на лямках, а другие подталкивают сзади. 2. Переправы с помощью подсобных средств повышающих плавучесть. К таким средствам относятся спасательные средства, узел поплавок, пластиковые бутылки, автомобильные камеры, доски, полиэтиленовые мешки, резиновые мячи и т.д. Один из способов: пустые бутылки следует заткнуть пробками и связать горлышками в связки по 3 5 штук, а связки соединить веревкой длиной около полуметра. Войдя в воду, лечь на эту веревку грудью так, чтобы концы ее прошли под мышками и бутылки оказались за спиной. На подобных поддерживающих приспособлениях лучше всего плыть брассом или "ноги кроль - руки брасс". На доску или бревно ложатся грудью так, чтобы туловище находилось на доске, а ноги за ней. Руки совершают попеременные или одновременные подгребающие движения, ноги движутся способом кроль или брасс. Автомобильную камеру можно надеть на грудь или толкать перед собой, работая ногами кролем.

3. Переправы с помощью жердей, веревки, каната или провода. Придерживаясь за канат и перебирая по нему руками через водный рубеж переправиться могут даже

18 3. Переправы с помощью жердей, веревки, каната или провода. Такие средства переправы должны дополняться плавучими предметами. Придерживаясь за канат и перебирая по нему руками через водный рубеж переправиться могут даже люди, плавающие очень плохо. Точно так же используют и жерди, связанные торцами друг с другом. Переправляющиеся должны строго соблюдать интервал между собой.

docplayer.ru

Прикладное значение плавания — КиберПедия

В знойные летние дни сотни тысяч людей заполняют пляжи, берега рек, озер, прудов и морей. Солнце, чистый и прохладный воздух у воды создают все условия для полноценного отдыха. Трудно найти человека, который бы не испытывал летом наслаждения от освежающего, бодрящего купания. И конечно, особое удовольствие получает тот, кто плавает уверенно.

Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывет до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение плавать особенно нужно тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой, — работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций, судоходных и оросительных каналов и т. п. Хорошо плавать обязаны и спортсмены, занимающиеся водным туризмом, греблей, парусным и водно-моторным спортом. Умение плавать необходимо будущему солдату, матросу, офицеру Вооруженных сил. Во время Великой Отечественной войны советским воинам приходилось под огнем неприятеля преодолевать неприступные водные преграды. Владея прикладными способами плавания, они успешно выполняли сложные задания.

Вода — целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для не умеющих держаться на воде. Как правило, несчастные случаи на воде происходят в результате незнания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Примеры нарушения правил поведения у воды: дети, купающиеся без присмотра родителей; взрослые, беззаботно купающиеся в незнакомых местах, заплывающие далеко от берега. Ведь достаточно человеку, не умеющему уверенно держаться на воде, неожиданно попасть в яму на дне или в сильное течение, как он может потерять самообладание, захлебнуться и утонуть.

Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

Спортивное плавание зародилось на рубеже XV—XVI вв. Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Вене­ции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию тех­ники способов плавания, росту скоростей плавания.

Первые школы плавания появились во второй половине XVIII в. в Германии, Австро-Венгрии, Франции.

К концу XIX в. плавание приобрело большую популярность как вид спорта.

Первые официально зарегистрированные спортивные состя­зания пловцов по первым в истории «Правилам проведения со­стязаний пловцов на специальные призы» были организованы в Инженерном корпусе русской армии в начале 30-х годов XIX в. В те годы в Первой и Второй саперных бригадах этого корпуса были созданы специальные плавательные команды.

В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов — «Ассоциация любителей спортивного плавания Англии».

Вслед за Россией и Великобританией соревнования по пла­ванию стали проводиться и в других европейских странах. Так, на протяжении двух последних десятилетий XIX в. появились спортивные организации по плаванию в Швеции (1882 г.), Гер­мании и Венгрии (1886 г.), Франции (1887 г.), Голландии и США (1888 г.), Новой Зеландии (1890 г.), Италии и Австрии (1899 г.) и в других странах.

В 1889 г. в Будапеште состоялась первая крупная междуна­родная встреча по плаванию с участием спортсменов несколь­ких европейских стран. После этого международные соревно­вания пловцов стали проводиться ежегодно — поочередно в различных странах Европы. Большинство из них проходило в специально сооруженных плавательных бассейнах самых раз­личных размеров, поэтому программа соревнований включала тогда разные дистанции — от 50 до 2000 м, выбираемые каж­дой страной, исходя из местных условий. Единых «междуна­родных» дистанций не было.

В конце XIX столетия спортивное плавание включено в про­грамму Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из за­плывов «вольным стилем».

В 1900 г., на II Олимпиаде, в программу соревнований вклю­чено плавание на спине. В этот период плавали в основном пе­ревернутым брассом.

В 1904 г. в самостоятельный способ выделен способ плава­ния брасс.

Международные соревнования до 1908 г. проводились без унифицированных правил. Постоянной регистрации мировых рекордов не было. Программа Олимпийских игр изменялась по желанию страны-организатора. Летом 1908 г. по инициати­ве старейшей в мире национальной «Ассоциации любителей спортивного плавания Англии» и ее президента адвоката Геор­га Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций восьми европейских стран (Вели­кобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании Всемирной спортивной организации по плаванию (ФИНА), ко­торая разработала единые правила проведения соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, вклю­чая Олимпийские игры. Регулярное проведение соревнований способствовало совершенствованию техники спортивного пла­вания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов. Сегодня ФИНА — одна из самых многочисленных международных организаций, насчитывающих более 100 стран-участниц. Проводятся Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты континентов, национальные первенства. Офици­ально признаны в качестве спортивных способов кроль на гру­ди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

В нашей стране разработана, функционирует и периодичес­ки обновляется Единая спортивная классификация, определя­ющая нормативы и требования к присвоению спортивных разрядов и спортивных званий.

Плавание — один из наиболее массовых видов спорта.

«Плавать раньше, чем ходить»

В настоящее время становится широко распространенным девиз: «Плавать раньше, чем ходить». Стали появляться груп­пы по обучению детей первого года жизни плаванию при детс­ких поликлиниках, в дошкольных учреждениях. Определен­ная часть родителей обучает малышей в домашних условиях. Вместе с тем возникает целый ряд сложностей, связанных с особенностями плавания в данном возрасте.

Начинать занятия рекомендуется не позднее чем с трех­недельного возраста. Это обусловлено тем, что к данному возра­сту не успевает угаснуть врожденный плавательный рефлекс.

Если ребенок здоров и есть разрешение врача (а с ним нужно обязательно посоветоваться), можно приступать к занятиям, которые должны проводиться 5-6 раз в неделю.

Домашнюю ванну перед началом занятий надо тщательно подготовить. Для этого ванная комната проветривается, сама ванна обрабатывается дезинфицирующими моющими средства­ми, щеткой, дважды ополаскивается горячей водой. Дезинфи­цируются также все игрушки и инвентарь, который будет необ­ходим для проведения занятия. Температура воды в ванне не должна быть ниже 37° и выше 39° С. Температуру на протяже­нии всего занятия необходимо поддерживать на данном уровне, осторожно подливая горячей воды. Вода должна быть абсолютно чистой и пригодной для питья. Такая вода не будет опасной при попадании ее в глаза и уши ребенка.

Занятия лучше проводить в одни и те же часы. Они строятся таким образом, чтобы каждый урок плавания вызывал у ребен­ка положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересо­ванность в пребывании в воде. В то же время нужно быть очень осторожным, чтобы не вызвать отрицательных эмоций – страха, плача, капризов и прочего — в таком состоянии занятие про­водить не следует.

Во время занятий с ребенком следует постоянно разговари­вать, ласково с любовью повторять поощрительные слова: «Мо­лодец!», «Какой хороший мальчик!..» (девочка), «Греби ручками... Двигай ножками!..» и т. д.

Еще лучше, если во время занятия будет звучать тихая ме­лодия.

На протяжении всего сеанса следует наблюдать за состояни­ем ребенка, не допускать перегрузок и переохлаждения. Признаками утомления могут быть: вялость в движениях, нежелание выполнять упражнения, капризы, плач и т. д. При появлении гусиной кожи, озноба, синевы кожных покровов нужно немедленно прекратить занятие.

В течение всего периода обучения, а он продолжается один год, необходимо систематически показывать ребенка врачу.

Для проведения занятий нужны:

- песочные часы;

- термометр;

- кувшин, ведерко или ковш;

- разноцветные плавающие игрушки;

- яркие тонущие игрушки;

- вспомогательные надувные нарукавники;

- чепчик с вшитыми пенопластовыми кубиками и двумя длинными тесемками.

Перед началом плавания ребенку рекомендуется сделать лег­кий массаж и малоинтенсивные гимнастические упражнения. При выполнении массажа в основном применяются приемы по­глаживания и растирания поверхности тела, легкие разминания мышц. После такой разминки, перед началом водной процеду­ры, надо дать ребенку возможность отдохнуть одну-две минуты.

Курс обучения, как правило, рассчитан на весь первый год жизни ребенка.

В течение первого месяца выполняются упражнения с под­держками: покачивания, проводки, погружения.

Поддержки выполняются следующим образом.

Первая поддержка – «солдатиком». Уложив ребенка на спи­ну, левую ладонь подвести под затылок малыша, правой рукой обхватить область таза. В таком положении удобно выполнять покачивания, переводя ребенка из горизонтального положения в вертикальное и наоборот.

Вторая поддержка – «двойной замок». Ребенок находится в положении на спине. Обе ладони подводятся под спину малыша, большие пальцы рук, как замком, обхватывают сверху плечи ребенка. В таком положении удобно проводить покачи­вания в стороны.

Третий способ поддержки – «двойной замок с поддержкой под грудь и подбородок». Ребенок находится в положении на груди. Положить ребенка лицом к себе, подвести ладони под его грудь, большими пальцами захватить сверху плечи и верхнюю часть спины, подбородок малыша поместить на свои запястья. В таком положении удобно выполнять покачивания – вниз-вверх, а также боковые.

На первых пяти занятиях выполняются самые простые про­водки и покачивания. На следующих пяти занятиях проводки и покачивания усложняются: выполняются «восьмерки», «зиг­заги», «винты» и т.д.

После десятого занятия используется толчковый рефлекс: ребенка подводят к краю ванны таким образом, чтобы его стопы оказались на бортике, а ноги согнутыми в коленных сус­тавах. Ребенок сам должен оттолкнуться от бортика ванны и не­много проскользить.

Примерно с 15-го занятия используется поддержка «ложка»: ладонь одной руки, сложенной «ложкой», подводится под затылок ребенка, находящегося в положении на спине. Как можно заметить, опора немного уменьшается. В дальнейшем поддержку можно выполнять пальцами, постепенно уменьшая их количество.

Примерно в это же время используется и другая поддерж­ка — «дугой». Четыре сомкнутых пальца левой руки и отведен­ный большой палец образуют изгиб, на который укладывается и слегка приподнимается подбородок ребенка.

От занятия к занятию продолжительность проводок увели­чивается.

С 20-го занятия можно приступать к выполнению погруже­ний. У детей грудного возраста есть еще врожденная способность к задержке дыхания, потому кратковременное окунание вовсе не опасно: наоборот, оно будет стимулировать активные плава­тельные движения руками и ногами.

В дальнейшем на протяжении двух месяцев выполняются проводки, погружения и скольжения. Продолжительность за­нятий увеличивается до 40 мин, температура воды может быть снижена уже до 34°С. Время поддержки постепенно уменьша­ется, сама помощь становится минимальной, на 2-5 с ребенка уже можно оставлять без поддержки, постепенно увеличивая время самостоятельного плавания. Проводки усиливаются, вслед за ними – скольжения на груди и на спине. Проводки и скольжения чередуются с погружениями в воду. Лучше выполнять погружение под команду: «Раз! Два! Три!!!». Таким образом хорошо формируется обычный условный рефлекс, го­товность ребенка к погружению. Если же он пока еще не испы­тывает большого желания выполнить погружение, не стоит торопиться, лучше продолжать проводки, скольжения и увели­чивать время самостоятельного плавания ребенка, оставляя его без поддержки уже до 30 с и более, при этом стараться, чтобы во время самостоятельного нахождения в воде (плавания) ребенок сохранял положение горизонтальной плавучести. Если тонут ноги, можно легким толчковым движением помочь им всплыть; если же тонет голова, то можно воспользоваться чепчиком с пе­нопластовыми нашивками или обычными лямками (вожжами). Это удобно не только для ребенка, но и для взрослых: не нужно наклоняться над ванной и долго находиться в таком положении.

В возрасте 3,5-4 месяцев можно уже приступать к освоению движений ногами. Для этого прежде всего необходимо исполь­зовать естественные движения ребенка; в крайнем случае взять его за стопы и активно помогать выполнять движения. Движе­ния ногами можно сочетать с активной проводкой, дальнейшим скольжением.

Не следует торопиться, если что-то не получается у ребенка. Терпеливо и очень настойчиво нужно осваивать каждое после­дующее задание. Следует учитывать, что плавание способству­ет не только совершенствованию двигательных способностей ребенка, но еще и закаливанию детского организма, оказывает разнообразные психологические воздействия.

Если ребенок нормально развивается и не болеет, можно про­должить освоение плавательных навыков. В возрасте с 4 до 6 месяцев основное внимание уделяется движениям ногами.

Когда ребенку исполнится полгода – он уже пловец со ста­жем, – последующие два-три месяца можно уделить совершен­ствованию изучаемых двигательных навыков, играм и развле­чениям, ходьбе. Он еще не может держаться вертикально на суше, но в воде – в условиях гипогравитации – может свободно совершать свои первые шагательные движения. Для того чтобы ребенок увереннее делал это, поперек ванны кладется гладкая обструганная доска, за которую малыш всегда может свободно зацепиться. Первое время ребенка можно поддерживать за голо­ву, под плечи, за обе руки. В дальнейшем помощь становится нужной все меньше и меньше. Сначала он держится за одну руку, потом – за большой надувной предмет. В дальнейшем навыку ходьбы могут способствовать гребковые движения руками, а уве­ренным движениям в воде – резиновый круг. В возрасте 7-8 ме­сяцев можно включать в программу плавания различные игры.

В дальнейшем, когда возраст ребенка приближается к году, следует особенно разнообразить движения в воде, поскольку для него исчезает привлекательность новизны плавания, появляет­ся много разнообразных и новых двигательных навыков на суше: уже в полгода он ползает, сидит, стоит, приседает и пры­гает на месте, начинает ходить. Родители с интересом начина­ют следить за успехами ребенка на суше, теряя интерес к заня­тиям в воде, а это снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков. Вместе с тем ребенок ста­новится более понятливым, способным к подражанию. Эти осо­бенности взрослые обязательно должны взять на вооружение и не ослаблять, а усиливать внимание к занятиям плаванием.

Наконец, ребенок заметно подрос, домашняя ванна стала для него мала. На этом заканчивается этап обучения плаванию в до­машних условиях. В дальнейшем можно воспользоваться усло­виями плавательного бассейна детской поликлиники, яслей или детского сада, а результатом занятий в домашних условиях ста­нут прочные гигиенические навыки, любовь к воде на всю жизнь.

Плавание в дошкольных учреждениях

Формирование умения плавать предусмотрено программой дошкольных учреждений, начиная со второй младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка. Дети этого возраста дос­таточно самостоятельны, обладают необходимыми гигиеничес­кими умениями и навыками, имеют достаточный двигательный опыт, уже хорошо адаптированы к условиям дошкольного уч­реждения.

Задачи обучения плаванию следующие:

- содействие укреплению здоровья;

- закаливание;

- привитие гигиенических навыков пользования водой;

- адаптация к водной среде;

- расширение фонда двигательных умений и навыков;

- обучение умению держаться на воде и перемещаться с по­мощью простейших движений.

Организация обучения детей плаванию осуществляется в комплексе физкультурно-оздоровительной работы, в сочета­нии с рациональным режимом активности и отдыха детей.

Наиболее удобное время проведения занятий:

- утром, до завтрака, – с 7.30 до 8.30;

- после завтрака – с 9.30 до 12.30;

- после дневного сна – с 15.30 до 16.30.

Обучение проходит в форме групповых занятий. Для каждой группы должно быть не менее двух занятий в неделю. В зависи­мости от условий группы подразделяются на несколько подгрупп, в каждой подгруппе – 6-8 человек. В старших группах число занимающихся в одной группе может составлять 10-12 человек. Продолжительность одного занятия – от 15-20 до 30 мин.

Основное содержание занятий составляют физические уп­ражнения и игры. Основной метод – игровой.

Плавание в общеобразовательной школе

Цельфизического воспитания: содействие всестороннему развитию личности.

Задачифизического воспитания:

- укрепление здоровья, содействие нормальному физичес­кому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и на­выкам;

- развитие двигательных (кондиционных и координацион­ных) способностей;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

- воспитание потребности и умения самостоятельно зани­маться физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Все перечисленные задачи физического воспитания школь­ников решаются и средствами плавания. Вместе с тем помимо указанных можно выделить группу специальных задач:

- адаптироваться к водной среде, исключить водобоязнь;

- научиться свободно держаться на воде;

- овладеть необходимым фундаментом двигательных уме­ний и навыков, нужных для последующего овладения техни­кой спортивного плавания;

- овладеть техникой спортивных способов плавания;

- овладеть техникой прикладного плавания;

- научиться оказывать первую помощь пострадавшему;

- способствовать закаливанию организма;

- воспитывать привычки личной гигиены;

- использовать плавание в системе спортивной тренировки.

Физическое воспитание школьников охватывает длительный период в жизни растущего организма. Этот период очень важен с точки зрения развития организма и воспитания всесторонне развитой личности.

Содержание физического воспитания в школе регламенти­ровано программами. Программа по предмету «Физическая культура» включает плавание как базовый компонент, обяза­тельную ее часть, позволяющую успешно решать задачи физического воспитания учащихся общеобразовательной шко­лы. Упражнения в плавании наряду с другими средствами спо­собствуют формировании прочного фундамента двигательной сферы человека. Это особенно значимо с точки зрения законо­мерностей возрастного развития ребенка, хотя обучению плаванию отводится в среднем всего по 14 ч из 68 годовых на физическую культуру. Там, где есть условия для проведения плавания, приступать к обучению можно с первого класса.

Несмотря на ограниченное количество часов, отводимых для обучения плаванию, при умелой организации и эффективном их использовании можно успешно решить поставленные задачи.

Учитывая климатические условия и экологическую обста­новку в большинстве регионов Российской Федерации, обуче­ние плаванию следует проводить в крытых плавательных бассейнах.

В содержание учебного материала включены: подготовитель­ные упражнения для освоения с водой, спортивные способы плавания, элементы прикладного плавания, упражнения для воспитания физических качеств – по сути, все, что в своей основе составляет предмет плавания. Как показывают практика и данные специальных исследований, школьники проявляют большой интерес к занятиям плаванием.

cyberpedia.su


.