Новости высоких технологий. Что может плавать


плавать - это... Что такое плавать?

-аю, -аешь; прич. наст. пла́вающий; несов.

1.

То же, что плыть (в 1 и 2 знач.), с той разницей, что плавать обозначает действие повторяющееся, совершающееся в различных направлениях, а также взад и вперед.

Вынырнул — вижу, Ларион рядом со мной плавает. М. Горький, Исповедь.

Над садами высоко и медленно плавал коршун. И. Гончаров, Обрыв.

А в дни стирки густой белый пар клубился и плавал по кухне, словно туман над болотом. Голубева, Мальчик из Уржума.

Солнце потухло. Плавает запах Юных берез В воздухе сладком. Фет, Солнце потухло.

2.

Уметь передвигаться в воде, держась на ее поверхности или в глубине.

Учиться плавать.

Оглядываюсь — мы от берега около пятидесяти сажен, а я не умею плавать! Лермонтов, Тамань.

||

Находясь в какой-л. жидкости, держаться на поверхности ее, не погружаться в нее целиком (о предметах).

[Хлестаков:] Я думаю, еще ни один человек в мире не едал такого супа. Какие-то перья плавают вместо масла. Гоголь, Ревизор.

На взволнованной воде качалась только черная каракулевая шапка, плавали свинцовые кусочки льда. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

||

Обладать свойством держаться на поверхности жидкости, не тонуть (о телах с удельным весом меньше удельного веса соответствующей жидкости).

Дерево плавает.

||

Лежать, находиться в натекшей, пролитой жидкости.

Вбежав в спальню, она увидела, что Гаврило Степаныч плавал в крови на полу; он имел еще настолько силы, что рукой указал на окно и прошептал: — Саша… они меня убили… прощай! Мамин-Сибиряк, Сестры.

На письменном столе в луже чернил плавало пенсне. А. Н. Толстой, Без крыльев.

3. разг.

Служить на судне.

Из дальнейших разговоров их я узнал, что оба — матросы и плавают кочегарами на коммерческом пароходе. Новиков-Прибой, По-темному.

Две навигации потом я на буксирных пароходах плавал. Сартаков, Горный ветер.

4. перен.; в чем.

Испытывать какое-л. возвышенное или радостное чувство, быть охваченным этим чувством.

[Райский] ходил, подняв голову высоко, пел на весь дом, на весь сад, плавал в безумном восторге. И. Гончаров, Обрыв.

И он, и Ефим, и даже Захар — все получили награду, все плавали в блаженстве. Эртель, Гарденины.

5. перен. разг.

Не имея достаточных знаний, не разбираясь в чем-л., говорить, отвечать наугад, сбивчиво и путано.

Плавать на экзамене.

[Ребята] говорили, какие вопросы они задавали докладчику и как докладчик плавал, не зная, что на них ответить. Катерли, Бронзовая прялка.

- мелко плавать

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

dic.academic.ru

плавать - это... Что такое плавать?

Морфология: я пла́ваю, ты пла́ваешь, он/она/оно пла́вает, мы пла́ваем, вы пла́ваете, они пла́вают, пла́вай, пла́вайте, пла́вал, пла́вала, пла́вало, пла́вали, пла́вающий, пла́вавший, пла́вая; сущ., с. пла́вание, пла́ванье

1. Если человек, животное или птица плавают, значит, находясь на поверхности воды или под водой, они передвигаются в различных направлениях, совершая определённые движения телом.

Каждый день он плавает в бассейне. | В пруду плавали утки. | Крокодил быстро плавает. | Дети, боявшиеся глубины, плавали вдоль берега.

2. Если рыба плавает, значит, она передвигается под водой в различных направлениях, используя специально предназначенные для этого органы.

В аквариуме плавают разные рыбы. | Где-то там, у самого дна, плавали серебристые окуньки.

3. Если какое-либо судно плавает, значит, используя мощность своих двигателей или силу ветра, оно передвигается в различных направлениях по поверхности воды.

Ледокол — единственное судно, способное плавать во льдах. | По глади залива плавали белоснежные яхты.

4. Если вы плаваете на плоту, лодке и т. п., значит, вы совершаете прогулку, путешествуете, используя плот, лодку и т. п. в качестве средства передвижения.

Этим лето мы плавали на теплоходе по Волге. | Немногие отваживаются плавать на плотах по горным рекам.

5. Если вы говорите о птицах, облаках и т. п., что они плавают в небе, вы имеете в виду, что они медленно перемещаются на большой высоте в каком-либо направлении.

Коршун плавал в небе. | В небе плавали огромные свинцовые тучи.

6. Если какой-либо запах плавает в воздухе, значит, он чувствуется, ощущается.

Запах гари всё ещё плавал в воздухе. | В воздухе плавали упоительные ароматы цветущих садов.

7. Если какой-либо предмет плавает, значит, находясь на поверхности воды или в её глубине, он совершает незначительные перемещения (обычно в различных направлениях) под воздействием течения, волн, колебаний воды и т. п.

У берега плавает большая льдина. | Вокруг плавали обломки корабля. | В стакане плавали чаинки.

8. Если вы говорите, что умеете, учитесь и т. п. плавать, значит, вы умеете, учитесь и т. п. держаться на воде, передвигаться в ней в нужном вам направлении.

Я хорошо плаваю. | Многие дети начинают плавать раньше, чем ходить.

9. Если кто-либо плавает на каком-либо судне, значит, он служит на нём, совершая различные рейсы в составе его команды.

Четвёртый год он плавает на судах торгового флота. | В молодости я плавал юнгой на шхуне. | Кто из курсантов мореходки не мечтает плавать на международных рейсах?

10. Если кто-либо плавает на экзамене, в каком-либо вопросе и т. п., значит, не имея достаточных знаний, не разбираясь в чём-либо, он говорит, отвечает наугад, неуверенно, невпопад.

Если преподаватель видит, что студент плавает, он начинает задавать ему дополнительные вопросы. | С Древней Грецией и Римом у тебя всё в порядке, а вот в новейшей истории ты плаваешь.

11. Если цена, стоимость чего-либо плавает, значит, она постоянно изменяется под воздействием каких-либо экономических факторов.

Цены на товары плавают. | Стоимость акций плавает.

12. Если вы говорите о ком-либо, что он мелко плавает, вы хотите сказать в разговорной манере, что он является слишком незначительной фигурой, не обладает способностями или возможностями сделать что-либо значительное.

Друзья его нефтью торгуют, а сам он мелко плавает, есть у него какой-то кирпичный заводик. | Великих творений от него ждать не стоит, он мелко плавает.

dic.academic.ru

ПЛАВАТЬ - это... Что такое ПЛАВАТЬ?

  • ПЛАВАТЬ — или плыть южн., зап. плысти (плавать более общее, неопределенное; плыть, определеннее, сознательнее, с целью), не тонуть, держаться на поверхности жидкости, по удельной тяжести, легкости своей, или силою движений своих, упором, гребом. Дерево,… …   Толковый словарь Даля

  • ПЛАВАТЬ — или плыть южн., зап. плысти (плавать более общее, неопределенное; плыть, определеннее, сознательнее, с целью), не тонуть, держаться на поверхности жидкости, по удельной тяжести, легкости своей, или силою движений своих, упором, гребом. Дерево,… …   Толковый словарь Даля

  • плавать — мелко плавает.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. плавать каботажничать, отвечать, рейсировать, курсировать, крейсировать Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов

  • ПЛАВАТЬ —     Плавать на каком то судне по реке или озеру – сон предвещает, что вы испытаете досаду и стыд за скупость своего поклонника, плавать по морю – вскоре добьетесь выдающегося положения в обществе и будете наделять других благами.     Если вы… …   Сонник Мельникова

  • ПЛАВАТЬ — ПЛАВАТЬ, аю, аешь; несовер. 1. То же, что плыть (в 1, 2, 3 и 4 знач.), но обозначает действие, совершающееся не в одно время, не за один приём или не в одном направлении. П. в речке. П. вокруг света. Орёл плавает в поднебесье. П. в невесомости.… …   Толковый словарь Ожегова

  • плавать — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я плаваю, ты плаваешь, он/она/оно плавает, мы плаваем, вы плаваете, они плавают, плавай, плавайте, плавал, плавала, плавало, плавали, плавающий, плававший, плавая; сущ., с. плавание …   Толковый словарь Дмитриева

  • ПЛАВАТЬ — Глубоко плавать. Обл. Одобр. Быть в чём л. опытным, знающим или иметь способности к чему л. СРНГ 6, 207. Мелко плавать. Разг. Неодобр. 1. Не иметь достаточных способностей, сил, знаний, чтобы совершить что л. значительное. 2. Занимать… …   Большой словарь русских поговорок

  • плавать — аю, аешь; пла/вающий; нсв. см. тж. плавание, плаванье 1) = плыть 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 8), 9), но обозначает действие повторяющееся, совершающееся в различных направлениях, взад и вперёд. Пла/вать в море. Пл …   Словарь многих выражений

  • плавать —   Мелко плавать (разг. пренебр.) быть незначительным человеком, неспособным к чему н.     Бывало, кто... вздумает им (барину) перечить, так они только посмотрят на него да скажут: мелко плаваешь. Тургенев …   Фразеологический словарь русского языка

  • плавать — аю укр. плавати, ст. слав. плавати πλεῖν (Супр.), болг. плавам, словен. plavati, рlа̑vаm, чеш. plavati, слвц. рlavаt᾽. Преобразовано из итер. *plaviti (см. след.) под влиянием итер. форм на vati; см. Траутман, ВSW 223; Бёме, Асtiоnеs 15. Ср.… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • dic.academic.ru

    Научиться всплывать и лежать на поверхности воды

    Третье задание при обучении плаванию

    Начните с повторения упражнений на погружение, а затем перейдите к изучению новых упражнений. Поскольку ребенок уже отлично погружается в воду, ему теперь необходимо научиться всплывать и лежать на поверхности воды.

    Эта группа упражнений позволяет обучаемым убедиться в том, что при глубоком вдохе тело приобретает плавучесть, формирует у занимающихся навык горизонтального положения в воде.

    Всем известно, что любой предмет, удельный вес которого меньше удельного веса воды, не тонет. Он плавает на поверхности. То же произойдет и с нашим телом, если мы, сделав глубокий вдох, ляжем на воду.

    Предложите ребенку сделать глубокий вдох и лечь на дно (упражнение лучше выполнять на глубине чуть ниже пояса). Выполнить это упражнение он не сможет, поскольку удельный вес тела при глубоком вдохе меньше удельного веса воды, и он неизбежно будет всплывать.

    Это упражнение и ваши объяснения убедят ребенка, что он легко может плавать на поверхности воды. Теперь пусть ваш ребенок сделает глубокий вдох, наклонится вперед-вниз, опустит голову в воду и руками попытается достать дно. В таком положении необходимо всплыть, оставляя расслабленными руки и ноги. Поясница должна первой появляться на поверхности воды. Упражнение называется «медуза».

    Повторите это упражнение, но как только поясница появится на поверхности воды, разведите в стороны прямые руки и ноги так, как показано на рисунке. Упражнение называется «звездочка».

    Упражнение «звездочка» можно выполнять из положения стоя на дне. В этом случае надо поставить ноги шире плеч, сделать глубокий вдох, подбородок прижать к груди и наклоняясь вперед, лечь грудью на воду. Или, наклоняясь назад, прогнуться и спиной лечь на воду. Лежа на груди или на спине, можно выполнять движения руками и ногами, разводя их в стороны или сводя вместе.

    Эта группа упражнений позволяет убедиться в том, что при глубоком вдохе тело приобретает плавучесть и формирует у занимающихся навык горизонтального положения тела на воде. Но не каждый ребенок сумеет сам выполнить упражнения в лежании. В этом случае окажите ему помощь.

    При выполнении упражнений в лежании на груди действуйте так:

    1. Поддерживайте ребёнка одной рукой под грудью, а другой на уровне таза.

    2. Уберите из-под груди ребенка руку.

    3. Теперь уберите обе руки.

    4. Не поддерживайте ребенка. Пусть он полежит на воде без вашей помощи 3—4 секунды.

    Навык лежания на груди большинством детей усваивается легче, чем на спине. В таком положении они уверенней чувствуют себя в воде. Это связано с тем, что падая назад, ребенок теряет зрительную ориентацию.

    Попытка поднять голову вызывает тонический шейный рефлекс, который приводит к сгибанию тазобедренных суставов, и ребенок садится на воду. Поэтому все упражнения строятся с учетом постепенного подавления тонических рефлексов.

    Изучая упражнения в лежании на спине, надо предварительно доступно объяснить ребенку правила выполнения упражнений. При выполнении лежания на спине (и в дальнейшем при скольжении) напомните ребенку о том, что живот не должен покрываться водой.

    Плавки или купальник должны находиться на поверхности воды. Не меньшее значение имеет и положение головы. Голова должна лежать на воде так, чтобы уши наполовину погрузились в воду, на поверхности воды остается лицо, живот и кончики пальцев ног. Принять правильное положение на спине ребенку поможете вы, поддерживая одной рукой его спину, другой — таз. В дальнейшем действуйте так, как при изучении лежания на груди.

    Предложите самостоятельно выполнить следующие упражнения:

    1. Сделав глубокий вдох и прогнувшись, лечь на воду спиной, руки прижать вдоль туловища. Вы помогаете ребенку одной рукой, слегка подталкивая его таз вверх.

    2. То же, но без вашей помощи.

    Теперь настало время объяснить ребенку правильное обтекаемое положение тела на воде.

    В положении на груди оно характеризуется прямым, без прогибов, положением туловища у поверхности воды. Лицо опущено в воду между руками вперед-вниз, уровень воды проходит по линии волос или бровей. Ноги выпрямлены во всех суставах и соединены (пятки у поверхности воды). Руки прямые, вытянутые вверх и соединены в положении: правая (левая) ладонь лежит на тыльной стороне левой (правой) кисти.

    В положении на спине лицо находится над водой, подбородок слегка прижат к груди, голова до половины ушей погружена в воду, прямое без прогибов туловище находится у поверхности воды, ноги выпрямлены во всех суставах и соединены (носки у поверхности воды). Руки прямые, вытянуты вверх и соединены — ладонь правой руки лежит на тыльной стороне левой руки. Обтекаемое положение тела соблюдается не только при выполнении упражнений в лежании, но и при выполнении упражнений в скольжении и плавании спортивными способами.

    Обтекаемое положение тела может быть усвоено с помощью упражнений на суше. Покажите ребенку, как правильно его выполнить. Для этого станьте прямо, соедините ноги вместе, руки поднимите вверх так, чтобы уши были прикрыты плечами, суставы рук и ног выпрямлены. Поднимаясь на носки, вытянитесь вверх. Теперь пусть повторит это упражнение ребенок. Чтобы помочь ему, возьмите его за кончики пальцев рук и потяните вверх. Назовите это упражнение «стрела».

    Изучив на суше обтекаемое положение, ребенок должен попробовать выполнить его на воде. Для этого на глубине до пояса положите ребенка на воду грудью, одной рукой поддерживайте его, а другой поправьте положение головы и рук. Предложите ему вытянуть вверх руки и, соединив ноги, оттянуть носки — лечь «стрелой». При правильном положении уберите руку. То же предложите ему выполнить и на спине.

    Долго лежать без движений в горизонтальном положении ребенок не сможет в силу того, что конечности человека, состоящие преимущественно из костей, мышц, связок и жира, имеют больший удельный вес, чем верхняя часть туловища, где находятся легкие. Поэтому ноги по сравнению с верхней частью туловище обладают меньшей плавучестью и при выполнении упражнений в лежании постепенно начинают опускаться вниз. Равновесие и горизонтальное положение тела нарушается. Сохранить горизонтальное положение легче во время скольжения, но скольжение мы будем изучать на следующем уроке, а сейчас закрепим упражнение в лежании.

    1. Из положения, лежа на груди «стрелой» перевести руки через стороны к бедрам и сделать выдох. При этом ноги постепенно опускаются на дно, и тело принимает вертикальное положение. Нужно помочь ребенку встать на дно. Затем, сделав вдох, он опять выпрямляет руки вверх и принимает горизонтальное положение.

    2. То же, но в положении на спине.

    3. То же, но из положения, лежа на спине перевернуться в положение на грудь и обратно.

    sevia.ru

    Жестокие эксперименты показали, что большинство млекопитающих умеет плавать

    Согласно разнообразным городским мифам, верблюды и свиньи не умеют плавать — но насколько нам известно, только один род млекопитающих старается держать голову над водой. Однажды любознательная пара Одри и Хэмиш решили проверить одну биологическую теорию на домашних животных Одри. «Я всегда думала, что все млекопитающие дают молоко и умеют плавать», говорит она, «хоть не всегда одновременно».

    И вот, так получилось, что они оказались со своими дочерьми возле садового пруда, крепко держа любимых морских свинок. «У нас была рыболовная сеть на случай, если у кого-то возникнут проблемы. Мы поместили морскую свинку по одну сторону и она по-собачьи — или по-морско-свинячьи — переплыла на другую».

    «Это единственный экспериментальный опыт, который у нас есть», говорит Хэмиш, объясняя свою точку зрения тем, что, поскольку большинство млекопитающих ходят на четырех ногах, они должны уметь плавать инстинктивно, по-собачьи.

    Прав ли он?

    Некоторые млекопитающие от природы хорошо плавают. Киты, тюлени и выдры эволюционировали, чтобы без проблем перемещаться в воде. Многие наземные млекопитающие тоже умеют плавать; собаки, конечно, но кроме них и другие домашние животные — овцы и коровы. Даже кошки хорошо плавают, хоть и не любят этого делать.

    Другие виды имеют репутацию «топоров» в мире пловцов — верблюды, например. В пустыне они, конечно, корабли, но что с ними будет, когда они решатся переплыть озеро в оазисе? Беседы с верблюжьими ветеринарами и владельцами ранчо показывают, что у горбатых четвероногих весьма мало желания входить в воду, когда они с ней сталкиваются, даже у породы Харай — «плавающих верблюдов» Гуджарата.

    Свиньи, согласно легенде, тоже не могут плавать, если не перережут себе горло острыми клыками. Но это, конечно, не так. Колония морских свиней, живущих на Багамских островах, стала известной достопримечательностью.

    Если пустынный образ жизни ни о чем не говорит, как насчет веса?

    Когда-то ученые предполагали, что слоны, самые тяжелые наземные животные, не могут плавать. Это предположение означало, что биогеографам пришлось придумывать сложные объяснения присутствия ископаемых слонов на островах у берегов Калифорнии, Китая и Средиземноморья.

    По сути, оказалось, слоны — это пловцы, способные покрывать расстояния до 50 километров. Высказывалось даже предположение, что хобот слона изначально эволюционировал как трубка для дыхания. Даже броненосцы, несмотря на свою неуклюжую оболочку, могут балансировать вес, глотая воздух, чтобы раздуть свой желудок и кишечник, когда гребут в воде.

    Что ж, с этими все понятно. Но в мире 5416 известных видов млекопитающих. Подтверждение того, что все они могут плавать, потребует утопления множества невинных созданий в прудах.

    «Стоит сказать, что такие эксперименты были проведены», говорит Фрэнк Фиш, эксперт по водному движению в Университете Вест-Честер, Пенсильвания. Никто не оценивал каждое млекопитающее отдельно; просто было время, когда животных просто проверяли на наличие способности к плаванию, просто погружая их в воду.

    Исследовательская работа 1973 года, проведенная Энн Дагг и Дугом Виндзором, включала размещение 27 наземных видов, от землероек до скунсов, в трехметровый резервуар с водой, чтобы посмотреть, что они будут делать. К счастью, все они смогли плавать — даже летучая мышь, которая передвигалась, «используя неуклюжие рывки, при которых ее крылья напоминали стиль батерфляй».

    К сожалению, ученые не всегда удовлетворялись выяснением того, могут ли животные плавать или нет. В статье Дагга и Виндзора приводится ссылка на серию «бесчеловечных экспериментов, в ходе которых различные виды плавали до тех пор, пока не были истощены или не умерли»; они проводились в конце 60-х годов.

    К счастью, вряд ли такие эксперименты будут проводиться сегодня. «Этика изменилась. Что было приемлемо в то время, сейчас неприемлемо», подтверждает Фиш.

    Впрочем, такие исследования, похоже, оправдывают теорию Одри, особенно если животные настолько нерадушно принимают водную жизнь, насколько летучие мыши хорошо плавают.

    Почему же плавание должно быть таким обобщенным поведением у млекопитающих, даже тех, которым не нужно плавать? Фиш считает, что это побочный эффект анатомии млекопитающих. «У млекопитающих есть приличных размеров легкие, которые придают им немного плавучести», объясняет он. «Мех тоже важен, но он становится менее важным, когда млекопитающее становится больше». Это, вместе с жиром млекопитающего, который накапливается под кожей, делает их соответственно плавучими.

    «Учитывая все это, млекопитающие, как правило, всплывают», говорит Фиш, «а если вы можете всплыть, то вы можете и плавать».

    Выходит, мы можем предположить, что каждое млекопитающее может плавать? Один трактат от 1963 года по восхитительно эзотерической теме «плавательного потенциала золотистого хомячка» гласит: «Хорошо известно, что большинство диких млекопитающих могут плавать». Большинство, но не все. Из этой же литературы выясняется, что существует две группы не умеющих плавать млекопитающих: жирафы и обезьяны.

    Жирафы определенно не похожи на хороших пловцов. С такой странной анатомией кажется вполне очевидным, почему они не могут плавать. Никто, впрочем, не строил резервуар с водой для жирафов, но благодаря паре любознательных палеонтологов это, возможно, и не понадобится.

    Заинтригованный многочисленными упоминаниями в литературе, научный писатель и палеонтолог Даррен Найш решил проверить гипотезу о том, что жирафы не умеют плавать. «Я крайне скептически отношусь к таким утверждениям, учитывая, что животные, которые не признаются, что умеют плавать — вроде гигантских черепах, свиней, носорогов и верблюдов — плавают нормально или даже очень хорошо», писал он в своем блоге Tetrapod Zoology.

    Раздумывая над экспериментом, который будет этичным и сухим, Найш обратился к Дональду Хендерсону из Королевского Тирреловского палеонтологического музея в Драмхеллере, Альберта, Канада. Хендерсон специализируется на создании компьютерных моделей животных, как вымерших, так и существующих. «Изначально я начал создавать эти модели для передвижения и оценки массы тела, но потом понял, что можно также рассмотреть и плавучесть», объясняет он. Повезло, что у Хендерсона была готовая модель жирафа, поэтому исследователи решили наконец расставить точки над i и выяснить, могут плавать жирафы или таки нет.

    «Мы обнаружили, что жираф мог бы плавать и его голова была бы близко к поверхности, но ему пришлось бы очень постараться, чтобы держать ноздри открытыми», говорит Хендерсон, объясняя, что довольно длинные конечности животного также сделают его довольно неуклюжим в воде. «Не исключено, что жираф может плавать, но это будет напряженное плавание, поэтому неудивительно, что они этого не любят. Отсюда могло выйти представление, что жирафы не умеют плавать».

    Водоплавающие способности обезьян проверяли менее гуманным способом. Этнолог Роберт Йеркс рассказал историю с рубежа 20 века, в которой Уильям Хорнадей, основатель зоопарка Бронкса, решил искупать орангутана:

    «Поднеся его к поверхности, я отпустил его, вопреки его воле. Поплыл ли он? Едва ли. Он мгновенно перевернулся и его голова опустилась, будто была заполнена свинцом, а не мозгом».

    Этот жестокий эксперимент, к сожалению, не является исключением. Сам Йеркс описывает, как бросал молодых шимпанзе в воду, чтобы увидеть, утонут они или поплывут. «Все без исключения, они пытались сопротивляться и быстро тонули», пишет он. По этой причине в зоопарках часто используются рвы, чтобы обезьяны не сбежали.

    Хорнадей описывает, что «вместо того чтобы энергично ударять руками и ногами, как это делают другие животные, их полезные конечности просто торчали прямо из тела, как четыре палки, и двигались медленно и слабо». Очевидно, что-то в высших приматах мешает им плавать скоординированным образом.

    «Люди будут говорить вам, что шимпанзе не умеют плавать, потому что не всплывают», говорит Ренато Бендер, научный сотрудник Института эволюции человека в Витватерсранде в Южной Африке. «Речь идет не о том чтобы всплыть, а чтобы правильно плавать».

    Его точка зрения такова, что большинство млекопитающих плавают инстинктивно, потому что используют ту же самую походку, что и на суше, как подозревал Хэмиш. «Если вы четвероногий, то когда вы плаваете, вы по сути используете уже имеющуюся модель движения, просто применяя ее к воде», говорит Фиш. Вот почему плавающие четвероногие склонны плавать «по-собачьи».

    Отмечая, что кенгуру могут убегать в воду, будучи преследуемыми хищниками, Джордж Уилсон из Австралийского национального университета в Канберре обнаружил, что когда красные кенгуру, не имеющие до этого опыта плавания, входили в бассейн, они начинали плавать по-собачьи — совсем не так, как обычно ходят.

    Он пришел к выводу, что это может «представлять возврат к более ранним временам» в их эволюционной истории. Даже у самых превосходно приспособленных водных существ картина будет примерно такой же. «Дельфин по сути скачет под водой, только без ног», говорит Фиш.

    Но обезьяны тоже четвероногие. Почему эта логика не применима к ним?

    Еще в 2013 году Бендер вместе со своей женой Николь — медицинским исследователем из Бернского университета (Швейцария) — оспорили расхожее мнение, засняв шимпанзе по имени Купер и орангутана по имения Сурия счастливо гребущими в плавательных бассейнах. Это были первые видео с наблюдениями за плаванием больших обезьян.

    Как ни странно, ученые считают, что это поведение объясняет, почему у обезьян нет врожденной способности плавать.

    Эти обезьяны не рождались со своими способностями; они должны были учиться. Бывший учитель плавания Бендер отметил ключевую разницу в том, как они двигались: меньше собачьего стиля, больше брасса.

    Это изменение стиля, по его мнению, не случайно, а вместо этого намекает на глубокую эволюционную историю. Поскольку предки этих обезьян приспособились к жизни на деревьях, они не только потеряли потребность в воде, но и модифицировали свои нейромоторные системы и анатомию, чтобы сделать их более пригодными для качания на деревьях.

    Эти изменения привели к тому, что древние обезьяны потеряли не только желание, но и способность плавать по-собачьи. В редких случаях, когда обезьяны учатся плавать, увеличенная подвижность их конечностей в результате их надземного образа жизни делает брасс более естественным стилем.

    Выходит, плавание — это не только счастливый побочный эффект плавучести и четырех конечностей, естественный отбор активно поддерживает этот навык у всех других млекопитающих. Фиш, однако, считает это притянутым за уши: «Млекопитающие потеряли свой навык плавать в девоне, когда рыбы начали выходить из воды», объясняет он.

    Тем не менее гипотеза Одри была отчасти верной. Плавание, по-видимому, играет неожиданную роль в экологии некоторых видов млекопитающих, будь то разгон доисторических слонов или бегство от хищников у кенгуру. Возможно, это более важное поведение, чем считали раньше.

    И есть еще млекопитающее, для которого плавание вообще стало чем-то особенным, еще один не умеющий плавать примат: человек.

    Существует распространенное мнение, что младенцы обладают врожденной способностью плавать. Это неверно. Хотя младенцы действительно задерживают дыхание при погружении в воду, не стоит считать это плаванием. Задержка дыхания — это часть рефлекса млекопитающего при нырянии, набор физиологических изменений, возникающих в результате погружения в воду, который присутствует у всех млекопитающих, но сильнее всего развит у морских видов. Подобно Куперу и Сурии, людям нужно учиться плавать.

    Будучи умными приматами, мы научились делать это довольно хорошо. Лучшие в мире ныряльщики и олимпийские пловцы способны на подвиги, немыслимые ни для какого другого наземного млекопитающего, и люди во всем мире учатся плавать, чтобы работать, играть и просто наслаждаться процессом.

    Наша близость к воде по сравнению с другими обезьянами является одной из особенностей, которые способствовали формированию так называемой гипотезы о водных обезьянах. Согласно этой идее, многие из наших определяющих характеристик (безволосость, двуногость, большие мозги и пр.) стали результатом периода в нашей эволюционной истории, проведенном в полуводном образе жизни.

    Гипотеза водной обезьяны не имеет научной поддержки, но приобрела много приверженцев. Бендер чувствует, что ее популярность затормозила серьезные исследования взаимодействия приматов с водой и последствий, которые могла оказать она на наше поведение и эволюцию.

    «Я хочу, чтобы люди поняли, что вам нужно отделить «воду в эволюции человека» и водную гипотезу, а затем начать исследовать ее с научной точки зрения», говорит он. «Есть много свидетельств того, что шимпанзе и орангутаны играют с водой часами. Вода очень интересная: умные животные находят ее завораживающей, а мы — умные животные».

    hi-news.ru