3 помощника фотографа — UV, поляризационный и нейтрально серый светофильтры.. Фильтр ультрафиолетовый


что это такое и зачем нужен

data-ad-client="ca-pub-2001113425232777"data-ad-slot="3901248421"data-ad-format="link">

Приветствую вас, уважаемые читатели! С вами на связи, Тимур Мустаев. Многие фотолюбители рано или поздно задумываются о расширении собственной коллекции аксессуаров и дополнений для фотоаппарата. Одним из пунктов в списке важных приобретений являются фильтры для оптики.

Безусловно, в век цифровых технологий обработка фотографий творит чудеса, и использование большинства фильтров стало нецелесообразно.

Тем не менее, существует несколько видов, которые придутся кстати в любом жанре фотосъемки.

Сегодняшнюю статью предлагаю посвятить одному из них — UV фильтру, который должен быть в арсенале каждого уважающего себя фотографа.

В одной из предыдущих статей, я уже рассказывал про возможности поляризационного фильтра.

Назначение

Ультрафиолетовый фильтр для объектива предназначается в основном для защиты передней линзы от пыли, влаги и случайных повреждений, которые зачастую случаются в результате падения или столкновение с каким-нибудь твердым предметом.

Главным заявленным отличием данного аксессуара от других является предотвращение попадания прямых солнечных лучей на матрицу зеркального фотоаппарата, которая более чувствительна к восприятию ультрафиолета, нежели человеческий глаз.

UV-фильтр используется во время пейзажной съемки на дальних и ближних дистанциях, что позволяет избежать образования дымки, которая очень заметна при фотосессии в горной местности или на открытых участках, где в солнечную погоду переизбыток ультрафиолетовых лучей.

Качественный фильтр никак не влияет на контрастность, поэтому снимать с объектива его вовсе не обязательно.

uv фильтр для объектива

uv фильтр для объектива

Какой марки uv фильтр приобрести?

Установив фильтр на оптику, помните, с этого самого момента он становиться частью вашего фотоустройства. Чтобы в дальнейшем не возникало проблем ограничения возможностей техники, не гонитесь за дешевизной, выбирайте тех производителей, которые зарекомендовали себя на рынке фототоваров.

Вот несколько из них: Hoya, Marumi, Kenko, Tiffen, B+W.

При выборе следует учитывать материал всех его составляющих.

Рекомендую остановиться с оправой из алюминия или латуни. Металл довольно износостойкий и при падении скорее пострадает фильтр, нежели объектив.

Что касается самой линзы, она должна быть выполнена из высококачественного стекла и покрыта защитным слоем.

Дешевые аналоги делаются из пластика и по истечении некоторого времени начинают разрушаться, а защитный слой расслаиваться и слезать, что в конечном итоге никак не украшает фото.

пример использования улььтрафиолетового фильтра

пример использования улььтрафиолетового фильтра

Для того чтобы выбрать правильный фильтр для вашей оптики достаточно знать диаметр резьбы, который указан на объективе или внутренней стороне защитной крышечки.

Кстати, от диаметра зависит стоимость фильтра, чем он больше, тем выше цена.

Как при помощи Adobe Photoshop заменить ультрафиолетовый фильтр?

Как вы понимаете, от механических повреждений и царапин Photoshop не избавит, но с итоговым влиянием ультрафиолета на фото справиться.

Итак, убрать нежелательные явления можно следующим образом:

  • Повысив при помощи ползунков общий контраст фото (Изображение > Коррекция > Яркость/Контраст).
  • Ослабив насыщенность голубого оттенка смещением ползунка (Изображение > Коррекция > Цветовой тон/насыщенность > Голубой).

В заключении хочу открыть простую истину, фильтр, как и бленда – неотъемлемая часть процесса фотосъемки, однако успех фотографа зависит не от наличия данных аксессуаров, а от умения пользоваться ими.

У вас есть зеркальный фотоаппарат? Если да, то на сколько хорошо вы в нем разбираетесь? Возникают ли у вас недопонимание в использовании? Если это так, предлагаю ознакомиться с видео курсом «Цифровая зеркалка для новичка 2.0». Благодаря этому курсу вы научитесь лучше разбираться со своим зеркальным фотоаппаратом. У вас отпадут многие вопросы и у вас просто начнутся получаться красивые фотографии.

Подписывайтесь на обновления блога, а также делитесь прямой ссылкой на статью с друзьями и близкими. Удачных съемок!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

data-ad-client="ca-pub-2001113425232777"data-ad-slot="3901248421"data-ad-format="link">

fotorika.ru

Почему вам не нужен ультрафиолетовый фильтр.

Сейчас уже сложно установить, когда именно родилось такое изобретение как УФ-фильтр, но немедленно после его появления статьи в специальной литературе и людская молва тут же наградили это устройство массой полезных качеств. Вот только в процессе описания его многочисленных достоинств знатоки как-то упустили один немаловажный факт, заключавшийся в том, что собственно оптического результата, который даёт этот фильтр, никто никогда и в глаза не видел.Но для чего-то же он существует? Озадачимся целью выяснить, и погуглим, что о нём пишут. Оказывается, что пишут много и очень затейливо.

Вот например сайт fotorox.ru расписывая невероятные достоинства этой приблуды, доходит до откровенного маразма:

"УФ фильтр защищает матрицу фотоаппарата от ультрафиолетовых волн, помогает бороться с бликами солнца на фотографиях, повышает контраст и резкость изображения. Ультрафиолетовый фильтр улучшает качество фотографий при открытой съемке в солнечный день"

Не совсем понял, зачем нужно "защищать матрицу от ультрафиолетовых волн". Вы хоть раз слышали, чтобы матрица пострадала от этих злобных волн? Я тоже нет.Потом что это за "блики солнца"? В смысле отражения солнца от блестящих поверхностей? То есть этот фильтр их убирает? Ещё смешнее.

А ещё он "повышает контраст и резкость". Тут я вообще валяюсь, ни одно дополнительное стекло, надетое на объектив, не в состоянии улучшить контраст и резкость изображения. Ни одно! Вот ухудшить, по причине своего низкого качества — вполне, а улучшить — никогда! Это аксиома.

Следующий пассаж "улучшает качество фотографий при открытой съемке в солнечный день" размытостью своего смысла может поспорить только с идиотичностью термина "открытая съёмка". Пёс его знает, что они имели в виду?

Причём, в расчёте на совсем уж недалёкого читателя данный текст  проиллюстрирован картинкой, на которой серый автомобиль после применения фильтра почему-то внезапно становится синим, а на небе происходит такое выделение облаков, какое не всегда можно получить и от поляризационного!

Собственно, с этим сайтом всё понятно, перейдём на сайт foto39.ru, здесь реклама настоятельно убеждает нас в полезности такой покупки:

"Свои защитные ультрафиолетовые свойства фильтр охотно демонстрирует в горах и на морском берегу, где без защиты от вредоносного воздействия солнца, картинка не будет резкой. А при съёмке на плёнку запросто может появиться легкая лиловая дымка и нежелательные синие цвета".

Опять нам обещают повышение резкости и плюсом отсутствие при съёмке на плёнку "нежелательных синих цветов". Остаётся непонятным, что в таком случае происходит с "желательными" синими цветами? Ещё доставляет "вредоносное воздействие солнца".

Попробуем официальный сайт производителя, может хотя бы изготовители выскажутся о достоинствах своей продукции более определённо? Зайдём на marumi-filter.ru, узнаем чем по мнению тамошних специалистов, может повредить ультрафиолет:

"Если что-то красноватое становится черноватым – это тоже признак действия ультрафиолета".

Это я даже комментировать не буду.

Попробуем более именитого производителя, и заглянем на hoyafilter.com. По мнению специалистов Hoya ультрафиолетовый фильтр:

"Блокирует ультрафиолетовые лучи, из-за которых при уличной съемке на изображении присутствует эффект дымки. Изображения становятся более четкими, с детализацией в темных и светлых участках.

Оказывается, этот фильтр ещё и повышает детализацию в тёмных и светлых участках! Вот оно, счастье! К чёрту этот поганый Фотошоп с его Shadows/Highlights! Стоит прикрутить УФ-фильтр, как проработка светов и теней станет идеальной!

"Защищает переднюю линзу объектива от влаги, отпечатков пальцев, пыли, царапин и от выгорания. Имеет 16 слоев просветления"

Защита передней линзы от выгорания? Проверьте, не выгорели ли у ваших объективов передние линзы? Не испепелило ли их зловредное солнце?

Ну и немного ниже на той же страничке, как контрольный в голову:

"Мощное мультипросветление фильтра Hoya HD UV устраняет нежелательные отражения, например, от воды и стекла, предотвращает появление бликов."

Так значит, ультрафиолетовый фильтр теперь ещё и выполняет функции поляризационного? Очень мило. А пацаны-то и не знают!И разумеется, действие этого чудотворного фильтра продемонстрировано фотографией, увидев которую, так и хочется сорваться с места, и побежать в магазин.

На этом я думаю пора закачивать, и можно кратко резюмировать прочитанное.

Каждый кто пишет об ультрафиолетовых фильтрах, отпускает свою фантазию с свободный полёт, и не стесняется наделять описываемый продукт теми свойствами, которыми он никогда не обладал, совершенно спокойно иллюстрируя свои слова явно фиктивными фотографиями.

*************Выводы.***********

Так зачем же нужен этот столь активно продвигаемый продавцами и производителями фильтр? Да в общем-то оказывается, что ни для чего. Ну разве что для того, чтобы заработать на фотографах ещё немного денег.

Множество раз снимая в условиях, в которых применение этого фильтра настоятельно рекомендовано, я ни разу не замечал никакого вреда, причиняемого ультрафиолетом. Более того, имея такой фильтр, купленный по случаю вместе с объективом, я не раз пытался сделать пару тестовых кадров с фильтром и без, чтобы увидеть, что же он даёт. Во всех случаях эффект был один: совершенно нулевой. Никакой разницы между фотографиями, сделанными с фильтром, и без него, обнаружить не удалось.Разве что при детальном сравнении на больших увеличениях обнаруживалось незначительное, но вполне отчётливое падение резкости. (И где же обещанное увеличение чёткости картинки?)

Так что же, получается что ультрафиолетовый фильтр совсем бесполезен, и не нужен никому и никогда? Не буду столь категоричен, дело в том, что давным-давно в одной из книг "чёрной серии" издательства "Мир", я помнится прочёл об ультрафиолетовом фильтре следующее (цитирую по памяти):

"Иногда, при съёмке в условиях высокогорья, когда используется очень длиннофокусный и весьма светосильный объектив, по причине того, что лучи УФ-спектра имеют длину волны, не совпадающую с длиной волны видимого света, и фокусируются в несколько другой плоскости, чем видимый свет, в некоторых случаях на удалённых объектах возможно (!) появление ложных контуров".

Так что когда вы в следующее восхождение на Эверест соберётесь взять свой Canon EF 400mm f/2.8, то не забудьте пожалуйста прихватить ультрафиолетовый фильтр, может пригодиться. Во всех остальных случаях, применение этой стекляшки в лучшем случае будет бесполезно.

P.S. Можно конечно же использовать УФ в качестве защитного, но разговор о фильтрах "Protect" будет чуть позже.

strravaganza.livejournal.com

3 помощника фотографа - UV, поляризационный и нейтрально серый светофильтры..

Сегодня речь пойдет о светофильтрах. Это маленькие помощники фотографа, которые цепляются на объектив.  Конечно, в наш цифровой век пост обработка творит чудеса, но в некоторых случаях фильтры будут незаменимыми помощниками. До прихода цифры, было великое множество разных фильтров, они помогали делать то, что сейчас делают программы и сейчас необходимость в большей части  фильтров отпала. Но тем не менее, есть 3 распространенных фильтра, которые до сих пор актуальны:

  • Защитный фильтр — UV или ультрафиолетовый фильтр  
  • Поляризационный фильтр
  • Нейтрально серый фильтр

Рассмотрим эти три типа чуть более подробно. Для того чтобы понять что есть что и зачем.

 

Защитные фильтры — UV и компания.

Вообще с этой категорией есть путаница.  Технически в этой группе можно выделить 4 разных фильтра. Нейтральный бесцветный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтры SkyLight и фильтр против дымки Haze.  Цель этой группы фильтров одна — защита объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света (матрицы и пленка гораздо более чувствительны  к нему чем наш глаз) и от «дымки» при съемке на больших расстояниях. Наиболее распространенные это UV и Skylight.

 

 

Skylight стоит обычно дороже, и продавцы любят его преподносить как «лучший», но на самом деле,  его розоватое стекло, было призвано добавлять «теплоты» в кадр сделанный на пленку. В цифре этот эффект практически сводится к нулю наличием такой вещи как баланс белого, поэтому смысл переплачивать за Skylight для цифрового фотоаппарата я лично не вижу.

Чтобы не писали производители и не говорили продавцы в магазинах, основное назначение защитных фильтров — сугубо механическая защита объектива. UV фильтр позволяет

  •   Защитить объектив от пыли и песка
  •   Защитить переднюю линзу от царапин, отпечатков пальцев, ударов и т.п.
  •   Защитить «бровку» на конце объектива (для накручивания фильтров) от загиба при случайном ударе по объективу
  •   Защитить переднюю линзу от атмосферных осадков, брызг соленой воды на море и т.п.

Защитные фильтры наиболее недорогие, и можно купить фильтр на каждый объектив, но не стоит забывать о том, что любой фильтр это препятствие на пути света. Поэтому не стоит гоняться за дешевизной и стоит купить защитный фильтр хорошего производителя, изготовленный из качественного стекла с большим светопропусканием. Кстати по той же причине, при использовании например поляризационного фильтра, защитный лучше сразу снять, а не устраивать пирамиду из фильтров на конце объектива. 

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа. Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических. В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.

 

 

Если вы снимаете воду, поляризационный фильтр даст вам возможность убрать паразитные отражения с поверхности, сделав воду более прозрачной, если вы снимаете например озеро, стоя на берегу.

Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов, в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.

Кроме всего перечисленного,поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удаление отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».

Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром

 

Ниже — ставший классикой пример использования полярика, сделанный компанией Hoya еще в прошлом веке.

Поляризационные фильтры бывают циркулярными и линейными. Разницу между ними расписывать нет смысла, так как для цифровой камеры с автофокусом и прочими функциями производители однозначно рекомендуют циркулярный. Циркулярный фильтр представляет из себя систему из двух оправок одна из которых (со стеклом), свободно вращается относительно второй. Вращая оправку со стеклом  вы и добиваетесь нужного эффекта.

Неприятный момент заключается в том, что хороший поляризационный фильтр совсем не дешев. А учитывая то, что диаметр объективов обычно различается (и диаметр подходящего фильтра соответственно тоже), соответственно вам или потребуется отдельный фильтр на каждый объектив или куча переходных колец.  Самый простой выход из этого — понять какой объектив вы используете чаще всего в тех ситуациях, в которых вам пригодиться полярик и купить фильтр именно для него.

 

 

Кроме того, на рынке сейчас появились недорогие китайские NoName фильтры, которые покупать не стоит вообще. Я бы вообще не советовал смотреть на фильтры дешевле 1500р (~50$) — рискуете просто выкинуть деньги.

Несколько советов по использованию поляризационного фильтра:

  • Не стоит использовать поляризационный фильтр на сверх широкоугольных объективах, так как будет трудно получить равномерную поляризацию. Предел лежит в фокусном расстоянии примерно 28мм. По этой же причине его лучше не использовать при съемке заготовок под панорамы.
  • Наибольший эффект может быть достигнут, когда источник освещения находится под 90градусов относительно линии фотограф-предмет съемки. Если солнце впереди или сзади, эффект будет минимален.
  • При рассеяном освещении поляризационный фильтр будет бесполезен. Например при съемке пейзажа пасмурным днем
  • Если вы накручиваете поляризационный фильтр поверх другого, можете получить значительное виньетирование и еще больше уменьшить светопропускание
  • Не фотографируйте через стекло или другую прозрачную поверхность, так как можете получить непредсказуемые эффекты, как на снимке ниже.

Нейтрально серый фильтр.

Нейтрально серый фильтр, он же Neutral Density или просто ND фильтр может быть как простой, так и градиентный. Задача этого фильтра, помочь фотографу сделать нужную экспозицию.   Иногда бывает нужно максимально снизить количество света попадающего на матрицу через объектив.

С одной стороны, это можно сделать «зажав» диафрагму. Но таким образом не всегда удается добиться нужного, да и руки связаны зажатой диафрагмой.  Применение нейтрально серого фильтра развязывает руки. Мы можем снизить количество света на нужную величину и при этом спокойно выбирать любую диафрагму.

 

 

Зачем же нужно уменьшать количество света? Самый показательный пример — эффект «мистической воды». Наверняка вы видели снимки, где вода в море или например водопад, похож на «молочную реку» а не на застывшие в полете капли. Такой эффект можно получить при большой выдержке. А как вы снимите на выдержке например в секунду или две ярким днем?  Вот тут то и приходит на помошь ND фильтр.

 

 

Ставим нужный фильтр и получаем возможность «снимать днем как ночью».

Кроме того мы получаем возможность

  •  использовать широкие диафрагмы при ярком свете
  •  добавить блюра на движущиеся объекты, «размывая» их
  •  получить малую глубину резкости при очень ярком освещении.

  Градиентный фильтр это разновидность ND фильтра, только затемнение идет градиентом, то есть по возрастающей (или убывающей :)). Когда это бывает полезным? Ну например при съемке сцены с очень большим световым контрастом, чтобы не получить «выбитое небо».

 

 

Темная часть градиента располагается на небе, светлая на земле. В итоге небо получаем «не засвеченным» так как света на матрицу в этом месте попадает гораздо меньше.  Правда градиентный фильтр имеет один недостаток. Он идеально поможет только в том случае, если мы имеем более менее четкую и ровную границу разделения  по освещенности.

Как подобрать нужный по силе нейтрально серый фильтр? Нейтрально серые фильтры характеризуются опять же стопами, наиболее популярные — фильтры на 1,2 и 3 стопа.  Хотя есть и на 10, дело только за вами и вашим кошельком.

Ну а если словa стоп и экспозиция не являются для вас тайной, то при подборе нужного фильтра возможно вам пригодиться следующая табличка.  

 

 

Какие фильтры хорошие?

Есть еще один немаловажный вопрос — фильтр какого производителя выбрать?Ответ на него неоднозначен, но выбирать нужно обязательно хорошего производителя. Особенно это касается поляризационного фильтра.В первую очередь стоит обратить внимание на следующие марки из того что есть на нашем рынке

  • Hoya
  • Marumi
  • Kenko
  • B+W
  • Tiffen

Главное — не гонитесь за дешевизной. Помните о том, что она непременно скажется на качестве ваших снимков. Моими первыми фильтрами был набор из UV, Поляризационного и еще какого то фильтра, произведенный непонятной конторой made in chinа, за 800р.  В итоге все три фильтра очень быстро легли на полку, потому что вреда от них было больше чем пользы.

 

Ну и в заключении, если вы хотите получить более акадамические знания по фильтрам, почитайте статью Хулиганствующего Элемента

lightroom.ru

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

Последнее время как-то много вопросов про фильтры, так что постараюсь объединить всю информацию в одной статье.

к содержанию ↑

к содержанию ↑

UV-фильтр

 — отфильтровывает ультрафиолетовые лучи, тем самым повышая резкость и контраст фото.

к содержанию ↑

Skylight-фильтр

 — отфильтровывает ультрафиолетовые лучи и поглощает избыток голубого спектра, тем самым нормализуя цветовой баланс при дневном осещении.

к содержанию ↑

Clear-фильтр

 — просто защищает линзу, не влияет на снимок. Также у разных производителей может называться защитным или P-фильтром.

к содержанию ↑

Надеюсь все понимают, что улучшать фото они в принципе не могут. Это еще одна поверхность воздух-стекло, которые так сильно влияют на качество оптики.До изобретения просветления такие переходы воздух-стекло просто «убивали» картинку. Мало того, что каждый такой переход снижал количество проходящего света на 4-8%, так еще и неидеальность линз добавляла аберрации, а непрошедший через линзу свет переотражался и снижал контраст.

После изобретения просветления, а затем и мультипросветления ситуация в корне изменилась. Стали возможны объективы с огромным количеством линз и переходов воздух-стекло.

Современные объективы теряют примерно ½-1% света при прохождении его через такую границу.

Соответственно нас в первую очередь будет волновать, чтобы защитный или UV-фильтр имел мультипросветление. И имел его с обеих сторон стеклянной поверхности.

Например, у Hoya, известного производителя фильтров есть три градации фильтров.

Standard, Hoya Multi-Coated (HMC), Super Hoya Multi-Coated (Super HMC).

Standard — имеет однослойное просветление с обеих сторон. А это уже ведёт к большей потери света на переднем элементе, нежели, скажем, на передней мультипросветленной линзе объектива.

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

однослойное просветление фильтров

Но это всё равно лучше, чем фильтры малоизвестных производителей, которые вообще по сути являются обычным стеклом и соответственно ведут себя как стекло.

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

стеклянные фильтры без просветления

Одевать такой фильтр на свой объектив значит безвозвратно портить картинку, потому как современные объективы все имеют мультипросветление всех линз.

Hoya Multi-Coated (HMC)

к содержанию ↑

97% света проходит

Данные фильтры имеют мультипросветление с обеих сторон. В тоже время фильтры некоторых производителей, которые заявляют о мультипросветлении имеют мультипросветление только с одной стороны. Кто-то добавляет просветление методом напыления и такое покрытие быстро снашивается. Правильный метод — приклеивание слоёв мультипросветления к стеклу.

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

фильтры с мультипросветлением

Super Hoya Multi-Coated (Super HMC)

к содержанию ↑

99.7% света проходит

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

в 1996-ом году Hoya выпустила на рынок Super HMC фильтры, которые включают в себя: Skylight, 1B, UV (0), ND 2X, ND4X и ультра-тонкий круговой поляризатор (CPL), который имеет аж 7 слоёв просветления с задней стороны. Такие фильтры имеют по 6 слоёв просветления с каждой стороны. Собственно 1 слой это обычный, для того, чтобы можно было безбоязненно чистить, а остальные 5 слоёв — просветляющие, предотвращающие рассеяние света при попадании на линзу. На таких фильтрах теряется в среднем лишь 0.3% (!) от всего попавшего на поверхность фильтра света.

На сайте Hoya приведён простой пример, понятный каждому. Скажем вы купили объектив 24-70/2.8 за 500долл., но одели на него дешевый фильтр из простого стекла. Зная, что простое стекло отражает до 9% попавшего на него света, вы потеряли 9% от светосилы вашего объектива. Таким образом ваш объектив превратился в 24-70/3.

Фильтры Hoya я здесь разобрал всего лишь для примера. Есть еще хорошие производители фильтров, такие как B+W (Schnieder Group, Schott Glaswerk), Marumi, Carl Zeiss (Zeiss Group, Schott Glaswerk) и т.д.

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

По ссылке вы найдете описание фильтров B+W c просветлением, аналогичным Super HMC, но называющимся MRC.

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

лучший УФ-фильтр от B+W

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

— Спектральные характеристики для B+W фильтров— Брошюра по фильтрам B+W— Обзор различных фильтров B+W[upme_private allowed_roles=subscriber,Participant]А здесь можно скачать спектральные характеристики для B+W фильтров.

Брошюра по фильтрам B+W

Брошюра по фильтрам B+W

Брошюра по фильтрам B+W для цифровой фотографии

Брошюра по фильтрам B+W для цифровой фотографии

обзор различных фильтров B+W

обзор различных фильтров B+W

По ссылке вы сможете найти тест фильтров с помощью спектрометра. Я лишь приведу таблицу с результатами теста.

[/upme_private]

Верить или не верить таблице с сайта lenstips — ваше дело (я не очень верю). Мой личный опыт говорит, что если сравнивать марки B+W, Marumi и Hoya, то они по убыванию качества выстроятся так:

1. B+W XS-PRO UV-Haze MRC Nano / B+W XS-PRO Clear MRC Nano (нет в этой таблице)2. B+W F-PRO UV-Haze MRC3. Carl Zeiss T* UV4. Hoya HD UV5. Hoya Fusion6. Marumi Super DHG UV, Marumi Super DHG Lens Protect (он не фильтрует УФ)7. Tiffen

тест фильтров с помощью спектрометра

Таблицу наши польские друзья предпочли изобразить в «попугаях», но точные значения результатов теста вы можете найти по указанной мной ранее ссылке.

Из всех фильтров особенно отличились Hoya UV G series, King UV и Tiffen UV, которые по характеристикам были не лучше хорошего оконного стекла.

к содержанию ↑

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

Материалы оправы фильтров чаще всего встречаются из алюминия и латуни. Например, Hoya использует алюминий, объясняя это тем, что он износостойский и при падении линзы скорее пострадает алюминиевый фильтры, нежели оправа объектива, которая сейчас чаще всего бывает из алюминия же или поликарбоната.

В тоже время B+W делает оправы фильтров преимущественно из латуни, объясняя это тем, кто алюминиевый фильтр часто «прикипает» к алюминиевой оправе объектива и его не снять. А с латунью такой проблемы нет.

Тут уже выбирает пользователь, что ему важнее.

Надеюсь данная статья поможет вам определиться с выбором фильтра!

И удачных всем снимков!

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

evtifeev.com

Ультрафиолетовые (UV) и защитные фотофильтры

Защитные и ультрафиолетовые (UV) фильтры. Влияние фильтра на качество фотографического изображения. Выбор фотофильтра.

Значительная часть фотографов, покупая новый объектив для фотокамеры, тут же приобретают и накручивают на объектив снаружи круглое прозрачное стекло в оправе под названием фотофильтр. Зачем?

Часть 1. Ультрафиолетовые (UV) и защитные фотофильтры

Существует, как минимум, два распространенных объяснения на тему, зачем нужен прозрачный фотофильтр на объектив фотокамеры:

1. Ультрафиолетовый (UV) прозрачный фильтр значительно уменьшает попадание лучей ультрафиолета на матрицу цифровой фотокамеры. Интенсивное ультрафиолетовое излучение делает итоговое изображение, которое мы видим на экране компьютера или на отпечатке из принтера, более блеклым, и менее насыщенным по цветам. Фактически ультрафиолетовые лучи «зашумляют» лучи видимого глазом светового спектра. В результате, изображение на экране компьютера или на отпечатке получается «зашумленным серым», блеклым, серым с легкой голубизной, а истинный чистый яркий цвет фотографируемых объектов ухудшается. Поэтому приобретение ультрафиолетового (UV) фотофильтра – абсолютная необходимость. Правда ли это?

С точки зрения теоретической физики, абсолютная правда. В практике все немного по-другому.

А) Непосредственно перед матрицей большинства современных цифровых фотокамер уже находится специальный фильтр. По сути, этот фильтр является единым целым с матрицей. Ведь производители бьются за кошелек покупателя, и они заинтересованы в том, чтобы обычный фотограф-любитель получал красивое изображение в виде привычного цифрового файла без «шаманских танцев с бубнами» и без дополнительной трудоемкой обработки в графических редакторах.

Производители фотокамер конкурируют друг с другом и бьются за красивый сочный цвет изображения. Не поставить заранее специальный фильтр перед матрицей и допустить серое блеклое изображение означало бы стремительное падение продаж и убытки. Правда существует ограниченное количество фотокамер без специального фильтра перед матрицей, но люди, пользующиеся такими фотокамерами – профессионалы, и они не задают вопросы: зачем нужен фильтр?

Б) Стекло в значительной степени уменьшает интенсивность ультрафиолетового излучения. Фотографические объективы высокого класса представляют собой сложную конструкцию с многими линзами из высокосортного стекла, и каждая линза в отдельности в значительной степени уменьшает интенсивность ультрафиолетовых лучей. Следовательно, до матрицы фотокамеры доходит ничтожное количество ультрафиолета без применения дополнительных ультрафиолетовых (UV) фильтров.

Следовательно, применение дополнительного ультрафиолетового (UV) фильтра для снижения интенсивности ультрафиолетовых лучей, попадающих на матрицу, в большинстве случаев лишено смысла. Матрица и так достаточно защищена от ультрафиолета.

В каких случаях применение ультрафиолетового (UV) фильтра может быть необходимо? Высоко в горах, где ультрафиолета очень много. Еще может быть, около огромных отражающих поверхностей, например, на берегу океана в тропиках или вблизи экватора. В большинстве остальных случаев матрица вашей фотокамеры изначально достаточно защищена от действия ультрафиолетовых лучей.

2. Ультрафиолетовый (UV) прозрачный фильтр защищает наружную линзу дорогостоящего объектива от внешних повреждений. И это абсолютно соответствует действительности!

Но производитель прекрасно понимает, что большинство обычных фотографов не очень разбираются в физике. Поэтому производитель часто выпускает две линейки прозрачных фильтров: более дешевые защитные (якобы из обычного стекла) и более дорогие ультрафиолетовые (UV) (якобы из особого стекла, не пропускающего ультрафиолет) – скромно умалчивая о том, что любое стекло, даже низкосортное оконное, является фильтром для ультрафиолетовых лучей. Кроме того, как было написано выше, перед матрицей вашей фотокамеры наверняка уже стоит специальный фильтр, а многочисленные стеклянные линзы объектива тоже работают, как ультрафиолетовые фильтры.

В абсолютном большинстве случаев защитного фильтра вполне достаточно именно для защиты от механических повреждений передней линзы, а от ультрафиолета дополнительная защита не обязательна. Но это знание ударит по продажам дорогих ультрафиолетовых (UV) фильтров, вот почему это знание никто из производителей не спешит донести до рядового потребителя. Покупка защитного фильтра разумна, покупка дорогого ультрафиолетового (UV) фильтра в большинстве случаев бессмысленна. Лучше купить более дорогой именно защитный фильтр, т.к. есть надежда, что в тут деньги берутся за сорт стекла, а не за мнимую защиту от ультрафиолета.

Часть 2. Влияние фильтра на качество фотографического изображения

Влияние фотофильтра на качество фотографического изображения – неисчерпаемая тема для дискуссий. Поскольку ни один из производителей не платит мне за аналитику, и всё фотооборудование мне приходится покупать на свои деньги, то мне стало интересно: покупка какого прозрачного фотофильтра является разумной тратой денег без переплаты за мнимые преимущества.

Мною были отсняты сотни кадров на фотокамеру Canon EOS-1D X с объективами Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM с фильтрами диаметром 82 и 77 мм соответственно. Производились тестовые съемки с использованием фильтров Marumi, Kenko, Hoya, B+W различных серий, а также съемки без использования каких-либо фильтров. В поисках истины отснято несколько гигабайт, и выкладывать их куда-либо у меня нет ни возможности, ни желания. Тем не менее, я могу поделиться некоторыми своими наблюдениями. Следует иметь в виду, что все эти наблюдения субъективны, т.к. метод экспертной оценки с помощью человеческого глаза субъективен по своей сути.

1. Ни один из фильтров, будучи чистым и новым, не дал хоть сколько-нибудь заметного ухудшения резкости изображения. Ни один – от самого дешевого до самого дорогого!

2. Цветопередача у разных фильтров разная. Если принять условно изображение, полученное без фильтра за эталонное, то закономерности следующие:

А) Независимо от бренда, все дешевые фотофильтры делают изображение более блеклым по цветам. Мне это сильно заметно при попарном сравнении с эталонным изображением, полученным без использования фотофильтра. Вероятно, это связано с сортом используемого стекла и различными напылениями. Вдумайтесь! Если вы покупаете дешевый ультрафиолетовый (UV) фильтр, чтобы защититься от ультрафиолета, делающего изображение серым, то вовсе не ультрафиолет, а дешевый фильтр портит изображение и делает его более серым и блеклым! Если для вас важно бескомпромиссное качество изображения, либо покупайте более дорогие фильтры, либо не используйте фильтры в принципе. Но тогда вы рискуете передней линзой вашего объектива. И тогда есть смысл покупать дорогие защитные фильтры без переплаты за мнимую защиту от ультрафиолета. Т.е. в линейке продукции производителя фотофильтров я стараюсь выбирать серию защитные, а не ультрафиолетовые (UV). И вот на защитных фильтрах я уже не экономлю.

Б) Группа аутсайдеров Marumi и Kenko: даже фильтры дорогих серий делают изображение едва уловимо более блеклым, но разница с эталонным изображением, полученным без использования какого-либо фильтра, лично мне видна только при попарном сравнении. При сжатии фото для использования в Интернете, для меня разница перестает быть заметной в принципе.

В) Середнячок Hoya: фильтры дорогих серий дают изображение, которое лично я не могу отличить от эталонного даже при попарном сравнении полноразмерных оригиналов.

Г) Лидер B+W: дорогой фильтр удивительным образом «приукрашивает» изображение, по сравнению с эталонным. На цветовой карте это едва уловимо, а вот на женских портретах крупным планом это хорошо заметно – косметика становится более сочной, волосы более насыщенного колора, глаза выглядят ярче. Тем не менее, это субъективное улучшение изображения (если оно вообще есть) настолько минимально, что этот эффект с легкостью достигается работой с RAW-файлами в графических редакторах. И конечно, при сжатии фотографии для Интернета это легкое преимущество становится малозаметным даже при попарном сравнении.

Надеюсь, мои наблюдения помогут вам сделать свои собственные выводы касательно защитных и ультрафиолетовых (UV) фотофильтров. Удачного вам выбора фильтра для объектива любимой фотокамеры!

Автор текста Игорь Ширяев.

Электронное СМИ «Интересный мир». 09.04.2015

tweet

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

www.interesmir.ru

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры – ФотоКто

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

Последнее время как-то много вопросов про фильтры, так что постараюсь объединить всю информацию в одной статье.

UV-фильтр

 — отфильтровывает ультрафиолетовые лучи, тем самым повышая резкость и контраст фото.

Skylight-фильтр

 — отфильтровывает ультрафиолетовые лучи и поглощает избыток голубого спектра, тем самым нормализуя цветовой баланс при дневном осещении.

Clear-фильтр

 — просто защищает линзу, не влияет на снимок. Также у разных производителей может называться защитным или P-фильтром.

Надеюсь все понимают, что улучшать фото они в принципе не могут. Это еще одна поверхность воздух-стекло, которые так сильно влияют на качество оптики.

До изобретения просветления такие переходы воздух-стекло просто «убивали» картинку. Мало того, что каждый такой переход снижал количество проходящего света на 4-8%, так еще и неидеальность линз добавляла аберрации, а непрошедший через линзу свет переотражался и снижал контраст.

После изобретения просветления, а затем и мультипросветления ситуация в корне изменилась. Стали возможны объективы с огромным количеством линз и переходов воздух-стекло.

Современные объективы теряют примерно ½-1% света при прохождении его через такую границу.

Соответственно нас в первую очередь будет волновать, чтобы защитный или UV-фильтр имел мультипросветление. И имел его с обеих сторон стеклянной поверхности.

Например, у Hoya, известного производителя фильтров есть три градации фильтров.

Standard, Hoya Multi-Coated (HMC), Super Hoya Multi-Coated (Super HMC).

Standard — имеет однослойное просветление с обеих сторон. А это уже ведёт к большей потери света на переднем элементе, нежели, скажем, на передней мультипросветленной линзе объектива.

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

Но это всё равно лучше, чем фильтры малоизвестных производителей, которые вообще по сути являются обычным стеклом и соответственно ведут себя как стекло.

 

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

стеклянные фильтры без просветления

 

Одевать такой фильтр на свой объектив значит безвозвратно портить картинку, потому как современные объективы все имеют мультипросветление всех линз.

Hoya Multi-Coated (HMC)

97% СВЕТА ПРОХОДИТ

Данные фильтры имеют мультипросветление с обеих сторон. В тоже время фильтры некоторых производителей, которые заявляют о мультипросветлении имеют мультипросветление только с одной стороны. Кто-то добавляет просветление методом напыления и такое покрытие быстро снашивается. Правильный метод — приклеивание слоёв мультипросветления к стеклу.

 

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

фильтры с мультипросветлением

 

Super Hoya Multi-Coated (Super HMC)

99.7% СВЕТА ПРОХОДИТ

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

в 1996-ом году Hoya выпустила на рынокSuper HMC фильтры, которые включают в себя: Skylight, 1B, UV (0), ND 2X, ND4X и ультра-тонкий круговой поляризатор (CPL), который имеет аж 7 слоёв просветления с задней стороны. Такие фильтры имеют по 6 слоёв просветления с каждой стороны. Собственно 1 слой это обычный, для того, чтобы можно было безбоязненно чистить, а остальные 5 слоёв — просветляющие, предотвращающие рассеяние света при попадании на линзу. На таких фильтрах теряется в среднем лишь 0.3% (!) от всего попавшего на поверхность фильтра света.

На сайте Hoya приведён простой пример, понятный каждому. Скажем вы купили объектив 24-70/2.8 за 500долл., но одели на него дешевый фильтр из простого стекла. Зная, что простое стекло отражает до 9% попавшего на него света, вы потеряли 9% от светосилы вашего объектива. Таким образом ваш объектив превратился в 24-70/3.

Фильтры Hoya я здесь разобрал всего лишь для примера. Есть еще хорошие производители фильтров, такие как B+W(Schnieder Group, Schott Glaswerk), Marumi,Carl Zeiss (Zeiss Group, Schott Glaswerk) и т.д.

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

По ссылке вы найдете описание фильтров B+W c просветлением, аналогичным Super HMC, но называющимся MRC.

 

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

лучший УФ-фильтр от B+W

 

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

А здесь можно скачать спектральные характеристики для B+W фильтров.

 

Брошюра по фильтрам B+W

Брошюра по фильтрам B+W

Брошюра по фильтрам B+W для цифровой фотографии

Брошюра по фильтрам B+W для цифровой фотографии

обзор различных фильтров B+W

обзор различных фильтров B+W

 

По ссылке вы сможете найти тест фильтров с помощью спектрометра. Я лишь приведу таблицу с результатами теста.

Верить или не верить таблице с сайта lenstips — ваше дело (я не очень верю). Мой личный опыт говорит, что если сравнивать марки B+W, Marumi и Hoya, то они по убыванию качества выстроятся так:

1. B+W MRC KSM Nano (нет в этой таблице)

2. Marumi Super DHG UV, Marumi Super DHG Lens Protect (он не фильтрует УФ)

3. Hoya Super HMC UV (0) (его минус — нет внешней резьбы на фильтре. Не одеть крышку объектива)

тест фильтров с помощью спектрометра

Таблицу наши польские друзья предпочли изобразить в «попугаях», но точные значения результатов теста вы можете найти по указанной мной ранее ссылке.

Из всех фильтров особенно отличилисьHoya UV G series, King UV и Tiffen UV, которые по характеристикам были не лучше хорошего оконного стекла.

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

Материалы оправы фильтров чаще всего встречаются из алюминия и латуни. Например, Hoya использует алюминий, объясняя это тем, что он износостойский и при падении линзы скорее пострадает алюминиевый фильтры, нежели оправа объектива, которая сейчас чаще всего бывает из алюминия же или поликарбоната.

В тоже время B+W делает оправы фильтров преимущественно из латуни, объясняя это тем, кто алюминиевый фильтр часто «прикипает» к алюминиевой оправе объектива и его не снять. А с латунью такой проблемы нет.

Тут уже выбирает пользователь, что ему важнее.

Надеюсь данная статья поможет вам определиться с выбором фильтра!

И удачных всем снимков!

Про ультрафиолетовые и защитные фильтры

  Источник: http://evtifeev.com

fotokto.ru

Фильтры: какие действительно нужны?

Фильтр на десять стопов позволил мне использовать 60-секундную выдержку, чтобы размыть волны, разбивающиеся о берег, и превратить их в мистический туман.

Какие фильтры выбирать и как найти нужный размер? При работе с фильтрами у многих начинающих (и даже опытных) фотографов, несомненно, появляется несколько вопросов.

В этой статье мы рассмотрим, что делает каждый из видов фильтров, какие из них вам действительно нужны и как подобрать правильные фильтры для своей камеры.

Ультрафиолетовый (UV) фильтр

Такой вид чаще всего идет в комплекте при покупке камеры или объектива. Это древняя технология, которая уже устарела, но все еще держится на плаву, во многом из-за выгоды для продавцов. UV-фильтры изначально использовались при работе с пленкой. Пленка обычно разделялась на разные слои для красного, синего и зеленого. Синий слой был весьма чувствителен к ультрафиолетовому свету. Еще до появления цифровых камер большинство производителей фотопленок должны были в большей мере преодолеть эту проблему. Современные фотоаппараты полностью избавились от нее благодаря наличию внутренних фильтров, блокирующих ультрафиолет и инфракрасный свет. Что все это значит? На сегодняшний день UV-фильтры полностью потеряли смысл.

Зачастую, если в кадре или возле его границы присутствует источник света, UV-фильтр может усилить или создать блики. Это случается из-за добавления перед объективом дополнительного кусочка стекла, через который должен пройти свет. Вспомним еще то, что дешевые ультрафиолетовые фильтры снижают резкость и контраст фотографий. Так зачем же их использовать?

Причина, по которой многие используют UV-фильтры – защита объектива. Однако, даже это не так полезно, как может показаться. Если поискать в интернете различные тесты эффективности UV-фильтров в плане защиты объектива, станет понятно, наличие фильтра мало что меняет. Переднее стекло в объективе очень прочное и, конечно же, прочнее, чем UV-фильтр. Поэтому любая сила, которая может причинить вред, с легкостью разобьет фильтр и все равно навредит объективу.

Если вы обеспокоены тем, что можете поцарапать или уронить объектив, идеальный способ этого избежать – прочная бленда. В отличие от UV-фильтра, бленда сокращает блики, а не усиливает их. Если вопрос нанесения ущерба объективу очень важен, позаботьтесь о страховке. Это дороже, но тогда вы будете спать спокойно.

Вывод – ультрафиолетовый фильтр вам не нужен.

Круглый (циркулярный) поляризационный фильтр

Эти фильтры имеют два кусочка стекла, которые можно поворачивать, регулируя силу поляризации.

Если вы когда-либо носили поляризующие очки, то испытали на себе эффект циркулярного поляризационного фильтра. Этот вид состоит из двух соединенных стекол, которые можно независимо поворачивать для регулировки силы поляризации. На практике вы видите результат на экране или смотрите сквозь видоискатель и поворачиваете поляризатор пока не получите желаемый результат.

Это обязательный аксессуар для любого фотографа.

Круглому поляризатору можно найти множество применений. Главное – эффекты, создаваемые с его помощью очень сложно или нереально воссоздать при помощи программной обработки. Как ни странно, свое название фильтр получил не из-за круглой формы. Оно относится к методу поляризации. Старые пленочные камеры использовали «линейные» фильтры. Они не позволяют замерять свет и работать с некоторыми видами автофокуса. Поэтому сейчас они устарели и почти не продаются. Обращайте внимание при покупке – вам нужен именно циркулярный поляризационный фильтр, хотя вряд ли сейчас можно встретить линейный тип.

Поляризационный фильтр сокращает блики от сияющих предметов, например, воды или листьев. Когда вы впервые поработаете с поляризатором, вы будете удивлены, насколько много бликов есть на повседневных предметах. Особенно сильно без поляризатора блестит растительность. Правильное использование такого фильтра обеспечивает более богатые, глубокие и реалистичные цвета при съемке объектов, которые обычно отбрасывают блики.

Поляризационный фильтр позволил избавиться от блеска камней и сделал кадр довольно темным, чтобы я мог использовать выдержку 1.3 секунды, сделав воду размытой.

А также такой фильтр может смягчить или убрать отражения на поверхности воды. Хоть иногда отражения и нужны, бывают ситуации, когда без них получается более интересное фото. Один из примеров – мелкое прибережье с интересными камнями под водой. Если небо отражается в воде, довольно трудно запечатлеть, что происходит под ее поверхностью. Однако, используя поляризатор, можно сделать воду кристально чистой и фотографировать происходящее на дне.

Поляризационные фильтры также делают синее небо более темным и глубоким. Хотя тут важно не перестараться, иначе получится нереалистичный вид. Но также, если снимать небо с очень широким углом и поляризационным фильтром, цвет в разных участках может отличаться. Это происходит из-за того, что эффект поляризатора варьируется в зависимости от угла падения солнечных лучей и при съемке с широкоугольником вы одновременно захватываете участки неба с разными углами. В таком случае лучше просто снять фильтр.

Фильтры нейтральной плотности (ND-фильтры)

По большому счету этот вид представляет собой солнцезащитные очки для объектива. У ND-фильтров множество применений, о которых можно написать отдельную статью. Сокращая количество света, который попадает на сенсор, они предоставляют больше контроля над выдержкой. Вы можете устанавливать высокие значения, получив особый эффект.

Фильтры нейтральной плотности – ценный и очень полезный инструмент.

ND-фильтры позволяют делать фотографии, которые без них абсолютно невозможно воплотить, например, шелковый водопад, размытые линии облаков в небе или идеально ровная поверхность воды. Даже портретные фотографы иногда используют эти фильтры, чтобы иметь возможность устанавливать широкую диафрагму в яркое дневное время.

ND-фильтры классифицируются в зависимости от плотности. Обычно они измеряются по количеству стопов (выдержки, диафрагмы или ISO), необходимому для компенсации затемнения и получения правильной экспозиции. Производители по-разному это выражают (такой подход может показаться очень запутанным для новичков). Некоторые просто указывают количество стопов, а другие зачем-то используют инкременты со значением 0,3. То есть, 1 стоп означает 0,3, 2 стопа – 0,6, а 10 стопов – 3,0. Важно немного изучить тему, чтобы не ошибиться с выбором.

ND-фильтр позволил мне установить 15-секундную экспозицию и смягчить воду для контраста с кривыми ветками.

Еще один важный пункт при выборе фильтра нейтральной плотности – создает ли он цветовой оттенок. Обычно это имеет значение для более плотных фильтров, например, 10-стопных. Хотя в большинстве ситуаций при съемке в RAW можно исправить это при помощи Lightroom, немного проще, когда реальный результат виден на экране камеры без необходимости каждый раз корректировать баланс белого после снятия или крепления фильтра.

Нейтральный градиентный фильтр (GND)

Это фильтр, одна половина которого – ND-фильтр, а вторая – чистое стекло. Они выпускаются в разных вариантах, варьирующихся от постепенного к более резкому переходу между половинками. Эти фильтры используются, когда одна часть вашего снимка светлее, чем другая (например, небо и земля при пейзажной съемке).

Недостаток таких фильтров в том, что они полезны только при идеально плоском горизонте. Если что-либо выделяется, например, гора или дерево, оно также затемнится. GND-фильтры – еще один пережиток пленочной эпохи и кадры с высоким динамическим диапазоном намного лучше можно передать при помощи брекетинга экспозиции и использования такого ПО, как Photoshop.

Каким должен быть размер фильтра?

Это очень легкий вопрос. У каждого объектива есть диаметр резьбы для фильтров. Он измеряется в миллиметрах, прямо как фокусное расстояние. Не спутайте две этих характеристики. Информация о диаметре резьбы можно найти почти в любом интернет-магазине. Диаметр обычно указывается в руководстве или на коробке объектива. Мне проще всего просто забить в поисковую систему «размер фильтра для объектива ____» и сразу же найти ответ.

Получается, что, если у всех объективов разный диаметр резьбы, нужно покупать отдельный фильтр для каждого? Конечно, нет! Очень частая практика среди фотографов (по крайней мере, продуманных) – купить фильтр для самого большого диаметра (можно даже заранее выбрать фильтр для объектива, который вы планируете купить в будущем). Когда у вас есть большой фильтр, его можно прикрепить на любой меньший объектив при помощи переходного кольца. Поскольку фильтр больше, чем отверстие объектива, он никаким образом не будет мешать изображению. Если воспользоваться таким методом, можно разумно распределить бюджет, купив один набор качественных фильтров и пару переходных колец вместо того, чтобы тратить кучу денег на фильтры разного размера или жертвовать качеством ради количества.

Помните, что в обратную сторону это не работает. Нельзя прикрутить меньший фильтр к объективу с большим диаметром резьбы при помощи переходного кольца. Он будет закрывать кадр.

Квадратные фильтры (и системы фильтров)

А что насчет тех квадратных кусочков стекла, которыми пользуются некоторые пейзажные фотографы? Это тоже фильтры, обычно – ND или GND, но существуют и квадратные поляризаторы (это звучит странно, ведь, с технической точки зрения, они называются квадратными циркулярными поляризаторами). Зачастую фотографы устанавливают стандартный поляризационный фильтр на одной из сторон квадратного держателя, чтобы иметь для него возможность независимого регулирования.

Квадратные держатели фильтров прикрепляются к объективу при помощи специальных адаптеров, подходящих под размер резьбы.

Преимущество такой системы в том, что не нужно прикручивать и откручивать фильтры. Вы просто вставляете квадратный кусочек стекла и вынимаете его, когда нужно. Либо, в случае с большинством моделей, просто откидываете держатель, компонуете кадр и фокусируетесь, а затем закидываете его обратно. Это может сохранить огромное количество времени при работе с плотными ND-фильтрами, ведь с ними почти невозможно увидеть что-либо сквозь видоискатель.

Я в основном использую именно этот тип и очень его люблю, хотя во многом всё зависит от личных предпочтений. Многие потрясающие фотографы отдают предпочтение исключительно круглым фильтрам, поэтому вам нужно самостоятельно определиться с видом, который лучше подходит. Есть множество хороших держателей для квадратных фильтров от компаний Lee Filters, Cokin, Breakthrough Photography, а также недорогая версия от The Filter Dude.

Для использования системы вам понадобится сам квадратный фильтр и держатель.

Так что же вам нужно?

Давайте перейдем к серьезному вопросу. Что именно нужно вам? Как и с большинством других вещей в фотографии, ответ зависит от сферы, с который вы работаете. Пейзажные фотографы чаще используют фильтры (хотя 1 или 2-стопный ND-фильтр может пригодиться при съемке портретов вне помещения).

Я рекомендую прежде всего обзавестись поляризационным фильтром. Он пригодится для любого вида фотографии и даже может использоваться в качестве 1-стопного фильтра нейтральной плотности, так как блокирует примерно такое же количество света. Благодаря этому его можно использовать во множестве ситуаций. Следующий шаг – ND-фильтр. На этом этапе нужно решить, для каких целей он вам понадобится. Если вы хотите создавать эффект гладких туманистых волн, потребуется более плотный 6- или 10-стопный фильтр. Если же вы не работаете с пейзажами и в основном снимаете портреты, достаточно будет 2- или 3-стопного. 1-стопный фильтр можете не рассматривать, так как его заменяет поляризатор. Неуверены, что вам нужно? Отличный выбор – 6 стопов. Он позволит получить крутые пейзажные эффекты и предоставит достаточно преимуществ для портретной съемки.

Отличная начальная комбинация – циркулярный поляризатор и 6-стопный фильтр нейтральной плотности.

Есть множество компаний, продающих фильтры, среди которых B+W, Lee, Tiffen и Breakthrough. Цены варьируются от довольно дешевых до нескольких сотен долларов. Я рекомендую обратить внимание на модели от Breakthrough Photography. Они зарекомендовали себя как компанию с наилучшим качеством и (это касается ND-фильтров) наименьшей силой оттенков цвета даже у плотных 10-стопных фильтров.

Я хотел бы услышать ваши мысли по поводу использования фильтров. Какой вам больше всего нравится? Нашли ли вы способы креативно использовать различные виды фильтров? Вы предпочитаете квадратные или круглые системы?

Автор: Pete Lagregor

photo-monster.ru


.