Конспект урока в 3 классе на тему "вода-растворитель" (пнш). Песок растворяется на фильтре


Урок окружающего мира "Вода – растворитель"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: изучение свойств воды.

Задачи урока: дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; подготовить доклад на тему «Вода – растворитель».

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, речным песком, глиной; чайные ложки, воронки, фильтры из бумажных салфеток; гуашь (акварельные краски), кисти и листы для рефлексии; презентация, выполненная в Power Point, мультимедийный проектор, экран.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

У. Всем доброе утро! (Слайд 1) Приглашаю вас на третье заседание школьного научного клуба «Мы и окружающий мир».

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня у нас гости, учителя из других школ, которые пришли на заседание клуба. Предлагаю председателю клуба, Порошиной Анастасии, открыть заседание.

Председатель.  Мы сегодня собрались на заседание клуба по теме «Вода – растворитель». Задание всем присутствующим: подготовить доклад на тему «Вода – растворитель». На этом уроке вам вновь предстоит стать исследователями свойств воды. Изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях, с помощью «консультантов» – Макаренкова Михаила, Старковой Олеси и Стениной Юлии. Каждая лаборатория должна будет выполнить следующее задание: провести опыты и наблюдения, а в конце заседания обсудить план сообщения «Вода – растворитель».

III. Изучение нового материала

У. С разрешения председателя я хочу сделать первое сообщение. (Слайд 2) Такое же заседание по теме «Вода – растворитель» недавно провели ученики села Мирного. Открыл заседание Костя Погодин, который напомнил всем присутствующим еще об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. После этого Маша предложила провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет. У. Предлагаю вам на заседании клуба определить растворимость в воде таких веществ, как поваренная соль, сахар, речной песок и глина. Давайте предположим, какое вещество, по вашему мнению, растворится в воде, а какое не растворится. Выскажите свои предположения, догадки и продолжите высказывание: (Слайд 3)

Предположим … Допустим … Возможно … Что, если …

У. Подумаем вместе, какие гипотезы будем подтверждать. (Слайд 3) Предположим … (соль растворится в воде) Допустим … (сахар растворится в воде) Возможно … (песок не растворится в воде) Что, если … (глина не растворится в воде)У. Давайте, и мы проведем опыты, которые помогут нам в этом разобраться.     Перед работой председатель напомнит вам правила при проведении опытов и раздаст карточки, на которых эти правила напечатаны. (Слайд 4)П. Посмотрите на экран, где записаны правила.

«Правила при проведении опытов»

  1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
  2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
  3. Опыт проводит один из учеников (докладчик), остальные молча наблюдают или по просьбе докладчика помогают ему.
  4. Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как докладчик разрешает его начать.
  5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.

IV. Практическая работа

У. Предлагаю председателю выбрать  «консультанта», который прочитает вслух из учебника (с.85) порядок действий при проведении первого опыта. (Слайд 5)

1) П.  Проведите опыт с поваренной солью. Проверьте, растворяется ли в воде поваренная соль.«Консультант» из каждой лаборатории берет один из подготовленных наборов, и проводит опыт с поваренной солью. В прозрачный стакан наливает кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество поваренной соли. Группа наблюдает, что происходит с кристалликами соли, и исследует воду на вкус.Председатель (как в игре КВН) зачитывает один и тот же вопрос каждой группе, а представители от лабораторий отвечают на них. П. (Слайд 6) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность не изменилась) Изменился ли цвет воды? (Цвет не изменился) Изменился ли вкус воды? (Вода стала соленой) Можно ли сказать, что соль исчезла? (Да, она растворилась, исчезла, ее не видно)У. Сделайте вывод. (Соль растворилась) (Слайд 6)

П. Прошу всех приступить к выполнению второго опыта, для которого необходимо использовать фильтры. У. Что такое фильтр? (Прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от твёрдых частиц, примесей.) (Слайд 7)У. Прочитайте вслух порядок действий при выполнении опыта с фильтром. (Слайд 8)Учащиеся пропускают воду с солью через фильтр, наблюдают и исследуют воду на вкус.П. (Слайд 9) Осталась ли соль на фильтре? (На фильтре пищевая соль не осталась) Изменился ли вкус воды? (Вкус воды не изменился) Удалось ли очистить воду от соли? (Пищевая соль прошла с водой через фильтр)У. Сделайте вывод из своих наблюдений. (Соль растворилась в воде) (Слайд 9)У. Подтвердилась ли ваша гипотеза?У. Все правильно! Молодцы!У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы (с. 30). (Слайд 10)

2) П. (Слайд 11) Проделаем такой же опыт еще раз, только вместо соли положим чайную ложку сахарного песка. «Консультант» из каждой лаборатории берет второй набор и проводит опыт с сахаром. В прозрачный стакан наливает кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество сахара. Группа наблюдает, что происходит и исследует воду на вкус.П. (Слайд 12) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась) Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился) Изменился ли вкус воды? (Вода стала сладкой) Можно ли сказать, что сахар исчез? (Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила)У. Сделайте вывод. (Сахар растворился) (Слайд 12)

У. Пропустите воду с сахаром через бумажный фильтр. (Слайд 13)Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают и исследуют воду на вкус.П. (Слайд 14) Остался ли сахар на фильтре? (На фильтре сахара не видно) Изменился ли вкус воды? (Вкус воды не изменился) Удалось ли очистить воду от сахара? (Воду от сахара очистить не удалось, вместе с водой он прошел через фильтр)У. Сделайте вывод. (Сахар растворился в воде) (Слайд 14)У. Подтвердилась ли гипотеза?У. Верно. Молодцы!У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы. (Слайд 15)

3) П. (Слайд 16) Проверим утверждения и проведем опыт с речным песком.У. Прочитайте в учебнике порядок действий при проведении опыта.Проводят опыт с речным песком. Размешивают в стакане с водой чайную ложку речного песка. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с песчинками и водой.П. (Слайд 17) Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной) Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился) Исчезли ли песчинки? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)У. Сделайте вывод. (Песок не растворился) (Слайд 17)

У. (Слайд 18) Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр. Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают.П. (Слайд 19) Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а речной песок остался на фильтре и песчинки хорошо видны) Очистилась ли вода от песка? (Фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются)У. Сделайте вывод. (Речной песок в воде не растворился) (Слайд 19)У. Верным ли было ваше предположение о растворимости песка в воде?У. Отлично! Молодцы!У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы. (Слайд 20)

4) П. (Слайд 21) Проделайте такой же опыт с кусочком глины.Проводят опыт с глиной. Размешивают в стакане с водой кусочек глины. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с глиной и водой.П. (Слайд 22) Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной) Изменился ли цвет воды? (Да) Исчезли ли частицы глины? (Более тяжелые частицы опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)У. Сделайте вывод. (Глина не растворилась в воде) (Слайд 22)

У. (Слайд 23) Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр. П. (Слайд 24) Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре.) Очистилась ли вода от глины? (Фильтр помог очистить воду от частиц, которые не растворились в воде)У. Сделайте вывод. (Глина не растворяется в воде) (Слайд 24)У. Гипотеза подтвердилась?У. Молодцы! Все правильно!

У. Прошу одного из членов группы зачитать выводы, записанные в тетради, всем присутствующим.У. Есть ли у кого-нибудь дополнения, уточнения?У. Сделаем выводы из опытов. (Слайд 25) Все ли вещества растворяются в воде? (Соль, сахарный песок растворились в воде, а песок и глина не растворились.) Всегда ли с помощью фильтра можно выявить, растворяется вещество в воде или нет? (Растворившиеся в воде вещества проходят через фильтр вместе с водой, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре)

У. Прочитайте о растворимости веществ в воде в учебнике (с.87).

У. Сделайте вывод о свойстве воды как растворителя. (Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются) (Слайд 25)

У. Советую членам клуба прочитать рассказ в хрестоматии «Вода – растворитель» (с.46). (Слайд 26) Почему же ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду? (Потому что в воде растворены сотни, а может и тысячи разных веществ)

У. Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества? (Слайд 27) Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье. (Слайд 28) Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя. (Слайд 29) В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом. (Слайд  30) Когда рисуем акварельными красками или гуашью.

У. Обратите внимание на задание, записанное на доске. (Слайд 31) Предлагаю составить коллективный план выступления на тему «Вода – растворитель». Обсудите его в своих лабораториях. Заслушивание планов по теме «Вода – растворитель», составленных учащимися.У. Давайте все вместе сформулируем план выступления. (Слайд 31)

Примерный план выступления по теме «Вода – растворитель»

  1. Введение.
  2. Растворение веществ в воде.
  3. Выводы.
  4. Использование людьми свойства воды растворять некоторые вещества.

Экскурсия в «Выставочный зал». (Слайд 32)

У. При подготовке сообщения вы можете использовать дополнительную литературу, подобранную ребятами, помощниками докладчиков по теме нашего заседания. (Обратить внимание учащихся на выставку книг,    интернет – страничек)

V. Итог урока

Какое свойство воды исследовали на заседании клуба? (Свойство воды как растворителя) К какому выводу мы пришли, исследовав это свойство воды? (Вода – хороший растворитель для некоторых веществ.) Как вы думаете, трудно быть исследователями? Что показалось наиболее сложным, интересным? Пригодятся ли вам знания, приобретенные в ходе исследования этого свойства воды в дальнейшей жизни? (Слайд 33) (Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится».)

VI. Рефлексия

Как мы используем свойство воды растворять некоторые вещества на уроках изобразительного искусства? (Когда рисуем акварельными красками или гуашью) Предлагаю вам, используя это свойство воды, раскрасить воду в стакане в такой цвет, который наиболее полно соответствует вашему настроению. (Слайд 34) «Желтый цвет» – радостное, светлое, хорошее настроение. «Зеленый цвет» – спокойное, уравновешенное. «Синий цвет» – грустное, печальное, тоскливое настроение. Покажите свои листы с раскрашенной водой в стакане.

VII. Оценивание

Благодарю председателя, «консультантов» и всех участников заседания за активную работу.

VIII. Домашнее задание

(Слайд 35) Составить по плану доклад для выступления по теме «Вода – растворитель». Лучшие исследовательские работы по этой теме будут отправлены в научный клуб. (Слайд 36) Спасибо всем за урок. Думаю, что заседание школьного клуба прошло хорошо, и вы можете поделиться своими впечатлениями, написав об этом в клуб любителей природы «Мы и окружающий мир».

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

растворитель | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Вода - растворитель

Слайд 2

жидкое вещество, в котором растворяются другие вещества вещество, которое растворилось в растворителе Растворённое вещество Растворитель Великолепный растворитель

Слайд 3

Мы хотим выяснить Многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. Предлагаю провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет. Что берём? Что наблюдаем? Поваренная соль ? Сах ар ный песок ? Речной песок ? Глина ? От чего зависит растворимость (эксперимент) ?

Слайд 4

Растворимость – это содержание растворенного вещества в насыщенном растворе. Бывают:

Слайд 5

Проведем опыт Наполни прозрачный стакан кипячёной водой. Всыпь в него чайную ложку поваренной соли. Помешивая воду, наблюдай, что происходит с кристалликами соли.

Слайд 6

Соль растворилась в воде. Прозрачность не изменилась. Цвет не изменился. А вот вкус – да! Раствор стал соленый.

Слайд 7

В пустой стакан вставь воронку с фильтром и пропусти через неё воду с солью . Соль вместе с водой прошла через фильтр, она не осталась на фильтре. А вкус после фильтрования прежний. Значит она растворилась.

Слайд 8

Проведем опыт Наполни прозрачный стакан кипячёной водой. Всыпь в него чайную ложку сахарного песка. Помешивая воду, наблюдай, что происходит с кристалликами сахара.

Слайд 9

Сахар растворился в воде. Прозрачность воды не изменилась. Цвет не изменился. Сахара не стало видно в воде. А вот вкус –да!

Слайд 10

В пустой стакан вставь воронку с фильтром и пропусти через неё воду с сахаром. Сахар растворился в воде. Он не остался на фильтре, прошел вместе с водой. А вкус после фильтрования прежний.

Слайд 11

Проведем опыт Размешай в стакане с водой чайную ложку речного песка. Дай смеси отстояться.

Слайд 12

Изменился цвет воды, она стала мутной, грязной. Крупные песчинки легли на дно, мелкие плавают. Песок не растворился.

Слайд 13

В пустой стакан вставь воронку с фильтром и пропусти через неё содержимое. Песок остался на фильтре, вода прошла и очистилась. Фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются.

Слайд 14

Проведем опыт Размешай в стакане с водой чайную ложку глины. Дай смеси отстояться.

Слайд 15

Глина не растворилась в воде, вода мутная, крупные частицы глины упали на дно, а мелкие плавают в воде.

Слайд 16

Пропусти содержимое стакана через бумажный фильтр. Вода проходит через фильтр, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре. Фильтр помог очистить воду от частиц, которые не растворились в воде.

nsportal.ru

Конспект урока в 3 классе на тему "вода-растворитель" (пнш)

ВОДА - РАСТВОРИТЕЛЬ

Тип урока: применение знаний на практике

Педагогические задачи: дать представление о том, что вода - растворитель, о растворимых и нерастворимых веществах; создать условия для знакомства с алгоритмом изготовления фильтра; способствовать формированию умений простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества; содействовать развитию умений работать с разными источниками информации

Планируемые результаты

Предметные: получат представление о том, что вода - растворитель;

научатся делать фильтр, простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества

Метапредметные:

регулятивные - планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; познавательные - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

коммуникативные - понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные: понимать, в чем истинное богатство жизни: быть наблюдательными; любить и ценить окружающий мир; открывать для себя что-то новое, удивительное в привычном и обычном

Образовательные ресурсы: членские билеты обучающихся, письма, полученные членами клуба из Москвы; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки или стаканы с поваренной солью, сахаром или медом, речным песком, глиной; чайные ложки, воронки стеклянные, бумажные салфетки или промокательная бумага для приготовления фильтра, ножницы, пипетки

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

1

2

3

4

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания. Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Определите вещество по его свойствам:

• Непрозрачный, белый, рыхлый, безвкусный, быстро тает в тепле. (Снег.)

• Непрозрачный, белый, твердый, сладкий, быстро тает в воде. (Сахар.)

• Прозрачный, бесцветный, твердый, скользкий, хрупкий, в тепле тает медленно. (Лед.)

• Прозрачное, бесцветное, твердое, скользкое, хрупкое, не тает. (Стекло.)

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

Выделять существенную информацию из текста загадки.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

- Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

- Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

- Сегодня на уроке мы...

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику. Практическая работа

Сидит на одной из парт, с разрешения председателя делает обучающимся первое сообщение:

- Такое же заседание недавно провели ученики села Мирного. Открыл заседание Костя Погодин, который напомнил всем присутствующим еще об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода- хороший растворитель. После этого Маша предложила провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет.

Предлагает председателю выбрать ученика, который прочитает вслух из учебника (с. 85) порядок действий при проведении первого опыта.

- Есть такая сказка. Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй - шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Заседание начинается с выбора председателя, который будет его вести. Председатель занимает место за учительским столом. Он объявляет тему заседания (читает ее на открытой перед ним странице учебника), делит обучающихся на четыре группы и рассказывает о заданиях, которые будут выполнять группы.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности,

- Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее?

- Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар?

- Сегодня мы узнаем о возможностях воды как растворителя. В этом нам помогут опыты.

Опыт 1.

- Возьмем стакан с водой. Насыплем соль и размешаем ее. Что происходит с кристаллами соли?

- Но исчезла ли соль?

- Приступим к выполнению другого опыта, для которого необходимо изготовить фильтры.

- Возьмем пустой чистый стакан, бумагу для фильтрования. Ее можно заменить бумажной салфеткой. Салфетку сложим вчетверо, вложим фильтр в воронку,

а воронку поставим в пустой стакан. Выльем содержимое стакана в воронку. Что произошло?

- Что происходит с солью в воде?

- Рассмотрите рисунок, на котором показано, как

из промокательной бумаги или бумажной салфетки сделать фильтр. Обратите внимание на следующие моменты:

1) сначала надо вырезать из бумаги квадратик, сложить его пополам, затем еще раз пополам;

2) обрезать края так, чтобы при развертывании получился круг;

- Соль растворилась в воде, а вата от воды стала тяжелее.

- Сахар тоже растворился бы в воде.

Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами. Формулируют выводы наблюдений.

- Кристаллы соли становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут.

- Но соль не исчезла. Она растворилась.

Председатель зачитывает вопросы, предшествующие опыту, и каждая группа отвечает на эти вопросы. Например: «Изменилась ли прозрачность воды?» Представитель первой группы выходит и отвечает на вопрос. Председатель еще раз зачитывает тот же вопрос. Выходит представитель второй группы и отвечает. И так до тех пор, пока не ответит представитель последний группы. Председатель зачитывает второй вопрос: «Изменился ли цвет воды?». Затем третий: «Изменился ли вкус воды?».

И наконец, четвертый: «Можно ли сказать, что соль исчезла?».

- На фильтре ничего не оседает, а вода остается соленой.

- Соль в воде растворяется.

После этого председатель просит всех приступить к выполнению опыта, для которого необходимо изготовить фильтры.

После изготовления фильтра обучающиеся пропускают через него воду с солью, с сахарным песком, затем речным песком и делают вывод: с помощью фильтра нельзя очистить воду от веществ, которые в ней растворились.

эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Осуществлять контроль по результату

3) сложить листок в виде конуса, при этом одна половина конуса будет состоять из одного слоя бумаги, другая - из трех слоев;

4) положить фильтр в воронку;

5) смочить правильно вложенный фильтр водой с помощью пипетки.

Опыт 2.

- Возьмем стакан с водой и добавим в него несколько капель вишневого сока. Что произошло с водой?

- Пропустим окрашенную воду через фильтр. Что произошло?

Опыт 3.

- Возьмем стакан с водой и добавим речной песок. Что произошло?

- Пропустим воду через фильтр. Что произошло?

- Что можно сказать о речном песке?

Опыт 4.

- Возьмем стакан с водой и добавим глину. Что стало с водой?

- Давайте немного подождем. Что происходит?

- Пропускаем воду из этого стакана через фильтр. Что получилось?

- Какой можно сделать вывод?

- Что растворяется в воде? Что не растворяется?

- Но фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются.

- Вода окрасилась.

- На фильтре ничего не осело, а вода осталась окрашенной.

- Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь.

- Вода прошла в стакан, а песок остался на фильтре.

- Песок не растворяется в воде.

- Вода стала мутной, а кусочки глины плавают в воде.

- Частицы глины оседают на дно.

- Вода стала чистой и прозрачной, а частицы глины остались на фильтре.

- Глина не растворяется в воде.

- Сахар, сок, соль растворяются в воде. Песок, глина не растворяются

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся о значении воды в природе.

- Как очистить воду от нерастворимых веществ?

- Что такое фильтрование?

- Почему родниковая вода чистая?

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

- С помощью фильтра.

- Фильтрование - очистка воды от нерастворимых примесей.

- Родниковая вода проходит сквозь толстый слой песка и очищается.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным

Самостоя

тельная

работа

- Для чего нужна вода?

- Почему в жаркий день, прибежав с улицы, вы первым делом выпиваете стакан воды?

Организует самостоятельную работу в тетради (задание 43, с. 30).

- Прочитайте рассказ в хрестоматии «Вода - растворитель» (с. 46). Ответьте на вопрос: «Почему ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду?».

- Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?

Благодарит председателя за активную работу и просит остальных членов клуба (по желанию) познакомить одноклассников с содержанием писем, которые полу чти из Москвы

- Все живые организмы не могут жить без воды.

- Мы пополняем потерянную влагу.

- В воде растворяются не только твердые вещества,

но некоторые жидкости (например, уксус, спирт), а также газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы, насекомые, ракообразные, моллюски. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными.

Задание 43: самостоятельно проводят опыты вместе с соседом по парте. Записывают результаты наблюдения.

- Из личного опыта нам, членам клуба, известно, что это свойство человек использует, когда готовит пищу (заваривает чай, варит компоты, супы, солит и консервирует овощи и т. д.). Когда умывается и стирает одежду. Когда рисует акварельными красками или гуашью. Когда насыщает кислородом воду в аквариуме или прорубает зимой лунки во льду в водоемах для улучшения жизни подо льдом. Когда разводит водой лекарства для инъекций (уколов).

В группах обсуждают план выступления на тему «Вода - растворитель»

учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

- Прочитать статью учебника (с. 85-87), рассказ из хрестоматии (с. 46)

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять

учебные

задачи

VII. Итог

урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- О каком свойстве воды вы узнали из опытов?

- Какие могут быть вещества?

- Назовите растворимые вещества.

- Назовите нерастворимые вещества.

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Вода - хороший растворитель.

- Растворимые и нерастворимые в воде.

- Соль, сахар, мед - растворимые вещества.

- Песок, мел, глина - нерастворимые вещества.

- Сегодня на уроке мы...

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием

infourok.ru

Мне нужны ответы на все задания Практическая работа №2,7 класс.О.И.Сечко. Вот

Ответ:

1) растворяется, не растворяется, оседает на дно

2) фильтрованием

3) оседают, отфильтрованный или оставшийся или получившийся хз)

4) твердые

5)белые кристаллы NaCl

6) растворенные вещества

globuss24.ru

Фильтрация через кварцевый песок - Справочник химика 21

    К воде для технологических целей предъявляют те же требования, что и к питьевой воде. Жесткость ее не должна превышать 7 мг-экв/л. Природную воду, не удовлетворяющую этим требованиям, подвергают исправлению фильтрации через кварцевый песок, [c.29]

    Осветление воды производят путем ее отстаивания (осаждения) в отстойниках, во время которого выпадает осадок, и фильтрации через слой фильтрующего материала (кварцевый речной песок, иногда дробленый антрацит)- [c.232]

    Процесс фильтрации состоит из четырех стадий фильтрация через кварцевый песок водо-нефтяной смеси, в результате которой удаляются взвешенные частицы, разрушаются водо-нефтяные эмульсии и укрупняются капли нефти гравитационное отделение укрупненных капель нефти отпаривание образовавшегося на верхней поверхности фильтрующего песчаного слоя кека, из которого затем выделяют неф тепродукты  [c.147]

    О прекращении адсорбции судили по величине поверхностного натяжения нефти на выходе из образца. Для того чтобы поверхностное натяжение нефти при фильтрации через кварцевый песок достигло первоначального значения, необходимо было прокачать объем ее, эквивалентный 10—12 объемам порового пространства. Если в песках имеется остаточная вода, интенсивность адсорбции из нефти активных компонентов резко снижается. [c.49]

    Выбор зернистого материала зависит от вида суспензии, подлежащей фильтрации. Для большинства кислот и растворов солей применяют тонкий кварцевый песок, так как он практически нерастворим и не реагирует с солями и кислотами. Для щелочных жидкостей применяют чаще всего дробленый мрамор или чистый известняк. Жидкости, содержащие смолы, хорошо отфильтровываются через крупно измельченный древесный уголь. В последнем случае очистка жидкости от смол обусловливается также явлениями адсорбции. [c.212]

    Институтом ВОДГЕО для очистки воды от нефти предложен метод фильтрации через кварцевый песок. При соответствующем подборе крупности и толщины слоя загрузки на опытных фильтрах был получен высокий эффект очистки воды от нефти [12]. [c.102]

    На закономерности фильтрации жидкостей и газов в пористой среде влияют не только границы раздела между нефтью, газом и водой, но и поверхностные явления, происходящие на границах твердое тело-жидкость. По результатам опытов, проведенных П.А. Ребиндером, М.М. Кусаковым, К.Е. Зинченко, при фильтрации через кварцевый песок углеводородных жидкостей с добавками полярных поверхностноактивных веществ (как индивидуальных углеводородов, так и нефтей) со временем скорость фильтрации затухает. Это можно объяснить образованием на поверхности поровых каналов адсорбционно-сольватных слоев, практически не участвующих в процессе движения и замедляющих фильтрацию, уменьшая эффективное сечение капилляров. Считается, что и в естественных условиях понижение скорости фильтрации может быть вызвано 1) химической фиксацией адсорбционных слоев поверхностно-активных компонентов нефти, например кислотного типа, на активных местах поверхности минеральных зерен 2) повышением содержания в нефти поверхностно-активных веществ за счет накопления в текущей нефти кальциевых и магниевых мыл. [c.180]

    Опыты проводились с керосиновым раствором ОП-4 концентрацией 0,05, 0,08 и 0,1%. Раствор фильтровался через кварцевый песок с проницаемостью 0,5 д. Скорость фильтрации составляла 8,32 см/ч. Опыты показали, что с уменьшением концентрации раствора уменьшается величина предельной адсорбции и увеличивается объем раствора ПАВ, необходимый для ее достижения. [c.48]

    Сказывается на величине предельной адсорбции и наличие в песке остаточной воды. Фильтрация 0,1 %-иого керосинового раствора ОП-4 со скоростью 8,32 см/ч через кварцевый песок показала, что в отличие от опыта в отсутствие остаточной воды здесь не удается достигнуть предельной адсорбции даже при фильтрации раствора в количестве, равном 50 объемам порового пространства. При наличии в песке остаточной щелочной воды адсорбция больше, чем при наличии жесткой воды. [c.48]

    Для того чтобы выявить влияние концентрации асфальто-смолистых веществ на процесс фильтрации, в нефть добавляли эквивалентные ей по вязкости углеводородные жидкости (смеси вазелинового масла с полиизобутиленом). Нефть и смеси фильтровали через кварцевый песок. Средняя проницаемость образцов песка составляла 1,65 0,03 д, пористость 30,6 0,2%- [c.51]

    Для ускорения окисления железа Сато [53] предлагает проводить аэрацию воды в присутствии активного угля, утверждая, что такой способ дает хорошие результаты даже при pH 2. Скорость окисления Fe повышается при фильтрации воды через кварцевый песок, причем ранее образовавшееся трехвалентное железо катализирует процесс. Эффективность действия песка возрастает с увеличением жесткости исходной воды [54]. [c.217]

    Более полное выделение взвесей может быть достигнуто путем дополнительной фильтрации сточных вод через кварцевый песок. Для загрузки фильтров применяется песок диаметром 1—2 мм. Высота фильтрующего слоя обычно не превышает 1,5 м скорость фильтрации — 5 м/ч. Остаточная концентрация крошки каучука в фильтрате при этом не превышает 2 мг/л. Грязеемкость фильтра — около 1,2 кг/м . [c.193]

    Наименьшие эксплоатационные и строительные затраты характерны для второй схемы — фильтрации сырых сточных вод через кварцевый песок. При определении стоимости эксплоатации по этой схеме возможно удешевление эксплоатации путем использования засмоленного песка (после брикетирования и высушивания) как низкосортного топлива. [c.69]

    Процесс фильтрации заключается в том, что сточная вода проходит (фильтруется) через пористую среду, находящуюся в специальных установках-фильтрах, при этом взвешенные осадки задерживаются на поверхности и в толще фильтрующего вещества, В качестве такого вещества чаще всего применяют кварцевый песок с зерном диаметром 0,5—2,0 мм  [c.190]

    Осветление воды фильтрованием производится путем пропуска воды через слой фильтрующего материала, задерживающего взвешенные вещества. Фильтрующим материалом является мелкий кварцевый песок. Фильтрацией достигается лучшее осветление воды, чем отстоем, по требуются большие эксплуатационные затраты на промывку фильтров и уход за ними. [c.244]

    Во Франции запатентован метод очистки сточных вът от алкилбензолсульфонатов согласно которому сточные воды после введения коагулянта АЬ (504) з в дозах 150—300 мг/л, реагентов, корректирующих pH в пределах 4,5—5, и полиэлектролитов в дозах 0,6—0,12 мг/л пропускаются через две ступени двухслойных фильтров. Верхний слой фильтра высотой 55 см образует антрацит с крупностью частиц 3,36—0,84 мм, а нижний слой высотой 20 см — кварцевый песок крупностью 0,54— 0,42 мм. Полиэлектролит вводят в два приема — перед поступлением сточных вод на каждую ступень фильтра. Завершать очистку рекомендуется фильтрацией сточных вод через активный уголь при толщине слоя 80 см. [c.76]

    Очистка осадительных ванн вискозных производств от серы и других взвешенных частиц, загрязняющих ванну в процессе формования, до последнего времени проводилась методом фильтрации через специально подготовленный кварцевый песок. Кварцевые фильтры, предназначенные для фильтрации, характеризуются низкой производительностью, высокими капитальными затратами и значительными потерями осадительной ванны при периодической их промывке. Эксплуатация фильтров, особенно в период замены кварцевого песка, связана с большими затратами ручного труда в очень сложных условиях. [c.168]

    Для дополнительной механической очистки сточных вод после отстаивания применяют фильтрацию через пористую среду (кварцевый песок, мелкий гравий). Фильтры делят на две группы медленные и скорые. Чаще применяют скорые фильтры напорного типа со скоростью фильтрации 5—20 м/ч. [c.178]

    При подборе зернистого фильтрующего материала исходят из характера подвергающегося фильтрации материала. Так, для многих солевых растворов наиболее часто применяют тонкий кварцевый песок как наиболее химически стойкий материал по отношению к солям и кислотам. Для щелочных растворов применяют дробленый мрамор или известняк. Растворы, содержащие смолу, хорошо отфильтровываются через крупно измельченный древесный уголь. Зернистые фильтрующие материалы находят также применение при фильтрации нитропродуктов. [c.271]

    Наиболее радикальным методом ускорения процесса фильтрации вискозы является фильтрация через кварцевый песок или через кера.миковые свечи. Предварительные опыты показали, что в этом случае скорость фильтрации повышается в 6— 10 раз. Разработка рациональной аппаратуры — очень важная задача в общей проблеме ускорения процесса фильтрации вискозы. [c.370]

    Лри постоянном уровне воды в смесителе скорость фильтрации через кварцевый песок интенсивно снижается в течение фильтроцикла, через дробленый керамзит — незначительно. Это объясняется большей крупностью керамзитовой загрузки опытных осветлителей и в основном большей, чем для кварца, азницей между располагаемым напором и предельными потерями напора. Изменение высотной схемы сооружения в соответствии с требованиями для керамзитовой загрузки создаст для нее равноценные с кварцевым песком условия эксплуатации. Режи.м работы керамзитового контактного осветлителя и состав его загрузки подбираются таким образом, чтобы выключение осветлителя на промывку происходило не по ухудшению качества фильтрата, а по снижению скорости фильтрации, т. е. при t-Jtк > 1. [c.70]

    В последнее время все более пгйрокое применение получает фильтрация прядильных растворов не через волокнистые материалы, а через кварц, керамику или гранулы синтетических полимеров, устойчивых к механическим воздействиям. Благодаря высокоразвитой поверхности этих материалов скорость фильтрации, осуществляемой при одинаковом давлении, резко повышается. На-пример, при фильтрации вискозы через кварцевый песок или через гранулы поливинилхлорида скорость фильтрации повышается в 10—12 раз по сравнению с фильтрацией через ткани и достигает 500—800 л/(ч-м2). [c.52]

    Численные значения е, в (18—20) определены на основе экспериментов по фильтрованпю ряда искусственных и естественных суспензий через кварцевый песок крупностью от 0,95 до 1,58 мм при скорости фильтрации от 5,0 до 10,0 м/ч. Для каждой нз исследованных суспензий были получены характерные значения показателей степени, однако в целях упрощения инженерных расчетов рекомендованы средние  [c.89]

    Сетки фильтровые, имеющие гарнитурное или саржевое переплетение, подобно переплетению тканей, иногда называют металлическими тканями. Ячейка при таком переплетении получается сложной формы и аналитическое определение toekoi th отсева становится затруднительным. Позтому тонкость отсева фильтровых сеток определялась опытным путем. Для этого промытый кварцевый песок с помощью прибора для ситового анализа, мокрым способом был разделен по гранулометрическому составу на фракции 40—66 56—75 75— 105 105—150 150 200 200—315 315—420 420- 00 мк. Эти фракции загрязнителя фильтровались с водой под давлением через испытуемые сетки. Величина навески загрязнителя выбиралась из расчета частичного загрязнения испытуемой сетки. После фильтрации испытуемая сетка доводилась до постоянного веса. Количество загрязнителя, удержанного сеткой, определялось по разности весов сетки до и после испытаний. Ввиду того, что ячейки сетки довольно однородные и фильтрация через них пред- [c.41]

    В Уфимском нефтяном институте разработана методика изготовления плоских искусственных песчаников, проницаемость которых по длине образца практически не изменяется. Исходным материалом для приготовления пористой среды, как и в работе [8], являются маршаллит и кварцевый песок, а цементируюш,им веществом — натриевое жидкое стекло с модулем 3. Эти материалы доступны, а образцы пористой среды, изготовленные из них, имеют высокую механическую прочность, химическую и структурную стойкость при фильтрации через них водных растворов. [c.20]

    На некоторых нефтеперерабатывающих заводах применяют кварцевые фильтры для очистки сточных вод, прошедших дополнительное отстаивание, и для доочистки биологически очищенной сточной воды. Исследования опытно-промышленных фильтров, проведенные в 50-х годах под руководством И. Д. Род-зиллера [40, 41], показали, что фильтрацией через песок можно добиться высокой степени очистки воды от нефти. При направлении фильтрации сверху вниз и скорости фильтрования 5 м/ч фильтр, загруженный песком крупностью 0,8—2 мм, обеспечивал снижение концентрации нефтепродуктов в воде с 200 до 45 мг/л причем в фильтрате содержались лишь следы нефтепродуктов. Необходимость регенерации фильтра была обусловлена падением свободного напора. Продолжительность межрегенерационного периода составляла 8 ч. Сравнительно быстрое увеличение потерь напора происходило вследствие того, что основное количество загрязнений откладывалось в верхней части загрузки, в слое примерно до 25—40 см. Нижние крупнозернистые слои, имеющие наибольшую емкость, при фильтровании сверху вниз практически не работали и оставались чистыми. Поэтому был сделан вывод о целесообразности применения фильтров с направлением фильтрования снизу вверх. [c.81]

    Для выяснения природы фильтрационного эффекта в кварцевом песке нами проведен ряд экспериментов до фильтрации раствора СиС через колонки, заполненные песком 1231, В одном из опытов непосредственно за потоком воды непрерывно подавался раствор СнОг концентрации 0,03н в заполненную песком резиновую трубку длияой 10 лс и диаметром 12 мм. Для заполнения трубки был использован кварцевый песок Люберецкого карьера, из которого была отсеяна фракция (0,2—0,4 мм) и перед употреблением от. ыта в кипящей соляной кислоте. Выходивший из колонки раствор анализировался аа содержание меди и хлора иодометрическим и аргенгометри-ческвм титрованием. Скорость фильтрации была порядка 20 мл в час. Результаты опыта в виде зависимости концентрации ионов Си " и С1 на выходе колонии от времени представлены на рис. 34. На этой же колонке были проведены опыты по исследованию сорбции иона меди на кварцевом песке. В колонку, предварительно заполненную водой, вводили 50 мл раствора СиС ,, концентрации [c.150]

    Воду очищают от механических и химических примесей различными способами. Взвешенные частицы удаляют путем фильтрации через дробленый гравий, кварцевый песок, антрацит и т. д. Мельчайшие органические частицы, загрязняющие поверхности теплообменников, а в паровых котлах вызывающие вспенивание котловой воды, удаляют на 50—80% при помощи коагуляторов AI2SO4 или FeS04. Химическую очистку воды для снижения ее жесткости производят, добавляя в нее специальные реагенты. При этом содержащиеся в воде ионы кальция и магния переходят в нерастворимые соединения, выпадающие в осадок. [c.321]

chem21.info

Очистка воды при помощи песка

   Еще в античные времена самый, казалось бы, обычный песок привлекал к себе внимание ученых. Одно из наиболее известных сочинений знаменитого Архимеда, жившего в 287–212 до н. э. носило название «Исчисление песчинок». Эта научная работа до сих пор вызывает интерес современных исследователей. Речь в ней идет не о размере песчинок и особенностях их поведения в естественной среде, а о вычисление числа песчинок, которого хватило бы для того, чтобы заполнить всю Вселенную. К тому же гениальный Архимед мечтал о создании такого способа записи чисел, которое дало бы возможность это невероятное количество песчинок как-то обозначить. Древнегреческому ученому пришлось значительно потрудиться, чтобы справиться с поставленной задачей. И, хотя, по нынешним меркам его решение, может быть, и неприемлемо, но для своего времени оно было актуально.    Сухой кварцевый песок – это специально высушенный и фракционированный природный материал, пригодный для применения в самых разных сферах деятельности. Его сушка осуществляется в сушильном барабане с газовой горелкой с постепенным отделением влаги и примесей в виде пыли и частичек глины.

Это вещество употребляется в качестве наполнителя при производстве разнообразных видов строительных сухих смесей. А пескоструйный песок используется для очищения металлоконструкций и фасадов зданий, а также различных поверхностей от старой краски, ржавчины и загрязнений.

   Очистка воды с помощью песчаных фильтров

  Хотя великий Архимед очень любил рисовать на песке, будучи человеком практического ума, он признавал большое утилитарное значение песка. Видимо, прославленный ученый порадовался бы, если бы узнал, что в наше время получило распространение применение кварцевого песка в качестве эффективного фильтрующего средства.

   Фракционированный сухой песок применяется для очистки питьевой воды, бассейнов и сточных вод в водоканальных системах, на предприятиях пищевой и химической промышленности, а также для загрузки в бытовые фильтры.

   Такие фильтры относят к классу песчаных. В них используется прокаленный кварцевый песок. Вожу, предназначенную для питья, нужно дезинфицировать и прогонять через специальные фильтры, в которых и останутся все посторонние примеси. Наиболее часто песчаные фильтры устанавливаются в плавательных бассейнах, где поддержание уровня чистоты воды особенно важно. При этом фильтры с песком применяются как в промышленности, так и для бытовых нужд.

   В кварце практически не содержится глины и остальных примесей, а это значит, что посторонние вещества не будут попадать в воду. В зависимости от размеров фильтра и проходящего через него объема воды применяется фракции песка от 0,4 мм до 0,8 мм. Подходит как карьерный, так и речной кварцевый песок. Благодаря повышенному проценту содержания оксида кремния, этот вид песка является предпочтительным средством для механической очистки воды. Если фильтр правильно настроен, а песок хорошего качества, то его можно и не менять, достаточно просто досыпать необходимое количество.

 

vvstroi.ru


.