Конспект проведения опыта по окружающему миру на тему «Песок и глина». Песок на фильтре песок в воде 3 класс


Окружающий мир. УМК "Планета знаний". 3-й класс. Урок "Свойства песка и глины" (в форме учебного проекта)

Разделы: Начальная школа

Форма урока: учебно-исследовательский проект.

Цели урока:

  • Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.
  • Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
  • Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики.

Этапы деятельности:

  1. Актуализация знаний.
  • Что такое горные породы? Приведите примеры.
  • Люди какой профессии занимаются изучением горных пород?
  • Геологи не только в экспедициях разведывают залежи горных пород, но и проводят исследования в лабораториях. Мы сегодня выступим в роли учёных-геологов, проведём исследования с целью изучения свойств горных пород.
  1. Определение предмета исследования.

- Какие горные породы мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав, что находится в чёрном ящике. Внимание! Чёрный ящик!

Дети отгадывают загадки.

Если встретишь на дороге- То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобиться сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

  1. Постановка проблемы исследования.

- Итак, сегодня на занятии мы будем изучать свойства песка и глины. Для чего нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?

  • Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав?
  • Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?
  • Какая связь между песком и стеклянным стаканом?

Выдвижение гипотез детьми.

- Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами выполним учебный исследовательский проект по изучению свойств песка глины. Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу. Какие из методов можем использовать?

Дети предлагают возможные варианты, составляют схему.

  1. Деление на группы. Распределение ролей.

- Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

  • 1 группа. " Наблюдатели".
  • 2 группа. " Экспериментаторы".
  • 3 группа. " Испытатели".

Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу.

  1. Практическая работа. Проведение опытов.

Каждая группа получает задание. (Приложение 1)

1 группа. " Наблюдатели".

  • Опыт 1. Рассматривают песок и глину. Определяют их цвет и состояние. Высыпают песок и глину из стакана на лист бумаги. Трут песком и глиной по стеклу. Записывают результаты наблюдений. Делают выводы.
  • Опыт 2. Рассматривают песок и глину через лупу. Отмечают, что песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые.

2 группа. "Экспериментаторы".

  • Опыт 1. В два стеклянных стакана вставляют стеклянные воронки. В воронки помещают фильтр из комочков ваты. На фильтр одной воронки кладут влажный песок, а на фильтр второй – размельчённую смоченную глину. С помощью мерных стаканов ученики отмеряют одинаковое количество воды и наливают эту воду одновременно в обе воронки. Они видят, что песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Глина дольше удерживает воду. Выводы записывают.
  • Опыт 2. Для эксперимента используются образцы сухой глины и вода. Чтобы установить, как глина впитывает воду, ученики смачивают её водой и наблюдают, что происходит: мокрое пятно на поверхности образца очень быстро исчезает. Делается вывод: глина хорошо впитывает в себя воду.
  • Опыт 3. Устанавливает свойства глины в том случае, если она обильно смочена водой. Для этого в блюдце с водой кладут небольшой кусок глины: вода вскоре исчезает с блюдца, понемногу подливая воду, глину разминают до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой. Глина стала пластичной. Выводы записывают.

3 группа. " Испытатели".

  • Задание 1. Ученики придают сырому песку и мокрой глине форму шарика. Ждут, пока немного подсохнет. Определяют, что лучше сохраняет форму: песок или глина? Делают выводы. Сырой глине можно придать форму, это мягкий материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается.
  • Задание 2. Ученики из влажной глины лепят чашку и наливают в неё воды. Проверяют, пропускает ли эта чашка воду. Делают вывод: изделия из глины не пропускают воду.
  1. Представление результатов. Формулирование выводов.

Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы, заполняют сводную таблицу.

Песок Глина
  • рыхлый
  • непрозрачный
  • сыпучий
  • хорошо пропускает воду
  • плохо сохраняет форму
  • орму
  • плотная
  • непрозрачная
  • вязкая
  • пластичная
  • плохо пропускает воду
  • можно придать любую форму
  • легко мнётся, продавливается
  • хорошо сохраняет форму
  1. Использование полученных выводов.

- Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем более точно ответить на вопросы, поставленные в начале урока, подтвердив или опровергнув наши предположения. Основываясь на ваших выводах, дайте ответ на вопросы:

  • Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?
  • Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав?
  • Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?

- О чём идёт речь?

  • Вязкая горная порода, которая очень осложняет передвижение после дождя.
  • Сыпучая, рыхлая горная порода, хорошо пропускает воду.

-Выдели свойства, общие для песка и глины.

  1. Использование песка и глины.

-Где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая свойства этих полезных ископаемых?

Задание: опираясь на таблицу и используя текст учебника, определить, где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей, делают вывод.

Глина нашла применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из неё делают разнообразную посуду, игрушки, кирпичи и другие изделия. При прокаливании глина приобретает твёрдость и прочность. Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому его используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла.

Представители от групп выходят к доске и дополняют таблицу предложенными предметными картинками, иллюстрирующими использование песка и глины в деятельности человека.

  1. Закрепление изученного.

Работа в парах. Тест "Свойства песка и глины". (Приложение 2)

  1. Итог урока. Самооценка
. (Приложение 3) Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект проведения опыта по окружающему миру на тему «Песок и глина»

Название опыта: «Песок и глина».

Оборудование: песок, глина, стакан (мерный), вода, фильтр.

Класс: 3.

Программа: Школа 2100. Учебник: А.А. Вахрушев «Окружающий мир».

Цели опыта:

  • Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.

  • Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.

  • Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Планируемые результаты:

метапредметные: в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе.

предметные: в процессе практической работы учащимися идёт выявление свойств песка и глины; формировать положительную мотивацию к обучению; развивать познавательную активность, мышление и речь детей; формировать чувство уважения к товарищу.

Техника безопасности: работать аккуратно, не мешать остальным учащимся, во время опыта по классу не бегать, если песок рассыпали или разлили воду, обратитесь к учителю.

Предварительная беседа: Определение предмета исследования.

- Что мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав загадки.

Если встретишь на дороге-

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобиться сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Постановка проблемы исследования.

- Итак, что мы будем изучать? (песок и глину) Что такое песок и глина? (горные породы). Нужны ли человеку эти горные породы? Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

Какую цель поставим на урок?

Инструкционная карта:

Наблюдение 1.

  1. Рассмотрите образцы песка и глины.

  2. Определите их цвет, прозрачность, однородность по составу.

  3. Занесите результаты в таблицу.

  4. Насыпьте в стакан песка с водой речной песок. Что с ним произошло? Занесите результаты в тетрадь.

  5. Внимательно наблюдайте за действием учителя. Что произошло с песком при прохождении сквозь фильтр? Занесите результаты в тетрадь.

  6. Опустите в стакан с водой глину. Что произошло с частицами глины? Что произошло с водой? Занесите результат в тетрадь.

  7. Что произошло с глиной при прохождении сквозь фильтр? Результаты занесите в тетрадь.

Ход опыта 1.

  1. Насыпьте в стакан с водой речного песка. Наблюдайте, что происходит с песчинками?

  2. Песчинки падают на дно стакана и лежат там, не изменяясь. Пропустите воду сквозь фильтр. Вода прошла через него, а песок остался на фильтре. Из этого опыта можно сделать вывод, что песок не растворяется в воде.

Ход опыта 2.

  1. Опустите в стакан с водой глину. Попробуйте растворить глину. Частицы ее будут плавать в воде, которая становится от них мутной. Если дать воде постоять, то частицы глины осядут на дно. При взбалтывании воды они поднимутся, а потом снова опустятся. Пропустите мутную воду через бумажный фильтр. Вода станет чистой и прозрачной, а частицы глины останутся на фильтре. Глина, как и песок, не растворяется в воде.

Результаты опыта.

  • Если частицы вещества в воде становятся невидимыми, и вместе с водой проходят через фильтр, то это вещество растворимо в воде. Если частицы плавают в воде или оседают на дно, а также задерживаются фильтром, то это вещество нерастворимо в воде.

Таблица наблюдения.

Песок

Глина

Итог опыта. Обобщение по вопросам.

-Рассмотрите наш класс. Как вы думаете, какие полезные ископаемые, изученные нами, здесь применены? (песок в цементе, глина в кирпичах, посуде, стекло из частиц песка, полы в коридоре – гранит, потолок побелен известкой).

- Чем песок отличается от глины?

- Как образуются песок и глина?

- Вам понравились наши опыты?

infourok.ru

Песок

Песок

Песок может быть природным и искусственным. Природный образовался вследствие разрушения твердых горных пород под воздействием природных факторов. Искусственный получают дроблением пород на специальном оборудовании.

Основные технические характеристики

1. Модуль крупности. В зависимости от этой характеристики песку присваивается Группа по крупности, и выбирается область применения такого песка для строительства. Сам же модуль крупности определяется довольно сложно. Ведь в любом песке имеются зерна разных размеров. Поэтому, для определения, отсеиваются фракции песка, измеряется процент их содержания в общей массе, и по специальной формуле высчитывается модуль.В таблице приведена Группа крупности песка в зависимости от модуля крупности. Зависимость группы крупности песка от модуля крупностиЗависимость группы крупности песка от модуля крупности2. Коэффициент фильтрации. Показывает скорость прохождения воды через слой песка, измеряется в метрах/сутки. Известно, что чем крупнее зерна, и чем меньше примесей, тем лучше проходит вода. Большое количество примесей глины значительно уменьшает коэффициент фильтрации и ограничивает область применения песка.

Природный песок, применяемый в строительстве, должен соответствовать ГОСТ8736-93. Согласно этому нормативу пески делятся на 2 класса по качеству. Для первого класса ГОСТом ограничивается процент содержания очень крупных и очень мелких зерен, а также содержание пылеватых, глинистых частиц и глины кусками. 2 класс имеет большие допуски.

Классы песка в соответствии с ГОСТКлассы песка в соответствии с ГОСТ

Виды песка

В строительстве применяются следующие виды песка.

1. Карьерный.Самый дешевый и самый распространенный. Его добыча ведется карьерным способом. Чаще он соответствует мелкой и очень мелкой группе крупности, а его коэффициент фильтрации находится в пределах 1,5 – 3 м/сут.

Не редко его используют в строительстве без дополнительной обработки, хоть он и содержит примеси глины, камней и пыли. Обычная область применения, - это строительство дорог, подсыпка котлованов, площадок и т.п. Просеянный (более дорогой) карьерный песок применяют для изготовления кирпичей, смесей, растворов. Но вопрос его применения зависит от качества месторождения, т.е. от процентного содержания примесей.

Песчаный карьер2. Намывной.Это самый дорогостоящий и самый качественный песок, добываемый гидромеханизированным способом. Его модуль крупности равен 2,0 – 2,5, а коэффициент фильтрации 5 – 7 м/сут., примесей не более 1%. Относится к 1 классу качества. Используется для производства цемента, смесей, бетонов, отделочных работ…

3. Речной.Добывается со дна рек или из пересохших рек, по типу карьерного. Обычно не содержит глины, поэтому цементный раствор с таким песком может давать значительную усадку (по этой причине его иногда заменяют карьерным песком). Содержание примесей – 0,3% , модуль крупности 1,6 – 2,8, а коэффициент фильтрации 5 – 7 м/сут. По сути, имеет универсальное применение. Чаще для производства смесей и бетонов.

4. Морской. Добывается со дна морей. Содержит более крупные фракции, модуль крупности в пределах 2,5 – 3,5. Коэффициент фильтрации - до 20 м /сут., практически не содержит примесей. Также универсален по применению.

Применение

Песок фотоКачество песка очень важно. Применение несоответствующего по качеству песка (вне соответствия с проектными требованиями) приводит к весьма плохим результатам строительства. Компании, продающие песок, должны предоставить:- сертификаты соответствия- протоколы сертификационных испытаний.

В документах отражается:- дата выдачи документа- название и другие сведения о компании- номера партий- количество песка в каждой партии- соответствие стандартам (ГОСТу)- класс песка- модуль крупности- процент содержания примесей.

stroy-block.com.ua

Проект "Песок и глина" страница 3

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.

Опыт 3. легкие ли песчинки и частички глины?

В банке создадим искусственный ветер. Подуем через трубочки на песок и глину. Что происходит? (песок разлетается, песчинки двигаются быстро, частички глины не сдуваются, или сдуваются с трудом)

Вывод: песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

Опыт 4.куда исчезла вода?

В стаканчике с песком нальем воды. Потрогаем песок. Каким он стал? Куда исчезла вода? (она впиталась в песок). Затем нальем воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно?(медленнее, чем в песок. Часть воды остается над глиной.)

Вывод: вода впитывается в песок быстрее, чем в глину.

Опыт 5. лепим из влажной глины и песка.

Попробуем слепить шарики, колбаски. Из чего лепится лучше? Оставить поделки до полного высыхания. Что произошло с поделками из песка? (они рассыпались). Поделки из глины сохранились, стали твердые.

Вывод: глина хорошо лепится, а песок нет. При высыхании глина становится твердой.

Опыт 6. пропускаем воду через песок, глину и камешки.

3 пластиковые бутылки с отрезанным дном: 1 – наполняем песком, 2 – камешками, 3 – глиной. Переворачиваем бутылки вверх дном. Под бутылками помещаем ёмкости, для стекания воды. В каждую бутылку налить равное количество воды. В какой из бутылок она быстрее исчезнет? Почему?

Вывод: быстрее всего вода пробегает между камешками, затем, сквозь песок. Глина воду не пускает, ее частички слиплись и вода не может пройти через них.

Опыт 7. фильтрация воды.

Через песок пропускаем « грязную» воду. Сравниваем отфильтрованную воду с «грязной». Вода стала прозрачной.

Вывод: песок – это природный фильтр, он очищает воду.

Игры, помогающие закрепить представление о свойствах песка и глины.

Дети «становятся песчинками». Как они будут вести себя при этом? Подул ветер – что случилось с песчинками?

Дети изображают частички глины. Как они при этом будут стоять? Налетел ветер – что происходит с кусочками глины?

Эксперименты:

Песчаные бури: в банку с песком падаем сильный поток воздуха (насос для мячей). Что происходит?

Норка для мышки: если бы вы были мышками, из чего бы сделали себе норку? Почему? (лепка в песочнице).

Следы на песке. Где остаются четкие следы: на сухом песке или на влажном? Почему?

Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?

3 день. Беседа «где используют песок и глину».

Цель. Познакомить как человек изготавливает из глины и песка, используя их свойства, предметы обихода, игрушки, строительные материалы.

В ходе беседы , обмена мнениями, дети узнали что из глины можно слепить кувшины, крынки, вазы, игрушки, предметы украшения и декора, т.к глина хорошо лепится и не рассыпается при высыхании. Если глина не пропускает воду, то глиняные изделия нужно наливать и хранить воду.

Рассказ воспитателя о посуде древних людей, об использовании песка и глины при строительстве домов, об изготовлении стекла из кварцевого песка с добавлением золы или пищевой соды.

infourok.ru

Урок познания мира в 3 классе на тему: "Песок. Глина"

Тема урока: «Песок. Глина.»

Цель урока: Расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека;

Задачи:

1.Познакомить учащихся со способом запоминания материала через проведения опытов, составление таблицы;

2.​ Развивать умение работать с коллекцией полезных ископаемых, с лабораторным оборудованием, умение сравнивать, делать выводы;

3.Воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу, интерес к предмету, умение работать в группе;

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация знаний

- Наш урок мы проведем под девизом: «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней!» Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашей страны, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.

-Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые? Как вы понимаете слова «полезные ископаемые»?

Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

- На какие группы мы разделили полезные ископаемые?

- Чем отличаются рудные от нерудных полезных ископаемых?

- Какие относятся к горючим полезным ископаемым? Почему?

- Какие способы добычи полезных ископаемых вы знаете? Как различить?

На прошлом уроке мы с вами познакомились с гранитом и известняком. К каким полезным ископаемым они относятся? Почему?

- Что вы знаете о граните? Где используют гранит?

- Что вы знаете об известняке? Как его используют?

III. Объяснение нового материала

-Сегодня мы продолжим знакомство с полезными ископаемыми, каждый из вас сегодня будет исследователем, поближе познакомиться с полезными ископаемыми.

А вот с какими - для этого нужно отгадать загадки.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (глина)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о песке и глине.

- А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Всё у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться.

И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и вот что он там прочитал: «солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину". И тогда он решил со всеми жителями острова написать, тайно от правителя, письмо к деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на их остров. Когда они получили это послание, то немедленно отправились в путь и

в скором времени прибыли на их остров. После их дружной и долгой работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.

- Итак, о каких полезных ископаемых говорится в сказке?

- Что происходит с гранитом под действием солнца, ветра и мороза?

- Объясните, как произошло разрушение горной породы?

IV. Практическая работа.

- Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. У всех на парте имеются предметы, нужные нам для работы.

а)- Для выполнения первого опыта возьмите песок. Рассмотрите его

- Какого цвета песок? Желтый, иногда серый, белый, бурый.

- Какое строение имеет песок? Из отдельных крупинок разной величины, меньше 1 мм, не скрепленных между собой.

- Опустите немного песка в стакан с водой. Что можно сказать о песке, по отношению к воде? Тяжелее воды, тонет

- И последнее, что нам осталось это установить водонепроницаемость песка.

Для опыта понадобятся два стакана (1 пустой, 1 с водой), воронка, фильтр, бумага. В воронки вложена фильтровальная бумага, а сверху в воронку положите песок,

Налейте воду до краев воронок.

- Что можно сказать о водонепроницаемости песка? Хорошо пропускает воду

- Связана ли способность, пропускать воду с его строением?

- Кто повторит все установленные в ходе опытов, свойства песка?

- Где используют песок? Строительство, изготовление стекла

Во время проведения опытов в тетрадях проводится запись в таблицу.

б) Для выполнения второго опыта возьмите глину. Рассмотрите её

- Какого цвета глина? Коричневая, красноватая, серая, чисто белая, голубоватая.

- Какое строение имеет глина? Из мелких частичек (похожих на чешуйки) сильно скрепленных между собой.

- Опустите немного глины в стакан с водой. Что можно сказать о глине, по отношению к воде? Тяжелее воды, тонет

- И последнее, что нам осталось это установить водонепроницаемость глины.

Для опыта понадобятся два стакана (1 пустой, 1 с водой), воронка, фильтр, бумага. В воронки вложена фильтровальная бумага, а сверху в воронку положите глину,

Налейте воду до краев воронок.

- Что можно сказать о водонепроницаемости глины? Плохо пропускает воду

- Связана ли способность, пропускать воду с её строением?

- Кто повторит все установленные в ходе опытов, свойства глины?

-Где используют глину? Из неё делают кирпичи, плитку, посуду, игрушки, статуэтки

Во время проведения опытов в тетрадях проводится запись в таблицу.

V. Продолжение работы по теме урока

Интересные факты о песке и глине

2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.

1. Как песок превращают в стекло?

Песок превращается в стекло только в расплавленном состоянии, а это происходит при температуре около 1700 градусов! Даже сталь проще поддается плавке. Люди научились делать изделия из стекла уже очень давно. В Древнем Египте были в моде стеклянные колечки, бусины и прочие украшения. А вот технология приготовления листового стекла (которое вставляют в окна) стала известной только во второй половине семнадцатого века. Первые стекла не отличались гладкостью, да и были они совсем небольшие - размером с книгу.

2. Загадки зыбучих песков

Не только туристов – экстремалов, но и многих ученых давно интересуют зыбучие пески, о которых существует множество преданий, мифов и легенд. Чтобы вытащить ногу из зыбучего песка, требуется приложить усилие. Человеку, который попал в песчаную ловушку, нельзя совершать резких движений. Нужно лечь на спину, широко раскинуть руки и постараться плавно освободить ноги из зыбучего болота. Зыбучие пески способны поглотить не только человека, но даже и целый

3. Поющие пески

С поющими песками связано немало легенд. В древних преданиях издаваемые песком звуки трактуются то как звон колоколов засыпанных городов, то как голос сирен, пытающихся заманить путника в глубь пустыни. В прежние века этот феномен природы страшил людей не менее чем зыбучие пески, способные поглотить свою жертву. 

Между прочим, «поющие» пески способны изменять инфразвук, отрицательно воздействующий на психику человека. Под влиянием инфразвука человека охватывает беспричинная паника. Ученые полагают, что способность песка издавать звуки вызвана электризацией отдельных песчинок. «Петь» может только сухой песок.

4. На самом деле глина таит в себе массу полезных свойств: ее используют в строительстве, косметологии, медицине. Оказывается, глину можно употреблять и в пищу! Именно глину продавали на рынках в Самаре во времена голода 20-х годов. В ней содержались полезные вещества. Кстати, современные народности на Дальнем Востоке до сих пор с удовольствием едят белую глину и запивают ее оленьим молоком.

Глина обладает отличными свойствами впитывать запахи и различные вещества. Именно поэтому жители Индии в период цветения растений и цветов выкладывают глиняные диски на землю для впитывания запахов и называют их земляными духами.

VI. Рефлексия

- Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?

VII. Итог урока

- Что нового узнали о песке и глине?

- Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?

VIII. Домашнее задание

С.68-71 прочитать, вопросы, заполнить таблицу -соль

kopilkaurokov.ru

Определение коэффициента фильтрации песка | Суровые будни начальника лаборатории

0,01

0,02

0,03

0,04

0,05

0,06

0,07

0,08

0,09

0,10

0,11

0,12

0,13

0,14

0,15

0,16

0,17

0,18

0,19

0,20

0,010

0,020

0,030

0,040

0,051

0,062

0,073

0,083

0,094

0,105

0,117

0,128

0,139

0,151

0,163

0,174

0,186

0,196

0,210

0,223

0,21

0,22

0,23

0,24

0,25

0,26

0,27

0,28

0,29

0,30

0,31

0,32

0,33

0,34

0,35

0,36

0,37

0,38

0,39

0,40

0,236

0,248

0,261

0,274

0,288

0,301

0,315

0,329

0,346

0,357

0,371

0,385

0,400

0,416

0,431

0,446

0,462

0,478

0,494

0,510

0,41

0,42

0,43

0,44

0,45

0,46

0,47

0,48

0,49

0,50

0,51

0,52

0,53

0,54

0,55

0,56

0,57

0,58

0,59

0,60

0,527

0,545

0,562

0,580

0,598

0,616

0,635

0,54

0,673

0,693

0,713

0,734

0,755

0,777

0,799

0,821

0,844

0,863

0,892

0,916

0,61

0,62

0,63

0,64

0,65

0,66

0,67

0,68

0,69

0,70

0,71

0,72

0,73

0,74

0,75

0,76

0,77

0,78

0,79

0,80

0,941

0,957

0,994

1,022

1,050

1,079

1,109

1,139

1,172

1,204

1,238

1,273

1,309

1,347

1,386

1,427

1,470

1,514

1,561

1,609

0,81

0,82

0,83

0,84

0,85

0,86

0,87

0,88

0,89

0,90

0,91

0,92

0,93

0,94

0,95

0,96

0,97

0,98

0,99

1,661

1,715

1,771

1,838

1,897

1,966

2,040

2,120

2,207

2,303

2,408

2,526

2,659

2,813

2,996

3,219

3,507

3,912

4,605

xn--90afcnmwva.xn--p1ai

Изучаем свойства песка

За окошком поздняя осень и любимые игры в песочнице приходится прекратить.

Но если набрать немного песка и принести его домой можно превратиться в исследователей и узнать много интересного о таком привычном песке из вашего двора.

Вам понадобится: песок сухой в миске, 2 стакана одноразовых, лупа, мелкая тарелка, сито, стакан воды, пластиковая бутылка, губка.

Приготовьте на столе все материалы и накройте большой салфеткой.

Расскажите малышу, что песок – это кусочки породы. Он получается, когда распадается камень, под воздействием воды, природных условий, ледников. Самые большие залежи песка – это пустыни и морские берега, где обычно расположены пляжи (лучше показать картинки). Если почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Это одна из причин, почему в пустыне и на пляже мало растений. Песок может быть разноцветным: коричневым, желтым, белым и даже чёрным.

Вывод: песок создан природой.

Опыт 1.

Предложите малышу высыпать немного песка на тарелку  и рассмотреть сквозь «волшебное стеклышко» (лупу). Обратите внимание, из чего он состоит: найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются (из песчинок, они маленькие и круглые).

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Уточните,  что песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

- Какого они цвета? (темные и светлые)

- Рассмотрите их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие)

Вывод: песчинки могут быть разного размера и цвета.

Опыт 2.

Проверьте с малышом, действительно есть крупные и мелкие кристаллы песка? (работа с ситом)

Предложите малышу просеять песок через сито.

Обратите внимание, если через сито просеиваем песок, он сыпется из сита в ёмкость и наоборот.

Уточните, что если  песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

Опыт 3.

Предложите малышу понюхать песок.

- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

Возьмите 2 стаканчика  и насыпьте в них песок.

-Давайте представим, что прошёл дождик и в одну из баночек он попал. (Намочите водой песок в одном из стаканчиков).

- Каким стал песок? (влажным, мокрым)

Понюхайте мокрый песок и обратите внимание на специфический запах.

Вывод: мокрый песок имеет специфический запах.

Опыт 4.

Спросите малыша,  куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)

Попросите ребенка взять  в одну руку стакан с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сырой, так как  среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – вода).

Замечательно, если под рукой окажется  иллюстрация о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий.

Вывод: сырой песок тяжелее мокрого.

 Опыт 5.

Предложите малышу взять палочку и поставить ее в стакан с сухим песком. Обратите внимание, как легко палочка вошла в песок. Тоже самое проделайте с мокрым песком - палочка проходит затруднительно. Что случилось с песчинками?

Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку и рассмотрите в лупу - песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.

Попросите ребенка  пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость: ничего не получится

Вывод: мокрый песок не сыпется, из него можно  лепить.

Слепите с ребенком  «пироги».

Опыт 6.

Проверьте, как песок пропускает воду.

Возьмите пластиковую бутылку с отрезанным дном, переверните её, вложите в горлышко кусочек губки (поролона), насыпьте песок. Под бутылку разместите ёмкость для сбора жидкости. Налейте  в бутылку воду.

- Что произошло? (вода выходит, а остается только мокрый песок)

Покажите ребенку иллюстрации колючек и кактусов в песках (они имеют длинные корни, т.к. влага проходит сквозь песок).

Вывод: песок пропускает воду.

Опыт 7.

Расскажите, что  песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропускает воду, он задерживает предметы и вещества – так моря научились процеживать грязную воду через чистый песок и получается чистая вода, но не питьевая.

Предложите малышу это проверить.

Возьмите бутылку, дно отрежьте – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполните песком. Емкость с грязной водой (примесь с глиной) лучше приготовить заранее. Налейте часть воды в бутылку с песком, и ждите пока, она не просочится в песок.

Сравните!

Вода прошла через фильтр. Сравните отфильтрованную воду с грязной.

Как изменилась вода? (стала прозрачной)

Вывод: песок – это природный фильтр, он пропускает воду.

Вот сколько всего удивительного можно узнать о песке из песочницы!

Совершайте открытия вместе со своим малышом!

 

dar-baby.ru


.