Архитектура и Проектирование | Справочник. Архитектурные формы


Малые архитектурные формы: креатив и функциональность

Публикаций: 104

15.12.2015

В нашей жизни мелочи играют немаловажную роль. И это утверждение в полной мере применимо и к жизни городов. Малые архитектурные формы (МАФ) занимают не последнее место в деле формирования комфортной городской среды и даже способны привлечь дополнительный турпоток.

Прошло то время, когда объекты МАФ имели исключительно функциональное значение. Об этом ЕСТП Блог уже писал в публикации, посвященной самым необычным остановкам и велопарковкам со всего мира. В полной мере относится это и к таким архитектурным формам, как фонари, городская уличная мебель и даже урны, эстетической составляющей которых часто уделяется незаслуженно мало внимания, тогда как они могут поспособствовать формированию среды общественных пространств или отдельно взятых микрорайонов.

Скамейки

Скамейки - один из главных маркеров степени удобства городской среды для человека. Во всем мире скамейка давно взяла на себя роль арт-объекта. Примечательных, удивительных и поражающих воображение скамеек великое множество - обо всех рассказать просто невозможно.

Пожалуй, самыми знаменитыми креативными скамейками в мире можно назвать скамейки Enzis, которые в начале двухтысячных появились в Музейном квартале Вены. Внешне Enzis напоминают детали конструктора Лего, они яркие, легкие, имеют необычную форму и к тому же мобильны, что позволяет комбинировать их между собой.

Скамейки удачно выделяются на фоне старинных зданий и контрастируют со всемирно известными достопримечательностями австрийской столицы. Они успели полюбиться жителям города и туристам не только за свой внешний вид, но и за удобство: на них запросто можно прилечь и отдохнуть, а еще воспользоваться бесплатным wi-fi.

Отдохнуть, а заодно и узнать побольше о турецкой литературе можно в Стамбуле, где располагаются знаменитые скамейки-книги. Они рассредоточены по всей бывшей османской столице: в общей сложности 18 скамеек с именами авторов и цитатами из книг, которые особенно полюбились жителям Турции. 

Стоит отметить, что горожане проявляют по отношению к самым литературным в мире скамейкам уважение. По словам властей, объекты ни разу не страдали от вандализма и не знали воздействия баллончика с краской.

Следующая скамейка напоминает, скорее американские горки, чем место для спокойного отдыха. Строго говоря таким местом она и не является, привлекая к себе внимание толп детей, которые на месте сидеть вообще не любят.

Эта скамья расположена в британском городе Литлхэмптон. Она формирует прибрежную зону города и тянется вдоль берега на 2 километра, что, как заявляют авторы шедевра, не является пределом. Изначально длина скамейки-аттракциона составляла всего 324 метра, но позже была значительно дополнена. Теперь на ней может одновременно отдохнуть 800 человек. 

Урны

Городские урны - такой предмет малых архитектурных форм, на который мы привыкли обращать внимание в последнюю очередь. В представлении многих урна должна быть как можно менее заметной. Однако не все придерживаются такого мнения. При диаметрально противоположном подходе урны могут не только привлечь внимание, но и не позволят бросить мусор себе под ноги.

Большой популярности достигли "умные" урны, в которые не только можно выкинуть мусор, но и воспользоваться бесплатным wi-fi и даже узнать курс валют. Подобные урны появились в Лондоне. Выполненные из матового черного материала, они выглядят очень стильно, ну а уж их функции сильно расширены по сравнению с изначальной. 

Эти объекты появились в Лондоне в преддверии Олимпийских игр-2012 и обошлись городу в кругленькую сумму. Одна такая урна стоит порядка 47 тысяч долларов, а их в городе было установлено 100. "Умные" лондонские урны не только передают новости и обеспечивают доступ в интернет (и это не говоря о главном предназначении), но и способны сообщить об опасности в случае чрезвычайных ситуаций.

Другой способ привлечь внимание к проблеме мусора в городе - традиционные с точки зрения назначения урны, но с интересным дизайном, который привлекает внимание. Такие яркие урны для малогабаритного мусора появились в парках Днепропетровска в рамках проекта "Аллея искусств". 

Следующая необычная урна - пока только проект. Но будем надеяться, что эта разработка от компании Braun найдет реальное применение на улицах.

Концепция этой урны состоит в том, что она выполняет сразу три функции - производит утилизацию пищевых отходов, их переработку и способствует дополнительному озеленению города. Однако такая урна требует сознательного отношения к мусорной проблеме. Туда нельзя выбрасывать ничего, кроме органических отходов. Они, в свою очередь, попадая внутрь, начинают перерабатываться в компост за счет биореактивных компонентов, основанных на фотокатализаторах. 

Фонари

Еще одна незаметная деталь, которую часто можно встретить на улицах города, - это объекты уличного освещения. В большинстве своем они наше внимание не привлекают, да и вспоминаем мы о них разве что в случае их неисправности. 

Все большую популярность в мире приобретают фонари, которые днем выглядят как городские скульптуры, а вечером становятся еще и необычными осветительными приборами. 

Такие скульптуры, которые днем аккумулируют энергию Солнца посредством солнечных панелей, а вечером освещают с ее помощью улицы, появились в Портленде. Серия арт-объектов была разработана художником из Америки Дэном Корсоном. Скульптуры высотой 5 метров выполнены из стекловолокна со светодиодами внутри. 

Огромные маки-светильники установлены в старом городе Иерусалима и призваны оживить городское пространство. Район Валлеро-Сквер находится не в лучшем состоянии - прямо по площади проходят трамвайные пути, потому было решено скрасить урбанистический пейзаж таким способом.

Композиция состоит из четырех цветков высотой 9 метров. Необычность этих объектов уличного освещения состоит в том, что когда рядом никого нет, они остаются закрытыми, но как только в радиусе их действия появляется прохожий, они распускаются. В дневное время цветы обеспечивают тень, что очень актуально для жаркого климата Израиля, ну а в вечернее и ночное время года они служат для освещения улицы. 

Маки очень полюбились туристам и жителям города - многие считают их главным достоинством не столько прямые функции освещения, сколько взаимодействие с прохожими.

Нечто похожее (по крайней мере цветом) находится в Риме, на территории Национального музея современного искусства. Авторами этой работы стали студенты, обучающиеся у одного из самых известных архитекторов современности - Захи Хадид, которая, кстати, является создателем музейного здания. 

Благодаря этим фонарям двор музея стал похож на поле тюльпанов. А впоследствии такие цветочные фонари появились и на улицах Рима, чтобы полюбоваться ими смогли не только посетители музея.

Как мы видим, очень часто привнести разнообразие в сложившуюся городскую среду можно с помощью объектов, на которые мы так редко обращаем внимание. Малые архитектурные формы оживляют облик города, спасают его от безликости и серости. Ведь даже самые красивые и богатые на достопримечательности города должны развиваться и впускать в себя современные веяния по созданию комфортной городской среды.

Другие публикации автора:
Похожие публикации по теме:

estp-blog.ru

АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ | Архитектура и Проектирование

Архитектурные формы как следствие совершенствования конструкций

Первоначально конструкция полностью определяла архитектуру сооружения. На этой основе выработались традиционные архитектурные формы, которые затем воспроизводились в новых конструкциях. Имеется множество примеров, подтверждающих это положение: от ликийских каменных гробниц, в которых даже не специалист увидит формы, перенесенные из деревянного зодчества, до автомобиля конца XIX в., который всем своим видом (вплоть до кронштейна - подставки для кнута) напоминал конный экипаж.

1. Первобытные народы строили свои круглые шалаши из местных материалов – камня, деревянных кольев, переплетенных лианами, покрывая их листьями или соломой, камышом, кожей и т.п.2. По такой же системе строят эскимосы свое летнее жилище, подобное вигвамам их предков, с остовом из рёбер кита, обтянутым шкурами, с окнами, затянутыми кишками тюленя. Аналогично этому строят они свое зимнее жилише – иглу.3. Римляне первыми стали возводить каменные купола; наиболее законченное решение - круглый в плане купол Пантеона.4. Первые купола возводились в эпоху Сасанидов в Персии (VI век) на квадратном плане. Переход к кругу осуществлялся с помощью тромпов.

5. И Европе уже 1400 лет тому назад византийские архитекторы перекрыли куполом квадратную в плане Айя-Софию, выявив во внешнем облике здания конструктивное решение; в интерьере конструкция скрыта с помощью приёмов оптического обмана (принцип дематериализации ).6. Наряду с куполами во многих странах получили распространение цилиндрические своды с тростниковыми арками и уложенными по ним камышовыми матами (конструкция, принятая в Мессопотамии).7. Каменные цилиндрические своды применялись в римской и позднее в романской архитектуре (собор в Шибенике, Югославия)8. На основе крестовых сводов и использования стрельчатых арок готической архитектуры были созданы смелые решения звездчатых и сетчатых сводов, для которых характерно применение контрфорсов и аркбутанов для погашения распора.

ДЕРЕВЯННЫЕ ПОСТРОЙКИ

9. Во всех богатых лесами районах рубленные из дерева постройки получили большое распространение. Они имеют повсюду сходный вид, который определяется их конструкцией и материалами.10. В местностях, бедных лесом, применяют каркасную конструкцию. Жёсткость обеспечивают распорки под окнами.11. Иначе решалась рамная конструкция с отдельными окнами и подкосами жёсткости в углах здания; заполнение каркаса выполнялось ивовым плетением с обмазкой глиной.12. Применение щитов заводского изготовления сокращает сроки и снижает стоимость строительства. В Швеции применяют двухэтажные щиты.

КАМЕННЫЕ ДОМА

13. Стены, сложенные из булыжника «насухо», могут быть только небольшой высоты, поэтому первые каменные дома имели вид крыш на низком цоколе с низким входом14. Грубо отёсанный бутовый камень допускает возведение более высоких стен, а при кладке на растворе – даже высоких торцовых стен с арочными проёмами15. В дальнейшем обрамления проёмов и углы зданий выкладывают из тёсаного камня, а остальную часть стен выполняют кладкой из рваного камня со штукатуркой16. Стремление увеличить площадь окон в городских домах привело к замене стен каменными столбами, наподобие каркасных построек из дерева (см, рис. 10).

Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert "BAUENTWURFSLEHRE"

arx.novosibdom.ru

Лекция №10. Малые архитектурные формы.

Количество просмотров публикации Лекция №10. Малые архитектурные формы. - 3027

Контрольные вопросы

1. Почему теплопроводность металлов на два порядка выше, чем не­металлов?

2. Какие химические процессы протекают в доменной печи? В чем заключается сущность процесса получения стали?

3. От чего зависит качество стали?

4. Какие прочностные и пластические характеристики определяют при испытании стали на растяжение? Какие из них не зависят от расчетной длины образца?

5. С какой целью на образцах для растяжения наносят риски через равные промежутки по длинœе?

6. Почему относительное остаточное удлинœение после разрыва у пя­тикратных образцов больше, чем у десятикратных?

7: Определите содержание фаз в процентах в сплаве // при температу­ре /6 (см. рис. 6.3).

8. Какие фазовые превращения происходят в стали, содержащей 0,4 % углерода при охлаждении от 1 550 до 20 °С ?

9. В чем причина повышения твердости стали при закалке?

10. Каковы преимущества химико-термической обработки перед закалкой?

Вопросы:

1. Доски почета͵ газетные витрины.

2. Ограды.

3. Фонари уличного освещения.

4. Фонтаны, питьевые фонтанчики, бассейны, водоразборные колонки, плескательные бассейны.

5. Лестницы, пешеходные мостики, подпорные стенки, бельведеры и т.п.

6. Вазы, урны, терпиерная зелœень.

7. Устройства для регулирования уличного движения.

8. Скамьи.

9. Рекламные устройства на улицах и площадях.

10. Киоски и павильоны.

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).

Малые архитектурные формы - небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Имеют функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) или мемориальное (надгробия, стелы) значение, служат элементами городского благоустройства (фонари, киоски), носителями информации (реклама и пр.). МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОР­МЫ — элементы наполнения среды, имеющие ярко выраженное ʼʼархитек­турноеʼʼ происхождение (играющие роль в организации пространства, об­ладающие собственным пространст­венным содержанием, возникшие в результате архитектурной деятельно­сти по формированию интерьеров или открытых пространств). Малые архитектурные формы (МАФ) — это сооружения, предназначенные для архитектурно-планировочной организации объектов ландшафтной архи­тектуры, создания комфортного отдыха посœетителœей, ландшафтно-эстетического обогащения территории в целом.

К числу М.а.ф. традиционно от­носятся ограды, балюстрады, подпор­ные стенки и лестницы, фонтаны, бас­сейны, фонари, скамьи, урны, цветоч­ные вазы, навесы, перголы, киоски, беседки и другие элементы среды, которые обычно составляют часть любого архитектурного ансамбля и проектируются с учетом его архитек­турной структуры и стилистики. В наше время данный термин близко при­мыкает к понятию ʼʼсредовой дизайнʼʼ, так как в число М.а.ф., по сути дела, вошло множество собственно дизай­нерских объектов: информационные устройства и установки, телœефонные будки, выносные витрины магазинов, стационарные навесы и оборудова­ние летних кафе, комплексы торговых автоматов, остановки и навесы город­ского транспорта и др. Размещено на реф.рфэлементы среды, участвующие в ее пространст­венной организации. Помимо внедре­ния в структуру М.а.ф. разного рода технических устройств, следует отме­тить также их тесную связь с ланд­шафтными (природными) формами среды — издавна существовавшие тесные связи М.а.ф. и ландшафтной архитектуры резко возросли с появ­лением новых технических возможно­стей ландшафтного дизайна. Активно участвуют в формообразовании со­временных М.а.ф. монументально-де­коративные элементы оформления среды (скульптурные, живописные, гра­фические), которые своим силуэтом, пластикой, цветом, рисунком — то подчеркивающими, то ʼʼразрушающимиʼʼ утилитарно нужные объёмы и плоско­сти — придают совершенно необыч­ное звучание даже самым привычным оградам, скамьям и парапетам. Кро­ме того, наблюдается процесс пре­вращения элементов бытового и тех­нического дизайна в М.а.ф. — в ин­терьерах появляется гигантская ʼʼпо­судаʼʼ, декоративные ʼʼпечиʼʼ, расчленя­ющие пространство; мебель из мо­бильного оборудования преобразует­ся в стационарные ступени амфите­атра, убранные цветами; трубы венти­ляции и отопления образуют пласти­ческие композиции — нечто среднее между абстрактной скульптурой и беседкой, ʼʼинтерьером в интерьереʼʼ.

Эта свобода формотворчества, подкрепленная нетрадиционными ма­териалами и конструкциями (трубча­тые каркасы, ткани, пластики, надувные и тентовые структуры), непривычной раскраской и пластикой, делает сегод­ня М.а.ф. чрезвычайно мощным сред­ством создания любого образного со­держания в средовых объектах и сис­темах самого разного характера, оттес­нив во многих случаях основную функ­цию М.а.ф. в исторических ансамб­лях — развивать в приближенных к че­ловеку масштабах стилевые характе­ристики ʼʼбольшойʼʼ архитектуры, архи­тектурной среды.

Именно этим объясняется большое распространение в современных ан­самблях и интерьерах самостоятель­ных пространственных композиций из М.а.ф. (предметный интерьер), как бы не связанных с архитектурной осно­вой, но формирующих нужные челове­ку ʼʼмини-пространстваʼʼ, изолирован­ные уголки, обрамление которых име­ет свое лицо, соответствующее их назначению и образованное данным комплексом М.а.ф.

Малые архитектурные формы — это сооружения и устройства, обладающие несложными, но самостоя­тельными функциями, дополняющие архитектуру го­родских зданий, сооружений, парков, площадей и улиц и являющиеся элементами их благоустройства.

Место и роль малых архитектурных форм в образо­вании архитектурных ансамблей весьма различны. Так, от подчинœенной роли (при восприятии архитектуры больших сооружений) малые формы (при создании архитектуры улиц со зданиями, стоящими в глубинœе участка) зачастую переходят к роли главного компо­нента в общем ансамбле.

Иногда малые архитектурные формы приобретают и самостоятельное значение в общем архитектурном замысле (фонтанные композиции с подпорными стена­ми, гротами, беседками; оформление больших площа­дей; места захоронения и т. п.).

Во всœех случаях малая архитектурная форма должна тесно увязываться с окружающей ее архитектурой (улица, площадь), с зелœенью (парки и скверы), с вод­ной поверхностью (на набережной). Все малые архи­тектурные формы должны составлять единое художе­ственное целое и быть увязанными друг с другом. Это требует одновременного решения архитектуры малых форм и архитектуры зданий, правильного выбора мест установки малых архитектурных форм, а также реше­ния степени их подчинœенности, поскольку они нераз­рывно связаны с ритмом, масштабом и озелœенением всœего архитектурного комплекса в целом.

Малые архитектурные формы подраз­деляются на следующие типы (категории):

· декоративные — скульптура, фонтаны, вазы, декоративные водоемы, де­коративные стенки, трельяжи и решетки, альпийские горки или рокарии и др.;

· утилитарного характера — торговые киоски, скамейки, ограды и ограж­дения, указатели, знаки и др.

Малые архитектурные формы утилитарного характера, в свою очередь, под­разделяются на следующие типы:

‣‣‣ МАФ, организующие рельеф и оформляющие отдельные участки терри­тории — открытые лестницы, пандусы, откосы;

‣‣‣ устройства для размещения растений — цветочницы, трельяжи;

‣‣‣ искусственные водные устройства — бассейны, пруды, каскады, водопа­ды, питьевые фонтанчики, водные карусели и др.;

‣‣‣ ограждающие МАФ — ограды, стенки, парапеты;

‣‣‣ устройства для отдыха — пляжи, оборудование площадок, павильоны, садово-парковая мебель;

‣‣‣ устройства для торговых и коммунальных услуг — киоски, палатки, ларь­ки, оборудование детских и хозяйственных площадок и др.

МАФ утилитарного характера должны быть выполнены в соответствии с ландшафтно-архитектурными и эстетическими требованиями, предъявляемыми к объекту озелœенения, из прочных материалов, отличающихся высокой степе­нью устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Малые архитектурные формы делятся на группы.

К первой группе относятся беседки, арки, перголы, шпалеры, трельяжи.

Другая группа малых форм применяется для оформления рельефа и ограждения участка: наружные лестницы, сходы, подпорные и декоративные стенки, парапеты, ограды.

В третью входят декоративные бассейны, каскады, фонтаны, мостики и переходы.

В четвертую - всœевозможные светильники и фонари.

К пятой относятся элементы декоративного мощения, разнообразные по форме, окраске, фактуре и образующие определœенный рисунок, орнамент, мозаичные вставки.

Отдельно выделяются садовые скамейки и вазы (декоративные сосуды), в т.ч. и контейнеры для растений.

Малые архитектурные формы, представленные в виде скульптур, можно подразделить на аллегорическую, символическую и жанровую.

Аллегорическая скульптура выражает идею в иносказательном смысле, символическая - воплощает идеи и чувства в виде символов, жанровая - характерные сценки из жизни, быта и нравов. Жанровая скульптура находит применение чаще других видов скульптуры.

Декоративная скульптура подчеркивает общее планировочное решение, она должна быть композиционно увязана с окружающей средой.

Малые архитектурные формы по своим функцио­нальным признакам делятся на:

1. Доски почета͵ газетные витрины.

2. Ограды.

3. Фонари уличного освещения.

4. Фонтаны, питьевые фонтанчики, бассейны, водо­разборные колонки, плескательные бассейны.

5. Лестницы на улицах и в парках, пешеходные мостики, подпорные стенки, бельведеры и т. п.

6. Вазы, урны, терпиерную зелœень.

7. Устройства для регулирования уличного движения (маркировка переходов; указатели переходов, остановок транспорта и маршрутов; ʼʼостровки безопас­ностиʼʼ, павильоны для ожидания городского транс­порта͵ стоянки такси, часы, таблички с наименованием улиц и домов и др.).

8. Скамьи.

9. Рекламные устройства на улицах и площадях (рекламные щиты, оформление торцов зданий, световая реклама, объёмная реклама, вывески).

10. Киоски и павильоны (торговые, обслуживания, технические).

11. Общественные уборные.

12. В парках культуры и отдыха к малым архитектурным формам также относятся: входы в парки, летние торговые павильоны, беседки, аттракционы, оборудование детских площадок и др.

Малые архитектурные формы должны удовлетво­рять художественным требованиям, быть долговечными и экономичными. Архитектура малых форм должна также базиро­ваться на использовании многовековой практики на­родного творчества, имевшего большое влияние на ее развитие. Творческое использование народного искус­ства, его национальных традиций, отвечающих худо­жественным запросам народа и честным условиям, должно идти по линии создания малых архитектурных форм, отвечающих этим запросам, предусматривать органическую увязку декоративных мотивов с архитек­турой малых форм, а не идти по линии механического перенесения в их архитектуру этих мотивов.

Также, должны быть учтены: глубина заложения фун­даментов оград, нагрузка на опоры фонарей, способ заделки стальных труб, приемы крепления светильни­ков, устройство фундаментов опор, конструкция цоко­лей и дверок и т. п.

Устройство красивых фонтанов, ваз и других малых архитектурных форм наряду с правильной планиров­кой, хорошей архитектурой зданий и обилием зелœени сделает наши города еще более красивыми, пребыва­ние жителœей на улицах, площадях, бульварах, в садах, скверах, дворах не только удоб­ным, но и приятным и тем самым будет благоприят­ствовать труду и отдыху. Архитектура малых форм внешнего благоустройства городов, являющаяся не только деко­ративным, но и утилитарным фактором создания удобств для населœения, воспитывающая у него эстети­ческие вкусы, занимает значительное место в форми­ровании общей архитектуры населœенного пункта.

Все МАФ по способам изготовления подразделяются на две группы:

‣‣‣ изготовленные по специально разработанным и индивидуальным про­ектам;

‣‣‣ изготовленные по типовым проектам из типовых элементов и конструк­ций.

МАФ, изготовленные из типовых элементов, широко применяются в мас­совой жилой застройке, на ряде общегородских объектов озелœенения. В насто­ящее время проектными организациями выпущены в свет ряд альбомов типо­вого оборудования для объектов озелœенения. Существует целый ряд специаль­ных конструкторских бюро и производственных фирм, занимающихся произ­водством, сборкой МАФ из типовых элементов, а также их установкой на объектах по разработанному проекту.

Материал для изготовления малых архитектурных форм должна быть самым разнообразным: дерево, металл, бетон, камень, кирпич, металл, пластик и другие строительные материалы.

Большинство садовых сооружений строят главным образом из дерева. В первую очередь, деревянные конструкции как нельзя лучше вписываются в любой архитектурный ансамбль. Его экологичность, пластичность, интересная структура, возможность декоративной резьбы, а также технологичность и малый вес конструкции - вот неоспоримые достоинства этого строительного материала. Дерево легко вписывается в любой стиль -от кантри до классики. Естественный светлый цвет дерева зрительно расширяет пространство. Деревянные постройки прекрасно вписываются в природный ландшафт, не вызывая дискомфорта для взгляда, органично дополняя природные формы.

Используя дерево для конструкций малых архитектурных форм, стоит позаботиться о долговечности этого материала. Известно, что деревянный столб с торца должен быть не спиленным, а обрубленным. В этом случае ʼʼтопорная работаʼʼ имеет самый положительный смысл. В этом случае микропоры дерева заминаются, а не расщепляются, как на спиле. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, структура дерева оказывается защищенной от глубокого проникновения влаги. Предварительная обработка антисептиком, грамотное использование лакокрасочных материалов и огнеупорных пропиток, подарят вашим деревянным конструкциям долгую и красивую жизнь.

Но встречаются поклонники более капитальных сооружений, которые применяют при возведении кирпич, камень, гранит, бетон, современные искусственные материалы. Популярен металл, пластик, цветной кирпич и декоративный камень.

referatwork.ru

Архитектурные формы и стили



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

В различные эпохи архитектурным формам соответствовали свои художественные приемы оформления, которые изменялись с изменением уровня развития технических средств и эстетических представлений, т.е. ценностного отношения между природой и человеческой деятельностью.

Архитектура и строительство — искусство возводить здания и сооружения, предназначенные для удобства и блага человека, — имеют ценнейшее историческое наследие от классических форм Древней Греции до современных композиций (построений) и архитектурных трансформаций (изменяющихся объемов сооружений), интерьера.

Во всем мире во множестве зданий и сооружений классические архитектурные формы обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных решений, гармонии и пропорции здания, его деталей, функциональности интерьера (внутренний вид) и эстетики экстерьера (наружного вида) здания или ансамбля (группа зданий). Еще в античный период Греции сложились три таких классических сочетания: дорический, ионический и коринфский. Эти сочетания носят названия «ордер». Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-ба-лочная конструкция, которая включает стойки (колонны) и опирающиеся на них балки (архитрав). В художественной трактовке конструктивной схемы проявляются отличительные особенности ордеров. Нижняя несущая часть — стилобат — служит основанием здания, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера — колонна — один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе верхнюю горизонтальную часть ордера — антаблемент. Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов, декоративное богатство которых нарастает снизу вверх.

Колонна компонуется из трех основных деталей. Самая нижняя — база — опорная подушка, передающая нагрузку на стилобат. Из базы вырастает фуст — ствол колонны, который утончается кверху по лекальной кривой. Такое утонение называется энтазисом. Капитель — деталь, венчающая колонну и воспринимающая нагрузку антаблемента. Антаблемент также имеет троичное построение: архитрав, фриз, карниз.

Оценить богатство декора ордеров возможно только познакомившись с отдельными архитектурными формами, из которых складываются детали ордеров. Именно эти классические образы архитектурных форм предстоит создавать мастеру реставрационных строительных работ.

Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля, называемых обломами.

 

Рис. 1.16. Архитектурный ордер и его части

 

Отличия в построении и художественной проработке деталей проявляются в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), деталировке колонн и антаблементов. Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм конструктивных членений архитектурных форм и деталей. Пропорции выражают соотношения размеров (длины, ширины, высоты) самого сооружения и его деталей; их измеряют в модулях. За модуль принимают нижний радиус колонны. Ритм отражает частоту повторения архитектурных деталей.

К горизонтальным членениям фасада относятся: цоколь, карниз (венчающий и промежуточный), архитрав, фриз, пояс, сандрик, парапет. Вертикальными членениями, к которым можно причислить и опоры, являются: выступы, колонны, пилястры, пилоны, столбы, полуколонны, анты, кариатиды, атланты, лопатки. Применение смешанных форм имеет место в таких конструкциях, как балкон, лоджия, эркер, фронтон, аркада, портик, колоннады, портал, оконные и дверные проемы.

Цоколь — горизонтальная наземная часть стены, начинающаяся непосредственно с фундамента и несколько выступающая наружу за лицо стены. Цоколь выполняется из особо прочных и водостойких материалов. Чтобы подчеркнуть значение цоколя и отличить его от стоящей на нем стены, его декоративно обрабатывают. Это достигается большими размерами облицовочных камней, фактурой отделки и другими средствами. Назначение цоколя — придать сооружению внушительный и устойчивый вид. Здание без цоколя кажется лишенным прочной основы. Художественное оформление цоколя чрезвычайно разнообразно и всегда должно быть по замыслу связано с отделкой всего фасада. Его верхняя часть представляет собой в разрезе форму выкружки, гуська, каблучка или другого профиля. Цоколь может иметь не один выступ от лица стены, а два-три, отделенных один от другого широкими плоскостями.

В отдельных случаях, когда требуется подчеркнуть монументальность, цоколь делают более высоким и массивным. Если здание строят с подвалом, в цоколе устраивают окна. Для него часто применяют облицовку гранитом или другими твердыми породами камня с различными способами отделки (полировка, шлифовка). Цоколь также обрабатывают крупными, грубо отесанными камнями, уложенными в горизонтальные ряды. Если высота его достаточно велика, то для облицовки цоколя применяют толстые каменные плиты, квадры, которые по контуру отесывают в виде узкой ленты, а также менее крупные, одинаковой формы и размеров камни с рустами.

Стилобат — наземная часть здания в виде отдельных мощных площадок, положенных одна на другую и расширяющихся книзу ступенчатыми уступами. На площадки стилобата укладывают добавочные камни, образующие ступени лестницы для входа в здание.

Карниз, венчающий здание, составляет конструктивный переход от наклонной (в большинстве случаев) плоскости крыши к вертикальной стене и служит для предохранения верхней части стены от намокания при стекании воды с крыши. Декоративно карниз, являясь одним из важнейших элементов архитектурной выразительности здания, завершает его.

Карниз большей частью делается из того же материала, что и стены, а именно: из кирпича, дерева и др. Во многих случаях каменные многоэтажные здания имеют карнизы из железобетона или из каменных и бетонных сборных элементов, накладываемых один на другой и образующих ступенчатый профиль, либо тянутые, штукатурные и лепные карнизы, сделанные по стальному каркасу и сетке. Вынос карниза или наибольший отступ его от стены делают разным в зависимости от архитектурного оформления здания. Промежуточные, междуэтажные карнизы имеют двоякое назначение: прежде всего они защищают стены от потока дождевой воды, а также являются средством горизонтального членения фасадной стены.

Столб — отдельная опора самой разнообразной формы в поперечном сечении (круг, прямоугольник, многоугольник, крест), применяется для поддержания балок перекрытия или свода. Столб по всей своей высоте имеет одинаковую толщину (сечение), в нижней части цоколь или базу, а в верхней — карниз или капитель. Пилон — мощный столб квадратного или прямоугольного сечения (рис. 1.17) обычно подпирает своды. Колонна-столб круглого, реже квадратного или иной формы сечения имеет нижнюю часть — базу, и верхнюю — капитель. Колонна кверху суживается, чем и отличается от столба.

Построение колонны осуществляется строго по правилам ордера данного стиля, с соблюдением присущих этому ордеру форм, пропорций и размеров.

Рис. 1.17. Пилон

 

 

Рис. 1.18. Пилястра

Колонна — декоративный элемент вертикального членения. Точная, ритмичная (на одинаковом расстоянии друг от друга) установка ряда колонн и внешняя их отделка требуют исключительного внимания и тщательности исполнения. Колонна, как и пилястра (рис. 1.18), имеет одновременно и декоративное, и конструктивное значение.

Аркада — это несколько совершенно одинаковых арок, опирающихся на ряд колонн, реже на простенки. Полуколонна, как и пилястра, выступает из массива стены до половины своей толщины. Правила ее построения те же, что для пилястр и колонн. Реже встречаются и трехчетвертные колонны, выступающие из массива стены на 3/4 своей толщины.

Наиболее характерная деталь колонны, определяющая отличие ордеров, — капитель (рис. 1.19)

Рис. 1.19. Капитель архитектурных ордеров: а — дорического; б — ионического; в — коринфского

Дорический ордер (см. рис. 1.19, а). Дорическая массивная колонна не имеет базы, фуст (ствол) ее обязательно имеет каннелюры — вертикальные желобки на стволе колонны.

Ионический ордер (см. рис. 1.19, б). Основные особенности: более стройная колонна; имеет развитые базу и капитель.

Стержень колонны украшен более глубокими каннелюрами, чем в дорическом ордере, с узкими промежутками. Каннелюры у базы и капители заканчиваются полукругами. Утонение колонны мало заметно и начинается на 1/3 от ее основания. Непременную принадлежность базы составляют вал и выкружка.

Наиболее характерной частью является капитель с завитками (волютами), верхнюю часть которой составляет абак в виде плиты с профилем каблучка. Между двумя завитками расположены ионики. Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. При этом архитрав украшен орнаментованным профилем. Фриз используется для разнообразных скульптурных композиций. Карниз имеет зубчики-сухари.

Коринфский ордер (см. рис. 1.19, в). Характерное отличие коринфского ордера — утоненная колонна с богато орнаментованной капителью.

В капители различают абак в виде плиты с полочкой и четвертным валом со сторонами, несколько вдавленными внутрь. Под абаком расположены волюты, поддерживающие его угловые свесы, а другие, меньших размеров завитки, сходящиеся по вдавленным частям абака, поддерживают помещенную в этом месте розетку. Под завитками расположены в два яруса акантовые листья, большие и малые.

Архитрав располагается уступами с введением небольших про-фильков, фриз — гладкий с рельефным орнаментом. В карнизе имеются следующие элементы: каблучок, ряд зубцов и четвертной вал. Выше расположены модульоны в виде лежащих кронштейнов, поддерживающих слезниковый камень.

Главное назначение отдельных элементов архитектурных ордеров — воплощать принцип пропорциональности.

Каждая новая ступень в развитии общества приводила к новым стилям в строительстве и архитектуре. Творимая человеком архитектурная среда отражает действительность, которой присущи именно свои понятия о красоте.

Сравнивая произведения архитектуры во времени, историки классифицируют следующие периоды: Древняя Греция и Рим; средневековье; романский период; готика; ренессанс; барокко; классицизм; архитектура XX в. (модерн, конструктивизм, эклектика).

Римская архитектура представляет собой последний и самый прогрессивный этап в строительном и архитектурном развитии

Рис. 1.20. Собор Сан-Марко в Венеции

античного рабовладельческого общества. Монументальные римские постройки на территории Европы остались в наследство молодым государствам — Византии, Италии, Испании, Франции.Например, собор Сан-Марко в Венеции (1095) обнаруживает стремление строителей подражать античной архитектуре (рис. 1.20). Церковь возводилась на протяжении века.Такая византийская купольная система в плане с греческим крестом послужила прототипом древнерусского православного зодчества.

Романский стиль (рис. 1.21). Архитектурные сооружения романского периода (XI—XIII вв.) представляют собой массивные геометрические объемы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами. Орнамент незамысловатый, используется редко. В этом стиле заметно сильное влияние римской античной архитектуры в крупных деталях (полуциркульные арки), сохранен общий силуэт и пропорции колонн. Романская архитектура по сравнению с другими архитектурными периодами довольно бедна декоративными формами. Капители колонн, первоначально приближаясь к античным формам, затем упростились до простых рубленых геометрических форм.

Рис. 1.21. Романский стиль:

а — фриз из полуциркульных арок; б — двойной арочный фриз из кирпича; в — кубическая капитель; г — капитель из пальметт

Готика. В XII—XV вв. новый архитектурный стиль получил название — готика. Характерная особенность готического стиля — стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг (рис. 1.22).

В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка раннего средневековья сменилась ажурными каменными конструкциями. Вертикальные опоры и колонны, а также наклонные каменные конструкции (аркбутан, контрфорс) переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундамент (рис. 1.23). В начальный период готики преобладала форма базилики. Со временем наиболее распространенной стала зальная форма помещений, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство.

Рис. 1.22. Вход в католический собор (готика)

Ренессанс (XV—XVI вв.). Французское слово renaissanse (возрождение) традиционно используется для обозначения периода подъема итальянского искусства (1450—1550), а также искусства стран Европы с 1500 г., на которое Италия оказала большое влияние.

Рис. 1.23. Готическая сводчатая базилика

В архитектуре эпохи Ренессанса живописно переплелись по-зднеготические тенденции с пришедшими из Италии романтическими формами. В противоположность готическому усложнению стены с подчеркнутым скелетом каменной кладки. Ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых были украшены орнаментами в подражание античным формам; ризалиты были разнообразны по форме и размерам (рис. 1.24).

Рис. 1.24. Палаццо (дворец-особняк). Арх. А. Палладио (1566)

Над созданием архитектурных сооружений работали талантливые мастера-художники, архитекторы, строители. Тем самым возникала материальная среда, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой.

Барокко (XVI—XVII вв.). Итальянский Ренессанс свои архитектурные формы наследовал стилю барокко {barocco — причудливый), который превзошел его по сложности, многообразию и живописности. Фасад здания характеризуется изобилием профилированных карнизов, пилястр, сложных скульптурных деталей, где все подчинено единому архитектурному замыслу — вихрю, движению, симметрии — «каменной симфонии» (рис. 1.25). Асимметричный орнамент этого периода — орнамент из раковин и завитков — дал название другому стилю — рококо (рис. 1.26).

Классицизм (XVIII—XIX вв.) — направление в искусстве, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу, на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремление к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Рис. 1.25. Окна. Стиль барокко

Стремление претворить в современном строительстве благородную простоту и спокойное величие античного искусства иногда приводило к полному копированию античных построек (рис. 1.27). Центрами строительства в стиле классицизма стали Россия, Германия, Англия и другие страны.

Архитектура XX в. Конец ХГХ в. характерен интенсивной строительной деятельностью, не сравнимой с предыдущими эпохами. Жилые и производственные здания, транспортные сооружения, управленческие комплексы возникали в огромном количестве.

Рис. 1.26. Орнамент. Стиль рококо ленности и скопление рабочего

Архитектура XIX в. ориентировалась на формы прошлого. И если в период классицизма возвращались к античности, то в конце XIX в. было заметно тяготение к средневековой архитектуре, ренессансу, необарокко.

Рис. 1.27. Ротонда. Внутренний интерьер

Этот архитектурно-ретроспективный плюрализм привел к смешению стилей (эклектика), из которых довольно ясно образовались два новых течения: модерн и конструктивизм. Стремясь преодолеть эклектику, представители модерна использовали инженерно-конструктивные средства и свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, элементы которых подчинялись орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (рис. 1.28).

Рис. 1.28. Балкон в стиле модерн

Главные проблемы архитектуры XX в. сосредоточены в общественно-социальной сфере. В результате общественного развития, стремительного роста материальных и духовных потребностей возник дефицит организованного и застроенного архитектурного пространства.

Рис. 1.29. Интерьер конференц-зала здания ЮНЕСКО. 1957 г.

 

Технологии, разработанные для рационального массового производства строительных конструкций для жилых и промышленных зданий из унифицированных элементов, предусматривали жесткую стандартизацию и привели к новому стилю — конструктивизму. Конструктивизму удалось создать простые функционально оправданные формы, целесообразно сочетая оптимальность конструктивных решений и раскрепощенность архитектурных объемов (рис. 1.29).

megapredmet.ru